Хореографический текст это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хореографический текст-это сочетание в определённой последовательности всех танцевальных движений хореографического номера. Именно в хореографическом тексте замысел балетмейстера получает конкретное воплощение. Изменение строения этой последовательности включения в неё других движений и смысловое содержание номера.

Таким образом, создание хореографического текста это сложный творческий процесс, который требует от балетмейстера:

1. Понимание смысла каждого движения, умение сочетать и соединять движения в нужной последовательности, чтобы стали ясны: тема, идея, образ произведения.

2. Музыкальная грамотность.

3. Умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии, и создавать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.

Создание образной лексики

Балетмейстера ждёт неудача, если он пытается соединить в номере большое количество разных движений. В основе создания хореографического образа лежит отбор необходимых, ограниченных в количественном отношении движений, но обладающих ярко выраженной индивидуальностью, неповторимостью сути образа. Они соответствуют образу на протяжении номера, появляются неоднократно, развиваются (комбинируются) и видоизменяются (варьируются) вместе с развитием образа. Необходимо искать какой-то яркий жест, позу, т.е. лейт-движение (ведущее движение), которое повторяется на протяжении всего номера в различных сочетаниях с другими движениями и напоминающее зрителю основную характеристику героя, более яркую черту того или иного образа.

У зрителя оно остаётся в памяти, а их особенности характера, свойство персонажа подчёркиваются, делают образ отличительным от других. На протяжении номера образ сопутствуют небольшие хореографические пластические мотивы - это небольшая, слитная группа движений, которая имеет значимость для сути образа, становится его характеристикой.

Хореографический текст - это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Танцевальный язык для хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для литературы. Общение в хореогра­фическом жанре происходит посредством танцевального языка. При помо­щи танцевального языка выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимо­отношения людей, характеры, образы героев, идея произведения.

Так же как и разговорный язык одного народа отличается от дру­гого, так и танцевальный язык у разных народов различен. Хореографи­ческий язык имеет свою, только ему присущую специфику. Мысль, выска­занная одной фразой, может воплотиться в целой вариации хореографи­ческого жанра, а иногда смысл целого литературного монолога раскрыва­ется лишь одним двоением, жестом или позой.

Где есть танцевальный язык, там должна быть и танцевальная речь, с помощью которой раскрываются образы героев. Танцевальная, пласти­ческая речь является текстом хореографического произведения.

Танцевальный текст состоит из па, статичных и динамичных поз, жестов, мимики лица, ракурсов. Эти составные части становятся речью лишь в том случае, если они рождены мыслью. Хореографический текст является составной частью композиции танца, которая помогает ярко и эмоционально выразить замысел балетмейстера.

Национальные особенности

При создании хореографического произведения балетмейстер должен изучить культуру народа, танцевальный язык, на основе которого он намерен строить свое сочинение. Это необходимо, чтобы не потерять национальный колорит, национальную окраску, первооснову танца данной народности. Каждому народу свойственен свой танцевальный язык и оп­ределенная манера исполнения. Танец одного народа отличается от друго­го определенным ритмом движений, музыкальным размером. Например, движения осе­тинского танца имеют четкий, быстрый ритм, а движения эстонского тан­ца — широкие, неторопливые. Внутри каждой национальности тоже есть отличительные черты, присущие той или иной области, краю: русский та­нец Курской области отличается от русского танца Сибири. Национальные танцы различаются также по форме: хоровод отличается от кадрили и перепляса. Таким образом, танцевальный язык находится в тесной зависимости от национального характера народа, его образа жизни, особенностей мыш­ления.

Взаимосвязь с музыкальным материалом

Любое хореографическое произведение строится на основе музыкаль­ного материала. Танцевальный язык должен быть тесно связан с характером, образом музыки, с ее ритмической стороной, балетмейстер должен отра­зить все нюансы оркестровки, данного музыкального произведения в дви­жениях.

Балетмейстер может считать свое произведение успешным, если слышимый образ будет совпадать с видимым хореографическим образом, наделенным хореографическим языком. Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического текста. Таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом.

Балетмейстер должен отражать в пластическом решении музыкальную тему, лейтмотив произведения. Он может развивать ритмическую сторону музыкального произведения, воплощая это в хореографическом тексте, но характер этого развития должен соответствовать характеру музыкального произведения. Танцевальный язык находится в прямой зависимости от на­циональной принадлежности музыкального материала.

Взаимосвязь с основными законом драматургии

Каждое хореографическое произведение строится по законам драматур­гии. В кульминации танца сосредотачивается наиболее интересное хореог­рафическое решение. Это может быть каскад технически сложных движений и комбинаций, наибольшая динамика движений, наивысшая эмоциональная наполненность исполнения.

В грамотном хореографическое произведении одно движение рождает другое. Они логически связаны и составляют единую, логически развивающуюся фразу, предложение.

Танцевальный текст и рисунок танца взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чем сложнее танцевальный текст, тем проще по виду рисунок танца и наоборот. Сложный рисунок танца сопровождается простыми движениями, шагами и проходками. Иногда сочиненное движение не производит на зрителя долж­ного впечатления, так как исполняется на месте. Но если его исполнить в продвижении по кругу, оно становится интересным и соответствует замыслу балетмейстера. Есть комбинации, которые наиболее интересно смотрятся в исполнении по диагонали, а другие движения становятся более выразительными и динамичными, когда исполняются во вращении. Таким образом, хореографический текст должен быть логически связан с рисунком танца.




Балетмейстер в своем распоряжении имеет невероятное множество со­четаний движений, разнообразие различных приемов, красок. Своей фантази­ей балетмейстер создает разнообразие хореографических решений, сочинений различ­ного жанра, стиля, характера, Этот процесс творческий, зависящий от знаний балетмейстера, его фантазии и таланта.

Хореографический текст - это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Танцевальный язык для хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для литературы. Общение в хореогра­фическом жанре происходит посредством танцевального языка. При помо­щи танцевального языка выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимо­отношения людей, характеры, образы героев, идея произведения.

Так же как и разговорный язык одного народа отличается от дру­гого, так и танцевальный язык у разных народов различен. Хореографи­ческий язык имеет свою, только ему присущую специфику. Мысль, выска­занная одной фразой, может воплотиться в целой вариации хореографи­ческого жанра, а иногда смысл целого литературного монолога раскрыва­ется лишь одним двоением, жестом или позой.

Где есть танцевальный язык, там должна быть и танцевальная речь, с помощью которой раскрываются образы героев. Танцевальная, пласти­ческая речь является текстом хореографического произведения.

Танцевальный текст состоит из па, статичных и динамичных поз, жестов, мимики лица, ракурсов. Эти составные части становятся речью лишь в том случае, если они рождены мыслью. Хореографический текст является составной частью композиции танца, которая помогает ярко и эмоционально выразить замысел балетмейстера.

Национальные особенности

При создании хореографического произведения балетмейстер должен изучить культуру народа, танцевальный язык, на основе которого он намерен строить свое сочинение. Это необходимо, чтобы не потерять национальный колорит, национальную окраску, первооснову танца данной народности. Каждому народу свойственен свой танцевальный язык и оп­ределенная манера исполнения. Танец одного народа отличается от друго­го определенным ритмом движений, музыкальным размером. Например, движения осе­тинского танца имеют четкий, быстрый ритм, а движения эстонского тан­ца — широкие, неторопливые. Внутри каждой национальности тоже есть отличительные черты, присущие той или иной области, краю: русский та­нец Курской области отличается от русского танца Сибири. Национальные танцы различаются также по форме: хоровод отличается от кадрили и перепляса. Таким образом, танцевальный язык находится в тесной зависимости от национального характера народа, его образа жизни, особенностей мыш­ления.

Взаимосвязь с музыкальным материалом

Любое хореографическое произведение строится на основе музыкаль­ного материала. Танцевальный язык должен быть тесно связан с характером, образом музыки, с ее ритмической стороной, балетмейстер должен отра­зить все нюансы оркестровки, данного музыкального произведения в дви­жениях.

Балетмейстер может считать свое произведение успешным, если слышимый образ будет совпадать с видимым хореографическим образом, наделенным хореографическим языком. Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического текста. Таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом.

Балетмейстер должен отражать в пластическом решении музыкальную тему, лейтмотив произведения. Он может развивать ритмическую сторону музыкального произведения, воплощая это в хореографическом тексте, но характер этого развития должен соответствовать характеру музыкального произведения. Танцевальный язык находится в прямой зависимости от на­циональной принадлежности музыкального материала.

Взаимосвязь с основными законом драматургии

Каждое хореографическое произведение строится по законам драматур­гии. В кульминации танца сосредотачивается наиболее интересное хореог­рафическое решение. Это может быть каскад технически сложных движений и комбинаций, наибольшая динамика движений, наивысшая эмоциональная наполненность исполнения.

В грамотном хореографическое произведении одно движение рождает другое. Они логически связаны и составляют единую, логически развивающуюся фразу, предложение.

Танцевальный текст и рисунок танца взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чем сложнее танцевальный текст, тем проще по виду рисунок танца и наоборот. Сложный рисунок танца сопровождается простыми движениями, шагами и проходками. Иногда сочиненное движение не производит на зрителя долж­ного впечатления, так как исполняется на месте. Но если его исполнить в продвижении по кругу, оно становится интересным и соответствует замыслу балетмейстера. Есть комбинации, которые наиболее интересно смотрятся в исполнении по диагонали, а другие движения становятся более выразительными и динамичными, когда исполняются во вращении. Таким образом, хореографический текст должен быть логически связан с рисунком танца.

Балетмейстер в своем распоряжении имеет невероятное множество со­четаний движений, разнообразие различных приемов, красок. Своей фантази­ей балетмейстер создает разнообразие хореографических решений, сочинений различ­ного жанра, стиля, характера, Этот процесс творческий, зависящий от знаний балетмейстера, его фантазии и таланта.


Реальная действительность в образно-обобщенном видении отражается всеми видами искусства, и каждая из них имеет свои выразительные средства. Выразительными средствами хореографии являются: движения рук, ног, головы, корпуса, т.е. танцевальная лексика, язык. К выразительным средствам также относятся мимика лица, жесты, которые фиксируются в танцевальных позах [1].

Танцевальные движения являются основой хореографического движения. Зарождение танцевального движения началось с древних времен человеческого бытия [2].

На развитие танца, его рисунка влияли и условия быта народа, его занятия, климат и т.д. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также жизненный уклад, его социальный строй.

Каждое движение состоит из нескольких частей:

  1. Исходное положение
  2. Затакт
  3. Основной элемент (раскрывает идею данной комбинации)
  4. Проходящий (связующий)
  5. Кульминационный (фиксация, определение позы, окончание, точка в движении)

Для создания танцевального языка, для раскрытия художественных качеств, немаловажное значение имеет сочетание движений рук, ног, головы. Отдельные танцевальные движения сочетаются в различных комбинациях, каждому виду хореографического искусства характерен свой танцевальный язык. Смешение танцевального языка ведет к утрате чистоты, к нарушению целостности хореографического произведения. Различают: подражательный, образный, национальный танцевальные языки.

При составлении хореографического текста учитывается тесная взаимосвязь идеи и драматургии танца, музыкального материала, национальные черты танца, характер образов, рисунок танца с танцевальной лексикой.

Движение в танце имеет конкретную продолжительность во времени, сочетание с паузами. Прежде всего, нужно показать не внутреннюю логику построения движения, благодаря чему возможна передача определенных эмоций.

В настоящее время очень расширилась тематика хореографических произведений, а это ставит новые требования перед балетмейстером. Требуется не только средства выразительности, но и создавать новые его формы.

Музыка в хореографическом произведении.

1. Музыкальный материал – важная основа в работе балетмейстера по созданию хореографического произведения.

  1. Принцип отбора музыкального произведения для осуществления хореографической постановки.
  2. Создание хореографического сочинения на основе музыкального материала. Единство идеи, темы, музыки в хореографическом произведении.

При постановке танца, танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки. Их соответствие – выражение одного другим – один из общекризисных критерий художественности танцевального искусства. Танец не производит музыку, но существует на основе музыки и исполняется с музыкой, но музыку само по себе танцевать нельзя. Танец вне музыки не существует.

В танце отбивание каждой ритмической доли не обязательно, порой движения танца могут соответствовать не каждой доли такта, но расхождение музыки и танца не мыслимо как в целом, так по фразам.

Если образы совпадают, значит, балетмейстер правильно понял музыкальное произведение. Значит, ему удалось танцевальными движениями раскрыть образ, заложенный музыкой. Хореограф строит произведения, исходя из замысла. Балетмейстер часто встречается с готовым музыкальным произведением, либо сочинением композитора по заданию балетмейстера либо либретто [3].

Когда композитор сочиняет музыку по замыслу драматурга, балетмейстер создает композиционный план.

В музыкальном произведении хореограф находит материал для национальных черт героя и интонации для характеристики эпохи, и в своем произведении отражает все это.

При подборе музыки к танцу можно использовать несколько методов:

1. Метод аранжировки.

2. Метод фрагментации.

3. Работа с программой произведения.

4. Заказ музыки самодеятельному или профессиональному композитору.

Требование к музыкальному материалу:

3. Логичность построения музыки.

4. Музыкально-ритмическая законченность.

5. Единый стиль музыки.

Вывод: и музыка, и танец несут образную мысль. Оба эти искусства не конкретны, а ассоциированные.

Для хореографии важно не только то, как ставит балетмейстер, но и во имя чего он ставит. Только в этом случае выразительные средства музыки и танца помогут создать образно-смысловые действия, а музыкальные формы при этом могут быть разными.

Основные термины (генерируются автоматически): танец, танцевальный язык, музыка, музыкальный материал, хореографическое произведение, движение, музыкальное произведение, хореографическая лексика, естественное движение, танцевальная лексика.

Похожие статьи

Художественный образ в хореографическом искусстве

Понятия: танцевальный язык, драматургическое развитие образа, индивидуальные качества исполнителя. Образ музыкальный и хореографический — как синтез художественности в исполнительском искусстве театрального танца.

Изучение характерных особенностей народного танца для.

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Импровизация как одна из форм развития хореографического.

Ключевые слова: хореографическое искусство, пластический язык, импровизация, танец.

Танец строился на импровизационных движениях, используя музыкальный материал, либо определенные возгласы.

Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале.

Знакомство постановщика танца с музыкальным материалом имеет важное значение для постановки, который был написан композитором для отдельных танцев, хореографических картин. Здесь его фантазия во многом зависит от того.

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

Во многом именно такое отношение к народному танцевальному творчеству определило всё дальнейшее развитие эстетики

Хореографическое содержание первых характерных танцев Фокина, как и у Петипа, строилось на основе движений классического танца.

Танцевальные миниатюры в клавесинных сюитах Ж. Ф. Рамо.

Вот почему музыкальный материал его сочинений, в частности сюит для клавесина, развёртывается естественно и органично

О Рамо — композиторе в своих статьях упоминает и К.Дебюсси, который с неподдельным восторгом пишет о его произведениях.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через.

2. Учить детей определять музыкальные жанры, различать музыкальные понятия. 3. Развивать музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство ритма, выразительность в движениях, игре, танце, хороводе и упражнениях.

Ритм как средство выразительности окружающей.

Именно в танцах, танцевальных этюдах, танцевальных играх может выразить свои чувства и переживания дошкольник.

(Дети слушают музыкальное произведение). – Это необычная музыка.

Театр танца как феномен хореографического искусства.

Ключевые слова: хореография, театр танца, хореографический спектакль, шоу, образ.

Отдельная музыкальная тема театра — образы таких легендарных личностей мировой музыки, как Френк Синатра, Уитни Хьюстон, Майкл Джексон.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хореографический текст — это танцевальные движения, жесты, позы, мимика.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

Если рисунок танца — это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст — это танцевальные движения, жесты, позы, мимика.

Рисунок танца и хореографический текст составляют композицию танца. Танцевальный язык хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы.

Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, жизненный уклад. Примерами могут служить грузинские и финские танцы.

В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляют единое целое, единую развивающуюся фразу, предложение.

При сочинении хореографического текста балетмейстер должен следить за логикой развития движений. Иногда движение на месте не производит впечатление, но если его исполнить с быстрым продвижением по кругу — сразу становится интересным, а еще лучше воспринимается, когда делается по диагонали или во вращении.

Сочиняя текст, балетмейстер наделяет своих героев таким танцевальным языком, чтобы в полной мере раскрылись их образы. А танцевальные образы дают возможность раскрыть идею произведения.

В танцевальном тексте должны быть отображены индивидуальные особенности характеров действующих лиц, даже некоторые привычки, свойственные им. Особенно ярко это выражается в комедийных, гротесковых образах.

Ритм и акцент в том или ином танцевальном движении могут иногда кардинально изменить характер движения и даже его национальную принадлежность.

Источники влияния на типичный хореографический текст:

1. Рельеф местности, географическое положение. Русские шагали широко, уверенно, горцы-карпаты — небольшими шагами, осторожно, поморы — раскачиваясь, широко расставляя ноги, чукчи, коряки — с кочки на кочку.

2. Климат. От климата зависела форма одежды, она, в свою очередь, оказывала влияние на формирование пластики, например, русские северные танцы исполнялись в тяжелой длинной одежде, сарафанах, южане танцуют в легкой свободной одежде.

3. Большое влияние на пластику оказали национальные украшения. В башкирских танцах используются браслеты, серьги, у монголов, калмыков — тряска корпуса, звон монет, для грузин типичны руки на кинжале.

4. Уклад жизни отразился в темах и образах. Для Молдавии актуальны сбор винограда, для Литвы — лен, для Башкирии — наездники, для Белоруссии — бульба.

5. Обычаи и нравы сказываются, например, на том, как поднимают руки, как держат девушку. В Узбекистане нет парных танцев, существует разделение на мужскую и женскую половину. Обычаи и нравы формируются под влиянием философии и религии.

Танцевальный язык зависит: от темы, идеи, взаимосвязи с драматургией, национальности номера, характеров образов и персонажей, рисунка танца, музыки.

НАПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ПЛАНА

1) В композиционном плане содержатся сведения: время и место действия танца, обстановка (в которой он возникает), при необходимости описываются декорации.
2) Подробно излагается по законам драматургии всё действие танца с характерной обстановкой, обоснованием поступков действующих лиц.
3) Последовательно описывается: экспозиция, развитие действия, кульминация развязка, указывается характер хореографической формы танца: хоровод, дуэт, сольный и т. д.
4) Отмечается характер музыки: темп и размер (делается точный хронометраж всего танца и отдельных его эпизодов в секундах). Описываются нюансы, которые нужны в номере.

Читайте также: