Назовите авторов и спектакли поставленные театром в годы войны и послевоенные годы кратко
Обновлено: 30.06.2024
Пьеса
Александр Володин, 1958 год
Постановка
Большой драматический театр
Режиссер Георгий Товстоногов, 1959 год
Внутренним конфликтом спектакля было противоречие между навязанными советскими стереотипами и естественной человеческой природой. Тамара в исполнении Зинаиды Шарко будто выглядывала из-за маски советской общественницы, прежде чем сбросить ее — и стать самой собой. По радиозаписи понятно, с какой внутренней силой и удивительным богатством нюансов Шарко играла свою Тамару — трогательную, нежную, незащищенную, жертвенную. Ильин (его играл Ефим Копелян), проведший 17 лет где-то на Севере, с самого начала был внутренне гораздо более свободным, — но и он не сразу сумел сказать любимой женщине правду, выдал себя за главного инженера. В радиоспектакле в игре Копеляна сегодня слышится много театральности, почти патетики, но много у него и пауз, тишины — тогда понимаешь, что самое главное с его героем происходит именно в эти моменты.
Пьеса
Виктор Розов, 1957 год
Постановка
Центральный детский театр
Режиссер Анатолий Эфрос, 1957 год
Пьеса
Алексей Арбузов, 1967 год
Задушенная любовь равна здесь задушенной индивидуальности, а личностные ценности утверждаются всем ходом пьесы, что и делает ее уникальным явлением советской драматургии.
Постановка
Театр имени Ленинского комсомола
Режиссер Анатолий Эфрос, 1965 год
Александр Вампилов, 1967 год
Постановка
МХАТ имени Горького
Режиссер Олег Ефремов, 1978 год
Людмила Петрушевская, 1981 год
О чем: Под одной дырявой крышей три мамаши — Ира, Светлана и Татьяна — коротают дождливое лето со своими вечно дерущимися мальчишками. Неустроенность дачной жизни вынуждает женщин день и ночь ругаться на почве быта. Появившийся состоятельный ухажер увлекает Иру в другой мир, к морю и солнцу, она оставляет больного сына на руках у своей слабой матери. Однако рай оборачивается адом, и вот уже женщина готова ползать на коленях перед дежурным аэропорта, чтобы вернуться к оставшемуся в одиночестве ребенку.
Постановка
Театр имени Ленинского комсомола
Режиссер Марк Захаров, 1985 год
Признанный мастер сценических эффектов, Захаров выстроил в спектакле несколько опорных точек, выверенных, как балет. Одна из них — когда дачный ухажер Николай целует Ирину и та от неожиданности выделывает почти клоунский кульбит. Чурикова в эту минуту едва не падает со стула, припадает к плечу Николая, тут же резко отскакивает от него и, высоко вскидывая колени, пробирается к двери, посмотреть, не видел ли поцелуй сын.
Подготовили Александра Машукова (постановки), Наталья Скороход (пьесы)
Больше материалов и лекций о русской драме, поэзии и прозе XX века — здесь .
Работа состоит из 1 файл
Театр и кино.docx
Театр и кино
в послевоенные годы
класса средней школы №120
работу проверила учитель истории
Щедрина Наталья Фёдоровна
Большой, сложный творческий путь прошли в послевоенные годы столичные театры.
В репертуаре важное место продолжали занимать постановки, посвященные ратным подвигам советских людей. В решении театрами народно-героической военной тематики заметно проявились новые тенденции — желание наряду с вымышленными героями вывести на сцену действительных, исторически конкретных участников недавних событий, показать героическую борьбу народа против фашизма во всей ее широте как борьбу истинно всенародную.
В начале 50-х годов ряд московских театров пережил творческий кризис. На деятельности театров пагубно сказалась теория бесконфликтности, получившая распространение в советской драме. Ослабление идейной активности неизбежно влекло за собой спад художественного мастерства, появление штампов в актерском и режиссерском искусстве.
в деятельности московских театров находил отражение процесс новой консолидации творческих сил всего советского искусства, служащего народу — строителю коммунизма.
А так же и в кино В первое время после войны российское кино испытывало серьезные трудности. Неоправданное снижение количества выпускаемых картин привело к резкому сужению тематического диапазона, к штампам в художественных решениях, ограничило приток новых творческих сил. В ряде фильмов, таких как "Клятва" (1948) и "Падение Берлина" (1949) режиссера М. Чиаурели, исторический материал укладывался в схемы, носившие отпечаток культовых догм. Но реалистическая традиция все же пробивала себе дорогу на экран. Исследование характера, взятого на большом отрезке пути, сопряжение человеческой судьбы и времени явились принципиальными завоеваниями фильма "Сельская учительница" (1947, реж. М. Донской) по сценарию М. Смирновой. Книга Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" легла в основу одноименного фильма А. Столпера (1948). Образ Мересьева, созданный актером П. Кадочниковым, вошел в число экранных героев тех лет. Большой популярностью пользовались приключенческие ленты "Подвиг разведчика" (1947, реж. Б. Барнет) и "Смелые люди" (1950, реж. К. Юдин), основанные на материале недавних боев.
В годы "холодной войны" выходят на экраны картины публицистического свойства: "Русский вопрос" (1947, реж. М. Ромм) и "Встреча на Эльбе" (1949, реж. Г. Александров). Философской углубленностью отличалась картина "Мичурин" (1948). Среди других биографических картин она выделялась высокой мерой образности, свойственной авторской работе А. Довженко.
В первые послевоенные годы перед мастерами киноискусства встала задача воплотить в своих произведениях исторические события Отечественной войны. Эта задача далеко не всегда получала правильное разрешение. В таких постановочных фильмах, как "Падение Берлина" (1950 г., 1-2-я серии, реж. М. Чиаурели) и "Сталинградская битва" (1949 г., 1-2-я серии, реж. B. Петров), смысл великих побед был воплощён неполно, односторонне, по преимуществу как результат стратегической мысли советских военачальников. За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.
В послевоенные годы на экранах нередко появлялись помпезные, схематичные, "лакировочные" фильмы.
Решение об увеличении числа выпускаемых фильмов оказало благотворное влияние на весь кинематографический процесс. Последний фильм В. Пудовкина - "Возвращение Василия Бортникова" (1952, по роману Г. Николаевой "Жатва"), - о человеке, пришедшем с войны, содержал в себе ряд новых черт. Итальянский критик и теоретик кино Г. Аристарко писал о фильме: "Интерес к отдельному индивидууму, взятому из народной гущи, к психологии своих персонажей помог режиссеру отвергнуть так называемую теорию бесконфликтности и возвратить права гражданства личным конфликтам, необходимым в их взаимосвязи для всестороннего показа человека, увиденного изнутри".
Главное, что интересовало авторов, заключалось не во внешних масштабах, а в исследовании характеров людей, оказавшихся на крутом историческом переломе, в раскрытии трагизма их судеб.
Советское театральное искусство в 40-50-е гг. ХХ века
В начале ВОВ в большинстве театров были сформированы и отправлены на фронт творческие бригады, которые поддерживали боевой дух военных и отвлекали их на время от мыслей о тяготах войны. В репертуар бригад входили отрывки из спектаклей по произведениям писателей-классиков, новые произведения на военно-патриотическую тематику, оперные арии, хореографические номера, сатира.
Групповой снимок артистов фронтовой бригады и бойцов одной из воинских частей. Четвертый слева — заслуженный артист РСФСР Л.О. Утесов. Фото Б. Игнатовича. Калининский фронт. 1942 год. Главархив Москвы
Малый театр собирает средства на самолеты, Камерный укрывает москвичей от бомб, а артисты Московского театра оперетты ликуют во взятом Берлине.
Премьера в обеденный перерыв
Не все театры покинули столицу с началом Великой Отечественной войны, были и исключения. Среди них — Музыкальный театр имени народных артистов СССР К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, который образовался в результате слияния Оперной студии под руководством Константина Станиславского и музыкальной студии Московского художественного театра Владимира Немировича-Данченко.
Пострадавшие театры
28 октября 1941-го на здание Большого театра упала бомба. Снаряд весом в полтонны прошел между колоннами под фронтоном портика, пробил фасадную стену и разорвался в вестибюле. Восстанавливать здание начали зимой 1942 года. Мастера сделали свою работу за 240 дней — в условиях светомаскировки, без отопления.
23 июля 1941 года на здание театра на Арбате упала фугасная бомба. Оно не подлежало восстановлению, и было принято решение построить его заново. Работы основательно затянулись — новый дом у театра появился только в 1947-м. Артистам, вернувшимся в Москву в 1943-м, приходилось почти четыре года играть в помещении Театра юного зрителя.
Сибирь и Дальний Восток
В Сибири оказался Московский театр оперетты. Артисты выступали на заводах, в больницах и шахтах. Филиал в Москве в это время штурмовали и простые зрители, и военные, пытаясь раздобыть драгоценный билет. За неимением денег кассирам часто предлагали консервы, хлеб, вино.
Казахстан и Узбекистан
В ноябре 1942 года МХАТ вернулся в Москву. За время годичного отсутствия фасад здания в Камергерском переулке обветшал, и Немирович-Данченко хлопотал о ремонте. Режиссер помог и актерам, имеющим проблемы с жильем, при необходимости сам звонил в Моссовет. В то время он начал плохо себя чувствовать, но, несмотря на это, задумал создать собственную школу-студию. Полный расцвет своего детища мастер не застал — Владимир Иванович умер в 1943-м.
Читайте также: