Реформы диоклетиана и константина кратко

Обновлено: 30.06.2024

Римский доминат. Реформы императоров Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи

Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств , руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре — орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики и ведомство финансовое . Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.

В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части — Западную , со столицей в Риме, и Восточную , с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу .

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

В военной области профессия воина становилась наследственной . В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы — на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году , — государственной религией . Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической.

В 284 г. воины возвели на престол Диоклетиана. Правивший до 305 г.. Понимая невозможность управления огромной Римской империей одному, он назначил себе в помощь соправителей. Вместе с соправителями он обладал императорской властью на определенной территории и каждый из них имели свою резиденцию. Сам Диоклетион и его друг Максиммиан назывались августами, а два их помощника – цезарями. Цезари считались наследниками августов, т.е. устанавливался наследственный порядок императорской власти. По замыслу Диоклетиана, подобная система должна была содействовать сохранению единства империи, предотвратить возможную узурпацию власти в провинциях, а также облегчить задачу обороны границ римских владений.

Правительство принимало меры к восстановлению и оживлению городской жизни. В целях предотвращения городских волнений из – за роста цен на продовольствие в 301 г. был издан эдикт о максимальных ценах на предметы потребления и оплату различных видов труда. Экономических результатов эдикт не дал, т.к. общие цены были составлены в масштабах всей империи без учета местных особенностей. Политическая система домината, сложившаяся окончательно при Диоклетиане и его преемниках, означала переход от принципата к открытой военно – рабовладельческой диктатуре. Римский император из принцепса, первого сенатора и первого гражданина, превратился в неограниченного монарха. Господин для всех подданных империи считался воплощением божества и требовал царских почестей по восточному образцу. Сенат , высшие магистратуры, муниципальные должности потеряли прежнее политическое значение.

Единственной реальной опорой императорской власти стала римская армия. Римский император избирался и провозглашался таковым прямо в войсках, ими становились преимущественно военные командиры. Римская армия была пополнена за счет рекрутских наборов в имениях крупных землевладельцев.

В период домината предпринимаются попытки укрепления рабовладельческой основы империи: массовым явлением становится самопродажа и продажа детей в рабство, чему законодательство не препятствует. Пленные, выкупные у варваров, считались рабами до выплаты ими суммы выкупа.

Особенно способствовал укреплению рабовладельческого строя империи император Константин:

- На Востоке он создал новую служилую рабовладельческую знать;

- Расширил рабовладельческую собственность;

- Внес юридические уточнения в статус рабов;

- Подчинил христианскую религию интересам рабовладельческого государства.

Т.о., система домината была рассчитана на :

- укрепление военно – рабовладельческой диктатуры,

- административного единства империи,

- развитие бюрократического аппарата управления,

- на признание идеологических средств укрепления рабовладельческого строя,

-усиление неограниченной власти императора – монарха.

Вся территория империи делилась на 12 диоцезов, диоцезы делились на 104 провинции.

Упорядочено налоговое обложение. Наряду с подушной податью взимался новый поземельный налог с учетом количества земли, рабочей силы и скота.

Финансовая реформа не остановила роста цен, т.к. полноценная монета, выпущенная в обращение, исчезла из оборота.

Запретил исповедания манихейства и христианства (303 г.). Христианские храмы были закрыты, церковное имущество конфисковыно. Однако перешедшие на нелегальное положение христианские общины сохранились и даже увеличили количество своих членов. Религиозная политика Диоклетиана потерпела полную неудачу.

В 305 г. Диоклетиан отказался от власти.

Правление Константина. (306-337гг.)

Он опирался на восточную провинциальную знать и стал искать поддержки у христианских общин.

Константин издал эдикт о свободе вероисповедания, который исключал возможность новых гонений на христиан.

Политика и идеология официальной церкви, пошедшей на соглашение с императорской властью, встретила критику со стороны демократически настроенных элементов, верных принципам раннего христианства. Борьба вылилась в форму религиозных споров по вопросам вероучения и структуры церковной организации.

Оппозиционные, враждебные официальной церкви направления объявлены ересью.

Императорское правительство активно вмешивалось в религиозные споры, поддерживая учение господствующей официальной церкви. Император Константин пытался ликвидировать раскол в церкви, породивший широко распространившуюся в Африке ересь – донатизм.

Христианство имело прогрессивное значение, т.к. подрывало идеологические основы рабовладельческого строя, утвердив возникшее в народе уважение к труду и провозгласив духовное равенство всех людей.

Длительное сохранение древних культов, обрядов.

Христианские церкви строились по образцу древних храмов, обряды стали сопровождаться сольными и хоровым пением, музыкой.

Многие языческие божества были превращены в христианских святых.

Император встал на путь защиты интересов земельных магнатов, он обогащал земельную знать и христианскую церковь раздачами, продажей государственных земель, частных владений задолжавших Курилов.

На месте греческой колонии Византии Константин основал новую столицу (330 г.), которая стала политическим и экономическим центром землевладельческой знати, связанной с восточной торговлей.

Основание Константинополя преследовало и политические цели:

новая столица стала опорным стратегическим пунктом на Боспоре,

основание ее завершило административные преобразования империи, в результате которых Италия и Рим утратили свое преимущественное положение в системе управления, а Восток со своими экономическими, социально – политическими и религиозными особенностями занял равное с Западом положение в империи.

Итоги правления Константина:

При Константине завершилось создание бюрократической системы домината.

Вся территория империи получила единое административное деление: было образовано 4 профектуры, которые делились на диоцезы и провинции.

Усилился контроль за деятельностью должностных лиц.

Отделение гражданской власти от военной лишало возможности использовать военную силу для узурпации власти.

Население городов было закреплено по месту жительства.

Военная реформа: кроме внутренних мобильных войск, которые можно было перебрасывать по мере необходимости из одной провинции в другую, формировались пограничные, рекрутируемые из вариантов, поселенных на римской территории с условием охраны границ. Опасаясь привлекать к службе в войсках угнетенное земледельческое население, римское правительство вынуждено было привлечь к защите границ от варваров силы самих варваров.

Диоклетиан и Кон­стантин сделали всё возможное, чтобы продлить существова­ние империи. О захвате новых земель, богатств, рабов речи уже не шло. Искали внутренние источники обогащения — как лучше управлять страной, как больше собирать налогов.

Диоклетиан разделил империю на 12 крупных округов и 100 небольших провинций, а каждую из них — на области. Появилась целая армия чиновников — наместников, управля­ющих, сборщиков налогов. Население вместе с имуществом было переписано — от младенцев до стариков, как в сельской местности, так и в городах. Взимать налоги стали не деньгами, а продуктами. Это сразу обогатило казну, но вскоре явилось истинным разорением для населения. Число чиновников рос­ло, росли и налоги. Процветали вымогательство, взяточничество, воровство. Диоклетиан сурово карал зарвавшихся чиновников, но это не искоре­няло зло.

Владельцы крупных имений или подку­пали чиновников, или попросту прогоняли их. Колоны с императорских земель стреми­лись перебраться в частные имения — лишь бы уйти от налогов. Иные становились бро­дягами и разбойниками.


Реформы Диоклетиана и Константина были направлены на множество сфер жизни; административные, военные, экономические, налоговые, религиозные и т. д. Эти два человека принесли относительную стабильность, на некоторое время в позднюю Империю благодаря своим преобразованиям. Но вначале немного предыстории.

Хаос в центре империи отражается в упадке имперского контроля. Это приносит определенные выгоды провинциям (в 212 году нашей эры Каракалла резко снижает особый престиж Италии, предоставляя римское гражданство всем вольнорожденным жителям империи), но также подвергает приграничные районы империи все возрастающим вторжениям варваров-соседей.

Даже там, где варваров держат в страхе, происходит потеря центральной власти. Военачальники в более отдаленных провинциях начинают вести себя почти как независимые правители, уделяя мало внимания Риму.

Одним из ответных шагов на этот упадок является попытка оживить империю путем возвращения к традиционным Римским ценностям. В 250 г. император Деций издает указ, согласно которому каждый гражданин должен совершить религиозное жертвоприношение римским богам в присутствии уполномоченного, который выдаст соответствующий сертификат соответствия. Христиане, принципиально отказываясь подчиняться, оказываются в прямом столкновении с государством и соответственно страдают.

Император Валериан поддерживает ту же религиозную политику, но также вводит в 253 году административную реформу, которая будет иметь долгосрочные последствия. Он делит империю на две зоны ответственности — Восточную и Западную.

Валериан почти не добился успеха (в 260 году он был захвачен персами и умер в плену), и его решение о совместном правлении не последовало за его непосредственными преемниками. Но он принят Диоклетианом, человеком, который восстанавливает стабильность Римской империи. Именно о реформах Диоклетиана и Константина пойдет речь в следующих частях этой статьи.

Поздняя империя реформы Диоклетиана и Константина

Реформы и преобразования Диоклетиана

Диоклетиан, командующий армией близ Босфора, провозглашается императором своими собственными войсками, когда в 284 г. приходит известие о том, что его предшественник был убит. Он идет на Запад, убивая соперника-претендента в битве 285 года. Последовательность событий отражает множество предыдущих случаев в этом столетии, когда узурпаторы, поддерживаемые своими собственными армиями, претендовали на трон. Но Диоклетиан разрушает эту модель анархии.

Ему повезло в том, что границы государства недавно были отодвинуты назад к их прочно установленным линиям на севере и востоке. Этот необычный период стабильности используется, чтобы провести смелые и в высшей степени схематичные реформы и преобразования Диоклетиана в управлении страной.

Он не только делит государство географически на Восток и Запад (по примеру Валериана). Он даже делит традиционный императорский титул — Август Цезарь — на два ранга: старший — Август и младший — Цезарь.

Также он назначает своего друга Максимиана соправителем, давая ему Западную империю и титул Августа. Официально Диоклетиан и Максимиан должны быть равны, но тонкое добавление к титулу ясно показывает, кто здесь главный. Диоклетиан на Востоке — это теперь Август Юпитер, представляющий Юпитер на земле. Максимиан на Западе — это август Геркулес, замещающий Геракла. Как известно любому римлянину, Геракл — мускулистый герой, но верховным богом является Юпитер.

Семь лет спустя, в 292 г., каждый Август получает Цезаря в качестве лейтенанта. Галерий, назначен служить вместе с Диоклетианом на востоке, Констанций — с Максимианом на Западе. Каждый Цезарь женится на дочери своего Августа. Каждый из них имеет статус со-императора.

С самим Диоклетианом во главе этой группы эта четверка, основанная на дружбе и браке, прекрасно справляется с удержанием империи (хотя уже в 303 году христиане внезапно подвергаются новой и крайней волне гонений). Все четверо мужчин, как и почти все императоры этого периода, происходят из скромного или крестьянского происхождения. Это лидеры с большим практическим опытом, которые хорошо зарекомендовали себя в военных походах.

Но Диоклетиан слишком оптимистичен, ожидая, что этот план правительства переживет его собственный уход. В 305 г. он заболевает и уходит в отставку как Август. Он настаивает, чтобы Максимиан сделал то же самое, позволив ему возвысить двух Цезарей до ранга Августа и назначить еще двух Цезарей.

На бумаге это выглядит логично, но в оставшиеся годы своей жизни Диоклетиан видит, как рушится его тщательно выстроенное здание. В 306 г. Констанций, Август Запада, внезапно умирает. Его войска провозглашают его сына Константина Августом вместо него. Но у конкурентов, есть другие идеи. К 308 году не менее шести человек претендуют на звание Августа. Повторяется знакомая картина Римской империи. Гражданская война неизбежна.

Константин 306-337 гг.

Константину, вероятно, было около двадцати лет в 306 году, когда его отец Констанций умер в Йорке. Большую часть последних десяти лет молодой человек провел при дворе Диоклетиана. Но он присоединился к лагерю своего отца в прошлом, 305 г., после продвижения Констанция на пост Августа на Западе. Поэтому Константин известен легионам в Британии. В 306 году, вопреки приказам из центра империи, они провозгласили его Августом.

Заключаются компромиссы, дающие Константину власть над Британией и Галлией. Но по мере появления новых претендентов Константин делает ставку на большую долю власти. В 312 году он идет на юг и вторгается в Италию.

Битва у Мульвийского моста 312 год

Загадочное решение Константина в октябре 312 года теперь можно рассматривать как один из величайших поворотных моментов истории. Он расположился лагерем к северу от Рима, готовясь сразиться со своим соперником за контроль над западной империей. Он решает, что его люди должны носить на своих щитах христианский символ — монограмму, известную как Хи-Ро, образованную из первых двух греческих букв слова Христос.

Константин выигрывает битву у Мульвийского моста. Его соперник умирает, убегая назад через Тибр, когда рушится мост из лодок. По мнению Константина, он выиграл это решающее сражение в союзе с Богом христиан. Результаты оказались весьма впечатляющими.

Официально признанный Сенатом Августом Запада, Константин немедленно принимает меры в пользу гонимых христиан. Он восстанавливает конфискованное церковное имущество и предлагает государственные средства нуждающимся церквям. В 313 году он устраивает встречу в Милане с Лицинием, одним из двух претендентов на титул Августа на Востоке. Он убеждает его следовать той же политике.

Позже в том же году Лициний побеждает своего соперника на Востоке. Теперь он тоже провозглашает политику религиозной терпимости, предлагая христианам компенсацию за причиненные им обиды.

Первые церкви 312-337 гг.

Конкретное свидетельство нового статуса христианства усматривается в появлении первых церковных зданий. Эта перемена наиболее заметна в Риме, самой сильной христианской общине. До сих пор, несмотря на размеры Конгрегации христиан в Риме, богослужение проводилось тайно в частных домах. Внезапно церкви становятся общественными зданиями, городскими достопримечательностями, такими же выдающимися, как храмы языческого культа.

Некоторые церкви развиваются из частных домов, уже используемых для богослужения.

Константин основывает в Риме три важные церкви. Одна из них, предназначенная для городского собора, расположена непосредственно рядом с его собственным Латеранским дворцом, уже представленным христианам в качестве резиденции Папы Римского. Это церковь Святого Иоанна Латеранского.

Две другие церкви Константина в Риме построены в честь двух мучеников города, Петра и Павла, на предполагаемых местах их захоронений. Один из них находится за пределами Старого города и называется S. Paolo fuori le Mura (Святой Павел за стенами). Другой, в Ватикане, — это Собор Святого Петра, и оба они с тех пор были перестроены.

Новый Рим 330 год

Константин, ныне твердо стоящий во главе всей Римской империи (первый человек за долгое время, оказавшийся на этом посту), планирует еще одну инициативу, столь же важную, как принятие им христианства. Сразу же после поражения Лициния он приступает к восстановлению Византии как христианской столицы — города, в котором языческие жертвоприношения, центральный обряд императорского Рима до сих пор, строго запрещены.

К 330 году нашей эры город уже готов к церемонии инаугурации. Византия приобретает два новых имени — Новый Рим и Константинополь, город Константина. Римская империя в течение восемнадцати лет после первой победы Константина имеет новую религию, новый центр тяжести и значительное изменение культуры.

Греция всегда была главным культурным влиянием на Рим, и греческий язык является языком жителей Византии. С основанием Константинополя старая культура эффективно поглощает своего энергичного молодого соперника. Даже название Константинополь — Κωνσταντινούπολις — Константину́полис — греческое (полис — город).

Но Константинополь — это еще и Новый Рим, столица Римской империи. Греки этого города еще долго будут называть себя римлянами. На протяжении нескольких столетий Константинополь олицетворял собой как конец Римской империи, так и начало Византийской империи. Между тем Рим постепенно устанавливает новую идентичность, как резиденция христианского папы.

Читайте также: