Тома де томон кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жан Тома́ де Томо́н (фр. Jean-François Thomas de Thomon , 1 (12) апреля 1760, Берн — 23 августа (4 сентября) 1813, Санкт-Петербург) — французский архитектор, работавший в России.

Биография

Учился в Парижской академии и, получив от неё большую римскую премию, отправился в Италию. Поселившись в Риме, усердно изучал архитектурные памятники императорской эпохи и так пристрастился к их стилю, что потом держался исключительно его в своих проектах и постройках. Живя в Риме, он, кроме того, писал акварелью и масляными красками перспективные виды и пейзажи в характере картин Гюбера Робера и Гаспара Пуссена.

Французская революция помешала ему — дворянину и роялисту — вернуться на родину; он перебрался в Вену, а оттуда, вместе с графом д’Артуа, явился в Санкт-Петербург. Здесь он вскоре приобрёл в высшем обществе известность своими мастерскими карандашными и акварельными рисунками. Вскоре представился ему случай выказать свой талант и на архитектурном поприще. Император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, выстроенный в Санкт-Петербурге Л. Ф. Тишбейном. Эта задача была возложена на Тома де Томона, и он окончил её в 1805 году блестящим образом, за что получил титул придворного архитектора.

Вслед за тем Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове, остановленный в 1787 году. Причиной остановки стало то, что возводимое здание не соответствовало облику города и градостроительным задачам. Вариант Тома де Томона был реализован в виде существующего доныне величественного здания, с двумя стоящими перед ним ростральными колоннами.

Другие постройки Тома де Томона — оперный театр в Одессе, памятник на поле Полтавской битвы, фонтаны, существовавшие по дороге в Царское Село, сальные магазины на Неве и несколько барских домов в Санкт-Петербурге. Некоторое время Тома де Томон преподавал перспективу в классах Императорской академии художеств.

Научные труды

Чертежи своих главных сооружений он издал в сборнике, под заглавием:

Кроме того, им написано и напечатано сочинение

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Точное место и время рождения Жана Франсуа Тома де Томона не известны. Предполагают, что он родился в 1759 году в Нанси или в 1760 году в Берне. Архитектурное образование им было получено во Франции, в Парижской Академии архитектуры. Как лучший ученик, Тома де Томон был отправлен для продолжения обучения в Италию, где посетил Неаполь, Флоренцию, Венецию и Рим. После возвращения в Париж его приняли на службу к брату Людовика XVI графу д'Артуа в качестве архитектора и рисовальщика.

После Французской революции Тома де Томону пришлось покинуть родину. Некоторое время он работал в Польше, где в 1790 году перестроил дворец князей Любомирских. В конце 1794 года архитектор переехал в Венгрию, где поступил на службу к князю Миклошу Эстергази. За время службы у Эстергази Тома де Томон составил несколько проектов общественных зданий. Но на практике они не реализовывались. По всей видимости, князь содержал в своём штате архитектора только для престижа. Жалование Тома де Томона в 900 флоринов в год не было особенно щедрым. Поэтому в конце 1797 года он принял приглашение русского посла в Вене князя Дмитрия Михайловича Голицына приехать в Россию.

Первое время Тома де Томон работал на брата посла князя Александра Михайловича Голицына в его имении Самойлово, где построил церковь во имя Пречистой Богородицы. Её возведение, по всей видимости, было завершено в 1800 году, после чего архитектор направился в Санкт-Петербург. [2, с. 14]

В первую очередь Тома де Томон принял участие в конкурсе на проект нового Казанского собора. В конкурсе победил А. Н. Воронихин, но само участие позволило французскому зодчему приобрести необходимый опыт и знакомства. 18 августа 1800 года совет Академии художеств присвоил Тома де Томону звание академика. Во многом этому способствовала большая популярность в Санкт-Петербурге рисунков и гравюр архитектора.

Вскоре Павел I поручил Тома де Томону составить проект триумфальных ворот с кардегардиями для одной из московских застав. Зодчий создал несколько вариантов, один из которых император утвердил к исполнению. Однако, последующая гибель Павла I этому помешала.

Главной работой архитектора в Санкт-Петербурге стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, над проектом которого Тома де Томон начал работать уже в 1801 году. Здесь по его проекту в 1804-1810 годах были построены здание Биржи с Ростральными колоннами и гранитной парадной пристанью.

30 января 1802 года Александр I издал указ: "Архитектора Томона, приняв в Российскую службу, повелеваю причислить его в ведомство Кабинета и производить жалованья по две тысячи рублей в год". [2, с. 37]


Тома де Томону сразу же поручили реконструкцию здания Большого каменного театра. Составленный им проект был принят императором 12 апреля. Александр I остался доволен работой француза и назначил его придворным архитектором. В этом качестве он занимался переделкой интерьеров Зимнего дворца, строительством летней императорской резиденции на Каменном острове.

После окончания реконструкции Большого каменного театра Тома де Томон оставался его главным инспектором, ответственным за текущие ремонтные работы.

5 мая 1802 года президент Академии художеств А. С. Строганов предложил совету Академии принять Тома де Томона в штат преподавателей. В конце месяца это предложение было принято. Зодчему отдали служебную квартиру, которую ранее занимал академик Павел Брюлло. Она находилась в первом этаже здания Академии художеств, со стороны 4-й линии в северной части здания. Классы, в которых преподавал Тома де Томон располагались в противоположном конце здания на втором этаже. Коллегами француза по преподавательскому труду стали А. Н. Воронихин и А. Д. Захаров. 11 декабря 1802 года Тома де Томон был удостоен звания профессора перспективы.

В 1803-1804 годах Тома де Томон проектировал здания театра и военного госпиталя в Одессе, Сального буяна в Петербурге.

20 декабря 1804 года Тома де Томон был назначен главным художником на стеклянный завод. По его рисункам создавались хрустальные вазы, посуда, нередко - целые сервизы, которые целиком отправлялись в великокняжеские дворцы. Иногда француз выполнял рисунки для фарфорового завода, в штате которого он никогда не состоял. В списках служащих завода Тома де Томон числился вплоть до своей смерти, после чего эту должность занял Карл Росси.

Следующей работой Тома де Томона стал проект здания для института глухонемых, который на свои деньги в 1805 году начал создавать граф Ильинский. Известны четыре варианта проекта, один из которых был реализован в имении графа Романово. До наших дней это здание не сохранилось, так как было полностью разрушено в годы Великой Отечественной войны.


По заказу императрицы Марии Фёдоровны в 1805-1809 годах Тома де Томон создал в Павловске памятник-мавзолей в память Павла I. Тогда же зодчий составил проект триумфальной колонны для Полтавы, вместе с А. Н. Воронихиным проектировал фонтаны вдоль дороги в Царское Село. В 1806-1807 годах из под руки Тома де Томона один за другим вышел целый ряд типовых проектов казённых зданий для губернских городов. Им были придуманы планы дома военного губернатора, домов вице-губернатора и обер-коменданта, домов полицмейстера, почтмейстера и других служащих, постоялого двора (прообраз гостиницы), здания для купцов (прототип доходного дома), бани, кузницы. Тогда же Тома де Томон перестраивал дом графини Лаваль на Английской набережной.

Нереализованным остался выполненный Тома де Томоном в 1809 году проект каменной церкви на Волковом кладбище.

По заданию двора в 1811 году Тома де Томон вернулся к проектированию театра, на этот раз - на будущей площади Островского. Задолго до Карла Росси он предложил организовать между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой обширную площадь, главной доминантой которой станет перестроенный театр Казасси. Проект Тома де Томона был принят, но его реализации помешала война с Францией.

Тома де Томон родился в 1760 году в швейцарском городе Берне. Образование он получил во Франции, где отец его находился на военной службе. Сведения о детстве и юности Томона, об его первоначальном воспитании скудны и зачастую противоречивы. Но рисунки и акварели Томона дают представление об его первых опытах в искусстве.
После успешного окончания Парижской академии архитектуры Тома де Томон уехал в Рим продолжать образование. От итальянского периода сохранились многочисленные рисунки. Наиболее ранний из них датирован 1784 годом. Из Рима он совершил путешествие в Неаполь и Флоренцию, а также в Венецию.

Томон поступил на службу к графу д`Артуа, брату короля Людовика XVI, в качестве рисовальщика и архитектора. Возвращение во Францию, казалось, сулило ему многочисленные заказы в придворных кругах. Но аристократии было не до того назревали бурные политические события - Великая французская буржуазная революция.

В начале 1790-х годов Томона пригласили в имение князей Любомирских, в польский город Ланьцут. Здесь до наших дней сохранился великолепный дворец, построенный в первой половине XVII века в стиле барокко, - резиденция магнатов Любомирских. Тома де Томон принял участие в работах по его перестройке.


Проект школы - первый известный проект общественного сооружения Томона, был выполнен, очевидно, для Вены. Как в жилых античных постройках, композиционным центром, по замыслу Томона, стал двор, приобретающий здесь значительные размеры. Вокруг двора должны были группироваться классные помещения. В том же 1795 году для города Эйзенштадта, где долгое время находилась резиденция Эстергази, Томон создает проект серных бань.

Жалованье в девятьсот флоринов в год, которое Томон получал из княжеской казны, не было щедрым. Архитектор часто с трудом сводил концы с концами и неоднократно обращался к князю с просьбой оплатить его расходы, связанные, главным образом, с содержанием квартиры.

Спустя некоторое время по поручению Александра Михайловича Голицына Тома де Томон отправился в его имение Самойлово, где проектировал и строил церковь во имя Пречистой Богородицы. Вскоре архитектор уехал в Петербург.

Столица произвела на Томона необыкновенное впечатление. Такого города он еще не видел. Построенный в течение короткого времени, город не знал западноевропейской пестроты. Барокко и классицизм господствовали в его архитектуре, придавая облику города стилистическую цельность.

В архитекторах и строителях Петербург испытывал постоянную потребность, и Томон полностью окунулся в радостную для него атмосферу творчества. Вскоре Томона допустили к конкурсу на проект Казанского собора, в котором принимали участие архитекторы Камерон, Воронихин и Гонзага.

Утвердили проект Воронихина, но для Томона участие в конкурсе было хорошей практикой. Знакомство с Воронихиным переросло впоследствии в дружбу, подкреплявшуюся совместной работой. В проекте Казанского собора Томон показал себя способным решать сложные проблемы, связанные с новым, ансамблевым характером русской архитектуры. Не случайно ему поручили составление проекта триумфальных ворот с кордегардиями у одной из застав Москвы.


Вид биржи со стороны Большой Невы (1810-е)

Как свидетельствуют архивные документы, первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. Открытие его состоялось в 1783 году. Через два года потребовались различного рода внутренние переделки. А в 1802 году было решено произвести в театре капитальный ремонт и сделать более парадным его внешний облик. Ремонт закончился полной перестройкой здания по проекту Тома де Томона. Неузнаваемо изменился не только его внешний облик. Здание было заново распланировано, и его помещения получили иную отделку. Проект театра утвердили 9 апреля 1802 года. Все работы были выполнены за восемь месяцев - необычайно короткий по тому времени срок.

Если с решением плана Томон справился быстро, то над созданием фасада пришлось потрудиться. Задача была не из легких в строго определенных габаритах найти вариант, наиболее обогащающий облик здания, улучшающий его пропорции. И Томон нашел такое решение. В центре главного фасада по ширине возвышающейся сценической коробки архитектор задал сильно выступающий вперед восьмиколонный портик со свободно стоящими колоннами ионического ордера.

Многочисленные проекты театров для Петербурга, выполненные Тома де Томоном, показывают широту замыслов зодчего и свидетельствуют об его высоком мастерстве в разработке композиционных приемов театральных зданий. А первый вариант театра драмы и комедии по своим небывалым масштабам превосходил все известные театральные здания того времени.


Мавзолей супругу-благодетелю в Павловске.

Еще в 1803 году, когда Томон работал над проектами нового петербургского театра, он проектировал также театр для города Одессы. Хорошо понимая градостроительные особенности приморского города и учитывая его рельеф, архитектор создает театр на возвышении как отдельно стоящее здание. Он стремится поставить театр там, где бы его можно было обозревать с самых различных точек, и с суши, и с моря.

В опубликованном Тома де Томоном проекте одесский театр - монументальная, прямоугольная в плане постройка с самым необходимым количеством парадных и служебных помещений. В процессе строительства театра, которое затянулось на несколько лет, внешний облик его, по сравнению с проектом, значительно изменился. Портик занял всю ширину фасада. Колонны строгого ионического ордера сменились колоннами пышного коринфского ордера, величину которых архитектор рассчитал на высоту здания. Театр утратил цельно-воспринимаемый объем, но вид его стал более величественным.

Одновременно с театром Томон проектирует для Одессы военный госпиталь - грандиозное сооружение, задуманное как больничный комплекс. В случае осуществления этого проекта Одесса украсилась бы одним из самых монументальных и выразительных сооружений эпохи классицизма. Но замыслу не суждено было воплотиться в жизнь - архитектору поручили проектирование госпиталя значительно меньших размеров.

История жизни Жана Тома де Томон

Созданный талантом Тома де Томона и воплощенный в камне Карлом Висконти, мавзолей явился одним из блестящих шедевров парковой архитектуры русского классицизма. Общая планировка, объемно-пространственное решение и искусно выполненные архитектурные и скульптурные детали, - все свидетельствует здесь о высоком художественном мастерстве.


Фонтан со сфинксами.

В 1806 году Томон вместе с Воронихиным получил заказ на проектирование фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Фонтан на склоне Пулковой горы Томон проектировал и строил вместе с Воронихиным, а остальные сооружал один. Совместному творению зодчие придали облик грота - пещеры, как бы открывающей вход в земные недра. Грот оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами дорического ордера, каннелированные стволы которых словно вросли в землю.

Одновременно с фонтаном на Пулковой горе Томон соорудил три фонтана на Царскосельской дороге. В 1807 году он разработал проект и составил смету на строительство фонтана в деревне Пулковой. Тщательно прорабатывая композицию и выверяя пропорции, архитектор продумывал каждую деталь, строго отбирая только то, что усиливает звучание архитектурного образа. В результате Томон создал сооружение величественное и монументальное, несмотря на его небольшие размеры.

Первое десятилетие века для Тома де Томона явилось временем необычайного творческого подъема. Архитектор много работал над проектами для губернских городов. В 1806-1807 годах в мастерской архитектора один за другим рождались проекты жилых и общественных зданий, причем последним отводилась немаловажная роль.

В период между 1806 и 1809 годами по проекту Томона в Петербурге перестраивался дом Лаваля, сохранившийся до наших дней и представляющий собой один из наиболее интересных архитектурно-художественных и исторических памятников города. Архитектор сохранил в общих чертах планировку и назначение отдельных помещений. Однако заново отделал здание и его интерьеры. Неузнаваемо преобразился фасад. Он получил богатый архитектурно-художественный декор, сразу же выделивший дом Лаваля среди особняков знати, разместившихся вдоль набережной Невы.

Будучи придворным архитектором, Томон участвовал в переделке интерьеров Зимнего дворца. Он разработал проекты Овальной столовой и так называемых Холодных бань. В 1810 году придворного архитектора привлекли к работам, развернувшимся в летней царской резиденции на Каменном острове. Томон подошел к переделке сада тактично. Сад приобрел строгую, логически построенную, четкую планировку, основанную на сочетании регулярного принципа с пейзажным.

1810 год для Томона ознаменовался еще одним радостным событием. 1 сентября в большом общем собрании Академии художеств ему единодушно было присвоено звание профессора архитектуры.

Период работы Тома де Томона в Петербурге охватывает тринадцать лет. Деятельность его была плодотворной. Но один из его замыслов принес ему мировую известность. Это прославленный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Он достойно завершил неповторимый архитектурный облик центра Петербурга - одного из красивейших городов Европы.

Проектирование и сооружение этого ансамбля охватывает почти весь петербургский период творчества Тома де Томона - наиболее продолжительный и плодотворный в его жизни. Именно в этом произведении наиболее ярко проявился творческий гений мастера. Томон создал прекрасный архитектурный памятник, символизирующий новую эпоху в развитии русской архитектурной мысли.

Для составления проекта Томону потребовалось несколько лет неустанных поисков при постоянной творческой поддержке совета Академии художеств. Архитектор сделал несколько проектов. Неустанные поиски привели Томона к созданию лучшего из них, который и был утвержден 26 февраля 1804 года. Основные усилия при разработке его были направлены на улучшение общих пропорций и планировочной структуры, а также на доработку деталей. Число колонн на боковых фасадах уменьшилось до четырнадцати.

Плоские перемычки окон первого этажа были заменены декоративными замковыми камнями укрупненных пропорций. Исчезли ненужные мелкие декоративные элементы, не различимые на значительных расстояниях, - к примеру, барельефы во фризе. Изменилась и внутренняя планировка. Улучшились пропорции отдельных помещений, в том числе и центрального зала. Сохранились только две внутренние лестницы, но зато с достаточно широкими маршами. Для удобства они располагаются по диагонали в противоположных углах здания.

Работы на Стрелке начались весной 1804 года, а 23 июня 1805 года в присутствии царской семьи и при большом стечении народа состоялась торжественная закладка Биржи.


Надгробие Жана Тома де Томона

Во время приема здания Биржи обнаружились недоделки, что затянуло работы еще на два года. Но и в 1814 году открытия Биржи не состоялось - еще продолжалась война с Наполеоном. Это произошло 15 июля 1816 года и стало настоящим праздником. Биржа настолько всем нравилась, что ее повсеместно стали изображать на картинах, акварелях, гравюрах и предметах прикладного искусства шпалерах, вазах, стеклянной и фарфоровой посуде.

Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление, откуда бы вы к нему ни приближались с Дворцовой набережной или со стороны Петропавловской крепости. На значительных расстояниях хорошо воспринимаются весь объем спокойного, окруженного колоннадой здания, как бы противостоящий течению быстрой реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и упругая лента набережной. Объединенные в единое и неразрывное целое части ансамбля предлагают поразительное разнообразие точек обзора. Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной. Он явился тем звеном, которого так не хватало для завершения столь привычного теперь облика городского центра.

Тома де Томон скончался 23 августа 1813 года. Отпевали его в католической церкви Св. Екатерины и похоронили на Смоленском кладбище. На могиле был поставлен памятник из розового гранита в виде античного жертвенника на высоком постаменте.

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Здание биржи томон

Творчество Тома де Томона (1760-1813)

Стрелка Васильевского острова со зданием санкт-петербургской биржи

Фонтан со сфинксами (Пулковское шоссе)

Мавзолей супругу-благодетелю в Павловске.

Мавзолей супругу-благодетелю в Павловске.

Большой театр в Петербурге Тома де томон

Большой театр в Петербурге Тома де Томон

Дом графини А.Г. Лаваль

Дом графини А.Г. Лаваль

Восточная часть Васильевского острова издавна формировалась как торговый и деловой центр города. В различное время, при составлении генеральных планов, уже предпола­галось превращение его в единый архитектурный ансамбль. Градостроительное мышление зодчих XVIII века понимало эту задачу как застройку набережной, ориентированной на противоположный берег Невы и Зимний дворец. В соответст­вии с таким планом в 1784 году здесь началось строительство каменного здания биржи по проекту Дж. Кваренги. Это строи­тельство к началу XIX века так и не было доведено до конца.

С.Ф. Щедрин. Вид на Биржу от Петро-Павловской Крепости. 1810

С.Ф. Щедрин. Вид на Биржу от Петро-Павловской Крепости. 1810

Отныне в этом месте создалась совершенно иная градострои­тельная ситуация. Весь ансамбль приобрел другую ориента­цию — не на противоположный берег, а на саму реку, кото­рая, таким образом, сама стала важнейшим образным эле­ментом ансамбля и получила подобающее ей художественное осмысление. Здание биржи стало доминирующим элементом этого нового пейзажа.

Читайте также: