Пермь в судьбе декабристов кратко

Обновлено: 16.05.2024

Есть вымыслы, которые переходят из поколения в поколение и становятся преданиями. К таковым относятся, например, предания о Ермаке. Наряду с ними известны прочно укоренившиеся в литературе легенды, связанные с недавним прошлым Пермского края.

Сад Декабристов в Перми

Оказывается, липовую рощу в Разгуляе посадили декабристы. Народная молва свидетельствует о том, что аллеи сада расположены в виде римской цифры XIX, что означает девятнадцатый век. А если посмотреть на сад сверху, то можно разглядеть дату восстания декабристов - 1825 год.

Говорят, что сажали
Вот эти аллеи
Те, с кем дружен был Пестель
И близок Рылеев.

Действительно, декабристов везли через Пермь. Это факт. Но везли их быстро, с кратковременными остановками только для смены лошадей. Арестантам было запрещено общаться как друг с другом, так и с населением. Поэтому никаких деревьев здесь они, конечно же, не сажали. Возможно, эта легенда возникла в 1925 году, когда в России и, в частности, в Перми широко отмечали 100-летие со дня восстания декабристов. В публикациях можно встретить сведения о том, что именно в 1925 году бывший тюремный сад получил это имя – сад Декабристов. Это неверно, сад был назван так в 1920 году.

Остается только добавить, что история о "трех сестрах" относится к тому разряду легенд, с которыми не хочется расставаться.

Мифы краеведа А. К. Шарца

Александр Кузьмич Шарц (1906-1986) 5 – один из активнейших краеведов Урала. Ему принадлежит заслуга в воскрешении памяти о многих забытых уральских деятелях науки, техники, литературы. К сожалению, для деятельности этого краеведа характерно слишком вольное обращение с архивными источниками. Более того, были случаи придумывания им вообще несуществующих источников.

Так, в 1981 году Шарц написал о судьбе придуманного им поэта Романа Митрофановича Волкова 6 . При этом он привел подробную его биографию, составленную якобы по материалам Казанского архива, и стихотворение Р. Волкова "Дума", взятое из журнала "Заволжский муравей" (Казань, 1832, № 23). Однако стихотворение "Дума" в журнале подписано не Р. Волковым, а В. Волковым. Владимир Петрович Волков - сибиряк. Он окончил Казанский университет, работал в Яранской гимназии Вятской губернии. Ему и принадлежит стихотворение "Дума", приписанное Шарцем мифическому Р. М. Волкову.

В книге казанских литературоведов В. Аристова и Н. Ермолаевой "Все начиналось с путеводителя" (Казань, 1975) приводится справка еще об одном авторе "Заволжского муравья" Р. Волкове. По их сведениям, Р. Волков - это Руф Глебович Волков, выпускник Казанского университета, учитель Пермской гимназии. Он опубликовал в этом журнале два своих стихотворения (1832, № 2 и 7).

До публикаций Шарца сведения об авторстве песни были противоречивыми. По одним источникам (сборник 1853 года) автором ее считался Н. П. Макаров, по другим ("Песни русских поэтов") 9 – некий И. Макаров. Из воспоминаний писателя Н. А. Энгельгардта 10 следует, что И. П. Макаров (1810 - 1890) - его дед, гитарист, лексикограф, писатель и поэт, печатавший свои сатирические романы под псевдонимом Гермоген Трехзвездочкин. В альманахе "Раут" (издатель Н. В. Сушков) он опубликовал несколько своих песен. Известно, что на его стихи написаны композитором А. Л. Гурилевым романсы "В морозную ночь я смотрела" и "Падучая звезда", а композитором Болле - "Не вспоминай того, что было".

Об И. Макарове никаких биографических сведений не было приведено, этим и воспользовался А. К. Шарц.

В 1988 году был издан двухтомный сборник "Песни русских поэтов" 11 , в котором песня "Однозвучно гремит колокольчик" напечатана в разделе "Песни и романсы неизвестных и предполагаемых авторов". Доказательства в пользу И. И. Макарова, приведенные в статье Шарца, показались редакторам сборника неубедительными. Его составитель В. Гусев обратился в Государственный архив Пермской области с просьбой подтвердить подлинность документов о поэте Иване Ивановиче Макарове. Такие документы не были найдены ни в фондах архива, ни в личном фонде А. К. Шарца. Таким образом, авторство И. И. Макарова было отвергнуто с мотивировкой: "Цикл романсов А. Гурилева и романс Болле написаны на тексты одного автора, содержание и стиль которых вызывает сомнение в возможности их принадлежности крестьянину".

Тем не менее легенда об уральском крепостном крестьянине, сочинившем прекрасную, хорошо известную каждому россиянину песню "Однозвучно гремит колокольчик", жива и с завидным постоянством появляется в различных краеведческих публикациях 12 .

В 1978 году, по случаю 150-летия со дня рождения Н. Г. Чернышевского, Шарц вновь опубликовал свое предание в областной газете "Звезда" и заодно в десятках районных газет, но уже как подлинную историю, предварив ее комментарием: "Публикуемый ниже материал написан на основании документов, хранящихся в государственных архивах Тюмени, Перми и у автора" 14 .

1 Красноперое Д. Я увез из Перми воспоминанье. Письма, дневники, воспоминания русских писателей, связанные с Пермским Прикамьем. - Пермь. 1989. - С. 244.

2 Бердичевская А. Город трех сестер // Вечерняя Пермь, 1971, 3 декабря.

4 Варламов А. Любимовка // Октябрь, 1998, № 3.

5 Краеведы и краеведческие организации Перми: Биобиблиогр. справочник. - Пермь, 2000. - С. 291-292.

6 Шарц А.К. "Но злою он судьбой гоним" // Уральский следопыт, 1981, № 1.

7 Шарц А.К. "Однозвучно гремит колокольчик" // Литературная Россия, 1971, 11 июня.

8 Вечерняя Пермь, 1975, 26-27 ноября; Огонек, 1978, № 30.

9 Песни русских поэтов (ХVIII - первая половина XIX в.). - М., 1936.

10 Энгельгардт Н. А. Последняя гитара // Исторический вестник, 1910, № 4.

11 Песни русских поэтов. Середина XIX - начало XX в. - Т. 2. - Л., 1988.

12 Одегов В. "Однозвучно гремит колокольчик": Автор стихов знаменитого романса работал ямщиком на кунгурских дорогах в 40-50-х годах XIX в. // Искра (Кунгур), 2000, 26 декабря.

13 Шарц А. К. Сосна Чернышевского // Уральский следопыт, 1951, № 1.

14 Звезда, 1978, 7 июня.

К 190-летию со дня восстания декабристов на Сенатской площади 190 лет назад произошло вооруженное выступление декабристов – сторонников установления конституционного строя и отмены крепостного права в России, громко заявивших о себе на Сенатской площади в Петербурге и на Украине. По делу о декабрьских событиях 1825 года к следствию были привлечены 579 человек, из которых 5 повешены, 121 сослан на каторгу и поселение в Сибирь.

Поездка совершалась в почтовых перекладных повозках. Почтовый возок представлял собой дощатый ящик, поставленный на санные полозья (зимой), и обыкновенный кузов на колесах (летом). В повозку впрягалась тройка лошадей. Мучения осужденных, испытываемые от ножных кандалов, быстрой езды и тряски, усугублялись грубостью фельдъегерей и жандармов.

На основании знакомства с мемуарной литературой и некоторыми другими источниками можно высказать некоторые суждения о времени проезда ссыльных через Пермь. Так, первая партия декабристов – Е. П. Оболенский, А. З. Муравьев, А. И. Якубович и В. Л. Давыдов, – отправленная из Петербурга в ночь с 21 на 22 июля 1826 года, проехала Пермь в начале августа. Через два дня после них Пермь миновала вторая партия в составе С. Г. Волконского, С. П. Трубецкого, братьев А. И. и П. И. Борисовых. Через несколько дней город проехали сразу шесть декабристов: Н. А. Чижов, А. В. Веденяпин, А. Н. Андреев, С. Г. Краснокутский, Н. П. Акулов, М. И. Пущин, в середине августа – В. И. Враницкий, И. Ф. Фохт, Н. О. Мозгалевский.

Не перечисляя всех декабристов, проследовавших через Пермь, назовем имена еще одной группы ссыльных – В. И. Штейнгейля, И. С. Повало-Швейковского, В. А. Бесчаснова, вынужденно побывавших в Перми в начале июля уже следующего 1827 года. Из них пермякам должно быть особо памятно или стало таковым имя Владимира Ивановича Штейнгейля, единственного из декабристов родившегося в Прикамье. Его отец, барон Иоганн Штейнгейль, выходец из Германии, волею судеб оказался на Урале. В 1781–1784 годах он служил вначале капитан-исправником, затем городничим в г. Обва Пермского наместничества (теперь село Обвинское Карагайского района Пермского края). В семье И. Г. Штейнгейля и его жены, купеческой дочери из Екатеринбурга Варвары Марковны, в девичестве Разумовой, 13 апреля 1783 года и родился будущий декабрист.

Хотя раннее детство Владимира Штейнгейля прошло на отдаленной окраине Восточной Сибири, куда вскоре был переведен его отец, до своего ареста по делу о декабристах он не раз бывал в Перми, тем более что с 1804 года, после смерти мужа, здесь жила его мать. В Перми же в апреле 1811 года родилась старшая дочь Владимира Ивановича – Юлия.

26 августа 1856 года в связи с коронацией императора Александра II на страницах печати был растиражирован Манифест о помиловании декабристов и разрешении им вернуться в Европейскую Россию. Этой царской милостью смогли воспользоваться далеко не все декабристы, многих уже не было в живых. Те же из ссыльных, кто уцелел и решил вернуться из Сибири домой, вновь повторили тот путь, которым их везли на каторгу и в ссылку. Только теперь дорога помилованных декабристов лежала в обратном направлении, через Екатеринбург, Кунгур, Пермь, Оханск, Вятку, без кандалов и без сопровождавших, как это было прежде, фельдъегерей и жандармов.

рев.-народническая орг-ция. В 1880 по инициативе студента Казанского ун-та, местного уроженца В.Ф.Казакова, в Мотовилихе возник кружок. В него входили гимназисты, семинаристы и мелкие служащие В.Г. Кузнецов, Е.В.Попов, А.И.Кузовников, В.Грибель, А.Гулин и др. Впоследствии кружок расширился. В конце 1881 в него была вовлечена группа мотовилихинских раб. - В.И.Першин, В.Ф.Ермолин и др. 1882-1883 - самый активный период в деятельности орг-ции. Признанным рук. в это время являлся В.А.Померанцев, исключенный из Казанского ун-та за участие в студенческих волнениях. Кружок развернул шир. пропагандистскую деятельность среди уч-ся ср. уч. заведений г. Для уч-ся кружковцами издавалась специальная гектографированная газ. "Школа", в к-рой помещались статьи полит. характера. Несмотря на то, что в орг-ции преобладали идеи утопического социализма (гл. силу рев. борьбы и соц. переустройства об-ва видели в крест.), "декабристы" первыми на У. вовлекали в рев. движение раб. Рук. практической деятельностью в Мотовилихе перешло к столяру В.И.Першину. В Мотовилихе чл. кружка была осн. библ., к-рая использовалась для расширения связей с раб. и распространения среди них нелегальной лит-ры. В кружке читали и распространяли отд. произв. Лассаля, Швейцера, Лаврова, Маркса и др. социалистов. Пропагандистская деятельность кружка оказала нек-рое влияние на раб. Кружок установил тесные связи с народовольческими орг-циями Москвы и Петерб. В дек. 1883 кружок был разгромлен полицией. Отсюда и назв. "декабристы". В тюрьму попало более 70 чел. Его рук. В.А.Померанцев и В.И.Першин были сосланы в Сибирь.

Лит.: Рабинович Я.Б. Пермские "декабристы" (1880-1883 гг.). Пермь, 1966; История Урала в период капитализма. М., 1990.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Смотреть что такое "Пермские декабристы" в других словарях:

Сибирь — I Сибирь территория, занимающая большую часть Северной Азии от Урала на З. до горных хребтов Тихоокеанского водораздела на В. и от берегов Северного Ледовитого океана на С. до холмистых степей Казахской ССР и границы с МНР и Китаем на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Сибирь — I Сибирь территория, занимающая большую часть Северной Азии от Урала на З. до горных хребтов Тихоокеанского водораздела на В. и от берегов Северного Ледовитого океана на С. до холмистых степей Казахской ССР и границы с МНР и Китаем на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Памятник жёнам декабристов — Памятник жёнам декабристов, находившимся в ссылке вместе с мужьями, находится в сквере близ исторического Завального кладбища в г. Тобольск. Установлен в 2008 году. Главный элемент монумента бронзовая женская фигура, по замыслу создателей… … Википедия

Как говорят пермские мифы, писал Дмитрий Архипович Красноперов, липовую рощу в Разгуляе посадили декабристы. Народная молва свидетельствует о том, что аллеи сада расположены в виде римской цифры XIX, что означает девятнадцатый век. А если посмотреть на сад сверху, то можно разглядеть дату восстания декабристов — 1825 год.

И правда, декабристов везли к месту ссылки через Пермь. Сибирский "каторжный" тракт проходил через наш город. Только вот везли их быстро, с остановками для смены лошадей. Арестантам было запрещено общаться друг с другом и с кем либо еще.

Говорят, что сажали
Вот эти аллеи
Те, с кем дружен был Пестель
И близок Рылеев…

Сад так решили назвать в 1925 году, когда в России и, в частности, в Перми широко отмечали 100-летие со дня восстания декабристов. В публикациях можно встретить сведения о том, что именно в 1925 году бывший тюремный сад получил это имя – сад Декабристов.

В 1884 году, по решению пермского губернатора Анастасьева Александра Константиновича ( назначенного 6-го августа 1882 года Пермским губернатором) был заложен сад, без фантазий названный в честь губернатора - Анастасьевский. И предназначался он для детей.

Летописец города Перми - В.С. Верхоланцев писал, что жители упорно не водили в него детей на прогулки. Ибо считали, что Анастасьевский сад не место для прогулок с детьми - окраина города, мрачное здание тюрьмы, видимое за деревьями.

Так Анастасьевский детский сад стал называться тюремным.

Считалось, что математик специально начертил план этого сада и зашифровал в нём какую-то необыкновенно важную для человечества идею, которую не мог или не хотел высказать прямо. Но, думаем, это преувеличение.

Места посадки деревьев он расположил тоже не случайно, а так, чтобы каждому из четырех стражников, дежуривших по углам сада, было видно гуляющих арестантов. Поэтому, арестанты были постоянно под надзором в любом месте сада.

Переходя с одной аллеи на другую арестант в тот же миг становился виден одному стражнику, другому, следующему. Сад довольно большой по площади, в форме правильного квадрата со стороной примерно в сотню шагов, и засажен деревьями не реже, чем в Загородном (ныне сад им. А.М. Горького).

Но если присмотреться, будет заметна некоторая прихотливость посадки. Сад, будучи еще тюремным был обнесен общей оградой с тюрьмой.

Но меняя название, сад поражает своей мрачной красотой поздней осенью. Черные стволы лип и фонари, подчеркивают мрачное название Тюремного сада, строгость прямых аллей и тюремную прозрачность сада из любой точки.

Но с приходом зимы, сад, утопающий в сугробах перестает быть мрачным. Проезжая мимо, легко представить там рождественские гуляния детей, сверкающую елку. Весной, распускающиеся и цветущие липы наполняют старый Разгуляй таким медово-сладким запахом, что у прохожих кружится голова.

Кто такой архитектор Свиязев и почему в его честь назвали улицу

В память о профессоре Александре Терехине, научные работы которого легли в основание этой статьи.

Из талантливого крепостного в свободные архитекторы

Стелы на Сибирской заставе. Построены по проекту Ивана Свиязева к приезду императора Александра I в Пермь в 1824 году. Оригиналы до наших дней не сохранились. Восстановленная копия одной стелы находится у входа в парк им. Горького со стороны ул. Сибирской.

В 1819 году под началом архитектора Франца Руска Иван Свиязев начинает работать на строительной площадке Императорской Петергофской бумажной фабрики. Он проделывает там колоссальную работу: составляет генплан фабрики, разрабатывает чертежи производственных корпусов и проектирует казармы, бани, больницы и жилые дома. Также Свиязев начинает выполнять поручения своей княгини. Для нее он проектирует здание конторы и флигель в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга и загородный дом на Васильевском острове.

3 ноября 1820 года, когда Свиязеву уже 23 года, Академия художеств и княгиня Шаховская договариваются об освобождении архитектора за которое впоследствии Иван Свиязев будет выплачивать деньги своей бывшей госпоже. В 1821 году Свиязеву присваивают звание художника-архитектора 14-го класса и отправляют обратно в Пермь, где он становится архитектором Пермского горного правления и одновременно работает на Мотовилихинском и Юговском медеплавильном заводах.

Пермский период архитектора Свиязева

В Перми Иван Свиязев будет жить до 1832 года, с перерывом между 1825 и 1826 годами, когда он будет строить казармы в Новгороде. Приезд архитектора на Урал совпал с периодом бурной реконструкции местных заводов. Тогда уральский регион приобрел славу крупного промышленного центра Российской империи, который оказывал влияние на экономику Западной Европы.

Масштабная реконструкция промышленных предприятий потянула за собой и обновление жилых, церковных и административных зданий. Поэтому за годы проживания в Перми архитектор Свиязев будет проектировать не только для промышленности, но и для города (более 30 проектов). Его заказчиками станут Пермская дума, губернаторы и местные купцы.

Главная фабрика Мотовилихинского медеплавильного завода. 1825 года постройки. Фотография конца XIX века. Здание не сохранилось.

Разумеется, далеко не все его проекты сохранились до нашего времени, однако те, что пережили почти два века истории, знакомы каждому пермяку:

  • ротонда в парке им. Горького;
  • Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище;
  • здание бывшей Пермской духовной семинарии (ул. Монастырская, 12);
  • Дом губернатора (пересечение ул. Сибирской и Екатерининской);
  • могила героя Бородинского сражения майора Теплова на Егошихинском кладбище;
  • Пермская казённая палата (до реконструкции после пожара 1842 года).
  • Благородное собрание на Сибирской (культурный центр ГУ МВД по Пермскому краю);
  • колокольня Спасо-Преображенского кафедрального собора (теперь здесь Пермская художественная галерея);
  • Дом Мешкова (позднее реконструирован архитектором Турчевичем):
  • Дом подрядчика Крылова (перекресток ул. Куйбышева и Пушкина).

Дом губернатора по проекту архитектора Ивана Свиязева (пересечение ул. Сибирской и Екатерининской).

Также, среди уральских городов, Иван Свиязев оставил свой след в архитектуре Екатеринбурга, где спроектировал здания Монетного двора, Кунгура — обелиск в честь защитников города от войск Пугачева, Златоуста — большая оружейная фабрика.

Создание Уральской школы архитектуры

Несмотря на то, что Иван Свиязев создал значительную часть архитектурных памятников современной Перми, больше всего ценится его труд по созданию Уральской школы архитектуры. Проблемой образования своих коллег Свиязев озадачился еще работая в Перми, а в 1832 году, после возвращения обратно в Санкт-Петербург, он стал передавать свой опыт десяткам учеников.

Свиязев становится преподавателем Горного института, читает лекции в Академии художеств, Василеостровской строгановской школе, Александровском лицее и Технологическом институте. В Петербурге он воспитывает архитекторов, которые в будущем будут проектировать города Урала. Большинство из них, как и когда-то сам Свиязев, были крепостными Строгановых.

Здание Духовной Семинарии в Перми (ул. Монастырская, 12).

Закат карьеры и смерть в нищете

В 1839 году из-за проблем со здоровьем архитектор прекращает преподавательскую деятельность и переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Там он начинает работать над строительством храма Христа Спасителя под руководством автора проекта Константина Тона, который с восторгом отзывается о его деятельности. Свиязев трудится над храмом до 1846 года, недомогание берет над ним верх. К этому моменту архитектору исполняется 50 лет.

Из писем Константина Тона об Иване Свиязеве:

Пермская казённая палата (до реконструкции после пожара 1842 года). Сейчас здесь находится Пермская городская дума и мэрия.

Первая супруга Ивана Свиязева Аграфена Шилова умерла в 1851 или 1852 году (данные разнятся) во время поездки с мужем в командировку в Новгородскую губернию. Собственных детей у супругов не было. Дети Аграфены Шиловой от другого мужчины воспитывались в другой семье.

Второй раз Иван Свиязев женился на вдове майора Таисии Шитниковой. От этого брака у архитектора было три дочери, но все они умерли в младенчестве, а его супруга скончалась в 1869 году. Из близких людей связь с выдающимся архитектором поддерживала только его падчерица Лидия Шитникова.

Иван Иванович Свиязев похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. В его честь названа улица в Индустриальном районе Перми.

Читайте также: