Пушкин поэту кратко читать

Обновлено: 08.07.2024

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Вариант 1

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда А. С. Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем, напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно это вдохновило его обратится к вечному образу непонятого поэта, который в некотором смысле изгой.

Первые строки говорят о том, что поэт — это человек, личность, которые имеет связь с божественным и имеет свое призвание. Оно также имеет высшую природу и лишь иногда проявляется. А пока поэт обречен тонуть в жизненной суете, в бытовых проблемах, которые его томят, и он безусловно от них страдает. Во втором четверостишии Пушкин хочет сказать, что поэт которые не пишет находиться в ничтожном состоянии духа.

Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает состояние поэта, как только к нему прикоснется “божественный глагол”. То-есть поэт, который словит музу и начнет писать переживает высокий духовный подъем. Тогда поэт не страдает от суеты мира, а превозносится над ними.

В данном произведении автор также хочет предостеречь поэта от “любви народной”. Он не должен ею дорожить, восхищаться, ведь она очень быстротечна. К тому же величие поэта отличается от холода, тупости толпы, которая руководствуется только эмоциями, а не чувствами. Ценить можно только личности, уважение личностей, а не толпу, которая похожа на стадо в своем поведении.

Пушкин превозносит поэта к высотам, он называет его царем, хозяином своей судьбы. Он велит ему гордо жить одним, ценить свободу и использовать ее двигаясь по жизни туда куда сердце зовет. Пушкин говорит также о том, что не нужно искать награды и признания за свое творчество, ведь оно плод духа и просто бесценно само по себе. Он считает, что лучше всех творения поэта может оценить он сам и это самая справедливая оценка. А толпа бессильна перед величием стихотворца, она своей бранью только превозносит его перед собой.

Вариант 2

В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы. Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой.

Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.

Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.

Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.

Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).

Вариант 1

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной; Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Одновременно здесь звучит мысль о том, что успех, слава – все это преходяще, оценка читающей публики не всегда может быть объективна.

Вариант 1

Пушкин неоднократно обращался в своем творчестве к роли поэта в обществе. Для ранних стихотворений было свойственно признание за поэтом руководящей роли, его гражданского призвания. Поэт выступал гневным оратором, бичующим общественные пороки и призывающим к справедливости. После подавления восстания декабристов Пушкин испытал огромное разочарование в обществе.

Вариант 2

Такое громкое заявление кажется абсурдным при поверхностном взгляде. Мы привыкли, что именно признание – это то, ради чего трудится любой творческий человек. Для этого он делится своими достижениями с обществом – публикует произведения, устраивает выставки работ и т. д.

Это стихотворение можно считать манифестом самодостаточности творческого человека. Оно представляет собой наставление для других литераторов. Но думается, что это произведение обращено, скорее, к самому Александру Сергеевичу. Его строки – попытка поддержать самого себя, помочь пережить нападки недовольных критиков.

Стихотворение разделено на две части. В первой приводится описание жизни творческого героя-лирика, проходящей в скучной обыденности, никак не получающейся возможности ухватить вдохновляющего стимула. Поэту тяжело без творчества, не хватает воздуха, его мучают навалившиеся жизненные проблемы. Он романтик и жаждет свободы! Мы отчетливо видим всю красоту прекрасной души необычного человека - поэта, обладающего с ни с чем несравнимой творческой судьбой. Нет возможности раскрыться таланту поэта.

Вторая часть представляет читателю уже пришедшее обновление, которое сотворил поэт. Его душа проснулась, имеет огромные возможности для проявления мудрости, благородства, огромного таланта. Здесь творческая личность рвется в высь, его личность парит над обычными людьми, так как ему открыт путь в глубины своего творчества. Он занят своим любимым делом! Поэт в стихотворении сравним с орлом, свободно и гордо парящим в небесной вышине. Это сильная птица, способная на многое!

Пушкин тратит немало душевных сил на эту полемику, отвечает Булгарину едкими эпиграммами, но, осознав, что для свободы творчества необходимо абстрагироваться от мелких нападок, создаёт программное стихотворение о самодостаточности художника.

2. Литературное направление

Стихотворение принадлежит к реалистическому направлению. В нём раскрывается конфликт отдельного человека и общества.

3. Род

По роду литературы текст относится к лирике и имеет все отличительные черты лирического текста.

4. Жанр

5. Проблематика

В произведении затрагивается целый ряд проблем:

  • проблема отношения поэта и общества;
  • проблема самооценки художника;
  • проблема творческой свободы.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения.

7. Идея

8. Пафос

9. Система образов

Для понимания идеи стихотворения проводится сравнение поэта с царём, подчёркивающее особый статус и предназначение стихотворца в мире.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения выступают поэт и толпа.

Поэт угрюм, сосредоточен и погружён в мысли о собственном творении, а толпа переменчива, легкомысленна, склонна к осуждению.

11. Лирический герой

12. Сюжет

Во втором четверостишии содержится призыв следовать собственной художественной правде.

В четвёртой строфе (втором трёхстишии) содержится вывод: если ты доволен произведением, тебе должно быть безразлично поведение толпы.

13. Композиция

Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам.

Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту.

14. Художественное своеобразие произведения

Оно сочетает разные виды рифмовки:

  • 1 строфа — перекрёстная,
  • 2 строфа — кольцевая,
  • 3 и 4 строфы — параллельная с взаимной рифмовкой последней строки каждой из терцин.

Схематически это выглядит так: АБАБ ВГГВ ДДЕ ЖЖЕ.

15. Средства художественной выразительности

Пушкин широко использует средства художественной выразительности:

16. Значение произведения

Данное произведение стало хрестоматийным, благодаря утверждению Пушкиным принципов творческой свободы поэта от суда публики. В некотором смысле оно стало революционным для самосознания художников той эпохи.

При этом поэт не призывает относиться к читателям с презрением, он лишь напоминает, что мирское признание временно, а писать нужно для вечности.

17. Актуальность

Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов.

Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным.

Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.

18. Моё отношение

Пушкинское стихотворение вызывает во мне чувство благодарности, ведь в нём выражена правда о творчестве.

Нельзя сворачивать с выбранной дороги и отступать от идеалов в угоду мнению того или иного критика. Лишь оставаясь верным себе, художник может убедить в чём-то других людей.

19. Чему учит

Данное произведение учит бережно и внимательно относиться ко всем явлениям искусства. Чтобы научиться понимать поэта, нужно и самому быть творцом. Не стоит спешить с оценкой творения, если ты в нём не разобрался.

Быть может, лучше подумать, какая идея стоит за тем или иным образом, внимательно вчитаться в текст, попробовать сделать маленькое личное открытие вместе с поэтом. Тогда мы не будем плевать на его алтарь, а благоговейно сохраним для всего мира чистый огонь творчества.

Читайте также: