Актуальные проблемы науки xxi века кратко

Обновлено: 01.07.2024

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI в. – это современные задачи науки и способы их решения в исследовательской деятельности, что обеспечивает будущее общественное развитие. Эти проблемы можно рассматривать в следующих аспектах: 1) перспективы развития науки как социального института, что связано с кризисным состоянием научных знаний, связанных с неспособностью современной науки преодолеть глобальные кризисы человечества и способствовать его выживанию. Выражаясь языком синергетики, наука сегодня находится в состоянии опасной бифуркационной ситуации. Решение этой проблемы требует перехода к новому научному и политическому мышлению, и выхода за рамки национальных потребностей, формирования научного мирового сообщества, создания единых научно-исследовательских программ. Наука должна сегодня удовлетворять потребности не отдельной страны, а всего человечества. 2) изменение лидирующего статуса отдельных наук в системе целостного научного знания. Если в XX в. лидировала физика, затем ее место заняла биология, то сегодня их место должны занять гуманитарные науки, чтобы преодолеть одностороннее технократическое мышление в решении многих современных вопросах. Современная цивилизация нуждается в гуманистическом преображении: в переходе от абстрактного гуманизма к созданию условий для реализации физических и духовных возможностей человека, поэтому особую роль приобретает этический аспект науки, а также социальная и экологическая экспертиза науки. 3) переход к коэволюции природы и общества, что связано с переосмыслением значения биосферы как сложной, неустойчивой развивающейся системы, являющейся основой для развития человеческого общества. Поэтому его эволюция может происходить только при сохранении генетического рода homo sapiens. Решение этой проблемы основано на взаимосвязанных процессах развития социальных структур, общественного сознания, науки, техники, материальной и духовной культуры. Важнейшие проблемы современной науки связаны с биотехнологиями (клонирование, пересадка органов, борьба со смертельными для человечества микроорганизмами), энергетикой (запасы топлива и поиски альтернативных его видов, опасности ядерной и термоядерная энергетики, использование энергии Солнца, ветра и др. природных источников), поисками новых ресурсов удовлетворения продовольственных потребностей людей, решение национальных, демографических, религиозных и др. социальных вопросов.

До середины XIX в. производимые человеком возмуще­ния биосферы соответствовали их допустимым пределам, структурные соотношения в биоте сохранялись в границах, определяемых законами устойчивости биосферы, а потеря биоразнообразия была незначительна. Однако, около столетия назад человечество перешло порог допустимого воздействия на биосферу, чем вызвало деформацию структурных отно­шений в биоте и угрожающее сокращение разнообразия. Вследствие этого биосфера перешла в возмущенное состоя­ние. В контексте вышеизложенного методологи призывают осознать, что коэволюционное сосуществование природы и общества становится пробле­мой планетарного масштаба и приобретает первостепенную значимость.

Виртуальная реальность (ВР) существует, пока активна порождающая ее среда. Некоторые ученые связыва­ют с ВР образованную компьютерными средствами модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет действовать с воображаемыми объектами[3]. Примечательно, что в качестве основных качеств ВР указыва­ют на глубокую погруженность человека в ее мир, полное ему подчинение. Получается, что если уб­рать факт присутствия компьютера, то путешествие человека в фантомах своего сознания может быть уподоблено и уподоб­ляется шизофрении, а при участии компьютерной моделиру­ющей системы те же упражнения человека с воображаемой реальностью обретают статус нормального взаимодействия в виртуальном мире. И тогда виртуальная реальность выступает как новейшая технология, а подобные аналоги, не обеспеченные техническим оснащением, трактуются как патология. Так понимаемая идея вир­туальной реальности позволяет по-новому взглянуть на теоре­тические проблемы философии науки. Устойчивое развитие человечества сопряжено с необходимостью осознания новых реалий своего космо-психо-информационного бытия, включе­ния их в полотно современной научной картины мира и поис­ком духовных опор противостояния мировой энтропии.

Другой животрепещущей проблемой современности явля­ется технология клонирования. Революционная ситуация в ге­нетике взывает к детальной и кропотливой философской рефлексии над ближайшими и отдаленными последствиями вмешательства в человеческий тип[4]. Проблема клонирования многоаспектна: есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономический и прочие ее аспекты. Клонирование, как очень сложная экспериментальная технология, в принципе может приводить не только к воспроизводству эталонов (когда цель со­гласуется с результатом), но и к воспроизводству аномалий. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявля­ющемся процессе рассогласования первоначально поставлен­ных целей и полученных результатов. В условиях клонирования человека это, без сомнения, аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонированный организм в социальном контексте.

ИНТЕРНАЛИЗМ— направление в историографии и теории развития науки, согласно которому главную движущую силу развития науки составляют имманен­тно присущие ей внутренние цели, средства и законо­мерности; в контексте этого научное знание рассматривается как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развития социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии и т.п.). Наиболее видные представители интернализма — А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, К. Поппер и др.

НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ- совокупность ви­дов профессионального общения в научном сообще­стве, один из главных механизмов развития науки, способ осуществления взаимодействия исследовате­лей и экспертного сообщества.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО -совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и ее отношений с социальной средой. Понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер производства знания, включающий коммуникацию ученых, достижение согласованной оценки знания, принятие его членами интерсубъективных норм и идеалов познавательной деятельности.

Деятельность институтов и механизмов на­учного сообщества по реализации основной цели на­уки — увеличения массива достоверного знания - обеспечивает следующие главные характеристики науки как профессии: 1) обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество; 2) относительная автономность той или иной научной области в привле­чении новых членов, их подготовке и контроле профессионального поведения; 3) заинтересованность социального окружения про­фессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гаранти­рующая как существование профессии, так и дей­ственность профессиональных институтов; 4) наличие внутри науки форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специа­листов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры; 5) поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие про­фессионалов и их объединений в режиме, обес­печивающем оптимальный темп развития системы на­учного знания.

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ- профессиональная группа исследователей, дисциплинарное или междисципли­нарное сообщество ученых, работающих над одной или несколькими сходными темами, проблемами, проектами. Размеры коллектива зависят обычно от сложности проблемы, ее финансового и материаль­ного обеспечения, практической и теоретической значимости. В оптимально сформированном коллек­тиве существует достаточно выраженное ролевое распределение его членов — руководители, генера­торы идей, эрудиты и критики, верификаторы, реа­лизаторы, технический и вспомогательный персонал, коммуникаторы. Во многих случаях одни и те же ученыеспособны выполнять несколько ролей. Ког­нитивным ядром, связывающим коллектив, является наличие общей исследовательской программы и соответствующей последовательности действий по ее реализации.

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ- психоло­гическая дисциплина, имеющая пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение науч­ной деятельности психологическими методами (тесты, статистический, биографический и социологический методы). Уже в конце XIX — начале XX в. наметились попытки ввести в психологическую науку новый объект эмпирических исследований — личность ученого в ее обусловленности биологическими и социальными факторами. (Ф. Гальтон, В. Оствальд, А.А. Потебня, П.К. Энгельмейер, Ж. Адамар). Одна из централь­ных проблем психологии науки — анализ процесса на­учного творчества, изучение тех качеств ученых и не­обходимых условий, наличие которых делает человека науки способным сделать вызов устоявшимся представ­лениям и принципам иотстаивать новые взгляды. Од­ной из прикладных задач психологии науки явля­ется нахождение средств раннего распознавания лю­дей с творческими задатками ученого, методик разви­тия этих способностей, разработка типологий характе­рологических особенностей ученых для оптимальной ориентации научной молодежи на наиболее подходя­щие для них виды научной деятельности.

ФОН НАУКИ— конкретная совокупность социо­культурных факторов (общих ценностей куль­туры, уров­ня развития науки и техники общества, форм социальной коммуникации и т. д.), составляющих инфраструктуру бытия науки, необхо­димое условие ее функционирования как органичес­кой части культуры. Только обращение к исторически-конкретному содержанию культуры позволяет понять бытие науки определенного исторического периода как специфической по содержанию и, вместе с тем, целостной системы (античная наука, средне­вековая наука, английская или французская наука XVII в., модернистская и постмодернистская наука и т. п.). Со­циокультурный фон науки как релевантная для науки часть культуры, выступает посредствующим звеном не только между наукой и социумом, но и между наукой и изучаемыми ею конкретными объектами, которые всегда постига­ются в рамках определенных социальных и культур­ных форм (язык науки, средства научной коммуникации, идеологии науки и т.п.). Важнейшими элементами социокультурного фона конкретной науки выступают, во-первых, другие на­уки, а, во-вторых, философия как форма рациональ­ной репрезентации оснований культуры. Вот почему связь науки с культурой и воздей­ствие последней на науку осуществляется через соци­окультурный фон науки.

ЦЕННОСТИ— значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты) как человеческой дея­тельности в целом (Истина, Добро, Красота, Справедливость, Польза и др.), так и ее различных видов (ценности науки, экономики, морали, политики, искусства, права и т.д.).

ЭТОС НАУКИ— совокупность этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в процессе осуществления ими научной дея­тельности. Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Робертом Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива — универса­лизм, коллективизм, бескорыстность и организован­ный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейт­ральность. Императив универсализма утверждает вне-личностный, объективный характер научного знания. Императив коллективизма говорит о том, что результаты научного исследования являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых или научных коллективов. Импера­тив бескорыстности означает, что главной целью де­ятельности ученых должно быть служение объектив­ной истине, а не достижение личных выгод. Импера­тив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое понимание Истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критически оценивать взгляды своих кол­лег и свои собственные взгляды, если на то имеются основания. Ценность рационализма утвер­ждает, что ученый должен стремиться не просто к истине, а к доказанному знанию. Наконец, императив эмоциональной нейтральности запрещает ученым при решении научных проблем ориентироваться на эмоции, личные симпатии и антипатии. Научный этос — это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же поведение ученых, как правило существенно варьируется по отношению к нормам научного этоса. Однако вне указания ценностей научного этоса, отличить науку от других социальных подсистем оказывается весьма пробле­матично.

Решая современные проблемы науки, научные исследования существенно расширили наше понимание основного состава материи, происхождение Вселенной, эволюцию жизни на Земле, структуру и функции био молекул и многое другое. В то же время, прогресс предоставил непредвиденные возможности, позволяющие нам изменить нашу жизнь, наше будущее и наш мир. Большие преимущества, предлагаемые наукой не должны заставить нас забыть, что эта власть над природой может также иметь негативные последствия.

Это фактор привел к ущербу для природной среды Земли, в виде создания оружия массового уничтожения — напоминая нам, что с властью приходит ответственность, чтобы использовать оружие с умом.

Смысл науки

проблемы науки

В более узком смысле наука относится к системе приобретения знаний, основанной на научном методе, а также к организованной совокупности знаний, полученных в результате таких исследований. Проблема науки в проведении таких исследований.

Области науки обычно классифицируются по двум основным направлениям:

  • естественные, которые изучают природные явления (включая биологическую жизнь);
  • социальные, которые изучают поведение человека и общества.

Основная характеристика этих группировок состоит в том, что они являются эмпирическими науками, что означает, что знание должно основываться на наблюдаемых явлениях и быть проверенным на его достоверность другими исследователями, работающими в тех же условиях.

Актуальные проблемы науки

В XXI веке наука оказалась в сложной ситуации. Сегодня много профессионально подготовленных ученых, больше чем во всех предыдущих поколениях сложенные вместе.

Ученым сейчас необходимо рассмотреть некоторые из наиболее насущных проблем человечества. Например, снабжение продовольствием, здравоохранение, глобальное изменение климата или защита биоразнообразия.

Актуальные проблемы науки состоят в том, что из-за экономической конкуренции нет свободного обмена научных идей, данных и материалов исследований. Напротив крупные исследовательские программы, которые требуют международного сотрудничества, как, например, в физике высоких энергий или большие экологические программы игнорируют чисто национальные исследования. Например, разработка и запуск Большого адронного коллайдера, как главное инженерное достижение 21 века.

В мировом сообществе страны и регионы значительно отличаются по степени научного развития и индустриализации. В настоящее время менее промышленно развитые страны не интегрированы в международном научном сообществе и посвящают очень мало ресурсов для науки и техники на национальной основе. Образованные люди ищут продолжать карьеру в университетах или отраслях в индустриальных центрах мира, которые, с точки зрения наименее развитых стран, представляют собой потерю одного из наиболее ценных ресурсов, срочно необходимых для их развития.

Наука по половому признаку

Проблемой в науке является то, что женщины недопредставлены в научном сообществе, особенно на старших уровнях. В значительной степени женщины также исключены из процесса принятия решений в научно-технической политике, которая часто влияет на их жизнь по-разному в отношении мужчин. Кроме того, большое количество женщин, особенно в менее развитых странах, не имеют возможности принимать участие в практических и социально экономических программах, вытекающих из достижений науки и техники.

Основные проблемы

Основные проблемы науки состоят в том, что в промышленно развитых странах наблюдается некоторое снижение доверия общественности к науке как модели человеческого разума и как основной источник прогресса. Это явление нельзя объяснить просто общественным невежеством или научной неграмотностью. Однако следует указать, что научные эксперты не осуществляют их демократическую ответственность в обеспечении общественного консенсуса при принятии последующих решений, например те, которые касаются технологических рисков.

Общественная научная грамотность должна нивелировать основные проблемы науки именно в целях демократизации процесса принятия решений в области политики науки и техники во всех странах.

Наука направлена на то, чтобы сделать научно генерируемые знания и методы производства более доступными, применимыми, прозрачными и отвечающими потребностям как ученых, так и общественности. Проблемы науки связаны с этическими, правовыми и социальными последствиями исследований, но также зависят от различных действующих субъектов, таких как ученые, политики, педагоги, бизнес, отраслевые новаторы и цивилизованное общество.

Интересное

виды эвтаназии

Морально-правовые и этические аспекты видов эвтаназии

Концепция бренда

Маркетинговый ход в формировании концепции бренда

5 комментариев

Наука сейчас особенно фундаментальная в полном загоне.
Вообще наука, конечно, изменила нашу жизнь.

Похоже, основная проблема современной науки — понять, найти в своих рядах реальных учёных людей.

пишут о трудностях финансирования, но зачем тогда проводить конференции для молодых ученых и для женщин в науке, когда можно собирать на эти конференции
и старых ученых и молодых и женщин лишь бы работы ими сделанные были стоящими

Правовой статус ученого не имеет стержня, оплата его труда требует корректировки, мотива заниматься наукой особо нет……

Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Во-первых, Проблема перспективы науки как социального института Человечества. Реальной является как возможность дальнейшего прогресса нынешней цивилизации, так и ее общая гибель. Человечество может выжить и успешно жить в третьем тысячелетии только в том случае, если будет выработана такая стратегия его развития, которая позволит преодолеть беспрецедентный вызов, бросаемый ему глобальными проблемами современности.

Второй аспект , изменение лидирующего статуса отдельных наук в системе наук в целом. Длительное время в XX веке лидировали физика, затем биология. Но нынешняя цивилизация нуждается в гуманистическом преображении.

Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Новая дисциплина — этика науки — изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. По определению американского социолога науки Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир — это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляет тенденции к технизации. Человек окружит себя предметами техники, они состав­ляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих способностей современного человека также происходит с учетом за­конов окружающей техносреды. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники.

Особое место занимают проблемы этики ученого.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответ­ственностью ученого и его социальной ответственностью.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана, которое сопровождалось выделением огромного количества энергии. Энергия атомного ядра поставила на повестку дня вопрос о своем практическом применении, до того как было понятно ее губительное воздействие на организм человек.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии указывают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются вро денными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.




На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке.

Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводит к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы и не анализируются в их последствиях. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирова­ние которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Этические проблемы касаются и самого субъекта ответственности. Актуальной должна стать практика этической экспертизы. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы.

Этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необ­ходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества ее моральности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответствен­ности за судьбу человечества.

Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным образом, иначе у родившегося не будет души. Клонирование, на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам.

Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Новая дисциплина — этика науки — изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. По определению американского социолога науки Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир — это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляет тенденции к технизации. Человек окружит себя предметами техники, они состав­ляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих способностей современного человека также происходит с учетом за­конов окружающей техносреды. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники.

Особое место занимают проблемы этики ученого.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответ­ственностью ученого и его социальной ответственностью.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана, которое сопровождалось выделением огромного количества энергии. Энергия атомного ядра поставила на повестку дня вопрос о своем практическом применении, до того как было понятно ее губительное воздействие на организм человек.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии указывают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются вро денными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке.

Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводит к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы и не анализируются в их последствиях. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирова­ние которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Этические проблемы касаются и самого субъекта ответственности. Актуальной должна стать практика этической экспертизы. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы.

Этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необ­ходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества ее моральности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответствен­ности за судьбу человечества.

Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным образом, иначе у родившегося не будет души. Клонирование, на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам.

Читайте также: