Плутарх о реформах солона кратко

Обновлено: 30.06.2024

Плутарх (46-120 гг.), писатель-моралист. Родился в греческом городе Херонее. Образование получил в Афинах. Занимал ряд ответственных постов. Часто бывал в Риме, пользовался расположением императоров Траяна и Адриана. Использовал свои римские связи в интересах Греции. Написал 227 сочинений, из которых до нас дошло более 150. Для историков наибольший интерес представляют биографии греческих и римских политических деятелей.


. Так как в то время (начало 6 в. до н.э.) неравенство между бедными и богатыми достигло как бы наибольшей остроты, то государство находилось в чрезвычайно неустойчивом положением и, казалось могло устоять и избавиться от смуты только при условии, если установиться тирания. Надо иметь в виду, что весь простой народ был в долгу у богатых, так как или обрабатывал у них землю, платя за это шестую часть урожая, - этих людей называли шестидольниками и фетами - или, делая займы, подлежал личной кабале своих кредиторов, причем одни были рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (этого не запрещал ни один закон) или бежать из отечества вследствие жестокости кредиторов. Но большинство, и притом самые сильные, стали действовать заодно, призывая друг друга не относиться к этому равнодушно, но избрать одного верного человека в качестве простата, освободить должников, пропустивших срок уплаты, произвести передел земли и совершенно изменить государственный строй.

Источник :
Хрестоматия по истории Древней Греции.-М.,1964.- С.150

Плутарх о реформах Солона (еще)

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон. – пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский (писатель IV-III вв. до н.э.) рассказывает, что сам Солон прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств.

Солон не угодил ни той. Ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.

Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был его членом как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения.

Плутарх (ок. 46 - ок. 127) - греческий философ и писатель. Прославился Сравнительными жизнеописаниями, параллельными биографиями выдающихся лиц, куда вошли 23 пары биографий греческих и римских исторических деятелей, в том числе и биография Солона (между 640/635-559 гг. до н.э.) - афинского политического деятеля, законодателя и поэта.

XV. . Солон был первым, кому принадлежало изобретение назвать отмену долгов сисахфией. Эту политическую меру он пустил в ход первой, предложив отменить существующие в данное время долги, а впредь запретив обеспечивать ссуду личной кабалой. Однако большинство авторов говорят, что сисахфия была отменой вообще всех долговых обязательств

Из числа граждан, закабаленных за долги, одних он вернул с чужбины Иных еще, в позорном рабстве живших здесь, сделал свободными.

Итак, прежде всего он отменил все законы Драконта, кроме заходов об убийствах.

XVIII. Во-вторых, Солон, желая оставить все высшие должности за состоятельными людьми, как это и было раньше, а остальное управление, в котором простой народ не участвовал, распределить между всеми, ввел оценку имущества граждан. Людей, получающих пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, поставил на первое место и назвал пентакосиомедимнами, на второе место - людей, которые могут содержать коня или получать триста мер, - этих называли принадлежащими к всадническому разряду; граждане, относящиеся к третьему разряду по цензу, у которых состояние измерялось доходом в двести мер того и другого, получили название зевгитов. Все остальные назывались фетами. их политические права выражались лишь в том, что они принимали участие в народном собрании и в суде. Это право с самого начала представлялось ничего не значащим, но впоследствии оказалось чрезвычайно важным потому, что большинство спорных дел поступало к судьям. Дело в том, что одинаково и по всем делам, по которым он определял судить высшим должностным лицам, он предоставил желающим право подавать аппеляцию в суд.

Далее, считая необходимым оказывать помощь большинству народа, Солон предоставил каждому право выступать в защиту пострадавшего и привлекать виновных к ответственности. Например, если кого-нибудь избили, подвергли насилию или причинили ущерб, всякому, кто мог или хотел, предоставлялось право подавать жалобу на обидчика и преследовать его судом: законодатель правильно поступал, приучая граждан, как бы людей одной судьбы, сочувствовать друг другу и разделять чужое горе. Упоминают и слова Солона, находящиеся в согласии с этим законом. Когда его как-то спросили, о каком государстве жизнь устроена наилучшим образом, он ответил: В том, в котором за обиженных те менее их самих вступаются и наказывают обидчиков люди, не задетые этим лично.

XIX. Солон образовал совет на Аресовом холме из ежегодно сменяющихся архонтов и в этом совете стал принимать участие и сам как бывший архонт. Видя, однако, что народ становится кичливым и дерзким под влиянием отмены долгов, он учредил еще второй совет, предоставив выбирать для этого по сто человек от каждой из четырех фил. Этому совету он поручил составлять предварительные решения для народа и не допускать вносить в народное собрание каких-либо предложений без предварительного обсуждения их в его составе. А верхнему совету он предоставил надзор за всеми делами и охрану законов, рассчитывая, что государство при двух советах, как корабль, стоящий на двух якорях, меньше будет подвержено качке и что народ будет чувствовать себя спокойнее.

XX. . Странным и смешным кажется закон, который женщине-наследнице, в случае, если человек, ставший по закону ее властелином и главою, окажется неспособным к сожительству, дает право вступать в связь с ближайшими родственниками мужа. Некоторые говорят, что это и правильно по отношению к тем, которые, будучи неспособны к брачному сожительству, берут в жены наследниц ради денег и, пользуясь законом, производят насилие над природой. Именно они будут видеть, что наследница вступает в связь, с кем хочет, и тогда или откажутся от брака, или, оставаясь в браке, будут терпеть дозор, неся наказание за свое корыстолюбие и надменность. Хорошо еще и то, что наследница может вступать в связь не со всеми,, а с одним из родственников мужа по собственному выбору, потому что в таком случае ребенок будет не чужой, а принадлежащий к этому роду.

XXI. . Солон прославился также и законом о завещаниях. Прежде нельзя было делать завещания, так как имущество и домашнее хозяйство должны были оставаться в роду умершего; он же предоставил право всякому отдать свое имущество, кому хочет, если только у него нет законных детей; он дружбу почтил выше чем родство, и личное расположение выше, чем обязанность, и сделал имущество достоянием собственников. Правда, опять-таки он допустил дарение не без оговорок и не безусловно, а с ограничением: Буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы, или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины. Он хорошо и совершенно правильно признавал, что согласие, данное вопреки настоящим интересам, нисколько не отличается от принуждения, но поставил наравне обман и необходимость, мученье и удовольствие, потому все это одинаково может лишить человека рассудка.

XXII. . Солон видел, что город Афины наполняется вечно людьми, стекающимися со всех сторон в Аттику; а между тем земля в большей части страны бедна и неплодородна, люди же, занимающиеся морской торговлей, обычно ничего не привозят, поскольку местные жители ничего не могут им дать в обмен. Поэтому он заставил граждан обратиться к ремеслам и написал закон о том, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его ремеслу. Солон приспособлял скорее законы к жизни, чем жизнь к законам, и видя, что природа страны едва-едва удовлетворяет потребности земледельцев, а не имеющую занятий и праздную толпу не в состоянии кормить, обратил серьезное внимание на ремесла и поручил Ареопагу наблюдать за тем, откуда каждый человек получает средства к жизни, и наказывать не имеющих занятий.

Из урожая своей страны Солон разрешил продавать иноземцам только плоды маслины, все другое вывозить запретил и вменил в обязанность архонту подвергать проклятию тех, кто стал бы вывозить, под угрозой в противном случае самому платить в казну штраф в сто драхм.

Поскольку неравенство между бедными и богатыми дош-
ло, тогда, так сказать, до высшей точки, государство
находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь прос-
той народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали зем-
лю, платя богатым шестую часть урожая. другие брали
у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы
имели право обратить в рабство, при этом одни остава-
лись рабами на родине, других продавали на чужбину.
Многие вынуждены были продавать даже собственных детей
(никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечест-
ва из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинс-
тво, и к тому же люди большой физической силы, собира-
лись и уговаривали друг друга не оставаться равнодушны-
ми зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного
человека и освободить должников, пропустивших срок уп-
латы, а землю переделить и совершенно изменить госу-
дарственный строй.
Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя,
что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым
нет никакой вины, который не является сообщником бога-
тых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуж-
дою, как бедные, стали просить его взять в свои руки
государственные


5. Сисситий - общие трапезы. 6. Имеется в виду Ли-
кург.


дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосс-
кий7 рассказывает, что сам Солон для спасения отечества
прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету
обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение дол-
говых обязательств.
. Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником
и законодателем. Все приняли его с удовольствием: бога-
тые - как человека зажиточного, а бедные - как честно-
го.
Первым актом его государственной деятельности был
закон, в силу которого существовавшие долги были проще-
ны и на будущее время запрещалось давать деньги в долг
"под залог тела".
Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых
он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных
- еще больше - тем, что не произвел передела земли, на
который они надеялись.
. Желая оставить все высшие должности за богатыми,
как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении
которых простой народ раньше не участвовал, допустить и
его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто
производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как
сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их
"пентакосио-медимнами"8, вторыми поставил тех, кто мог
содержать лошадь или производить триста мер; этих назы-
вали "принадлежащими к всадникам"; "зевгитами"9 были
названы люди третьего ценза, у которых было двести мер
тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные
назывались "фетами";
им он не позволил исполнять никакой должности; они
участвовали в управлении лишь тем, что могли присутс-
твовать в народном собрании и быть судьями10. Последнее
казалось вначале ничего не значащим правом, но впос-
ледствии стало в высшей степени важным, потому что
большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на
приговоры по тем делам, решение которых Солон предоста-
вил должностным лицам, он позволил также апеллировать в
суд.
Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющих-
ся архонтов: он и сам был членом его как бывший архонт.
Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, по-
рожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет,
выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил.
Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать
дела и не допускать внесения ни одного дела в народное
со-


7 Фаний Лесбосский - писатель IV-III вв. до н. э.
8 Пентакосиомедимны - пятисотмерники.
9 Зевгит-владеющий упряжкой (волов, лошадей, мулов).
10 Речь идет о гелиэе, суде присяжных.


брание без предварительного обсуждения. А "верхнему со-
вету" " он предоставил надзор за всем и охрану зако-
нов.


[Плутарх; Сравнительные жизнеописания, т. I, М.,
1961. "Солон", стр. 110-115]



Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа.

Политическая реформа.

Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел меру– медимн ( на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти - двухсот медимнов.

Судебная система.

Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

Читайте также: