Афинская демократия и спартанская олигархия кратко

Обновлено: 07.07.2024

10.Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы.

1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства. По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения. В то время эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

Общие особенности. Народное собрание (апелла). В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.

Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.

Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.

Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.

Институт царской власти. Военные должности. Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям — Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н. э. В V—IV вв. до н. э, эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов-спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

командиров занимали гармосты, назначаемые в качестве начальников гарнизонов Лаконики или на ближайшие острова, имеющие стратегическое значение, например на остров Киферу. В целом спартанский государственный строй как строй олигархический представлял собой сочетание гражданских и военных властей, в котором власть спартанской олигархии уравновешивалась авторитетом военных командиров во главе с царями, с которым спартанская геруссия и эфорат вынуждены были считаться.

2. Геруссия и коллегия эфоров. Решающую роль в государственном управлении Спарты играл Совет геронтов, или геруссия. В ее состав входили 30 членов. 28 были лица старше 60 лет (по-гречески геронты — старики, отсюда и название Совета). Геронты избирались из среды спартанской аристократии и занимали должности пожизненно. Кроме 28 геронтов в геруссию входили два спартанских царя (независимо от возраста). Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна. Более того, геруссия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии — он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.

Коллегия эфоров обладала огромной властью, Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н. э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте, как в Афинах по имени старшего архонта. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания — основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан.

В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т. е. освященной древним обычаем войны против илотов.

Экономика, хозяйственная жизнь, отношения разных классов и социальных слоев образуют базис, основание, на котором формируется определенная политическая система, та или иная форма государственной власти. По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вр. до н. э. делились на два основных типа — полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей, глубоким проникновением рабовладельческих отношений во все сферы жизни, как правило, тяготели к демократическим формам государственного устройства. Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические рабовладельческие отношения.

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между отдельными социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими в конечном счете данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан в афинском рабовладельческом обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.

Греческое же понятие гражданина,, сформированное в V—IV вв. до н. э., предполагало личность, наделенную некоторыми неотъемлемыми правами, как основы основ его жизнедеятельности.

Таким образом, к 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участие в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имевший земельный участок и обладавший известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание граждан (экклесия), на которое собирались все граждане, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике или других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, проживающие на островах). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На Народном собрании принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, здесь же обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировалась сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. На Народном собрании осуществлялся тщательный контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет любого гражданина, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Иначе говоря, полномочия Народного собрания охватывали все стороны жизни Афин; по существу оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Деятельность Народного собрания в течение года была разбита на 10 циклов, причем в каждый цикл, охватывающий 36 дней, проводилось 4 собрания (обычно раз в 9 дней). Чтобы упорядочить его работу, на каждое из четырех собраний выносились дела определенного вида: так, на первое собрание каждого цикла выносились наиболее важные вопросы — военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания соответствующих магистратов; на втором собрании рассматривались ходатайства по личным и общественным делам; третье и четвертое собрания рассматривали все остальные дела. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались по жребию.

Однако несмотря на принятые меры далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в работе собрания. Многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, или в клерухиях, расположенных на островах Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать на многочисленные заседания Народных собраний. Как правило, завсегдатаями Народных собраний были граждане, проживавшие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан в 30—40 тыс. на заседаниях Народных собраний присутствовало около 3—5 тыс. человек. Во всяком случае, для решения особо важных дел, например, для проведения остракизма, требовался кворум всего лишь в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Совет состоял из 500 членов, они избирались по 50 человек от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался с помощью жребия из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления при избрании. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения.

Важнейшими задачами Совета 500 была подготовка и организация работы Народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Выполнение подобных задач предполагало столь же широкую компетенцию Совета 500, как и самого Народного собрания. Прежде всего Совет 500 готовил повестку дня Народных собраний, обсуждал проекты возможных решений, включая проекты мирных договоров, объявления войны и заключения мира, предварительно обсуждал бюджет, производил проверку законности избрания должностных лиц и их распоряжений, обсуждал вопросы продовольствия, военного снаряжения, в частности следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов на Совете делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалование в размере 5—6 оболов, т. е. в два раза больше, чем за посещение Народного собрания.

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет и лишь один раз, т. е. каждый год Совет обновлялся.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг — один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к IX—VIII вв. до н. э., к совету родовых владык.

Ареопаг в отличие от Совета 500 по своей структуре и составу был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60— 70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н.э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Все это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Управление сложной жизнью афинского рабовладельческого общества осуществлялось через систему выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500, постоянно вникавший в текущие дела, непосредственно контролировал деятельность избранных магистратов и выступал своего (рода организующим центром многочисленных должностных лиц. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящим еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта обозначался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинение в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны; стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: десять таксиархов, командовавших гоплитскими контингента ми, два гиппарха — командиров конницы и десять филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как все гражданские должности избирались жребием. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную должность человека некомпетентного или неспособного к командованию.

Среди органов афинского управления было много финансовых коллегий, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и сложной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности: десять казначеев богини Афины — хранители всей государственной казны; десять полетов, главной заботой которых был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до по пучения налоговых сумм и других поступлений); десять аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; десять логистов регулярно проверяли финансовую отчетность от должностных лиц. Учреждение нескольких взаимоконтролирующих финансовых коллегий было специальной и эффективной мерой афинской демократии против казнокрадства и других финансовых злоупотреблений должностных лиц.

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат, организующий сложное государственное управление. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все многочисленные коллегии должностных лиц избирались только на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность было запрещено (исключение было сделано для военных должностей). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить в одних руках власть исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан-бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Поскольку повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый афинский гражданин мог быть избранным на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое и непосредственное участие в государственном управлении своего полиса.

XIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОМИССАРЫ НАД ПРАВЫМИ

XIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОМИССАРЫ НАД ПРАВЫМИ После осуждения платформы "правой оппозиции" в Политбюро Сталин сделал и соответствующие организационные выводы: взял всех трех лидеров под строгий контроль своих "политкомиссаров", которые должны были обеспечить проведение

Социальные и политические предпосылки возвышения папства в XII—XIII вв.

Социальные и политические предпосылки возвышения папства в XII—XIII вв. В XII—XIII вв. происходит дальнейшее усиление влияния католической церкви и папства. Этот процесс был связан с тем, что в это время большинство стран Западной Европы переживало состояние феодальной

Афинская демократия как политическая система

Афинская демократия как политическая система 1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим

Глава 1 Спартанская гегемония (404–386)

Глава 1 Спартанская гегемония (404–386) 1. Политические проблемы периода Одержав в двух войнах победу, Спарта крепко держала инициативу в своих руках. Теоретически она могла обратиться к политике бездействия и изоляционизма, на которую в прошлом ее уже обрекала афинская

ГЛАВА 14 Афинская демократия при Перикле

ГЛАВА 14 Афинская демократия при Перикле РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ В V В. ДО Н.Э. Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В IV В. ДО Н. Э.

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В IV В. ДО Н. Э. Исследуя процесс кризиса классического полиса, не следует все происходившее в Греции в это время видеть только в мрачном свете. В IV в. до н. э., бесспорно, имели место и позитивные явления, одним из которых было совершенствование системы

Глава 5 Аристократическая олигархия в Лу

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ Разоренные персами Афины и их окрестности начали после греко-персидских войн довольно быстро восстанавливать и приумножать свое благосостояние. Правда, улицы были узкими и извилистыми, грязными и немощеными, дома почти все маленькие и скромные, зато

ГЛАВА XIII. Демократия

ГЛАВА XIII. Демократия Поколение, выросшее под впечатлением Персидских войн, всю жизнь лелеяло в душе идеал свободы. Заменивши в области мысли прежнюю веру в авторитет свободным ис­следованием, стараясь всюду провести разумное право вме­сто так называемого исторического

XIII. Политические события в Финляндии в июне 1941 г.

XIII. Политические события в Финляндии в июне 1941 г. 1. Заключительная фаза внешнеполитических переговоров с Германией в июне 1941 г.Как следует из вышеизложенного, начавшиеся 17 мая 1941 г. переговоры о границе, к которым Финляндия 30 мая присовокупила вопрос о гарантиях на

Древняя Греция, являясь единым государством, состояла из полисов, различных по политическому устройству. Афины были эталоном демократии, здесь верховная власть принадлежала подавляющему большинству граждан. Спарта служила примером олигархического строя, где политическими правами наделялись лишь богатые.

Достоинства афинской демократии

Любой гражданин, вне зависимости от знатности и финансового положения, мог выступать по рассматриваемому вопросу и вносить проекты законов на обсуждение. Кандидаты на государственные должности (кроме военных) избирались по жребию. Избранные бедняки не оставались без средств, государство оплачивало службу.

Недостатки демократического правления в Афинах

Участвовать в работе Народного собрания имели право не все жители афинского полиса, а только граждане. К ним относились жители Аттики, у которых отец и мать обладали гражданскими правами. Рабы, метеки, составлявшие более половины афинских жителей, были лишены возможности участвовать в демократических процедурах.

У многих, обладавших гражданскими правами, не было времени для присутствия на многочисленных заседаниях, необходимо было заботиться о хлебе насущном. Только десятая часть граждан прибывала на Народное собрание. Во время полевых работ с трудом удавалось собрать необходимый кворум.

Олигархия в Спарте

Высшим органом, как и в любом другом греческом полисе, являлось Народное собрание (апелла). Спартанская апелла собиралась очень редко, законопроекты на ней не обсуждались, а лишь принимались или отвергались. Финансовая деятельность лиц, занимавших государственные должности, не контролировалась.

Такое положение создавало для спартанской олигархии многочисленные возможности направлять работу Народного собрания в нужное русло. Оно защищало интересы верхушки общества. Должностные лица были малочисленны, связаны между собой круговой порукой, их легко можно было подкупить.

Читайте также: