Изложить точки зрения на пафос искусства в е хализева кратко

Обновлено: 02.07.2024

§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС

Различимы, во-первых, ценности универсальные, притязающие на статус общечеловеческих и общебытийных (или ими являющиеся). Их правомерно назвать онтологическими или высшими. И во-вторых, локальные ценности – то, что дорого, насущно и свято для отдельных сообществ и людей .(природная среда для тех, кто в ней обитает; национальные и семейно-родовые традиции; область индивидуального опыта).

Катарсис правомерно охарактеризовать как воплощение веры художника в вечную сохранность и неистребимость ценностей, прежде всего нравственных.

§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

Художественные достоинства произведений, говоря иначе, определяются не только мерой одаренности автора, но и направленностью его деятельности на решение творческих заданий, позитивно значимых для культуры данного народа и всего человечества.

§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ

Место, роль, значение искусства в разных социально-исторических ситуациях понимались по-разному. Неоднократно получал распространение взгляд, согласно которому искусство – это явление зави( 82 )симое, подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона 2 ), к религии и морали (средневековье как эпоха господства церкви), к данностям рассудка (рационализм классицизма и Просвещения), к научному знанию (позитивизм писаревского толка), к официальной политической идеологии (что имело место в нашей стране 1930–1950-х годов). Вряд ли стоит доказывать односторонность и историческую исчерпанность подобных представлений, которые не воспринимаются как догматически узкие и враждебные художественной культуре. С течением времени становилось все яснее, что искусство обладает независимостью (пусть и относительной) от иных явлений общественной жизни, что оно имеет свое, особое предназначение, что его свобода нуждается в защите от посягательств извне.

Искусство (при всем том, что его значимость для человечества огромна и уникальна) не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры (наука, философия, мораль, политика, нравственно-практическое сознание, личностное общение, навыки трудовой деятельности и т. п.).

§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА

Наше столетие ознаменовалось не только упрочением болезненно-кризисных художественных явлений, но и (это, конечно, главное) величественными взлетами разных видов искусства, в том числе литературы. Опыт писателей XX в. нуждается в непредвзятом теоретическом обсуждении. Ныне становится все более насущным подведение итогов как утратам, так и обретениям, имевшим место в художественной жизни нашего столетия. ( 88 )

2. В искусстве действительность постигается в свете высших духовных ценностей. И пафос конкретного произведения определяется тем, как соотносятся в нем характеры, поступки к судьбы людей с авторскими представлениями об общечеловеческих нормах и идеалах, а быстротекущая, преходящая жизнь — с законами Вечности, извлеченными из многовекового опыта бытия рода людского на Земле.




Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну, —

Ты — вечности заложник

У времени в плену!

5. К числу существенных характеристик художественного пафоса относится народность. Это понятие, введенное П. А. Вяземским для обозначения национального своеобразия искусства, стало впоследствии характеристикой демократического пафоса художественного произведения: его обращенности к жизни народа и народному характеру, а также его ориентации на те эстетические идеалы, которые возросли на почве многовекового опыта народа и входят в систему его духовных ценностей. Кроме того, народность предполагает и демократизм художественной формы, ее связь с национальными художественными традициями.

Общественная позиция художника может проявляться также в установке на массовое или элитарное искусство. Каждая из названных тенденций имеет как сильные, так и слабые стороны.

Литература

Лихачев Д. С. Заметки обистоках искусства // Контекст-1985. – М., 1986. С. 15-20.

Дополнительная литература

Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения. (Из истории проблемы). – М., 1977.

Овсянико-Куликовский Д. Н. Идея бесконечного в положительной науке и в реальном искусстве // Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критичес­кие работы. – М., 1989. Т. 1. С. 145-154.

2. В искусстве действительность постигается в свете высших духовных ценностей. И пафос конкретного произведения определяется тем, как соотносятся в нем характеры, поступки к судьбы людей с авторскими представлениями об общечеловеческих нормах и идеалах, а быстротекущая, преходящая жизнь — с законами Вечности, извлеченными из многовекового опыта бытия рода людского на Земле.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну, —

Ты — вечности заложник

У времени в плену!

5. К числу существенных характеристик художественного пафоса относится народность. Это понятие, введенное П. А. Вяземским для обозначения национального своеобразия искусства, стало впоследствии характеристикой демократического пафоса художественного произведения: его обращенности к жизни народа и народному характеру, а также его ориентации на те эстетические идеалы, которые возросли на почве многовекового опыта народа и входят в систему его духовных ценностей. Кроме того, народность предполагает и демократизм художественной формы, ее связь с национальными художественными традициями.

Общественная позиция художника может проявляться также в установке на массовое или элитарное искусство. Каждая из названных тенденций имеет как сильные, так и слабые стороны.

Литература

Лихачев Д. С. Заметки обистоках искусства // Контекст-1985. – М., 1986. С. 15-20.

Дополнительная литература

Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения. (Из истории проблемы). – М., 1977.

Овсянико-Куликовский Д. Н. Идея бесконечного в положительной науке и в реальном искусстве // Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критичес­кие работы. – М., 1989. Т. 1. С. 145-154.

Конечно, все эти ляпсусы не носят концептуального характера, и главная их причина не в каких-то теоретических ошибках и предрассудках, а в элементарной неряшливости, незнании и неумении внимательно изучить хотя бы соответствующие статьи Литературного энциклопедического словаря. Вопрос лишь в том, куда смотрели два рецензента — профессор Т.Н. Фоминых и доцент М.Д. Зиновьева, — рекомендовавшие к изданию эту книжку для абитуриентов, прочитав которую можно наделать ошибок на экзамене!

То, что каждый научный метод выбирает из реальной сложности своего предмета некоторые отдельные стороны и отношения, — общепринятая истина в эпистемологии научного знания; это называется конструированием объекта. И пусть не было особой нужды возводить эту истину именно к Пригожину, но сочувствие вызывает принципиальный плюрализм авторов пособия, для которых любой метод хорош в своих пределах, освещая ту или иную существенную сторону литературы.

Итак, учебники, по которым предлагается изучать теорию литературы современным студентам, аспирантам, абитуриентам [11], свидетельствуют о кризисном состоянии отечественной теории, до сих пор так и не вставшей на ноги после практической дискредитации советского теоретического стандарта. Самые композиционно стройные из этих учебников по-прежнему опираются на догматические конструкции этого стандарта, лепятся к руинам Поспелова, а те, что от них отходят, рискуют кто эклектизмом, кто доморощенностью.

1) Хализев В.Е. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с. 10 000 экз.

3) ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ: Учебное пособие для филологических факультетов педагогических университетов / Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н.; под общ. редакцией В.П. Мещерякова. М.: Московский Лицей, 2000. 372 с. 5000 экз.

4) Уникальный во всем мире стандарт этих ссылок (который наконец-то перестал быть обязательным после отмены советских ГОСТов летом 2003 г.) вообще заслуживает специального анализа, но, разумеется, не в этой статье.

5) Последний изложен вполне критично и внятно, в виде подробного исторического очерка его возникновения. Вообще, в этой книге нарративные формы изложения — историческое повествование и справочный перечень — преобладают над концептуальными, как по объему, так и по качеству.

6) Эсалнек А.Я. ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: Флинта; Наука, 2001. 112 с. 3000 с.

7) Тюпа В.И. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС (ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 80 с. 300 экз. (Лекции в Твери).

9) Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: Флинта; Наука, 2002. 200 с. 3000 экз.

12) Eagleton Terry. Literary Theory: An Introduction. Oxford, 1996 [1-е изд. — 1983].

2.Особенности словесного образа:

А) Структура художественного образа;

Структура Х.о. представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:

– познания и оценки,

– объективного и субъективного,

– рационального и эмоционального,

– изображения и выражения,

– реального и вымышленного,

– жизнеподобия и условности,

– конкретности и обощённости.

Так что же входит в содержание самого образа?

1. Объективное содержание художественного произведения. Это историческая действительность, обуславливающая ту жизненную обстановку, в которой находится сам художник и которую отражает в своём творчестве, как бы сам он к ней ни относился.

2. Субъективное содержание. Это та оценка в том освещении, которую даёт сам писатель в изображаемом им явлении жизни.

3. Непосредственное, конкретное содержание произведения – история данных характеров и событий, о которых в нём рассказывается.

4. Эстетическое значение образа – конкретное воплощение человеческих идеалов.

Итак, любое художественное произведение – прежде всего выражение писателем его отношения к действительности. А своё отношение писатель выражает, показывая интересующие его проявления жизни образно, то есть в картинах человеческой жизни, со всеми присущими ей свойствами, сохраняя внутреннюю логику изображаемых им отношений.

Ещё под понятием образ понимают характер человека, хотя понятие образ много шире, чем характер. Например, образ Печорина, Образ Петра Гринёва. В данном понятии говорят о характерах этих персонажей в изображении окружающего их мира.

Б) Механизм образования словесного образа;

3. Виды словесных образов (по уровням художественного текста):

- фонетические и ритмические образы (аллитерации, ассонансы, анафоры и пр.);

- лексические образы (слово-образ);

- предметные образы (деталь, подробность, интерьер, пейзаж);

- каково настроение лирического героя в начале стихотворения, как оно выражается?

- какова взаимосвязь между настроением лирического героя и образом природы?

- сравните душевное состояние лирического героя в начале и конце стихотворения;

- сделайте вывод о главной мысли стихотворения, о его философской концепции.

Задание

· Иметь при себе тексты стихотворений.

· Подготовить ответы на предложенные вопросы.

Занятие №2

Пафос искусства

1.Изложить точки зрения на пафос искусства В.Е.Хализева и Г.Н.Поспелова.

2.Ответить на вопросы:

- как определил пафос Белинский?

- что такое пафос произведения, каковы его факторы и носители?

- как соотносятся в искусстве вечное и конкретно-историческое, общечеловеческое и социальное?

- в чем заключается народность художественного произведения? Как соотносятся народность и общедоступность, народность и популярность, народность и этнографизм?

- сохранили ли свою актуальность понятия классовости и партийности искусства?

- что такое массовая литература, элитарное искусство, литературная классика?

- жизненный конфликт, положенный в основу стихотворения. Факт и его обобщение;

- выделите в стихотворении основные части, характеризующие этапы лирического переживания;

- Проанализируйте развитие темы, проблемы и идей в каждой из частей:

А) какие общественные явления отображены в данных образах?

Б) каково эстетическое отношение автора к этим явлениям, как оно выражено?

В) как соотносятся между собой образы внутри каждой из частей и каков смысл этих соотношений?

- сопоставьте развитие содержания в каждой из частей: что в них повторяется и что изменяется?

- сделайте вывод об идейном пафосе стихотворения.

Задание

Занятие № 3

Художественная речь

  1. В чем заключается различие между речью разговорной, научной, деловой и художественной.
  2. Виды тропов (задание выполняется вместе с преподавателем).

Задание

· К следующему практическому занятию выписать в тетрадь и выучить определения лексических (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы. др.) и специальных (тропы) выразительных средств.

1. Введение в литературоведение/ Под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1983. Гл. 13-16.

3. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001. С. 89-129.

Занятие № 4

Задание

· Иметь при себе тексты стихотворений.

Занятие № 5

Стихотворные размеры

(выполняется под руководством преподавателя)

Знакомство с основными факторами-носителями ритма: метр, размер, клаузула.

Задание

· Иметь при себе тексты 5-6 стихотворений разных авторов.

Занятие № 6

1.Сделайте графическую запись стихотворения, отметьте ударные и безударные слоги. Проведите анализ ритмического рисунка стихотворения:

А) определите размер (метр);

Б) установите расположение пиррихиев и определите их роль в создании определенной интонации;

В) подсчитайте число стоп в стихах, какой эстетический смысл в разностопности стихов?

Г) проанализируйте внутренние паузы, концевые паузы и переносы, определите их значение в создании поэтической интонации;

Д) из наблюдений над рифмами сделайте вывод об их интонационной направленности.

2. Исследуйте звуковую организацию стихотворения:

А) проанализируйте состав сильных звуков;

Б) выделите характерные для стихотворения звуковые сочетания и повторы (аллитерации и ассонансы);

В) сделайте вывод о мелодике стихотворения.

3. Какова связь между ритмико-мелодической организацией стихотворения и предметно-образным миром, отображенным в стихотворении?

4. Сделайте вывод о значении ритмико-мелодической структуры в выражении идейно-эстетической концепции стихотворения.

Задание

2. Пайтман А. История русского символизма. М., 1998. С. 286-291.

3. Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. М., 1970. С. 149-151, 156-166.

Читайте также: