Классификация средств размещения в россии и за рубежом кратко
Обновлено: 17.05.2024
Классификация объектов туристской индустрии необходима для предоставления потребителям достоверной информации о соответствии объекта туристской индустрии предусмотренной категории и повышения конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии.
Классификацией предусмотрены 6 категорий: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", "без звезд". Высшая категория - "пять звезд", низшая - "без звезд".
В настоящее время классификация гостиниц носит добровольных характер. Однако, уже с 1 января 2019 года данная процедура будет носить обязательный характер в отношении гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров. Далее, с 1 января 2020 года это коснется и гостиниц с номерным фондом более 15 номеров, а с 1 января 2021 года в отношении всех гостиниц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №158 “Об утверждении Положения о классификации гостиниц” с 1 января 2021 года все средства размещения, предоставляющие гостиничные услуги должны быть классифицированы по следующим категориям:
- для средств размещения (от класса “без звезд” до класса “5 звезд”)
- для номеров (номера с I по V категории, а также номера классов “сюит”, “апартамент”, “люкс”, “джуниор сюит”, “студия”)
Классификация средствам размещения присваивается в зависимости от формы собственности, места расположения, предоставляемых услуг, а также количества и типа номеров.
Классификация номеров зависит от площади номеров, количества комнат и спальных мест в них, наличия или отсутствия санузла.
II. Виды гостиниц
4. Для целей классификации все виды гостиниц классифицируются по системе звезд, в которой предусмотрено 6 категорий: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", "без звезд". Высшей категорией является категория "пять звезд", низшей - "без звезд".
5. Действие настоящего Положения распространяется на следующие виды гостиниц:
а) городская гостиница (отель) - вид гостиниц, расположенных в городе, не обладающих признаками гостиниц, указанных в подпунктах "б" - "з" настоящего пункта;
б) гостиница, расположенная в здании, являющемся объектом культурного наследия, и (или) выявленным объектом культурного наследия, и (или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения, - вид гостиниц, имеющих в силу этого ограничение при проведении реставрации и ремонтных работ;
в) курортный отель, санаторий, дом отдыха, центр отдыха, пансионат - вид гостиниц, которые расположены в лечебно-оздоровительных местностях или на курортах, оказывающих помимо гостиничных услуг комплекс дополнительных услуг оздоровительного характера, в том числе с использованием лечебных природных ресурсов;
г) апарт-отель - вид гостиниц, номерной фонд которых состоит из номеров категорий "студия" и "апартамент";
д) комплекс апартаментов - вид гостиниц, расположенных в одном или нескольких зданиях (корпусах, строениях), объединенных одной территорией, или в части здания, с номерным фондом, состоящим из номеров различных категорий с кухонным оборудованием и санузлом (душ и (или) ванная, туалет);
е) мотель - вид гостиниц, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги или придорожных полос автомобильных дорог, с автостоянкой, вход в номера которых может быть осуществлен с улицы (с места парковки автомобиля);
ж) хостел - вид гостиниц, включающих в себя номера различных категорий, в том числе многоместные номера (но не более 12 мест в одном номере), с возможностью предоставления проживающим как номера целиком, так и отдельных мест, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для приема пищи и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуги;
з) загородный отель, туристская база, база отдыха - вид гостиниц, расположенных в сельской местности, в горной местности, в лесу, на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.
6. Настоящим Положением устанавливаются следующие категории гостиничных номеров, требования к которым представлены в приложениях N 1 и 2:
номера "высшей категории" - номера категорий "сюит", "апартамент", "люкс", "джуниор сюит", "студия";
номера "первой категории" (стандарт);
номера "второй категории";
номера "третьей категории";
номера "четвертой категории";
номера "пятой категории".
7. К гостиницам не относятся и классификации не подлежат средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) организаций, входящих в их структуру, кемпинги, общежития и иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.
Классификация гостиницы не проводится в период действия мер по приостановлению деятельности по предоставлению гостиничных услуг, примененных в отношении такой гостиницы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Но точной международной классификации не существует. Все попытки унифицировать систему в целях ее признания как надежного глобального стандарта потерпели неудачу.
Система звезд
Наибольшей популярностью в мире пользуется система, состоящая из звезд. Чем выше их количество, тем больше предлагаемая роскошь. Звездная система классифицирует отеля по качеству, упрощая возможность сравнения, что делает ее значимым инструментом оценки.
В России также используется звездная система. Она регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 г. № 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц". Классификация охватывает все гостиничные объекты, которым по результатам ее проведения присваивается категория в диапазоне от: без звезды до 5 звезд.
Разница подходов
Однако 4 звезды в одной стране не всегда соответствуют даже 3 звездам в другой. Это обусловлено разницей в требованиях к отельным стандартам и уровнем организации присвоения категорий.
Например, владельцы 3-звездочных отелей во Франции, Англии и Австрии очень часто пренебрегают параметрами, рекомендуемыми для этой категории, предлагая более чем скромный набор услуг. Причина в том, что эти страны традиционно популярны среди туристов в любое время года. Это обеспечивает максимальное заполнение номеров даже при довольно низком уровне обслуживания.
В то же время такие страны, как Турция, Венгрия и Болгария организовывают сервис в отелях аналогичной категории, намного выше, чем требуют стандарты. Иногда они не могут получить 4 звезды лишь из-за отсутствия номеров большего размера. При этом все остальные услуги доступны для гостей, включая дорогостоящую косметику в ванной комнате, бассейны, кондиционеры и мини-бары.
Заметное влияние на классификацию отелей в Австрии и Германии оказал швейцарский рейтинг, который в 1979 стал первой официальной системой в Европе. В 1996 году официальную классификацию продолжила Немецкая ассоциация отелей и ресторанов. Звездам в качестве основного критерия выбора отдали предпочтение 80% клиентов ассоциации. Успех официальной классификации обусловил создание единой европейской рейтинговой системы Hotelstars, начатой в 2010 году.
Пять звезд и более
Несмотря на отсутствие международных критериев для оценки выше 5-звездной категории, некоторым супер роскошным отелям были присвоены шесть, семь и более звезд. Это означает, что такие гостиничные объекты предлагают услуги, значительно превышающие 5-звездочные стандарты.
Читайте также: