Религиозные верования тамерлана кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня считается, что Тамерлан был "ревностным мусульманином". Это мнение основано на том, что в арабских источниках он постоянно называется "правоверным". Однако само по себе это еще мало о чем говорит. Русь в мусульманских источниках того времени называлась "правоверной". Поэтому историки и не могут узнать Русь в ее арабских описаниях и вынуждены выдвинуть гипотезу о том, что арабы при тесных торговых отношениях с Русью ее "вообще не описывали".

Факты показывают, что верно хотя бы одно из двух:
1) Либо Тамерлан не был мусульманином.
2) Либо мусульманские обычаи во времена Тамерлана сильно отличались от современных и больше напоминали христианские православные обычаи.

Мусульманин, разумеется. Первым духовными наставником Тимура был наставник его отца — суфийский шейх Шамс ад-дин Кулял. Также известны Зайнуд-дин Абу Бакр Тайбади, крупный хоросанский шейх и Шамсуддин Фахури — гончар, видный деятель тариката накшбандия. Главным же духовным наставником Тимура был потомок пророка Мухаммеда, шейх Мир Сейид Береке. Другим наставником Тимура был сын суфийского шейха Бурхан ад-дина Сагарджи Абу Саид.

Согласно нашей концепции, все дело в том, что формальный религиозный раскол между православием, мусульманством и католичеством отнесен в скалигеровской хронологии слишком далеко в прошлое. На самом деле он произошел только в XV–XVI веках.

Поэтому не исключено, что мусульманские церковные обычаи в то время могли существенно отличаться от современных и приближаться, например, к православным. Напомним, в частности, хорошо известный факт, что мусульманство образовалось из несторианского течения внутри Православной церкви. Вообще, история Мусульманской церкви совсем не проста, но мы не можем пока сказать ничего определенного по этому поводу, так как обстоятельного исследования арабских источников мы пока не проводили.

Во всяком случае, приведенные ниже цитаты показывают, что верно хотя бы одно из двух:

1) Тамерлан не был мусульманином;

2) мусульманские обычаи во времена Тамерлана сильно отличались от современных и больше напоминали обычаи европейских народов.

Обратите внимание как мусульманство и христианство перемешаны в описаниях Фомы Мецопского. В одном случае Тимур берет город, вроде бы полностью христианский и приказывает казнить все его население. Похоже, что Тимур мусульманин. Хотя церкви в городе должны были бы быть христианскими, крик отчаяния был поднят почему-то с минарета (кричал мусульманин?). Смысл слов, которые произносились с минарета — чисто христианский. По крайней мере, именно так их понял Тимур и его приближенные. Слова эти произвели на него такое впечатление, какое, они могли произвести только на христианина. Тимур не только прекращает казнь, но и освобождает пленников.

В итоге совершенно непонятно, кто он — христианин или мусульманин. В другом случае жители мусульманского города приходят к Тимуру как к падишаху жаловаться на беззакония в городе. Следовательно, Тимур — мусульманин. Но когда разгневанный Тимур приказывает наказать население города, он строго запрещает трогать при этом христиан. Приказал истреблять только тех, кто не верит в Христа. Значит он — христианин?

11. Как называлась Священная книга Эт-Русков. Какой веры были Этруски?

11. Как называлась Священная книга Эт-Русков. Какой веры были Этруски? Священная книга Эт-Русков называлась, оказывается, Суда (Suda) [90], с.169. То есть попросту Книга Суда или Судная Книга, как это и сегодня звучит на русском языке. Другими словами, – Книга Закона. Закон и Суд

14. Какой веры был Тимур?

2.11. Как называлась священная книга эт-русков? Какой веры были этруски?

2.11. Как называлась священная книга эт-русков? Какой веры были этруски? Священная книга ЭТ-РУСКОВ называлась, оказывается, СУДА (SUDA) [574], с. 169. То есть попросту КНИГА СУДА или СУДНАЯ КНИГА. Как это и сегодня звучит на РУССКОМ языке. Другими словами — КНИГА ЗАКОНА. Закон и Суд

Какой веры был Тамерлан?

7. Тамерлан

7. Тамерлан Трансоксиана, освобожденная Тамерланом от монголов Тимур по прозвищу Тимурлэнг (Хромоногий), имя, которое мы произносим как Тамерлан, родился в Трансоксиане 8 апреля 1336 г. в Кеше, нынешнем Шахрисабзе (Зеленый город), расположенном на юге от Самарканда.

Тамерлан и Мамелюки

Тамерлан и Мамелюки Со стороны Ближнего Востока Тамерлану противостояли две крупных мусульманских силы: мамелюки и Османская империя.Империя мамелюков, распространившая свое влияние на Египет с 1250 г. и Сирию с 1260 г., была в основном военным государством, так как

2.12. Как называлась священная книга эт-русков? Какой веры были этруски?

2.12. Как называлась священная книга эт-русков? Какой веры были этруски? Священная книга ЭТ-РУСКОВ называлась, оказывается, СУДА (SUDA) [10], с. 169. То есть попросту КНИГА СУДА или СУДНАЯ КНИГА. Как и сегодня, это слово звучит на РУССКОМ языке. Сегодня говорят КНИГА ЗАКОНА. Закон и

Тамерлан

Тамерлан Итак, Сотрясатель Вселенной Чингисхан создал великую империю, а его внуки основали Золотую Орду, а вот сотряс (но далеко не разгромил, как ошибочно пишут) эту самую Орду не кто иной, как великий военачальник Тимур, или Тамерлан.То, что тюрки XV в. все еще в большей

ТАМЕРЛАН

ТАМЕРЛАН Все пространство населенной части мира не стоит того, чтобы иметь двух царей. Тамерлан. История всех стран, по которым прошла волна монгольского нашествия, была историей жизни среди развалин. Летописцы горестно описывали руины, среди которых бродили волки,

11. Как называлась священная книга эт-русков? Какой веры были этруски?

11. Как называлась священная книга эт-русков? Какой веры были этруски? Священная книга ЭТ-РУСКОВ называлась, оказывается, СУДА (SUDA) [574], с. 169. То есть, попросту, КНИГА СУДА или СУДНАЯ КНИГА, как это и сегодня звучит на русском языке. Другими словами, — КНИГА ЗАКОНА. Закон и Суд

Тамерлан

Тамерлан Изначально черкесские мамлюки были ничуть не лучше любой внешней угрозы для империи, поскольку они вносили постоянную внутреннюю нестабильность. Первый султан бурджи Баркук вынужден был защищать государство от Тамерлана (1336–1405) и его свирепых орд, явившихся

Согласно нашей концепци и, все дело в том, что формальный религиозный раскол между пра­вославием, мусульманством и католичеством отнесен в скалигеровской хронологии слишком далеко в прошлое. На самом деле он произошел только в XV веке.

Возникает еще один вопрос: имело ли мусульманст­во во времена Тамерлана точно такой же вид, как и се­годня? Вообще говоря, это неясно. Дело сильно ослож-

Поэтому не исключено, что мусульманские церков­ные обычаи в то время могли существенно отличаться от современных и приближаться, например, к право­славным. Напомним, в частности, хорошо известный факт, что мусульманство образовалось из несторианско-го течения внутри православной церкви. Вообще исто­рия мусульманской церкви совсем не проста, но мы не можем пока сказать ничего определенного по этому по­воду, так как обстоятельного исследования арабских ис­точников мы не проводили.

Во всяком случае, приводимые ниже цитаты показы­вают, что верно хотя бы одно из двух:

1) Тамерлан не был мусульманином;

2) мусульманские обычаи во времена Тамерлана
сильно отличались от современных и больше напоми­
нали обычаи европейских народов.

«Последовал приказ этого тирана (Тимура) взять в плен всех женщин и детей, а остальных, как верующих христиан, так и неверующих, сбросить с крепостной стены. Мугри, поднявшись на минарет в городе Бер­еди, пронзительным голосом стал кричать:

«Он (Тимур) пошел в город Дамаск. и был уже бли-

294

Обратите внимание, как мусульманство и христиан­ство перемешаны в описаниях Фомы Мецопского. В одном случае Тимур берет город, вроде бы полностью христианский, и приказывает казнить все его население. Похоже, что Тимур мусульманин. Хотя церкви в городе должны были бы быть христианскими, крик отчаяния был поднят почему-то с минарета (кричал мусульма­нин?). Смысл слов, которые произносились с минаре­та, — чисто христианский. По крайней мере, именно так их понял Тимур и его приближенные. Услышанные слова произвели на него такое впечатление, какое они могли произвести только на христианина. Тимур не только прекращает казни, но и освобождает пленников.




В итоге совершенно непонятно, кто он — христианин или мусульманин? В другом случае жители мусульман­ского города приходят к Тимуру как к падишаху жало­ваться на беззакония в городе. Следовательно, Тимур — мусульманин. Но когда разгневанный Тимур приказыва­ет наказать население города, он строго запрещает тро­гать христиан. Приказывает истреблять только тех, кто не верит в Христа. Значит, он — христианин?

S

О ПОГРЕБЕНИИ ТИМУРА

Известно, что погребение Тимура было произведено с грубыми нарушениями мусульманских обычаев. Му­сульманские правила в отличие от христианских строго

запрещают траур при погребении. Но источники сооб--шают, что при погребении Тимура были произведены траурные обряды.

Более того, Бартольд при исследовании докумен­тальных свидетельств о месте захоронения Тимура заме­чает, что:

Согласно нашей концепци и, все дело в том, что формальный религиозный раскол между пра­вославием, мусульманством и католичеством отнесен в скалигеровской хронологии слишком далеко в прошлое. На самом деле он произошел только в XV веке.

Возникает еще один вопрос: имело ли мусульманст­во во времена Тамерлана точно такой же вид, как и се­годня? Вообще говоря, это неясно. Дело сильно ослож-

Поэтому не исключено, что мусульманские церков­ные обычаи в то время могли существенно отличаться от современных и приближаться, например, к право­славным. Напомним, в частности, хорошо известный факт, что мусульманство образовалось из несторианско-го течения внутри православной церкви. Вообще исто­рия мусульманской церкви совсем не проста, но мы не можем пока сказать ничего определенного по этому по­воду, так как обстоятельного исследования арабских ис­точников мы не проводили.

Во всяком случае, приводимые ниже цитаты показы­вают, что верно хотя бы одно из двух:

1) Тамерлан не был мусульманином;

2) мусульманские обычаи во времена Тамерлана
сильно отличались от современных и больше напоми­
нали обычаи европейских народов.

«Последовал приказ этого тирана (Тимура) взять в плен всех женщин и детей, а остальных, как верующих христиан, так и неверующих, сбросить с крепостной стены. Мугри, поднявшись на минарет в городе Бер­еди, пронзительным голосом стал кричать:

«Он (Тимур) пошел в город Дамаск. и был уже бли-

294

Обратите внимание, как мусульманство и христиан­ство перемешаны в описаниях Фомы Мецопского. В одном случае Тимур берет город, вроде бы полностью христианский, и приказывает казнить все его население. Похоже, что Тимур мусульманин. Хотя церкви в городе должны были бы быть христианскими, крик отчаяния был поднят почему-то с минарета (кричал мусульма­нин?). Смысл слов, которые произносились с минаре­та, — чисто христианский. По крайней мере, именно так их понял Тимур и его приближенные. Услышанные слова произвели на него такое впечатление, какое они могли произвести только на христианина. Тимур не только прекращает казни, но и освобождает пленников.

В итоге совершенно непонятно, кто он — христианин или мусульманин? В другом случае жители мусульман­ского города приходят к Тимуру как к падишаху жало­ваться на беззакония в городе. Следовательно, Тимур — мусульманин. Но когда разгневанный Тимур приказыва­ет наказать население города, он строго запрещает тро­гать христиан. Приказывает истреблять только тех, кто не верит в Христа. Значит, он — христианин?

S

О ПОГРЕБЕНИИ ТИМУРА

Известно, что погребение Тимура было произведено с грубыми нарушениями мусульманских обычаев. Му­сульманские правила в отличие от христианских строго

запрещают траур при погребении. Но источники сооб--шают, что при погребении Тимура были произведены траурные обряды.

Более того, Бартольд при исследовании докумен­тальных свидетельств о месте захоронения Тимура заме­чает, что:

Мустафа Эдильбиев,

"Те, кто не помнят прошлое, обречены проживать его заново" – американский философ и писатель Джордж Сантаяна.

ТИМУР ХРОМОЙ - НЕ ЗАВОЕВАТЕЛЬ МИРА

На протяжении человеческой истории было только четыре правителя, власть которых распространялась на всю землю. Двое из них были праведные и справедливые. Один из праведных был пророк Сулейман (Соломон.библ.), второй - Зуль Карнайн, пророческая миссия которого не доказана. Остальные двое правителей мира были нечестивые тираны. Это Нумруд (Нимрод. Библ.) и Бухтанассар (Навуходоносор. Библ.).

Пророк Сулейман, тираны Нумруд (Нимрод) и Бухтанассар (Навуходоносор) известны по историческим источникам и Божественным Откровениям. Загадочной и спорной остаётся фигура Зуль Карнайна.

Согласно многих источников Зуль Карнайн - это известный в исторических хрониках царь Куриш или Хурс из персии VI Vв.в. до н.э.

СКВОЗЬ ТЬМУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛЖИ

Рассматривая историографию периода Тимура - хромого, да и всего Средневековья и Древнего мира приходится находить сквозь тьму исторической лжи крупицы Истины. Вся современная историография, особенно Московии, стран Европы основывается на летописных подделках.

Ученый иезуит, родившийся в 1646 году в Бретани и работавший учителем и библиотекарем в Париже Жан Гардуэн считался непререкаемым авторитетом в области теологии, археологии, изучения древних языков, нумизматики, хронологии и философии истории. Двадцати лет от роду он вступил в Орден; в 1683 году возглавил французскую Королевскую библиотеку. Современники поражались обширности его познаний и нечеловеческой работоспособности: научным изысканиям он посвящал все свое время с 4 часов утра до поздней ночи. В 1684 году он издал речи Темистия; публиковал работы о Горации и по античной нумизматике, а в 1695 году представил на суд общественности исследование последних дней Иисуса, в котором, в частности, доказал, что по традициям Галилеи Тайная Вечеря должна была состояться в четверг, а не в пятницу.

В 1687г. французское Церковное собрание поручило Гардуэ́ну собрать материалы всех Церковных соборов, начиная с I века н.э., и, приведя их в соответствие с изменившимися догмами, подготовить к печати. Работу заказал и оплатил Людовик XIV. Спустя 28 лет, в 1715г., титанический труд был окончен. Янсенисты и адепты других богословских направлений в течение десяти лет оттягивали издание, пока в 1725г. материалы Церковных соборов, наконец, не увидели свет. Благодаря качеству обработки и умению систематизации, до сих пор считающегося образцовым, Гардуэ́н выработал новые критерии для современной исторической науки.

В связи с изложенным любые события периодов Древнего и Средневекового мира надо восстанавливать путём поиска крупицы правды сквозь тьму исторической лжи официальной историографии.

ПОЧЕМУ ТИМУР – ХРОМОЙ ЗАХВАТЫВАЛ И ГРАБИЛ В ОСНОВНОМ ИСЛАМСКИЕ ГОСУДАРСТВА?

В любом случае в то время, как в Средние века Европа являлась самым мрачным, диким, отсталым регионом, мусульманская цивилизация была в расцвете и по научному, технологическому и техническому развитию, опередив Европу на многие века. После начала пророческой миссии Мухаммада ﷺ этот мир изменился, и началось ускорение развития человечества. Исламские мегаполисы средневековья Багдад, Кордова, Толедо, Александрия, Кайруан и многие другие – являлись интеллектуальными центрами всего мира. Эти города были средоточиями огромных сообществ ученых, переводчиков, писцов и книгоиздателей, занимающихся развитием мусульманской науки, изучением наследия прежних цивилизаций и его переосмыслением в рамках авраамаических традиций. Мусульмане, которые породили невероятно мощную интеллектуальную цивилизацию, вызывали восхищение соседних народов. Желание прикоснуться к мусульманским культурным, научным, интеллектуальным, духовным и материальным сокровищам в среде европейцев было повсеместным.

Исламская цивилизация, в отличие от европейской и других, не делала из своих научных открытий, передовых технологий и изобретений никаких тайн, а наоборот распространяла их по всему миру. Потому знакомство и освоение мусульманского технического, технологичного и научного наследия европейцами началось ещё в Средневековье в первую очередь в приграничных областях, где соприкасались западный и мусульманский миры – в Андалусии, Южной Франции и Италии, а также на Ближнем Востоке во время Крестовых походов. Этот процесс культурного и научного обмена между мусульманами и европейцами нарастал и развивался непрерывно в течение нескольких веков, пока мусульманская цивилизация не вывела европейскую на орбиту передовых цивилизаций в мире.

Мусульманский мир познакомил Западную Европу со многими сельскохозяйственными продуктами. В VIIIв. мусульмане выращивали в Испании рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели поливное земледелие, шелководство, начали производство хлопка.

Поливное земледелие нашло применение в Европе благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъёма воды, орошения и осушения почвы. Арабы также распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем над распределением воды.

Уже в VIII в. в Самарканде и Бухаре работали бумажные мастерские, когда Европа продолжала ещё несколько веков писать на шкурах животных. В Европе бумажные мельницы заработали лишь четыре века спустя благодаря привезённой арабами в Испанию бумаге.

Мастерские городов мусульман не знали себе равных в изготовлении тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кожи и оружия – доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Благодаря мусульманам Андалусии в Европе появились зачатки гончарного производства и изготовления фаянса.

На заре Ренессанса, христианский мир носил восточные одежды, пел арабские песни и читал произведения мусульман. Это в Европе считалось признаком высокого образования и изысканности вкусов. Тема о том, насколько глубокое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековый христианский мир – достаточно широко раскрытая и не требующая доказательств.

Во времена Тимура - хромого 1200 – е годы, когда Европейские страны и весь христианский мир находился в средневековой дикости, Исламская цивилизация процветала и изобиловала богатством.

Возникает вопрос: гулямы Тимура - хромого и он сам после этого мусульмане и единоБожники? Ответ однозначный – нет!

РИДДА – ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ВЕРЫ

В Авраамических религиях убийство трактуется, как смертный грех.

Ридда — это отступление от Ислама. Чтобы человек после совершения действий, которые выводят из Ислама, считался вероотступником (муртадд), он обязательно должен быть разумным и совершеннолетним и не должен совершать действия, относящиеся к куфру (неверию), по принуждению. Если человека под страхом смерти или угрожая повреждением жизненно важных органов, заставили отступить от Ислама, он не считается муртаддом (так как в этот момент действовал не по своей воле) при условии, что он сохранял веру в сердце.

При этом христиане, евреи и неверные язычники индуисты в основном избежали такой участи и были Тамерланом спасены от нашествия Золотой Орды. Не было никаких оправданий изуверствам Тамерлана под прикрытием «Священной войны.

Так называемый исламский эмир Тамерлан подвергал самому жестокому геноциду захваченные им мусульманские страны и народы. В своей жестокости, ненасытном садизме он доходил до такого безумия, что приказывал отрубать всем пленным и даже женщинам и детям и строить десяти метровые пирамиды. Захватывал и уничтожал он в основном мусульманские страны и даже уничтожил халифат Баязидов, стёр с лица земли сокровищницы мировой культуры – города и сёла халифата.

Конечно, устраивались публичные церемонии, на которых ислам сиял ярким светом. Пять ежедневных молитв являлись важной составляющей жизни двора и Тимура. Во время походов его неизменно сопровождали имамы и королевская мечеть, роль которой исполнял роскошный шатер из прекрасного шелка. Оттуда раздавались заунывные речитативы муэдзина, который призывал правоверных на молитву. Перед началом битвы Тимур неоднократно простирался на земле и возносил молитвы Аллаху. Это делалось на виду у принцев, амиров и воинов и служило напоминанием, что Бог на его стороне. Эту уверенность поддерживали религиозные лидеры, которые всегда сопровождали армии во время походов.


Весной 1395 года Тамерлан, к тому моменту уже сильно перекроивший карту Азии, принял решение покончить с золотоордынским ханом Тохтамышем. Некогда своим протеже, а теперь врагом, посмевшим вторгаться в завоеванные Тамерланом страны. Только что Тохтамыш совершил рейд в Закавказье — сюда великий эмир и стянул войска, двинув их затем на Северный Кавказ, который был в то время пограничной областью Золотой Орды.

Обе державы несли миру исламскую культуру, обе говорили на тюркском языке — это была война своих со своими. Позже, через десять лет после разгрома Тохтамыша, Тамерлан обещал тому помочь снова сесть на ордынский престол. Для двух правителей это была лишь политика, для Северного Кавказа же, возможно, самая трагическая страница в его истории, перемоловшая целые народы и стершая с лица Земли десятки городов.

Равнина в огне

Писатель Галип Алиев так назвал книгу об ужасах Гражданской войны 1920 годов на юге России. То же определение можно дать и войне, разразившейся здесь в конце XIV века: большая часть разрушений пришлась именно на равнину.

Тохтамыш с огромной армией встретил Тамерлана только на Центральном Кавказе. До этого эмир Турана пронесся по восточной части Северного, разбираясь с отдельными подразделениями Орды и с вассальными по отношению к ней государственными образованиями. До Тохтамыша он дошел в считанные недели, успев превратить эту территорию в руины.

Тамерлан двигался через Дербент. Город покорился без боя, возможно, поэтому и сохранился до наших дней. За Дербентом было Кайтагское Уцмийство — его защитники стояли насмерть, и Тамерлан устроил показательную расправу, уничтожив большинство жителей. Потомки уцелевших — южная ветвь кумыков и даргиноязычные кайтагцы.

Армия дошла до последнего прохода между горами и морем, взяв город Тарки (ныне часть Махачкалы). Рядом в предгорьях были полностью уничтожены города Капчугай и Аркас: первый, так как не выдал ордынского полководца, второй из-за отчаянного сопротивления и партизанской войны. От Аркаса остались обломки стен, от Капчугая — кладбище его защитников. При штурме последнего Тамерлан уничтожил огромный лес, буквально изменив ландшафт — тут до сих пор голая степь.

Спасение в горах

Дагестан в переводе с тюркского — Страна гор. И пусть горы занимают менее половины территории этой республики, ее горную часть действительно можно назвать целой страной

После войны не восстановились и Алмак, Алхастау, Батбук, Берктау, Чопантау. Жители этой местности на хребте Салатау рассеялись по равнине, а опустевшую землю ее владельцы отдали в аренду горцам — сейчас здесь живут их потомки.

Следом Тамерлан нанес удар по соседнему Андийскому ханству (в этих горах андийцы живут и сейчас), затем разрушил ханство Сим-Сим на берегу Сунжи — оно после походов Тамерлана больше нигде не упоминалось, и о нем мало что известно.

Бораганское ханство, владевшее обширными территориями между Сунжей и Кумой, также было уничтожено. Разрушены крупные города, среди которых столица ханства Бораган (ныне село Брагуны близ Гудермеса). Частью ханства был и Татартуп, где позже произошло решающее сражение. Большинство брагунцев погибли, выжившие влились в кумыкский и балкарский народы.

Наконец, поход Тамерлана разрушил аланскую цивилизацию. Сумев возродиться после войн с гуннами и татаро-монголами, аланы, находясь в составе Золотой Орды, выступили против Тамерлана. Лишь малая их часть спаслась в ущельях Кавказских гор. Потомками аланов считают себя современные осетины, карачаевцы, балкарцы, ингуши.

Битва народов

В начале сражения ордынцы теснили противника, часть войск Тамерлана даже попала в окружение, хотя все атаки удалось отбить. Затем один из эмиров Тохтамыша предал своего хана, покинув поле боя, и ордынцы побежали. Некоторые историки предполагают, что люди эмира могли специально перевербовать союзников Тохтамыша. Известно, что Тамерлан был искусным политиком.

Горе побежденным

После победы на Тереке Тамерлан долгие месяцы разорял оставшиеся без защиты территории. Тохтамыша он преследовал до самой Волги, но ордынскому хану удалось скрыться. Тамерлан двинулся на рязанские земли, разрушил Елец, после чего неожиданно прекратил бои и вернулся на Кавказ. Там он столкнулся с сопротивлением черкесов: не все склонили голову перед победителем Орды. Местные воины противопоставили мощной армии тактику выжженной земли и огнем уничтожали на ее пути свои степи. Несмотря на гибель лошадей при пожарах и из-за отсутствия корма, смерть воинов Тамерлана, черкесы потерпели поражение.

В обратный путь в Самарканд, свою столицу, Тамерлан двинулся из района Пятигорья, где на горе Золотой Курган (южнее современного Пятигорска) располагалась одна из его ставок. По дороге к Дербентскому проходу Тамерлан снова разграбил покоренные земли, окончательно разорил Сим-Сим и нанес несколько ударов по горам Дагестана. После чего победитель навсегда покинул Северный Кавказ.


Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Памятник Тамерлану в Ташкенте

Предания о Тамерлане

В памяти народов Кавказа нашествие Тамерлана осталось тяжелейшим испытанием, выпавшим на их долю. Предания повествуют о героизме тех, кто противостоял завоевателю, и речь не всегда о воинах. Не каждый рассказ, конечно, стоит воспринимать буквально, но их количество и патриотический посыл красноречивее любых исторических хроник. Приведем самые яркие.

Правитель Капчугая, его имя Болат, отказался выдать Тамерлану одного из полководцев Тохтамыша. Легенду тоже можно отнести к тем, что оказались достоверны: сведения об этой истории сохранились. Кстати, такое случалось не раз: считалось, что нельзя выдавать получившего убежище, чем бы это ни грозило. Закон этот восходит к Ясе Чингисхана, а его наследие тогда чтили. Потомки полководца правили многими ханствами, и только они имели право на престол.

Вот что искали на Кавказе великие завоеватели, путешественники и промышленники. Рассказываем о знаменитых иностранцах, побывавших здесь в прошлом и оставивших яркий след в истории

Не менее яркие легенды повествуют о женщинах, взявших в руки оружие. Одна из них — о кумычке по имени Пир-Зазай, которая сумела пробраться к Тамерлану, захватившему ее родной Аркас. Женщина едва не убила своего врага, но пала от рук его приближенных.

Другая легенда рассказывает о жестоких казнях. Тамерлан подвергал таким захваченных в плен жительниц Аркаса, взявшихся за оружие после гибели почти всех мужчин. Женщин связывали и клали им на грудь раскаленные угли.

Читайте также: