Айседора дункан биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Айседора Дункан (1878 – 1927) – американская танцовщица, родилась в Сан-Франциско.

В биографии Айседоры Дункан был получен большой успех, когда она впервые создала танцы, основанные на греческом классическом искусстве. В Будапеште (1903), Берлине (1904), Лондоне и Нью-Йорке (1908) она имела невероятный успех. Новатор, первооткрыватель, освобождаясь от сковывающих движений, она была поглощена драмой античной Греции.

Айседора танцевала босой под музыку, что часто не подходило под формат танца на тот момент. Ее костюмы, изображающие греческие блузки, часто дополнялись разноцветными шарфами, перекинутыми через плечи.

За всю биографию Айседоры Дункан были открыты школы танца в Берлине, Париже, Москве, Лондоне. Смелая, активная личность, Айседора оказала колоссальное влияние на развитие современного танца. Недолго, с 1922 по 1923 год, она была замужем за поэтом Сергеем Есениным. В 1927 году был дан последний в биографии Дункан концерт в Париже. Она умерла от того, что ее шарф запутался в колесе машины, когда он ездила по Ницце.









Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

[isadora1web.jpg.w560h746]

Файл:Isadora Duncan 2.jpg

File:Isadora Duncan 3.jpg

File:Isadora Duncan ggbain 05654.jpg

File:Isadora Duncan portrait.jpg

Между 1906–1912

File:Isadora Duncan.jpg



To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. . My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

File:Isadora Duncan 1903.jpg

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

Photo by Raymond Duncan, 1904 Greece, with permission from The Isadora Duncan Foundation

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

isadora duncan, exposition, parcours, biographie, musée bourdelle, paris, sculpture, photographie, photos, danse, chorégraphie, nature, rodin, école de bellevue, féminisme


isadora duncan, exposition, parcours, biographie, musée bourdelle, paris, sculpture, photographie, photos, danse, chorégraphie, nature, rodin, école de bellevue, féminisme


Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )


В Венеции, 1903 г.


Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:


CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."


1913 г.


Файл:Есенин и Дункан..jpg

С. Есенин и А. Дункан, ок. 1922 г.

File:Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма.jpg

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта Сергея Есенина.

Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.

Айседора Дункан с сестрой

Айседора Дункан с сестрой

Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.

Танцы

Айседора Дункан в детстве

Айседора Дункан в детстве

В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.

Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.

Айседора Дункан в молодости

Айседора Дункан в молодости

Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.

Танец Айседоры Дункан

Танец Айседоры Дункан

Танцующая Айседора Дункан

Танцующая Айседора Дункан

В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.

Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.

Личная жизнь

Дункан родила двух детей вне брака - дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.

Айседора Дункан с детьми

Айседора Дункан с детьми

После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.

Айседора Дункан и Романо Романелли

Айседора Дункан и Романо Романелли

После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Айседора Дункан и Сергей Есенин

В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.

После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.

Айседора Дункан и Мерседес де Акоста

Айседора Дункан и Мерседес де Акоста

Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:

Смерть

В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.

Смерть Айседоры Дункан

Шарф и колесо автомобиля - причина смерти Айседоры Дункан

Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля. Дункан погибла мгновенно. Тело было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.


Айседора Дункан - одна из самых известных танцовщиц рубежа XIX-XX веков. Но в России ее знают как жену поэта Есенина. И хотя Айседора была любимицей публики, ее жизни сложно назвать счастливой. Но танцовщица никогда не унывала, отдавая все свои силы любимому из искусств. Ее жизненный путь - это череда бедности, потерь, любви и трагедий, но она стойко переносила все выпавшие на ее долю трудности. Расскажем в этой статье подробнее о биографии и личной жизни Айседоры Дункан. Фото известной танцовщицы вы также сможете увидеть ниже.

Семья и раннее детство

Примечательно, что сама танцовщица была фаталисткой и верила, что ее судьба изначально предрешена. Она с вниманием относилась к всевозможным суевериям и пророчествам, которые нередко сбывались. Череда лишений и бедность - это то, что кратко может охарактеризовать раннюю биографию Айседоры Дункан. Жизнь ее в те времена была довольно трудной. Будущая танцовщица родилась в 1877 году в городе Сан-Франциско. Ее отец был банкиром, но богатство это его семье не принесло. Вскоре после рождения дочери он сбежал со всеми деньгами своих вкладчиков в неизвестном направлении. Мать была вынуждена воспитывать маленькую Айседору, двух старших братьев и сестру самостоятельно. Но перед тяготами жизни женщина не сдалась, упорно работая, чтобы поставить своих детей на ноги. Она не только хотела прокормить и одеть их, но и оплатить им образование.

Молодая Айседора

Сама же Айседора была подвижным и живым ребенком, которому сложно было усидеть на месте. Она начала танцевать еще в 2 года. А когда ей исполнилось 6 лет, маленькая девочка открыла импровизированную танцевальную школу, куда приглашала всех соседских детей. Все движения, которым она их учила, Айседора придумывала самостоятельно. С 12 лет девочка начала брать деньги за свои уроки, чтобы помогать матери. А вот с учебой у нее дела обстояли хуже. В 13 лет она и вовсе бросила школу, чтобы посвятить все свое время изучению танцев, музыки и других искусств.

Любовь к танцу

В 1895 году вместе с семьей она переезжает в Чикаго, где начинает полноценно выступать перед публикой. Но и успех не пришел к ней сразу. В те времена популярностью пользовались балерины. Но балету Айседора никогда не училась, потому что у ее семьи не было денег на пуанты. Впоследствии она говорила, что не любит его, потому что в нем нет души. По ее мнению, балет - это череда заученных механических движений, в которых нет жизни и страсти. Сама же Айседора почти всегда танцевала босиком. Сначала зрители скептически относились к подобным новшествам, но затем это стало ее изюминкой.

Выступая, она вдохновлялась античным искусством. Поэтому выходила танцевать в легкой тунике на голое тело. Волосы она всегда распускала, а движения ее были хаотичными и простыми. Но ее чувственность полюбилась публике, и девушку стали называть "экзотической диковинкой".

Ниже вы можете увидеть фото Айседоры Дункан, биография которой приводится в этой статье.

Танцевальная грация

Первые успехи

Гастроли в Европе и признание

Описывая биографию Айсеоды Дункан, нельзя не упомянуть и о ее путешествии в Грецию. Состоялось оно в 1903 году. Танцовщица всегда увлекалась античной культурой, поэтому и мечтала побывать в этой стране. В Греции она на собственные средства инициировала строительство храма, где должны были проводиться танцевальные занятия. Примечательно, что он существует до сих пор. Сама Айседора часто выступала в этом храме. На сцене ее окружал хор мальчиков до 10 лет, которых она отбирала собственноручно. С ними же она и отправилась на свои европейские гастроли. Дункан выступала в Лондоне и Париже, Вене и Берлине.

Айседора Дункан

Получив должное признание, Айседора решила осесть в Германии, где купила для себя и своей семьи виллу. А в 1904 году она основала неподалеку от Берлина школу танцев для девочек, где сама преподавала им основы своего оригинального танца.

Концерты в России

Биография Айседоры Дункан тесно связана с Россией. Танцовщица впервые посетила ее еще в конце 1904 году, когда приехала в Санкт-Петербург и Москву на гастроли. Она провела здесь несколько месяцев и даже успела познакомиться со Станиславским. С новыми гастролями танцовщица вернулась в Россию только в 1913 году. В Санкт-Петербурге и Москве у нее было огромное количество поклонников и почитателей, в том числе и из состоятельных семей. Некоторые из них последовали ее примеру и тоже открыли свои школы, где обучали детей пластическому танцу, который придумала Айседора.

Яркие романы

Биография и личная жизнь Айседоры Дункан тесно связаны между собой. Исполняя чувственные танцы в откровенных нарядах, она всегда была любимицей мужчин. Но Айседора не спешила заводить с ними бурные романы. До 25 лет она отвергала всех своих поклонников, считая, что должна посвятить свою жизнь искусству, а не плотским утехам. Но еще в Чикаго она влюбилась польского художника, который был старше ее в 2 раза. Ему было 45 лет. Мужчина обещал жениться на ней, но впоследствии выяснилось, что в Польше у него уже есть жена. Именно после этого Айседора поспешила покинуть США и отправилась покорять Европу.

В Париже Айседора встретила малоизвестного актера Оскара Бережи, в которого сразу влюбилась. Но их роман продлился недолго, потому что мужчине надоело быть тенью своей популярной возлюбленной.

В Берлине Айседора познакомилась с режиссером Гордоном Крэгом. Их отношения продолжались в течение нескольких лет, и они даже жили вместе. Дункан родила от него свою первую дочь, но мужчина так и не решился жениться на известной танцовщице. Вскоре он и вовсе ушел от нее к своей бывшей любовнице.

Дункан и Зингер

Айседора тяжело переживала этот разрыв, с головой уйдя в работу. Ее следующему возлюбленному пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее сердце. Миллионер Пэрис Зингер был готов потратить огромные средства, чтобы расположить ее. Он присылал ей меха и бриллианты, огромные букеты, пока Айседора не сдалась. Вместе они прожили несколько лет, и танцовщица даже родила мужчине сына. Но их отношения быстро развалились из-за ревности Зингера. Он хотел, что Айседора оставила сцену, а она без нее не представляла своей жизни.

Трагическая гибель детей

Биография Айседоры Дункан наполнена множеством трагических событий, но главным из них стала гибель всех ее детей. Танцовщица очень любила своих сына и дочь и нередко задумывалась о том, чтобы оставить сцену ради их воспитания. Но никак не могла решиться, хотя и была к ним сильно привязана.

Айседора и ее дочь

А Айседора решила усыновить нескольких своих учениц-сирот, которым преподавала танцы в школе.

Айседора Дункан и Есенин

Биография танцовщицы не была бы полной без описания ее яркого романа с советским поэтом Есениным. С ним она познакомилась в октябре 1921-го. В этом же году она переехала на постоянное место жительства в СССР. Сюда ее пригласил Луначарский, который обещал проспонсировать ей открытие собственной школы. Айседора была увлечена идеалами коммунизма и мечтала о том, чтобы построить новый мир, поэтому с радостью согласилась.

Вместе с Есениным

Их роман с Есениным развивался бурно. Они с трудом понимали друг друга, потому что Айседора не говорила на русском, а Есенин не мог и двух слов связать на английском. Но это не помешало им пожениться в 1922 году. Не смущала их и разница в возрасте: Айседора была старше своего новоиспеченного супруга на 18 лет.

Расставание с поэтом

Трагическая смерть Айседоры Дункан

И биография танцовщицы заканчивается на трагичной ноте. Она погибла всего через 2 года после смерти Есенина в Ницце из-за нелепой случайности. Айседора решила проехаться на своем спортивном автомобиле вместе со своим водителем. Свою шею она обмотала ярким красным шарфом, конец которого оказался на земле. Когда танцовщица нажала на педаль газа, его зажевало колесо автомобиля. Водитель тут же остановил машину и попытался помочь женщине, но было уже поздно. На момент смерти ей было всего 50 лет.

Вклад в культуру

Последние годы

И хотя в России танцовщица знаменита только из-за своего романа с Есениным, она оказала огромное влияние на танцевальное искусство Европы и США. Но сама Дункан мечтала о том, чтобы изменить саму природу человека. Она хотела, чтобы он смог стать по-настоящему свободным от строгого этике и манер. А танец должен быть стать естественным делом. Она не любила строгий балет, который был популярен в то время. Все ее телодвижения были очень простыми, но чувственными. Ее влияние и популярности были так высоки, что она повлияла и на нелюбимый ей балет. Со временем балерины стали свободнее двигаться, подражая Айседоре. Дункан также активно выступала за эмансипацию женщин, считая, что они должны иметь равные права с мужчинами.

В этой статье мы подробно рассмотрели биографию Айседоры Дункан, личную жизнь и смерть танцовщицы. Жизнь ее была наполнена массой трагичный моментов, но это не помешало ей стать одной из знаковых артисток своего времени.

Читайте также: