Агитационно массовое искусство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Агитационное искусство появилось достаточно давно, ещё в Древнем Риме, когда живописец должен был выразить политические амбиции заказчиков. Это нашло отражение как в живописи, так и в скульптуре. К началу 20 века это уже было не просто интуитивное требование правителя, а целая наука, которая воспитывала определенное восприятие действительности, определенные идеалы и образ жизни.

Монументальная пропаганда

Это произведение создали 667 человек за полгода, оно получило высшую награду Всемирной выставки, прошедшей в Париже в 1937 году. Сейчас его можно увидеть в Геологоразведочном институте ВСЕГЕИ в Санкт-Петербурге. После такого успеха мозаика как сила агитации надолго завоевала свое место на стенах спортивных, культурно-развлекательных заведений, школ, жилых зданиях и прочих местах.

Искусство пролетариата в массы

Следующими объектами стали агитационные изделия из фарфора. От таких тарелок и чашек не требовалась особая красота, ее целью было повышение сознательности граждан советского союза. Сейчас предметы с изображением красной звёзды, флага, портретами Ленина и Сталина, рабочих и колхозников, серпа и молота, других рабочих инструментов, книг, различными лозунгами скорее антикварная редкость, а раньше это была обычная ежедневная посуда. Над такой посудой работали многие известные художники и в первые два десятилетия СССР были выпущены самые интересные работы, в дальнейшем такие изделия выпускались только к юбилейным датам.

Ещё в начале 1920-х годов такие изделия вызвали фурор на Международной выставке в Брюсселе и по просьбе западных коллекционеров позже они неоднократно представляются на Всемирных выставках-ярмарках в Париже и Милане. Эта посуда пользовалась за рубежом огромным спросом и занимала первые места. Ткани с контурами промышленных предприятий, колосящиеся поля, новые лозунги, лампочки и шестерёнки все это стало следующим этапом.


Фото: ссылка

- невероятная историчность, отражение эпохи, печать эпохи, которая переводит такое искусство в качество реликвий, свидетельств эпохи, - а все это порождает особенную легитимность такого искусства; кстати, именно XX век обозначил проблему легитимности искусства и вообще символического; пожалуй, вершинными кейсами легитимности в искусстве являются истории фотографии и кинематографа, кейсы легитимности бытия такого искусства и легитимности, обоснованности затрат ограниченного ресурса внимания человека, как потребителя символического, даже растраты, монетизации и размена такого ресурса;

- искусность – агитационное искусство не растеряло это очень важное качество искусства, которое в длинный послевоенный период другими отраслями визуальных искусств за границами нашей родины постепенно утрачивалось, а сегодня уже почти утрачено;

- сверхкоммуникативность - агитационное искусство ориентировано на Другого, оно подразумевает вшитость эдакого символического сервиса , оно изначально ориентировано на Другого, в том числе и на Другого из иных времен;





двойной клик - редактировать галерею

- ну и наконец, это просто очень хорошее искусство, которое умеет нравиться.

Благодаря всему этому, уже относительно изучены и продолжают изучаться агитфарфор, агитплакат и прочие. Вплоть до агитпароходов и агитпоездов. Уже возникло некоторое кипение, затеплилась заинтересованность в изучении таких тем, как агитлак, агиткружево, агитстекло и др.

Необходимо признать, что советская эмиссия агитационного искусства была самой масштабной в мировой истории. В некотором роде, советское агитационное искусство было эдаким звериным рыком новорожденной Страны Советов, которая сразу же обеспокоилась наращением онтологической плоти. СССР не стал доверяться времени и лихорадочно проделывал огромную экзистенциальную работу. Советское государство стало лихорадочно метить своей символикой буквально всё, выдав самый настоящий феномен агитационной тотальности.

Если же сравнивать советское агитационное искусство с такого же рода эмиссиями в дореволюционной России, то разница не может не бросаться в глаза. Антипетровская лубочная пропаганда, медальные эмиссии XVIII века, продвижение Екатериной губернской реформы и даже екатерининская визуальная кодификация народовидения и народоведения в гравюре и фарфоре, агитационные эмиссии времен Отечественной войны от карикатуры до сервизов, периода Крымской войны, реализации крестьянской реформы Александра II и формирования Антанты, пропаганда времен Русско-японской войны и даже Первой мировой войны - все это не идёт ни в какое сравнение с советской агитационной эмиссией, хотя и составляет пока ещё не очень хорошо исследованную пещеру с бесценными сокровищами истории отечественного агитационного искусства, которому, кстати, гораздо более 300 лет.

И всё-таки советские агитационные визуальные искусства – это нечто особенное. Как специалист по истории Великой французской революции, могу ответственно заявить, что ничего подобного советскому, ничего сравнимого с советским, там и близко не было.

Красному проекту удалось создать полноценный визуальный код. В том самом, сегодняшнем, самом актуальном, смысле. И этот код содержал в себе экзистенциальный драйв, без которого невозможна символическая экспансия. Кстати, весьма интересно и вполне возможно было бы составить даже эдакий советский брендбук. Материала более чем достаточно! Нужно только собрать его и сверстать.

Однако не следует недооценивать и русско-советский континуум в истории отечественного агитационного искусства. Особенно на примере фарфора. Прежде всего функционального фарфора, который еще недостаточно изучен в отличие от высокохудожественного, высокого агитационного фарфора. Примером такого континуума является и кейс Маяковского, который из агитационного лубка Первой мировой войны органично перешел к Окнам РОСТА.

Изучение музейных коллекций позволяет уже говорить о подобии периодизации советских агитационных визуальных искусств. Это безусловно не строгая периодизация, это скорее гипотеза:

- 1917 – кон. 1930-х гг. – раннесоветское агитискусство с хорошей прививкой русского авангарда, ар-деко и прочих, с невероятным драйвом, формальными поисками и невероятно ценным содержанием;

- 1941-1945 гг. – период Великой Отечественной войны, в который случилась невероятная мобилизация всех деятелей искусств, даже формалисты и опаленные опытом авангарда мастера как-то в одночасье обрели прозрачность, спрямленность; кстати, и здесь важно понять, что СССР превзошел нацистскую Германию в том числе и в области агитационных технологий, мы переиграли фашистов на ниве пропаганды вчистую, советская пропаганда выиграла свою собственную страну, а также оказалась эффективной и на внешнем контуре, что позволило выйти из Великой Отечественной войны с невероятным, наимощнейшим символическим капиталом;

- вторая половина 1950-х – кон. 1960-х гг. – ещё один пик советской визуальной культуры, которому свойственны: поэтичность, способность к почти дизайновым обобщениям, какая-то удивительная энергетика созидания, строительства, увиденность многого глазами заново родившегося и расправившего плечи нового частного советского человека, обаяние молодости, формальная изощренность, ничуть не меньшая, чем в ранне-советский период, - здесь Целина и кукурузная кампания, сциентистский романтизм и покорение космоса, старт визуальной кодификации послевоенного праздничного канона и др.;

- начало 1970-х – сер. 1980-х гг. – эпоха советского маньеризма, потеря цивилизационного драйва, избыточная кодификация агитационного визуала, в чем можно убедиться, исследуя комплексы памятников таких кампаний, как БАМ, Олимпиада в Москве, экология и прочие;

- сер. 1980-х – 1991 г. – короткая перестроечная вспышка, породившая визуальную аранжировку катастрофического аутоиммунного заболевания, приведшего к самоубийству великого Красного проекта, когда вся мощь советского агитискусства была брошена на убиение страны; нельзя не признать, что перестроечному агитискусству в каких-то его проявлениях был присущ некоторый драйв, который особенно чувствуется в плакате и др. ; и здесь не обошлось без интересных формальных находок в антисталинской, антиалкогольной, экологической и др. кампаниях;

Разумеется, любая периодизация условна. И раннесоветский период можно пробовать разбить на два под-периода или даже на два полноценных периода. Вообще на примере истории советского агитационного искусства можно очень хорошо, очевидно, видимо, зримо проследить следующее. По сути, СССР – это государство трех поколений. СССР проиграл где-то там, где случаются межпоколенческие переходы и транзиты. Поколение учредителей великого Красного проекта проиграло собственных внуков. Именно на внуках иссякла энергетика Красного проекта. Выдохлись смыслы из советских институтов. Удалось построить, но сбой вышел на этапе эксплуатации, гарантийного обслуживания и пост-гарантийной реанимации. Нужно признать, что раннесоветский период и годы Великой Отечественной войны можно отнести к числу относительно изученных. Остальные же еще ждут своих вдумчивых и дотошных исследователей.

Так же, как и импрессионизм, советское агитационное искусство следует рассматривать, используя пространственные категории. Очевидно существовала метрополия и обширная ойкумена, которую просто необходимо понимать очень сложно и которая слагалась из:

- советских союзных республик, в каждой из которых решались разные задачи, реализовывались различные подходы и интонации;

- стран соцлагеря, существовавших под пристальной опекой советской метрополии – в этих странах сформировалось, за, кстати, очень недолгое время, свое мощное агитискусство, которое сегодня кое-где не в чести, и которое нам просто нельзя бросать, нам нужно его изучать, выставлять, мотивировать не включение его в музейные экспозиции, не пропускать момент, когда это искусство нужно будет и реставрировать;

- соседние пост-имперские страны – парадокс, но в ойкумену советского агитационного искусства следует отнести и феномен рижского агитционного фарфора, который был порожден эстетикой русского авангарда, реализовывал декоративистские кодификации невероятных открытий русского авангарда, и все это создавалось на мощностях рижского фарфорового завода Кузнецова; причем рижский агитационный фарфор прославлял новорожденную латвийскую государственность, новорожденное национальное государство, но, с точки зрения эстетики, формы – это часть советской агитационной ойкумены;

- зона активной работы Коминтерна – необходимо включать в советскую ойкумену и агитационные визуальные эмиссии времен гражданской войны в Испании и др. ;

- зона левого модернистского искусства Латинской Америки, для которого метрополия поставляла значительную часть визуальных кодов и мяса для изображаемого – это и Ривера, и Фрида Кало, и Сикейрос и многие другие;

Безусловно ойкумена советского агитационного искусства требует детальнейшего и пристального изучения. Важно честно и точно описать экспансию советских визуальных искусств, учитывая и такие интереснейшие примеры, как:

- инокультурная, иноцивилизационная экспансия советских визуальных искусств – тут безумно интересны исламские, конфуцианские и иные транскрипции советского визуального кода;

- инохронологические, иновременные попытки советской экспансии - именно так можно охарактеризовать серьезную, системную работу по внедрению советской символики в национальные и региональные паттерны и орнаменты – у которых были особенные отношения с временем – от советских монет в женских монисто до обильных частушечных эмиссий. Ну и невероятно интересен феномен агитпрялки!





двойной клик - редактировать галерею

Не может не впечатлять то, что я про себя называю агитационной тотальностью. На каких только носителях, в каких только техниках и материалах, ни были отражены советские символы и агитационные нарративы!

И это далеко не только фарфор (а советский агитационный фарфор еще далеко не изучен должным образом, особенно поздний), но и:

- агитстекло – кстати, особенно интересно агитстекло, выполненное в Гусе Хрустальном в технике Галле, которое можно было увидеть на выставке "Москва. Хроники советского времени", прошедшей в Кусково в 2017 году

- агитлак – уже изучаемый благодаря коллекционерам

- агиткость – производимая в разных уголках Русского Севера





двойной клик - редактировать галерею

- агиткружева – и вологодские, и вятские





двойной клик - редактировать галерею

- агитчугун – каслинское и кусинское художественное литье и даже чугунные печные затворки




двойной клик - редактировать галерею





двойной клик - редактировать галерею

- даже агитнаперстки (улыбка)





двойной клик - редактировать галерею





двойной клик - редактировать галерею





двойной клик - редактировать галерею

И прочее, и прочее, и прочее.

Я уверен в том, что это обязательно случится. Вообще у советской агитационки все будет хорошо. Потому что она очень нравится публике и коллекционерам. А искусствоведы подтянутся сами (улыбка).

Теги события:

искусство агитация культура ссср история пропаганда большевики красный проект фарфор искусствоведение главная другой

От кубизма и футуризма остались только четкость и мощность общей формы и яркоцветность, столь необходимые для живописи под открытым небом, рассчитанной на гиганта-зрителя о сотнях тысяч голов. Особое значение имело украшение агитпоездов и агитпароходов. Монументальные панно, эскизы оформления площадей, улиц, домов исполняют такие известные мастера, как К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, Н.А. Касаткин, И.И. Бродский, Б. М Кустодиев, Н.И. Альтман, и совсем неизвестные, только вступившие на путь искусства художники. Интересно отметить, что многим из них работа по живописному оформлению массовых празднеств помогла в дальнейшей творческой деятельности. Развиваются и основные формы живописи. На пути станковой живописи в первые годы советской власти в силу многих причин встречались трудности. Прежде всего, потому, что футуристы, имевшие большой авторитет в искусстве этого периода, отвергали станковую картину как “продукт буржуазного строя”. “Беспредметники” естественно, вообще отрицали живопись, среди сторонников которой не было никакого единства, тогда как футуристы, кубисты, абстракционисты были инициативней и сплоченней, они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения. Со всеми этими трудностями и приходилось бороться тем художникам, которые создавали новую советскую живопись, продолжая реалистические традиции. Первоначально многим из художников всю сложность чувств перед лицом грозных событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Склонность к метафоре, гиперболе, к символике была характерна и для литературы. Революция представлялась многим из художников, особенно старшего поколения, как космический, вселенский катаклизм, и из этих настроений появляется кустодиевский “Большевик” - гигантская фигура со знаменем в руках, шагающая через улицы и переулки оживленного города. Подобным восприятием отличается картина “Новая планета” К.Юона. Озаренная красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют ее, другие в ужасе от нее бегут - в этом образе было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям. В агитационно-оформительском искусстве, архитектуре, скульптуре художники в поисках эмоционального образного воплощения темы всегда опираются на глубокий психологический анализ формы художественного произведения. Подчиняя форму содержанию и выражая его посредством формы, художник всегда — интуитивно либо сознательно — учитывает эмоциональность структурных элементов произведения.

1. шрифтовые формы (лозунги, призывы, транспаранты, текстовые плакаты);

2. политический плакат;

3. тематические выставки, установки и стенды агитационно-массового содержания;

5. доски почета, аллеи передовиков производства, героев труда;

6. формы, отражающие ход социалистического соревнования, выполнение производственных планов (Экран соцсоревнования, Календарь трудовой славы, Доска производственных показателей);

7. стенные газеты, сатирические выпуски и т. д.

Темы: острые революционные темы, темы патриотизма,

Формы выразительности: Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания.




Авторы: А.А.Веснин, С.Доненков, Н.Андреев, В. Маяковский, В.Дени,. Бродский, А. Дейнека, М.Авилов и др.

От кубизма и футуризма остались только четкость и мощность общей формы и яркоцветность, столь необходимые для живописи под открытым небом, рассчитанной на гиганта-зрителя о сотнях тысяч голов. Особое значение имело украшение агитпоездов и агитпароходов. Монументальные панно, эскизы оформления площадей, улиц, домов исполняют такие известные мастера, как К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, Н.А. Касаткин, И.И. Бродский, Б. М Кустодиев, Н.И. Альтман, и совсем неизвестные, только вступившие на путь искусства художники. Интересно отметить, что многим из них работа по живописному оформлению массовых празднеств помогла в дальнейшей творческой деятельности. Развиваются и основные формы живописи. На пути станковой живописи в первые годы советской власти в силу многих причин встречались трудности. Прежде всего, потому, что футуристы, имевшие большой авторитет в искусстве этого периода, отвергали станковую картину как “продукт буржуазного строя”. “Беспредметники” естественно, вообще отрицали живопись, среди сторонников которой не было никакого единства, тогда как футуристы, кубисты, абстракционисты были инициативней и сплоченней, они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения. Со всеми этими трудностями и приходилось бороться тем художникам, которые создавали новую советскую живопись, продолжая реалистические традиции. Первоначально многим из художников всю сложность чувств перед лицом грозных событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Склонность к метафоре, гиперболе, к символике была характерна и для литературы. Революция представлялась многим из художников, особенно старшего поколения, как космический, вселенский катаклизм, и из этих настроений появляется кустодиевский “Большевик” - гигантская фигура со знаменем в руках, шагающая через улицы и переулки оживленного города. Подобным восприятием отличается картина “Новая планета” К.Юона. Озаренная красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют ее, другие в ужасе от нее бегут - в этом образе было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям. В агитационно-оформительском искусстве, архитектуре, скульптуре художники в поисках эмоционального образного воплощения темы всегда опираются на глубокий психологический анализ формы художественного произведения. Подчиняя форму содержанию и выражая его посредством формы, художник всегда — интуитивно либо сознательно — учитывает эмоциональность структурных элементов произведения.

1. шрифтовые формы (лозунги, призывы, транспаранты, текстовые плакаты);

2. политический плакат;

3. тематические выставки, установки и стенды агитационно-массового содержания;

5. доски почета, аллеи передовиков производства, героев труда;

6. формы, отражающие ход социалистического соревнования, выполнение производственных планов (Экран соцсоревнования, Календарь трудовой славы, Доска производственных показателей);

7. стенные газеты, сатирические выпуски и т. д.

Темы: острые революционные темы, темы патриотизма,

Формы выразительности: Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания.

Авторы: А.А.Веснин, С.Доненков, Н.Андреев, В. Маяковский, В.Дени,. Бродский, А. Дейнека, М.Авилов и др.


Н.И.Альтман. Монумент к 1-й годовщине Октябрьской революции на площади Урицкого в Петрограде. Ноябрь 1918


Открытие памятника Карлу Марксу в Москве. 7 ноября 1918. Стоят в первом ряду слева направо: Д.П.Штеренберг (второй), Н.Н.Пунин (четвёртый), А.Т.Матвеев (в профиль)







Средства пропаганды не исчерпывались установкой памятников (нередко их ставили на месте снесённых революцией). Важнейшей формой агитации власть считала празднование новых революционных дат (1 мая и годовщины революции). На оформление этих празднеств и массовых действ не жалели ни денег, ни материалов. Также использовались агитпоезда, агиттрамваи и прочий транспорт. Важную роль играли плакат и Окна РосТА. Предполагалось широко применять новую эмблематику и топонимику, ввести новые революционные праздники (вместо религиозных).

Из художников и скульпторов, в той или иной степени близких авангарду, в агитационно-массовом искусстве были задействованы Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков, В.Д.Баранов-Россине, братья А.А. и В.А.Веснины, С.В.Герасимов, Я.М.Гуминер, Теодорс Залькалнс, П.В.Кузнецов, А.В.Куприн, В.В.Лебедев, Л.М.Лисицкий, И.И.Машков, В.И.Мухина, А.А.Осмёркин, К.С.Пет­ров-Водкин, Л.С.Попова, И.А.Пуни, А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, В.Е.Татлин, Н.А.Тырса, Г.В.Фёдоров и другие.

Читайте также: