Неоклассицизм в живописи это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Почему так произошло с неоклассицизмом? Возможно, это связано с поздним приходом классицистических веяний в Россию. Классицизм начал развиваться в Российской империи во второй половине XVIII столетия, когда во Франции уже царствовало изящное рококо, сменившееся неоклассицистическим трендом. В результате, так называемый русский классицизм соответствует по времени европейскому неоклассицизму, и, с точки зрения мирового искусствоведения, является его частью. Но в России установилась традиция называть этот период просто классицизмом, что было отчасти перенесено и на европейское искусство.

А неоклассицистами в России стали именовать художников последней трети XIX и начала XX веков, которые работали с опорой на античные традиции — например, неоидеалистов. Кстати, похожий подход наблюдается и в Германии, где национальные живописцы-классицисты тоже появились сравнительно поздно.

Вот так и возникла терминологическая путаница. Попытки её устранить, разумеется, были, но пока разночтения сохраняются. Что делать? Возможно, по отношению к концу XIX и XX столетиям лучше использовать другой термин — неоклассика. Ну и просто учитывать сосуществование двух подходов и уточнять, что именно имеется в виду.

Вторая волна классицизма в Европе

Итак, давайте обратимся к так называемой второй волне классицистической эстетики, нахлынувшей на Европу в конце XVIII столетия. Первую к середине XVIII века сменила рокайльная живопись — утончённая, изящная, витиеватая и легковесная. Но уже в 1760-х годах начинается критика рококо. Намечается возврат к строгости форм и драматичности содержания.

Параллельно, благодаря раскопкам в Помпеях и Геркулануме, ярко вспыхивает интерес к античности. Живописцы знакомятся с фресками и другими образцами древнего искусства.

В этом, пожалуй, главное отличие неоклассицистов от предшественников. Если художники-классицисты опирались на наследие Возрождения, то живописцы второй волны обращались за вдохновением, как и мастера Ренессанса, к первоисточнику.

Следует отметить и влияние Просвещения: философы проповедовали рационализм, призывали к опоре на разум, стремились к познанию мира, изучению законов природы. Эта философская платформа стала базисом и для неоклассицистов.

Вот так и рождается новое эстетическое направление, в рамках которого возникло несколько подстилей. Так, например, выделяется стиль Людовика XVI, которому свойственны некоторые переходно-эклектические черты: своеобразный рокайльный классицизм.

Многие исследователи относят к таким подстилям и помпезный ампир. Кроме того, у живописцев-неоклассицистов сильно проявлялись национальные особенности, придающие своеобразие их работам.

Характерные черты неоклассицизма в живописи:

  • стремление к строгости и сдержанности;
  • отказ от барочно-рокайльной затейливости;
  • чёткость линий, скульптурность форм на полотнах;
  • требование к гладкости в технике: зритель не должен видеть мазки кисти;
  • воспевание вечных ценностей, самопожертвования, героизма;
  • величественность и аристократичность (патрицианство) образов;
  • драматизм и эпичность сюжетов;
  • большой интерес к истории.

Неоклассицизм дает мощный толчок к развитию исторического и портретного жанров. Мастера-неоклассицисты, как и их предшественники, часто обращаются к сюжетам античной истории и мифологии. Но появилось и нечто инновационное: интерес к национальным легендам и эпосам. Портреты приобретают строгую величественность: художники стремились отобразить внутреннюю силу человека.

Следует заметить, что при схожести принципов двух волн они всё-таки не тождественны. Неоклассицизм более реалистичен, порой — более резок и суров. Не обошлось даже без некоторого влияния барокко, несмотря на всю антагонистичность направлений. Это влияние проявилось в драматизации живописи, внесения в неё мощной барочной динамики, чего не было на спокойных картинах мастеров-класицистов первой волны.

Драматический эффект на многих неоклассицистических полотнах достигается за счёт использования контрастов света и тени, как у караваджистов. Например, творчеством Караваджо восхищался Жак-Луи Давид, и это нашло отражение при формировании индивидуальной манеры живописца.

Знаменитые мастера неоклассицизма

У истоков второй волны стоял Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs), призывавший отказаться от эстетики рококо и вернуться к строгим идеалам. Интересно, что в его творчестве заметно влияние барокко: в подаче светотеневых контрастов, парадности портретов.

С другой стороны, для Менгса характера точная передача индивидуальности человека, реалистичность.

Демонстрируют переход от рококо к неоклассицистической эстетике картины Жозефа-Мари Вьена (Joseph-Marie Vien), учителя Жак-Луи Давида.

А в творчестве его ученика новый стиль достиг своего крещендо. При этом, что интересно, творчество Давида не было однородным. В нём удивительным образом сочетаются барочные, классицистические и романтические черты.

Наиболее классицистично-сдержаны и при этом театрально-выразительны работы Давида 1780-1800 годов.

Также в этом стиле творили:

  • Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson), наметивший переход к романтизму; (Auguste Dominique Ingres) — впрочем, его, скорее, следует отнести к академистам; — австрийская художница, одна из основательниц Королевской Академии художеств в Лондоне;
  • Джон Вандерлин (John Vanderlyn), привёзший новые тенденции из Парижа в Америку.

Но постепенно зритель устал от несколько жёсткого неоклассицистического творчества: наступала эра романтизма. Новые тенденции проявились и в живописи известных представителей эпохи — например, Жак-Луи Давида. Тем не менее, римско-греческим идеалам суждено было ещё не раз возвращаться на полотна, хотя уже с куда меньшим размахом.

Неоклассика

Как уже говорилось, в конце XIX и начале XX веков ряд живописцев вновь обращается в античному наследию.

Как называть эти веяния — неоклассицизмом или неоклассикой — вопрос терминологии и, пожалуй, он второстепенен. Гораздо важнее понимание: откуда эти вспышки интереса к древним традициям на пороге современного искусства?

Кого можно отнести к неоклассицистам позднего периода?

Популярны ли на современных аукционах такие работы? Разумеется, причём по двум причинам. Во-первых, картины XVIII-XIX веков обладают высокой инвестиционной ценностью, даже если принадлежат художникам второго-третьего эшелонов (ставки на сайте VeryImportantLot начинаются от нескольких тысяч евро). Известные полотна оцениваются в миллионы. Во-вторых, эти работы привлекают эстетов великолепной техникой, чёткостью форм и линий, величественностью тем и красотой образов. Такую картину хочется купить на аукционе для личной коллекции и украшения классического интерьера.


Новое творческое направление в живописи второй половины XVIII, и начала XIX столетия - неоклассицизм пришел на смену парадного стиля рококо. В его основе лежат классические традиции античной живописи и художественного творчества эпохи Возрождения. Неоклассицизм условно состоит из двух периодов:

  1. раннего с 1760 по 1780 год,
  2. среднего и позднего с 1780 по 1830 годы.

Самые сильные проявления стиля отмечены в Британии, Франции, Германии и России. Яркий представитель художников этого периода - Жан-Луи Давид, Антонио Рафаэль Менгс.



Чем отличается

Новый стиль был противовесом излишеств существующих стилей барокко и рококо. Картины, написанные в стиле неоклассицизма, выглядели правдивее и натуральнее. Новый художественный стиль базировался на главных принципах:

1. Изображение людей, взятых из античной живописи или мифологии. Соблюдение точности в изображении костюма и историческую достоверность сюжета.

2. Соблюдение точных пропорций в изображении фигур и предметов, они идеальны.

3. Отсутствие излишеств в написании окружающего интерьера.

4. Линейное построение композиции и динамическое развитие сюжетной линии.

5. Использование сдержанных, более светлых оттенков цвета: голубой, золотистый, бежевый, нежно-зеленый. Использование света и тени для усиления драматического эффекта.

6. Легкость и изящество образов.

Неоклассицизм развивался во времена просвещения, в холстах мастеров этого периода просматривается рациональность, умеренность и академизм, а не чувственность и эмоциональность.

Ранний неоклассицизм

Датируется периодом от 1760 до 1780 года. Формировался на основе лучших традиций классической живописи. Толчком для создания нового направления стало обнаружение и подробное изучение художественного наследия древнегреческого и древнеримского периода. Раскопки городов Геркуланум, произведенные в 1738 году, и города Помпеи, произведенные в 1748 году, раньше пострадавших от природных бедствий, могли представить только архитектурные и скульптурные образцы. Наиболее важным и влиятельным документом на развитие нового направления стала работа немецкого археолога Винкельмана, издавшего книгу "Древности Геркуланума", и агитирующего к "подражанию древним".

Основными темами для художественных работ были библейские классические сюжеты и мифология, портретная живопись. Лица на полотнах приобретают внутреннюю силу.

Наиболее известные холсты раннего периода "Не тронь меня", "Сибилла", "Иоанн Креститель в пустыне" Антонио Рафаэля Менгса, "Греческая женщина в ванной" Жозеф-Мари Вьен и картина его ученика Жака-Луи Давида "Смерть Марата".

Поздний период

Выделяют с 1780 по 1830 годы. В сюжетах проявляется больше сдержанности и выразительности. Отличительная особенность художественных полотен позднего периода - высокая техника, четкость форм, красота образов. Главный живописец неоклассицист Жак-Луи Давид, который брал свои сюжеты в древнеримской истории и культуре. А также: Анн-Луи Жироде-Триозон, ушедший в романтизм, Жан Огюст Доминик Эгр с академическим стилем письма, Ангелика Кауфман - австрийская художница, основавшая Лондонскую Королевскую академию художеств.

Неоклассицизм в России

Развивался самостоятельно . Без какого-либо воздействия или влияния со стороны. Это период начала XX столетия, в отличие от западных стран. Главной целью русского течения было возрождение понятий красоты и совершенства в живописных произведениях. Необходимо было убрать беспорядок, причиненный новым авангардистским движением. Неоклассицизм имел небольшое распространение в русском искусстве. Отчасти это было связано с революционными событиями и хаосом, творившимся в стране. Главными представителями русского неоклассицизма стали Александр Бенуа, мастера из общества художников передвижных выставок. К новому стилю относят работы Александра Бенуа, поздние холсты Валентина Серова, Михаила Врубеля. Еще картины "Портрет жены художник" В. Шухаева, "Скрипач" А. Яковлева.

Неоклассицизм — течение в архитектуре и изобразительном искусстве конца ХІХ – начала ХХ веков, которое возродило интерес ясной пластической форме, к достоянию античности и Ренессанса.

Прощание Телемаха и Эвхариды, Жак Луи Давид

Неоклассицизм в различной степени относится к искусству таких мастеров к.XIX – пер. пол. XX веков, как: скульпторы Э. А. Бурдель и А. Майоль во Франции, К. Миллес в Швеции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, А. Т. Матвеев, Конёнков С. Т., С. Д. Меркуров в России, И. Мештрович в Югославии, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции.

Балерина Анна Павлова, А.Е.Яковлев

Художники неоклассицизма

В изобразительном искусстве неоклассицизм показался в искусстве мастеров, которые объединили в 1904 году в группу Новое общество художников (А. Ф. Гауш, Б. М. Кустодиев, И. А. Фомин, К. Ф. Богаевский, В. А. Щуко, П. И. Нерадовский, Д. Н. Кардовский). В направлении неоклассицизма создавали свои творения Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев и А. Е. Яковлев, к этому стилю близки скульптурные композиции А. Т. Матвеева и С. Т. Конёнкова, картины К. С. Петрова-Водкина и их строгая пластика.

Неоклассицизм в России используется для обозначения течений в искусстве конца 19 – начала 20 веков. Европейская неоклассика сформировалась во второй половине 19 века во Франции, Англии, Италии. Термин применяют также для определения классического искусства 18 – 19 веков в Европе, при этом, классицизмом принято называть искусство 17 – 18 века.

История

Основа для формирования неоклассики:

картины в стиле неокласицизма

  1. Культура античности.
  2. Стандарты Возрождения.
  3. Наследие художников-классиков.
  4. Формирование неоклассики частично происходило под влиянием рококо и барокко – художники почерпнули манеру передачи объектов. Влияние барокко отслеживание в манере передачи цветов, динамичности изображений, драматичности передачи сюжета.

Поскольку именно классика стала основой для формирования стиля, рассмотрим ее эволюцию и особенности:

Ранний период (1750 – 1780)

Стимулом для развития стиля стали научные исследования памятников древности в 18 веке. Серия знаменательных археологических открытий — раскопки погребенных римских городов Геркуланум и Помпеи – вызвали всплеск интереса к римскому искусству. Неоклассическая живопись основана на античных идеалах красоты и искусства, стандартах, основанных художниками-классиками 18 века. Поскольку во время исследования Помпей и Геракуланума найти картины, репрезентативные для эпохи античности, не удалось, живопись в неоклассическом стиле основана на архитектурных и скульптурных образцах. Картины Николо Пуссена стали примером для представителей классической живописи. Основные темы работ художников-классиков – библейские и мифологические сюжеты.

Поздний период (конец 18 – начало 19 века)

Строгая школа неоклассической живописи сформировалась во Франции в 1780-е годы под руководством Жака-Луи Давида. В связи с началом Французской революции – Жак-Луи Давид и другие художники стали заимствовать сюжеты из римской республиканской истории и искусства. Наибольшими ценностями были простота, строгость, стоицизм, проставление личности героя. Эти темы были центральными в условиях французской борьбы за свободу.

картины в стиле неокласицизма

Картины классического образца – основа для развития неоклассики. Античность периода архаики стала одним из основных направлений интереса художников-неоклассиков.

Зарождение неоклассицизма ощущается в творчестве прерафаэлитов (середина 19 века). Если рассматривать в качестве образцов этого стиля картины конца 19 – начала 20 века, то течение прерафаэлитов можно считать источником развития. Появлению неоклассики конца 19 века способствовали немецкие неоидеалисты – течение появилось в 1870-х годах и на передний план ставило четкость построения композиции, идейность, монументальность произведений живописи.

Неоклассицизм распространил влияние на импрессионизм, поскольку эти направления искусства в качестве эстетического идеала рассматривали культуру античности и Ренессанса.

Ключевые идеи

неоклаицизм, стили живописи

  1. Неоклассическая школа живописи придает большое значение исторической точности костюмов, сюжета. В передаче изображения костюма художники ориентировались на стандарты древнего Рима и Греции.
  2. Неоклассицизм базируется на строгой линейной конструкции в изображении персонажей или объектов.
  3. Основные темы сюжетов – античность, мифы, подвиги героев древней Греции и Рима.
  4. Картины характеризуются использованим натуральных цветов и оттенков.
  5. Динамические сюжеты, наполненные драматизмом.
  6. Неоклассика стала способом популяризации эпоса страны, из которой родом художник.
  7. Идеальность образов: люди и предметы, изображенные на полотне, не имеют изъянов или недостатков.
  8. Идейность неоклассики, как направления в искусстве.
  9. Формализации живописи.
  10. Живописцы стремились очистить образы на картине от исторического содержания – образы существуют в изоляции от реалий времени.

В 1904 году неоклассики создали Новое общество художников, в которое входили Д.Кардовский, В.Щуко, К.Богаевский, А.Гауш, Б.Кустодиев, И.Фомин. Картины художников характеризуются строгой пластичностью, каноничностью, реалистичностью образов.

Представители направления также: З.Серебрякова, А.Яковлев в России, М.Дени, П.Пюви де Шаванн во Франции, Ф.Ходлер в Швейцарии.

картины, неокласицизм

Появление неоклассики вызвало волну реакции со стороны мастеров футуризма, кубизма и других направлений искусства авангарда начала 20 века. Многие связывали этот стиль с фашистским режимом: арсенал живописных средств стиля был призван возвышать образ идеального человека, что вписывалось в доктрину фашизма.

Жак-Луи-Давид. Смерть Марата. Стиль картины - Неоклассицизм.

Жак-Луи-Давид. "Смерть Марата"

Особенности и черты неоклассицизма

В противовес легкомысленному и чувственному рококо художники, такие как Жан-Оноре Фрагонар и Франсуа Буше, считали, что живопись должна быть реалистичной и строгой. Неоклассизим проповедует рациональность, умеренность и академичность, а не чувственность и эмоциональность.

В неоклассицизме художники, такие как Жак-Луи Давид, предпочитают реалистичную форму, четкую прорисовку деталей и правдоподобную передачу света и тени. Поверхность картины должна выглядеть идеально гладкой, никаких мазков не должны быть видны глазу зрителя.

Франция была на грани первой революции в 1789 году, и художники своим творчеством хотели призвать общество к разумности и сдержанности. Государственность, долг гражданина перед обществом и страной, величие республиканского Рима – вот сюжеты, которые нашли отражение в работах многих художников того времени.

Ангелика Кауфман,

Ангелика Кауфман, "Венера уговаривает Елену любить Париса"

Неоклассицизм был дитем века разума (Просвещения), когда философы считали, что мы будем в состоянии контролировать наши судьбы изучая и следуя законам природы. Таким образом, неоклассицизм продолжил связь с классической традицией, потому что это означало умеренность и рациональное мышление, но в новой и более политизированной манере. (“Нео” означает “новый”, а в случае искусства, это означает уже существующий стиль, но со своими особенностями и индивидуальными чертами.) Для неоклассицизма характерны ясность форм, сдержанные цвета, ограниченное пространство, сильные горизонтали и вертикали и классическая тема для композиции.

Но искусство не монолитно и на смену некогда популярным и актуальным течениям приходят новые, олицетворением которых являются молодые и бескомпромиссные художники. В середине 19 века против закостенелости академической живописи взбунтовалось молодое поколение художников, называемых в России передвижниками. В других странах Европы тоже были свои протестные движения.

В начале 20 века неоклассицизм стал сдерживать дальнейшее развития искусства, не считая нужным считаться с такими новыми течениями как сюрреализм и импрессионизм. Многие художники пытались совместить в своих работах классические приемы академической живописи и мотивы сюрреализма. В итоге в 20-х годах неоклассицизм утратил свою актуальность и популярность, уступив место новым прогрессивным художественным течениям.

Знамениые картины в стиле неоклассицизма

Антон Рафаэль Менгс и его картина Иоанн Креститель в пустыне

Антон Рафаэль Менгс и его картина Иоанн Креститель в пустыне

Жан Огюст Доминик Энгр и его картина "Большая одалиска"

Жан Огюст Доминик Энгр и его картина

Анн-Луи Жироде-Триозон и ее работа "Потоп"

Читайте также: