Джон остин биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Джон Лэнгшо Остин (англ. John Langshaw Austin ; 26 марта 1911 года, Ланкастер - 8 февраля 1960 года, Оксфорд) - британский философ языка, один из основателей философии обыденного языка. Внёс вклад в разработку теории речевого акта. Профессор Оксфорда, член Британской академии (1958).

  • Биография
  • Философия
  • Публикации на русском
  • Примечания
  • Ссылки

Окончил оксфордский Баллиол-колледж, где учился в 1933-1929 годах. Затем там же, в Оксфордском университете, сделал карьеру: в 1933-1935 годах - в Олл-соулз-колледже, в 1935-1939 годах - в Модлин-колледже.

В годы Второй мировой войны служил в MI6.

С 1952 года и до конца жизни профессор философии (en:White's Professor of Moral Philosophy) в Крайст-Чёрч-колледже.

В 1955 году посетил США, где познакомился в Ноамом Хомским. В 1956-1957 годах председатель Аристотелевского общества (Aristotelian Society).

Кроме того, язык не просто описывает реальность, но и влияет на неё посредством перформативных высказываний, таковых как обещание, предупреждение или приказание. Единый речевой акт представляется Остину как трехуровневое образование:

ОСТИН, ДЖОН ЛЭНГШО (Austin, John Langshaw) (1911–1960), английский философ, основоположник теории речевых актов. Родился в Ланкастере 26 марта 1911. В 1933 окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета. В Оксфорде прошла и вся его научная карьера – в Олл-соулз-колледже (1933–1935), Модлин-колледже (1935–1955) и, наконец, в Крайст-Чёрч-колледже, где он с 1952 и до конца жизни занимал должность профессора философии. В годы Второй мировой войны служил в британской разведке, был удостоен нескольких боевых наград. Умер Остин в Оксфорде 8 февраля 1960.

Как философ Остин принадлежал оксфордской школе анализа обыденного языка – одному из направлений в рамках аналитической философии, развивавшему прежде всего идеи позднего Л.Витгенштейна и полагавшему основным предметом философствования анализ повседневного речевого поведения человека и особенностей естественного языка, в несовершенстве которого, по мнению философов этого направления, коренятся многие традиционные философские проблемы. В частности, книга Остина Смысл и сенсибилии (Sense and Sensibilia, 1962, рус. пер. 1999; сенсибилии – это данные чувственного восприятия, а в другом понимании – сам чувственный мир) посвящена как раз обоснованию тезиса о чисто языковом характере многих таких проблем.

Практический интерес преимущественно к языку наряду с великолепной языковой интуицией обусловили то обстоятельство, что идеи Остина оказались востребованы не только в философии, но и в науке о языке, на развитие которой в последней трети 20 в. они оказали очень значительное влияние. Его книга с неудобопереводимым названием How to Do Things With Words (1962; имеются два различных русских перевода – Слово как действие, 1986 и Как производить действия при помощи слов, 1999), представляющая собой публикацию курса лекций, прочитанных в 1955 в Гарвардском университете, заложила основы теории речевых актов – одного из важнейших разделов лингвистической прагматики, а во многом и и лингвистики в целом, а также когнитивной науки.

Развивая наблюдения Витгенштейна за высказываниями, не имеющими истинного значения, Остин ввел разграничение констативных (описывающих некоторое положение вещей и имеющих истинностное значение) и перформативных (служащих инструментом осуществления некоторого действия – просьбы, обещания и т.д.) высказываний, предложил аппарат для описания перформативных высказываний (в частности, ввел понятия локуции, иллокуции и иллокутивной силы, перлокуции, условий успешности речевого акта – подробнее см. РЕЧЕВОЙ АКТ), а также предложил первую классификацию перформативов, впоследствии развитую учеником Остина Дж.Р.Сёрлем и другими учеными. Работы Остина сыграли важную роль в смещении фокуса внимания исследователей с изучения предложения на изучение высказывания, т.е. предложения, употребленного в некотором контексте с целью достижения определенных целей.

В дальнейшем представление о высказывании как осуществении действия было распространено на все типы высказываний, включая констативы, что позволило объяснить многие их чисто лингвистические свойства, а также важные закономерности построения дискурса.

Имя при рождении: Джон Хиллери Остин (John Hillery Osteen)
Род деятельности: Пастор, Автор, Телеевангелист
Дата рождения: 21 Августа 1921 г.
Место рождения: Форт-Уэрт, Техас, США
Гражданство: США
Дата смерти: 23 Января 1999 г.
Место смерти: Хьюстон, Техас, США
Сайт: Lakewood Church

"Ваша вера нуждается в уверенности". - Джон Остин

Джон Хиллери Остин (21 августа 1921 - 23 января 1999) был основателем и первым пастором церкви Лейквуд в Хьюстоне, штат Техас, с момента ее зарождения в 1959 году, до дня своей смерти в 1999 году. Затем его сын Джоел Остин сменил его на посту пастора.

Биография

Джон Остин вел служение пастора, евангелиста, автора книг и учителя более 50 лет. Получив рукоположение в качестве баптистского проповедника в 1958 году, он пережил крещение Святым Духом, что изменило всю его жизнь – с тех пор он видит свое призвание в распространении Евангелия Иисуса Христа по всему миру. Он много путешествовал, проповедуя весть о Божьей любви, исцелении и действии Его силы народам разных стран. Великое поручение Иисуса стало для него не просто реальностью, но образом жизни.

Джон Остин является пастором Церкви Лейквуд в городе Хьюстон, штат Техас. Эта церковь известна как "Оазис любви в беспокойном мире", и многие люди со всех уголков земли с любовью называют своим домом.

Джон Остин вел еженедельную программу на телевидении, которую имеют возможность смотреть миллионы людей в США и других странах мира. Он является автором многочисленных книг. Аудио и видеокассеты с его учением и проповедями также получили широкое распространение в теле Христа.

Джон Лэнгшо Остин (англ. John Langshaw Austin , 28 марта 1911, Ланкастер — 8 февраля 1960, Оксфорд) — британский философ, один из основателей лингвистической философии. Внёс вклад в разработку теории речевого акта.

Содержание

Биография

Получил образование в Оксфордском университете, где впоследствии стал профессором философии (1952-1960). В 1955 году посетил США, где познакомился в Ноамом Хомским. C 1956 по 1957 год занимал пост председателя аристотелевского общества.

Философия

Кроме того, язык не просто описывает реальность, но и влияет на нее посредством перформативных высказываний, таковых как обещание, предупреждение или приказание. Единый речевой акт представляется Остину как трехуровневое образование:

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sense and sensibilia, Oxf., 1962; How to do things with words, Camb., 1962; Philosophical papers, Oxf., 1970s.

Литература: Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 489—92; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., М., 1973.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 310-311.

Сочинения: Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986; Истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. М,, 1998; Избранное. М., 1999; Три способа пролить чернила. СПб., 2006; Philosophical Papers. Oxford, 1961; Sense and Sensibilia. Oxford, 1962.

Остин (Austin) Джон (1911-1960) - британский философ и основоположник современной неформальной логики. С 1952 - профессор Оксфордского университета. Основные сочинения: "Истина" (1950), "Поводы для извинений" ("Просьба простить") (1957), "Философские статьи" (1961), "Чувство и восприятие" (1962), "Как делать вещи из слов" (посмертно восстановленный и изданный в 1962 курс лекций О. памяти Джеймса, прочитанный в 1955 в Гарвардском университете) и др. (О. не закончил ни одной книги и не опубликовал ни одной статьи в философской периодике. Так, из 10 текстов посмертного сборника "Философские статьи" 4 были опубликованы в сборниках статей, 1 являет собой запись радиовыступления, 5 - это доклады на заседаниях ученых сообществ.)

В рамках собственной программы разработки оснований лингвистической философии О. проанализировал логическую структуру повседневного языка. О. не считал, что осмысление "обычного языка" являет собой путь прояснения философских проблем: ". наш обычный запас слов воплощает все различения, которые люди сочли нужным провести, и все связи, которые они сочли нужным установить на протяжении жизни многих поколений". С его точки зрения, различения обычного языка более здравы, нежели "любое различение, которое мы с вами соблаговолим измыслить, посиживая днем в своих креслах". Согласно предположению О., философия в статусе традиционной родоначальницы наук в ближайшее время инициирует новую науку о языке, как недавно она продуцировала математическую логику. С точки зрения О., проблема является философской постольку, поскольку она запутанна, - как только люди достигают ясности относительно какой-то проблемы, она "перестает быть философской и становится научной".

Философские взгляды О. расходились с рядом подходов неопозитивизма. В частности, О. подвергает критике теорию "чувственных данных" Айера. По О., тезис о том, что то, что мы "непосредственно воспринимаем, суть чувственные данные" и идея, согласно которой предложения о чувственных данных суть безусловные основания знания, - ошибочны. В первом случае он предлагает разграничить классическую "иллюзию" и "обман". Во втором - О. утверждает, что предложений одновременно безусловных по своей природе, непосредственно верифицируемых и доказательных в силу собственной очевидности - не бывает и быть не может. Остин предложил своеобразный симбиоз философии и лингвистики - "лингвистическую феноменологию", в границах которой логические явления предлагалось рассматривать без отвлечения от их непосредственного содержания. По О., такая дисциплина должна изучать способы употребления естественного языка: если элементарным предметом "лингвистической феноменологии" служит "утверждение" (statement), то соответствующим предметом логики является "предложение" (proposition). Последнее, согласно О., состоит из слов, первое же - "делается с помощью слов".

Согласно мысли О., каждое "утверждение", произносимое кем-то, есть акт производства, который представляет собой своеобразное историческое событие, а именно - высказывание конкретным говорящим определенного "предложения", относимого к реципиенту (аудитории) с указанием на конкретное положение или же какую-то историческую ситуацию. Повседневное употребление слов "истинно или ложно" соответствует, таким образом, по О., "утверждению", а не "предложению". "Предложение" не может считаться истинным или ложным, поскольку оно посредством дескриптивной конвенции всякий раз сопоставлено типам событий. "Утверждение" же, посредством демонстративной конвенции, соответствует с известной долей неопределенности исторически меняющимся ситуациям. Как полагал О., "утверждение" истинно тогда и только тогда, когда историческое положение дел, сопоставленное ему с помощью демонстративной конвенции, относится к тому типу, который с помощью дескриптивной конвенции соответствует "предложению", использованному для производства данного "утверждения".

Дальнейший анализ понятия "утверждение" привел О. к различению последнего на "констатации" (constatives), или способы произнесения, в которых что-либо утверждается и потому к ним может быть применима оценка "истинно или ложно", и "перформации" (performatives) - способы произнесения, относящиеся к исполнению некоторого действия. Например, высказывание "я обещаю, что. " означает нечто большее, чем высказывание "я утверждаю, что. ". Первый тип высказываний О. и назвал "перформативными" (первое публичное упоминание этого термина - 1950), в то время как второй он характеризует как "констатации". Традиционно полагалось, что "знание" есть название особого ментального состояния, - в качестве следствия из этого постулировалось, что говорить "Я знаю, что Z есть Р", суть утверждать, что именно в этом ментальном состоянии я нахожусь в отношении к "Z есть Р". Такой подход, по мысли О., базируется на "ошибке описания" - на предположении, что слова употребляются исключительно для описания. Но, согласно О., утверждая, что я нечто знаю, я не просто описываю собственное состояние, но и осуществляю значимый шаг - даю другим слово, беру на себя ответственность за утверждение, что "Z есть Р", аналогично тому, что "обещать" означает давать окружающим слово, что я сделаю S. (Именно разъяснение О. аналогии между "знанием" и "обещанием", обычно выражающейся утверждением, что "знание" есть перформативное слово, принято полагать его главным вкладом в философию.)

По схеме О., утверждать, что "S истинно", означает утверждать, что "S соответствует фактам". "Соответствие" у О. могло описываться в терминологии дескриптивных конвенций (соотнесение слов с типами ситуаций) и демонстративных конвенций (соотнесение слов и предложений с действительными историческими ситуациями, обнаруживаемыми в окружающей действительности). Позже О. отметил, что перформативные высказывания могут быть "удачными" или "неудачными" (но не "истинными" или "ложными"); констатирующие же высказывания могут быть "истинными" или "ложными". Последующая систематизация видов "утверждения" легла в основу созданной О. теории речевых актов. "Речевым актом" он называет такой процесс общения определенных индивидов, в котором помимо высказывания осмысленных выражений имеет место интерактивное воздействие коммуникантов друг на друга. По мысли О., уровнями "речевого акта" как логико-содержательного комплекса являются: во-первых, локутивные акты, или локуции (locutions), - акты произнесения осмысленных "утверждений", или акты говорения самого по себе; во-вторых, иллокутивные акты, или иллокуции (illocutions), - то, что мы делаем в процессе произнесения слов, т.е. утверждаем, обещаем, приказываем и т.д.; в-третьих, перлокутивные акты, или перлокуции (perlocutions), - интеракциональный эффект, достигаемый посредством говорения, т.е. действия убеждения, запугивания и т.д., некое влияние, оказываемое на слушающего (реципиента). (Все глаголы О. подразделил на 5 групп в соответствии с их иллокутивной силой.)

С точки зрения О., в высказываниях типа "я утверждаю, что. ", "Джон обещает, что. ", "она угрожает, что. " левая часть представляет локутивный акт, правая - иллокутивный, а само высказывание в целом, если его действие достигает реципиента, - перлокутивный акт. Отсюда, по О., иллокуция может быть эксплицирована с помощью слова "этим": "я этим приказываю тебе", "я этим обещал ему" и т.д. В "речевом акте" можно также выделить нулевой уровень - акт высказывания, назначение которого состоит в символизации, в производстве слов и предложений. Локутивный акт призван выполнять референциальную функцию. Иллокутивный - наделяет "утверждение" коммуникативной силой, придавая ему определенную ценность в модусах обещания, утверждения и т.д. К иллокутивному комплексу, по О., относятся ассертивы (тезисы и аргументы), декларативы (дефиниции, задающие определенные правила коммуникативного использования выражений), директивы (вопросы) и т.д. Устойчивое сочетание иллокуций с соответствующими перлокуциями формирует коммуникативную общность - некую "языковую игру".

Убежденность О. в том, что значение живет в целостности дискурса и конституируется конвенциальными правилами контекста, вступала в определенное противоречие с логоцентристской по духу концепцией значения у Соссюра, фундированной идеей присутствия. Тем не менее, как позже отметил Деррида, теория О. также осталась в плену у скрытых логоцентристских установок. Логическая стратегия О., обозначенная Дерридой, как "логика супплиментарности" являла собой классический пример логики дополнительности. Опираясь на собственную оригинальную философскую иерархию типов речевых актов, О. тем не менее акцентировал особое внимание на исключениях из нее. В итоге, как отмечали критики, получалась иррациональная нелепица: стиль Хемингуэя в его собственных текстах, по мнению О., отсутствует, а возникает лишь в границах процедуры реконструкции этих текстов - причем в любых мыслимых формах последней. Теория речевых актов О. впоследствии использовалась во многих разделах философии языка. В голландской школе неформальной логики на ее базе выстроилась оригинальная теория аргументации.

А.Н. Шуман, А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Остин (Austin) Джон (26 марта 1911, Ланкастер – 8 февраля 1960, Оксфорд) – британский философ-аналитик, представитель лингвистической философии. Профессор Оксфордского университета (1952–60).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 170-171.

Далее читайте:

Сочинения:

Are There A Priory Concepts. – Proceedings of the Aristotelian Society, 1939, v. XVIII, pp. 83–105;

Читайте также: