Аболиционизм в сша в 19 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Комплекс политических и экономических противоречий, опутавших США к середине ХІХ века, до предела накалил ситуацию внутри страны. На этом фоне в американском обществе обострилась проблема рабства. Быстро набравшие общественный и политический вес аболиционисты призывали к его отмене, а республиканская партия США активно использовала аболиционистские лозунги. Рабство обычно называют главной причиной Гражданской войны в США. Давайте разберёмся, так ли это, каковы были реальные причины и какие события прямо спровоцировали войну.

Противоречивость вопроса о рабстве

Главной причиной, обострявшей ситуацию внутри США, действительно следует назвать рабство. Оно возникло в Америке ещё в колониальные времена, когда европейцам не хватало рабочей силы для обработки земель, чтобы не умереть от голода ближайшей зимой. Тогда в Америку и начали завозить чернокожих невольников из Африки. Первый случай зафиксирован в 1619 году. Сначала рабство было двух видов — белое (контрактное) и чёрное (пожизненное), но со временем чёрные рабы вытеснили белых, поскольку держать их оказывалось куда выгоднее.

Почти все отцы-основатели США были рабовладельцами и считали это абсолютно нормальным. Принятая в 1787 году конституция одновременно с провозглашением различных демократических свобод узаконивала и рабство. С самого своего появления США стали страной, провозгласившей лозунги свободы, гражданских прав и вставшей на капиталистический путь развития, но вместе с тем в ней существовало рабство. История США уникальна: это единственное в мире государство, которое строило капитализм и демократию на эксплуатации рабского труда.

Популярные утверждения о жестоком характере южного рабства не соответствуют действительности. Рабы являлись ценным активом, стоимость которого росла с каждым годом. К примеру, в 1860 году здоровый взрослый раб мужского пола стоил 1800 долларов — огромные по тем временам деньги. Рабовладельцы были заинтересованы в том, чтобы заботиться о своих рабах, а не издеваться над ними. Во многих случаях рабы жили в условиях, сходных с условиями жизни свободных белых рабочих того периода, а иногда и лучших. По данным исследователя Р. Фогеля, питание рабов по энергетической ценности превосходило обычную пищу свободных работников примерно на 10%. Рабы имели гарантированный ночлег, еду, воду, а в случае болезни — медицинскую помощь.

Ещё один интересный нюанс: южные плантаторы жили в очень тесном контакте со своими рабами. Негры готовили пищу, нянчили хозяйских детей, служили горничными, экономками, сопровождали своих хозяев в поездках и т.д. В порядке вещей были ситуации, когда кормилицей белого ребенка была чернокожая рабыня. Частыми последствиями таких случаев были ситуации, когда у белого мальчика появлялся чернокожий молочный брат, с которым они вместе росли и который становился первым другом в детских играх, а позже — личным слугой и сопровождал своего хозяина на войну.

Большинство южных плантаторов в основном относилось к своим чернокожим рабам, как взрослые к детям. К тому же родившиеся рабами негры с молоком матери впитывали осознание того, что они должны оставаться покорными воле хозяина. Сейчас мало кто задумывается, что такое положение вещей стояло на пути мгновенного и беспрекословного освобождения всех невольников, к чему так стремились аболиционисты. Очевидно, что предоставление свободы людям, которые вообще не знали самостоятельной жизни, создало бы им самим много проблем. Это подтвердили и последующие события, когда федеральные войска освобождали здесь и сейчас всех рабов на захваченных территориях, а те часто не знали, что им делать с неожиданно полученной свободой.

Вместе с тем идеализировать институт рабства не следует. Негатива и жестокости там хватало. В частности, в порядке вещей было разделение семей, когда детей продавали отдельно от родителей, а мужей разлучали с жёнами. Раб был полностью беззащитным перед хозяином, который мог его пытать или насиловать — такие случаи тоже зафиксированы. На Севере в пропагандистских целях часто публиковали фотографии бывших невольников с ужасными шрамами от побоев на теле.

Отметим, что южное общество не одобряло чрезмерной и ненужной жестокости по отношению к рабам. Известна история Дельфины Лалори — светской львицы из Нового Орлеана, которая жестоко пытала своих рабов. Когда в 1834 году информация об этом случайно всплыла наружу, её дом разгромила разъярённая толпа горожан, а самой ей пришлось спешно бежать за границу, спасаясь от линчевания и преследования.

Стоит обратить внимание на ещё один важный нюанс: к середине XIX века рабство на Юге начало постепенно сдавать позиции. Отдельные рабовладельцы предоставляли своим невольникам свободу — как правило, исключительно по морально-этическим убеждениям. Как свидетельствует статистика, из года в год в каждом из штатов Юга росло число свободных негров. Перед началом войны на Юге в целом насчитывалось до 4 млн чернокожих, из которых 3 521 110 были рабами, а 132 000 — свободными. Самое интересное в этой истории, что некоторые из этих свободных негров сами превратились в рабовладельцев.

Рабство — основа южной цивилизации

В южных штатах на негров в основном смотрели как на людей второго сорта — в этом мнении сходились и рабовладельцы, и белые бедняки, не имевшие рабов. Исключения, естественно, были — например, в Луизиане, где исторически проживало много свободных чернокожих, но они слабо влияли на общую картину и настроения.

Итак, рабство не только играло важнейшую роль в создании южной ментальности и мировоззрения, но и формировало общественный фон, на котором разворачивались все события, приведшие к войне.

Аболиционисты и их борьба

В то время как на Юге рабовладение процветало, на Севере с 1830-х годов набирал силу аболиционизм — общественное движение за отмену рабства. Это было связано не с заботой об угнетённых, поскольку большинство аболиционистов искренне считали чернокожих людьми второго сорта, а исключительно с морально-религиозными убеждениями. Эти люди считали, что Бог создал всех людей равными, а значит, рабство противоречило канонам Священного писания и потому являлось аморальным.

Сначала аболиционизм был вполне умеренным движением. Его представители стремились к достижению цели мирным путём, поэтому основным их занятием было издание пропагандистских памфлетов. Однако со временем среди лидеров аболиционизма появились фанатики вроде Джона Брауна или бывшего раба Фредерика Дугласа, которые выступали за насильственную ликвидацию рабства и предоставление неграм гражданских прав. Эти люди уже были готовы убивать за свои идеалы. Оба течения активно помогали беглым рабам.

Аболиционизм был бы обречён оставаться небольшой фанатичной сектой, если бы не нарастание противоречий между Севером и Югом. Финансово-промышленные круги северных штатов быстро поняли, что рабовладение является наиболее уязвимым для нападок институтом Юга. Именно эту карту они решили разыграть как в политическом, так и в экономическом противостоянии. Аболиционистское движение получило мощную поддержку, и его позиции к концу 1840-х годов усилились. Конечно, северные капиталисты руководствовались сугубо прагматическими интересами. Они хорошо понимали, что отмена рабовладения подорвёт экономическое господство плантаторов на Юге, и это давало им хорошие шансы в борьбе за влияние в регионе и стране.

Одновременно с поддержкой финансовых и политических кругов у аболиционистов появилась и поддержка общественного мнения. Аболиционисты выступали против южного уклада как такового и делали это как раз в тот момент, когда этот образ жизни становился всё большим раздражителем для жителей северных штатов. Общественное мнение Севера сделало правильные выводы из событий в Канзасе: Юг всерьёз намеревался осваивать западные территории, о поселении на которых мечтали многие северяне, стремившиеся к лучшей доле. И в прессе, и на публичных собраниях нападки на Юг были в порядке вещей.

В 1854 году возникла Республиканская партия, открыто выступившая за ограничение рабства. Очень быстро она стала набирать политический вес. Уже вскоре постоянные нападки на Юг начались в обеих палатах Конгресса, а республиканцы получили столько влияния, что начали составлять конкуренцию демократам на всех выборах, в том числе президентских.


Противоречия американского аболиционизма

Главным парадоксом аболиционистской борьбы стало то обстоятельство, что большинство сторонников освобождения, выступая за отмену рабства, смотрели на чернокожих, как на людей низшего сорта. На Севере негров не любили и всячески дискриминировали. Например, в штате Иллинойс в 1853 году, через пять лет после отмены рабства, приняли жёсткий Чёрный кодекс, всячески ограничивавший чернокожих в правах. В других северных штатах ситуация не сильно отличалась. Например, на момент окончания Гражданской войны из 24 штатов США негры имели право голоса лишь в пяти.

Федеральная армия вообще выглядела странным сборищем людей, где одновременно могли служить генерал-рабовладелец Дон Карлос Бьюэлл и пламенные аболиционисты вроде полковника Джошуа Чемберлена — героя Геттисберга из 20-го Мэнского пехотного полка, который свято верил в свою миссию принести рабам свободу.

Было ли рабство главной причиной войны?

В массовом сознании главной причиной войны считается рабство, а сама война часто позиционируется исключительно как борьба за отмену или за сохранение рабовладельческого строя. Почему-то забывается, что в первый год конфликта вопрос о рабстве не поднимался вообще, а главной целью войны со стороны США провозглашалось сохранение Союза. В своей инаугурационной речи в марте 1861 года Линкольн на всю страну заявил:

В 1862 году, в разгар войны, Линкольн заявлял:

Прокламацию об освобождении рабов Линкольн принял только 22 сентября 1862 года. Она имела половинчатый характер и состояла из двух документов. Первый объявлял свободными всех рабов в любом штате Конфедерации (КША), не вернувшемся в состав США до 1 января 1863 года. То есть гипотетически, если бы какой-то из южных штатов вернулся в Союз, местные рабы остались бы рабами. По этому поводу одна из лондонских газет ехидно отметила:

О том, что так называемое крепостное право было не только в Российской Империи – факт общеизвестный. Так например, в Соединенных штатах Америки в штате Миссисипи законодательно рабство было отменено только (. ) в 2013 году. А история использования рабского труда в США тесто связана с массовым переселением европейцев на американский континент.

Страшно себе представить, но негров покупали на так называемых рынках невольников. И к огромному своему страху, каждый из невольных рабочих, попадая в дом нового господина, понимал, что сделать с ним могли все, что угодно.

Изо дня в день, под палящим солнцем, обдуваемые зноем, и под проливным дождем на сильном ветре, трудились они – бесправные невольники – не зная права на сытный ужин, хорошее врачебное обслуживание, образование.

  • Группировка, возглавляемая, Уильямом Ллойдом, выступала за мирное прекращение рабства путем внесения изменений в законодательство страны.
  • Группировка (значительно меньшая по численности) под руководством Фредерика Дугласа, наоборот, считала, что только применение вооруженной силы способно покончить с проблемами рабства в Америке раз и навсегда. Так в 1859 году Джон Браун возглавил провальную попытку освобождения рабов путем вооруженного захвата плантаций.

Настоящим борцом за права негров на свободу можно считать 20-летнию рабыню Гарриет Табмен, которая сбежала от своего эксплуататора. Целых 10 лет бесстрашная Гарриет отправлялась в южные штаты, чтобы помочь несчастным невольникам освободиться. Делала она это, прекрасно зная, что за ее поимку была назначена плата в огромную по тем временам сумму – 40 000 долларов.

Меньшинство, возглавляемое Фредериком Дугласом, считало, что для борьбы необходимо применение вооруженной силы. Также нельзя забывать о попытках восстаний аболиционистов. Например, Джон Браун в 1859 году предпринял неудачную вооруженную попытку освободить рабов. В аболиционистском движении принимали участие многие деятели американской культуры, в том числе писательница Гарриет Бичер-Стоу.


Уильям Ллойд Гаррисон


На протяжении довоенных десятилетий аболиционисты, несмотря на то, что держались в стороне от практической политики, сумели оказать важное влияние на развитие в Соединенных Штатах свободных учреждений посредством различной агитации. Однако при этом аболиционисты подвергались резкой критике, утверждалось, что их деятельность незаконна, ставит под угрозу союз Севера и Юга, противоречит конституции, в которой было прописано, что вопрос о рабовладении решается по усмотрению отдельных штатов.


  • Аболиционизм в Соединённых Штатах Америки — движение за освобождение негров-рабов в США перед Гражданской войной.

Начало массового движения принято относить к 30-м гг. XIX в., когда начала издаваться газета

Во всё продолжение существования республики аболиционисты, несмотря на то что держались в стороне от практической политики, имели посредством энергичной и принципиальной агитации чрезвычайно важное влияние на развитие в Соединённых Штатах свободных учреждений. Но в то же время американских аболиционистов обвиняли в том, что их деятельность ставит под угрозу союз Севера и Юга, противоречит Конституции США, которая оставила решение вопроса о рабовладении на усмотрение отдельных штатов.

Резкий прорыв в борьбе с рабством связан с президентством Авраама Линкольна и начавшейся Гражданской войной.

Аболиционизм как политическое движение исчерпал себя, после того как 22 сентября 1862 года была принята Прокламация об освобождении и 18 декабря 1865 года Тринадцатая поправка к Конституции США. 30 марта 1870 года Пятнадцатой поправкой бывшим невольникам было дано также право голоса.

Связанные понятия

Рабство в США — система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками.

Реконструкция Юга — период в истории США после окончания Гражданской войны, с 1865 по 1877 годы, в который происходила реинтеграция проигравших в войне южных штатов Конфедерации в состав США и отмена рабовладельческой системы на всей территории страны.

Канзас-Небраска билль (англ. Kansas-Nebraska Act) — закон, принятый Конгрессом США 30 мая 1854 года. Он образовывал новые Территории Канзас и Небраска, открывал их для заселения, и предоставлял населению новообразованных территорий самостоятельно решить вопрос с узакониванием или запретом рабовладения. Этот закон отменил принятый Конгрессом в 1820 году Миссурийский компромисс, согласно которому на территориях западнее реки Миссисипи и севернее 36°30’ С. Ш., отошедших к США после покупки Луизианы.

Миссурийский компромисс — достигнутое в 1820 году соглашение между членами конгресса США, в соответствии с которым штат Миссури был принят в Союз как рабовладельческий, а штат Мэн как свободный.

Подземная железная дорога (англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.

Таммани-холл — политическое общество Демократической партии США в Нью-Йорке, действовавшее с 1790-х по 1960-е годы и контролировавшее выдвижение кандидатов и патронаж в Манхэттене с 1854 по 1934 гг.

Законы Джима Кроу (англ. Jim Crow laws) — широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890—1964 годов.

Я́нки (англ. yankee) — унизительное или оскорбительное название жителей Новой Англии; позднее северных штатов, в более широком смысле, — жителей США в целом.

Ютская война (англ. Utah War) — конфликт 1857—1858 годов между федеральным правительством США и мормонами в Территории Юта.

Американские пионеры (англ. American pioneers) — люди, которые в разные периоды истории США, но особенно в XVIII веке и в первой половине XIX века, переселялись на запад, заселяя новые территории.

Филадельфийский конвент, проходивший с 25 мая по 17 сентября 1787 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, был созван для пересмотра Статей Конфедерации. Несмотря на то, что изначально Конвент был задуман только для исправления и уточнения существующих законов, в ходе дискуссий участники Конвента перешли к созданию нового документа — Конституции США, которая в итоге и была подписана в качестве основного закона нового государства.

Первый Континентальный конгресс (5 сентября — 26 октября 1774 года) — съезд депутатов от 12 американских колоний Великобритании (из 13 колоний). Причиной созыва послужили Невыносимые законы — законы, принятые британским парламентом и направленные на остановку растущего сопротивления американских колоний. Конгресс заседал в Филадельфии, в Карпентерс Холле. В его работе принимали участие 56 представителей от всех американских колоний Великобритании, за исключением Джорджии, Канады, Бермудских, Багамских.

Невыносимые законы (англ. Intolerable Acts), или Принудительные Акты (англ. Coercive Acts) — название, которое часть жителей тринадцати американских колоний Великобритании дали пяти законам, принятым британским парламентом в 1774 году. Законы в основном были направлены на усиление роли Великобритании в управлении американскими колониями. Четыре из пяти законов были ответом на Бостонское чаепитие. С помощью этих законов король и парламент намеревались остановить растущее движение сопротивления в колониях.

Континентальный конгресс (англ. Continental Congress) — съезды делегатов 13 колоний, которые стали руководящим органом Соединённых Штатов на период Американской революции.

Гомстед-акт (англ. Homestead Act) — федеральный закон США, разрешивший передачу в собственность гражданам США незанятых земель на западе США. Название закона образовано от понятия гомстед (англ. homestead — фермерский участок-усадьба, земельный надел из фонда свободных земель на Западе США).

Пять цивилизованных племён (англ. Five Civilized Tribes) — термин, обозначающий пять индейских народов США — чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы — которые в начале XIX века уже усвоили многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.

Явное предначертание (англ. Manifest Destiny) — крылатое выражение, которое используется для оправдания американского экспансионизма.

Второй Континентальный конгресс (10 мая 1775 — 1 марта 1781 года) — съезд депутатов от 13 американских колоний Великобритании, состоявшийся в Филадельфии, штат Пенсильвания. Решение о созыве второго Континентального конгресса было принято в ходе первого Континентального Конгресса в 1774 году. В работе второго Континентального Конгресса принимали участие 65 депутатов от всех американских колоний, хотя представители от Джорджии присоединились к Конгрессу только 20 июля. Фактически второй Континентальный.

Конгрессмен, или член Конгресса, — это человек, который был назначен или избран в официальный орган, называемый Конгрессом. Как правило, он представляет в этом законодательном органе определённый избирательный округ.

Индейские войны — серия вооружённых конфликтов между коренным населением Северной Америки и Соединёнными Штатами Америки и Канадой. Также этим термином обозначают войны белых поселенцев с индейцами, предшествовавшие образованию США и Канады.

Бюро по делам индейцев (англ. the Bureau of Indian Affairs, BIA) агентство Федерального правительства США внутри Департамента внутренних дел США, основанное 11 марта 1824 года и ответственное за территорию в 225,0 тыс. км², в основном это — территория американских индейцев, индейских племён и индейцев Аляски. В дополнение к своим основным функциям, Бюро занимается образованием 48 тыс. индейцев.

Расовая сегрегация в США — отделение белого населения США от иных этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Осуществлялась через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые — сидят впереди) в общественном транспорте и так далее.

Движение за гражданские права чернокожих в США (англ. Civil Rights Movement) — массовое общественное движение чернокожих граждан США и поддерживавших их белых активистов против расовой дискриминации в 1950-е — 1960-е годы.

Закон о переселении индейцев (англ. Indian Removal Act) — принятый конгрессом США и подписанный президентом Эндрю Джексоном закон о переселении индейцев из юго-восточных штатов на необжитые земли западнее реки Миссисипи. Закон вступил в силу 28 мая 1830 года.

Тринадцать колоний (англ. Thirteen Colonies) — группа британских колоний на восточном побережье Северной Америки, основанные в XVII и XVIII веках, которые в 1776 году подписали Декларацию независимости и официально объявили о непризнании власти Великобритании. Результатом этих шагов явилось создание Соединённых Штатов Америки и Война за независимость США.

Семино́льские во́йны, также известные под названием Флори́дские во́йны, — три вооружённых конфликта на территории современного американского штата Флорида между семинолами и армией Соединённых Штатов Америки. Названием семинолы обозначались группы различных индейских народов, а также сражавшихся на их стороне беглых чернокожих рабов, которые поселились во Флориде в начале XVIII века. Первая Семинольская война шла с 1814 по 1819 годы (хотя в различных источниках приводится различная её периодизация.

Бойкот автобусных линий в Монтгомери — мирная акция протеста чернокожих жителей американского города Монтгомери штата Алабама, выступавших за отмены дискриминационных мер в общественном транспорте. Противостояние продолжалось с 1 декабря 1955 года по 20 декабря 1956 года, завершившись решением Верховного суда США, который признал расовую сегрегацию в транспорте незаконной.

Американцы ирландского происхождения или Американские ирландцы (англ. Irish American, ирл. Gael-Mheiriceánaigh) — граждане Соединённых Штатов Америки, имеющие полное или частичное ирландское происхождение. По данным национальных переписей, 33 миллиона американцев (10.5 % от общего их числа) имеют полное или частичное ирландское происхождение. Американцы ирландского происхождения образуют вторую по величине группу европейского происхождения после немецких американцев.

Индейский агент — государственный служащий, которого назначало правительство США для взаимоотношений между американскими властями и индейскими племенами.

Движение американских индейцев (англ. American Indian Movement) — военизированная индейская правозащитная организация в Северной Америке, основанная в июле 1968 года в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Целями движения были заявлены защита прав коренного населения Америки, достижение индейцами, проживающими в городах, экономической независимости, сохранение и защита их традиционной материальной и духовной культуры, а также борьба с расизмом и произволом полиции и властей по отношению к ним и борьба.

Статьи Конфедерации и вечного союза (англ. Articles of Confederation and Perpetual Union) — первый конституционный документ США. Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий.

Континентальная армия (англ. Continental Army) — ополчение американских колонистов, принимавших активное участие в Войне за независимость США.

Переселение индейцев — проводившаяся в XIX веке правительством США политика этнических чисток в отношении коренных народов, переселение индейских племен из юго-восточных штатов на Индейскую Территорию западнее реки Миссисипи.

Истори́чески чёрные вы́сшие уче́бные заведе́ния (англ. Historically Black Colleges and Universities, HBCUs) — особая категория вузов на территории США, созданных специально для обучения негритянского (афроамериканского) населения. Необходимость в создании подобного рода заведений в стране возникла в связи с отменой рабства к 1865 году по окончании Гражданской войны. Так как негры получили свободу, основная масса негритянского населения пополнила рынок дешёвой и неквалифицированной рабочей силы. Для.

Первая трансконтинентальная дорога США строилась в 1860-х годах и связала между собой центральные и западные штаты страны с калифорнийским побережьем Тихого океана, отвоёванным у Мексики в 1845—1848 годах.

Либерализм в Соединённых Штатах Америки представляет собой широкий набор политических и философских убеждений, отдающих предпочтение личной свободе в противовес ограничениям, накладываемым на таковую свободу государственными структурами, религией, общественной моралью и традициями. Спектр либерализма в США простирается от классического до социального и, в крайнем проявлении, до неолиберализма.

Между 1849 и 1865 годами США, резко расширившие свои границы, переживали период обострения отношений между регионами страны, что в конце концов привело к мятежу южных штатов и кровопролитной гражданской войне. В эту эпоху в Соединенных Штатах происходила индустриализация и революция на транспорте, изменившие экономику Севера и Запада. Массовая иммиграция, также направленная преимущественно на Север, тоже была причиной серьёзных изменений в культуре Америки. Начало Калифорнийской золотой лихорадки.

Девятнадцатая (XIX) поправка к Конституции США (англ. Nineteenth Amendment (Amendment XIX) to the United States Constitution) была принята Конгрессом 18 августа 1920 года.

Прогрессивизм в США — реформаторское движение, преобладавшее в политической жизни Америки в начале XX века. Его социальной опорой стал средний класс. Американский прогрессивизм стал ответной реакцией на модернизацию американской экономики и общества, в частности, на появление крупных промышленных и железнодорожных корпораций, а также на засилие коррупции в американской политике. К XXI веку прогрессистское движение приобрело черты энвайронментализма и движения за социальную справедливость.

Аболиционизм – что это такое? Движение за отмену рабства, казалось бы, победило, когда во Всемирную декларацию прав человека был вписан пункт о недопустимости работорговли и незаконности рабовладения, но и в современном мире сохранилось несколько показательных примеров рабства.

что такое аболиционизм

Что такое аболиционизм: определения

Изначально аболиционизм – это социальное движение за отмену рабства и освобождение невольников. Позже понятие распространилось и на другие движения. Например, аболиционизм – это также движение за отмену смертной казни, тюремного заключения (в криминологии), прекращение страданий всех живых существ (в биоэтике и философии, например, в трудах современного философа Дэвида Пирса) или отмену авторского права (в копирайте).

Представители аболиционистских организаций требуют отмены какого-либо закона, постановлений, нормативного акта или социального института по религиозным и (или) моральным мотивам.

Еще что значит аболиционизм? Подобное общественное движение существует в рамках полемики вокруг проблемы абортов или может являться крайней формой борьбы за права животных.

аболиционизм это что такое

Несмотря на большое количество трактовок и определений одного и того же понятия, аболиционизм – это, как правило, именно борьба против рабства и его форм (например, крепостного права, трансатлантической работорговли и так далее). Аболиционисты требовали освобождения рабов и прекращения работорговли.

Краткая история аболиционизма

Первым сторонником движения стал испанский миссионер и исследователь шестнадцатого века Бартоломе де лас Касас. Испания именно по его инициативе одной из первых приняла закон против порабощений индейцев Северной и Южной Америки (1542 год), но вскоре этот нормативный акт был отменен. Как ни странно, закон, запрещающий порабощение, стал одной из основных причин экспорта невольников из Африки.

В восемнадцатом веке против рабства выступала английская секта квакеров, а уже к концу столетия аболиционизм стал частью общеевропейского Просвещения. К началу девятнадцатого века большинство европейских государств признали необходимость отмены рабства. Последней страной, которая отменила рабство, стала Мавритания (1981 год), до этого (1948 год) невольничество было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека.

Аболиционизм в Британской империи

Крепостное право в Британской империи повсеместно исчезло еще в начале семнадцатого века, но вплоть до восемнадцатого века чернокожие рабы все еще служили в богатых домах Лондона и Эдинбурга. Многие зажиточные англичане, перебираясь в Новый Свет, брали с собой рабов из Индии. Вплоть до 1772 года статус таких людей оставался не до конца определенным.

аболиционизм в британской империи

Несколько шумных судебных процессов, послуживших причиной более активной последующей борьбы аболиционистов, состоялись в Великобритании в восемнадцатом веке.

Например, имел место следующий случай. В 1772 году Чарльз Стюарт предпринял попытку схватить беглого раба Джеймса Сомерсета, чтобы в дальнейшем сослать его на Ямайку для работы на сахарных плантациях. Но Джеймс Сомерсет успел окреститься в Лондоне. Его крестные родители опротестовали в суде решение рабовладельца, требуя соблюдения закона Хабеас корпус, гласившего, что ни один человек не может быть задержан и как-либо ограничен, если нет законной на то причины. Суд постановил освободить Джеймса Сомерсета.

Этот прецедент стал основой для освобождения более десяти тысяч рабов на территории Британских островов и в других владениях империи. Рабы начали уходить от своих владельцев и подтверждать свое право на свободу в ходе многочисленных судебных разбирательств. Тем не менее, в Шотландии продолжало существовать вполне законное рабовладение, которые прекратилось в 1799 году.

В 1787 году британский благотворитель Уильям Уилберфорс начал в парламенте обширную кампанию за запрещение работорговли. В рамках этой кампании в 1807-м был принят Акт о запрете работорговли, а в 1833 рабство было полностью отменено во всей Британской империи.

Аболиционизм в Соединенных Штатах

В США начало массового движения за освобождение рабов принято относить к тридцатым годам девятнадцатого века, когда появилось Американское общество борьбы с рабством и начала выходить газета "Либерейтор". Через несколько лет в движении выделилось два течения: мирное большинство во главе с Уильямом Гаррисоном и более радикальное меньшинство, возглавляемое Фредериком Дугласом.

аболиционизм это

Аболиционисты долгое время держались в стороне от политики, но позже именно их обвинили в угрозе союзу Севера и Юга. Американская конституция тогда оставила окончательное решение вопроса о рабовладении властям отдельных штатов. Тогда сторонники аболиционизма основали государство Либерия на побережье Африки, чтобы вывозить туда освобожденных невольников.

Идея провалилась по нескольким причинам. Во-первых, рабовладельцы не желали отказываться от бесплатной рабочей силы, приносившей огромные прибыли, а во-вторых, сами рабы, рожденные на территории США, уже считали Штаты своей родиной и не хотели покидать Америку.

Резкий прорыв наметился во времена президентства Авраама Линкольна. Он объявил рабов, проживающих на территориях, которые находились в состоянии мятежа во время Гражданской войны, свободными. В 1865 году была принята тринадцатая поправка к Конституции, которая окончательно отменила рабство в США.

Аболиционизм во Франции

Аболиционизм – это явление, характерное не только для крупнейших колониальных империй. Во Франции, например, движение не было столь многочисленным и богатым на события, как в США или Британской империи, но все же существовало. Движение за отмену невольничества во Франции началось в конце восемнадцатого века, а полностью отменено рабство было в 1848 году.

что значит аболиционизм

Известные представители движения

Рабство в современном мире

Несмотря на то что рабский труд запрещен Декларацией прав человека, в современном мире рабство остается весьма распространенным явлением. Эксперты международной организации по борьбе с невольничеством утверждают, что сейчас в мире насчитывается более 27 миллионов человек (около одного миллиона в Европе), которые пребывают в положении рабов.

Читайте также: