Концепция человекознания б г ананьева кратко

Обновлено: 03.07.2024

Понятие о психике

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом реального мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

1)психика – это свойство только живой материи. Причём не просто живой, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойство, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

2)главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем её мире.

3)получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Понятие о психике

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом реального мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

1)психика – это свойство только живой материи. Причём не просто живой, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойство, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

2)главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем её мире.

3)получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Личность — это в полном мере состоявшийся человек с собственной сформированной в течение всей жизни определенной системой ценностей, привычек, моделью поведения, моделью взаимодействия с прочими личностями. Таким образом, под личностью в рамках психологии на сегодняшний день понимают систему психологических характеристик, оказывающих прямое влияние на поступки человека и поведением в целом.

Стоит отметить, что все личности индивидуальны, поэтому в мире не существует двух одинаковых людей.

Концепция личности Б. Г. Ананьева

Одной из теорий личности, которая получила широкое распространение, была концепция Б.Г. Ананьева.

Основной идей данной концепции можно назвать абсолютное единство биологического и социального в человеке, которое проявляется в единстве таких его макрохарактеристик как индивид, личность, индивидуальность.

Основной особенностью ананьевского подхода к личности является ее включение в достаточно широкий антропологический контекст, контекст человекознания. Смелость включения психологии в систему наук о человеке, заключалась во введении психологии в систему связей, которые ранее не принимался в расчет и не учитывался даже при полноценном анализе личности.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве основной заслуги Ананьева можно назвать включение личности в интегральную систему человекопознания. В его концепции присутствуют непосредственно антропологический, исторический, онтогенетический, возрастной и прочие аспекты исследования проблемы личности. В рамках разработанной теории Ананьев выступал против распространенной в 50-60-х годы прошлого века среди российских ученых тенденции некоторого сосредоточения вокруг проблем структуры личности, абстрагированных от реального временного протекания ее жизненного цикла.

В отличии от большей части отечественных ученых, развивающих направление личности, Ананьев изучал социальную детерминацию личности не абстрактно, как например, Рубинштейн или Леонтьев, которые трактовали в целом общественные отношения, а с учетом сформированных к тому времени различных социологических позиций. Именно Ананьев, обозначая человека как общественного индивида, определяет его посредством различных социальных ситуаций его развития, статуса и образа жизни в целом. Ученый отмечает, что в подобном аспекте личность можно рассматривать как объект общественного развития. В таком случае качество субъекта совпадает с собственно психологической трактовкой личности как целостной системы отношений, установок, мотивов, моральных ценностей и т. д.

Таким образом, разработанная Б.Г. Ананьевым концепция личности в силу его комплексного подхода оказалась достаточно многоаспектной, позволившей в то же время объединить огромное число частных или не сопоставимых теорий личности.

Личность в данной концепции выступала в качестве составляющей социума, которая развивается в онтогенетическом цикле. Стоит отметить, что теория личности Ананьева на современном этапе развития не потеряла своего значения.

Основные подходы к исследованию сущности человека. Лонгитюдный метод изучения возрастного развития. Четыре основных понятия в системе человекознания: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Основания системы знаний о человеке.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.01.2016
Размер файла 72,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные подходы к изучению человека

Индивид, личность, индивидуальность, субъект

Основания системы знаний о человеке

Научная деятельность и личность Бориса Герасимовича Ананьева - одно из наиболее ярких явлений в истории отечественной психологии XX века. С именем Б. Г. Ананьева связаны и новые подходы к пониманию предмета психологической науки, и осознание социальной значимости психологии людьми в различных сферах науки и практики, и прогноз развития этой науки, и становление новых научных направлений, и формирование одной из ведущих научных школ, и подготовка талантливых ученых, и многое другое. Несколько поколений психологов выросли под влиянием научных идей и обаянием личности Б. Г. Ананьева. Одной из самых ярких особенностей личности Б. Г. Ананьева как ученого несомненно является способность видеть в частных проявлениях активности человека всю сложность человеческой природы.

1. Основные подходы к изучению человека

Борис Герасимович Ананьев -- это создатель петербургской-ленинградской психологической школы, создатель Факультета психологии в нашем Университете.

Ананьевым были разработаны совершенно новые подходы к изучению человека. Его главные установки -- это целостное изучение человека; изучение человека в его развитии, -- причём на протяжении всей его жизни; изучение человека, с одной стороны -- как представителя биологического вида, а с другой стороны -- как существа социального. Все факторы развития человека Ананьев старался рассматривать в их единстве, как целое.

Ананьев одним из первых начал экспериментально изучать человека во все периоды его жизни, и он одним из первых показал, что развитие человека носит непрерывный характер; что развивается не только ребенок или подросток, но и человек во все периоды взрослости.

Развитие человека не прекращается на протяжении всей жизни -- это открытие Ананьева стало в свое время настоящим прорывом. Ананьев поставил своей задачей создать единую науку, которая изучала бы все периоды жизни человека -- от внутриутробного состояния до самых последних дней жизни, эту науку Ананьев называл онтопсихологией. В теоретическом отношении у него были предшественники (в частности, Н.А.Рыбников), но Ананьев первым организовал широкомасштабные исследования психического развития человека в период взрослости. Исследования эти проходили на Факультете психологии и в Институте образования взрослых. При жизни Ананьева исследование охватило период 20 -- 40 лет, а после его ухода сформированная им группа психологов довела это исследование до возраста 65 лет, и надо заметить, что по масштабам ничего подобного этим исследованиям не было не только в нашей стране, но и за рубежом. Примечательно, что развитие человека изучалось не по десятилетиям или пятилетиям, а по отдельным годам жизни, что позволило обнаружить определенные закономерности -- разнообразные механизмы, фазы и переходные периоды в развитии взрослого человека. Ананьев вводит лонгитюдный метод изучения возрастного развития -- метод прослеживания индивидуального развития одних и тех же людей на протяжении длительных отрезков жизни. Этот метод позволил выявить многие закономерности развития человека.

Все это было необходимо для того, чтобы построить общую теорию возрастного развития, а также использовать эти знания в практике психологической работы с людьми. Исследования Ананьева, в частности, показали, какое положительное воздействие оказывает процесс обучения на людей, которые, став взрослыми, продолжали учиться. Процесс обучения оттачивает интеллект, оттачивает психическую регуляцию, а это само по себе задерживает процессы старения, причём не только на интеллектуальном уровне, но и на уровне психофизиологическом.

Когда-то во многих сферах возможности повышения квалификации и продолжения обучения были лишь у людей до 45 лет. Данные, полученные Б.Г.Ананьевым, доказывали, что человек может гораздо больше и гораздо дольше, чем принято было думать. И чем дольше человек обучается, тем дольше он живет, творит и развивается.

2. Индивид, личность, индивидуальность, субъект

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, - преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

3. Основания системы знаний о человеке

возрастной человекознание индивид личность

Развитие человека Б. Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является, по его мнению, формирование индивидуальности, суть которой составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.

Исходными характеристиками человека как личности являются ее статус в обществе, роли и ценностные ориентации. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения -- вторичные личностные свойства. Вершиной интеграции личностных свойств является характер. Свойства человека как личности находят свое развитие в жизненном пути человека в обществе, его социальной биографии.

Характеризуя человека как субъекта деятельности, Б. Г. Ананьев в первую очередь выделял его деятельность (как преобразование действительности) и сознание (как отражение объективной деятельности). Интеграцией субъектных свойств является творчество, а основными формами развития -- история производительной деятельности в обществе. Целостность индивидуального развития человека обеспечивается становлением индивидуальности -- высшего синтеза различных его свойств.

Несмотря на многообразие проблем, разрабатываемых Б. Г. Ананьевым на протяжении всей его жизни, проблему индивидуального развития человека с уверенностью можно назвать главной в творчестве ученого. Развиваемое им направление, названное онтопсихологией, впервые в Советском Союзе зародилось в Ленинградской школе психологов, руководимой Б. Г. Ананьевым. Онтопсихология -- это синтетическая дисциплина, объединяющая возрастную и дифференциальную психологию, задачей которой является изучение целостного онтогенетического ряда и жизненного пути личности. Такой подход, основанный на изучении всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и множественной детерминацией, явился принципиально новым как в отечественной, так и в мировой науке.

Изучению развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности были посвящены многие циклы экспериментальных исследований Б. Г. Ананьева и его сотрудников. Исследования проводились с позиций структурно-генетического подхода.

Многочисленные экспериментальные данные, полученные Б. Г. Ананьевым и его сотрудниками, позволили показать сложную многоуровневую взаимосвязь сенсорно-перцептивных, индивидных и личностных характеристик человека, выявить закономерности возрастно-половых различий чувствительности, установить зависимости между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и другими процессами.

Итак, наряду с иерархическим (вертикальным) контуром регулирования, основанным на субординационных отношениях его звеньев и обеспечивающим регуляцию процессов и свойств индивида в его онтогенетическом развитии, существует дополнительная (горизонтальная) система регулирования, построенная не по субординационному, а по координационному принципу и базирующаяся на парной работе больших полушарий.

Индивидуальность - это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида , личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность - "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это "глубина" личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности - внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивидуальную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личности с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивидуальную структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности.

4. Концепция человекознания

Концепция человекознания построена на теории и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания.

По Ананьеву человеческая эволюция -- это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.

Индивидуальность -- это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном, развитии человека.

Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личность -- составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса.

Если личность -- вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность -- это глубина личности и субъекта.

Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность.

Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности

Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие.

Онтогенез индивидуальности -- внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс.

Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивидуальную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивидуальную структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

Совокупность свойств интраиндивидуальной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни.

Характер -- это вершина личностных свойств.

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2001. - 338 с.

2 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 2001 - 380 с.

3 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: в 2-х Т. - М.: Педагог Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: ИП РАН, 2000. - 576 с.

4 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. - 336 с. ика, 2003 - Т.1. - 232 с.; Т.2. - 288 с.

5 Лепихова Л. А. Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев) 2002.

6 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

7 Психология личности: теория и эксперимент / Отв. Ред. В.В. Давыдов. - М.: , 2003. - 170 с

Подобные документы

Проблема изучения человека в психологии. Основное психологическое содержание деятельности как субъект-объектное отношение. Человек как индивидуальность. Личность, ее свойства и потенциал. Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке.

курсовая работа [38,5 K], добавлен 29.05.2009

Многообразие подходов к изучению человека, дифференциация научных дисциплин. Развитие системы человекознания. Онтогенез и жизненный путь человека, противоречия данного процесса. Половой диморфизм и психологическая эволюция. Личность и индивидуальность.

реферат [31,6 K], добавлен 22.01.2013

Исследование позиций и взглядов различных авторов на понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность". Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства. Характеристика индивида как продукта общественных отношений. Человек и личность.

курсовая работа [37,9 K], добавлен 31.10.2014

Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности. Проблема психического развития индивида, особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым. Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность и самосознание.

реферат [49,9 K], добавлен 23.09.2010

Система личностных понятий. Противоречивость природы человека. Понятие индивида и набор качеств, без которых персона потеряет свою идентичность. Поле субъектности как соотношение субъекта и объекта, активность личности, проявление ее индивидуальности.

презентация [4,6 M], добавлен 31.10.2015

Происхождения и развитие личностных особенностей человека. Выделение физической, социальной, духовной личности. Индивидуальность и ее проявление. Особенности морфологических и психологических свойств индивида. Сущность личности, критерии ее формирования.

реферат [20,7 K], добавлен 10.12.2014

Свойства и особенности психики человека. Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность". Естественные (природные) потребности. Различные подходы к изучению личности. Социализация личности: понятия, механизмы и стадии.

Концепция построена на теоретическом и экспериментальном исследованиях индивидивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Б. Г. Ананьеву, человеческая эволюция – это единый про­цесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.

Индивидуальность - это продукт слияния социального и биологическо­го в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет раз­витие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизи­рует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельно­сти, преобразующего действительность.

Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие. Онтогенез индиви­дуальности - внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее общественных функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

В личности автор различал интериндивидуальную структуру, то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивидуальную структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические про­цессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мо­тивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое обра­зование самой личности.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относи­тельной автономией (например, система ценностных ориентаций, установок). Совокупность свойств интраиндивидуальной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер - это вершина личностных свойств.

Читайте также: