Благовещенский собор особенности архитектуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Благовещенский собор построен русскими мастерами в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете, сохраненном от предшествовавшего храма. Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века.

Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна.

Восточную стену первоначально закрывала галерея, поэтому только высоко на апсидах помещен скромный поясок балясин. Сначала он был терракотовым, как на построенной одновременно с Благовещенским собором и теми же мастерами церкви Ризположения, но в XIX веке его заменили на каменный.

Пристроенные в 1560-х годах приделы удачно дополняют основной объем: их стены расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора. Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564—1566 годах принципиально изменило художественный облик памятника, заставило его по-новому звучать в ансамбле Соборной площади. Благовещенский собор имеет четыре придела - небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Они возведены над углами галерей. Создание приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями грозненского времени середины XVI века – венчанием на царство Ивана Грозного, взятием Казани, взятием Полоцка 1563 года (одной из побед в Ливонской войне).

Благовещенский собор.

Хорошо сохранившиеся внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века позволяют восстановить интерьеры этих интересных памятников культуры Руси времени Иоанна Грозного.

Здание собора стоит на высоком подклете. Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля.

Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей явно видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Северная и западная галереи использовались в торжественных процессиях, для прохода царских шествий, православных гостей царя на прием в Грановитую палату.

Южная и ныне утраченная восточная галереи были возведены одновременно в 1489 году. Южная паперть уже тогда представляла собой отдельное закрытое помещение. Вероятно, в середине XVI в. сюда из дьяконника был перенесен придел Василия Кесарийского. В 1562-1564 годах придел, расположенный в галерее, был обновлен.

Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Самые большие перемены относятся к 1836 году, когда в галерее устроили придел святого Николая Чудотворца, покровителя императора Николая I. Позже ее использовали как мастерскую для вышивальщиц, здесь размещалась соборная ризница. В это время были стесаны портал и лопатки четверика. Портал восстановили в 1949 году. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой.

На эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо (со стороны Москва- реки). В 1550-1560-х годах южное крыльцо, прежде открытое, сделано закрытым.

Южное крыльцо храма выходило в небольшой дворцовый сад, по нему проходили в Архангельский собор, оно служило местом отдыха и раздачи милостыни. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века.

Благовещенский собор.
Благовещенский собор.

До XIX века южная паперть, вероятно, не имела сплошной росписи, но была украшена резьбой. О богатстве и изысканности декора свидетельствуют сохранившиеся резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, открытая при реставрации 1949 года. Ее ствол и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски обнаружены и на резных деталях южного крыльца. Колонки при входе на крыльцо открыли во время реставрации 1860-х годов и тогда же заменили грубыми копиями.

Благовещенский собор

Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший храм столицы, освященный в честь одного из двунадесятых православных праздников, Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемый 7 апреля по новому стилю. Небольшой по размерам величественный храм расположен в юго-западной части Соборной площади.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вид на Соборную площадь

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Архитектурные особенности храма

Благовещенский собор состоит из нескольких построек разного времени, гармонично сочетающихся между собой.

От трехглавого к девятиглавому

Первоначальный каменный храм в форме квадрата венчался тремя главами. От столпа, расположенного в центральной части, расходились к каждой стороне низкие арки. Крестово-купольную постройку окружали крытые галереи. Специальные переходы связывали храм с кремлевскими палатами.

Храм стал девятиглавым в 16 веке

В 1563 году князь Иван IV в честь победы над половцами приказал перестроить храм, возведя на четырех углах крытой галереи небольшие одноглавые церкви-приделы. На восточной стороне крыши возвели два барабана с куполами. Так трехглавый храм стал девятиглавым.

Псковская архитектура

Четырехстолпный, трехаспидный, крестово-купольный белоснежный храм расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются во внешнем украшении храма: каменная кладка образует на стене углубления треугольной формы, поребрик, выложенный вдоль стен.

Полукруглые выступы в стене украшает аркатурный пояс – декоративные украшения в виде ряда глухих арочек, опирающихся на колонки. Стены украшают узорчатые пояса.

Украшения Благовещенского собора

Пол храма выложен из ценных благородных камней: мрамора, агата, яшмы, присланных царю Алексею Михайловичу в дар персидским шахом. Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, желая преумножить красоту кремлевского храма, установил на центральной главе крест из чистого золота.

Весть об этом разнеслась по миру, так что золотой крест долго искал Наполеон, желая завладеть золотом кремлевского храма. Судьба усмехнулась ему в ответ: полководец, перепутав главы соборов, приказал снять крест с колокольни Ивана Великого, всего лишь позолоченный, но не золотой.

Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В XVI веке итальянские резчики украсили резьбой северный и западный порталы собора. Здесь проходили торжественные процессии, следуя на Соборную площадь, поэтому главные входы так торжественны и нарядны.

Храм в 19 веке

Затейливая резьба с пышными вьющимися растениями, сложные цветочные гирлянды в позолоте украшают входы в собор. Железные двустворчатые двери украшены ажурными коваными решетками. На полотнищах дверей – сцены Благовещенья и пророки, возвестившие о скором пришествии Спасителя.

Интерьер и внутреннее обустройство

Внутри собор невелик. Проектируя внутреннюю часть собора, архитекторы ввели вертикальные конструкции, которые создают ощущение стремления вверх. Для усиления эффекта особым образом использовано освещение: нижнюю часть затемнили, а поток света льется из окон барабана сверху. Бесценны росписи храма, виртуозно выполненные знаменитыми иконописцами.

Главный портал

Росписи храма

Благовещенский собор впервые расписан в 1508 году. В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.

Росписи храма

Росписи демонстрируют тему преемственности власти великих князей и царей, ведь Благовещенский храм – домовая церковь. Изображения, расположенные на лопатках внутренних стен, прославляют русских князей: Владимира Мономаха и Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Ивана III.

Православные святыни в росписях

На стене храма написан образ Благовещения: Пресвятая Дева Мария изображена у кладезя, черпающей воду. При виде Ангела в облаках она возводит на него взоры удивления. Ведь Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела благую весть о будущем рождении у Нее Спасителя.

Образ Спасителя

В притворе благовещенского собора – чтимый образ Всемилостивого Спаса, перед которым негасимо горят свечи и лампады. От этого образа чудесную помощь получил кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. К образу приходят люди, ожидая доброй вести и милости.

Здесь хранилась донская икона, поднесенная Дмитрию Донскому после куликовской битвы. В XVII столетии во имя этой иконы, не раз помогавшей России, построили Московский Донской монастырь.

Иконостас

Иконостас Благовещенского собора

В центре иконостаса – образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов, по бокам – образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними – Архангел Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Праздничный ряд включает в себя 14 икон. В иконостасе Благовещенского собора пустует место для изображения царя, который правит в отдельный промежуток времени. После смерти монарха икону с его изображением перенесли в Архангельский собор, разместив на надгробье.

Иконы собора

Символ точного времени – московские куранты

С великокняжеского двора Благовещенского собора началась история кремлевских курантов.

В 1624 году русские мастера Ждан и Шумило при помощи англичанина Христофора Головей установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. Потом подобные шатры увенчали и остальные кремлевские башни

Сужба в соборе

Благовещенский собор сегодня

С 1955 года в Благовещенском соборе работает музей. С 1993 года в храме, закрытом в 1918 году, начались богослужения. Службы в соборе проходят один раз в году – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Перед ежегодным богослужением собор каждый раз освящается заново.

В советское время службы не проводились

Благовещенье – светлый весенний праздник, когда по традиции после Литургии Святейший патриарх выпускает на волю птиц – символ свободы каждого Божьего творения.

В Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Благовещенский собор

Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей — князей и царей.

Режим работы и стоимость билетов

История Благовещенского собора Московского Кремля

Предполагают, что в конце 13 — начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище — Казённый двор, где хранилась государева казна.

Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.

При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.

Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.

Архитектура Благовещенского собора Московского Кремля

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой. Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение — нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

Убранство Благовещенского собора

Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.

Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.

Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии.

Реликвии Благовещенского собора

К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь.

Благовещенский собор Московского Кремля — это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году — в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.

Благовещенский собор Московского Кремля – один из старейших и красивейших храмов России. Его строительство датируется XIII веком. Многие туристы и паломники приезжают из разных точек земного шара, чтобы взглянуть на неповторимую архитектуру здания и окунуться в атмосферу древней православной Руси.

История Благовещенского собора

В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.

Благовещенский собор Московского Кремля гравюра освящение 1497

В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.

Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.

Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.

Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.

После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.

Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.

Благовещенский собор Московского Кремля патриарх алексий

Благовещенский собор Московского Кремля переходы

Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.

Строительство Благовещенского собора Московского Кремля

Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.

Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.

В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.

Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.

После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.

Архитектура

Внешняя архитектура храма

Благовещенский собор являет собой образец смешения московской архитектуры и псковского зодчества. Воздвигнут на подклете, сохранившемся от старой деревянной церкви. Облик девятиглавого храма с золочеными куполами радует глаз россиян с 60-х годов XVI в.

Благовещенский собор Московского Кремля купола

Подклет храма гораздо старше, чем само здание (примерно на 200 лет). Он находится под центральной частью храма. Выложен из белого камня и имеет четырехугольную форму. Массивный столп располагается по центру подклета, от него на стены перекинуты низкие арки. С восточной стороны к нему пристроена апсида. Скорее всего, в подклете хранилась царская казна.

Благовещенский собор Московского Кремля подклет

Архитектура итальянского Возрождения ярко выражается на парадных галереях с северной и восточной стороны здания: резные белокаменные капители, филенки на опорных столпах, перекрытия с крестовыми сводами. По этим галереям торжественно проводили в Гранатовую палату особо почитаемых гостей царя.

Южная и восточная галереи возводились в 1489 г. Восточная до настоящего времени не сохранилась: ее разобрали вместе с пристроенными к ней палатами. Скорее всего, паперть была пристроена по ошибке, так как обычно к храму со стороны алтаря пристройки не полагались. Изначально она служила для соединения собора с Казенной палатой. Южная галерея – это закрытое помещение, в котором с XVI века расположен придел Василия Кесарийского. По ней цари переходили во дворец с Соборной площади.

Во внешнем и внутреннем убранстве Южной галереи произошли большие перемены. Западную и восточную стену перестроили, своды переложили, лопатки четверика стесали. В XIX веке здесь был устроен придел Николая Чудотворца. Позднее в южной паперти устроили соборную ризницу и мастерскую вышивальщиц. Был значительно испорчен и стесан декор здания. Декоративные элементы были возвращены зданию после реставрационных работ в 1949 году. Южное крыльцо, расположенное со стороны Москвы-реки, украшено резьбой. Изначально оно было открытым, потом его перестроили и сделали закрытым. По этому крыльцу русская знать выходила в дворцовый сад, где отдыхали и раздавали милость. Резной портал XV века из белого камня сохранился до наших дней.

Изначально южная паперть была богато украшена изысканной резьбой. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют об этом. Красивые узоры листьев аканта ярких цветов украшали капитель и колонки. В XIX веке многие искусные элементы декора заменили грубыми копиями.

Внутреннее убранство храма

Своды в Благовещенском соборе Московского Кремля имеют крестообразную форму. Барабан центральной башни держат четыре столпа. Так как собор предназначался для княжеской семьи, его интерьер изначально был невелик. Позднее помещение храма расширили, пристроив к нему дополнительные приделы. Рядом с восточным столпом расположен иконостас. Широкие хоры с ведущей на них лестницей находятся в западной части. В предании говорится, что при богослужениях женская часть царской семьи находилась на хорах. Но историки опровергают этот факт, считая, что хоры отделяла двухметровая кирпичная стена и, судя по характерным рисункам фресок, там находились три придела: Богоматери, Собора архангелов и Георгиевский.

Центральная часть храма имеет высокие своды, завершаемые барабаном купола. Днем барабан купола имеет хорошее естественное освещение, падающее из многочисленных окон, а нижняя часть храма остается затемненной. Изначально на южной и северной стенах окна были очень узкими, в XVIII веке их расширили. Центральную часть храма многократно реконструировали. Сперва в XVII веке были разобраны хоры, через два столетия их восстановили, а свод загородили плоским перекрытием.

Роспись собора достаточно традиционна. На куполах изображены Христос-Вседержатель и Божья Матерь. Стены храма расписаны изображениями известных сцен из Евангелия. В западной части стены иллюстрированы сценами Страшного суда. Кроме библейских изображений во внутреннем убранстве храма присутствуют лики государевых предков. Рукописные изображения Дмитрия Донского и Ивана Калиты находятся на столбах, удерживающих своды.

Иконостас

Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.

Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.

Благовещенский собор Московского Кремля иконостас

Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.

Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.

Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.

Роскошная многослойная рама иконостаса выполнена в трех тонах: белом, голубом и вишневом. Материалом для нее послужил медный лист. Поверх него положен позолоченный оклад из латуни и все это украшено прозрачными пластинами из слюды.

Как добраться до Благовещенского собора

Читайте также: