Портрет евграфа давыдова кипренский описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1831 году живописец Орест Кипренский пишет из Рима императору Николаю Первому с просьбой о ссуде в 20 000 рублей. Тогда это была значительная сумма. на эти деньги можно было прожить несколько лет.

В качестве обеспечения ссуды Кипренский предлагает свои картины, в том числе этот портрет. Портрет идет под номером вторым, художник обозначает его как "Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целый рост". Царь не ответил на просьбу художника и портрет еще несколько лет пробыл в Италии.

После скоропостижной смерти Кипренского в Риме от пневмонии в 1836 году Академия наук покупает картины Кипренского, в том числе и "Гусара Давыдова" и отправляет их в Петербург.

Более ста лет под портретом висела табличка "портрет гусара Дениса Давыдова". Денис Давыдов был известен всем, и как герой Народной войны, и как поэт:

Ради бога, трубку дай!
Ставь бутылки перед нами,
Всех наездников сзывай
С закрученными усами!
Чтобы хором здесь гремел
Эскадрон гусар летучих,
Чтоб до неба возлетел
Я на их руках могучих;

Денис Давыдов. Гусарский пир. 1804 год

Эскадрон гусар летучих - это было написано еще до 1812 года.

А в 1948 году - прошло еще четыре войны! - при разборе архивных бумаг искусствовед Э.Н. Ашаркина нашла "Реестр" Кипренского. Там имя гусара было зашифровано инициалами, но это был явно не Д.В. (Денис Васильевич) Давыдов, а некто Ев. В. Некоторое время считалось, что имеется в виду родной брат Дениса Давыдова Евдоким. Но вот незадача - Евдоким Давыдов не был гусаром, он был кавалергардом. А "некто Давыдов" на картине изображен именно в гусарском мундире.

Только в 1954 году картине было возвращено имя человека, на ней изображенного - полковника Евграфа Владимировича Давыдова, двоюродного брата Дениса Давыдова. Евграф Давыдов уже в 1809 году. когда Кипренский нарисовал портрет, был полковником. И судьба этого человека не менее достойна известности, чем жизнь лихого гусара и стихоплета Дениса Давыдова.

Евграф Давыдов почти на десять лет старше Дениса, он родился в 1775 году. С 1798 года - в лейб-гвардии Гусарском полку. Принимает участие в несчастливой для России "компании 1805 года", командовал эскадроном и отличился в битве при Аустерлице. То есть, еще до Войны 1812 года Евграф Денисов - уже известен как лихой гусар, он заслужил и чин полковника (В неполные 35 лет) и множество наград.

Денис в это время еще пишет стихи вольного содержания. в связи с чем его переводят из блестящего Кавалергадского полка (Петербург) в скромный Белорусский гусарский. Кстати, так Денис Давыдов и стал гусаром.

Евграф Давыдов принимает участие в Отечественной войне - уже как командир лейб-гвардии Гусарского полка. И командир боевой - в бое при Островно. где гусары должны были сдерживать натиск французов под Витебском и затормозить их движение в глубь России, был тяжело ранен картечью в левую руку.

Евграф оставляет полк - но только на время излечения. Уже в начале 1813 года полковник Евграф Давыдов возвращается в строй, принимает участие в сражениях при Люцене и при Кульме. За участие в сражении при Кульме получает звание генерал-майора.

В "Битве народов" под Лейпцигом Евграф Давыдов проявил чудеса мужества и героизма. И это не просто слова! Судите сами: в ходе битвы генерал-майор Давыдов получает ранение осколком гранаты в правую ногу. Дальше - контузия от пушечного ядра в голову. Но Давыдов остается в строю! Бой. пушечный выстрел. ядром Евграфу Владимировичу отрывает кисть правой руки и левую ногу по колено. Только после этого герой покидает строй.

В 1814 году император Александр Первый жалует Евграфу Давыдову пенсион в 6000 рублей в год, 500 рублей в месяц, что равняется жалованию "действующего" генерала.

Лихой гусар, мужественный командир Евграф Давыдов умер в 1823 году в своем поместье в селе Тютьково Венёвского уезда Тульской губернии, не дожив до пятидесяти лет. И слава Богу, не дожив до декабрьского восстания 1825 года.

Но еще 125 лет посетители Русского музея, в котором висел, да и до сих пор висит портрет гусара Давыдова, считали что на портрете - его лихой кузен Денис.

Орнест Кипренский,

Орнест Кипренский, “Портрет Е.В. Давыдова”, 1809 год

Карина написана Орестом Адамовичем Кипренским в то время, когда только начинались войны с Наполеоном. Она отражает свойственную для того времени эстетику романтизма. Герой картины – храбрый, готовый отдать жизнь за Родину. В годы войны такое настроение было особенно актуально.

Герой боевых сражений – лейб-гусарский полковник Е.В.Давыдов.

Гусар Давыдов изображен на большом полотне высотой 162 см, почти в полный рост. Несмотря на небрежную позу, герой полон достоинства и мужественности. Он одет в парадный костюм – красный лейб-гусарский мундир, белые рейтузы и низкие сапоги, снятый с головы кивер и сабля как опора. В его умном и живом взгляде читается желание действовать, служить, бороться. Но хоть Давыдов и изображен в парадном виде, ему не присуща чрезмерная напыщенность. Он серьезный и спокойный. Художнику было важно раскрыть личность изображенного человека, а не внешнюю патетику. Об этом говорит и то, что лицо написано со всеми подробностями, оно отражает внутренний мир героя: кудрявые волосы, аккуратные усы, пухлые губы и чистый взгляд.

Живописец выбрал для картины ярко-красный, белый, золотой, черный цвета. Они усиливают романтический и мажорной настроение сюжета. Хорошо освещенный яркий герой контрастно смотрится на фоне темного предгрозового неба. Такая гамма цветов и бушующая природа широко использовались в стиле романтизма.

Кипренский – один из первых русских художников-романтиков. Он смог передать зрителю свое видение настоящего храброго, уверенного в себе служащего.


Из-за этого возникла путаница с атрибуцией произведения. Больше ста лет считали, что на полотне — самый известный Давыдов, герой-партизан Отечественной войны 1812 года, поэт Денис Давыдов. Однако в 1809 году, когда Кипренский написал картину, Давыдов был уже в чине ротмистра и, соответственно, носил другой мундир.


Джордж Доу и мастерская. Портрет Дениса Васильевича Давыдова. Холст, масло. Не позднее 1828. Государственный Эрмитаж.

Художник написал Евграфа на большом холсте, почти в полный рост, высота полотна — 162 сантиметра. Давыдов стоит в небрежной, но полной достоинства позе, держа руку на рукояти сабли. В военное время такие мужественные и одухотворяющие образы были особенно востребованы.

При этом живописец не обратился к чрезмерно энергичной военной патетике, как делали его современники, например французский художник Теодор Жерико — в портрете офицера конных егерей. Кипренский сосредоточился на характере своего героя, раскрыл его серьёзную и спокойную задумчивость.

Кратко описание картины

Давыдов изображен Кипренским во весь рост, на фоне пейзажа. Он стоит облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро; голова и торс представлены в контрастном движении — лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повернуты почти в профиль.

Но, несмотря на внешнюю эффектность и даже торжественность этой позы, она не производит впечатления нарочитой или манерной. В позе Давыдова есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит характеристикой образа. Кипренский не ищет здесь декоративных эффектов, а лишь стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображаемого человека.

В намеренном контрасте с воинственной и небрежной позой, как бы подчеркивая многогранность образа, изображено лицо Давыдова с широко раскрытыми задумчивыми и мечтательными глазами. Он кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью — недаром этот портрет так долго считался изображением поэта. Не будет преувеличением сказать, что в образе Давыдова художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи — воина и мыслителя.

Значительную роль в решении образа играет пейзаж. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой, и напряженная страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака.

Той же задаче воплощения внутреннего мира изображенного человека подчинен и колористический строй портрета с его смелыми контрастами света и тени и напряженным горением цвета.

В колорите портрета Давыдова еще чувствуются отзвуки больших традиций портретного искусства XVIII века. Подобно своим великим предшественникам — Рокотову, Левицкому и Боровиковскому, — Кипренский с непогрешимым совершенством и острым живописным чутьем передает материальность и цвет одежды Давыдова, его красный с золотом ментик, белые чакчиры и глубокий черный тон ботиков. Но декоративные качества подчинены эмоциональному содержанию; цвет становится носителем характеристики чувства.

Историческое значение портрета Давыдова становится понятным лишь в свете общих проблем, связанных со становлением романтизма в русской живописи.

Скидки и подарки

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

Читайте также: