Амонашвили истина школы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Шалву Амонашвили представлять не надо. Он верный друг "Учительской газеты" и постоянный наш автор. Несколько лет назад Шалва Александрович предоставил "УГ" право первой опубликовать свои книги "Улыбка моя, где ты?", "Почему не прожить нам жизнь героями духа?", "Без сердца что поймем?". С этого номера мы начинаем публикацию нового его произведения - "Истина Школы".

Родная Школа - колыбель жизни Великой России. Убережем ее Истину, и она возродит могущество Страны.

Нынешние и бывшие ученики!

Скажем доброе слово о Школе!

Она ждет от нас ласки, любви, признательности!

Она страдает, страдает сердцем.

Страдает, потому что высказывают ей недоверие, оскорбляют, калечат ее.

Постоянно реформируют, модернизируют, обновляют. Не дают спокойно и преданно отдаваться своему долгу и служению всей своей мудростью.

Реформация школы переходит в деформацию.

Модернизация переходит в модничанье.

Обновление не уходит далеко от сегодняшнего дня.

Школу вербуют, захватывают, оголяют, продают.

Навязывают чуждые ее природе смыслы, дела, задачи, пути.

Принуждают предавать своих детей.

Но она скорее сгорит, чем предаст их.

Школа бедствует, нищенствует.

Разве не видите, как она протянула людям обе руки и молит о помощи: "Ради Христа, ради Детей, ради Будущего, помогите!"

Поможем Школе по мере наших сил.

Поможем мыслями, чувствами, молитвами, любовью, заботой. Поможем делами.

Скажем мощное Слово в ее защиту, чтобы поняли те, кому это нужно: мы - общество - не предадим Школу!

Мы все, все исключительно, в долгу перед Школой.

Школа воспитывала каждого из нас.

Она очеловечивала и одухотворяла нашу природу, наполняла каждого из нас светом и знаниями, облагораживала наши сердца, сеяла в нас доброе и духовное.

Может быть, не всегда и не все у нее получалось, и потому:

В ком-то остались осадки и горькие воспоминания о школьном авторитаризме, о школьных порядках.

Кто-то мучается из-за пустых и некачественных знаний, полученных в Школе.

Кому-то не достался полный набор жизненных наставлений.

В ком-то остались нераскрытыми устремления и природные дары.

И скажем откровенно: всем нам недостает от Школы полноты бытия.

Но разве это вина Школы?

Может быть, мы тоже грешили перед ней, не внимая ее голосу и наставлениям? Школа хотела сделать каждого из нас личностью, но разве многие из нас поддавались ее устремлениям?

Отдадим должное и тому насилию, которому подвергалась Школа со стороны властей, навязывавших чуждые ей задачи.

Мы - люди сознательные. Если кто сможет, пусть исправит упущенное. Но если сделать это уже невозможно, проявим великодушие и не будем таить в себе злобу в отношении Школы.

Лучше сказать нашим детям доброе слово о Школе, чтобы они доверились ей и полюбили ее. Детская любовь и доверие есть лучшее условие совершенствования Школы.

Нынешние и бывшие ученики!

Скажем Слово о Школе, которая есть: - очаг духовности и нравственности, - мастерская человечности, - законодательница качества жизни, - дарительница Света и мощи знаний, - хранительница культуры и языка, - сеятель духовного и доброго.

Чем созидается мир?

Скажете: Мыслью, трудом и творчеством людей.

Верно. Но Школа тому первооснова.

Чем славится общество?

Скажете: Своими духовными устремлениями.

Верно. Но их зарождает Школа.

Чем сильно государство?

Скажете: Своими гражданами, их устремленностью.

Совершенно верно. Но Школа тому тоже первооснова.

Это есть Истина Школы.

Школа - живое духовное существо со своим предназначением.

Она ведет общество, но не является слугой общества.

Она укрепляет государство, но не есть оружие в руках государства.

Она служит человеку, но не обслуживает его.

Какая же сила направляет Школу?

Ее направляет сила собственного Духа.

Дух Школы имеет свои вечные основания и изменять их не будет. Иначе не будет самой Школы.

Этими основаниями являются общечеловеческие ценности, которые определяют норму и качество жизни: Вера, Праведность, Любовь, Гуманизм, Справедливость, Культура, Совесть. То, что возникает в человеке путем образования на основе этих ценностей, можно назвать духовностью и духовной жизнью.

Но общечеловеческие ценности не существуют как абстракт, они проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная культура.

Все национальное есть источник общечеловеческого.

Школа есть ревнивый хранитель национального духа. Миссия Школы устанавливает закон: Школа каждого народа должна взращивать в своих питомцах национальный дух этого народа. Российская Школа обязана взращивать русскую духовность, украинская Школа должна взращивать украинскую духовность, грузинская Школа должна взращивать грузинскую духовность, латышская - латышскую, армянская - армянскую, азербайджанская - азербайджанскую, литовская - литовскую, индийская - индийскую, китайская - китайскую, японская - японскую, французская - французскую, немецкая - немецкую и т.д. Нарушение этого закона вызывает вырождение нации, народа, крах государства.

Национальный дух не есть национализм, тем более не есть шовинизм и фашизм. Национальный дух народа есть общечеловеческое достояние и украшение земной жизни так же, как разные цветы украшают поле.

"Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он забыл эту роль, должен удалиться со сцены: он более не нужен. Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожения в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни. " Потому "общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории". Это мысли Константина Дмитриевича Ушинского.

Это есть Истина Школы.

Что умеет и чего не умеет Школа?

Школа умеет любить и воспитывать любовь.

Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.

Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.

Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.

Школа умеет созидать и вдохновлять на созидание.

Но не умеет разрушать и напутствовать на разрушение.

Школа умеет защищать ребенка и выправлять его судьбу.

Но она не умеет ущемлять ребенка и искажать его судьбу.

Школа умеет творить добро и воспитывать доброту.

Но она не умеет быть злой и воспитывать зло.

Школа умеет быть честной и воспитывать честность.

Но она не умеет быть лживой и воспитывать лживость.

Школа почитает родной язык и воспитывает доброречие.

Но она не умеет сквернословить и воспитывать сквернословие.

Школа есть Царство Мысли и воспитывает свободомыслие.

Но она не есть тюремщик мысли и не умеет воспитывать раба.

Школа умеет расширять сознание.

Школа живет духовностью и Верой.

Она гибнет без духа и Веры.

Школа умеет все хорошее.

Но не умеет ничего плохого.

Школа - Светлый Ангел и несет только Свет.

Все, что не от нее, то от лукавого.

Это есть Истина Школы.

Русское слово "школа" восходит к латинскому "скале" - "лестница", - сообщил об этом академикам РАО Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Речь идет, сказал он, о лестнице духовного восхождения человека. Эта лестница, сказал он еще, классически описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге "Лествица". В ней раскрыты 30 ступеней восхождения, и последняя, вершинная, названа "Любовью".

Человек прежде всего есть духовное существо, но каждый из нас должен признать себя таковым. Только в этом случае становится возможным расширение сознания. Если мы смотрим на мир через духовное зрение, то больше и глубже постигаем его материальную суть и стремимся к ее одухотворению. Если же смотрим на мир только через материалистический взгляд, то начинаем искать в нем больше личную выгоду, чем общее благо.

Поднимаясь по ступенькам скале, каждый растущий человек раскрывает свои духовные и природные дары, познает себя, обогащается опытом и знаниями, облагораживается духовно и нравственно.

Скале - Школа выявляет и утончает неповторимость каждого, направляет на поиск смысла жизни, предназначения, зарождает в каждом чувство служения великому и всеобщему.

Каждая ступенька Скале - Школы развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисциплину духа, окрыляет мысль и творчество.

Это есть Истина Школы.

Из каких глубин тысячелетий идут корни Школы, которая Скале?

Мое воображение рисует следующую историю.

Один из правнуков Адама, запутавшись в лабиринте жизни в поиске пути к Создателю, взмолился:

- Господи, дай мне лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Тебе!

И услышал голос: - Найдешь ее в первом встречном! - Кто этот встречный? - спросил правнук Адама. - Наречен он Мною Учителем! - сказал голос.

Встретился правнук Адама с человеком старым и сказал: - Учитель, дай мне лестницу, чтобы приблизиться к Создателю! - Ты - правнук Адама и сам тоже Адам, названный так в честь своего прадеда? - Да, - ответил правнук Адама, - меня тоже зовут Адам! - Следуй за мной! - сказал Учитель.

И повел он правнука Адама по лабиринтам жизни.

Путь преградил им бушующий огонь.

Учитель пять лет учил правнука Адама, как пройти через огонь, и наконец сказал: - А теперь иди! - Огонь ведь сожжет меня!- возмутился правнук. - Огонь сожжет не тебя, а страх в тебе, а ты обретешь смелость.

И прошел правнук Адама через огонь и обрел смелость.

Пошли дальше, и вот другая преграда: болото, у которого не было видно края.

Учитель пять лет учил, как нужно пройти через болото, и сказал: - Иди! - Болото же без края и затянет меня! - воскликнул правнук. - Но ты обретешь волю и терпение, в которых почерпнешь великую силу!

И правнук Адама, который сам был тоже Адамом в честь своего прадеда, прошел через болото и обрел волю и терпение.

Пошли дальше, и опять преграда: непреодолимая стена. - Как мы через стену переберемся? - спросил правнук у Учителя. - Садись на этот камень, подумай и поищи способ! - ответил Учитель.

Сел на камень правнук Адама и палкой стал чертить на песке свои мысли и воображения. А Учитель ходил вокруг начертанного, то и дело стирая его ногой. Тогда ученик начинал все сначала. Так прошло пять лет. - Нашел выход! - воскликнул он наконец - Можно в стене высечь ступеньки и постепенно подняться вверх! - Значит, разум твой расширяется. Так высекай ступеньки в стене! - Но я могу упасть и разбить себе голову! - Возможно. Но взамен обретешь предупредительность!

И они преодолели стену.

А там перед ними сразу три пути. - По какому пути идти? - воскликнул правнук Адама. - А ты спроси у своего сердца и выбирай! - сказал Учитель.

Правнук Адама погрузился в себя. Пять лет он задавал вопрос сердцу своему: "Скажи мне, какой путь выбрать?" Наконец твердо сказал Учителю: - Надо идти по среднему пути! - Значит, ты научился говорить со своим сердцем!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель! Что скрывается за этим словом? Учитель является созидателем культурных ценностей, добродетельным наставником, относиться к детям так, как относится к детям разумный и любящий отец или мать. Научить ребенка чему-либо, воспитать в нем человеческие качества, которые помогли бы ему на жизненном пути, в этом заключается задача учителя.

Работая второй год по этой профессии, я прошла период сомнений в истинности своего выбора, ведь это далеко не легкая работа. Учитель считается учителем до тех пор, пока его слова не расходятся с делом. Истинный учитель занимается любимым делом, старается делать его как можно лучше, быть профессионалом в своей области, принося своими деяниями радость окружающим. И вот пришло время, когда я осознала, что учитель самопознания это смысл моего существования.

Обучаясь, ученики получают не только ценные и необходимые знания, но и необходимый жизненный опыт. Школа воспитавает в ребенке Человека с большой буквы, помогая найти Смысл Жизни. Каждый этап развития воспитывает дисциплину духа, развивает мысли и творчество. В этом заключается Истина Школы.

Многое в преподавании зависит от методик, но главное воздействие на ребенка производит личность учителя, живое слово учителя.

Ученикам плохо в школе, если нет согласованности в деяниях учителей, если каждый из них делает свое дело, а не общее. Учитель – это необычный человек. И хотя его труд мало отмечен, но истинный учитель взращивает то семя, которое заложено в каждом из детей. И только школе остается способствовать правильному развитию этого зародыша, осветить, осмыслить, непосредственное чувство и душевную красоту. И если кто считает, что от учителя мало что зависит – пусть не мешают и нелезут в сферу образования.

Школа – фундамент храма Истины, утверждающий в душах молодого поколения духовное и гражданское начало. И совершенно понятно, что Истина одна, и что все учителя должны черпать свои знания из одного и того же космического источника Истины и говорить одно и то же. По мере развития сознания расширяются и размеры даваемых знаний, и Истина начинает выявляться в различных аспектах и гранях. Но сеятели Добра и Устремленности к Высшему не имеют должной признательности государства. Школа страдает: ее постоянно преобразовывают, изменяют, придумывают что - то новое, но все это не далеко уходит от сегодняшнего дня.

А школа ждет от общества любви и признательности. Мы должны быть благодарны ей за воспитание в каждом из нас общечеловеческих ценностей. Хочется встать на защиту Истины: если мы убережем Истину Школы, то она воспитает достойных граждан своего государства, откроет глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Корчака, Сухомлинского.

«Установите возможность для успевающих

Если резвый корабль должен спустить паруса

для равнения строя,

то не будет ли это ущемлением возможностей?

Знаете ли вы, как создалась стройность

И не построен ли он для принятия

Как расходовать его

для перевозки мороженых овощей!

Всегда сохраните возможность

Пусть с первого года школы

медленный шаг не будет узами для быстрохода.

Пусть учитель зорко распознает

могущих быстро идти.

Не надо хвалить их,

но следует расчистить им путь.

Следует создать промежуточные курсы.

По этим ступеням

быстрые могут взбегать.

Не скрывайте от них трудностей.

Для известного типа сознания

каждое подвигоподобное движение

есть уже свет и радость.

Поощрение неповторимости духа – это есть Истина Школы.

Из глубин ХI века звучит голос мудреца Омара Хайяма:

«Пока на Школу не назначена цена,

Просить у Власти хлеб она должна.

Наверно, Школа плохо Власть учила,

Поможем Родной Школе!

Нет ли среди вас влиятельных, которые имеют доступ к власти?

Над Школой сгущается смог – это иерархия начальников и иерархия так называемого управленческого аппарата, иерархия власти.

Что значит начальник?

Но начальники уходят от Начала, а власть в руках многих из них превращается в насилие над Школой. Начальствовать – значит принуждать, заставлять, навязывать, запрещать, диктовать, приказывать, указывать, отказывать, проверять, наказывать.

У начальников своя истина, и питается она мотивами личными, политическими, коньюнктурными, экономическими, глобалистическими, скрытыми, а то и корыстными. Мотивы, в которых унижается Истина Школы, возникают на красном ковре коридора власти.

Скажем начальникам, если не всем, то многим: Школа сотворена не для того, чтобы начальствовали над ней и подменяли ее Истину, а для того, чтобы вы проявляли чуткую заботу о ней и создавали благие условия, чтобы она с полной отдачей несла служение своей миссии.

В этом есть Истина Школы.

Скажем начальникам о том, что Школа не есть лишь отчеты, передаваемые по электронной почте. И вовсе нельзя говорить о детях на языке информации. Ребенок не есть информация, и его невозможно познать через потоки информации, откуда бы они ни были извлечены. И нельзя иметь знания о ребенке через компьютерное моделирование.

Чем больше и больше раздуваются страсти вокруг так называемых образовательных стандартов, тем дальше отбрасывается понятие воспитания личности ребенка.

Чем больше и дольше заняты умы людей о якобы исключительной значимости и важности так называемых единых государственных экзаменов, тем быстрее и прочнее забывается, что Школа должна воспитывать гражданина страны.

Чем больше и дольше блуждаем в потемках реформирования, модернизации или обновления Школы, тем быстрее засыхает и гибнет тот корень, в котором свершается истинное, постоянное и естественное обновление.

А если начальник привнесет в свое правление мнимые истины и упорно будет их насаждать в мире образования, тем самым будет способствовать зарождению хаоса.

Отчасти это уже происходит.

Уговорим начальников, чтобы они проявили волю, достойную доброй власти, и воспрепятствовали тьме.

Преподнесем начальникам пергаменты, на которых записаны святые слова:

Преподнесем эту мудрость и скажем: это есть Истина Школы и корень всякого обновления.

Откроем страницы мудрых книг и дадим им почитать:

Ну что же, такова правда.

Сделаем же так, чтобы она не касалась страны, где мы проживаем.

Забота о Школе есть забота об учителе.

– Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о духовном, об общечеловеческих ценностях, о красоте, о звездном небе, о расширении сознания?

– Можно ли поручить детей человеку удрученному?

– Можно ли забыть, какое излучение дает горе?

– Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга?

– Можно ли считать учительство ничтожным занятием?

– Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?

– Можно ли ожидать творчества при скрежете зубов?

– Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух?

Сколько славных держателей Истины Школы подарили нам небеса!

Директора школ, чего вы медлите?

Кто-то из вас не может поднять головы – все в бумагах, отчетах? В бумагах и отчетах правды нет. Они не воспитывают, ими не образовываются, в них только, как в песок, уходит школьная жизнь.

Кто-то из вас все в бегах: то по инстанциям, то по совещаниям, то по коридорам школы. Получает приказы, отдает приказы, бегает, проверяет и скажет, что нет времени думать.

А вы, уважаемый директор! Не хотите ли Истину от …Сорока-Росинского? Оживет ваша сельская школа, станет Школой для всего села!

А вы, милый наш директор! Вдохновились бы вы Истиной Школы от …Вентцеля, и ожил бы у вас космический взгляд на ребенка, дети ваши устремились бы к Звездам!

Назвать ли вам, милые директора, еще держателей Истины Школы?

Вот какое созвездие имен!

Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Макаренко, Корчака, Сухомлинского.

Почему слабеют наш образовательный мир и наше педагогическое сознание?

Потому что мы ухитряемся жить без них, без держателей Истин педагогического искусства. В наших мытарствах в лабиринтах образования происходит великое топтание у подножия гор, вместо того чтобы поднять голову, восхититься вершинами и рискнуть забраться на них.

Держатели Истины Школы говорят с нами на языке Будущего. Чтобы их понять, надо устремиться к ним, надо войти в это вечное Будущее, откуда они ведут с нами неспешный диалог.

Соприсутствовать нужно с Коменским и Ушинским, с Песталоцци и Сухомлинским, с Макаренко и Корчаком.

Милые директора школ!

Вы есть лидеры образования!

От вас веет надеждой!

Необычная Истина Пирогова!

Вывеска отличная, позолоченная.

Что же внутри Школы?

В руках учеников каждого класса красочные учебники о Пирогове – о его героической жизни полевого хирурга и его открытиях в хирургии и не только; о том, как он нашел высший Идеал, который долго искал – нашел его в Библии…

По всему видно – дети любят Пирогова и гордятся им.

А учителя живут со своими учениками по педагогическим воззрениям Пирогова, на уроках претворяют его идеи.

Еще – музей Пирогова.

Еще – пироговские традиции.

Всюду висят изречения Пирогова.

Еще – Школьная Академия Наук имени Пирогова.

Ежегодные Пироговские Чтения.

Всего не назовешь.

Истина Пирогова утверждается в каждом уголке Школы…

Это воображение наше. Но, может быть, оно очень даже скудное.

Хотя видел я школу Добролюбова, где никто не знает, зачем им это имя. У работников школы нет дела до Истины Добролюбова…

Педагогика есть общечеловеческая культура мышления, а мудрость педагогическая есть общечеловеческое достояние. Общечеловеческая мудрость питает корни Школы. Но корни сами по себе тоже мудрые: они из общечеловеческой мудрости взращивают Школу Национальную.

Это есть Истина Школы.

Соберем все Истины Школы и сложим их как мозаику.

Мы увидим, что мозаика создает нам далеко не полную картину Великой Истины Школы.

Вся Планета есть Храм и Школа.

Все человечество есть дети Великого Храма Веры и Великой Школы Жизни.

И если мы создаем для наших детей Школу, которая Скале, это потому, чтобы помочь им понять жизнь и обрести свой путь восхождения, ибо они нуждаются в нашей помощи так же, как мы нуждаемся в помощи своих учителей.

Школа есть сущность из Будущего, и она умеет направлять детей только в Будущее.

Если кто из ее воспитанников застрянет в прошлом, это будет боль для Школы. Если кто уцепится за настоящее и не захочет шагнуть в Будущее, это тоже будет боль Школы. Она радуется только устремленным.

Но Будущее хранит в себе замыслы, которые открываются нам лишь отчасти, открывается то, что наше сознание может вместить.

Потому нам трудно охватить Великую Заботу Школы, ибо ступеньки ее уходят в Небеса.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Шалва Амонашвили Истина школы

Истина школы: краткое содержание, описание и аннотация

Каждый Ребёнок есть носитель нового бытия. Каждый Ребёнок есть национальное достояние страны и государства. Каждый Ребёнок есть неповторимость на Земле и во всей Вселенной. У каждого Ребёнка есть свой путь, своё предназначение. Но каждый Ребёнок — каждый, каждый! — нуждается в воспитании, в образовании, в просветлении сердца и ума.

Шалва Амонашвили: другие книги автора

Кто написал Истина школы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Шалва Амонашвили: Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, дети!

Шалва Амонашвили: Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе

Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе

Шалва Амонашвили: Как живете, дети?

Как живете, дети?

Шалва Амонашвили: Улыбка моя, где ты?

Улыбка моя, где ты?

Шалва Амонашвили: Истина школы

Истина школы

Шалва Амонашвили: Баллада о воспитании

Баллада о воспитании

Наталия Правдина: Мой ребенок - будущий миллионер

Мой ребенок - будущий миллионер

Шалва Амонашвили: В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры

В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры

Евгения Макарова: Как избавить ребенка от лишнего веса

Как избавить ребенка от лишнего веса

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Татьяна Шульман: Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок

Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок

Истина школы — читать онлайн ознакомительный отрывок

Истина школы

Нынешние и бывшие ученики!

Скажем доброе слово о Школе!

Она ждёт от нас ласки, любви, признательности!

Она страдает, страдает сердцем.

Страдает, потому что высказывают ей недоверие, оскорбляют, калечат её.

Постоянно реформируют, модернизируют, обновляют. Не дают спокойно и преданно отдаваться своему долгу и служению всей своей мудростью.

Реформация школы переходит в деформацию.

Модернизация переходит в модничанье.

Обновление не уходит далеко от сегодняшнего дня.

Школу вербуют, захватывают, оголяют, продают.

Навязывают чуждые её природе смыслы, дела, задачи, пути.

Принуждают предавать своих детей.

Но она скорее сгорит, чем предаст их.

Школа бедствует, нищенствует.

Поможем Школе по мере наших сил.

Поможем мыслями, чувствами, молитвами, любовью, заботой. Поможем делами.

Скажем мощное Слово в её защиту, чтобы поняли те, кому это нужно: мы — общество — не предадим Школу!

Мы все, все исключительно, в долгу перед Школой.

Школа воспитывала каждого из нас.

Она очеловечивала и одухотворяла нашу природу, наполняла каждого из нас светом и знаниями, облагораживала наши сердца, сеяла в нас доброе и духовное.

Может быть, не всегда и не всё у неё получалось, и потому:

— В ком-то остались осадки и горькие воспоминания о школьном авторитаризме, о школьных порядках.

— Кто-то мучается из-за пустых и некачественных знаний, полученных в Школе.

— Кому-то не достался полный набор жизненных наставлений.

— В ком-то остались не раскрытыми устремления и природные дары.

И скажем откровенно: всем нам недостаёт от Школы полноты бытия.

Но разве это вина только Школы?

Может быть, мы тоже грешили перед ней, не внимая её голосу и наставлениям? Школа хотела сделать каждого из нас личностью, но разве многие из нас поддавались её устремлениям?

Отдадим должное и тому насилию, которому подвергалась Школа со стороны властей, навязывавших чуждые ей задачи.

Мы — люди сознательные. Если кто сможет, пусть исправит упущенное. Но, если сделать это уже невозможно, проявим великодушие и не будем таить в себе злобу в отношении Школы.

Лучше сказать нашим детям доброе слово о Школе, чтобы они доверились ей и полюбили её. Детская любовь и доверие есть лучшее условие совершенствования Школы.

Нынешние и бывшие ученики!

Скажем Слово о Школе, которая есть:

— очаг духовности и нравственности,

— законодательница качества жизни,

— дарительница Света и мощи знаний,

— хранительница культуры и языка,

— сеятель духовного и доброго.

Чем созидается мир?

Верно. Но Школа тому первооснова.

Чем славится общество?

Верно. Но их зарождает Школа.

Чем сильно государство?

Совершенно верно. Но Школа тому тоже первооснова.

Это есть Истина Школы.

Школа — живое духовное существо со своим предназначением.

Она ведёт общество, но не является слугой общества.

Она укрепляет государство, но не есть оружие в руках государства.

Она служит человеку, но не обслуживает его.

Какая же сила направляет Школу?

Её направляет сила собственного Духа.

Дух Школы имеет свои вечные основания и изменять их не будет. Иначе не будет самой Школы.

Этими основаниями являются общечеловеческие ценности, которые определяют норму и качество жизни: Вера, Праведность, Любовь, Гуманизм, Справедливость, Культура, Совесть. То, что возникает в человеке путём образования на основе этих ценностей, можно назвать духовностью и духовной жизнью.

Но общечеловеческие ценности не существуют как абстракт, они проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная культура.

Читайте также: