Нарастание центробежных сил и рост национального самосознания в казахстане кратко
Обновлено: 07.07.2024
Коммунистическая идеология. Усиление великодержавного шовинизма. Сущность национальной политики, проводившейся в Казахстане.
Идеологическое обоснование политики слияния наций. К середине 80-х годов СССР превратился в гигантскую империю с огромной военной мощью, но с замедляющимися темпами экономического развития и невысокой социальной обеспеченностью населения.
Вы знаете, что во второй половине 50-х годов в передовых странах мира началась эпоха НТП. Поступление на вооружение Советской Армии атомной и водородной бомб, появление межконтинентальных баллистических ракет, создание искусственных спутников Земли и атомных ледоколов, запуск в 60-х годах одного за другим пилотируемых космических кораблей высоко подняли авторитет СССР в мире. Победа советского народа во Второй мировой войне, достижения в области науки и техники питали сознание масс односторонней информацией.
|?У] 1. Предполагала ли Коммунистическая партия возможность получения союзными республиками независимости?
2. В соответствии с какими прогнозами относительно независимости Казахстана они действовали?
Молодежь организовывала в Казахстане и некоторых областях и городах России, где компактно проживали казахи, концерты, лекции, экспедиции, пыталась разбудить национальное самосознание масс, делала руководящим органам конкретные предложения, касающиеся национальных отношений. Коммунистическая партия ликвидировала эту организацию, но это не смогло погасить национально-патриотические идеи казахов.
События в Целинограде. После расформирования Волжской автономии сотни тысяч немцев были переселены на территорию Казахстана. Весной 1979 г. ЦК КПСС принял решение о создании в Казахстане немецкой автономной области. Это было явное пренебрежение интересами казахского народа. Руководство республики не нашло в себе сил противостоять такой постановке вопроса и, одобрив эту идею, создало комитет по формированию на территории республики немецкой автономии. Его руководителем был назначен первый заместитель Д.Кунаева — А.Коркин. По решению комитета административный центр будущей автономии было намечено расположить в г. Ерейментау Акмолинской области. Также намечалось ввести в состав новой автономии некоторые соседние районы Павлодарской, Карагандинской, Кокчетавской областей. Но диктатура отдельных чиновников высшего партийного руководства не была установлена.
2. Какие методы использовала КПСС для уничтожения понятий нация и народность ? Какую оценку можно дать целиноградским событиям 1979 г.?
3. Почему коммунистическая администрация не смогла подавить национально-патриотический дух народа?
4. Что вы знаете о произведениях и общественной деятельности Олжаса Сулейменова?
1. Подготовьте короткие тезисы о различиях в сфере идеологии сталинского тоталитарного режима и великодержавной имперской администрации.
2. Какова была колониальная политика западноевропейских метрополий, проводившаяся в отношении стран Азии и Африки? Сравните ее с национальной политикой КПСС, проводившейся в Казахстане.
На протяжении всей советской истории господствовал миф о том, что в условиях советского федерализма невозможно появление обособленческих тенденций.
Деформации и ошибки в социально-экономической политике КПСС не могли не сказаться на национальных отношениях. Брежневское руководство представляло их идеальными и беспроблемными. Преувеличение достижений в решении национального вопроса вытекало из концепции развитого социализма. Именно в этот период в системе национальных отношений проблемы нарастали быстрее, чем решались.
Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республики в нем имели ограниченные права и развивались как автономии, не имея реального суверенитета. Право наций на самоопределение фактически было забыто. На протяжении всей советской истории господствовал миф о том, что в условиях советского федерализма невозможно появление обособленческих тенденций, что у социалистических наций не может возникнуть потребность для выхода из федерации. И поэтому право наций на самоопределение партийные и государственные органы считали раз и навсегда осуществленным. Аргументом в пользу этого утверждения служило то обстоятельство, что, несмотря на право свободного выхода из СССР, ни один народ не воспользовался им. При этом игнорировалась реальная действительность, когда подобное волеизъявление просто было невозможным в силу деформированное политической демократии.
В рассматриваемый период интернационализм был замкнут в догматические, идеологические рамки. Предполагалось, что лишь путем улучшения интернационального воспитания можно решить все национальные проблемы. Воспитание в этом направлении велось в отрыве от реальной жизни, ограничивалось пропагандой идей интернационализации. В этом смысле интернациональное воспитание подменяло или вовсе заменяло национальную политику 11 .
Несмотря на успехи в развитии культуры проблема духовного возрождения оставалась в тени. Национальная по форме культура, образование и воспитание на самом деле были переводными. В 70—80-е годы больше провозглашались советские обычаи, нежели национальные. В национальных республиках, в том числе в Казахстане, в общественно-политической жизни преобладал европоцентризм, шел процесс абсолютизации роли русской культуры в развитии народов и народностей СССР, что приводило к игнорированию прав социалистических республик на национальную государственность, государственный суверенитет и территориальную целостность. Придавался забвению целый пласт кочевой цивилизации и восточной культуры, являющийся неотъемлемой частью нашей истории, происходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво заставляли забыть все то, что было до Октябрьского переворота 1917 г. Наоборот, чрезмерно идеализировалась история советского периода. Официальные органы и пропаганда внушали всем, что настоящая история казахского и других народов Союза началась именно с 1917 года.
Неверное понимание интернационализма привело к тому, что языковую политику в Казахстане сводили лишь к поддержке языка межнационального общения, а о национальном языке умалчивали. Широко пропагандируемое двуязычие в республике было недостаточно обоюдным. Русским языком в республике владели около 60% казахского населения, тогда как казахским — менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. Он не обслуживал делопроизводство, государственную, дипломатическую, армейскую жизнь, высшую школу, ограничиваясь бытовой сферой. 95% книг издавалось на русском языке, 70% телепередач выходили в эфир на русском языке. Кроме того, следует добавить то, что названия городов, населенных пунктов, колхозов, совхозов, озер, рек и гор работали на укрепление позиций русского языка. Имперская языковая политика в прежнем СССР означала резкое сокращение возможностей социальной мобильности для лиц, не владеющих русским языком.
Деформации в национальной политике, ужесточение политического климата, нетерпимость власти к свободомыслию вызывало протест, особенно среди интеллигенции. Он проявлялся по-разному. В кругах студенчества, творческой и научной интеллигенции осуждалась политика русификации республики, высказывалась озабоченность состоянием казахского языка, отсутствием суверенных прав у республики.
Решение о создании немецкой автономной области в Казахстане было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. без согласования с правительством и Верховным Советом республики 21 . Несмотря на свою антиконституционность оно не вызвало какого-либо заметного противодействия со стороны руководства Казахской ССР, в том числе и ЦК Компартии Казахстана. В область предполагалось включить ряд районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей, центром был выбран город Ерментау.
19 июня в Целинограде состоялась еще одна демонстрация. Ее возглавили ветераны войны и труда, аксаклы, приехавшие из районов. По оценкам разных очевидцев в ней участвовало от 2 до 4 тысяч человек. Демонстранты передали руководителям области обращение, направленное против образования автономии. Вслед за Целиноградом небольшие митинги и демонстрации состоялись в Атбасаре, Ерментау, Кокчетаве. Репрессивная кампания, последовавшая после этих выступлений, оказалась ограниченной и не сопровождалась (уникальный для эпохи застоя случай) судебными разбирательствами даже по административным делам. Но руководство республики и КГБ приложили все усилия для того, чтобы информация о демонстрациях не получила широкого распространения. Ни в печати, ни на партийных активах и пленумах нельзя было найти даже краткого упоминания о происшедшем.
Выступление казахской молодежи в декабре 1986 г., национальное по форме, не было националистическим. Оно не было направлено против других народов, в том числе против русского. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя.
Такая оценка призвана была оправдать применение силы и различные репрессивные меры по отношению к участникам событий. В масштабной кампании репрессий основной упор был сделан на поиск организаторов и тайной организации. Следствие по уголовным делам велось в сжатые сроки, поверхностно. Были проведены открытые судебные процессы, повсеместно состоялись комсомольские, партийные, профсоюзные собрания, на которых настойчиво рекомендовалось исключать участников событий из институтов, увольнять с работы. В ходе этих мероприятий было осуждено 99 человек, из высших учебных заведений исключили 264 человека, из комсомола— 758 человек, различным мерам наказания были подвергнуты 1164 членов ВЛКСМ, из КПСС соответственно 52 и 210 человек. Из органов МВД было уволено 1200 чел., из министерств здравоохранения и транспорта — 309, сняты с работы 12 ректоров вузов. Только в первой половине 1988 г. прошли аттестацию 78,2% партийных, 98% советских, 94% профсоюзных и 66% комсомольских работников 22 .
Партийные органы оказывали давление на правоохранительные органы в сторону вынесения обвинительных приговоров, а прокуратура не реагировала на творимые беззакония. Официальные данные о последствиях событий противоречивы 23 .
При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки 24 . Словом, в действиях органов власти без особого труда можно обнаружить весь арсенал средств и методов репрессивной машины, используемых в прошлом для защиты тоталитарной власти.
Таким образом, главной причиной кризисных, застойных явленийв обществе были не столько тоталитаризм и административная система, сколько нерешенность национальных проблем. Именно нерешенность в рамках СССР национального вопроса, отсутствие в республиках подлинной национальной государственности привели кутверждению административно-командной и однопартийной коммунистической системы, всесилию тоталитаризма. Соответственно этому центральное правительство, КПСС строили национальную политику. Столь важная сфера жизни общества решалась фактически наобщественных началах: по существу она была отдана на откуп партийным органам и наделе подменялась интернациональным воспитанием, которое ограничивалось лишь пропагандой идей интернационализма.
Равноправие, субъектов Союза подменялось патерналистской политикой России в отношении других республик. Низкий уровень развития самой России в целом и отсутствие демократических традиций оказали негативное влияние на другие республики.
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила учитель истории Алдыбергенова А.К. Дружбинская Средняя школа
показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма. определить причины, цель, движущие силы. описать основные очаги движения. выявить причинно-следственные связи. воспитывать интерес к истории.
Причины, повод и начало движения Характер движения, движущие силы, руководители движения Семиреченский центр движения Тургайский центр движения Политическая позиция казахских демократов Итоги движения, причины поражения, историческое значение
Роль I Мировой войны Массовое изъятие земель и переселение русских крестьян Рост налогов в 3-4 раза, в некоторых местах в 15 раз Разжигание национальной розни Политика руссификации Усиление колониального гнета
Секретный приказ генерал губернатора Куропаткина от 23 августа 1916 года От набора освобождались: -должностные лица -низшие полицейские чины -студенты -имамы -муллы -мударисы.
Повсеместно создавались повстанческие отряды Повстанцы отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста Нападали на байские аулы Уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли Громили волостные правления, аулы волостных правителей Восстанавливали доколонниальные традиционные институты государственного управления А)Елбеги – глава администрации Б)Жасакшы – судейская коллегия В)казнашы - казначейство Г)Сардарбек – командующий армией повстанцев
Антиколониальный, антиимпериалистический. В районах высоких темпов переселенческой колонизации - антирусский характер. Казахские шаруа Казахские рабочие и ремесленники Батыры, бии,старшины, баи Представители зарождающей национальной интеллигенции Представители других народов- русские, дунгане, узбеки, уйгуры, киргизы.
Войска национально-освободительного движения
В Семиречье: Бекболат Ашекеев Токаш Бокин Жаменке Мамбетов Узак Саурыков Аккоз Кошанов В Тургае: Амангельды Иманов Алиби Джангильдин
Весь Казахстан, Средняя Азия, часть Сибири и Кавказа.
17 июля объявлено военное положение. Укрепление царских гарнизонов. Крупные столкновения с царскими войсками (урочище Асы, в горной долине Каркары, в районе станицы Самсы,в Лепсинском районе и др.). Осень : отступление повстанцев в Западный Китай. Более 10 тысяч повстанцев осаждали Токмак.
Организация повстанческих отрядов – всего 50 тысяч человек. Октябрь 1916 года: осада Тургая. Отступление повстанцев. В Иргизском, Тургайском уездах, 9 представителей знати провозглашены ханами. Восставшие использовали партизанскую тактику, оказывали ожесточенное сопротивление карателям, которые развязали настоящий геноцид в отношении местного населения. 300 тысяч казахов скрылись в Китае.
Движение было подавлено. Царизм в подавлении восстания осуществлял стратегию выжженной земли. Рост национального самосознания народов Казахстана Стала школой вооруженной борьбы против царского самодержавия Осознание национальных интересов Пробуждение к активной политической деятельности
Стихийность движения Недостаточная организованность в масштабе регионов Слабость вооружения Малочисленный местный пролетариат Не имело единого руководящего центра Отсутствие единства в рядах национальной интеллигенции
§ 2, читать, пересказ, учить в тетради записи. Сочинение-миниатюра в жанре эссе на тему “Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о национально-освободительном движении 1916 г. Написать письмо от лица участника движения.
Необходимость демократизации общества требовала пересмотра отношений между Центром и союзными республиками. С 1988 г с подачи национально-демократических I движений Прибалтийских республик, был поднят вопрос о необходимости нового союзного договора.
На I съезде народных депутатов в июне 1989 г., были обсуждены проблемы перехода к рыночным отношениям, разграничения функций партийных и государственных органов, введения частной собственности, развития демократического, гражданского, правового общества.
В 1989 г. возникла возможность переустройства СССР на принципах конфедерации.
Читайте также: