Андрей романенко история успеха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родился 26 августа 1979 года в столице Венгрии, Будапеште.

Андрей Романенко с отцом Николаем, матерью Ларисой и сестрой Натальей

Первый серьезный бизнес — Магазин Пластиковых Карт (МПК) по распространению и продвижению карт экспресс-оплаты за услуги связи. Ему удалось занять 60-80% московского рынка в первый год. За три года Андрей Романенко заработал первые несколько миллионов долларов.

В 2008 году занял пост президента Группы QIWI, а в 2012 году стал председателем совета директоров. В июне 2015 года компания Antanta International Corporation, принадлежащая Андрею Романенко и его отцу Николаю, зарегистрировала свои акции для продажи.

С 2011 года занимается венчурными инвестициями. Вместе с сооснователями Qiwi был создан фонд iTech Capital, параллельно Андрей Романенко проинвестировал в AddVenture III. В начале 2013 года группа компаний Qiwi стала развивать направление корпоративных инвестиций Qiwi Venture. В апреле 2014 года создан фонд посевных инвестиций Run Capital, соучредителем которого стал Андрей Романенко.

Андрей Романенко женат, воспитывает двух дочек. Увлекается сноубордом, горными лыжами и приучает к экстремальным видам спорта дочерей.

Цитаты

Чем лучше у тебя дела, тем больше нужно делать. Обратного процесса не бывает. Хотя я знаю, что есть предприниматели, которые могут выключить телефон и поехать плавать месяца на три. Я не из таких, к тому же мы все ещё молоды и отдохнём потом.

Из материала Hopes&Fears

Выходные я стараюсь проводить с семьёй, а будни — это работа с утра до самого позднего вечера. Примерно с 9 утра до 11 вечера.

Из материала Hopes&Fears

В России много одаренных людей, с совершенно уникальными идеями, но, к сожалению, большинство из этих идей даже не доходят до создания прототипа, абсолютно по разным причинам.

Из интервью Rusbase


Краткая биография

Романенко Андрей появился на свет в столице Венгрии в августе 1979 г. Его отец занимал одну из руководящих должностей во Внешторгиздате. Эта организация занималась печатью и переводом изданий для разных стран. Мать Андрея была домохозяйкой. Семья вернулась в СССР в 1989-м. Мальчик начал посещать московскую школу. В 10-м классе Андрей пытался зарабатывать первые деньги. Он записывал игры с ПК и продавал их своим одноклассникам. Потом какое-то время проработал в электронной лотерее.

Андрей Романенко: как выстраивал бизнес-карьеру один из основателей компании Qiwi

Начало предпринимательской деятельности

Получив школьный аттестат, Романенко подал документы в эколого-политологический вуз. Будучи третьекурсником, парень занялся продажей карточек, с помощью которых оплачивались услуги сотовых операторов. В 1990-е годы этот бизнес приносил немалый доход.

Компания Qiwi

Андрей Романенко: как выстраивал бизнес-карьеру один из основателей компании Qiwi

Андрей Романенко вместе с Сергеем Солониным, Борисом Кимом и Юрием Мильнером запустили проект под названием Qiwi. Постепенно к ним присоединялись другие участники и руководители креативных направлений. К концу 2007-го компания по операциям с платежами вышла на международный уровень. К концу 2013 года сеть Qiwi насчитывала свыше 200 000 платежных устройств, расположенных во многих государствах. Бизнес принес своим владельцам прибыль 2,2 млрд руб. С 2013 г. Романенко постепенно распродавал принадлежащие ему акции. И в 2017-м полностью с ними распрощался.

Другие проекты

В 2013-м Андрей Николаевич всерьез увлекся венчурными фондами. Он участвовал в запуске таких проектов:

  • Такое название носит Фонд посевных инвестиций. В последнее время развивает сервис доставки еды Delivery Club.
  • iTech Capital. Этот венчурный фонд занимается продвижением сервиса бронирования авиабилетов Aviasales.
  • Run Capital. Данный инвестиционный фонд специализируется на вложениях в стартапы, находящихся на ранних этапах развития.

article image

intervyu

Среди знакомых я встречаю довольно много людей, которые, заработав большие деньги на каком-то успешном проекте, почивают на лаврах предыдущих успехов и не двигаются вперёд, не пробуют новое и не рискуют. Это такие пенсионеры от бизнеса.

Не помню, я в телекоме тогда не работал.

Как возникала мысль по поводу изменения бизнес-модели? Она же реально сильно менялась за эти годы.

На самом деле, в попытках try-and-buy не всегда успешные истории. Где какие были неудачи, крупные или некрупные?

Неудачи мы обычно не помним. Но и хорошее забывается тоже быстро. В основном когда продукты какие-то не улетали — это были неудачи. А глобально, на чём сильно споткнулись… Есть одна история, что сделали неправильно.

Летом 2007 года мы их объединили и приняли решение, что будет один процессинг, одно технологическое решение. Потом больше сконцентрировавшись на истории с B2C. Сейчас, спустя пять лет, я бы сделал по-другому. Я бы оставил два бренда B2B, два процессинга и разделил бы клиентов. Две команды всегда конкурировали бы между собой.

В месяц проектов 100 приходит. Задача — найти хотя бы один, который заслуживает внимания. Самое прорывное, самое хорошее — я нашёл две темы, которые мы сейчас активно смотрим. Первое — аналог уберизации и платформизации, так как всё, что вокруг этих вещей, нужно потребителю.

Самое ценное, что у нас в жизни есть, — это время. Если продукт экономит время и при этом дёшев, то он, естественно, будет. Сейчас я инвестор в трёх фондах. Например, есть проект под названием Qlean. Простая идея, полная копия американских и европейских аналогов. Платформенное решение, уборка квартир. С одной стороны уборщики, с другой — потребители.

Как говорит Шахар Вайсер, supply and demand (спрос и предложение). Состыковать, встать в середине и дать всем необходимое.

У тебя пример, ты активный пользователь GetTaxi. У меня в примере Uber. Хотя я чуть не стал инвестором GetTaxi года три назад, можно было недорого… Я об этом жалею.

Сейчас у Шахара побольше запросы.

Ну и, конечно, проект должен быть обязательно глобальным, с чем у российских фаундеров большая проблема. Наши всегда думают только на локальном уровне. А в какой-то момент тебе самому этого рынка станет мало — а для интернета нет такого понятия, как локальность, он может работать везде, по всему миру.

Если идея хорошая — кто первый на рынке, тот и заберёт.

И все очень часто копируют решения. Сейчас слежу за пятью разными темами, там тоже как раз платформенные решения, которые в Америке уже давно работают. Обязательно проект должен быть мобильным, потому что вся наша жизнь процентов, наверное, на 80 в телефоне, начиная от оплаты такси или счёта в ресторане.

Это только примерно у 45% населения.

Ну вам чётче знать, вы же видите, как все абоненты потребляют.

Остальные люди ещё не там.

А когда-то это было 5%, да и трафиком никто не пользовался. Если сейчас 45%, ещё чуть-чуть…

И через полтора года будет 60%!

А всё, когда ты переходишь планку в 50%, дальше график совершенно меняется. Критическая масса уже пройдена, я думаю, дальше всё будет достаточно быстро идти. Мобильность.

И последнее — это виральность. У многих проектов смотришь бизнес-планы, и в них первое — огромная зарплата для самого основателя. Такой проект можно не смотреть: понятно, что человек хочет получить деньги, только зарплата его интересует. А второе — 70% денег они хотят вложить в маркетинг. А маркетинг, особенно мобильный маркетинг, с каждым кварталом становится дороже в разы. Если посмотреть, как растёт та же Facebook по оборотам — раньше выручка была 4 миллиарда, а сейчас 14. А количество баннерных мест и аудитории несильно увеличилось.

Построить всё исключительно за счёт денег в маркетинге можно, но если ты в какой-то момент не пройдёшь точку невозврата и не подцепишь виральность — как правило, у проекта нет будущего. На российском рынке куча таких примеров, не буду называть имена компаний, которые не добежали до такой точки и закрылись. И потратили колоссальные деньги.

Понятно. А откуда ты берёшь идеи? Как организован этот процесс? Как к тебе можно попасть со своими идеями?

Я инвестор трёх фондов. Фонды разбиты по классификации раунда, который они делают. Есть фонд AddVentureIII, который делает в основном раунды А, есть фонд Run Capital, который делает инвестиции на уровне seed, или ангельские (до 300–500 тысяч), и есть фонд Itech Capital, он у нас на 120 миллионов, мы сейчас проинвестировали в 10 проектов, в среднем от 5 до 15 миллионов. Вот по этой классификации, в зависимости от того, какие проекты приходят. Везде есть менеджеры, есть руководители. Я постоянно, на каждодневной основе с этими командами работаю. Если ко мне кто-то приходит — я, естественно, даю менеджерам на анализ, чтобы они посмотрели аналоги, посмотрели рынок.

Самое главное, что многие очень сильно ошибаются в своих идеях. Никому не хочется построить в результате маленький бизнес — хочется что-то большое, солидное, достойное с точки зрения объёма. Самое ценное, что у нас есть, — это время. Если тратить его — то на что-то большое.

Многие даже не считают рынок. Придумывают тему, а там рынок всего 50 миллионов долларов, к примеру. Понятно, что доли рынка больше чем 40% у тебя никогда не будет. И ты всегда можешь чётко посчитать, сколько на выходе будешь зарабатывать денег. Тем более есть аналоги любых проектов, и всегда можно посчитать, какая в похожем проекте EBITDA на уровне 30% или 50%, — дать рост на три года.

Постоянно работаем с командами, проводим звонки, встречаемся с основателями. Если нам кто-то нравится — начинаем работать. Конкуренция в фондах и в инвестициях в основном очень большая: фондов много, а проектов, по сути, мало. Все фаундеры выбирают людей, кто стоит за фондами, главное не деньги, а экспертиза и помощь, которую можно принести для проекта.

Ну и напоследок, дай пять советов людям-стартаперам с хорошими, по их мнению, идеями, чтобы у них это всё взлетело.

Во-первых, у стартаперов не полетит проект, если они не найдут деньги. Если вы идёте к инвесторам — не забывайте, что они предприниматели. А предпринимателям важны в первую очередь не бизнес-модели, а вы как основатель и то, как вы ему продадите эту идею.

Если придумываешь новый проект, смотри в мобайл. Ну, я больше про B2C, чем про B2B, поэтому всегда оперирую этими вещами. Но за мобильными системами — будущее. Всё, что построится вокруг этого, будет стоить больших денег. И обязательно, конечно, глобальность. Без этого никак, потому что в любой стране мира тебе будет тесно. Это основные три вещи, которые я бы посоветовал. А ты бы что посоветовал? Я никогда не работал в больших компаниях, как ты.


Скоро на всех наших чеках будет QR-код, чтобы в приложении ФНС или банка отсканировать и посмотреть что в чеке, все ли данные законны и верно указаны. К нашим смарт-терминалам можно подключить эквайринг, весы, сканер, пин-пад и любое другое устройство, которое нужно для торговли.

— Дорого будет к вам подключиться?

— У нас базовая розничная цена — 25 тысяч рублей.

— Расскажи про свой фонд. Как называется? Что делает?

Например, терминал будет запоминать и хранить в облаке, что покупает человек по безналу, и подсказывать продавцу предпочтения. Вот в такие, инфраструктурные проекты в России сейчас можно вкладываться, потому что со всеми остальными очень тяжело.

— Куда тебе интересно вкладывать деньги?

— Во всё, что связано с инфраструктурой, мобильными приложениями и интернет-торговлей. За такие проекты в России сложно браться, потому что у нас ВВП меньше, аудитория меньше и рынок сложный. В Америке или Европе такой проект довести до точки безубыточности быстрее получится.

Дата рождения: 26 августа 1979 года
Образование: Международный независимый эколого-политологический университет, 2000 год

— Почему ты веришь в стартапы и в какие инвестируешь?

— Какое твое самое большое достижение в жизни?

Я считаю, что быть больше 15 лет в одной индустрии опасно для бизнеса. Ты можешь потратить 100 часов в неделю, хотя их там 192, мало спать, но ты дашь 5% роста компании. Эти дополнительные 5% уже на большом объеме будут стоить очень дорого. Все строится в нашей жизни ради денег.

— А какая самая большая неудача в жизни?

Вторая — GettTaxi. Они пришли с оценкой бизнеса в 50 миллионов, искали 10. Я тогда не поверил в эту историю про вызов такси с приложения. Это вот две неудачи, которые были сделаны. Можно было бы очень много денег заработать.

— Хоть на бумаге были бы.

— Какие на твой взгляд три самых выдающихся бизнесменов нашего времени?

— Юрий Мильнер, Михаил Фридман и Алишер Усманов. Вокруг Мильнера и Усманова весь интернет последние пять лет активно развивался.

— Какие у тебя правила бизнеса?

— С точки зрения инвестиций, я хочу, чтобы меня зажгли идеи основателя, когда он приходит за деньгами. Чтоб он понимал продукт и мог собрать команду. Такому я готов денег дать.

Когда люди приходят и говорят: дайте денег на маркетинг, помогите собрать команду — я с такими даже больше 10 минут общаться не буду и время свое тратить. Это не мы бизнес делаем, и каждый день над ним работаем. Работают люди, которых мы берем на работу. Поэтому 80% времени основателя должно фокусироваться исключительно на создании самой лучшей команды.

— Вы номер один с точки зрения цифровых технологий. Все, что вы реализовали в Тинькофф-банке, им еще догонять долго-долго. Настолько классно продукты сделаны. У нас даже у государства есть госуслуги. Ты можешь 90% вещей сделать через сайт, не выходя из дома. Это все помогает развитию технологий и сервисов.

— Поэтому цените самих себя. Русские себя не ценят.

Да. Очень хорошие три вещи мы с тобой накопали. Во-первых, не надо быть курицами в этом большом инкубаторе, нужно сперва самому попытаться за небольшие деньги построить проект и доказать, что модель работает. Только потом привлекать большие деньги.

Во-вторых, нужно не забывать и смотреть на аналоги, которые есть в мире. Смотрите на их доходности. Тогда можно сразу на начальном этапе просчитать, что может не хватить бензина на то, чтобы добежать до конца и построить большую компанию.

В-третьих, вся наша жизнь — в мобиле. И сейчас как минимум 300 раз в день мы заглядываем в телефон. Ваш проект обязательно должен там быть.

Читайте также: