Американская социология 20 века кратко

Обновлено: 03.07.2024

Начало формирования американской социологии относится к концу XIX – началу XX вв. Ее первыми представителями являются создатели психологического эволюционизма (одной из ветвей психологического направления в социологии) Л. Уорд (1841 – 1913) и Ф. Гиддингс (1855-1931). Гиддингс создал одну из первых социологических кафедр в США – в Колумбийском университете в 1894 году. Уорд стал основателем и первым президентом Американского социологического общества в 1906 – 1908 гг.

В американской социологии, в отличие от европейской, эмпирическое направление развивалось значительно быстрее и плодотворнее, чем теоретическое. Однако теоретическая социология США 1920-х – середины 1930-х гг. представлена такими именами, как Р. Парк, Т. Б. Веблен, Дж. Г. Мид.

Таким образом, общество выражает себя в контроле и согласии, а социальное изменение связано, прежде всего, с изменением моральных норм, индивидуальных установок, состояния создания, человеческой природы в целом. Эти изменения Парк связывает с физической (пространственной) и социальной мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса индивида стали у Парка предметом теории социальной дистанции.

1) доисторические времена первобытного общества;

Существенным этапом в развитии американской теоретической социологии стало появление такого направления, как структурный функционализм. В нем органически сочетаются структурализм – применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно к явлениям культуры, и функционализм – один из основных социологических подходов, сущность которого состоит в выделении исследуемого социального объекта как целого, его элементов, определении их места, значения, функций, а также функциональных зависимостей между составными элементами и социальными целями.

Чикагская школа социологии
• Год основания школы – 1892
• С деятельностью Чикагской школы связано
появление первого в США
специализированного социологического
журнала в 1898 году (American journal of
sociology)
• Албион Смолл (1854-1926) – основатель и
первый декан факультета социологии
Чикагского университета


Чикагская школа: основные идеи и темы
исследований
жизнь этнических групп иммигрантов в США;
положение чернокожих американцев и отношение к ним;
социология семьи, молодежи и пола;
становление личности;
социальная самоизоляция;
игровые движения;
дезорганизация семьи, женская мобильность, контроль над
рождаемостью, межнациональные браки, разводы,
демографическое поведение;
девиантное и маргинальное поведение;
формирование общественного мнения;
урбанизация;
средства массовой информации …

Символический интеракционизм
Понятие символического интеракционизма было
введено в 1937 г. Гербертом Блумером.
Основные принципы подхода (Г. Блумер):
a) человеческие существа совершают свои
поступки в отношении тех или иных объектов
на основе тех значений, которые они этим
объектам придают;
b) эти значения возникают из социального
взаимодействия;
c) любое социальное действие проистекает из
приспособления друг к другу индивидуальных
линий поведения.

Символический интеракционизм: основные
идеи и понятия
• Социальная жизнь зависит от нашей
способности воображать самих себя в других
социальных ролях, и это принятие роли
другого зависит от нашей способности к
внутреннему разговору с самим собой
• Общество - обмен жестами, который включает
в себя использование символов (Дж. Мид).
• Личность – социальный продукт,
формирующийся в процессе ролевого
взаимодействия (Дж. Мид).

Символический интеракционизм:
основные идеи и понятия
• Голосовой жест
• Если голосовой жест вызывает у говорящего примерно
такую же реакцию, как и у слушающего, то такой жест
становится значащим символом
• Благодаря наличию значащих символов возможна
коммуникация
• Самый яркий пример значащего жеста – это язык
• Роли устанавливают границы подобающего поведения
индивида в определенной ситуации
• Принятие роли другого: сознательная регуляция
поведения описывается как непрерывное соотнесение
представления о своей роли с представлением о самом
себе, со своим Я

Символический интеракционизм: основные
идеи и понятия
Развитие самости проходит две стадии (Дж. Мид):
1. Стадия ролевых игр (Play): в процессе этих игр ребенок
учиться оценивать себя с точки зрения конкретных
других людей.
2. Стадия коллективных игр (Game): ребенок учится
оценивать себя с точки зрения обобщенного другого,
то есть целого сообщества.

Символический интеракционизм: основные
идеи и понятия
Структура Self (Дж. Мид)
Me
I
совокупность установок,
ценностей и норм, которыми
руководствуется человек. Набор
усваивается человеком в
процессе принятия роли
обобщенных других.
Me гарантирует устойчивость и
стабильность в обществе,
обеспечивая соблюдение
общепринятых норм
поведения. Me – это
социальная сторона личности.
представляет
непосредственную реакцию
индивида на других. Это
непредсказуемый и творческий
элемент личности.
I привносит в социальные
процессы элемент новизны,
способствует самореализации
человека и содержит в себе все
важнейшие ценности.
I отражает индивидуальность и
своеобразие человека.

Символический интеракционизм:
основные идеи и понятия
• Self = I + Me
• Me позволяет человеку комфортно существовать в
социальном мире
• I предохраняет общество от застоя
• Компонент me преобладает у людей-конформистов
• Компонент I – у творческих личностей и
харизматических лидеров, изменяющих историю
• Социальный контроль можно рассматривать как
доминирование me над I, а общественное развитие
– как постепенное увеличение доли I в структуре
личности (в примитивных обществах у людей
преобладает me, в современном обществе большее
значение получает элемент I).

Структурно-функциональный анализ
Толкотт Парсонс (1902-1979)
Основные труды:
• The Structure of Social
Action (1937)
• The Social System (1951)
• Structure and Process in
Modern Societies (1960)
• Politics and Social Structure
(1969)
• The System of Modern
Societies (1971)
• Action Theory and the
Human Condition (1978)

Структурно-функциональный анализ:
основные особенности
• высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое
построение, претендующее на универсальное объяснение
социальной реальности;
• социология занимается изучением функций, выполняемых
социальными институтами, и социальным действием
индивидов, которые занимают определённое место в
социальной структуре общества (статусы) и исполняют
предписанные общественными нормами и ценностями
социальные роли;
• тесная связь между статикой и динамикой, социальной
системой и социальной структурой.
Структурно-функциональный анализ — принцип исследования
социальных явлений и процессов как системы, в которой
каждый элемент структуры имеет определенное назначение
(функцию).


Структурно-функциональный анализ:
основные идеи и понятия
порядок в экономической системе
основывается на общем согласии
относительно коммерческой морали;
консенсус в отношении ценностей —
фундаментальный интегративный принцип в
обществе;
общая цель становится побудительным
мотивом для сотрудничества;
средствами воплощения ценностей и целей в
действия являются роли.

Структурно-функциональный анализ: основные идеи и понятия
Общество – это система.
Любая социальная система должна отвечать четырем основным
функциональным требованиям:
1. Адаптация (adaptation) — касается отношений между системой и ее
средой: чтобы существовать, система должна контролировать свою среду.
Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая
должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
2. Целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ
устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;
3. Интеграция (integration) — относится к координации частей социальной
системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта
функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются
отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал
конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через
правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
4. Удержание образца (latency) — предполагает сохранение и поддержание
основных ценностей общества.
Данную структурно-функциональную сетку Т. Парсонс применял при анализе
любого социального явления.

Структурно-функциональный анализ:
основные идеи и понятия
Социальное действие (Т. Парсонс)
Предмет социологии – система (социального)
действия.
Система действия включает в себя подсистемы:
1) социальная подсистема (группа людей) —
функцию интеграции людей;
2) культурная подсистема — воспроизводства
образца поведения, используемого группой
людей;
3) личностная подсистема — целедостижения;
4) поведенческий организм — функцию адаптации
к внешней среде.

Структурно-функциональный анализ:
основные идеи и понятия
Общество – тип социальной подсистемы.
Общество состоит из четырех систем :
• социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм
поведения, служащее для интеграции людей в общество;
• подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая
из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства
образца типичного социального поведения;
• политическая подсистема, служащая для постановки и
достижения целей;
• экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя
совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным
миром.
Ядро общества – социетальная подсистема, состоящая из разных
людей, их статусов и ролей (Т. Парсонс).

Структурно-функциональный анализ:
основные идеи и понятия
Все общества проходят следующие стадии
развития:
1) примитивную (первобытно-общинное
общество) характеризуется гомогенностью его
систем;
2) продвинутую примитивную (характеризуется
разделением на примитивные подсистемы
(политические, религиозные, экономические);
3) промежуточную;
4) современную.

Структурно-функциональный анализ:
основные идеи и понятия
• Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще
согласие элементов.
• Структура упорядочивает взаимодействующие части.
Структура понимается как система социальных норм и статусов
(или нормативный порядок).
• Нормативный порядок включает: социальный порядок и
социальные нормы (неизменные правила, которыми
руководствуются большие массы людей в силу приданного
нормам легитимного статуса).
Социальный порядок возникает под воздействием 2-х
процессов:
• Тенденции социальной системы к самосохранению.
• Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства
по отношению к среде.

Питирим Сорокин: социальная
мобильность
Чтобы определить социальное положение
человека, необходимо знать его семейное
положение, гражданство, национальность,
отношение к религии, профессию,
принадлежность к политическим партиям,
экономический статус, его происхождение и
т.д.
Социальная мобильность – явление
перемещения индивида внутри социального
пространства.

Питирим Сорокин:
социальная стратификация
Социальная стратификация - это
дифференциация некой данной совокупности
людей (населения) на классы в иерархическом
ранге.
Социальная стратификация находит выражение в
существовании высших и низших слоев.
Основа и сущность социальной стратификации неравномерное распределение прав и
привилегий, ответственности и обязанностей,
наличие и отсутствие социальных ценностей,
власти и влияния среди членов того или иного
сообщества.

Питирим Сорокин:
формы социальной стратификации
1. Экономическая стратификация
2. Политическая стратификация
3. Профессиональная стратификация

Мертон Роберт Кинг (1910-2003)
Основные труды:
Наука, техника и
общество в Англии 17
века (1938);
Социальная теория и
социальная структура
(1957, 1968);
О теоретической
социологии (1967);
Социология науки (1973);
Структурный анализ в
социологии (1975);
Подходы к изучению
социальной структуры
(1975)

Роберт Мертон:
постулаты функционального анализа
1) постулат функционального единства общества (все
социальные явления имеют позитивное
функциональное значение для общества в целом);
2) постулат универсального функционализма (все без
исключения существующие социальные явления
выполняют положительные, и только
положительные, функции в социальной системе);
3) постулат необходимости (все существующие
социальные явления для общества функционально
необходимы и незаменимы).

Роберт Мертон: промежуточные
теории
Теория
отклоняющегося
поведения
Теория ролевых
конфликтов
Р. Мертон
Теория
социологической
амбивалентности

Роберт Мертон:
явные и латентные функции
Функции – объективные наблюдаемые
последствия явления, способствующие
адаптации и приспособлению системы.
Явные функции – те объективные
функционально-позитивные последствия
явления, которые входили в субъективные
намерения участников системы и осознавались
ими.
Латентные функции — те объективные
последствия, которые не осознаются
участниками и не входили в их намерения.
Первостепенным значением обладает изучение
латентных функций и дисфункций.

Роберт Мертон:
аномия
Аномия – состояние безнормности, или
нормативной неопределенности,
проистекающее из таких рассогласований
в социальной структуре, когда разные ее
сегменты предъявляют нормативные
требования к индивиду, которые не могут
быть одновременно удовлетворены.

Роберт Мертон: аномия
5 идеально-типических реакций на аномию:
1. Подчинение (конформизм): эмоциональное принятие
целей и средств (лояльные, спокойные и
законопослушные граждане);
2. Инновация: принятие целей при отвержении
институционально предлагаемых средств (рэкет,
воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);
3. Ритуализм: эмоциональное принятие средств при отказе
от целей (стяжательство, махинации, подлоги);
4. Ретретизм: эмоциональное отвержение одобряемых
целей и средств (анархизм, наркомания,
бродяжничество);
5. Мятеж (бунт): полный отказ от старых целей и средств,
попытка заменить их новыми (политический терроризм,
борьба за свободу, революционность, радикализм).

Франкфуртская школа: основные идеи
• утрата индивидуальной свободы
• культура в буржуазном обществе выполняет роль
идеологии и средства поддержания господства
• критика фашизма
• критика индустриального общества
• научно-технический прогресс – институт
репрессивного подавления культуры
• сфера технического подавляет сферу духовного
• значимость человеческого начала в социальных
отношениях
• исследовались социальные корни и природа
авторитаризма и психология нацизма
• отрицание революционной роли пролетариата
• критика тоталитаризма и авторитарной личности.

Лекция, реферат. Американская социология XX века - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

Социология Конта
Социология Фредерика Ле Пле
Социология Чемберлена
Психологическое направление в социологии
Социология Парето
Классическая немецкая социология
Социология Макса Вебера
Социология Зиммеля
Социология Вернера Зомбарта
Социология Освальда Шпенглера
Социология Карла Шмитта
Социология Эрнста Юнгера
Социология Мёллера ван ден Брука
Историческая социология П.А. Сорокина
Социальная философия Арнольда Тойнби
Социология Самуэля Хантингтона
Американская социология XX века
Социология Роберта Мертона
Теория обмена Джорджа Хоманса
Представители американской социологии
Гуманистическая социология
Социология Э. Фромма
Неогуманизм
Оссип Флехтгейм
Современная Западно-европейская социология
Энтони Гидденс
Социология Пьера Бурдьё
Ульрих Бек

Предпосылки появления социологии. Классическая социология XIX в.. "Понимающая" неклассическая социология Германии. Американская социология XIX-XX вв. Модернизм и постмодернизм. Российская социология XIX-XX вв. Социология-наука и учебная дисциплина.

Особенности развития американской социологии

На рубеже 19-20 веков началось становление социологии как науки. Это был очень противоречивый период. Ранее социология развивалась исключительно в западноевропейских странах — Франции, Германии и Великобритании. Однако в начале 20-х годов прошлого века социология заинтересовала американскую интеллигенцию, и исследования начали активно проводиться на территории США.

Благодаря государству и высшим учебным заведениям социология начала развиваться как наука. Университеты обозначили важность в изучении науке об обществе, но уже с точки зрения отдельных личностей, их многогранности и проявления в самых разных сферах жизни.

Как только социология попала на территорию Америки, она сразу же внедрила кардинально новый подход, не похожий на европейские методы. Американцы первые обратили внимание непосредственно на личность человека, его многогранность, а не только на классовую принадлежность. Стоит отметить, что американскую социологию в то время активно поддерживали на государственном уровне, чего не было у европейских коллег. Так же именно в американском городе Чикаго был основан первый в мире социологический факультет (1892 год). Такой подход впоследствии позволил американской социология стать фундаментом высшего образования и научной деятельности.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что на развитие американской социологии благоприятно повлияли эмпирические исследования в 1910 году. Тогда по всей стране было проведено около 3000 исследований, которые были основаны и представлены исходя из достоверных фактов развития общества и его отдельных сфер. Что касается Европы, она до 1910 года использовала исключительно универсальные теории, которые были абсолютно идентичны в изучения разных сфер жизнедеятельности человека. На фоне таких практик американская социология оказалась более удачной: она основывалась, прежде всего, на анализе самых невзрачных направлений в жизни каждого человека, изучая его быт, окружение, трудовую деятельность. Основным предметом изучения социологии в Соединенных Штатах Америки является процесс социализации человека, то есть процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате чего происходят изменения, как в структуре общества, так и в структуре каждого индивидуально. Еще один предмет эмпирических исследований – проблемы труда и управления в данной сфере. Большой вклад в исследования сделал американский основоположник научной организации труда и менеджмента, Фредерик Уинслоу Тейлор. С 1895 года он первым начал проводить всемирно известные исследования по научной организации труда.


Чикагская социологическая школа


Чикагская социологическая школа – это нечто феноменальное для начала 20 века. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города. Основателем Чикагской школы принято считать американского социолога Роберта Эра Парка. Благодаря его заслугам школа стала одной из первых и наиболее известных социологических школ во всем мире. Именно она в период с 1915 по 1935 годы занимала доминирующие позиции в развитии американской социологии. К тому же она способствовала огромному влиянию на развитие науки за пределами Америки.

Наибольший вклад в развитие социологии Чикагской школы отмечается во времена Уильяма Айзека Томаса, Альбиона Вудбери Смолла, Джорджа Эдгара Винсенты и Чарльза Ричмонда Хендерсона. Главной особенностью в трудах этой четверки было наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также обобщение, классификация и описание результатов исследования эксперимента, внедрение их в практическую деятельность человека. Социологам важно было получать исключительно достоверную информацию, нежели абстрактные предположения, касательно тех или иных вопросов.

Особенности деятельности Чикагской школы:

  • Исследования, основанные на развитии социальной деятельности отдельно взятого человека. Такой подход направлен исключительно на практические решения, которые способны найти решение к наиболее актуальным социальным проблематикам, что влияет на связь с резким ростом индустриализации и урбанизации;
  • Благодаря совместным трудам американского социолога, Уильяма Айзека Томаса, и польско-американского философа, Флориана Витоальда Знанецкого, был обозначен новый рубеж в развитии современной социологии. В 1918 году исследователи сделали акцент на том, что в США актуализировалась проблема миграционных потоков. Тогда главной задачей перед человеком стала адаптация к новым социальным и культурным условиям;
  • Огромный вклад на деятельность школы оказали труды Роберта Эзра Парка и Энтони Бёрджесса. Социологи совместными усилиями разработали социально-экологическую теорию. Она базируется на возможности смены человеком своего социального слоя, экономического и профессионального статуса личности и маргинальности индивидуума. Исследователи особое значение уделяли рассмотрению вопросов устойчивости поведения личности с отклонением от общепринятых норм, ее мироощущении и миропонимании.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Благодаря внедрению совершенно иных подходов в социологию, исследователям удалось создать абсолютно новый этап развития социологической мысли, который дал возможность по-другому взглянуть на самые главные проблемы не только общества в целом, но и отдельных его представителей. В основе исследований стояла личность человека. Социологи стали активно изучать микромир каждого человека отдельно от класса. Исследования проводились "под микроскопом". Социологи рассматривали влияние психологического и общественного фактора на отдельного индивидуума, ведь именно такой подход отражает реалии современного социума.

В 1950-х годах сформировалось второе поколение чикагской школы социологии, ядром которой стали Говард Беккер, Ирвинг Гофман, Ансельм Страусс, Гари Файн и другие.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: