Гуманистический пафос божественной комедии ад данте кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Большая часть жизни Алигьери была связана с его родным городом – Флоренцией, где он занимался научной, литературной и политической деятельностью. В то время в городе боролись две партии – Гибеллины, считавшие, что Флоренция должна присоединиться к Священной Римской Империи, и Гвельфы, выступавшие за ограничение власти императора и усиление власти Римского Папы. Алигьери был сторонником второй группировки, и за это, когда на очередном этапе политической борьбы Гибеллины стали брать верх, был изгнан из города.

Жанр и направление

Смысл названия

Композиция

Суть: о чём поэма?

Повествование начинается с того, что герой Данте, достигнув тридцати пятилетия, теряется в тёмном лесу, где на него нападают три зверя: лев, волчица и пантера. От гибели героя спасает дух древнеримского поэта Вергилия.

Вергилий поясняет, что был он был послан усопшей возлюбленной главного героя – Беатриче, с заданием – провести героя в Рай через Ад и Чистилище.

Именно на самом дне Ада Вергилий открывает герою дверь, которая приводит их в Чистилище. Сначала герои сталкиваются с душами раскаявшихся в смертный час, а также королями и императорами, одержимыми мирскими делами. Перед подъёмом ангел наносит герою на лоб семь символов, соответствующих семи смертным грехам. После преодоления каждого круга ангелы стирают по одному символу.

  1. В первом круге чистилища гордецы ползут по земле с камнями, привязанными к шее.
  2. Во втором круге завистники, одетые в лохмотья и лишённые зрения.
  3. Третий круг очищает дымом души, объятые гневом.
  4. В четвёртом круге праздные души вынуждены постоянно двигаться и чем-то заниматься.
  5. Пятый круг содержит в себе корыстолюбцев, рыдающих и распластавшихся на земле.
  6. В шестом круге голодают души, одержимые чревоугодием.
  7. В седьмом круге похотливые души идут к вратам Рая, очищаясь в зное пламени.

Очистившись от земных грехов и попрощавшись в Вергилием, главный герой входит в Царство Божие, где встречает свою возлюбленную Беатриче. Минуя первое небо – обитель нарушивших обеты праведников, второе небо, где наслаждаются вечностью правители-реформаторы и невинно пострадавшие, третье небо, где пребывают истинно влюблённые, четвёртое небо – обиталище величайших учёных и мыслителей, пятое небо, где наши свой покой величайшие защитники веры, шестое небо – обитель справедливых правителей, седьмое небо – где обитают души великих теологов и богословов, восьмое небо, где герой встречает апостолов Христа, девятое небо, где обитают ангелы и святые, и, наконец, герой добирается до десятого неба, где на вершине блаженства, созерцая самое сердце мироздания, он приходит к выводу, что именно любовь является тем, что движет всю Вселенную.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой (Данте) мужчина тридцати пяти лет, на момент начала повествования пребывающий в растерянности и сомнениях. Чтит Бога и искусства, к павшим грешникам же, как правило, не проявляет ни малейшего сочувствия. После погружения в пучину отчаяния во время путешествия по Аду проходит путь духовного перерождения, становясь мудрее и праведнее. Достигнув просветления и узрев высшее проявление божественного, приходит к выводу, что в основе всего сущего лежит любовь.
Вергилий древнеримский поэт, заточённый в первом круге Ада. Несмотря на своё языческое вероисповедание, становится исполнителем божественной воли, проводником и учителем для Данте. Во время путешествия проявляет твёрдую натуру, не боится никаких трудностей, даже чудовищ преисподней. Символизирует собой искусство.
Беатриче умершая возлюбленная героя, воплощает в себе недостижимый идеал писателя, ту самую любовь, которая придаёт всему бытию смысл.

  1. Жизненный путь – весь сюжет поэмы является аллегорией на человеческую жизнь. Герой Данте сбивается с жизненного пути, оказывается в одиночестве, не понимая, куда идти дальше. Ад символизирует собой человеческое падение, потерю всяких моральных ориентиров, погружение во мрак и отчаяние. Однако, достигнув самого дна, герой входит в Чистилище и вступает на путь очищения от своих пороков. Вступление в Рай символизирует окончание перерождения героя, осознание им истины. Ведут же его по этому непростому пути искусство в лице Вергилия и любовь в лице Беатриче.
  2. Религия – религия является тем стержнем, на котором держится сюжет романа. Христианская вера у Данте стоит во главе всего мирского, только истинные христиане в его поэме достойны рая, а все иноверцы обречены на вечное прозябание в Аду. Однако характерным штрихом является то, что учителем и проводником для героя поэмы становится не душа христианина, а дух язычника Вергилия. Это роднит Алигьери с деятелями Возрождения, ведь красоту и искусство он ставит выше религиозных догматов.
  3. Искусство – воплощением искусства в романе выступает поэт Вергилий, именно он становится проводником героя через Ад и Чистилище. Таким образом писатель показывает, что именно искусство может сначала спасти человека от падения во тьму, а потом помочь ему пройти через очищение и избавиться от своих пороков и в итоге подвести его божественному началу.
  4. Любовь – с воплощением любви – Беатриче, герой Данте сталкивается, только переступив Райские врата. С этого момента он становится на путь познания и просвещения, и именно любовь к человечеству и Богу ведёт его к озарению. В итоге герой приходит к выводу, что именно любовь, которая помогла ему не сломаться по пути через Ад и Чистилище, а потом провела его по Раю, является центром всего и ответом на все вопросы.

Проблемы

  1. Нравственные пороки – поэма Алигьери даёт нам ярчайшую картину человеческих проступков. Проходя через Ад, писатель показывает нам то, что именно он считает грехом. В этом плане Алигьери довольно жесток к людям, ведь в его Ад попадают не только реальные грешники, но и обычные люди, которые просто не смогли как-либо проявить себя в жизни. Самым же страшным грехом, по мнению Данте Алигьери, является предательство, сам писатель чувствовал себя преданным после изгнания из Флоренции, а потому предателей в его поэме терзает сам Сатана.
  2. Божественное правосудие – Алигьери показывает нам, что в конечном итоге, несмотря на всю мирскую суету, каждый после смерти получит то, что он заслужил. Та справедливость, которая ждёт людей после смерти, зачастую даже самому герою Данте кажется слишком жестокой. Частой картиной в Аду являются страшные мучения как преступника, так и его жертв. Все люди, по мнению, Данте одинаково греховны, и лишь самые достойные избегут кары.
  3. Отчаяние. Духовный кризис может настигнуть каждого человека, и лишь любовь поможет ему вырваться из пучины отчаяния и греховности. Также в обретении смысла жизни помогает искусство, просветляющее душу красотой.

Основная идея

Чему учит?

Эта поэма учит нас тому, что, как бы ни была тяжела жизнь, человек не должен сдаваться и отчаиваться. По мнению писателя, в трудной ситуации люди должны опираться на искусство, красоту и любовь. Таковы нравственные уроки книги.

Критика

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 28.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 30.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Три поэта - Данте, Петрарка и Боккаччо в XIV веке - подготовили величайший расцвет искусств и мысли в Италии и прежде всего во Флоренции на рубеже XV-XVI веков.

Гуманизм, как зародилось это понятие, отнюдь не моральное, а прежде всего и по преимуществу эстетическое и философское, с выделением человека, вместо Бога, как центрального образа в миросозерцании новой эпохи. Отсюда чувство свободы и жизнерадостность у ее первых представителей во Флоренции в ее золотой век.

Но гуманизм вскоре смыкается с гуманностью, присущей христианскому вероучению, порождая уже чисто моральную рефлексию даже у первого гуманиста в Европе, что станет характерной чертой Ренессанса, исполненной трагизма, помимо постоянного торжества зла в мире.

Вершиной творчества Данте является “Божественная комедия”. Поэма написана как странствие поэта по загробному миру. Проводником Данте в этом путешествии является поэт, автор “Энеиды”, Вергилий.

В произведении это символ разума, направляющего людей к земному счастью. Вергилий объясняет автору все, что видит. Данте спускается с ним в Ад, затем поднимается на гору Чистилища, очищается от грехов и возносится в Рай.

“Божественная комедия” состоит из трех частей – “Ад”, “Чистилище” и “Рай”. Она построена

как Роман приключений, действие которого происходит в неведомых странах. Автор с точностью описывает все мелочи и подробности пути.

Очень реально показаны спуски, скалы, лестницы, тропинки и проходы так, что у читателя не возникает сомнений в реальности происходящего.

…И вот внизу крутого косогора, Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Вместе с автором поэмы мы проходим через тесный и смрадный Ад. Здесь царят ненависть, скорбь, негодование, упорство в грехе: “вздохи, плач и исступленный крик”.

Сильное впечатление на автора производят слова, начертанные над входом

Попав в Ад, Данте задает вопрос о том, перешел ли кто-нибудь из Ада в Рай. Вергилий отвечает, что после смерти и Воскресения Христа из Ада в Рай были забраны Авель, Ной, Моисей, Давид, Авраам, Иаков (Израиль), его дети:

…Других спасенных не было до них, И первыми блаженны стали эти.

Вергилий проводит автора через девять кругов Ада. Затем Данте попадает в Чистилище, “где души обретают очищенье и к вечному восходят бытию”.

Чистилище автор изображает в виде горы.

Автор показывает, что любовь – причина всех человеческих дел, как добрых, так и злых, в зависимости от того, благая это любовь или нет. В кругах Чистилища души людей очищаются от грехов: в первом – от гордости, во втором – от зависти, в третьем – от уныния, в четвертом – от гнева. Вергилий излагает учение о любви как источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища.

Очистившись от грехов, Данте возносится в Рай в сопровождении любимой женщины Беатриче, которая символизирует божественный разум.

Чудесна и загадочна планировка Рая. Точно так же, как и в Аду существует девять “дьявольских” кругов, в Раю существует девять “ангельских” кругов. Радость, восторг, любовь – все это ощутил автор в Раю.

Здесь он слышал хвалебные напевы Отцу, Сыну и Святому Духу.

Только в Раю автор понял, что папский престол не следует учению Христа. Он называет Ватикан кладбищем истинных христиан, погибших от рук папских прелатов. Данте осознал любовь Христову, насколько ценна для Бога душа человека, одновременно с этим он понял, что во свете Христа дух человека становится таким, что стремится лишь к Нему, не возвращаясь к земным делам.

Любовь – только она “движет солнце и светила” – это итог “Божественной комедии”.

“Божественная комедия” Данте связана с реальностью, отражает его время, воссоздает образ современников. Великий поэт вершит суд над темными силами средневековья, обличает и наказывает пороки, возвеличивает любовь, прославляет активность, деяния. Данте стремится указать пути политического и морального обновления, предвосхищая многое из нового мировоззрения, которое утверждалось в эпоху Возрождения.

Сара Данченко

Происхождение Ада. Он возник после падения свергнутого с неба Люцифера, предводителя восставших против Бога ангелов. Люцифер застрял в недрах Земли, которая, отодвинувшись от него, образовала гигантскую воронку. Принципы распределения наказаний в Аду. В XI песни "Ада" Вергилий, ведущий Данте через два из трех миров, объясняет своему спутнику устройство преисподней. Из его слов выясняется, что Ад устроен "по науке" - в соответствии с "Этикой" Аристотеля, где выделяются три главных человеческих порока: "несдержанность, буйное скотство и злоба". Грехи - это проявление пороков в поступках людей. Грехи несдержанности - самые легкие; они караются в Верхнем Аду (2-5 круги); Остальные - в Нижнем Аду (6-9 круги). Грех, порожденный скотством, карается в 7-ом круге. Порок злобы - самый тяжелый; он наказывается в 8 и 9 кругах.

Перед вратами ада Данте встречают сонные толпы грешников. Вергилий говорит, что это жалкие души, что они не стоят слов. Эти люди не делали ни добра, ни зла. Эпитеты: ничтожные и жалкие, больше нигде в комедии таких эпитетов нет.

Комические моменты, несмотря на общий пафос произведения. Появление Харона. Здесь он демон. Первый круг – Лимб (кайма). По традиционной версии там мучались язычники, родившиеся до появления Христа. Данте пересмотрел эту версию, не хочет мучить некрещеных младенцев и праведников. Здесь никто не мучается. Он собирает отдельно лучших поэтов – 6 имен: Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий (которому единственному дарована привилегия перемещаться по всем кругам ада), Лукан и сам Данте. Здесь же и библейские старцы, многих Христос потом забирает в рай. Перед вторым кругом ада стоит Минос – полудракон. Судит грешников, оборачивает хвост вокруг себя, сколько оборотов – такой круг ада Данте пытается соотнести грех и наказание. 2 круг – сладострастники, наказание за вихрь страстей – черный вихрь, в котором мучается душа. Фигуры трагического ада – Франческа Доримини и Паоло. Их история была у всех на слуху, поэтому в книге не объясняется, кто это. Это единственные души, которые Данте не разделяет. Их история по-человечески тронула Данте, хотя он их и осуждает.

3 круг – чревоугодники, Цербер. Вергилий залепляет ему пасть комком грязи. Фигуры комического ада – например, недавно умерший обжора Чакко. Флорентиец. Он бросается к Данте с объятьями, хотя они не знакомы. Физические страдания грешников не так страшны, как духовные. Умершие не знают, чем заканчиваются земные дела. Идея: человеческая душа жива, пока человека помнят. Поэтому Чакко просит Данте напомнить людям о его существовании.

4 круг – скупцы и расточители. Большой кошелек.

5 круг – болото Стикс. Грешники сравниваются с лягушками, которые высовывают рыльце. Гневные. Здесь, через Дит начинается спуск в нижний ад. Дит – город дяволов.

6 круг – еретики и все свои политические противники, даже живые. Они горят заживо в огненных гробницах. Исключение: не в гробнице один из вождей партии гибеллинов Фаринато Делио Уберти, но он падает туда после разговора с Данте.

7 круг – убийцы. Перед ним минотавр. Три пояса. Надо переплыть через ров крови, перевозят кентавры. 1 пояс – настоящие убийцы – н

Читайте также: