Садово парковое искусство древнего египта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, - гранита, известняка, песчаника и др., возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии; - формирование замкнутых композиций; - наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада; - использование ритма как композиционного приема; - применение аллейных и рядовых посадок; - использование экзотов в ассортименте древесных растений.

--vegan 11:34, 25 декабря 2008 (UTC)веган я являюсь владельцем этого сайта и даю разрешение на использование этой информации.Я новичок и ещё не разобрался с авторскими правами..

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сады Древнего Египта" в других словарях:

Сады — С. называют участок земли, обыкновенно окруженный оградой и засаженный различного рода растениями, предназначенными для пользы или для удовольствия человека. Непременной принадлежностью благоустроенного С. являются удобные дороги и дорожки. С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сады* — С. называют участок земли, обыкновенно окруженный оградой и засаженный различного рода растениями, предназначенными для пользы или для удовольствия человека. Непременной принадлежностью благоустроенного С. являются удобные дороги и дорожки. С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сервилиевы сады — и Villa Servilia садовый комплекс и вилла на южной окраине Рима, располагающийся по дороге в Остию на берегу Тибра. Вилла существовала еще во времена Республики, но известными римскими историками упоминается в Имперский период.До наших дней … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Египет — I Египет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… … Большая советская энциклопедия

История Александрии — Содержание 1 Эллинистический период (IV I века до н. э.) 2 Римский период (I век до н. э. IV век н. э.) … Википедия

Тутмос III — XVIII династия Новое царство … Википедия

Каир — столица Египта. На месте совр. города находилось древнее селение, получившее в VII в. араб, название Эль Фостат шатер , построенная в селении в 642 г. первая мечеть по внешнему виду походила на шатер. В 969 г. основан город, получивший название… … Географическая энциклопедия

Искусство создавать сады возникло одновременно с архитектурой и связано с оседлостью народа. Сад есть синоним рая, место, отделенное от остального мира, предназначенное для избранных. Сад – идеальное место для человека. Садово-парковое (ландшафтное) искусство – один из видов творческой деятельности (таких, как живопись, музыка, скульптура), относящееся к пространственным видам искусств, призванное организовывать пространство средствами природных и искусственных компонентов. Садово-парковое (ландшафтное) искусство есть попытка создания человеком некого счастливого окружения. Материалом для работы зодчего служат не только деревья, кустарники и цветы, но и все другие виды искусств и частично природа за пределами сада. Например, небо, видимое в пейзажной картине то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Задача садово-паркового искусства состоит в композиционном объединении элементов природы и художественного творчества в единое гармоничное целое.

Сад (парк) всегда выражает некоторую философию, эстетические представления о мире, отношение человека к природе. Сад – это микромир в идеальном его выражении. Садом или парком называют земельный участок с естественными или искусственными насаждениями, с дорогами, аллеями, тропинками, водоемами, художественно организованным рельефом, с различным оборудованием в соответствии с назначением парка. Сад есть более или менее умелый переход от жестких строгих линий зданий к неограниченной свободе окружающей природы, а достигается этот переход при помощи элементов, заимствованных у мира природы и смешанных с элементами архитектуры.

Основные отличия садово-паркового искусства от других видов искусств:

1. Садово-парковое искусство оказывает комплексное воздействие на всю сенсорную сферу человека (зрение, осязание, обоняние, слух).

2. Садово-парковое искусство – единственный вид искусства, оперирую-

щий мертвыми (инертными) материалами и живыми материалами, изменяю- щимися во времени и в пространстве, как все явления природы.

3. Полный расцвет объекта садово-паркового искусства наступает через пятьдесят лет после создания, в отличие от объекта архитектуры, имеющего наибольшую стоимость сразу после окончания строительства. Парк развивается во времени и по истечении длительного времени приобретает все большую ценность.

4. Пространственная композиция является основой произведения садово-паркового искусства, она определяет смысловые связи периферии и центра, принципы членения пространства, доминанты, акценты, оси, фон парковой композиции.

5. Произведения ландшафтной архитектуры воспринимаются человеком под воздействием пространственно-временных эффектов (освещения, колори-

стического состава насаждений, колебаний ветра, осадков, времени суток, сезо- на).

6. Парк воспринимается посетителем в движении, при этом происходит наложение впечатлений во времени. В этом садово-парковое искусство напоминает градостроительное искусство.

Регулярноестилевое направление

Садово-парковое искусство Древнего мира

Садово-парковое искусство Древней Персии

С 588 по 323 гг. до н.э. в Персии правила династия Ахеменидов. Основатель династии Кир I был первым персидским садоводом. Он разработал планировку сада типа Чар-Баг (Чор-бак), легшего в основу персидских садов.

Садово-парковое искусство Древнего Египта

Сады Египта равнинные, по стилю регулярные, прямоугольные в плане. Они имели высокое ограждение из камня, ворота фланкировались обелисками. В планировке четко прослеживался принцип симметрии. Здание было расположено на оси симметрии, в глубине сада, и имело второстепенное значение по сравнению с пространством перед ним, перекрытым перголами, увитыми виноградом. Сад разделялся на прямоугольные участки каменными стенами, системой каналов, регулярными насаждениями из пальм, фиговых и гранатовых деревьев (см. рис. 2).

Типы озелененных пространств, характерных для Древнего Египта:

- сады при храмах, дворцах и жилых зданиях;

Ассортимент растений: тамариск, в аллейных посадках - финиковые пальмы, травянистые и красиво цветущие растения – тростник, папирус, лотос.

Общие характерные черты садово-паркового искусства Древнего Египта:

- канонизированный принцип симметрии;

- органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций;

- использование законов метра и ритма;

- формирование замкнутых композиций;

- активное применение ограждающих наружных и внутренних стен;

- использование экзотов в ассортименте древесных растений;

- водоемы – неотъемлемая часть сада;

- применение аллейных и рядовых посадок.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Рассмотрим этот пласт истории садово-паркового искусства с позиций трех вышеназванных факторов.

Изучая его, прежде всего, необходимо учитывать в каких естественно-природных условиях оно развивалось. К моменту становления древнеегипетской цивилизации климат страны был уже сильно засушливым, с почти полным отсутствием осадков, знойными ветрами, песчаными бурями.

Неслучайно Египет назван "Даром Нила". Жизнь здесь оказалась возможной только по речным берегам. Сезонные разливы Нила благодаря наносам плодородного ила, превращали прибрежные территории в благоприятные для сельского хозяйства земли. Однако после паводка засеянные земли требовали орошения. По специальным каналам древние египтяне с помощью доныне существующего устройства шадуфа подавали воду из реки в каналы и поливали поля и огороды.

На берегах рек росли гигантские тростники и папирусы, образующие обширные заросли, а водную поверхность у берегов покрывали лотосы. Из древесных растений доминировала финиковая пальма. Основу растениеводства Древнего Египта составляли пшеница, ячмень, просо, из прядильных – лен.

Богатство строительного материала – розового гранита, диорита, порфира, алебастра, известняка и песчаника – сыграло значительную роль в развитии садово-паркового искусства страны.

Природный пейзаж Египта очень своеобразен: ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, широкие перспективы с меркающими на горизонте силуэтами нагорья; спокойное медленное течение Нила почти застывшая гладь водной поверхности реки, сливающаяся в наиболее пологих местах побережья с полями. Суровая картина песков оживляется лишь небольшими оазисами, группами пальм с характерными силуэтами высоких стволов.

Судя по памятникам письменности, в Древнем Египте декоративному садоводству уделялось внимание уже в 4-3 тысячелетиях до нашей эры. Но первые достоверные сведения относятся к периоду Древнего царства (2780-2550 гг. до н. э.), а также Среднего царства (2160-1788 гг. до н. э.).

В Древнем Египте огромные материальные средства находились в Руках фараонов, которым принадлежала и земля, и огромные трудовые ресурсы рабов. Надпись на камне в Абидосе гласит: " Каждый ремесленник работает больше, чем могут сделать его руки, если он недоделает днем положенного, его бьют, как лотос в болоте".

Дешевая или даровая рабочая сила позволяла возводить гигантские сооружения, строить города и храмы, проводить ирригацию, создавать насаждения, в том числе для отдыха. Архитектура Древнего Египта отличалась грандиозностью. Примером тому знаменитые пирамиды, сохранившиеся остатки храмов. Все архитектурные сооружения отличались цельностью, мощностью, стаичностью, остро воспринимаемой по контрасту с пустыней.

При этом необходимо обратить внимание на лаконизм, проявляющийся в геометризации и простоте форм ­ пирамида, цилиндр, призма.

Важнейшей характерной чертой больших архитектурных ансамблей, отразившейся и на садово-парковом искусстве, является развитие архитектурного ансамбля, состоящего из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Используется эффект перспективы, светотени, контраста. Большую роль в отделке зданий играет стилизованный растительный орнамент ­ пальмы, лотос, папирус. Примером постороения ансамбля по традиционной продольной оси служит храм Карнака около Фив. Он представляет интерес наличием широкой процессионной дороги, оформленной скульптурами сфинксов и рядовыми посадками пальм.

Имелись насаждения городского типа, т. е. рядовые посадки деревьев, скорее всего пальм, по сторонам главной улицы на городской территории. На это указывает ритмичное расположение четырехугольных посадочных ям с остатками плодородного субстрата и следами корней, а также остатки оросительной системы. К XV веку до нашей эры относится пример решения ландшафтной среды городской улицы. Главная улица города Ахетатона на протяжении нескольких километров была с двух сторон обсажена пальмами. Эта древнейшая аллея как композиционное решение получила в дальнейшем широкое развитие.

Собственно сады в современном понимании этого слова делились на священные рощи, расположенные обычно по берегам искусственных водоемов на территории храмовых комплексов, и сады декоративного назначения вокруг жилых домов знати, а также загородных дворцов фараонов.

Прочтение сохранившихся надписей времен фараона Рамсеса III показывает отношение его к садово-парковому строительству " Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени" … Он разбил огромные сады вокруг резиденции своего прославленного предка Рамсеса II. И вдоль священного пути устроил раскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие "наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце" Более других Рамсес III почитал храм бога Хора: "Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил цвести папирусы, как в болотах Ахбит (где согласно мифу, жил Хор – младенец). Они были в небрежении с древних времен. Я сделал цветущей рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы все плодоносило".

Сады размещались во внутренних двориках дворцов и храмов. В садах разводились цветы, устраивались клумбы, сажали аллеи. Гипостильные залы храмов символизировали рощи деревьев, тесно поставленные колонны условно изображали и символизировали пальмы и лотосы. Сады при жилых постройках были невелики по размерам.

Самые старые изображения элементов садово-паркового искусства мы находим в памятниках Древнего Египта. В настенных росписях усыпальниц фараонов и других богатых людей, отображающих их жизненный путь, встречаются картины, в которых прослеживаются начала формирования садов, предназначенных не только для получения продукции, но и отдыха, наслаждения.

В Британском Музее имеется маленькая картина, датированная 1400 годом до н. э., на которой показан декоративный рыбный садок в саду писца Амуна, ведшего счет запасов зерна в г. Себос. Водоем прямоуголен, стенки из тесаного камня, в водоеме изображена - рыба, водоплавающая птица и цветы, вероятно, египетский лотос, в то время как скопления тростников растут на краю воды. вокруг водоема симметрично размещены плодовые деревья (финиковые пальмы, и возможно виноградные лозы) с одной стороны изображен также человек, вероятно раб, несущий корзину с плодами гранатов или винограда, а также сосуды, предназначенные для вина.

На других древнеегипетских изображениях чаще показаны действия, которые являются ясно сельскохозяйственными, типа строительства решеток для виноградных лоз, и сцен уборки урожая; но и на этих картинах, носящих производственный смысл, прослеживаются утилитарно-декоративные элементы, служащие для также украшения быта.

Большой интерес представляет видовой состав растений, использованных при создании насаждений. В первую очередь следует назвать растения полифункциональные, т. способные не только украшать сад, но и приносить плоды, используемые в пищу. Первое место среди них занимает финиковая пальма, дающая тень в знойном климате и ценные плоды. Именно пальме во многом обязано становление цивилизации в этой части Африканского материка. Не менее важное значение имели инжир и гранат, акации, тамарикс, считавшийся священным. Применялся тростник и лотос. Широко использовались в оформлении садов цветочные культуры, в т. ч. роза, выращиваемы е также на срез для оформления пиршественных столов и залов.

Значительное место в садах играл виноград; его использование подтверждает не только декоративное, но и утилитарное назначение древнеегипетских садов. Для винограда строились специальные основы для формирования крытых аллей, позволяющие получать как декоративный, так и утилитарный эффект. В садах также интенсивно культивировали овощи. Пищевые растения одновременно выполняли и декоративные функции. Сочетание функций, вероятно, требовало особого подхода к композиционному решению этих садов, такому размещению растений, чтобы сад в течение всего года не утрачивал эстетических качеств.

Завоевания, которые вел Египет значительно расширяли перечень растений, используемых в садоводстве. Так, Тутмос четвертый в результате похода в Палестину привез коллекцию редких растений (и приказал сделать их рельефное изображении), говоря современным языком проводил интродукцию растений и закладывал основы создания ботанических садов.

Из Персии египтяне вывезли резеду, мак, мирт, и клещевину. Из семян которой они получали масло для обрядовых целей. Во времена Клеопатры в Египте вошли в моду розы.

На основании исследования, проведенного немецким ученым Людвигом Кеймером в книге "Садовые растения Древнего Египта" (Ludwig Keimer. Die Gartenpflanzen in Alten Ägypten, 1967) указано более чем сорок садовых растений, которые выращивали в древнем Египте для получения продовольствия, наркотиков и лекарств, для украшения или для фуража, а также проведен анализ характера и периодов их использования. Кроме некоторых из более известных плодов, овощей и трав - винограды, гранаты, маслины, салат, кориандр, мята, петрушка - список упоминает цветы, идентифицированные по остаткам венков и букетов, типа василька, сафлора (Сarthamus tinctorius) и хризантемы корончатой, которые мы можем все еще видеть в диком виде в Леванте.

Как мы уже говорили, неотъемлемой частью египетского сада был водоемы ­ – бассейны, каналы, пруды. Размер водоема находился в тесной зависимости от размера сада. Водоемы, как и растения, выполняли не только декоративные, но и утилитарные функции. Они служили, прежде всего для полива, кпания, разведения рыб и водоплавающих птиц, характерных для Нила водных растений. В садах, окружавших дворцы фараонов и знати, эти водоемы были значительных размеров.

При раскопках в районе Эль Амарны удалось воспроизвести планировку загородного места отдыха, где сооружения, сгруппированные вокруг водоемов и садов, имели подчиненное значение и служили только для отдыха во время прогулок, что подтверждается отсутствием жилого помещения.

Как и в других садах, композиционным центром служил водоем длиной 120 м шириной 60 м и глубиной 1 м. Водоем со всех сторон был окружен садом, в котором росли деревья, цветы и овощи. Длинный пирс вел к водоему и заканчивался небольшим садовым храмом, от которого несколько ступенек вели к воде. Композиция сада была очень проста. Глинобитная стена окружала всю территорию. Бассейны необходимы для полива растений, а также для разведения рыбы или водоплавающей птицы. Но их декоративное значение бесспорно.

О высоком развитии садово-паркового искусства позволяют судить и декоративные водоемы, найденные во время раскопок в Ахетатоне. Вместо обычных прямоугольных или квадратных бассейнов и каналов, эти водо­емы имеют сложную и вместе с тем четкую конфигурацию, дно выложено цветной мозаикой.

Найденные в одной из гробниц изображения и макет сада позволил воспроизвести с высокой степенью достоверности такой сад.

Таки образом, археологические раскопки, сохранившиеся изображения и письменные источники уже эллинского периода показывают, самыми характерными особенностями египетских садов являются необычная четкость, геометричность и стройность регулярной композиции и ярко выраженное осевое построение.

Приемы озеленения и растения, используемые в Египте, к третьему столетию до н. э. получили распространение в прилегающих густонаселенных районах Восточного Средиземноморья и Леванта.

К этому времени садовое строительство и озеленение уже стало сложным самостоятельным направлением экономической деятельности.

Глава 1. РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ 1.1. Садово-парковое искусство древнего мира Египет кратко

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н.э. (Приложение, рис. А 1). Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море. Здесь естественно произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила – тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.

Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет – гранита, известняка, песчаника и др. возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство – 3200–2400 гг. до н. э., столица – Мемфис. Среднее царство ХХII–ХVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного войнами и раздробленностью, столица – Фивы (Приложение, рис. А 2). Затем наступил двухвековой перерыв (ХVIII–ХVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство – ХVI–ХI вв. до н. э. и позднее время с Х в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Македонским, который основал новую столицу – Александрию.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.


Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения – лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты – инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционнопланировочными канонами:

- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;


В сады древний Египет вероятно, начинались как простые фруктовые сады и огороды, орошаемые водой из Нил. Постепенно по мере того, как страна становилась богаче, они превратились в сады удовольствий с цветами, прудами и долинами фруктов и тени деревьев. У храмов, дворцов и частных резиденций были свои сады, а модели садов иногда помещали в гробницы, чтобы их владельцы могли наслаждаться ими в загробной жизни. [1]

Содержание

История

История и характер садов в Древнем Египте, как и все аспекты египетской жизни, зависели от Нил, и сеть каналов, которые брали воду из него. Воду поднимали из Нила в кожаных ведрах и переносили на плечах в сады, а позже, примерно в 4 веке до нашей эры, поднимали из колодцев подъемниками с противовесами, называемыми шадуф по-арабски. Самые ранние сады состояли из грядок, разделенных на квадраты земляными стенами, чтобы вода могла впитываться в почву, а не теряться. Сады принадлежали храмам или жилым домам. Светские сады располагались у реки или каналов и использовались в основном для выращивания овощей. Начиная с Нового царства, сады были пристроены к более роскошным резиденциям и иногда были ограждены стенами. Храмовые сады использовались для выращивания некоторых овощей для церемоний,

Дворцовые сады

Дворцовые сады впервые появились в Египте незадолго до Средней империи (2035–1668). Эти сады были очень большими по размеру и были выложены геометрическими узорами. Пруды дворцовых садов были огромными и многочисленными. Во втором тысячелетии до нашей эры садовый пруд короля Снеферу был достаточно большим для лодок, на которых гребло двадцать гребцов.

Правители Древнего Египта, такие как царица Хатшепсут (1503–1482 гг. До н.э.) и Рамзес III (1198–1166 гг. До н.э.) использовали горшки, чтобы привезти в Египет новые виды деревьев и цветов, обнаруженные во время их завоеваний в Ливия, Сирия, и Кирения. [2]

Сады удовольствий

Начиная со времен Нового Царства, сады удовольствий стали обычным явлением в роскошных резиденциях. Судя по росписи гробниц в Фивах XVIII династии (1552–1296 гг. До н.э.), сады того времени имели стандартный дизайн. У них был пруд, обычно прямоугольный, в центре, наполненный разноцветными рыбками, с цветами лотоса в воде и цветами по краям. Вокруг пруда чередовались ряды деревьев, в том числе платаны, пальмы и гренадеры, чередующиеся с цветочными клумбами. Края водоемов были наклонными, с одной стороны спускалась лестница, чтобы садовники могли набирать воду для полива. [3]

Пруд часто окружали стенами или колоннами, поддерживающими виноградные лозы. Стены и колонны были украшены красочными изображениями людей, животных и растений, таких как мак и роза.

Храмовые сады


Сады Амон из Храма Карнак, фреска на гробнице главного садовника Наха, начало 14 века до н.э. (Королевский музей искусства и истории, Брюссель)

Похоронные сады


Погребальный макет сада, датируемый Одиннадцатая династия Египта, примерно 2009–1998 гг. до н.э. Изготовлен из крашеного и лущеного дерева, родом из Фивы.

Погребальные сады были миниатюрными версиями домашних садов, помещенных в гробницы. У них обычно был небольшой квадратный дом или павильон с деревянными колоннами, окруженный стеной. Внутри стены находился бассейн, окруженный рядом деревьев. Дом напоминал киоски в саду, где хозяин играл в шашки или отдыхал. Традиционно мертвых окружали предметы, которыми они наслаждались бы при жизни, и ожидалось, что они и дальше будут наслаждаться своими садами в своем саду. загробная жизнь. [7] Надпись на одной из гробниц гласила: «Вы спокойно гуляете по прекрасному берегу вашего пруда; ваше сердце радуется от ваших деревьев и бодрит под вашими платанами; ваше сердце удовлетворено водой из ваших колодцев, которые вы сделали так, чтобы они будет длиться вечно ". [8]

Деревья и растения в египетском саду

Деревья использовались в садах для производства фруктов и для тени. Девятнадцать различных видов деревьев были найдены в садах Ineni, архитектор фараону Тутмос I (1504–1492 до н. Э.). Розовые цветы тамариск, акация и ива деревья были обычным явлением в садах. Платан (Фикус сикомор) и деревья тамариска иногда сажали перед храмами, как это было в храме Небхепетра с 11 века до нашей эры.

В древние египтяне культивируется Фикус сикомор из Прединастический раз и в количестве с начала третье тысячелетие до нашей эрыE. Считалось, что это древнеегипетский Дерево жизни, посаженный на пороге между жизнью и смертью. [9] Зохари и Хопф отмечают, что «плоды и древесина, а иногда даже ветки широко представлены в гробницы Древнего, Среднего и Позднего царств Египта ". [10] Некоторые шкатулки с мумиями в Египте сделаны из древесины этого дерева.

Наиболее распространенными фруктовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы дум (Hyphaene thebaica). В Persea дерево считалось священным и было найдено как в храмовых садах, так и в жилых садах. В гранат дерево было введено во время Новое Королевство, и ценился за аромат и цвет. Другие фрукты, выращенные в садах, были мармелад, оливки, и персики. Овощи выращивали для еды или для церемоний. Салат Cos считался священным и был связан с Мин., божество воспроизводства, и считалось мощным афродизиаком. Из винограда делали изюм и вино. Картины на гробницах показывают, что виноградные лозы иногда высаживали на беседках, чтобы обеспечить тень для сада. Цветы выращивали в садах для изготовления декоративных букетов и для использования в религиозных церемониях. Обычные садовые цветы были мандрагора и маргаритка, хризантема, анемон, и мак, жасмин, а Роза.

Египетские пруды и бассейны часто украшали бело-голубыми лотосами (Nymphaea caerulea) и с папирус.


В финиковая пальма, использовался древними египтянами как в пищу, так и для изготовления вина. Египтяне научились опылять деревья вручную.


В Persea indica дерево, в той же семье, что и авокадо, некогда распространенный в Египте, исчез там, но все еще встречается в Азорские острова и Канарские острова.


Платан (Фикус сикомор) часто сажали для тени. Его также часто сажали при храмах, а из его дерева делали гробы для мумий.


Тамариск дерево, используемое для тени


В Акация дерево было связано с Иусаасет, изначальная богиня египетской мифологии.


Плод Гранатовый дерево, завезенное в Новое Королевство, используется как лекарство от различных инфекций ленточных червей. [11]


Синий египетский лотос, встречается в садовых прудах


Cyperus папирус использовался как материал для письма, для изготовления лодок и даже в пищу.

Пруды и бассейны

Пруды и бассейны были обычным явлением в жилых садах богатых и влиятельных людей Древнего Египта и показаны на нескольких рисунках гробниц. Иногда, как в саду Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахрипруд имел форму буквы "Т", одна часть которой была соединена с рекой или каналом. Воду из реки обычно поднимали в пруд вручную или с помощью шадуф. В прудах выращивали рыбу для пропитания и украшения. Они также были домом для перелетных водоплавающих птиц.

Такие цветы, как белый и синий лотос, выращивались в прудах для украшения и для церемоний, а папирус, как известно, рос в Дейр-эль-Бахри. [12] Позже, во время персидской оккупации Египта, был представлен розовый лотос.

Оттенок, цвет и аромат


Садоводство в Древнем Египте

Садоводство в Древнем Египте был очень тяжелый труд; сады требовали постоянного орошения, с переносом или подъемом воды вручную, прополкой и уходом, включая искусственное размножение финиковые пальмы, что требовало большого мастерства. Также были необходимы большие усилия, чтобы птицы не поедали урожай. Для ловли вторгшихся птиц были установлены хитроумные ловушки. [13]

Читайте также: