А м васнецов биография кратко самое важное

Обновлено: 07.07.2024

Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.

Родился в многодетной семье священника.

В 1866 – 1872 А.М. Васнецов учился в Вятском духовном училище, т.к. дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать детям образование.

В 13 лет А.М. Васнецов остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано, и пример старшего брата В.М. Васнецова позволили ему безошибочно определить свое призвание.

Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863. Васнецов вспоминал его всю жизнь с благодарностью “не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости”, которые заложил в нем этот человек.

В 1872 А.М. Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.

В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с сосланным Ф.Ф. Павленковым, для которого иллюстрировал книжки, увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. Убедившись на собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 Васнецов уехал в Москву, к брату, с тем чтобы заниматься только искусством.

Много работая, Васнецов выставлял свои произведения на выставках передвижников. В 1883 пейзаж Васнецова “Серый денек” приобрел для своей галереи Третьяков.

В 1880 – 1890 Васнецов много путешествовал по Северу я Уралу. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: “Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги”.

В 1898 он отправился во Францию, Италию и Германию знакомиться с искусством этих стран и продолжал много работать.

В 1903 А.М. Васнецов был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна “Кама”, “Тайга”, “Северный край”, “Озеро” свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста.

В конце XIX – нач. XX в. В. создал полотна и рисунки, посвященные истории Москвы. К этим работам его подтолкнуло не только любование “башнями, стенами и соборами”, но и получение заказов на создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: “Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении”.

Близкая тема:
Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов приобрел известность как ученый-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, которое под разными названиями существовало до 1930; в 1918 – 1929 В. был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. В последние годы жизни писал пейзажи. Последняя картина “Шум старого парка” (1926) – романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

После его смерти в 1933 в Третьяковской галерее состоялась посмертная выставка его работ.

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Аполлинарий Михайлович Васнецов – русский живописец, работавший в историческом и эпическом жанре, искусствовед, археолог, историк, участник литературно-исторических объединений. Младший брат известного Виктора Михайловича, он не прославился в той же степени, но Аполлинарий Михайлович никогда не копировал брата, творчество его самобытно, пропитано духом русского севера и настоящим патриотизмом, любовью к родному краю.

Детство и юность

В селе Рябове Вятской губернии 6 августа (25 июля) 1856 года в семье священника, происходившего из вятской фамилии Васнецовых, родился Аполлинарий Михайлович Васнецов. Семья их была многодетная (всего шесть детей: Николай, Виктор, Пётр, Аполлинарий, Аркадий, Александр), как устои и назначали священнику, достаток был не велик и не мал – их двор можно смело назвать середняками. Отец мальчика был человеком просвещённым, любил естественные науки, а в особенности – астрономию, любил рисовать, возил Василия и Аполлинария к бабушке Ольге Александровне, чтобы показать им её картины, написанные в молодости.

Но было в этом безмятежном времени и большое горе для Аполлинария Михайловича – в 1866 году умерла мама, Аполлинария Ивановна, а в 1870 – отец. Когда Виктор Михайлович приехал на малую родину, чтобы проводить родителя в последний путь, то увидел талантливые рисунки младшего брата. Аполлинарий был отдан после этого на обучение к поляку Эльвиро Андриолли. Этот художник был сослан за участие в восстании на родине, придерживался демократических взглядов, что оказало сильное влияние на мальчика.

Портрет Аполлинария Васнецова в юности

Портрет Аполлинария Васнецова в юности

Краткая биография

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов

Личная жизнь

Жизнь Аполлинария Михайловича была связана с именем одной женщины – Татьяной Ивановной Васнецовой, в девичестве Одоевцевой. Знакомство их произошло на одном из литературных вечеров, чувства не заставили долго ждать. Вскоре молодая пара поженилась.

Портрет Татьяны Ивановны Васнецовой

Портрет Татьяны Ивановны Васнецовой

Васнецов Всеволод Аполлинарьевич

Васнецов Всеволод Аполлинарьевич

Впоследствии Всеволод Аполлинарьевич женился на Екатерине Константиновой, с которой они и основали мемориальный музей в память отца, который был открыт в 1956 году.

Заключение

Живописец и график Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Васнецов не только в живопись вложил огонь своего сердца. Он работал в области истории, литературы, археологии, геологии, астрономии, естествознания. И чтобы он не делал, во всех творениях красной нитью проходили славянские веяния, его корни, стремление погрузиться в историю России.

Чувства его к родине были самыми настоящими – его любимой исторической эпохой стал XVII на Руси, с трепетом относился к стране, в которой родился и жил, он принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию, сделал немалый вклад в становление молодой республики.

Аполлинарий Михайлович любил Россию, а не правителей или режим, готов был служить своей стране, чем мог, в любой её форме. С такого человека, как он, можно только брать пример и радоваться, что были, есть и будут люди, готовые бескорыстно служить отечеству.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), младший брат художника В. Васнецова, не получив систематического художественного образования, тем не менее был прекрасным пейзажистом. Особенно его интересовали городские пейзажи-реконструкции. Художник не сразу нашел свою дорогу. Мы расскажем о его жизненном и творческом пути.

аполлинарий васнецов

Детство Аполлинария

В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля. Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке. Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.

В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем – в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.

аполлинарий михайлович васнецов

Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург.

Северная столица и возвращение в Вятку

Работа в Москве

Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой.

Кружок Саввы Мамонтова

художник аполлинарий васнецов

Урал и Сибирь

музей аполлинария васнецова

Сближение с археологами

В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

Рубеж веков

Новый путь

Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим - каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

Живопись

аполлинарий васнецов москва

Эрудиция живописца

Художник Аполлинарий Васнецов для написания картин глубоко изучал исторические источники: летописи, миниатюры, гравюры. Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады. Ему требовалось как можно достовернее изобразить быт и проникнуть в ту непростую и зачастую непонятную жизнь, которая от нас отделена многими столетиями. Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким, искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.

Московский Кремль

Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой – на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

аполлинарий васнецов кремль

Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична.

Музей Аполлинария Васнецова

Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни. Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная - знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.

аполлинарий васнецов московский кремль

Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого. Третьяковская галерея, в состав которой входит этот музей, нашла возможность разместить экспозицию в двух квартирах на третьем этаже. Более тысячи графических работ и двухсот полотен экспонируются в этом уютном компактном музее, где можно познакомиться как с ранними произведениями художника, так и с более поздними картинами. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения.

Аполлинарий Михайлович Васнецов, картины и биография

В семье Васнецовых, кроме Виктора, был еще один известный художник – его родной брат Аполлинарий Михайлович, прославившийся великолепными пейзажами и историческими картинами. Шестой, самый младший ребенок в семье приходского священника Вятской губернии, он родился 25 июля 1856 года.

В возрасте десяти лет у него умирает мама, а в четырнадцать, после смерти отца, мальчик остается круглым сиротой. Он продолжает учиться в Вятском духовном училище, теперь о нем заботится старший брат, посоветовавший ему заняться рисованием. Первые уроки живописи ему дает ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли.

Закончив учебу, в 16 лет юноша переезжает в Петербург к Виктору и следующие три года занимается, готовясь сдать экстерном экзамены за курс реального училища. Аполлинарий продолжает увлеченно рисовать, большое влияние на него оказывает знакомство с известными русскими художниками и их работами. Однако в это время у него вспыхивает такой огромный интерес к геологии, что он решает поступать в Геологический институт. Брату стоит огромного труда отговорить от этого шага.

Но жизнь готовит новые сюрпризы. Возвратившись в 1875 году в Вятку, где было проще сдать экзамены, молодой человек всерьез увлекается идеями народничества. Неожиданно для всех, сдав экзамены на звание народного учителя и отказавшись от поступления в Академию художеств, юноша уезжает преподавать в село.

Его работы пользуются большим успехом и известностью, и с 1900 года он уже академик Петербургской Академии художеств.

В 1891 году, рисуя иллюстрации к юбилейному издания М. Ю. Лермонтова, он близко знакомится с историками и археологами. Аполлинарий Михайлович начинает увлеченно исследовать старые карты и планы московских улиц, зачитывается записками путешественников, изучает летописи, и становится членом археологического общества.

Начиная с 1901 года он будет работать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в течение семнадцати лет возглавляя класс пейзажа.

Спокойный, мягкий человек, очень эрудированный, он легко сходился с людьми. В 1902 году он женился на Татьяне Одоевской, а через год у них родился Всеволод, единственный сын.

Аполлинарий Михайлович очень радостно приветствовал революцию 1917 года, но скоро все изменилось. Через год его выгоняют из училища, но он находит в себе силы работать дальше: пишет пейзажи своей малой родины, продолжает цикл картин, создавая образы древних русских городов, Подмосковья.

С 1918 года он возглавляет комиссию, изучающую старую Москву, делает доклады, участвует в раскопках, пишет и публикует литературные статьи.

Узнав о предстоящем разрушении храма Христа Спасителя, живописец обращается в газету с письмом, призывая к отмене этого решения.

23 января 1933 его не стало. В квартире, где мастер провел последние тридцать лет жизни, создан мемориальный музей, а картины украшают собрания крупнейших музеев.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др. Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников.

Абрамцевские дали. 1880-е.jpg


Абрамцевские дали. 1880-е
Холст, масло
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова, Москва

Серый день (Серенький денек). 1883.jpg


Серый день (Серенький денек). 1883
Холст, масло. 54 x 89 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Родина. 1886.jpg


Родина. 1886
Холст, масло. 49 x 73 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сумерки. 1889.jpg


Сумерки. 1889
Холст, масло. 113 x 176 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

. Наступают сумерки. Мягкие холмы спокойно уходят в даль за край горизонта, откуда, сгущаясь, медленно подступает темнота. Кое-где разбросаны редкие деревья, и только одно из них - старый могучий дуб - мощно возвышается на среднем плане, четко вырисовываясь своим силуэтом на фоне темнеющего, но еще светлого неба. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Взгляд направлен в глубину, и зритель чувствует, как оттуда, издалека надвигается ночь. Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло.
Художника интересует здесь передача не мгновенного, а более длительного во времени состояния природы. В картине передано не только сегодняшнее время - зритель ощущает вместе дыхание столетий, которые пронеслись над этим дубом. Спокойные, величавые формы природы и человек в ней наводят нас на глубокие философские размышления о жизни. Картина утверждает красоту, величие и вечность природы. Это умение показать в современном виде историческое прошлое, выразить это прошлое в настоящем будет свойственно эпическим пейзажам Аполлинария Васнецова.

Лес на горе Благодать. Средний Урал. 1890-е.jpg


Лес на горе Благодать. Средний Урал. 1890-е
Холст, масло
Частное собрание

Тайга на Урале. Синяя гора. 1891.jpg


Тайга на Урале. Синяя гора. 1891
Холст, масло. 107 x 142 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Горное озеро. Урал. 1892.jpg


Горное озеро. Урал. 1892

Озеро в горной Башкирии. Урал. 1895.jpg


Озеро в горной Башкирии. Урал. 1895

Баллада. Урал. 1897.jpg


Баллада. Урал. 1897

Северный край. 1899.jpg


Северный край. 1899

1890-е годы были для Аполлинария Васнецова звездным часом. В своем творческом росте он достиг вершин. Широк и разнообразен круг его увлечений: в эти годы он создал лучшие свои пейзажи, совершил путешествия в Крым, на Кавказ и по Европе, написал множество этюдов, начал работать в области иллюстрации и театрально-декорационной живописи, приступил к разработке темы старой Москвы.

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903.jpg


Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
Бумага на картоне, акварель, уголь. 46 x 60 см
Государственный Исторический музей, Москва

Вначале XX века Аполлинарием Васнецовым целиком овладела новая тема, связанная с жизнью древней Москвы. Эта сюжетно-тематическая переориентация была далеко не случайной. Многие живописцы этого периода, развивая линию, начатую еще Василием Суриковым и Виктором Васнецовым, утверждали в русском искусстве новую разновидность исторического жанра - историко-бытовой жанр.

Площадь перед церковью. Улица в городе. 1911.jpg


Площадь перед церковью. Улица в городе. 1911
Эскиз
Бумага, акварель, уголь. 57 x 87 см
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Певец древней столицы. Новая тема появилась в творчестве Аполлинария Васнецова. Картины теперь изображают средневековую Москву, ее мосты, какими они были в древности, меняющийся со временем Кремль и, конечно, московский люд.

Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900.jpg


Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
Холст, масло. 125 x 178 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На крестце в Китай-городе. 1902.jpg


На крестце в Китай-городе. 1902
Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 x 68 см
Государственный Исторический музей, Москва

Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922.jpg


Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 x 108 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900.jpg


На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
Холст, масло. 138 x 122 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901.jpg


Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901
Холст, масло. 155 x 285 см
Ярославский художественный музей

Старая Москва. Отъезд с кулачного боя. 1900-е.jpg


Старая Москва. Отъезд с кулачного боя (Возвращение Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем). 1900-е
Бумага, карандаш, акварель. 52 x 65 см
Самарский областной художественный музей

Базар. XVII век. 1903.jpg


Базар. XVII век. 1903
Холст, масло. 245 x 211 см
Государственный Исторический музей, Москва

Ясным зимним днем веселятся скоморохи. И создана поразительная по зрелищности картина и Кремля, и моста. Колорит картины - насыщенный и яркий, как того требует изображаемый праздник или просто веселье.

Медведчики (развлечение). Старая Москва. 1911.jpg


Медведчики (развлечение). Старая Москва. 1911
Бумага на картоне, акварель, уголь. 48 x 60 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Московский застенок. Конец XVI века. 1912.jpg


Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912
Холст, масло. 152 x 170 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913.jpg


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Холст, масло. 125 x 177 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В эти годы (1901 – 1918) Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом ваяния и живописи в Москве. По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку. Он работает маслом, пишет акварели, делает наброски карандашом, глубоко изучает работы историка Москвы И. Забелина. Вникает в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания и творческую фантазию, художник достигает все более полной достоверности в своих картинах.

В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья. 1915.jpg


В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья. 1915
Бумага на картоне, акварель, уголь. 50 x 68 см
Частное собрание

Воскресенский мост в XVII веке. 1921.jpg


Воскресенский мост в XVII веке. 1921
Бумага, акварель, уголь. 49 x 68 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Старое устье реки Неглинной. 1924.jpg


Старое устье реки Неглинной. 1924
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 50 x 63 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Красная площадь во второй половине XVII века. 1925.jpg


Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Холст, масло. 122 x 177 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Второй цикл составляют графические произведения Аполлинария Васнецова, посвященные реконструкции облика древней Москвы. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. Это небольшие по размерам работы, для которых художник использовал особую технику: карандаш, уголь, акварель, белила на бумажной основе.

Очень много (около ста двадцати картин) посвятил Аполлинарий Васнецов Москве. И почти на всех его работах присутствует Кремль в разное время и в разных видах. Везде видна динамика его изменений.

Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. 1900.jpg


Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. 1900
Холст, масло. 141 x 176 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Москва. Конец XVII века. 1902.jpg


Москва. Конец XVII века. 1902
Бумага, акварель. 55 x 38 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922.jpg


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 x 108 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926.jpg


Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926
Бумага, акварель, уголь. 45 x 60 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Ветка яблони. 1930.jpg


Ветка яблони. 1930
Холст, масло
Одесский художественный музей, Украина

Умер художник в Москве в возрасте 76 лет.

Аполлинарий Васнецов


Аполлинарий Васнецов

Читайте также: