Признаки государственной службы кратко
Обновлено: 04.07.2024
В России существуют государственные и частные предприятия. Государственная служба регулируется на федеральном уровне соответствующими нормативными актами. В РФ есть множество учреждений, функционирующих на благо страны.
Что такое государственная служба
Государственные служащие осуществляют полномочия не только от имени всей страны, но и от имени органов власти всех уровней. В России данный термин нашёл применение в 90-ые годы прошлого века, когда СССР перестал существовать. Почти десятилетие он менялся, его корректировали в зависимости от ситуации в стране.
Сегодня госслужба – это деятельность по исполнению полномочий:
- страны Российская Федерация в целом;
- органов власти всех уровней;
- всех субъектов федерации;
- лиц, которые занимают должности, определённые Конституцией РФ.
Обратите внимание! Такая служба подразумевает под собой важную для государства деятельность. К тем лицам, которые её ведут, предъявляются особые требования – к возрасту, репутации, образованию.
Виды государственной службы
- общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
- службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.
- гражданскую;
- военную;
- правоохранительную службы.
Военная служба также относится к федеральной, представляет собой исполнение полномочий на воинских должностях. По мере успешного исполнения, таким лицам присваивают воинские звания.
Правоохранительная служба входит в этот же вид. Представляет собой исполнение полномочий в сфере правоохранительной системы. По мере успешного ведения присваиваются классные чины и спецзвания. Например, работники прокуратуры находятся на данном виде госслужбы.
Классификация органов госслужбы
Государственная гражданская служба
Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.
Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.
Государственная военная служба
Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.
Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.
Государственная федеральная служба
Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.
Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.
Государственная правоохранительная служба
Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.
За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:
- система прокуратуры всех уровней;
- МВД;
- система юстиции;
- система правопорядка;
- система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
- служба миграции.
Принципы государственной службы
Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:
- федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
- законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
- равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
- первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
- взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
- единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
- открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
- компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
- невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.
Обратите внимание! Некоторые из приведённых принципов можно разделить ещё раз. Например, принцип компетентности включает в себя принцип постоянства кадров.
Принципы деятельности госслужбы определены в федеральном законодательстве
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Должности на государственной службе
- федерального уровня;
- субъектов страны;
- военные;
- правоохранительные.
Каждый блок должностей может быть разделён на группы, подгруппы и вида. Это необходимо для более точного исполнения функций и возложенных полномочий. Происходит разделение не только по горизонтальной ветви, но и по вертикальной относительно населённых пунктов, регионов и субъектов.
Как попасть на государственную службу
Конституцией РФ гарантирован одинаковый доступ всех граждан к ГС РФ. Когда происходит отбор кандидатов на замещение должности, в первую очередь отмечают профессионализм, репутацию и готовность к исполнению обязанностей.
Существует несколько способов попасть на такую службу. Это:
- назначение;
- зачисление;
- конкурс.
Каждый этап тщательно регулируется на законодательном уровне. Деятельность регулируется посредством заключения контракта. Этот документ аналогичен трудовому договору, в нём прописываются основные принципы деятельности. В нём защищаются права служащего и прописываются его обязанности. Лишить должности или классного чина можно по решению суда, приведя достаточные основания для этого.
К любой должности применяются определённые требования. Как правило, это наличие направленного образования и опыта работы. Например, для поступления на должность, связанную с финансами, у претендента должно быть высшее образование в этой сфере и опыт работы в бухгалтерии или финансовом отделе.
Но опыт работы необходим не всегда, а образование должно быть. Конкретные требования изложены в официальных источниках ведомств, а также в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Чтобы поступить на ГС РФ, необходимо пройти несколько этапов:
Обратите внимание! Результаты прохождения всех этапов рассматриваются в течение одного месяца. После этого кандидату должен быть дан письменный ответ – положительный или отрицательный. Если кандидат не получает должность, ответ должен быть аргументирован. В будущем, он может снова участвовать в конкурсе.
Занять должность государственного служащего может любой гражданин, отвечающий определенным требованиям
Кого не примут на государственную службу
Есть установленный список ограничений, при наличии которого кандидат не будет принят на госслужбу. Это:
Виды государственной гражданской службы
Гражданская работа в рамках ГС РФ представлена в более широком понятии, так как она охватывает федеральные и региональные уровни власти. Существует:
- федеральная – реализуется служащими на территории всей страны. Исполнители имеют одинаковые полномочия, исполняют одинаковые функции, подчиняют федеральным законам;
- по субъектам РФ – реализуется на уровне региональной власти. Исполнители имеют полномочия, действительные только в конкретном регионе, упор происходит на региональное законодательство.
Отдельно можно вынести специальную гражданскую службу. Это комплекс организаций и учреждений, исполняющих определённые функции. Сюда можно отнести таможню, налоговые и дипломатические организации, прочее.
Принципы государственной гражданской службы
Сюда можно отнести:
- права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
- все виды ГГС РФ должны работать вместе;
- все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
- компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
- ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
- открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
- стабильность;
- каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.
Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.
Особенности государственной гражданской службы
В ГГС РФ существуют должности, они подразделяются на:
- руководители;
- советники;
- специалисты;
- лица, обеспечивающие специалистов.
Это вертикальная иерархия должностей. Существует ещё и горизонтальная – высшие должности, главные, ведущие, старшие и младшие.
Должности государственной гражданской службы
Чтобы начать карьеру в ГГС РФ, необходимо отвечать следующим требованиям:
- быть в возрасте старше 18 лет;
- владеть русским языком;
- иметь соответствующее образование;
- иметь опыт работы в данной сфере.
Кандидаты на руководящие должности должны иметь высшне профильное образование и опыт службы на благо государства. Если кандидат начинает свою карьеру с младших должностей, ему достаточно иметь среднее профессиональное образование, и не иметь работы или службы вовсе.
Чтобы получить должность, необходимо выиграть конкурс. Он проводится открыто специальной комиссией. Если кандидат проходит по всем критериям, его принимают на службу. С ним заключается контракт, который, как и трудовой договор, может быть срочным (заключённым на срок от 1 года до 5 лет) или бессрочным.
Но занимать должность ГГС РФ всю жизни нельзя. Законом установлен предельный возраст – 60 лет. По решению Президента, служащий может оставаться на должности до 65 лет, если он занимает федеральную должность – до 70 лет.
Раз в 3 года нужно проходить аттестацию. По её результатам определяют пригодность человека к такой работе. Если результаты неудовлетворительные, наступают негативные последствия. Чтобы получить классный чин и продвижение в должности, нужно сдавать квалификационный экзамен.
Когда служащий поступает на должность, при заполнении анкеты он должен указать сведения о своём собственном имуществе – недвижимости, источниках дополнительного дохода, финансовых обязательствах и имущественного характера. При необходимости, аналогичные данные указываются о ближайших членах семьи – супруге и несовершеннолетних детях. После заключения контракта, нужно будет отчитываться в ежегодных расходах семьи.
Зарплату служащему устанавливает государство. Ежегодно происходит индексация, согласно стажу работы. Например, если человек отслужил от 1 года до 5 лет, он получает ежегодно +10% к окладу, если стаж составляет 5-10 лет, то ежегодно +15% к окладу, 10-15 – +20%, если же он отслужил более 15 лет, то будет иметь прибавку в размере 30%.
Запреты для служащих на гражданской государственной службе
Когда человека принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:
- запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
- нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
- нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
- нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
- категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.
За нарушение этих ограничений, служащего привлекут к ответственности. Его снимут с должности, могут лишить классного чина или спецзвания. При отягчающих обстоятельствах, могут привлечь к уголовной ответственности.
Заключение
Государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.
То есть государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
В определении государственной службы можно выделить следующие аспекты:
- государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;
- в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
- эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
- такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;
- обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.
Общими признаками государственной службы являются:
1) замещение служащими государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.
Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.
К основным задачам государственной службы можно отнести:
- охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
- формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
- обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
- совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
- обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
- создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.
Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.
Государственная служба выполняет следующие функции:
- обеспечительную,т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;
- интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;
- коммуникативную,направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;
- охранительную,которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.
Наряду с функциями права государственная служба выполняет функции государственной администрации, аппарата управления, государственных органов, а, в конечном счете, – функции самого государства, его органов и функции государственных служащих.
Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика.
Методическая основа работы заключается в использовании системного подхода, сравнительного политического анализа и синтеза.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в современных условиях действуют законы, подтвержденные нормативно-правовыми документами, на основании которых государственная служба управляет процессами общества, политики, промышленности и прочих отраслей. Качество и эффективность управления, к сожалению, не на должном уровне развития страны.
Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного использования конституционно-правовых и организационных принципов. Проблема профессиональной компетенции государственных гражданских служащих приобретает особую актуальность для России в современных условиях.
В статье представлены основные теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика.
Ключевые слова: государственная служба, государство, власть, правовой институт, политическая система, законодательство.
Институт государственной службы всегда развивается одновременно с государством. Чем выше уровень развития державы, тем многофункциональнее и сложнее его управляющий аппарат [5, c.131].
Исторически понятие госслужбы прошло трансформацию от служения государю как человеку (личного служения) до службы государству в том смысле, как оно понимается сейчас, и в данной же формации. Изначально существовала только личная служба государю (князю или царю), которая породила особый социальный класс — служилого дворянства [7, c.15].
Важность исследования данной сферы определяется ролью общественных служб как элементов политической системы, обеспечивающих успех социальных преобразований в России, которые проводит власть.
Современные исследователи определяют госслужбу как трудовую деятельность, заключающеюся в практической реализации государственных функций сотрудниками государственных учреждений, подразумевающих обеспечение, в том числе, инновационного развития страны [3, c.142].
Согласно вышеназванному определению, можно выделить следующие характерные признаки государственной службы. Во-первых, это государственная деятельность, так как она осуществляется в органах государственной власти, а также от имени и по поручению государства. Данный признак выделяется в силу того, что в Российской Федерации имеется также институт муниципальной службы, который осуществляется соответственно на муниципальном уровне, и поэтому одним из принципов государственной службы является ее взаимосвязь с муниципальной службой [3, c.143].
В-четвертых, государственная служба — это публичная служба. Данная деятельность осуществляется открыто, гласно, она имеет официальный характер. Данный признак подчеркивается таким принципом, как открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих [4, c.27]. Доказательством этому может служить, например, тот момент, что практически все органы власти имеют официальные Интернет-ресурсы, на которых освещается их деятельность, в частности, опубликовываются принятые ими нормативно-правовые акты, отчеты об их деятельности. Также каждый гражданин может обратиться в органы управления с предложением или жалобой, не только непосредственно придя в данный орган, но и посредством телефонной связи, а также воспользовавшись услугами почтовой связи, в том числе и электронной почтой.
В-пятых, государственная служба осуществляется только в государственном органе и только на должности, включенной в реестр должностей государственной службы. В каждом органе государственной власти имеется свой штатный список, но в него включены не только лица, непосредственно исполняющие обязанности государственных служащих, а также лица обслуживающего персонала. К ним относятся технический персонал, водители, лица из числа работников охранных предприятий, а также иные. Данные работники не относятся к государственным служащим, однако, их наличие в органе государственной власти также необходимо для поддержания организационного порядка. Также не относятся к государственным служащим лица, работающие в бюджетном государственном учреждении или организации. Это, например, воспитатели дошкольных учреждений, учителя общеобразовательных школ, а также преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, врачи медицинских учреждений и так далее.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская Федерация, государственная власть, лицо, Россия, служащий, государственный орган, муниципальная служба, основная задача, политическая система.
Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т.д.).
Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией. Каждый государственный орган имеет свои структурные особенности.
В отличие от других организаций государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они могут принимать нормативные правовые акты, а также осуществлять правоприменительную, правоохранительную, административно-юрисдикционную деятельность.
1) Российской Федерации и ее субъектов;
2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов) и органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);
3) лиц, замещающих так называемые политические государственные должности, т.е. лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Указанные государственные должности устанавливаются, во-первых, Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.), а во-вторых, конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-служебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Относительную сложность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения.
Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе — законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.
Государственная служба в Российской Федерации регулируется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область принимает собственный закон о государственной службе. Правовыми источниками государственной службы являются также правовые нормы различных отраслей права, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах.
Нормативными правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса осуществления служащими компетенции государственных органов), являются следующие.
Конституция Российской Федерации.
Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера.
Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации.
Указы и распоряжения Президента РФ, например Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237; Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885; Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113; Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112.
Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы, например Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 346; Анкета гражданина Российской Федерации, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р; Перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 900.
Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами), например Служебный распорядок центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2005 г. № 306; Служебный распорядок Федеральной службы государственной статистики, утвержденный приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 сентября 2005 г. № 149; Служебный распорядок Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 26 апреля 2005 г. № 05-60/пз; Инструкция об организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 9 июня 2004 г. № 174; Инструкция о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 2 сентября 2005 г. № 717.
По государственно-служебным вопросам стала появляться также судебная практика судов общей юрисдикции, например по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности.
Она будет идти по некоторым важным направлениям, например: совершенствование законодательства о правоохранительной службе, конкретизация многих институтов государственной службы, упрочение законности деятельности государственных служащих и установление административных процедур реализации ими своих полномочий.
Читайте также: