Абхазия южная осетия приднестровская республика донбасс суть происходящих событий кратко

Обновлено: 30.06.2024

Конфликт в Приднестровье и роль России

Конфликт в Приднестровье начался еще в середине 80-х, когда СССР объявил перестройку. Подавляющее большинство населения современной Молдовы прониклись националистическими идеями и захотели независимости от СССР (хотя были разговоры и о присоединении к Румынии). Жители Приднестровья, в большей степени русскоязычные, хотели остаться в составе Союза. Когда стало понятно, что СССР распался, была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. Это привело к тому, что в 1992 начался вооруженный конфликт, завершить который смогли только миротворческие силы России.

Впрочем, после разрешения конфликта эти силы никуда не ушли. Российские войска охраняют ПМР до сих пор и, похоже, не собираются никуда уходить, вопреки резолюции ООН (была принята в 2018 году).

Сейчас 2019, и никакой ответной реакции от России нет. Никто не собирается принимать Приднестровье. При этом ПМР имеет долги перед Россией в размере 3 млрд $ за поставленный газ. Предприятия не модернизируются, многие прекращают работу. Молодежь старается уехать – кто в Россию, кто в Европу. ВВП на душу населения в ПМР составляет 1957 $, тогда как в соседней Молдове – 5661 $, в Украине – 8713 $ (это самые низкие официальные показатели в Европе, МВФ не признает ПМР). Перспектив развития у региона нет.

Абхазия – это территория России или нет?

Нет, Абхазия и Южная Осетия также не стали новыми территориями России. Они имеют статус независимых республик, правда признают этот статус только в России, Сирии, Никарагуа и Венесуэле. Агрессия России в Грузии в 2008 году позволила Кремлю ввести свои войска на эти территории. Хотя активных боевых действий там нет уже более 10 лет, российские войска до сих пор находятся в Абхазии и Южной Осетии.

Побочный эффект отсоединения республик от Грузии – уничтоженный туризм. Некогда перспективные туристические регионы пришли в упадок, ведь у грузинов есть Аджария, у россиян – Сочи и украденный Крым. В Абхазию едут лишь те, кто не может позволить себе отдых даже в этих местах. Никаких крупных предприятий у бывших грузинских республик нет, трудоспособное население уезжает, преимущественно – в Россию.

Бюджет Абхазии примерно на 50% состоит из дотаций РФ. Минимальная пенсия в Абхазии – 500 рублей. ВВП на душу населения на уровне ПМР – 1900 $. В соседней Грузии – 10747 $.

Конфликт России и Украины: Донбасс

В 2014 Донбасс захотел повторить судьбу Крыма и войти в состав России. По аналогии с полуостровом провели референдум о независимости и провозгласили ДНР и ЛНР. Прошло 5 лет, но в состав России республики так и не вошли. С каждым годом регион становится все больше похож на Приднестровье и Абхазию. С той лишь разницей, что в Донбассе идет вялотекущий военный конфликт с периодическими боевыми действиями. На сегодняшний день не видно окончания конфликта России и Украины, поэтому Донбасс с большой долей вероятности повторит судьбу других непризнанных республик.

Агрессия России в Донбассе проявляется, прежде всего, в разрушении промышленности региона. Некогда крупные предприятия региона были национализированы (т.е. украдены) у их законных владельцев. Большинство из них пришли в упадок: одни прекратили работу (среди них Стирол, Харцызский трубный завод, Донецкий электротехнический завод), другие сильно сократили объемы производства. Рассчитать показатели ВВП в ДНР и ЛНР не представляется возможным, механизмы расчета там еще не разработали (что само по себе уже показатель).

Пока конфликт России и Украины существует, Донбасс не вернется в Украину и не войдет в состав России. Получается, России не нужны новые территории, ей нужны ослабленные соседи. В этой ситуации не позавидуешь как раз соседям – никогда нельзя быть уверенным, что агрессия России не развернется в твою сторону.

В случае включения Россией в свой состав Донецкой и Луганской народных республик тот же путь откроется для Абхазии и Южной Осетии, указали политологи и поспорили о том, как скажется признание Россией ДНР и ЛНР на развитии российско-украинского конфликта.

Как писал "Кавказский узел", вечером 21 февраля Владимир Путин подписал указы о признании ЛНР и ДНР. Министерству обороны России предписано до заключения договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с ДНР и ЛНР "обеспечить осуществление вооруженными силами Российской Федерации функций по поддержанию мира" на территории этих республик, сказано в указах. 22 февраля Совет Федерации дал согласие президенту России на использование вооруженных сил страны за ее пределами.

Независимость Донецкой и Луганской народных республик была провозглашена в 2014 году, после смены власти на Украине и присоединения Крыма к России. Центры выдачи российских паспортов жителям Донбасса работают в Ростовской области с апреля 2019 года.

Признание ЛНР и ДНР может стать шагом к включению Абхазии и Южной Осетии в состав России

8 августа 2008 года Россия вмешалась в вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией. Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями, указано в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне" 2008 года, где также собраны подробности вооруженного конфликта.

Признание ДНР и ЛНР может помочь избежать эскалации ситуации, также уверен политолог Аббас Галямов.

Напомним, 18 февраля главы самопровозглашенных ДНР и ЛНР сообщили о начале эвакуации жителей в Россию. Первым регионом юга России, принявшим беженцев, стала Ростовская область. Также беженцы с Донбасса размещаются в Волгоградской области.

Материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Эхо Украины" на Кавказе".

Автор: Александр Степанов источник: корреспондент "Кавказского узла"

В России звучат публичные предложения присоединить к стране Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Донбасс. Парламент Абхазии отреагировал резко негативно, заявив что о присоединении к России не может быть и речи. В Грузии не исключают, что эти заявления — часть политики давления на новые власти Абхазии.

Он также предложил закрепить в российской конституции положение, позволяющее присоединять любые территории, 75 процентов населения которых выскажутся за присоединение к России.

Кто такие Прилепин и Бородай?

Захар Прилепин – литературный псевдоним Евгения Прилепина.

Литературной деятельностью занялся в начале 2000-х.

До того учился в Высшей школе милиции. В качестве бойца ОМОНа принимал участие в двух войнах в Чечне.


Захар Прилепин

В 2019-м отправился добровольцем в Донбасс. Публично заявлял о своем участии в убийстве украинских военнослужащих.

Идея о проведении референдума о присоединении к России Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Донбасса значится в программе этой партии.

Кроме Прилепина, в ее избирательном списке значатся деятели российского шоу-бизнеса, известные своим экстравагантным поведением.


Александр Бородай

Александр Бородай – российский предприниматель и журналист.

Еще в 1992-м, будучи студентом, он участвовал в боевых действиях в Приднестровье на стороне местных сепаратистов.

Что означают заявления о присоединении?

В российских соцсетях высказываются две точки зрения на заявления Прилепина и Бородая.

Это может быть попытка отвлечь общественное мнение от обсуждения самой актуальной темы – недавно принятых поправок в российскую конституцию. Они позволяют Владимиру Путину оставаться у власти до 2036 года.

И это может быть реальная подготовка к аннексии Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Донбасса. Цель – поднять падающий рейтинг Владимира Путина.

Реакция в Абхазии

На эти заявления отреагировал парламент Абхазии, который напомнил, что государственное устройство Абхазии определяется ее конституцией, а отношения с Россией — договорами и соглашениями.

«Подобного рода инициативы крайне негативно воспринимаются народом Абхазии и не способствуют укреплению поистине добрососедских и дружеских отношений между нашими странами«, — заявляют абхазские депутаты.

Мнение из Грузии

В случае, если такие инициативы поощряют российские власти, Шарашенидзе не исключает, что это может быть частью политики давления на абхазские власти и конкретно на нового президента Аслана Бжанию со стороны Москвы.

То, что это заявление последовало вслед за известным заявлением Путина о границах бывших республик СССР, по мнению Шарашенидзе, может быть не случайным:


Мнение: почему Владимир Путин уже проиграл эту войну


Вторжение России в Украину, война, день восьмой. LIVE


Грузия на 5 месте в мире по смертям на млн населения за неделю. Армения на 20, Азербайджан на 65


Перед парламентом Грузии собирают гуманитарную помощь для Украины


Война в Украине, день седьмой, 2 марта. Главные события

разрешения конфликтов военным путем


Смена власти в России неизбежна


Как экономические санкции, введенные против России, повлияют на Грузию?

Популярное на сайте

Реакция Армении на ситуцию в Украине

"Русский корабль, иди на**й". Грузинские моряки, весла и мемы российско-украинской войны

Война в Украине. На чьей стороне Азербайджан?

Реакция в Армении на события в Украине: комментарии политологов и политиков

Можно ли курить марихуану в Грузии? Что говорит закон?


Вторжение России в Украину, война, день восьмой. LIVE

Грузия на 5 месте в мире по смертям на млн населения за неделю. Армения на 20, Азербайджан на 65

Перед парламентом Грузии собирают гуманитарную помощь для Украины

Война в Украине, день седьмой, 2 марта. Главные события

Фото/видео


Отставка премьера, закрытие неба для России, заявка на членство в ЕС - большая акция в Тбилиси

Хобби, переросшее в бизнес. Видеоблог из Армении

Проблемы детей с инвалидностью: видеоблог из Армении

Коровы, война и вера: история фермера-последователя Кришны из азербайджанского села

Термины, топонимы, мнения и идеи публикаций не обязательно совпадают с мнениями и идеями JAMnews или его отдельных сотрудников. JAMnews оставляет за собой право удалять те комментарии к публикациям, которые будут расценены как оскорбительные, угрожающие, призывающие к насилию или этически неприемлемые по другим причинам.

© JAMnews 2015-2021 - Проект Go Group. Все права защищены

Поддержите нас

Мы в JAMnews выбрали независимую редакционную политику. Вы поддержите нас? Проверенные факты, взвешенные, толковые объяснения – JAMnews старается обеспечить именно такую журналистику. Мы – многонациональная команда, редакторы и журналисты, которые живут и работают во всех частях региона. Никто не создает нам повестку дня, никто не посмеет редактировать наших редакторов – поэтому то, что мы рассказываем вам каждый день, максимально приближено к реальности. Любая ваша помощь помогает нам продолжать нашу работу, и 1 доллар, стоимость одной чашки кофе, будет важен для нас. Спасибо.


Противостояние и война на Донбассе уже шесть лет не находят своего разрешения, а предпринимаемые военные и политико-дипломатические меры не дали никаких результатов. Война продолжается, и люди продолжают гибнуть. Хорошо известно, что для погашения конфликта необходимо устранение приведших к конфликту причин, чего до сих пор не произошло.

Следует отметить, что во все конфликты Россия как правопреемница Советского Союза напрямую или косвенно вмешивалась, но при этом степень вмешательства и поставленные цели были разные, и отделившиеся анклавы оказались с разным юридическим статусом. Отдельно в этом ряду стоит Нагорный Карабах. Он напрямую не затрагивает интересы России, касаясь застаревших проблем между Арменией и Азербайджаном. Очевидно, поэтому Россия участвовала в его разрешении с учетом интересов обеих конфликтующих сторон.

Развязанные на постсоветском пространстве конфликты имели неодинаковую значимость для России, соответственно, государство и вело себя по-разному: одни анклавы оказались в составе РФ, другие были признаны суверенными державами, а третьи остались с неопределенным непризнанным статусом.

Следует отметить, что в 90-х тогдашнее российское руководство мало волновали проблемы русских окраин, оно сдавало исконно русские земли, особо не задумываясь о последствиях. Отдельные анклавы удалось отстоять только благодаря усилиям местных патриотов, не принявших этнического эгоизма элит образовавшихся государств, добровольцев со всей России, ехавших туда защищать с оружием в руках русские окраины, инициативе российских офицеров, по собственной инициативе оказывавших помощь местному ополчению. Генерал Лебедь ― характерный тому пример.

Ситуация начала меняться с приходом к власти группы государственников во главе с Путиным, начавших предпринимать меры по возвращению российского влияния на эти анклавы. Такими шагами стали меры по снятию неопределенного статуса Приднестровья и Южной Осетии (Абхазии), заложенные еще на этапе позднего Советского Союза. Какими же особенностями характеризовались эти конфликты?

Конфликт в Приднестровье, спровоцированный в 1989 году молдавской элитой, стремившейся интегрировать Молдавию в Румынию, привел к провозглашению в 1990 году ПМР (ПМССР) и военному противостоянию с марта по август 1992 года. Дислоцировавшаяся там еще со времен Союза 14-я армия России под командованием генерала Лебедя оказала поддержку ополчению, и республика устояла.

После подписания соглашения конфликт остался замороженным, стороны разделили миротворческие силы из контингентов России, Молдавии, ПМР, и военные столкновения и обстрелы прекратились. С целью удержания этого региона в сфере своего влияния Москва в 2003 году выдвигала меморандум Козака, по которому Молдавия и ПМР объединялись в федерацию с нейтральным статусом, но ЕС не допустил подписания такого соглашения, и вопрос статуса ПМР так и остался неурегулированным.

Аналогичным образом развивались процессы в Южной Осетии и Абхазии. После упразднения Грузией в 1989 году автономий этих анклавов ситуация там резко обострилась. В начале 90-х продолжались вооруженные конфликты, в результате которых Грузия потеряла контроль над этими территориями, и стороны разделили смешанные миротворческие силы.

С избранием в 2004 году президентом Грузии Саакашвили он стал регулярно устраивать вооруженные провокации в республиках и, когда в марте 2008 года встал вопрос о членстве Грузии в НАТО, грузинский президент стал требовать от России вывода российских миротворцев и российских военных баз с территории Грузии. На этом этапе руководство РФ неожиданно приняло решение досрочно, в 2007 году, вывести войска с российских баз в Тбилиси, Батуми и Ахалкалаки, чем вызвало военный азарт у грузинского руководства.

Южная Осетия и Абхазия обратились к России с просьбой признать их независимость, и Россия оперативно удовлетворила их просьбу. С республиками, в которых до 80 процентов жителей получили российское гражданство, были заключены договоры о сотрудничестве и безопасности, границу с Грузией стал охранять совместный контингент местных и российских пограничников, грузинские военные провокации прекратились, поскольку теперь это могло быть расценено как нападение на российские войска.

В этих анклавах Россия нашла способ остановить кровопролитие, и этому в немалой степени способствовало нахождение на их территориях российских войск по мандату миротворческих сил, не давших зачистить местное ополчение.

Ситуация с Крымом отличалась принципиально. Полуостров имеет для России военно-стратегическое значение, поэтому после переворота в Киеве договор о дислоцировании в Крыму российской базы наверняка был бы разорван, и Россия лишилась бы возможности контролировать не только Черное море, но и Ближний Восток.

В связи с этим по Крыму было принято принципиально иное решение. Его в кратчайшие сроки, несмотря на вопли и санкции Запада, включили в состав России. Решить эту задачу тактически было относительно легко: при массовой поддержке населения, удобном географическом положении полуострова и гаранте мирного процесса в лице российской группировки войск Украина не решилась оказать силовое противодействие. Все было сделано красиво. Верховный Совет Крыма принял решение о проведении референдума о статусе Крыма сначала в мае, а затем оперативно голосование перенесли на 16 марта, и вопрос по Крыму был закрыт раз и навсегда, а Путин безапелляционно заявил, что он не подлежит обсуждению.

Донбасс ни в одну из рассмотренных схем не вписывался. Как это ни цинично звучит, особого интереса для России он не представлял, к тому же там не было российских войск. Анклав образовался в результате стихийного народного движения против путчистов, перешедшего в вооруженное восстание. На начальном этапе никакой российской поддержки не было, если и были какие-либо планы, то ни во что серьезное они не вылились. Донбасс стал рассматриваться как способ отвлечения внимания от Крыма.

Этот посыл оказался ложным, прошедшие годы войны показали, что поставленная Москвой цель переформатирования Украины в федеративное государство в рамках минского процесса оказалась невыполнимой. Эту страну невозможно трансформировать в федеративное государство, нацистская и русофобская Украина принципиально несовместима и непримирима с русским Донбассом.

Все это говорит о том, что политико-дипломатические методы урегулирования конфликта в рамках минского и нормандского форматов, оказались безуспешными и полностью исчерпали себя. Жизнь показала, что Минские соглашения невыполнимы. Остановить войну они не могут и сегодня являются тормозом в разрешении конфликта, при этом соглашения блокируют действия заинтересованных сторон по поиску и использованию других путей и механизмов выхода из сложившегося тупика. Тем не менее Россия вынуждена официально требовать от Украины выполнения взятых на себя обязательств, отлично понимая, что она никогда это делать не будет.

Россия, подписав Минские соглашения, исключила для себя возможность признания независимости ЛДНР или их интеграции в свой состав, поскольку соглашения, подтвержденные документами ООН, предусматривают интеграцию республик только в Украину. Россия как гарант соглашений не может их нарушить.

К тому же осколок Донбасса ни экономического, ни военного интереса для России не представляет, он является всего лишь сдерживающим фактором для евроатлантической интеграции Украины. Сдать Донбасс Россия также не может, поскольку это будет ее стратегическим поражением перед Западом и значительная часть российского общества такого решения властей может не принять. До тех пор, пока действуют соглашения, республики и их население будут находиться в подвешенном состоянии, а вялотекущая война будет продолжаться. Дороги назад, в Украину, для них уже нет ни при каких обстоятельствах, а признать их не может даже Россия. Следует также иметь в виду, что Россия изначально, как было с Крымом, не ставила задачи интегрировать Донбасс в свой состав. Он оказался обременительным активом, и первоначальные планы с его помощью переформатировать Украину себя не оправдали, а альтернативы пока нет.

Внутри Украины нет политических сил, способных изменить политическую систему и разрешить конфликт, это можно сделать только при воздействии извне. В качестве таких сил могут выступать Россия и США, страны Евросоюза теряют политическую субъектность, и влияние на процессы урегулирования и Минские соглашения стали ширмой, за которой участники процесса решают свои вопросы, особо не заботясь о судьбе Украины.

Для Донбасса нужен альтернативный путь решения проблемы, и российское руководство, по всей видимости, рассматривает проблему Донбасса и Украины как частный вопрос переформатирования постсоветского пространства. И для этого есть серьезные предпосылки с учетом наметившегося переустройства мира.

Все это говорит о том, что в обозримом будущем Россия, возвращающая статус великой державы, приступит к решению проблемы возврата и реинтеграции русских исторических земель. И это может касаться не только Донбасса.

Читайте также: