Концепция личности братуся кратко

Обновлено: 04.07.2024

1 уровень – Эгоцентрический .
Определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе – как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, в зависимости от того помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает – хороший, не помогает, препятствует, затрудняет – плохой, враг.
2 уровень – Группоцентрический .
Идентифицирует себя с группой, отношение к другим зависит от того, входят ли они в эту группу или нет.
Группа: семья, нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности, достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если не входит, то эти чувства могут на него не распространятся.
3 уровень – Просоциальный (гуманистический).
За каждым человеком, пусть даже не входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство в отношении его прав, свобод и обязанностей.
Просоциальный уровень характеризуется устремленностью к достижению результатов, которые принесут благо не только ему, но и другим, незнакомым, дальним, обществу, человечеству вцелом. С 3го уровня можно говорить о нравственности (на 1, 2-ом лишь о морали – эгоцентрической или групповой, корпоративной).
4 уровень – Духовный (эсхатологический).
Человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Это уровень в рамках которого решаются субъективные отношения с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.
В христианской традиции субъект приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, но и особую сакральную, божественную ценность.
Братусь сравнивает нравственные различия человека русской культуры, человека советского и западноевропейского.
Русская культура
Стремилась к образованию и реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня как главного, определяющего его облик. Любое дело, что бы быть признанным благим, нужным, должно быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Все остальные деяния, пусть и приносящие пользу рассматривались как зло.
Советская культура
Формировала группоцентрический тип личности. Главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все вокруг – враги, против которых возможны любые средства борьбы. Всё было направлено к такой, по сути дела, донравственной позиции.
Западная культура
Носила в себе просоциальную гуманистическую ориентацию. Стремление нести благо всем людям, человечеству вцелом.
Перестроечный тип личности
Характеризуется переходным потребностно-мотивационным состоянием. Человек в подобном состоянии может сказать ещё о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему потребно. У него нет образа целого. Перебирает зашифрованные в бытии символы, но не знает, какой ему подойдёт.
Помимо намеченной вертикали души, существует шкала степеней присвоенности тех или иных смысловых содержаний и мотивационных устремлений.
Одно и то же внутреннее смысловое побуждение или его внутреннее проявление, деяние, поступок могут иметь разное внутреннее обоснование и душевный резонанс в зависимости от того, являются ли они сугубо ситуационно обусловленными или есть следствие выстраданных и сознательно исповедуемых личностью ценностей.

Одной из наиболее теоретически и эмпирически обоснованных моделей структуры личности на сегодняшний день представляется модель, предложенная Б. С. Братусем (род. 1945).


Б. С. Братусь выделяет следующие уровни психического аппарата личности.

Развитие, с точки зрения Б. С. Братуся, — это прежде всего смысловое развитие, т. е. нравственно-ценностное. Это постоянная борьба за очищение в себе образа человека. В процессе развития прежние уровни не уничтожаются, а преобразуются. Для развития ведущим является процесс самоосуществления, означающего приобщение к родовой сущности, обретение полноты своего существования как человека.

В концепции Братуся к жизненной задаче личности относится поиск смысла жизни через деятельность. Главное — не цель деятельности, а ее нравственная оценка.

В целом, концепцию Б. С. Братуся можно отнести к нравственно-духовным концепциям личности.

В последние десятилетия отмечается яркий, стойкий интерес отечественной психологии к духовным аспектам человеческого существования, который проявился и в концепции Б. С. Братуся. Очевидно, что рассмотрение духовного мира личности на современном этапе развития философии, психологии, социологии тесно пересекается с категориями религиозной тематики.

На основании типов личности М. Я. Дворецкая выделяет уровни жизненного самоопределения:

  • на витальном уровне реализация осуществляется через получение удовольствия;
  • на социальном — через альтруистическое поведение;
  • на экзистенциальном — через спасение.

В качестве нормы личностного развития рассматривается святость. Таким образом, жизненная задача личности представляется как духовно:нравственное совершенствование личности на пути познания Бога.

Как уже отмечалось ранее, в современной отечественной психологи:

ческой науке существуют концепции личности, поддерживающие в своей основе теорию черт. В частности, к таковым можно отнести подход А. Г. Шмелева — автора целого ряда универсальных психосемантических методик в исследовании личности, крупного специалиста в области психодиагностики личностных черт. Подход Шмелева отличается особой практической направленностью в описании и изучении личности. Под личностной чертой как основной личностной характеристики Шмелев понимает наследственные диспозиции, стили и стратегии поведения для определения классов ситуаций, а также личностные конструкты как средства категоризации впечатлений при восприятии человека человеком. Таким образом, психосемантический подход к психологии черт оказывается значительно более широким, чем традиционный психодиагностический подход, представленный во всех учебниках по психологии личности (Олпорт, Айзенк, Кэттелл). В его трактовке к психологии черт следует отнести весь цикл работ по психологии личностных конструктов (Дж. Келли). По Шмелеву, личность — мировоззренческая, в известном смысле наднаучная категория.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает позиция Д. А. Леонтьева — директора института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.




Высший уровень — это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет, или каркас, на который впоследствии наслаива:еся, нанизывается все остальное. Сюда автор относит такие категории, как духовность, ответственность и свободу конкретной личности.

Наконец, третий, нижний уровень — экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы и способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку (характер, способности, роли). Этот уровень можно смело назвать внешним миром личности.

Функции личности — выделение себя из окружающего мира; презентация и структурирование отношений с миром; подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений.

Развитие личности в онтогенезе в основных чертах повторяет исторический путь становления человека, завершающийся возникновением в антропогенезе феномена личности. Превращение индивида в личность происходит при овладении им своим поведением, формировании системы внутренней регуляции деятельности. Сначала происходит иерархизация, структурное усложнение деятельности; затем — распространение осмысления за пределы наличной ситуации; далее идет прогрессирующее опосредствование социальными обязанностями и ценностями; последний этап предполагает развитие осознания смысловой организации.

Таким образом, концепция Д. А. Леонтьева является примером современного развития деятельностного подхода, а обозначить ее можно как деятельностная психология смысла.

Вопрос о структуре личности до сих пор является открытым. Выделяют аналитический и интегральный подходы к рассмотрению структуры личности. Первый позволяет раскрыть статистическую, а второй — динамическую структуру личности. Существует три основных аспекта в статистической структуре личности: общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое в психике человека. Способ связи между этими аспектами — самосознание личности, которая соотносит между собой эти аспекты. Эквивалентом динамической структуры является понятие психического настроя, или настроения личности. Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна, настроение, в отличие от других эмоциональных образований, личностно.

Стоит отметить, что второй подход к пониманию структуры личности является пока еще недостаточно разработанным. Более того, большинство характеристик, описанных нами в следующем разделе данного издания, несомненно связаны с категорией настроения личности. В связи с этим остановимся лишь на определении понятия настроения, предложенном Л. В. Куликовым.

Настроение является относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний — отдельными эмоциями и чувствами, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.

В принципе структура личности строится на основе идеи соотносительности. Следовательно, вопрос о том, абсолютным или относительным является нечто в структуре личности, решается каждый раз в конкретных условиях и в пределах нравственно-положительной оценки ситуации личностного развития человека. По сути структура личности с учетом уникальности личности самого исследователя должна быть уникальной и оригинальной. Эта субъективная ориентированность говорит в пользу относительности. Личность человека развивается в зависимости от меры его свободы и ответственности, и только их гармония обеспечивает самостоятельное и творческое развитие человека. Таким образом, мы снова вплотную подошли к понятию активности. Именно активность является тем связующим звеном, объединяющим многие понятия, о которых далее пойдет речь. Основными источниками активности являются человеческие потребности, а также, может быть, даже в большей степени, ценности. Активность отношения представляет форму активности, или самосознания, человека, в основном представленную ценностным отношением к себе. Мерой индивидной активности человека является его темперамент. Понятие темперамента — общее для всех людей обозначение или определение их индивидной активности, пока еще без конкретного психологического наполнения. Мерой индивидуальной активности человека является характер, это своеобразное единство всех свойств индивидуальности. Мерой объективной активности являются способности, а мерой субъективной активности — мотивация.


Новое – расширенное и переработанное – издание одной из наиболее значимых в отечественной науке книг по психологии аномального и нормального развития личности. Представлена практико-ориентированная концепция психического и личностного здоровья, показаны внутренние механизмы разнообразных отклонений (акцентуации характера, неврозы, зависимости, последствия травм, алкоголизм и др.). В новом издании существенно дополнена общепсихологическая уровневая модель ценностно-смысловой сферы личности, определены взаимоотношения психологии, психиатрии, философии, теологии в понимании личности и ее изменений, обоснованы конкретные пути профилактики, коррекции и психотерапии личностных аномалий. Материалы, собранные в книге, используются в университетском образовании психологов, в учебных пособиях и хрестоматиях по психологии личности и характера, клинической психологии, психологии развития, переведены на иностранные языки. Книга предназначена психологам, педагогам, психиатрам, философам, теологам, а также всем интересующимся проблемами психологии личности человека.

Оглавление

  • Предисловие к первому отечественному изданию
  • Предисловие к американскому изданию
  • Вступительная статья В. В. Давыдова к американскому изданию
  • Предисловие ко второму изданию
  • Глава I. Постановка проблемы нормы психического развития

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аномалии личности. Психологический подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вступительная статья В. В. Давыдова к американскому изданию

(Anomalies of Personality. From the Deviant to the Norm. Paul M. Deutsch Press. Orlando, Florida, 1990)

С удовольствием представляю читателю эту книгу. Ее автор — профессор факультета психологии Московского университета Борис Братусь. У нас в стране его новая книга быстро приобрела широкое признание среди психологов, психиатров, философов и стала важным событием нашей научно-общественной жизни.

Обычно психологическое исследование личности основывается на анализе индивидуальных психических процессов. Однако живое целое, органическая система не сводится к простой сумме составляющих ее частей. Поэтому более методологически обоснованным представляется иной путь — от определения общей сути целостного личностного бытия к пониманию назначения и функции индивидуальных психических процессов. Именно этой логике следует работа Братуся.

Согласно этой логике, анализ, развернутый в первой главе книги, сосредоточен на рассмотрении таких понятий, как смысл, ответственность, свобода, и других основополагающих нравственных начал человеческой жизни. Особо значимым мне представляется то, что впервые в нашей психологической литературе достаточно четко обозначена специфическая роль феномена веры как неотъемлемого момента целеполагания и необходимого условия трансцендирующего развития человека.

Отметим также, что автор является одним из первых психологов советской поры, кто чувство любви и совесть человека рассматривает как проявление родовой человеческой сущности. Последовательное введение этой гуманитарной проблематики в научную психологию личности — несомненное достоинство книги.

Во второй главе автор развертывает свою оригинальную общепсихологическую концепцию психического и личностного здоровья человека, строения и динамики личности. Его концепция основывается на традициях ведущей школы отечественной психологии, ассоциирующейся с именами Выготского, Леонтьева и Лурии, связанных с культурно-исторической теорией и теорией деятельности или деятельностным подходом в психологии. Давайте несколько подробнее остановимся на некоторых основных положениях этой научной школы. Это позволит читателю лучше понять общий контекст данной книги.

В наиболее обобщенной формулировке идеи Льва Выготского могут быть связаны с культурно и социально ориентированными теориями, расцвет которых приходится на двадцатое столетие. Однако, в отличие от этих теорий, Выготской вводит в психологическую теорию новую концепцию — концепцию общественно-исторической, или социальной, деятельности человека, в качестве деривата которой понимается его индивидуальная деятельность. По Выготскому, эта общественная или социальная (экстернальная) деятельность связывается с экстрапсихическими процессами, тогда как индивидуальная (интернальная) деятельность — с интрапсихическими процессами. Переход от общественно-социальной к индивидуальной деятельности составляет суть процесса интериоризации.

Допустимо сказать, что для Выготского индивидуальное сознание личности детерминировано следую щей прогрессией: общественно-социальная деятельность в фор ме коммуникации между людьми — культура — знаки — индивидуальная деятельность — индивидуальное сознание. Выготский во многом, хотя и не во всем, обусловил введение понятия деятельности в психологическую теорию. Это понятие впоследствии анализировали и развивали многие выдающиеся советские психологи, в особенности Сергей Рубинштейн и Алексей Леонтьев.

Философско-психологическое понятие деятельности, по сути, состоит в том, что оно отражает отношение человеческого субъекта как социального существа к внешней активности посредством процесса ее трансформации и изменения. Подлинной и универсальной формой этого отношения являются целенаправленные трансформации и изменения, производимые социальным субъектом в чувственно-объектной реальности. Эта деятельность является творческой, и она служит основанием для появления и развития различных форм интеллектуальной деятельности людей в ходе истории (когнитивной, художественной, религиозной и т. д.). Однако каждая из этих производных форм деятельности непременно связана с некоторой трансформацией, которую субъект производит с объектами.

То, что объекты принадлежат субъекту, раскрывается в деятельности человека и, в частности, в его зависимости от потребностей, мотивов, установок и эмоций. Возникает психическое (ментальное) отражение, в результате которого рождается образ, впитавший в себя всю систему объективных отношений, в которых реально протекает человеческая жизнь и практический опыт.

Понятие деятельности внутренне связано с понятием идеального. Сфера идеального в человеке, которая характеризует его как социальное существо, благодаря языковым значениям и другим видам знако-символического ряда, позволяет ему предвидеть, антиципировать и испытывать возможные действия, нацеленные на достижение некоего объектного результата, удовлетворяющего потребность. Способ и характер этого действия детерминирован своей сознательно поставленной целью.

В течение своей жизни в обществе человек использует средства сферы идеального, что позволяет ему дистанцировать себя от своей деятельности и представить ее как особого рода объект, который может быть изменен даже до своей актуальной реализации. Таким же образом человек может видеть, оценивать и обсуждать свою деятельность с позиции других членов общества. В ходе своей деятельности каждый отдельный человек формирует идеальную репрезентацию позиций других людей. Идеальный образ деятельности и идеальная репрезентация позиций других людей образуют главный элемент человеческого сознания. Сознание не может быть представлено в изоляции от идеального и деятельности, так как они представляют собой внутреннее единство.

Мы остановились на второй главе, в которой дается общая психологическая теория личности и содержатся постулаты и гипотезы, показывающие исходную точку авторского анализа. Именно в этой главе впервые вводятся некоторые очень интересные идеи, такие как понятие уровней психического и личностного здоровья, оригинальное описание циклов развития деятельности и новая характеристика смысловой сферы человека. Нужно заметить, что эта характеристика является важнейшим теоретическим достижением.

Показывая ограниченность многих традиционных подходов к исследованию аномалий, автор выдвигает и обосновывает свой подход, который он называет аналитико-преобразующим. Он исходит из глубоких традиций отечественной психологии, прежде всего научной школы Льва Выготского.

Чтобы понять эту традицию, давайте сделаем еще одно короткое отступление в историю советской психологии. Как я ранее упомянул, согласно теории Выготского, специфические человеческие функции не присущи человеку от рождения, но даны ему как социальные модели. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит в форме присвоения этих моделей, которое имеет место в процессе образования и воспитания. В результате этот подход позволил Выготскому сформулировать предпосылки, необходимые для изучения внутренней связи между различными методами образования и соответствующим им характером психического развития ребенка, что привело к необходимости введения в психологический анализ формирующего эксперимента как специального метода изучения, способного обнаружить сущность этих связей.

В нашей стране этим методом пользовались сотрудники С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина в области изучения развития мышления, восприятия и умственной деятельности. В наших собственных исследованиях мы используем формирующий эксперимент в качестве главного метода исследования процессов психического развития школьников при осуществлении ими различных видов деятельности, в особенности учебной. Заслуга Б. С. Братуся — в модификации, развитии и применении этого подхода к сложнейшей области аномалий личности. Как ученый, хорошо знакомый со своеобразием данного метода, с теми серьезными трудностями, которые возникают у исследователя, стремящегося его использовать, я могу по достоинству оценить эту заслугу.

В четвертой главе [7] книги автор на основании представленных теоретических разработок переходит к обсуждению конкретных механизмов аномального развития личности. Изучению диагностики и коррекции аномалий личности автором было посвящено более 20 лет работы. В ходе интенсивных исследований им был накоплен большой и интересный материал о различных типах нарушений психического здоровья. В книге, в частности, представлен анализ изменений личности при эпилепсии, патохарактерологическом и невротическом развитии и разных формах алкоголизма.

Глава также содержит анализ механизмов нарушения целевой регуляции деятельности в их связи с личностными аномалиями, возникающими в ходе невротического и патохарактерологического развития. Автор приводит данные оригинальных экспериментальных и клинических исследований, показывающих различные варианты формирования целевых структур деятельности, соотношения общих (идеальных) и конкретных (реальных) целей и их влияние на различные уровни психического здоровья, включая высший, личностный уровень. В соответствии с принципами аналитико-преобразующего подхода автор показывает следствия выведенных закономерностей и возможность их использования в психокоррекционной практике.

Принципиально важно значение предложенных и прошедших апробацию диагностических рекомендаций. Каждый, кто имеет дело с клинической диагностикой, знает, сколь значительна роль традиционных феноменологических и в сущности интуитивных оценок в психоневрологической практике. Сила этой книги состоит в практическом приложении авторской методики, которая помогает сделать дифференциальную диагностику неврозов и психопатий высоконадежной. Это может показаться частным успехом автора, но на самом деле эти и другие практические выходы его работы являются конечным следствием сложной теоретической конструкции, которую он построил и обосновал. Представления Б. С. Братуся о психическом здоровье отличает не только внутренняя логика, но и высокая степень адекватности всему многообразию фактов, которое он систематизировал.

Последняя, пятая глава [8] книги посвящена общепсихологическим предпосылкам изучения алкоголизма — чрезвычайно значимой для многих стран мира проблемы. Следует сказать, что в исследовании психологии алкоголизма автор занимает признанно ведущую роль в нашей стране. Ему принадлежат первые собственно психологические монографии по проблеме алкогольной зависимости, которые часто цитируются в научных исследованиях по патопсихологии, наркологии и смежным дисциплинам. В последние годы список работ Б. С. Братуся в этой области пополнился работами, посвященными алкоголизму подростков и юношей, который имеет тенденции к нарастанию во многих странах.

В заключение я хотел бы сказать, что эта книга — наглядная демонстрация таланта ее автора. Она посвящена важной жизненной проблеме аномалий психического развития и возможных путей их коррекции. Материалы, содержащиеся в этой книге, показывают, что общепсихологический анализ обсуждаемых в ней проблем имеет важные практические приложения. При этом автор не пытается обойти еще не решенные трудные теоретические вопросы.

Я уверен, что эта книга будет интересна и полезна психологам, психиатрам, учителям, философам и вообще любым интеллигентным читателям, короче, всем тем, кто задумывается над серьезными вопросами значения жизни, человеческого в человеке и психологических причин душевных отклонений.

Важнейшим для характеристики личности яв-ся типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому ч-ку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому ч-ку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.

Первый, эгоцентрический уровень — определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на ч-ка как на существо, жизнь к-го не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все 4 уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно побеждает один уровень, а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о нек-ом типичном для данного ч-ка профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на форм-ие этого типичного устремления.

Русская культура стремилась к реализации в ч-ке духовного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Для русского типа характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась совесть.

Западная культура, по мнению Братуся, выносила в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом, стремление к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним.

Читайте также: