Американо российские отношения кратко

Обновлено: 04.07.2024

После того как закончилась вторая мировая война, отношения США и России можно охарактеризовать как такие, которые имеют цикличный характер с определенными отчетливыми периодами — стремление выйти на диалог относительно стратегической сферы — прекращение переговорного процесса — пребывание на грани политической и военной конфронтации — попытка возобновления диалога. Такой логикой можно охарактеризовать и сегодняшние отношения между странами.

Впервые возможность сближения США и России появилась в 90-х годах и это было связано с развалом Советского Союза.

С 1991 по 1999 годы президент Борис Ельцин и руководство России добивались:

  • Чтобы Россия была признана в границах РСФСР 1991 года.
  • Вывоза со стран республик развалившегося СССР все ядерное оружие.
  • Получения международного признания в противостоянии с Верховным советом.

Российский президент был поддержан американцами лишь в своем противостоянии с КПРФ и Верховным Советом страны. Но после того как Россия отказалась сокращать количество своего вооружения, США это было воспринято как нарушение условий договора. Российская же сторона воспринимала действия Америки как попытку захвата мировой системы управления, что могло бы значительно уменьшить роль ООН, путем возвышения таких организаций как НАТО и Большая семерка. Гарантией безопасности РФ от враждебных действий Америки стали лишь стратегические ядерные силы.

Еще одна попытка сближения стран произошла в 2001-2003 годах. В данный период появилась необходимость предотвратить коллапс контроля над системой вооружения. Угроза была вполне реальной, так как РФ не захотела проводить ратификацию Договора СНВ-2. Помимо этого, Америка заявила о намерении расторгнуть Договор по ПРО. Участие обеих стран в антитеррористической операции на территории Афганистана было ничем иным, как психологическим фоном для осуществления переговоров. РФ дала свое согласие на выход США из договоренностей по ПРО.

  • Минимальная вероятность военных столкновений между Америкой и РФ;
  • Опасность выхода из под контроля гонки вооружений;
  • Выяснение условий, на которых РФ может дать свое согласие на серьезное сокращение своего стратегического потенциала.
  • Обострение гуманитарной проблемы;
  • Отказ РФ от ведения переговоров на счет сокращения ядерного оружия на территории Европы;
  • Стремительная активизация американской политики на территории Центральной Азии в 2011 году;
  • Беспокойство России по поводу операции НАТО на территории Сирии;
  • Кардинальное расхождение позиций относительно Сирии.

Наличие каких-либо разногласий между странами категорически отрицалось на официальном уровне, однако, игнорировать взаимные претензии стало невозможно после того, как парламентские и президентские выборы в РФ получили крайне негативные оценки со стороны администрации президента США.

На протяжении 1,5 года данная политика была более чем успешной:

1. Российско-американские отношения начали приобретать сбалансированный характер.

2. Страны заключили договор СНВ-3.

3. Было подписано несколько соглашений о техническо-научном партнерстве.

5. Был начат экономический диалог США-Россия, в частности, относительно модернизации, инновации и высоких технологий.

6. Произошло расширение сотрудничества по Афганистану.

7. Значительно снизилось вмешательство США во внутриполитическую жизнь стран СНГ.

8. Процесс расширения НАТО на территории бывшего СССР был приостановлен.

9. Вашингтон и Москва начали активно взаимодействовать по ядерной программе Ирана.

10. Был остановлен процесс развертывания ПРО на территории Чехии и Польши.

К главным недостаткам данного этапа относятся:

2. Отношения между странами улучшились, но в них не было никакой стратегической перспективы.

3. Все положительные стороны процесса — это лишь расчистка завалов после 90-х и 2000-х годов. То есть то, что не получилось воплотить в жизнь тогда.

4. Философия отношений между США и РФ никак не была привязана к новым вызовам и тенденциям международного развития.

5. Сторонами была сохранена теоретическая возможность уничтожить друг друга, что оказало стабилизирующее влияние на их отношения. Политика взаимного сдерживания осталась позади и вперед начала выходить стабилизирующая и цивилизующая роль ядерных потенциалов.

6. Разногласия и достижения были отражением старой парадигмы и старой повестки дня. Поэтому США и РФ пришлось уравновешивать стратегическую и военную мощь друг друга.

Российско-американские отношения – это международные отношения двух стран – России и США.

Российско-американские отношения имеют довольно давнюю и непростую историю развития. Материально-техническая основа их реализации осталась практически неизменной со времен холодной войны. Основу взаимодействия стран по-прежнему составляют взаимное сдерживание и логика взаимно гарантированного уничтожения. До недавнего времени было блокировано развитие экономических связей между государствами. Сегодня отношения между США и Россией переживают еще один кризис.

Эксперты в области международных отношений выделяют три основных попытки сближения России и США (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы сближения России и США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В основе второй попытки сближения лежала необходимость предотвращения коллапса системы контроля над вооружениями.

  • риск коллапса режима контроля над вооружениями;
  • необходимость снижения угрозы военного столкновения США и России;
  • стремление администрации США выяснить, на каких условиях Россия готова к крупным сокращениям стратегического потенциала.

Готовые работы на аналогичную тему

В 2011-2012 годах в отношениях между Москвой и Вашингтоном начал назревать целый комплекс противоречий. Прежде всего, они были вызваны расхождением позиций стран по Сирии, недовольством российской стороны операцией НАТО в Ливии, отказом России вести переговоры по сокращению тактического ядерного оружия в Европе, активизацией политики США в Центральной Азии, а также обострением ряда гуманитарных проблем.

Несмотря на то, что на официальном уровне кризис в российско-американских отношениях отрицался, именно взаимным непониманием был охарактеризован следующий этап развития отношения между Россией и США.

Кризис российско-американских отношений в 2014-2021 гг.

Несмотря на то, что после победы на выборах Д. Трампа, президент США неоднократно заявлял о стремлении вернуть диалог с Россией в более устойчивое русло, на практике Вашингтоном была продолжена конфронтационная линия. В рамках проводимой в 2014-2021 гг. конфронтации США использовали против России целый арсенал методов. Основными из них стали:

  • экономические санкции;
  • военно-политические инструмента;
  • пропаганда и пр.

В общей сложности под различного рода американские ограничения было подведено более 288 российских граждан и 485 юридических лиц.

Одним из факторов, негативно сказывающихся на российско-американских отношениях 2014-2021 гг. стала внутриполитическая конъюнктура США. Одной из ее составляющих выступает использование в межпартийной борьбе русофобии и распространение безосновательных инсинуаций о вмешательстве России в американские выборы.

Россия, в свою очередь, предпринимает ответные меры по защите национальных интересов в виде недружественных действия американской стороны. Они делятся на ассиметричные и зеркальные. В то же время, Россия не закрывает возможности для нормализации отношений с американской стороной, если правительство США проявит реальную готовность к взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству.

В целом возможности сотрудничества России и США остаются ограниченными в виду общей неблагоприятной ситуации в российско-американских отношениях. Одной из острых проблем остается проблема дипломатической недвижимости России в США. Кроме того, опасения вызывает вопрос контроля над вооружениями. В то же время наблюдается интенсификация двусторонних контактов по ряду международных и региональных проблем. Наблюдается динамика российско-американской торговли.

Перспективы развития российско-американских отношений

В ближайшие годы общая среда российско-американских отношений, по прогнозам экспертов, будет оставаться конфликтной. Наиболее серьезные проблемы наблюдаются в сфере стратегической стабильности и тесно связанной с ним проблематикой нераспространения ядерного вооружения. К числу менее значимых, но от того не менее конфликтных проблем относятся проблемы энергетического и международно-правового характера. При всем этом развитие российско-американских отношений осложняется отсутствием у России и США комплекса стабилизирующих экономических связей.

Потенциально конфликтной была и остается для стран ситуация на региональном уровне. Многие разногласия США и России на региональном уровне унаследованы странами еще со времен холодной войны. Наибольшие противоречия наблюдаются в Европе. Противоположные взгляды имеются в отношении Центральной Азии. В то же время на региональном уровне имеется ряд обстоятельств стабилизирующего порядка, которые могут создать условия для конструктивного российско-американского взаимодействия. В ближайшие годы ожидается рост роли Азиатско-Тихоокеанского региона в российско-американском взаимодействии.

Общая характеристика стран

Характеристика стран Россия США Площадь, км² 17 098 246 9 826 675 Население, чел. 143 347 059 316 668 567 Государственное устройство смешанная республика президентская республика Объём ВВП (ППС), $ млрд 2 504 15 660 ВВП на душу населения (ППС), $ 17 700 49 800 Военные расходы, $ млрд 70 711 Численность вооружённых сил 1 037 000 1 477 000 Добыча нефти, млн т 488 500 Добыча угля, млн т 329 1039 Производство стали, млн т 72,2 97,2 Производство алюминия, тыс. т 4 102 3 493 Производство цемента, млн т 48,7 100,9 Производство электроэнергии, млрд кВт·ч 1 040 4 367 Сбор пшеницы, млн т 63,8 49,3

История

История российско-американских отношений уходит корнями в конец XVII века, когда независимого американского государства ещё не существовало. В 1698 Пётр Iвстречался в Лондоне с Уильямом Пенном, основателем британской колонии, ставшей впоследствии штатом Пенсильвания. Это были первые двусторонние политические контакты.
В первой половине XVIII века начинается активная колонизация Северной Америки русскими торговцами. Множество российских поселений было основано на Алеутских островах, на континентальной Аляске, на территории современных канадских провинций Юкон и Британская Колумбия и американских штатов Вашингтон, Орегон иКалифорния. Постепенно разрозненные российские колонии-поселения были оформлены юридически; над территорией, занятой русскими поселенцами, был провозглашен суверенитет Российской империи. Столицей Русской Америки стал город Новоархангельск (ныне — Ситка).
В 1775 году в 13 британских колониях вспыхнуло восстание против экономического угнетения со стороны Англии. Георг III обратился к российской императрице Екатерине II с просьбой содействовать английским войскам в подавлении восстания, на что был получен отказ. 4 июля 1776 года в Филадельфии была провозглашена независимость колоний. Формально Россия не признала этот акт, однако поддерживала стремление колоний к самостоятельности. В 1780 году, в разгар Войны за независимость, Россия объявила о вооружённом нейтралитете, означавшем фактическую поддержку колоний.

XIX век

Царствование Александра III (1881—1894)

Общественное мнение США о России на рубеже XIX—XX веков

Соперничество на Дальнем Востоке

Первая мировая война. Октябрьская революция и Гражданская война в России

В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918—1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции.

СССР — США

Холодная война

Современная ситуация

Возобновление противостояния

Президент РФ В. Путин провел совещание по развитию ситуации с коронавирусом

При Путине Россия вернулась на мировую арену в качестве глобального игрока, соперничая с США за влияние. В лучшие времена американо-российские отношения представляли собой сочетание сотрудничества и конкуренции, но сегодня они носят по большей части враждебный характер, пишет автор.

Суть проблемы

Отношения США с Россией на сегодняшний день являются самыми натянутыми за все время с 1985 года. Вмешательство Москвы в президентские выборы в США в 2016 году и действия, которые, по всей видимости, свидетельствуют о ее непрекращающихся попытках повлиять на избирательную кампанию 2020 года, превратили Россию в самую токсичную внутреннюю проблему с 1950-х годов. Усилению напряженности в отношениях с США способствовало то, что она аннексировала Крым и начала войну на юго-востоке Украины, которая до сих пор не прекращается, а также то, что она поддерживает сирийского президента Башара Асада в его бесчеловечной гражданской войне и венесуэльского президента Николаса Мадуро. Президент Трамп вступил в должность, имея твердое намерение улучшить отношения с Россией. Но остальные представители исполнительной власти и Конгресс США проводят в отношении России жесткую политику, вводя против нее множество санкций и высылая ее дипломатов. В стратегии национальной безопасности США, Россия и Китай названы двумя главными угрозами американской национальной безопасности. В лучшие времена американо-российские отношения представляли собой сочетание сотрудничества и конкуренции, но сегодня они носят по большей части враждебный характер.

Тем не менее Россия и США как две мировые ядерные сверхдержавы имеют особую обязанность — поддерживать мир и предотвращать распространение на планете ядерного, биологического и химического оружия. Кроме того, существуют глобальные проблемы, такие как терроризм, изменение климата, влияние в Арктике и борьба с пандемией COVID-19, которые требуют совместной работы. Задача состоит в том, чтобы найти приемлемое сочетание сотрудничества и конкуренции и упорядочить эти отношения, расставив в них приоритеты более эффективно, чем в настоящее время.

Как мы до этого дошли?

При Путине Россия стала централизованным, авторитарным государством и вернулась на мировую арену в качестве глобального игрока, соперничая с США за влияние. Хотя она слабее США и в экономическом, и в военном отношении, она обладает способностью вмешиваться по всему миру и действовать вразрез с интересами США. Вашингтон и Москва имеют принципиально разные представления о том, как должны выглядеть продуктивные отношения.

Отношения начали ухудшаться, когда Путин вернулся в Кремль в 2012 году, убежденный, что демонстрантов, протестовавших против его возвращения к власти, подстрекала Хиллари Клинтон. Годом позже Путин предоставил политическое убежище Эдварду Сноудену, недовольному сотруднику-контрактнику АНБ, который украл миллионы секретных документов и бежал в Россию через Гонконг. Путин отклонил просьбу президента Обамы вернуть Сноудена обратно. Затем Обама отменил запланированную встречу с Путиным.

Еще один серьезный удар по этим отношениям нанесли действия России в 2014 году. После нескольких месяцев народных протестов пророссийский украинский президент Виктор Янукович бежал в Россию, а на его место к власти пришло прозападное правительство. Вскоре после этого российские войска заняли и аннексировали Крымский полуостров, который был в составе Украины с 1954 года, нарушив тем самым условия Будапештского меморандума 1994 года, в котором Россия, США, Украина и Великобритания обязались защищать территориальную целостность Украины. В течение следующих нескольких месяцев поддерживаемые Россией сепаратисты и российские военнослужащие в форме без опознавательных знаков вторглись на юго-восток Украины и оккупировали некоторые районы Донбасса, вытеснив законные местные власти. С весны 2014 года Россия и Украина ведут на Донбассе войну, в ходе которой погибло 14 тысяч человек. В ответ на это нарушение суверенитета США ввели санкции в отношении российских лиц, близких к Путину, а другими санкциями лишили Россию доступа к финансовым рынкам.

Вступление России в гражданскую войну в Сирии в 2015 году с целью оказания поддержки Башару Асаду также усилило напряженность в отношениях с Соединенными Штатами, которые поддерживали группировки, выступающие против Асада. С тех пор Вашингтон и Москва для предотвращения случайных столкновений во время воздушных операций в Сирии вынуждены проводить переговоры по горячей линии. После частичного вывода американских войск из Сирии российские войска заняли бывшие американские базы и помогли Асаду провести жестокое наступление на провинцию Идлиб, в результате которого провинцию покинул миллион беженцев.

Решающим серьезным ударом по американо-российским отношениям стало кибер-вмешательство России в президентскую избирательную кампанию 2016 года в США. Как подробно описано в докладе Мюллера, обнародованном в 2019 году, фабрика троллей в Санкт-Петербурге вела круглосуточную работу в социальных сетях, пытаясь усилить политический раскол, существовавший в американском обществе, и вызвать у американцев сомнение в легитимности собственной демократии. Кроме того, она использовала эти платформы с целью оказания поддержки Дональду Трампу и повышения его популярности по сравнению с Хиллари Клинтон. Россия также пыталась проникнуть в электронные системы голосования в некоторых штатах, что дает еще больше оснований предполагать, что она может попытаться изменить исход будущих выборов. Вмешательство в выборы через социальные сети продолжалось и в предвыборном цикле 2020 года.

Какие наиболее острые проблемы предстоит решить следующей администрации?

Постоянной проблемой для США является укрепление отношений России с Китаем. Хотя Вашингтон мало что может сделать, чтобы отвлечь Москву от Пекина, он не должен проводить политику, которая способствует сближению этих двух стран, такую как торговая война с Китаем и введение многочисленных санкций против России.


Российско-американские отношения в начале XXI века

В начале XXI века, со сменой президентской администрации в США и приходом к власти в России Владимира Путина, российско-американские отношения вступили в новую фазу. Президент Дж. Буш-младший, в отличие от своего предшественника, уже не питал никаких иллюзий относительно перспектив демократизации России. Его неоконсервативное окружение чрезвычайно опасалось возрождения российского агрессивного национализма и делало ставку на создание буфера из проамерикански настроенных и состоящих в блоке НАТО государств по периметру российских границ.


Читайте также: