Андре массон сюрреализм кратко

Обновлено: 03.07.2024

Массон Андре (фр. André Masson , 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен, Уаза — 28 октября 1987, Париж) — французский живописец и график.

Содержание

Биография

Творчество

Массон о живописи и о себе

О художнике

  • Limbour G., Leiris M. André Masson et son univers. Lausanne: Les Trois collines, 1947.
  • Limbour G. André Masson, dessins. Paris: Editions Braun, 1951.
  • Passeron R. André Masson et les puissances de signe. Paris: Editions Denoël, 1975.

Семья

Его сын Диего Массон (род. 1935), кондуктор, перкуссионист, хотя его другой сын Луи Массон актёр. [1] Его дочь Лили Массон (род 1920) художник

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 4 января
  • Родившиеся в 1896 году
  • Родившиеся в департаменте Уаза
  • Умершие 28 октября
  • Умершие в 1987 году
  • Умершие в Париже
  • Художники по алфавиту
  • Художники Франции
  • Сюрреализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Массон, Андре" в других словарях:

Массон Андре — Массон, Андре Массон Андре (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи сюр Терен, Уаза 28 октября 1987, Париж) французский живописец и график. Содержание 1 Биография … Википедия

МАССОН Андре — МАССОН (Masson) Андре (1896 1985), французский художник, один из видных мастеров сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ). В его живописи и графике преобладают природные, растительные формы, которые рождают впечатление мира до человека, погруженного в… … Энциклопедический словарь

Массон А. — Массон, Андре Массон Андре (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи сюр Терен, Уаза 28 октября 1987, Париж) французский живописец и график. Содержание 1 Биография … Википедия

Массон (фамилия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Массон. Массон фамилия французского происхождения. Известные носители: Массон, Вадим Михайлович (1929 2010) советский, узбекский археолог. Массон, Михаил Евгеньевич (1897 1986)… … Википедия

Массон — Андре (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

МАССОН (Masson) Андре — (1896 1985) французский художник, один из видных мастеров сюрреализма. В его живописи и графике преобладают природные, растительные формы, которые рождают впечатление мира до человека, погруженного в свободную игру красочных форм и ритмов … Большой Энциклопедический словарь

Андре Массон — … Википедия

Френо, Андре — Андре Френо (фр. André Frénaud, 26 июля 1907, Монсо ле Мин, Сона и Луара 21 июня 1993, Париж) французский поэт. Содержание 1 Биография 2 Избранные издания … Википедия

Список художников — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Художники А — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

МАССОН, АНДРЕ (Masson, André) (1896–1987), французский художник, соединивший в своем творчестве черты сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе. В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств. В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора. Заключив контракт с известным галеристом Д.-А.Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству.

Современные художники

Сюрреализм

Художник Natali Surreal

Работы Natali Surreal

Купить/заказать картину

Андре Массон (04.01.1896 - 28.10.1987 гг.) - французский живописец, график, иллюстратор, скульптор. Массон постоянно находился в творческих поисках, пробовал себя в различных направлениях и техниках: кубизм, сюрреализм, "автоматическая" живопись, абстрактный экспрессионизм, импрессионизм, символизм, скульптура, иллюстрация, литография.

Массон закончил Академию художеств в Брюсселе, в 1912 году переехал в Париж и продолжил обучение в Школе изящных искусств.


В начале Первой мировой войны Массон добровольцем пошел на фронт, в апреле 1917 года был тяжело ранен. В результате он провел около двух лет в госпитале, а из-за полученной контузии даже стал пациентом психиатрической лечебницы на некоторое время. Художник так и не смог вылечится от полученных травм во время войны: его продолжали мучить физическая боль, ночные кошмары, бессонница.

В 1920 году Массон заключил контракт с владельцем галереи и полностью окунулся в живопись. Наблюдая за работами художника можно заметить, насколько быстро меняются стиль и техника исполния произведений. В работах начала 1920-х гг. отчетливо прослеживается влияние кубизма (в частности, художника Андре Дерена).

В Париже Массон знакомится с кругом молодых художников и писателей. Эрнест Хемингуэй и Гертруда Стайн стали одними из первых покупателей работ художника (в 1922 году Э. Хемингуэй приобрел картину "Бросок игральных костей", на которой Массон изобразил своих приятелей-художников (один из них - Жоан Миро)).


В 1924 году, после первой персональной выставки, массон знакомится с Андре Бретоном и вступает в круг сюрреалистов.

В 1926 году Андре Массон совместно с художником Жоаном Миро начинают экспериментировать с "автоматическим" рисованием: рисунок наносили на холст клеем, на который, затем, насыпали цветной песок. Примером таких работ является картина "Борьба рыб".

Массон Андре (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен, Уаза — 28 октября 1987, Париж) — французский живописец и график.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе.

В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств.

В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора.

Заключив контракт с известным галеристом Д.-А.Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству. В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж.Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А.Бретоном.

Portrait of André Breton, 1941

Умер Массон в Париже 28 октября 1987.

ТВОРЧЕСТВО

В юные годы Массон увлекается импрессионизмом и символизмом, ар-нуво, модными идеями Ницше и Вагнера.

В апреле 1919 года он отправился в город Сере на юго-западе Франции, где зародился кубизм. Там с 1905 года работали Андре Дерен, Пабло Пикассо, Хуан Грис и многие другие художники. В пейзажах, которые написаны Массоном в этот период, сильно чувствуется влияние Сезанна и Ван Гога. В других работах – влияние пост-кубизма.

Ранние работы Массона, в особенности, 1922-1923 гг. на тему леса, отражают влияние Андре Дерена, к концу 1923 года в работах проявляется влияние аналитического кубизма.

По совету Джакометти в 1927 году Массон начинает заниматься скульптурой из гипса.

Gradiva 1939

Goethe or the metamorphosis of plants 1940

Американский критик Клемент Гринберг констатировал, что приезд Массона в США сыграл ключевую роль в развитии абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке. Влияние Массона чувствуется в творчестве Джексона Поллока и Аршиля Горького. Сам Массон в Америке увлекся китайским искусством, широко представленным в музее Метрополитен в Нью-Йорке и в музее Бостона, Массачусетс.

В 1964 году по заказу Министерства культуры Франции Массон выполнил роспись потолков в парижском театре Одеон. В последующие годы Массон занимался книжной иллюстрацией и театральными костюмами и декорациями.

В начале 1987 года в Лондоне в галерее Хейвуд прошла большая выставка рисунков Андре Массона, на которой художник присутствовал лично.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В апреле 1917 года он тяжело раненый лежал всю ночь посреди кровопролитной битвы при Эсне на Дороге Дам, пока на следующий день до него смогли добраться санитары. Ранение в грудь было настолько серьезным, что Массону пришлось провести в госпиталях два года, а последствия контузии привели его даже в психиатрическую лечебницу. Всю жизнь Массона продолжали мучить физические боли, ночные кошмары и бессонница. Доктор, который лечил Массона, настоятельно рекомендовал ему избегать больших городов и стараться соблюдать покой. Массон следовал этим рекомендациям с переменным успехом – он довольно часто жил в Париже, периодически отправляясь в провинцию или за границу. По легенде, его мать–найденыш была цыганского рода, чем друзья и объясняли его частые передвижения и смены адресов.

В 1941 году Андре Массон с семьей был переправлен в США. На границе таможенники прямо на его глазах разорвали пять рисунков, приняв их за порнографию.

ФОТО André Masson (521x700, 102Kb)


Андре Массон (1896-1987). Фотография 1930-х гг.

Андре Массон (1896-1987) - французский живописец и график, соединивший в своем творчестве черты сюрреализма и абстрактного экспрессионизма, добившийся известности изображениями чудовищных фантастических миров. Многие из рисунков Массона появлялись в ходе неосознанно-спонтанного творческого процесса (так называемая автоматическая живопись).


Андре Массон родился 4 января 1896 г. в Баланьи-сюр-Терен, во Франции в семье директора школы. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, куда отец переехал по службе. В 1908 г. в возрасте 12 лет он окончил курсы рисования при Брюссельской школе декоративно-прикладного искусства и поступил учиться в Королевскую академию художеств в класс Констана Монтальда (1863-1944). В 1912 г. переехал в Париж. В 1912-1914 гг. учился в парижской Школе изящных искусств, где изучал технику фресковой живописи в мастерской Поля Бодуэна (1844-1931). Получив грант от академии, он отправляется в Италию и Швейцарию.


Андре Массон. Натюрморт с кувшинами. 1918 г. Государственные музеи Берлина.
Старая национальная галерея.

Женский монастырь в Сере, Восточные Пиренеи. 1919 г.

Женщины. 1921 г.

В апреле 1919 г. Андре Масон отправился в город Сере на юго-западе Франции, где зародился кубизм. Там с 1905 г. работали Андре Дерен, Пабло Пикассо, Хуан Грис и многие другие художники. В пейзажах, которые написаны Массоном в этот период, сильно чувствуется влияние Сезанна и Ван Гога . В других работах – влияние пост-кубизма. В Сере Массон познакомился с молоденькой модисткой Одетт Кабале, которая стала его женой. Ожидая рождения дочери Лили, молодая пара вернулась в Париж, рассчитывая на помощь родителей.

ФОТО André Masson, Michel Leiris, Roland Tual et Juan Gris. Nemours-près-Fontainebleau, 1924 (457x700, 118Kb)


На фото (снизу вверх): Андре Массон, Мишель Лейрис, Роланд Туаль и Хуан Грис. Фонтенбло, 1924 г.


Бросок игральных костей. 1922 г. Холст, масло. 94,3х64,1 см. Музей Эссена, Германия.

Портрет Роланда Туаля (1902-1956), будущего известного кинорежиссера и продюсера. 1921 г.

Вороны. 1922 г. Холст, масло. 92x73 см. Частное собрание, Гавр.

Поляна в лесу. 1922 г.

Мертвый лес. 1924 г.

Кладбище. 1924 г.

Лес на песчанике. 1924 г. Бременская картинная галерея (Kunsthalle Bremen), Германия.

Натюрморт с яблоком. 1922 г.

Стол в студии. 1922 г. Холст, масло. 50х60,4 см. Галерея Тейт Бритен, Лондон.

Натюрморт с кувшином. 1925 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Табакерка (La tabatiere). 1924 г.

Натюрморт с кувшином и рыбой. 1923 г.

Трапеза I. 1923 г.

Трапеза II. 1923 г.

Натюрморт с домино и картами. 1923 г.

Натюрморт с гранатом. 1923 г.

Игроки в карты. 1923 г. Холст, масло. 73 x 50,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

Игроки в карты I. 1923 г.

Игроки в карты II. 1923 г.

Человек в интерьере. 1923 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Мужчина с яблоком. 1923 г. Музей Гренобля, Франция.

Четыре стихии. 1923-1924 гг. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

ФОТО Georges Malkine, André Masson, André Breton, Max Morise, Georges Neveux, 1924. (600x452, 86Kb)


На фото группа сюрреалистов (слева направо): Жорж Малкин, Андре Массон, Андре Бретон, Макс Морис, Жорж Невё.
Фонтенбло, 1924 г.

1924 Автоматический рисунок (619x700, 161Kb)

Автоматический рисунок. 1924 г. Бумага, тушь. 23,5 х 20,6 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1924 Автоматическая живопись (566x700, 175Kb)

Автоматическая живопись. 1924 г.
1924 спящий человек за столом (700x572, 218Kb)

Человек, спящий за столом. 1924 г.
NEW 1924 Натюрморт с посудой и видом на море (553x700, 212Kb)

Натюрморт с посудой и видом на море. 1924 г.
1924 Брошенный город (582x700, 205Kb)

Брошенный город. 1924 г.
1924 Стороны света, кардинальные точки (les pointscardinaux) (477x700, 163Kb)

Стороны света, или Кардинальные точки (les pointscardinaux). 1924 г.
1924 Vents Ветры Центр Помпиду (700x506, 186Kb)

Световые волны (Les Soupiraux). 1924 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
1924 Две обнаженные ж-ны (700x455, 160Kb)

Две обнаженные женщины. 1924 г.
1925 Добыча La proie ЦП (700x579, 157Kb)

Жертва. 1925 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
1926 Обнаженная в интерьере, Музей современного искусства, Париж (700x581, 132Kb)

Обнаженная в интерьере. 1926 г. Музей современного искусства, Париж.
1924 человек (451x700, 192Kb)

Человек. 1924-1925 гг.
1925 Броня Armour, (462x700, 116Kb)

Броня (Armour). 1925 г.
1925 THE STAR (572x700, 191Kb)

Звезда (The Star). 1925 г.
1924 La Corde (The Rope) (580x700, 201Kb)

Веревка (La Corde). 1924 г.
1925 Корона,The Crown (551x700, 183Kb)

Корона (The Crown). 1925 г.
1924 Oiseaux et masques (700x606, 224Kb)

Птицы и маски (Oiseaux et masques). 1924 г.
1925 Крыло (laile) Нац гал Берлин (469x700, 183Kb)

Крыло (Laile). 1925 г. Государственные музеи Берлина.
Старая национальная галерея.
1924 Натюрморт с торсом и свечой. Бременский Кунстхалле (442x700, 171Kb)

1924 Натюрморт с торсом и свечой. Бременская картинная галерея
(Kunsthalle Bremen), Германия.
1925 Femme Берлин Нац гал (560x700, 151Kb)

Женщины. 1925 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
1925 мертвая птица (523x700, 212Kb)

Мертвая птица. 1925 г.
1925 Созвездия (445x700, 149Kb)

Созвездия. 1925 г.
1925 Птица Un oiseau Страсбург МСИ (484x700, 129Kb)

Птица. 1925 г. Музей современного искусства, Страсбург.
1925 Зверь, Пронзенный стрелами (519x700, 194Kb)

Зверь, пронзенный стрелами. 1925 г.
1927 Охота (700x428, 217Kb)

Охота. 1927 г.
1926 combat dans un sousterrain (700x559, 191Kb)

Битва под землей (Сombat dans un sousterrain). 1926 г.
NEW 1926 Девушка у окна (469x700, 121Kb)

Девушка у окна. 1926 г.
1926 битва рыб. МСИ (МОМА), Нью-Йорк (700x351, 124Kb)

Битва рыб. 1926 г. Холст, масло. 36,2х73 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
NEW 1927 Битва рыб (700x552, 86Kb)

Битва рыб. 1927 г. Бумага, мел, уголь, карандаш. и масло. 48 x 60,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1927 Прогулка (351x700, 93Kb)
1927 Lancelot Центр Помпиду (334x700, 89Kb)
1. Прогулка. 1927 г. 2. Ланселот. 1927 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
1926-1927 Фигура Х м песок 46.1 x 26.9 cm МОМА (401x700, 172Kb)

Фигура. 1926-1927 гг. Холст, масло, песок. 46,1 x 26,9 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1926 Содранная шкура, живодер (les ecorches) (564x700, 194Kb)

Содранная шкура, или Живодер (les ecorches). 1926 г.
1926 Дети с островов (445x700, 168Kb)

Дети островов. 1926 г.
1926 Замок (chateauhante) (554x700, 227Kb)

Замок (Сhateauhante). 1926 г.
1926 Торс (516x700, 124Kb)

Торс. 1926 г.
1926-1927 Без названия (525x700, 70Kb)

Без названия. 1926-1927 гг.
1926-1927 Без названия, Деталь (525x700, 108Kb)

Без названия. Фрагмент. 1926-1927 гг.
1927 Крестьяне (700x574, 131Kb)

Крестьяне. 1927 г.
1927 Les Chevaux morts ЦП (700x585, 221Kb)

Мертвые лошади. 1927 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
1927 Тени (700x672, 237Kb)

Тени. 1927 г.
1927 Прекрасный труп. Кол. рис. Макса Мориса, Макса Эрнста и Андре Массона (526x700, 169Kb)

Прекрасный труп. 1927 г. Коллективный рисунок Макса Мориса, Макса Эрнста
и Андре Массона.

1928 Курьер Allemagne, Hambourg, Kunsthalle (700x561, 144Kb)


Курьер. 1928 г.


Персонажи. 1934 г.

Кони Диомеда. 1934 г.

Насекомые в пшеничном поле (Insectes dans un champ de blé). 1934 г.

Разрушенный сад, или Сад вандалов. 1934 г.

Летние развлечения. 1934 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Эфемерный чай (The Ephemeral). 1934 г.

Собрание насекомых (Reunion d'insectes). 1936 г.

Сеятель I (Le Semeur I). 1931 г. Холст, масло. 41 x 35 см.

Жнец. 1934 г. Холст, масло.

Куколки в Толедо (Pupae to Toledo). 1935 г. Холст, масло. 50х60 см. Частное собрание.

Куколки в Толедо. Эскиз. 1935 г.

Город Ибдес в Арагоне (Ibdes in Aragon). 1935 г. Холст, масло. 92,4 х 60 см.
Галерея Тейт Бритен, Лондон.

Город Таррагона (Tarragona). Испания. 1930-е гг.

Красные петухи (Les Coqs rouges). 1935 г.

Андалузские жнецы. 1934 г.

Дон Кихот и чародеи. 1935 г. Аукцион Christie's, Лондон, 2005 г.

Дон Кихот и марионетки. 1935 г.

Рассвет в Монтсеррате. Испания. 1935 г.

Секрет лабиринта. 1935 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Женский сюрприз. 1932 г.

Пейзаж с чудесами. 1935 г. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

Этюд с раненой лошадью. 1935-1936 гг. Бумага, акварель, тушь.

Коррида на солнце. 1930-е гг.

Коррида. Потоки крови. 1936 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Коррида. 1930-е гг.

Мифологическая коррида (Corrida mythologique). Эскиз. 1930-е гг.

Мифологическая коррида. 1936 г. Холст, масло. 90,3x85,4 см. Аукцион Christie's, 2018 г.

Иконописные виды Толедо. 1936 г.

Когда Франция капитулировала во Второй Мировой войне и германские войска вступили в Париж, Массонам необходимо было спасаться – искусство Массона было признано дегенеративным, сюрреалисты поддерживали коммунистов, кроме того, Роза была еврейкой. Сначала они уехали в Овернь, затем в Марсель.
Группа американцев создала Комитет по спасению европейских деятелей искусства. Во Францию прибыл Вариан Фрай (Varian Fry), который помогал евреям и немцам из списка нацистских властей переправляться в США. Всего было спасено около 4000 деятелей культуры и науки, среди который Марк Шагал, Андре Бретон, Макс Эрнст, Жак Липшиц, Лион Фейхтвангер. С небольшой группой добровольцев Фрай укрывал беженцев на вилле в пригороде Марселя, затем через Испанию отправлял в нейтральную Португалию, или из Марселя кораблем на Мартинику, оттуда уже в США. С помощью американского вице-консула в Марселе Гирама Бингхема оформлялись визы для въезда в США.
В 1941 году таким путем был переправлен в США Андре Массон с семьей. Не успело закончится спасительное путешествие, как Массона ждали новые испытания – на границе таможенники прямо на его глазах разорвали пять рисунков, приняв их за порнографию.

Читайте также: