Адвокатура в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

История нашей страны характеризуется наличием различных исторических этапов, с наступлением которых наблюдалось коренное переустройство множества социально-политических и экономических основ общественной жизнедеятельности и государственного устройства. В качестве одного из таких, наиболее ярких периодов по праву признается советский период развития нашей страны, охвативший практически всю продолжительность XX века.

Одним из признаков провозглашения советской власти стали значительные перемены во всех сферах общественной жизни и социальных институтах, и адвокатура в обозначенном отношении не стала исключением.

Проводя общую характеристику адвокатуры в СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , следует отметить, что вопросы ее организации и деятельности преимущественно упорядочивались принимаемыми союзными республиками Положениями об адвокатуре По данной теме мы уже выполнили реферат Полномочия и обязанности адвоката. подробнее . В их содержании, в частности, предусматривалось образование коллегий адвокатов на региональном уровне, а также юридических консультаций в городах и районах.

Важнейшим элементом правового статуса советского адвоката было право адвоката-участника коллегии любого уровня выступать во всех судебно-юрисдикционных органах на территории СССР.

Кроме того, определенной спецификой характеризовался набор требований, которые предъявлялись к лицу, претендовавшему на получение статуса адвоката. В числе таковых в частности признавались:

  • Гражданство СССР;
  • Наличие высшего юридического образования;
  • Стаж работы в юридической сфере не менее двух лет.

При этом следует обратить внимание, что в отличие от современных основ правового регулирования в сфере приобретения статуса адвоката, в советское время по решению Советов депутатов республиканского или регионального значения, в коллегию адвокатов могло быть принято лицо, не имеющее высшего юридического образования. В таком случае устанавливались повышенные требования к стажу профессиональной юридической деятельности, которые должен был составлять не менее пяти лет.

Готовые работы на аналогичную тему

Продолжая общую характеристику правового статуса адвоката в советское время также отметим, что адвокату не было предоставлено право отказаться от принятой на себя защиты, а также разглашать сообщенные клиентом сведения – то есть возлагалась обязанность обеспечивать сохранность адвокатской тайны.

Кроме того, определенной спецификой характеризовался момент вступления адвоката в процесс защиты лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений – по общему правилу (исключения из которого могли быть сделаны только для несовершеннолетних лиц или лиц, неспособных самостоятельно осуществлять свое право защиту), адвокат мог участвовать в качестве защитника только с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного расследования по уголовному делу.

Адвокатура в первые годы советской власти

Модель организации и деятельности советской адвокатуры в том виде, который в общих чертах изложен выше, была характерна большую часть существования Советского союза. Однако на первоначальном этапе, в переходный период, начавшийся сразу после прихода к власти большевиков, деятельность адвокатов отличалась значительными особенностями:

  • Одним из первых декретов Советской власти ( Декретом По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Постановление подробнее о суде) было провозглашено, что допускается занятие адвокатской деятельностью всех неопороченных граждан обоего пола. Иными словами, в момент зарождения советской адвокатуры отсутствовали как требования к образованию потенциальных адвокатов, так и требования к их стажу профессиональной деятельности;
  • Первая кооперативная юридическая консультация была организована в Москве в 1918 г., а впоследствии специальным Декретом была провозглашена возможность создания коллегий правозаступников, выступающих на возмездной основе как в качестве обвинителей, так и в качестве защитников;
  • Первое самостоятельное положение об адвокатуре было разработано и принято только в 1922 году. В его содержании нашло отражение право создания коллегий защитников при губернских отделах юстиции на правах общественной организации. В свою очередь полномочия по подбору членов соответствующих коллегий были предоставлены губернским отделам юстиции.

Советская адвокатура во второй половине XX века

Одним из институциональных признаков советской адвокатуры выступал ее государственный характер – частная адвокатура, как в СССР, так и в других социалистических странах отсутствовала без каких-либо исключений.

Кроме того, одной из особенностей отличающей советскую адвокатуру и современную адвокатуру РФ выступал низкий удельный вес гражданских дел, правовая защита сторон которых осуществлялась бы адвокатами. Основной причиной обозначенной тенденции выступала неразвитость гражданского оборота в СССР, обусловленная отсутствием частной собственности в стране.

Тем не менее, в специальной литературе отмечается, что даже в тех немногочисленных делах, которые рассматривались в порядке гражданского судопроизводства, роль адвоката была весьма велика. В том числе, решающим зачастую оказывалось искусство адвоката при рассмотрении и разрешении по существу споров между физическими лицами.

Следует обратить внимание на то, что в советское время (в отличие от действующих правил уголовного судопроизводства), в качестве защитников по уголовным делам допускались не только адвокаты, но и, например, представители профсоюзов и иных общественных организаций, а по определению суда (постановлению судьи) – также близкие родственники, законные представители, или иные лица по усмотрению суда.


В республиках, областях, краях, а также в Москве и Ленинграде имелись коллегии адвокатов; в районах и городах действовали юридические консультации, объединявших адвокатов данного района (города).

Адвокат, являющийся членом коллегии определённого уровня (республиканской, областной и т. д.), мог выступать во всех судебных органах СССР.

Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание или конференция, которые устанавливали численный состав коллегии, для практической работы между собраниями избирался Президиум, который организовывал собственно сами юридические консультации, назначал их заведующих, распределял адвокатов по консультациям и проч.

Государственное руководство деятельностью адвокатуры осуществляли Советы Министров союзных республик, либо юридические комиссии при Советах Министров союзной республики, либо исполкомы областных (краевых) Советов депутатов трудящихся или Советы Министров АССР.
Требования к адвокату

Адвокатом мог быть гражданин СССР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет. С разрешения Советов Министров АССР или исполкомов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся в коллегию адвокатов могли приниматься граждане, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что стаж их юридической работы составляет не менее 5 лет.

Адвокат был не вправе отказаться от принятой на себя защиты, не имел права разглашать сведения, сообщённые ему клиентом (адвокатская тайна).

В ряде случаев законодательством было установлено обязательное участие адвоката в процессе (например, по всем делам о преступлениях несовершеннолетних).
Момент вступления адвоката в процесс защиты

В СССР адвокат мог участвовать в качестве защитника с момента предъявления обвинения по делам о преступлениях несовершеннолетних или лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять своё право на защиту; во всех остальных случаях — только с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия.
1917-1930

После прихода к власти большевиков Декретом о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. для занятия адвокатской деятельностью допускались "все неопороченные граждане обоего пола".

В 1918 г. группа бывших помощников присяжных поверенных организовала в Москве кооперативную юридическую консультацию. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание коллегий правозаступников, члены которых избирались и отзывались местными Советами, выступая за плату, и как общественные обвинители, и как общественные защитники. Положением о народном суде от 30 ноября 1918 г. при губернских исполкомах были учреждены коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены данных коллегий избирались этими исполкомами и считались должностными лицами, получая фиксированную заработную плату. Декрет о суде № 2 и Положение о народном суде 1918 г. превратили профессионального защитника в государственного служащего. Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. упразднило должностную адвокатуру, и осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. С этого времени в качестве защитников допускались представители советских учреждений, близкие родственники и другие лица. Списки защитников составляли суды, отделы юстиции и общественные организации, а утверждались исполкомами местных Советов.(Качалов В.И., Качалова О.В., Егорова Е.В., 2007)

Положение об адвокатуре 26 мая 1922 г. предусмотрело создание коллегий защитников при губернских отделах юстиции, а сама адвокатура рассматривалась как общественная организация. Члены коллегии подбирались губернскими отделами юстиции и утверждались губернскими исполкомами. В коллегиях избирался президиум для осуществления текущего руководства деятельностью. Параллельно с коллегиями допускалось существование частной адвокатской практики. В то же время в 1920-х гг. дискутировался вопрос о создании коллегии военных защитников (адвокатов) для участия их по делам, отнесенным к компетенции органов военной юстиции.
1930—1955 года

В 1932 г. было принято Положение о коллективах членов коллегии защитников, которое ликвидировало институт частной адвокатской практики и в районах и городах были образованы коллективы защитников как прообразы современных юридических консультаций. В литературе того времени отмечался негативный аспект отмены частной адвокатской практики.

В 1939 г. было принято Положение об адвокатуре СССР, которое предусмотрело единую организацию адвокатуры во всех союзных республиках. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях, органами управления коллегии являлись общее собрание адвокатов, президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы. Адвокатской практикой могли заниматься только члены коллегий адвокатов, а лица, не являвшиеся членами коллегий адвокатов, допускались к этой деятельности лишь с разрешения Наркомюста союзной республики.
1950-1990

В 1960 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, дающий определения Защитника и порядок участия защитников в процессе (Глава Третья. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ).

Статья 47. "Участие защитника в уголовном судопроизводстве", устанавливала, что Защитник допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всего производства по делу. В то же время, по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять своё право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента предъявления обвинения. Кроме того, по делам, по которым не производилось предварительного следствия, защитник допускается с момента предания обвиняемого суду.

В качестве защитника допускался широкий круг лиц: адвокаты, представители профессиональных союзов и других общественных организаций. По определению суда или постановлению судьи в качестве защитников могут быть допущены близкие родственники и законные представители обвиняемого, а также другие лица.

В 1962 г. в РСФСР было принято Положение об адвокатуре РСФСР, которое установило, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской практикой.

В 1979 г. был принят Закон СССР "Об адвокатуре СССР", а в пределах каждой союзной республики действовало своё положение об адвокатуре. На основе этого Закона СССР Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. было утверждено Положе- ние об адвокатуре РСФСР, которое практически дублировало положения Закона СССР и Положение об адвокатуре РСФСР 1962 г.

В каждой области либо крае действовала своя коллегия адвокатов, а на местах (в районах и городах) — юридические консультации. Партийные органы (обкомы и крайкомы КПСС) через органы юстиции по существу жестко регулировали деятельность адвокатуры.
Гражданские дела

Роль адвоката в гражданском процессе была весьма велика. Как правило, в случае тяжбы между гражданами искусство адвоката могло (и оказывалось) решающим.
Оплата услуг адвоката

Оплата услуг (такса) адвокатам в СССР была низка, что подразумевало общедоступность услуг адвоката всем слоям населения. Благодаря широкой сети юридических консультаций, право граждан на юридическую помощь (за исключением политических дел) было реализовано на достаточно высоком уровне, хотя и ограничивалось искусственным сдерживанием численности адвокатуры.

Кроме того, бесплатно велись следующие дела:

трудовые дела (трудовые споры)
о взыскании алиментов
составление различных заявлений инвалидам 1-й и 2-й групп, военнослужащим срочной службы и др.
устные справки.

В СССР и в других социалистических странах институт частной адвокатуры отсутствовал.

Суд СССР

За период советской адвокатуры с 1939 по 1980 годы было принято четыре нормативных акта, регулирующих адвокатскую деятельность, по которым отслеживается как изменялась адвокатура в указанный период.

Организация адвокатуры в период действия данного положения выглядела следующим образом. Согласно положению создавались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, которые являлись добровольными профессиональными объединениями на правах юридических лиц. Высшим органом управления являлось общее собрание, которое проводилось 2 раза в год и на котором избирался президиум и председатель президиума. В полномочия президиума входили вопросы приема и исключения из адвокатуры, дисциплинарное производство, административные и финансовые вопросы.

Адвокаты работали в специальном учреждении — юридической консультации, руководство которой осуществлял заведующий. Требования предъявляемые к адвокатам это отсутствие судимости и лишения избирательных прав, отсутствие статуса обвиняемого, подсудимого. Адвокат не мог заниматься иной деятельностью кроме научной и преподавательской и работы на выборных должностях. Основаниями для исключения из адвокатуры являлись совершение преступления, установленного приговором суда, совершение проступков, порочащих звание советского адвоката, нарушение правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов.

Мерами дисциплинарного воздействия, применяемыми к адвокату были замечание, выговор, строгий выговор, отстранение от работы на срок до шести месяцев, исключение из состава коллегии. Положение об адвокатуре 1939 года также определило виды юридической помощи, оказываемой адвокатами – юридические консультации, составление заявлений, жалоб и других документов, участие адвокатов в судебных процессах по уголовным и гражданским делам.

Положение уже на тот момент содержало профессиональные требования к лицам, поступающим в адвокатуру, хоть и альтернативные. Для вступления в ряды адвокатов необходимо было иметь высшее юридическое образование или же окончить юридическую школу в совокупности со стажем работы в органах юстиции или же иметь трехлетний стаж работы следователем , судьей, прокурором, юрисконсультом, без требования к уровню образования. Данное положение отражало общий уровень правовой грамотности того периода времени, в предшествующий период с 1935 по 1936 год была организован компания по сдаче работниками юстиции юрминимума, которая была полностью провальной, более половины работников юстиции юрминимум так и не сдали, а положительные результаты были почти полностью сфальсифицированы.

Советская адвокатура образца 1939 года формально была независимой от государства, однако Народный комиссариат юстиции осуществлял организацию и общее руководство деятельностью коллегий адвокатов, наложенное на адвоката дисциплинарное взыскание можно было обжаловать в Наркомюст, народный комиссар имел право отвода принятых в коллегию адвокатов.

Развитие адвокатуры советского периода

Так, для поступления в адвокатуру предъявлялись более серьезные профессиональные и образовательные требования. Адвокатом мог стать гражданин СССР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее двух лет, либо прошедший стажировку в коллегии адвокатов не менее шести месяцев. В виде исключения в члены коллегии адвокатов могли быть приняты с разрешения Совета Министров республики, Московского, Ленинградского горсовета лица без высшего юридического образования при наличии стажа работы по специальности юриста не менее пяти лет.

Подверглись изменению и основания исключения из коллегии: профессиональная непригодность, систематическое нарушение правил трудового распорядка и недобросовестное выполнение обязанностей, получение денежного вознаграждения, не попавшего в кассу юридической консультации, совершение проступков, порочащих звание советского адвоката, совершение преступления. Несколько изменилась и структура адвокатского самоуправления, появилась ревизионная комиссия, в коллегиях насчитывающих более 300 адвокатов вместо общего собрания членов могла созываться конференция. Административные функции по прежнему возлагались на избираемый общим собранием президиум во главе с председателем.

Закон об адвокатуре СССР и Положение об адвокатуре РСФСР

Барановский Алексей

Внутренними (корпоративными) органами вновь созданных коллегий были общее собрание членов коллегии и президиум. Существовал и определенный ценз для приема в адвокаты – высшее юридическое образование и стаж практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года.

Адвокатура не упразднялась и в период Великой Отечественной войны, хотя права обвиняемых и адвокатов в военных трибуналах были существенно ограничены.

Далее важной вехой в истории отечественной адвокатуры стало принятие Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. Фактически именно этот документ стал ключевым в оформлении действующей и поныне двухуровневой системы профессиональных прав адвоката-защитника: первый уровень прав определялся отраслевым актом (положением, законом), второй – уголовно-процессуальным законодательством (в РСФСР – УПК РСФСР 1960 г.).

Также Положение 1962 г. определило статус адвокатского запроса – адвокатам было предоставлено право запрашивать справки, характеристики и другие документы из государственных и общественных организаций (ст. 26) и устанавливало гарантии сохранения адвокатской тайны (ч. 7 ст. 52, ч. 2 ст. 72). Кроме того, адвокатам отныне было официально разрешено оказывать юридическую помощь не только гражданам, но и предприятиям, организациям, включая государственные, а также колхозам и совхозам.

При этом структурно адвокатура сохранила ранее созданную систему: работа на местах (с людьми) велась через открытые коллегиями юридические консультации, а органами адвокатского самоуправления были общие собрания коллегий адвокатов, их президиумы и ревизионные комиссии. Общее же руководство (кураторство) деятельностью адвокатуры возлагалось на Министерство юстиции каждой конкретной союзной советской республики. О независимости адвокатуры в полной мере, однако, речь по-прежнему не шла, потому что органы юстиции имели право на исключение адвоката из профессии, а руководство коллегий (избранные председатели президиумов и их заместители) проходили обязательную процедуру утверждения в Минюсте.

В 70-е гг. законодатель сделал попытку расширить права адвоката (а больше обвиняемого), разрешив участие адвоката на стадии предварительного расследования любого уголовного дела при вынесении соответствующего постановления прокурора. Однако и это было предсказуемо, норма на практике оказалась мало востребованной…

Наконец, в 1977 г. была принята Конституция СССР, в которой статус адвокатуры впервые был закреплен отдельной статьей (ст. 161), следом за этим последовали Закон об адвокатуре СССР 1979 г. и Положение об адвокатуре РСФСР 1980-го, а также модернизация уголовно-процессуального законодательства – в части усиления адвокатского статуса и расширения прав защитников. В частности, было законодательно закреплено участие адвоката на стадии предварительного следствия и усилены гарантии сохранения адвокатской тайны: был введен прямой запрет на допрос адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя.

Кроме того, появились категории дел, по которым адвокатами оказывалась гражданам бесплатная юридическая помощь (за счет государства): например, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой.

Но и без этой показательной порки (которая, впрочем, не привела к тяжким для адвокатуры последствиям, в том числе благодаря блестящей работе адвоката Г.М. Резника) далеко не все советские адвокаты были… собственно адвокатами. Особенно, когда речь шла о политически мотивированных уголовных процессах в 60–80-х гг.

Читайте также: