Оптимизация общения и предупреждение конфликтов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конфликт - это напряжение в отношениях, возникшее в резуль тате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.

Конфликты бывают:

- между личностями (ученик - ученик, ребенок - родитель, родитель - учитель, учитель - ученик, учитель - учитель);

- внутри группы (учеников, учителей);

- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентации в школе).

Чтобы предупредить конфликт , необходимо:

- разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;

- установить направление развития конфликтной ситуации (обострение или угасание);

- определить состав участников конфликта;

- изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.

Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:

- кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности);

- недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно воспринимает ситуацию);

- инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);

- напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);

- дискомфорт (интуитивное волнение, страх, которые трудно выразить словами).

Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций:

- стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;

- нарушение персонального пространства партнера;

- намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;

- неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждениях и т. п.);

- постоянное навязывание своей точки зрения;

- акцентирование внимания на своей постоянной занятости;

- подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

- несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.

При возникновении напряжения в общении необходимо:

1. проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

2. держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

3. установить контакт глазами и стараться не терять его;

4. дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

5. дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);

6. признать свою вину, если объективно таковая есть;

7. постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;

8. показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

9. разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:

1. анализ и оценку ситуации;

2. выбор способа разрешения конфликта;

3. формирование плана действий;

4. его реализацию;

5. оценку эффективности своих действий.

Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:

- позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;

- позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;

- позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;

- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.

Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им.

При взаимодействии с участниками конфликта социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:

1. поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;

2. сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;

3. челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

4. давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;

5. директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению.

Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:

- старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;

- при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;

- конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.

Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.

Основные психологические условия предупреждения межличностных конфликтов: поддержание в процессе взаимодействия с окружающими баланса статусов и ролей, взаимных услуг, ненанесения ущерба, баланса внешней оценки результатов деятельности и их самооценки работником, баланса взаимной зависимости в решениях и действиях, оценка состояния своей психики и управления им. Способы предупреждения конфликтов.

Информационный способ предупреждения конфликтов. Своевременный и всесторонний обмен информацией как инструмент управления социальной ситуацией. Объективность, полнота и оперативность информации. Социально-психологическая информация.

Коммуникативный способ предупреждения конфликтов. Непосредственное общение, учет групповых установок, ценностей, целей, изучение притязаний и ожиданий. Нейтрализация коммуникативных барьеров * . Учет потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации.

Организационный способ предупреждения конфликтов. Полнота и упорядоченность материально-техни­ческого, бытового обеспечения, поддержания организационного порядка, правовое сопровождение решений и действий. Другие способы и приемы профилактики межличностных конфликтов.

Тема 6. Предупреждение конфликтов и стресс жизни

Стресс: сущность, виды и причины. Взаимосвязь стресса и межличностных конфликтов. Общая характеристика способов профилактики стресса жизни и ситуационного стресса. Влияние уровня притязаний человека на стресс жизни. Регулирование количества и ответственности принимаемых решений. Соревнование человека с самим собой и с окружающими. Относительность оценок любых событий и проблем. Изменение человеком своего отношения к трудной ситуации как условия профилактики стресса и конфликтов.

Саморегуляция человеком ситуативного стресса. Основные виды психической саморегуляции. Общая характеристика аутогенной тренировки.

Здоровье человека и стресс жизни * . Состояние здоровья и конфликтность людей.

Тема 7. Оптимизация общения и предупреждение

Конфликтов

Понятие общения в психологической науке. Характеристика основных уровней анализа (социального и психологического) общения. Функции общения * .

Общение как коммуникативный процесс. Виды коммуникации и их характеристика. Причины искажения информации в процессе её передачи.

Общение как взаимодействие с позиций транзактного анализа. Пересекающие транзакции как условие, порождающее конфликтную ситуацию.

Общение как восприятие и понимание других людей. Основные механизмы понимания другого: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Точность восприятия. Эффекты восприятия и их характеристика.

Возможности социально-психологического тренинга по развитию навыков и умений неконфликтного общения.

Тема 8. Конструктивное разрешение конфликтов

Основные принципы конструктивного разрешения конфликтов: исключение альтернативы «победа-пораже­-

Условия конструктивного решения конфликта: прекращение противодействия; наличие желания разрешить конфликт; участие третьей стороны; поддержка правого оппонента в конфликте; снижение негативных эмоций; поиск общего в интересах и целях; рассмотрение оппонента не как врага, а как партнера в решении конфликтной проблемы; высокая культура общения и др.

Роль навыков и умений конструктивного саморазрешения межличностных конфликтов сотрудника учреждения в организации его общения с сослуживцами. Минимизация взаимодействия с оппонентом, односторонняя уступка, обращение за помощью к руководству и общественности, компромисс, сотрудничество как способы саморазрешения конфликтов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.

Основными видами учебной работы являются: лекции, семинары, заслушивание докладов, их обсуждение, имитационные игры (ролевые, деловые), метод проектов, кейс-метод, тренинги, беседы, дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций и др.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

В учебном процессе МГЭИ применяются различные виды контроля – текущий, промежуточный (рубежный), итоговый и другие. Наряду с некоторыми общими целями каждый из них имеет специфическое предназначение.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Самостоятельная работа студентов включает: знакомство с литературными источниками, их анализ, подготовка выступлений и обсуждение на семинарских занятиях.

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Предмет и задачи конфликтологии.

2. История развития конфликтологии.

3. Методологические принципы изучения конфликтов.

4. Классификация конфликтов и их характеристика.

5. Основные функции конфликтов.

6. Структура анализа межличностного конфликта.

7. Основные периоды динамики конфликта.

8. Латентный период развития конфликта.

9. Характеристика открытого периода развития конфликта

10. Методы изучения конфликтов.

11. Методика применения опросника К. Томаса.

12. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов.

13. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов.

14. Социально-психологические условия профилактики конфликтов.

15. Общая характеристика типичных причин межличностных конфликтов.

16. Объективные причины конфликтного взаимодействия.

17. Организационно-управленческие причины возникновения межличностных конфликтов.

18. Социально-психологические причины возникновения межличностных конфликтов.

19. Личностные причины возникновения конфликтного взаимодействия.

20. Основные способы управления собственным поведением.

21. Основные способы поведения оппонентов в сложной ситуации.

22. Стресс и его влияние на конфликтное взаимодействие.

23. Основные способы преодоления стресса.

24. Основные фазы развития стресса.

25. Причины конфликтного взаимодействия с позиции транзактного анализа.

26. Конфликты в организации.

28. Семейные конфликты и их характеристика.

29. Основные кризисы в развитии семьи.

30. Виды конфликтных семей.

31. Основные формы завершения конфликтов.

32. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

33. Затухание конфликта и его характеристика.

34. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

35. Особенные стратегии поведения при разрешении конфликта.

36. Избегание и его возможности при разрешении конфликта.

37. Минимизация отношений как способ разрешения острых межличностных конфликтов.

Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а так же последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Взаимодействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

1.Умение определить, что общение стало предконфликтным, и вернуться из

предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение на лице, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющий спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы , а в чем – то ваш оппонент, что кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким- то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра(когда эмоция угаснет).

2.Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если

нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая вам партнером информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не дейстительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.

3. Терпимость к инакомыслию.

Это также может предотвратить возникновение конфликтов. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с партнером и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.

4. Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

Это субъективное условие предупреждение предупреждения конфликтов. Социально- экономическая среда, в которой россиянин вырос, нынешняя социально- экономическая ситуация способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается на характере взаимоотношений человек с окружающими, повышенная его конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат на работе, в семье и т.п.

5.Управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. – все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.




6.В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению

возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.

Окружающие так же , как и мы обладают своими интересами имеют право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновения интересов разных людей и разных социальных групп естественно и неизбежно. Однако отсутствует неизбежность разрешения социальных противоречий путем конфликтов.

7.В ходе общения с партнером желательно хотя бы изредка улыбаться.

Улыбка выполняет четыре позитивные функции. Она показывает, что у вас все в порядке. Люди с большим удовольствием общаются с теми, кто достиг успеха. Скорее всего, это связанно с неосознанным желанием заимствовать у победителя опыт достижения успеха, с надеждой получить полезную информацию и т.п. Если у человека проблемы и это написано у него на лице, то окружающие могут избегать общения с ним. Улыбка показывает, что человек рад собеседнику. Это способствует бесконфликтому решению проблем. По закону эмоционального заражения улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению. Улыбка приводит к уменьшению негативных эмоций, если они есть у улыбающегося.

8. Не нужно ждать от окружающих слишком многого.

Негативные эмоции- один и основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций: необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций. Желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось. Нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий и быть готовым к нему. Если они не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызовет у человека негативные эмоции, ухудшит его взаимоотношения с партнерами. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что- либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.

9. Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность.

Эта рекомендация способствует предупреждению межличностных конфликтов. Искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях современной сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии. Интерес к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним. Такой стиль общения особенно необходим в деятельности социального работника, конфликтолога.

10. Развитие конфликтоустойчивости.

Конфликтоустойчивость- способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологические- проявляющихся в эмоционально – волевой устойчивости; когнитивных- проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных- проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; социально- психологических – отражающих социально- психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а так же последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Взаимодействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

1.Умение определить, что общение стало предконфликтным, и вернуться из

предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение на лице, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющий спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы , а в чем – то ваш оппонент, что кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким- то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра(когда эмоция угаснет).

2.Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если

нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая вам партнером информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не дейстительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.

3. Терпимость к инакомыслию.

Это также может предотвратить возникновение конфликтов. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с партнером и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.

4. Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

Это субъективное условие предупреждение предупреждения конфликтов. Социально- экономическая среда, в которой россиянин вырос, нынешняя социально- экономическая ситуация способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается на характере взаимоотношений человек с окружающими, повышенная его конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат на работе, в семье и т.п.

5.Управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. – все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.

6.В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению

возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.

Окружающие так же , как и мы обладают своими интересами имеют право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновения интересов разных людей и разных социальных групп естественно и неизбежно. Однако отсутствует неизбежность разрешения социальных противоречий путем конфликтов.

7.В ходе общения с партнером желательно хотя бы изредка улыбаться.

Улыбка выполняет четыре позитивные функции. Она показывает, что у вас все в порядке. Люди с большим удовольствием общаются с теми, кто достиг успеха. Скорее всего, это связанно с неосознанным желанием заимствовать у победителя опыт достижения успеха, с надеждой получить полезную информацию и т.п. Если у человека проблемы и это написано у него на лице, то окружающие могут избегать общения с ним. Улыбка показывает, что человек рад собеседнику. Это способствует бесконфликтому решению проблем. По закону эмоционального заражения улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению. Улыбка приводит к уменьшению негативных эмоций, если они есть у улыбающегося.

8. Не нужно ждать от окружающих слишком многого.

Негативные эмоции- один и основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций: необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций. Желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось. Нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий и быть готовым к нему. Если они не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызовет у человека негативные эмоции, ухудшит его взаимоотношения с партнерами. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что- либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.

9. Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность.

Эта рекомендация способствует предупреждению межличностных конфликтов. Искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях современной сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии. Интерес к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним. Такой стиль общения особенно необходим в деятельности социального работника, конфликтолога.

10. Развитие конфликтоустойчивости.

Конфликтоустойчивость- способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологические- проявляющихся в эмоционально – волевой устойчивости; когнитивных- проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных- проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; социально- психологических – отражающих социально- психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо — приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.

Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какоголибо участника конфликтной ситуации. Более сложным и, как показывает практика, менее эффективным способом предупреждения является воздействие и изменение взглядов и действий оппонента. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.

Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:

– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);

– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;

– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;

– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;

– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;

– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;

– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.

Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах :

– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;

– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;

– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;

– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;

– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.

Читайте еще:

Следующая ступень обучения — привлечение к занятиям в молитвенных залах "Общества". Процесс "преобразования ума" достигает здесь уже той степени, когда человек почувствовал себя всецело связанным с теократической организацией, уверовал, что будет спасен в армагеддоне, а библейскую.

тре, агточнее -- в руках Мирового-правительства, ‚ответ на этот вопрос может быть дан только исходя, MS › цех х, кт

Принцип гедонизма, согласно которому наслаждение – единственное благо в мире, подвергся уничтожающей критике ещё философом древности Сократом (в передаче Платона). Английский философ Джордж Мур также полагает, что удовольствие не может считаться единственным благом; оно является лишь частью.

Рассуждения о вампирах у многих вызывают скептическую улыбку, но, в конце концов, все действия и взаимоотношения людей связаны с обменом энергией. Есть много людей, которые не могут получать энергию из Космоса и приспосабливаются питаться энергией своих близких. Это могут быть больные: например.

А теперь рассмотрим в общих чертах различные способы, какими удовлетворяется эта столь могучая метафизическая потребность.

Когда в борьбе с вредными идеями прихожанина используется здравый смысл, он должен быть эмоционально окрашенным и иметь прямое отношение к проблеме прихожанина. Призыв к самооценке, юмор, сравнение с худшим и подтверждение определенных идей — четыре приема, которые отвечают этим критериям.

Предупреждение конфликтов – это система разнообразных способов, мер воздействия и приемов, которые способствуют предотвращению открытых противостояний на стадии назревания противоречий того или иного рода.

Сущность конфликтов. Социальные конфликты

Конфликт – это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки общественных правил и норм приличия.

Существует большое количество определений социальных и внутриличностных конфликтов, которые только доказывают многогранность этого феномена и необходимость его полноценного исследования.

Конфликты лучше предупреждать, нежели устранять их негативные последствия. Для этого разрабатываются полноценные алгоритмы действий или технологии предупреждения конфликтов. Реализовать подобную технологию на практике возможно при помощи третьего лица или приглашенного эксперта, которого часто называют медиатором. Им так же может быть и независимый объективный, обладающий большим авторитетом человек.

Основой предупреждения конфликта того или иного рода является смена стиля действий какого-либо участника конфликта. Как показывает практика, менее эффективным способом предупреждения конфликтов можно назвать изменение взглядов оппонента.

Оппонент – это личность, которая выступает с возражениями кому-либо в публичной беседе, диспуте и т. п. Оппонент часто выражает противоположную точку зрения.

Предотвращение конфликтов

Предотвратить конфликт становится гораздо легче, если человек самостоятельно стремиться поменять собственное поведение. Чтобы эффективно предупреждать конфликты, можно использовать следующие приемы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • на латентной стадии конфликта необходимо проявить особое внимание, поскольку она не минутная и занимает значительный временной промежуток. За это время можно зафиксировать начало пред конфликтным взаимодействия и изменить собственное поведение. Например, целесообразно частично признавать правоту собеседника и сменить тему разговора, замолчать или вернуться к теме разговора несколько позже;
  • на этапе разворачивания конфликта целесообразно максимально точно прояснять мотивы и интересы оппонента и высказывать собственное мнение, чтобы к причинам конфликтных ситуаций не добавилось прямое непонимание людьми друг друга.

При этом, всегда следует помнить, что предотвращать конфликт проще на начальной стадии и сложно на этапе открытого конфликтного противостояния.

Проявленное терпение может вызвать уважение оппонента по отношению к вам и настроить его на снижение степени конфликтного противостояния.

Для того, чтобы предотвратить конфликт также возможно прогнозировать возможный ход развития противоречия, это поможет минимизировать негативные эмоции и действовать рационально.

Если человек потеряет контроль над ситуацией, то можно свести разговор на шутку, поскольку его продолжение чаще всего оказывается не продуктивным. Такое действие не станет способом замалчивания проблемы, поскольку разговор можно возобновить и в другое время.

Если же человек пытается изменить поведение и взгляды оппонента с целью предупреждения конфликтной ситуации, то ему необходимо помнить о следующих правилах:

  • мнение и действия человека не меняются сиюминутно;
  • каждый человек представляет собой уникальную личность, поведение которой детерминируется уровнем его индивидуальности;
  • нельзя расширять область противоречий с противоборствующей стороной;
  • если позиция оппонента подвергается критике, то не нужно примешивать анализ и собственное отношение к действительным качествам оппонента.

Чтобы погасить конфликт следует стать для оппонента примером изменения поведения и уступить в нескольких позициях, чтобы получить результат.

Профилактика социальных конфликтов

Лучшим приемом по предотвращению конфликтов можно назвать их профилактику. Особенно это касается социальных конфликтов. Профилактика конфликтов заключается в организации такой жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая может свести к минимуму вероятность возникновения противоречий между ними или социальными группами. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий, деятельности взаимодействия людей, которые бы минимизировали вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Профилактика социальных конфликтов ведется по нескольким направлениям:

  • создание объективных условий, которые препятствуют возникновению конфликтов, а также формированию деструктивных предконфликтных ситуаций;
  • оптимизация организационно-управленческих условий для конфликтов, которые происходят внутри профессиональных организаций;
  • устранение психологических причин социальных конфликтов;
  • блокировка личностных причин возникновения социальных конфликтов.

Социальный конфликт – это самая высокая стадия развития противоречия между социальными группами или внутри общества. Конфликты такого рода характеризуются столкновением интересов, целей и позиций.

Социальные конфликты могут изменить привычный уклад существования общества.

Необходимо разрабатывать полноценную стратегию управления социальными конфликтами, которая предполагает решение нескольких задач:

  • предупреждение конфликтов;
  • поиск путей конструктивного разрешения конфликтов.

Особенности управления социальными конфликтами определяются их спецификой. Необходимо хорошо разбираться в их природе. Управление конфликтом должно происходить сознательно.

Конструктивное разрешение конфликтов – это определение таких позиций, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 07.11.2021

Анжелика Ивановна Иванова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: