Назовите авторов и спектакли поставленные театром в годы войны и послевоенные годы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Пьеса

Александр Володин, 1958 год

Постановка

Большой драматический театр
Режиссер Георгий Товстоногов, 1959 год

Внутренним конфликтом спектакля было противоречие между навязанными советскими стереотипами и естественной человеческой природой. Тамара в исполнении Зинаиды Шарко будто выглядывала из-за маски советской общественницы, прежде чем сбросить ее — и стать самой собой. По радио­записи понятно, с какой внутренней силой и удивительным богатством нюан­сов Шарко играла свою Тамару — трогательную, нежную, незащищенную, жертвенную. Ильин (его играл Ефим Копелян), проведший 17 лет где-то на Севере, с самого начала был внутренне гораздо более свободным, — но и он не сразу сумел сказать любимой женщине правду, выдал себя за глав­ного инженера. В радиоспектакле в игре Копеляна сегодня слышится много театральности, почти патетики, но много у него и пауз, тишины — тогда понимаешь, что самое главное с его героем происходит именно в эти моменты.

Пьеса

Виктор Розов, 1957 год

Постановка

Центральный детский театр
Режиссер Анатолий Эфрос, 1957 год

Пьеса

Алексей Арбузов, 1967 год

Задушенная любовь равна здесь задушенной индивидуальности, а личностные ценности утверждаются всем ходом пьесы, что и делает ее уникальным явле­нием советской драматургии.

Постановка

Театр имени Ленинского комсомола
Режиссер Анатолий Эфрос, 1965 год

Александр Вампилов, 1967 год

Постановка

МХАТ имени Горького
Режиссер Олег Ефремов, 1978 год

Людмила Петрушевская, 1981 год

О чем: Под одной дырявой крышей три мамаши — Ира, Светлана и Татьяна — коротают дождливое лето со своими вечно дерущимися мальчишками. Неустроенность дачной жизни вынуждает женщин день и ночь ругаться на почве быта. Появившийся состоятельный ухажер увлекает Иру в другой мир, к морю и солнцу, она оставляет больного сына на ру­ках у своей слабой матери. Однако рай оборачивается адом, и вот уже женщина готова ползать на коленях перед дежур­ным аэропорта, чтобы вернуться к оставшемуся в одиночестве ребенку.

Постановка

Театр имени Ленинского комсомола
Режиссер Марк Захаров, 1985 год

Признанный мастер сценических эффектов, Захаров выстроил в спектакле несколько опорных точек, выверенных, как балет. Одна из них — когда дачный ухажер Николай целует Ирину и та от неожиданности выделывает почти клоунский кульбит. Чурикова в эту минуту едва не падает со стула, припадает к плечу Николая, тут же резко отскакивает от него и, высоко вскидывая коле­ни, пробирается к двери, посмотреть, не видел ли поцелуй сын.

Подготовили Александра Машукова (постановки), Наталья Скороход (пьесы)

Больше материалов и лекций о русской драме, поэзии и прозе XX века — здесь .

Работа состоит из 1 файл

Театр и кино.docx

Театр и кино

в послевоенные годы

класса средней школы №120

работу проверила учитель истории

Щедрина Наталья Фёдоровна

Большой, сложный творческий путь прошли в послевоенные годы столичные театры.

В репертуаре важное место продолжали занимать постановки, посвященные ратным подвигам советских людей. В решении театрами народно-героической военной тематики заметно проявились новые тенденции — желание наряду с вымышленными героями вывести на сцену действительных, исторически конкретных участников недавних событий, показать героическую борьбу народа против фашизма во всей ее широте как борьбу истинно всенародную.

В начале 50-х годов ряд московских театров пережил творческий кризис. На деятельности театров пагубно сказалась теория бесконфликтности, получившая распространение в советской драме. Ослабление идейной активности неизбежно влекло за собой спад художественного мастерства, появление штампов в актерском и режиссерском искусстве.

в деятельности московских театров находил отражение процесс новой консолидации творческих сил всего советского искусства, служащего народу — строителю коммунизма.

А так же и в кино В первое время после войны российское кино испытывало серьезные трудности. Неоправданное снижение количества выпускаемых картин привело к резкому сужению тематического диапазона, к штампам в художественных решениях, ограничило приток новых творческих сил. В ряде фильмов, таких как "Клятва" (1948) и "Падение Берлина" (1949) режиссера М. Чиаурели, исторический материал укладывался в схемы, носившие отпечаток культовых догм. Но реалистическая традиция все же пробивала себе дорогу на экран. Исследование характера, взятого на большом отрезке пути, сопряжение человеческой судьбы и времени явились принципиальными завоеваниями фильма "Сельская учительница" (1947, реж. М. Донской) по сценарию М. Смирновой. Книга Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" легла в основу одноименного фильма А. Столпера (1948). Образ Мересьева, созданный актером П. Кадочниковым, вошел в число экранных героев тех лет. Большой популярностью пользовались приключенческие ленты "Подвиг разведчика" (1947, реж. Б. Барнет) и "Смелые люди" (1950, реж. К. Юдин), основанные на материале недавних боев.

В годы "холодной войны" выходят на экраны картины публицистического свойства: "Русский вопрос" (1947, реж. М. Ромм) и "Встреча на Эльбе" (1949, реж. Г. Александров). Философской углубленностью отличалась картина "Мичурин" (1948). Среди других биографических картин она выделялась высокой мерой образности, свойственной авторской работе А. Довженко.

В первые послевоенные годы перед мастерами киноискусства встала задача воплотить в своих произведениях исторические события Отечественной войны. Эта задача далеко не всегда получала правильное разрешение. В таких постановочных фильмах, как "Падение Берлина" (1950 г., 1-2-я серии, реж. М. Чиаурели) и "Сталинградская битва" (1949 г., 1-2-я серии, реж. B. Петров), смысл великих побед был воплощён неполно, односторонне, по преимуществу как результат стратегической мысли советских военачальников. За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.

В послевоенные годы на экранах нередко появлялись помпезные, схематичные, "лакировочные" фильмы.

Решение об увеличении числа выпускаемых фильмов оказало благотворное влияние на весь кинематографический процесс. Последний фильм В. Пудовкина - "Возвращение Василия Бортникова" (1952, по роману Г. Николаевой "Жатва"), - о человеке, пришедшем с войны, содержал в себе ряд новых черт. Итальянский критик и теоретик кино Г. Аристарко писал о фильме: "Интерес к отдельному индивидууму, взятому из народной гущи, к психологии своих персонажей помог режиссеру отвергнуть так называемую теорию бесконфликтности и возвратить права гражданства личным конфликтам, необходимым в их взаимосвязи для всестороннего показа человека, увиденного изнутри".

Главное, что интересовало авторов, заключалось не во внешних масштабах, а в исследовании характеров людей, оказавшихся на крутом историческом переломе, в раскрытии трагизма их судеб.

Советское театральное искусство в 40-50-е гг. ХХ века

Театр СССР

В начале ВОВ в большинстве театров были сформированы и отправлены на фронт творческие бригады, которые поддерживали боевой дух военных и отвлекали их на время от мыслей о тяготах войны. В репертуар бригад входили отрывки из спектаклей по произведениям писателей-классиков, новые произведения на военно-патриотическую тематику, оперные арии, хореографические номера, сатира.

Помощь фронту и спектакли во время боев. Жизнь театров в годы войны

Групповой снимок артистов фронтовой бригады и бойцов одной из воинских частей. Четвертый слева — заслуженный артист РСФСР Л.О. Утесов. Фото Б. Игнатовича. Калининский фронт. 1942 год. Главархив Москвы

Малый театр собирает средства на самолеты, Камерный укрывает москвичей от бомб, а артисты Московского театра оперетты ликуют во взятом Берлине.

Премьера в обеденный перерыв

Не все театры покинули столицу с началом Великой Отечественной войны, были и исключения. Среди них — Музыкальный театр имени народных артистов СССР К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, который образовался в результате слияния Оперной студии под руководством Константина Станиславского и музыкальной студии Московского художественного театра Владимира Немировича-Данченко.

Во время выступления участницы фронтовой бригады артистов. Фото Б. Ярославцева. Западный фронт. 1943 год. Главархив Москвы

Пострадавшие театры

28 октября 1941-го на здание Большого театра упала бомба. Снаряд весом в полтонны прошел между колоннами под фронтоном портика, пробил фасадную стену и разорвался в вестибюле. Восстанавливать здание начали зимой 1942 года. Мастера сделали свою работу за 240 дней — в условиях светомаскировки, без отопления.





23 июля 1941 года на здание театра на Арбате упала фугасная бомба. Оно не подлежало восстановлению, и было принято решение построить его заново. Работы основательно затянулись — новый дом у театра появился только в 1947-м. Артистам, вернувшимся в Москву в 1943-м, приходилось почти четыре года играть в помещении Театра юного зрителя.

Артисты Театра имени Е. Вахтангова во время выступления перед фронтовиками. Фото Л. Доренского. Место съемки неизвестно. 1943 год. Главархив Москвы

Сибирь и Дальний Восток

В Сибири оказался Московский театр оперетты. Артисты выступали на заводах, в больницах и шахтах. Филиал в Москве в это время штурмовали и простые зрители, и военные, пытаясь раздобыть драгоценный билет. За неимением денег кассирам часто предлагали консервы, хлеб, вино.




Казахстан и Узбекистан





В ноябре 1942 года МХАТ вернулся в Москву. За время годичного отсутствия фасад здания в Камергерском переулке обветшал, и Немирович-Данченко хлопотал о ремонте. Режиссер помог и актерам, имеющим проблемы с жильем, при необходимости сам звонил в Моссовет. В то время он начал плохо себя чувствовать, но, несмотря на это, задумал создать собственную школу-студию. Полный расцвет своего детища мастер не застал — Владимир Иванович умер в 1943-м.



Читайте также: