Нарастание центробежных сил и рост национального самосознания в казахстане кратко

Обновлено: 07.07.2024

Коммунистическая идеология. Усиление великодержавного шо­винизма. Сущность национальной политики, проводившейся в Казахстане.

Идеологическое обоснование политики слияния наций. К середине 80-х годов СССР превратился в гигантскую империю с огромной военной мощью, но с замедляющимися темпами экономического развития и невысокой социальной обеспеченностью населения.

Вы знаете, что во второй половине 50-х годов в передовых странах мира началась эпоха НТП. Поступление на вооружение Советской Армии атомной и водородной бомб, появление межконтинентальных баллистических ракет, создание искусственных спутников Земли и атомных ледоколов, запуск в 60-х годах одного за другим пилотируемых космических кораблей высоко подняли авторитет СССР в мире. Победа советского народа во Второй мировой войне, достижения в области науки и техники питали сознание масс односторонней информацией.

|?У] 1. Предполагала ли Коммунистическая партия возможность получения союзными республиками независимости?

2. В соответствии с какими прогнозами относительно независи­мости Казахстана они действовали?

Молодежь организовывала в Казахстане и некоторых областях и городах России, где компактно проживали казахи, концерты, лекции, экспедиции, пыталась раз­будить национальное самосознание масс, делала руководя­щим органам конкретные предложения, касающиеся национальных отношений. Коммунистическая партия ликвидировала эту организацию, но это не смогло погасить национально-патриотические идеи казахов.

События в Целинограде. После расформирования Волжской автономии сотни тысяч немцев были переселены на территорию Казахстана. Весной 1979 г. ЦК КПСС принял решение о создании в Казахстане немецкой автономной области. Это было явное пренебре­жение интересами казахского народа. Руководство республики не нашло в себе сил противостоять такой постановке вопроса и, одобрив эту идею, создало комитет по формированию на территории республики немецкой автономии. Его руководителем был назначен первый заместитель Д.Кунаева — А.Коркин. По решению коми­тета административный центр будущей автономии было намечено расположить в г. Ерейментау Акмолинской области. Также намечалось ввести в состав новой автономии некоторые соседние районы Павлодарской, Карагандинской, Кокчетавской областей. Но диктатура отдельных чиновников высшего партийного руководства не была установлена.

2. Какие методы использовала КПСС для уничтожения понятий нация и народность ? Какую оценку можно дать целиноград­ским событиям 1979 г.?

3. Почему коммунистическая администрация не смогла подавить национально-патриотический дух народа?

4. Что вы знаете о произведениях и общественной деятельности Олжаса Сулейменова?

1. Подготовьте короткие тезисы о различиях в сфере идеологии сталинского тоталитарного режима и великодержавной имперской администрации.

2. Какова была колониальная политика западноевропейских метрополий, проводившаяся в отношении стран Азии и Африки? Сравните ее с национальной политикой КПСС, проводившейся в Казахстане.

Политическая жизнь и национальные отношения.

На протяжении всей советской истории господствовал миф о том, что в условиях советского федерализма невозможно появление обособленческих тенденций.

Деформации и ошибки в социально-экономической политике КПСС не могли не сказаться на национальных отношениях. Бреж­невское руководство представляло их идеальными и беспроблемны­ми. Преувеличение достижений в решении национального вопроса вытекало из концепции развитого социализма. Именно в этот период в системе национальных отношений проблемы нарастали быстрее, чем решались.

Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное госу­дарство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республи­ки в нем имели ограниченные права и развивались как автономии, не имея реального суверенитета. Право наций на самоопределение фактически было забыто. На протяжении всей советской истории господствовал миф о том, что в условиях советского федерализма невозможно появление обособленческих тенденций, что у социалис­тических наций не может возникнуть потребность для выхода из федерации. И поэтому право наций на самоопределение партийные и государственные органы считали раз и навсегда осуществленным. Аргументом в пользу этого утверждения служило то обстоятельство, что, несмотря на право свободного выхода из СССР, ни один народ не воспользовался им. При этом игнорировалась реальная действитель­ность, когда подобное волеизъявление просто было невозможным в силу деформированное политической демократии.

В рассматриваемый период интернационализм был замкнут в догматические, идеологические рамки. Предполагалось, что лишь путем улучшения интернационального воспитания можно решить все национальные проблемы. Воспитание в этом направлении велось в отрыве от реальной жизни, ограничивалось пропагандой идей интернационализации. В этом смысле интернациональное воспита­ние подменяло или вовсе заменяло национальную политику 11 .

Несмотря на успехи в развитии культуры проблема духовного возрождения оставалась в тени. Национальная по форме культура, образование и воспитание на самом деле были переводными. В 70—80-е годы больше провозглашались советские обычаи, нежели национальные. В национальных республиках, в том числе в Казахста­не, в общественно-политической жизни преобладал европоцентризм, шел процесс абсолютизации роли русской культуры в развитии наро­дов и народностей СССР, что приводило к игнорированию прав социалистических республик на национальную государственность, государственный суверенитет и территориальную целостность. При­давался забвению целый пласт кочевой цивилизации и восточной культуры, являющийся неотъемлемой частью нашей истории, проис­ходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво за­ставляли забыть все то, что было до Октябрьского переворота 1917 г. Наоборот, чрезмерно идеализировалась история советского периода. Официальные органы и пропаганда внушали всем, что настоящая история казахского и других народов Союза началась именно с 1917 года.

Неверное понимание интернационализма привело к тому, что языковую политику в Казахстане сводили лишь к поддержке языка межнационального общения, а о национальном языке умалчивали. Широко пропагандируемое двуязычие в республике было недоста­точно обоюдным. Русским языком в республике владели около 60% казахского населения, тогда как казахским — менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. Он не обслужи­вал делопроизводство, государственную, дипломатическую, армей­скую жизнь, высшую школу, ограничиваясь бытовой сферой. 95% книг издавалось на русском языке, 70% телепередач выходили в эфир на русском языке. Кроме того, следует добавить то, что названия городов, населенных пунктов, колхозов, совхозов, озер, рек и гор работали на укрепление позиций русского языка. Имперская языко­вая политика в прежнем СССР означала резкое сокращение возмож­ностей социальной мобильности для лиц, не владеющих русским языком.

Деформации в национальной политике, ужесточение политического климата, нетерпимость власти к свободомыслию вызывало про­тест, особенно среди интеллигенции. Он проявлялся по-разному. В кругах студенчества, творческой и научной интеллигенции осужда­лась политика русификации республики, высказывалась озабочен­ность состоянием казахского языка, отсутствием суверенных прав у республики.

Решение о создании немецкой автономной области в Казахстане было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. без согласования с правительством и Верховным Советом республики 21 . Несмотря на свою антиконституционность оно не вызвало какого-либо заметного противодействия со стороны руководства Казахской ССР, в том числе и ЦК Компартии Казахстана. В область предполага­лось включить ряд районов Акмолинской, Павлодарской, Караган­динской и Кокчетавской областей, центром был выбран город Ерментау.

19 июня в Целинограде состоялась еще одна демонстрация. Ее возглавили ветераны войны и труда, аксаклы, приехавшие из районов. По оценкам разных очевидцев в ней участвовало от 2 до 4 тысяч человек. Демонстранты передали руководителям области обраще­ние, направленное против образования автономии. Вслед за Цели­ноградом небольшие митинги и демонстрации состоялись в Атбасаре, Ерментау, Кокчетаве. Репрессивная кампания, последовавшая после этих выступлений, оказалась ограниченной и не сопровожда­лась (уникальный для эпохи застоя случай) судебными разбиратель­ствами даже по административным делам. Но руководство республи­ки и КГБ приложили все усилия для того, чтобы информация о демонстрациях не получила широкого распространения. Ни в печати, ни на партийных активах и пленумах нельзя было найти даже кратко­го упоминания о происшедшем.

Выступление казахской молодежи в декабре 1986 г., национальное по форме, не было националистическим. Оно не было направлено против других народов, в том числе против русского. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призы­вов к свержению государственного строя.

Такая оценка призвана была оправдать применение силы и раз­личные репрессивные меры по отношению к участникам событий. В масштабной кампании репрессий основной упор был сделан на поиск организаторов и тайной организации. Следствие по уголовным делам велось в сжатые сроки, поверхностно. Были проведены открытые судебные процессы, повсеместно состоялись комсомольские, партийные, профсоюзные собрания, на которых настойчиво рекомендова­лось исключать участников событий из институтов, увольнять с работы. В ходе этих мероприятий было осуждено 99 человек, из высших учебных заведений исключили 264 человека, из комсомола— 758 человек, различным мерам наказания были подвергнуты 1164 членов ВЛКСМ, из КПСС соответственно 52 и 210 человек. Из органов МВД было уволено 1200 чел., из министерств здравоохране­ния и транспорта — 309, сняты с работы 12 ректоров вузов. Только в первой половине 1988 г. прошли аттестацию 78,2% партийных, 98% советских, 94% профсоюзных и 66% комсомольских работников 22 .

Партийные органы оказывали давление на правоохранительные органы в сторону вынесения обвинительных приговоров, а прокура­тура не реагировала на творимые беззакония. Официальные данные о последствиях событий противоречивы 23 .

При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы времен­ного содержания на несколько суток. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки 24 . Словом, в действиях органов власти без особого труда можно обнаружить весь арсенал средств и методов репрессивной машины, используемых в прошлом для защиты тоталитарной власти.

Таким образом, главной причиной кризисных, застойных явленийв обществе были не столько тоталитаризм и административная система, сколько нерешенность национальных проблем. Именно нере­шенность в рамках СССР национального вопроса, отсутствие в республиках подлинной национальной государственности привели кутверждению административно-командной и однопартийной коммунистической системы, всесилию тоталитаризма. Соответственно этому центральное правительство, КПСС строили национальную политику. Столь важная сфера жизни общества решалась фактически наобщественных началах: по существу она была отдана на откуп партийным органам и наделе подменялась интернациональным воспитанием, которое ограничивалось лишь пропагандой идей интернационализма.

Равноправие, субъектов Союза подменялось патерналистской политикой России в отношении других республик. Низкий уровень развития самой России в целом и отсутствие демократических тради­ций оказали негативное влияние на другие республики.

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила учитель истории Алдыбергенова А.К. Дружбинская Средняя школа

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила учитель истории Алдыбергенова А.К. Дружбинская Средняя школа

Подготовила учитель истории Алдыбергенова А.К. Дружбинская Средняя школа

показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу.

показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма. определить причины, цель, движущие силы. описать основные очаги движения. выявить причинно-следственные связи. воспитывать интерес к истории.

Причины, повод и начало движения Характер движения, движущие силы, руководите.

Причины, повод и начало движения Характер движения, движущие силы, руководители движения Семиреченский центр движения Тургайский центр движения Политическая позиция казахских демократов Итоги движения, причины поражения, историческое значение

Роль I Мировой войны Массовое изъятие земель и переселение русских крестьян Р.

Роль I Мировой войны Массовое изъятие земель и переселение русских крестьян Рост налогов в 3-4 раза, в некоторых местах в 15 раз Разжигание национальной розни Политика руссификации Усиление колониального гнета

Царский указ от 25 июня 1916 года, о мобилизации в армию на тыловые работы «и.

Секретный приказ генерал губернатора Куропаткина от 23 августа 1916 года От н.

Секретный приказ генерал губернатора Куропаткина от 23 августа 1916 года От набора освобождались: -должностные лица -низшие полицейские чины -студенты -имамы -муллы -мударисы.

Повсеместно создавались повстанческие отряды Повстанцы отбирали и уничтожали.

Повсеместно создавались повстанческие отряды Повстанцы отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста Нападали на байские аулы Уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли Громили волостные правления, аулы волостных правителей Восстанавливали доколонниальные традиционные институты государственного управления А)Елбеги – глава администрации Б)Жасакшы – судейская коллегия В)казнашы - казначейство Г)Сардарбек – командующий армией повстанцев

Антиколониальный, антиимпериалистический. В районах высоких темпов переселенч.

Антиколониальный, антиимпериалистический. В районах высоких темпов переселенческой колонизации - антирусский характер. Казахские шаруа Казахские рабочие и ремесленники Батыры, бии,старшины, баи Представители зарождающей национальной интеллигенции Представители других народов- русские, дунгане, узбеки, уйгуры, киргизы.

Войска национально-освободительного движения

Войска национально-освободительного движения

В Семиречье: Бекболат Ашекеев Токаш Бокин Жаменке Мамбетов Узак Саурыков Акко.

В Семиречье: Бекболат Ашекеев Токаш Бокин Жаменке Мамбетов Узак Саурыков Аккоз Кошанов В Тургае: Амангельды Иманов Алиби Джангильдин


Весь Казахстан, Средняя Азия, часть Сибири и Кавказа.

Весь Казахстан, Средняя Азия, часть Сибири и Кавказа.

17 июля объявлено военное положение. Укрепление царских гарнизонов. Крупные с.

17 июля объявлено военное положение. Укрепление царских гарнизонов. Крупные столкновения с царскими войсками (урочище Асы, в горной долине Каркары, в районе станицы Самсы,в Лепсинском районе и др.). Осень : отступление повстанцев в Западный Китай. Более 10 тысяч повстанцев осаждали Токмак.

Организация повстанческих отрядов – всего 50 тысяч человек. Октябрь 1916 года.

Организация повстанческих отрядов – всего 50 тысяч человек. Октябрь 1916 года: осада Тургая. Отступление повстанцев. В Иргизском, Тургайском уездах, 9 представителей знати провозглашены ханами. Восставшие использовали партизанскую тактику, оказывали ожесточенное сопротивление карателям, которые развязали настоящий геноцид в отношении местного населения. 300 тысяч казахов скрылись в Китае.

Элитная часть считала необходимым поддержать призыв, вела переговоры с колонн.







Движение было подавлено. Царизм в подавлении восстания осуществлял стратегию.

Движение было подавлено. Царизм в подавлении восстания осуществлял стратегию выжженной земли. Рост национального самосознания народов Казахстана Стала школой вооруженной борьбы против царского самодержавия Осознание национальных интересов Пробуждение к активной политической деятельности

Стихийность движения Недостаточная организованность в масштабе регионов Слабо.

Стихийность движения Недостаточная организованность в масштабе регионов Слабость вооружения Малочисленный местный пролетариат Не имело единого руководящего центра Отсутствие единства в рядах национальной интеллигенции

1.Казахское население на царский Указ от 25 июня 1916 г. ответило… а/ всеобще.

§ 2, читать, пересказ, учить в тетради записи. Сочинение-миниатюра в жанре эс.

§ 2, читать, пересказ, учить в тетради записи. Сочинение-миниатюра в жанре эссе на тему “Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о национально-освободительном движении 1916 г. Написать письмо от лица участника движения.

Необходимость демократизации общества требовала пересмотра отношений между Центром и союзными республиками. С 1988 г с подачи национально-демократических I движений Прибалтийских республик, был поднят вопрос о необходимости нового союзного договора.

На I съезде народных депутатов в июне 1989 г., были обсуждены проблемы перехода к рыночным отношениям, разграничения функций партийных и государственных органов, введения частной собственности, развития демократического, гражданского, правового общества.

В 1989 г. возникла возможность переустройства СССР на принципах конфедерации.

Читайте также: