А зори здесь тихие смысл названия кратко

Обновлено: 06.07.2024

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.


История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну и свои впечатления перенёс в художественный мир. В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, в ней трудно найти вымышленное, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.












Смысл названия повести

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль, заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Анализ 3

Автор повести – сам участник войны. Борис учился в 9 классе, когда началась Великая Отечественная война, и в 17 лет он добровольцем попал на фронт. Поэтому обо всех событиях знает, что называется, не понаслышке.

Повествование в книги ведётся от имени главного героя сержанта Васкова, эти воспоминания составляют основной сюжет. В повествование органично вплетены лирические отступления. Когда Васков вспоминает о пятерых девчатах-зенитчицах, он как бы переносится в их детство, семью, рассказывает о мотивах, которые побудили девушек отправится на фронт. И здесь подчёркивает ужасы войны антитеза: картины мирной жизни на столько не вяжутся с картинами войны, что читателю вольно или невольно хочется скорее вернуться к мирной жизни. По композиции повесть построена классически, в ней есть все элементы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Карась-идеалист Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеМоя любимая сказка Андерсена Снежная королева →

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Чтобы понять смысл названия, обратимся к месту действия в повести – это тихий уголок Карелии. Именно там служит старшина Васков, к которому в подчинение поступают девушки-зенитчицы. Их место локации окружено лесом, и кажется, будто сюда не может вторгнуться война. Но попытки диверсии постоянно совершаются врагом.

Однажды одна из девушек замечает немцев в лесу и сообщает об этом руководству. Васков собирает небольшую группу и идет в разведку. Природа в лесу располагает к гармонии, но жестокая действительность заставляет людей быть на чеку. Они находят расположение диверсантов. Но их оказалось больше, чем они думали. Поэтому Васков посылает Лизу разведать ситуацию и позвать на помощь. Почему именно Лизу? Потому что эта девушка выросла в деревне, ее отец был лесником. И лес для героини был чем-то знакомым и родным. Однако именно ей суждено утонуть в болоте. Казалось бы, с таким умением ориентироваться в природе, и такая участь. Случайный ли это сюжетный поворот или автор нам на что-то намекает? Возможно, сама природа забирает девушку к себе, чтобы прекратить ужасы войны.

В повести говорится о пяти молодых девушках, которые были очень разными. Но всех их объединила жажда бороться с врагом.

Маргарита Осянина – хорошая жена и мать, пошла на фронт, чтобы отомстить за мужа. Война стерла с ее лица улыбку, затянула ее жизнь на ремень. Софья Гурвич – представительница интеллигенции, которая гибнет из-за войны. Автор показывает, как уничтожается разумное будущее страны. Евгения Комелькова – девушка, которой суждено было блистать на сцене, радовать своей красотой и талантом. В ее образе автор показывает, как война уничтожает красоту. Елизавета Бричкина – дитя природы, которое вынуждено от нее и погибнуть. Война внесла дисгармонию в чистую душу героини. Галина Четвертак – наивная выдумщица, которая еще полна романтичных грез. Но война убила ее мечты, а потом и ее саму. Как видим, война в образе пяти девушек разрушает все самое лучшее в жизни людей и самих людей.

Смысл повести

Смысл книги

Смысл названия повести

Смысл произведения

Комендант 171 разъезда Федот Васков вместе со своим отрядом попадает в карельскую глушь. Там, от нечего делать, солдаты начинают бездельничать и спиваться. Поэтому коменданту срочно нужны новые люди. Но командование присылает Васкову два отряда девушек. Комендант теряется, не знает как вести себя с ними, а девушки посмеиваются над ним. Но все меняется, когда одна из девушек замечает в лесу немецкого разведчика. Комендант сразу же понимает чего стоит ждать от врага. Он быстро собирает отряд из 5 девушек, чтобы опередить диверсантов. Он хочет обойти их через топи и пройти к скалам.

На следующее утро выясняется, что врагов целых 16 человек. Васков посылает одну из девушек, Лизу, предупредить об изменившейся ситуации оставшихся в лагере зенитчиц. Но девушка оступается и пропадает в болоте. Маленький отряд ждет помощи не зная о приключившемся. А тем временем немцам остается всего ничего до них. Им приходит в голову изобразить лесорубов — девушки громко кричат и бранятся, а Васков начинает рубить деревья. Немцы быстро купились на этот обман, поэтому поменяли свой курс. Отряд решает идти за ним. Но скоро они обнаруживают, что оставили на прежнем месте кисет. Девушка по имени Соня вызвалась вернуться за ним. Но там она натыкается на двух немцев, которые ее убивают. Но Васков с отрядом успевает отомстить за нее. Девушку хоронят. Остается всего четыре человека: Рита, Женя, Галя и сам Васков. Галя очень шокирована произошедшим, поэтому трусит. Мужчина идет на разведку и зовет ее с собой. Позже девушками находятся одежда Лизы. Они догадываются, что подмоги ждать не стоит. Вскоре все четверо встречают немцев. Некоторых из них удается убить или серьезно ранить. Однако и без потерь и у наших не обходится — ранят Риту. Комендант пытается ей помочь, но в это время убивают Женю. А Рита, чтобы облегчить свою участь, просит мужчину усыновить ее ребенка, а затем выпускает патрон в свою голову. Он хоронит обеих девушек. В отчаянии Васков забегает в дом, где спят последние немцы. Одного он убивает, а остальных берет в плен. Когда появляются русские, он от усталости теряет сознание.

Автор хотел показать как жилось женщинам на войне. Они жертвовали всем, чтобы спасти свою родину так же, как это делали и мужчины. Русская женщина способна на многое и перед лицом врага может отдать даже свою жизнь.

Смысл финала

Финал повести раскрывает смысл ее названия. Последние строки — это письмо. Судя по всему, оно написано молодым человеком. Он стал невольным свидетелем как уже седой Васков возвращается на место гибели девушек. Он не один — с ним Альберт, сын Риты, которого мужчина усыновил по ее просьбе. Вообще, сын и отец — это символ вечной жизни. Пока у человека есть его продолжение, дети, он никогда не умрет. А также данный подвиг, благодаря формату письма, показан глазами того поколения, за жизнь которого боролись такие, как Васков.

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.



Основные темы и проблемы

Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.

Васильев а зори здесь тихие анализ

Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями. Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему. Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость. Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.

Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:

  • разрушительность и ужас войны;
  • память о погибших;
  • трусость.


совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия

раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.
Основная мысль
, заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика

– залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Идея
всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Кратко о героях

Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом. Краткая характеристика главных персонажей:

А зори здесь тихие писатель

  1. Васков Федот Евграфович. Командует небольшим военным подразделением № 171. В свои 32 года он дослужился до старшины. Федот был храбрым, ответственным и надёжным бойцом. Командир борется за дисциплину в подразделении. Он, как заботливый отец, переживает за каждую девушку. В мужчине сочетались доброта, простота и требовательность. В конце он остаётся жив, только потерял руку.
  2. Рита Осянина. Дослужилась до младшего сержанта, была командиром отделения. До войны вышла замуж и родила сына. Муж погиб в первые дни сражений. Оставив сынишку, она оправилась служить. Всегда серьёзная Рита была настойчивой и отважной. Смертельное ранение заставляет её выстрелить себе в висок. В предсмертные минуты героиня просит Васкова заботиться о её сыне.
  3. Женя Комелькова. Обладала очень красивой внешностью, была офицерской дочкой. Всю её семью расстреляли фашисты, только Жене удалось выжить. Девушка очень храбрая, не побоялась отвлечь немцев от раненой Риты Осяниной. В перестрелке с диверсантами она героически умирает с песней на устах.
  4. Лиза Бричкина. Жила в сельской местности, привыкла к тяжёлому труду. С юных лет ухаживала за больной матерью. Хорошо знала лес, где работал её отец. Васков отправляет девушку за подмогой, но она тонет в болоте.
  5. Соня Гурвич. Она выросла в городе, имела еврейские корни. Хорошо владела немецким языком, поэтому Соню использовали в качестве переводчика. У девушки не всё получалось на войне, но она старалась. На немцев наткнулась случайно, неся Васкову забытый им кисет. Её закололи ударом в грудь.
  6. Галя Четвертак. Была самой младшей в группе. Девушка воспитывалась в детском доме, потом училась на библиотекаря. За романтикой пошла воевать. Пугливую Галю убивают немцы, когда она запаниковала и выбежала из укрытия.

Старшина Васков — Андрей Мартынов (1972) и Петр Фёдоров (2015)

Старшина Васков — Андрей Мартынов (1972) и Петр Фёдоров (2015) Коллаж АиФ / кадры из фильмов

Рита Осянина — Ирина Шевчук (1972) и Анастасия Микульчина (2015)

Рита Осянина — Ирина Шевчук (1972) и Анастасия Микульчина (2015) Коллаж АиФ / кадры из фильмов

Галя Четвертак — Екатерина Маркова (1972) и Кристина Асмус (2015)

Галя Четвертак — Екатерина Маркова (1972) и Кристина Асмус (2015) Коллаж АиФ / кадры из фильмов

Соня Гурвич — Ирина Долганова (1972) и Агния Кузнецова (2015)

Соня Гурвич — Ирина Долганова (1972) и Агния Кузнецова (2015) Коллаж АиФ / кадры из фильмов

Лиза Бричкина — Елена Драпеко (1972) и Софья Лебедева (2015)

Лиза Бричкина — Елена Драпеко (1972) и Софья Лебедева (2015) Коллаж АиФ / кадры из фильмов

Женя Комелькова — Ольга Остроумова (1972) и Женя Малахова (2015)

Женя Комелькова — Ольга Остроумова (1972) и Женя Малахова (2015) Коллаж АиФ / кадры из фильмов

Сержант Кирьянова — Людмила Зайцева (1972) и Екатерина Вилкова (2015)

Сержант Кирьянова — Людмила Зайцева (1972) и Екатерина Вилкова (2015) Коллаж АиФ / кадры из фильмов

В главных ролях:

Пётр Фёдоров — Васков Анастасия Микульчина — Рита Осянина Женя Малахова — Женя Комелькова Агния Кузнецова — Соня Гурвич Софья Лебедева — Лиза Бричкина Кристина Асмус — Галя Четвертак и др.

Секрет названия

Школьникам важно понять, почему повесть необычно называется. Васильев решил её так назвать, чтобы передать эффект неожиданности. Нужно также знать, где происходит действие произведения, — это было тихое место возле карельской деревни. Именно там располагалась зенитная батарея. Где-то дальше фашисты бомбили Кировскую железную дорогу, а здесь царила гармония. Зенитчицы наблюдали за небом, а оно было мирным и звёздным.

Краткое содержание событий повести

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения — именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир — Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Сюжетная линия

А зори здесь тихие жанр

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой. Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту.

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Васков сумел обезоружить оставшихся немцев и взял их в плен. Вскоре пришла подмога. Через много лет Васков установил на могиле девушек мраморную плиту. Он приезжает туда вместе с сыном погибшей Риты Осяниной, которого воспитывал. Такова аннотация книги.

Анализ а зори здесь тихие васильев

Старшина Васков

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, смелость, мужество, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Идея произведения

А зори здесь тихие история создания

После прочтения повести Васильева старшеклассники пишут сочинение с выводами по книге. Им легко уловить главную мысль произведения — женщинам не место на войне. Их жизни растоптали вражеские солдатские сапоги. Девушки бросили вызов очень коварному сопернику. Автор старается донести читателям, как важно сохранить историческую память. Во имя мира были принесены немыслимые жертвы. Смысл этой борьбы в том, чтобы все нации осознали своё место и осудили насилие, преступления против человечества. По сюжету повести снято несколько фильмов и сериал.

Юные, любящие, нежные героини разительно контрастировали с нечеловеческим лицом войны. Образы девушек с их мечтами и воспоминаниями получились у писателя очень светлыми. Они погибли, но даже после смерти утверждают жизнь и милосердие.

В те годы, в товремя большинство людей выглядело старше своих лет. Жизнь была тяжёлая.
Название у повести такое, потому что Автор постоянно проводит паралель между ужасами войны, жизни и чудесной спокойной природой. И основное действие повести проходит на рассвете.
Эпизод, как расстреливали красавицу женю наиболее запоминающийся.

"А зори здесь тихие" фраза героя.
Люди разные.
"Хотели пройти? Не прошли! Сдохните! Все до одного сдохните! "

Думаю, что эти автор подчёркивает контраст между прекрасной спокойной природой и войной, которая ведётся в этом тихом тыловом лесу.

Зори-то были тихими, а жизнь на войне не могла быть такой.
На Васкова лёг груз ответственности за жизни девушек.
Прочтите сами эту замечательную повесть!

Читайте также: