Прокомментируйте слова герцена один деятельный человек чичиков и тот ограниченный плут кратко

Обновлено: 07.07.2024

В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”. С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”. В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”. М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”. А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”. И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”. В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”. Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или. Запишите высказывание того литератора, чья точка зрения вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.


Кадр из т/ф "Мёртвые души" (реж. Михаил Швейцер). В роли Чичикова - Александр Калягин

1. Расскажите об истории создания поэмы. Каким был первоначальный замысел автора?

3. Что связывает все главы первой части поэмы?

4. Прочитайте первое описание Чичикова. Как такое описание характеризует героя? Что стремится подчеркнуть автор?

5. Похож ли Чичиков на других героев русской литературы и героев Гоголя в частности? Чем?

7. Почему Гоголь не называет губернский город, в котором оказался Чичиков? Можно ли назвать изображение губернского города N сатирическим? Почему?

8. С какой целью Чичиков на протяжении пяти глав объезжает помещиков? Зачем Гоголю нужен герой, путешествующий по усадьбам?

9. Почему Гоголь каждому помещику посвящает отдельную главу?

10. Дайте письменную характеристику каждому из помещиков (Манилову, Коробочке, Ноздрёву, Собакевичу, Плюшкину) с опорой на план: а) описание усадьбы; б) описание интерьера; в) описание внешности помещика; г) отношение помещика к продаже мёртвых душ.

11. Почему Плюшкин – последний в галерее помещиков? Чем Плюшкин отличается от остальных помещиков?

12. В чём сходство и различие в характерах и поведении Чичикова с одной стороны и каждого из помещиков с другой? В каких ситуациях герой ведёт себя, как Манилов, Коробочка и т.д.? Чем Чичиков принципиально отличается от помещиков ?

13. Благодаря каким качествам Чичикову удаётся завоевать симпатии помещиков? В чём секрет его обаяния?

14. Проанализируйте эпизоды

• размышления Чичикова над списком купленных крестьян (гл. 7);
• Чичиков на балу у губернатора (гл. 8);
• разговор двух дам (гл. 9);
• чиновники расспрашивают Ноздрёва (гл. 10);
• похороны прокурора.

17. Показывает ли автор своё отношение к герою? Почему он сообщает подробности о его жизни только в последней главе первого тома?

Н. Я. ЭЙДЕЛЬМАН "…И ФАКТЫ, И СЛЕЗЫ, И ХОХОТ, И ТЕОРИЯ…" А. И. Герцен "Былое и Думы"

Н. Я. ЭЙДЕЛЬМАН "…И ФАКТЫ, И СЛЕЗЫ, И ХОХОТ, И ТЕОРИЯ…" А. И. Герцен "Былое и Думы" …Да уж мне кажется, что я жил?то для "Записок"… И то, если б я не жил, ну и "Записок" бы не было. А. И. Герцен "Былое и Думы" — сегодня толстый однотомник; иногда — в двух или четырех томах: всем

А. И. Герцен (1812–1870)

А. И. Герцен (1812–1870) Творчество Герцена приходится на 1840–1860-е годы. Среди своих современников – писателей, составивших славу русской литературы XIX в., – Герцен занимает особое место. Его замечательный писательский талант проявился не только в его художественном

Герцен в кругу русских западников 1840-х годов

Герцен в кругу русских западников 1840-х годов В 1841 г., после перлюстрации одного письма Герцена, его вновь высылают из Москвы – на этот раз в Новгород. Вторая ссылка была много короче первой, длилась всего год, но именно в Новгороде происходит новый, очень существенный

Философская публицистика 1850-1860-х годов: Герцен о судьбах России и Европы

Философская публицистика 1850-1860-х годов: Герцен о судьбах России и Европы Разочарованный в Европе и европейской системе ценностей, Герцен с начала 1850-х годов – и чем дальше, тем определеннее – обращает свои взоры к России, отныне связывая с ней и только с ней (как бы в пику

Герцен – политический эмигрант. Создание вольной русской типографии

Герцен – политический эмигрант. Создание вольной русской типографии Практическим выходом из кризиса конца 1840-х годов стало для Герцена создание Вольной русской типографии. Она была создана в 1853 г. в Лондоне, где писатель, отказавшись вернуться по требованию

Александр Иванович ГЕРЦЕН

Александр Иванович ГЕРЦЕН В творческом наследии герценовского круга центральное место занимают художественно-документальные жанры: воспоминания, дневники, письма. Интерес к ним был сформирован как семейной традицией, так и бытовавшими в молодежно-студенческой среде

А.И. Герцен Еще раз Базаров

А.И. Герцен Еще раз Базаров <…>Странные судьбы отцов и детей! Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, – это ясно; что он хотел сделать что-то в пользу отцов, – и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы,

А. И. Герцен Еще раз о Базарове

А. И. Герцен Еще раз о Базарове Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге. Чем Писарев меньше держался колодок, в которые разгневанный родитель старался вколотить

А. И. Герцен. Из дневников, мемуаров и статей*

Александр Иванович Герцен*

Александр Иванович Герцен – загадка русской мысли и русского слова

Александр Иванович Герцен – загадка русской мысли и русского слова Посвящаю дочери моей Елене Уже тот факт, что Герцен никак не мог ужиться с русскими бунтующими нигилистами, разночинцами вроде Чернышевского и Добролюбова, и в то же самое время вызывал горячую симпатию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развить у обучающихся набор компетенций, обеспечивающих им готовность к самостоятельному поиску, анализу необходимой информации.

Задачи урока:

- систематизировать теоретические знания;

- развивать у обучающихся познавательный интерес;

- развивать творческое мышление.

Разработала: преподаватель русского языка и

литературы первой квалификационной категории

Развить у обучающихся набор компетенций, обеспечивающих им готовность к самостоятельному поиску, анализу необходимой информации.

Задачи урока:

- систематизировать теоретические знания;

- развивать у обучающихся познавательный интерес;

- развивать творческое мышление;

Преподаватель.

В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собой и впечатления разные, и чувства противоположные.

Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?

Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора.

Как же трактуют образ Чичикова литературоведы?

Обучающиеся.

Преподаватель.

Послушаем тех, у кого Чичиков покупал мертвые души. Давайте зачитаем эти характеристики.

Обучающиеся.

Манилов с восторгом отзывается о Чичикове. Коробочка считает его плутом. Разброс мнений о Чичикове у Ноздрева чрезвычайно широк: от шпиона до Наполеона.

Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике. Плюшкин по глупости и жадности своей благодарен Чичикову.

Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе дамы города NN, которые до поры до времени все были в восторге от Чичикова.

Преподаватель.

В.Г. Марацман считает, что Чичиков родствен мертвым душам, является их зеркалом, поэтому производит на них приятное впечатление.

Что сближает Чичикова с помещиками?

Обучающиеся.

Чичиков чем-то похож на каждого из них. В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. Еще во время учебы в училище, когда набралось до пяти рублей, он мешочек зашил и ста копить в другой. Или вспомним еще шкатулочку. Чего там только нет: и сорванная с тумбы городская афишка, и приглашение на свадьбу, и театральный билет, и похоронный билет, и какие-то записочки, счетца. В собирании всякого храма он не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а солгать Чичиков способен не хуже Ноздрева.

Преподаватель.

Чем же отличается Чичиков от помещиков?

Обучающиеся.

Чичиков, в отличие от помещиков, размышляет, пытается проанализировать свои поступки.

Преподаватель.

Таким образом, Чичиков, в отличие от помещиков, наделен волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице.

Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту, а следовательно, и обогащению?

Обучающиеся.

Преподаватель.

Итак, в Чичикове есть все, что требуется этому миру, что способствует карьерному росту, ведет к обогащению. Получается портрет интересного делового человека.

Почему автор все же называет Чичикова подлецом?

Чтобы это понять, нужно посмотреть, на что направлена вся эта его энергия, какова цель жизни.

Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой подается, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.

Итак мы переходим к следующему спорному вопросу: :Наделяет ли Гоголь главного героя живыми человеческими чувствами?

И на этот вопрос критики отвечают по-разному. Поэтому мы снова обратимся к тексту поэмы и попытаемся обосновать их точки зрения.

Первая группа, опираясь на текст поэмы, будет доказывать, что человеческое чувство не чуждо Чичикову. Вторая группа, ссылаясь также на текст, будет доказывать обратное.

Первая группа.

Вторая группа.

Не может человек, влюбившись, так рассуждать. Мы считаем, что о любви Чичикова к незнакомке не может быть и речи. Его интересует, прежде всего, приданое. Чичиков в этой сцене все тот же, прежний: расчетливый, способности любить.

Первая группа.

Вторая группа.

Первая группа.

Преподаватель.

И эти необычные минуты в жизнеописании Чичикова, его способность откликаться на женскую красоту сверкают в первом томе как дальние предвестия будущего возрождения. Я говорю о замысле Гоголя провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению. Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться.

И, как вы знаете, за девять дней до смерти Гоголь сжигает чистовик второго тома. Почему это случилось?

Обучающиеся.

Чичиков – делец, который успешно, никогда не стесняясь в средствах, ведет дела.

Чичиков – приобретатель, человек, стремящийся к приобретению вещей, ценностей, к обогащению.

Чичиков – предприниматель, предприимчивый и практичный человек.

Чичиков – подлец, подлый человек, негодяй.

Преподаватель.

Итак, прозвучали разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков способен на живые человеческие чувства, но сознательно подавляет их, подчиняя всю свою жизнь приобретению, обогащению. Страсть к наживе захватила все его существо.

Читайте также: