1 сентября 1983 года был сбит южнокорейский боинг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как развивались эти воздушные драмы? Почему в одном случае не выжил никто, а в другом жертв почти не было? И кто виноват в трагических событиях? Об этом и многом другом читайте в материале Anews.

Вечером 20 апреля 1978 года средства обнаружения советской ПВО засекли, что в воздушное пространство СССР над Кольским полуостровом вторгся нарушитель.

«Все шло как обычно. В 21 час наше звено перехватчиков заступило на боевое дежурство - вспоминал бывший летчик 265-го истребительного авиационного полка Сергей Слободчиков - Но вскоре, уже минут через 6-7, прошла информация о нарушителе воздушного пространства и мне дали команду: “Воздух!”

Нарушителем оказался пассажирский самолёт Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines.

Новый маршрут воздушного судна захватывал закрытый город Североморск. Там располагался центральный командный пункт Северного военно-морского флота. Помимо Североморска, на Кольском полуострове находилась большая база стратегических бомбардировщиков и самолётов-разведчиков.

Перехватчикам удалось оперативно достичь нарушителя, но на предупредительные сигналы тот никак не реагировал.

«Самолет углубился в нашу территорию, прошел Мончегорск, идет в 60-80 километрах от границы с Финляндией — продолжал Царьков - И если бы не приняли мер, то не выполнили бы боевую задачу, ведь под личиной гражданского самолета мог идти самолет-разведчик .

В тот момент Северный флот проводил крупномасштабные учения. Все было включено, все вышли на свои позиции. Шесть минут — самолета не было бы. Нас бы всех из партии, с должностей, из Вооруженных сил уволили бы — правильно бы сделали.

Из 109 человек на борту один погиб при попадании ракеты, еще один был тяжело ранен и скончался по дороге в больницу.

Пассажиров отвезли в город Кемь и разместили в Доме офицеров. Через два дня их доставили в Хельсинки.

Командир и второй пилот были арестованы. В ходе следствия оба признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР, а также подтвердили, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились.

Подследственные обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы Советского Союза.

Отклонение от запланированного курса пошло практически с самого старта - вначале небольшое, оно постепенно увеличивалось и в конце составило более 500 километров.

Ситуацию усугубило то, что на определённом этапе пассажирский рейс сблизился с американским самолётом-разведчиком Boeing RC-135 - представленные позже советской стороной данные радиолокационных наблюдений показывали, что воздушные суда сблизились настолько, что метки на экранах радаров слились. После этого один самолёт направился вглубь территории СССР, а другой — по маршруту, близкому к международной воздушной трассе.

Возможно, что станции советской ПВО с того момента и далее вели Boeing 747 как американский разведчик, чему способствовали сходные размеры и конструкция самолётов.

В 4:51 Boeing 747 вошёл в советское воздушное пространство. При приближении к Камчатке на перехват нарушителя с аэродрома Елизово были подняты истребители. Они пассивно сопроводили самолёт над землей, и когда он покинул воздушное пространство СССР, продолжив полёт над Охотским морем, вернулись на базу.

Средствами электронного контроля было зафиксировано, что в 6:10 экипаж сообщил по радио наземным службам на Аляске и в Японии, что полет проходит благополучно.

Роковым стало второе нарушение границы, случившееся в 6:13 над Сахалином. Тогда на перехват был поднят Су-15, которым управлял пилот Геннадий Осипович.

Лётчик вспоминал, что увидел впереди самолёт с включёнными навигационными огнями. Получив команду, он дал предупредительную очередь, заведомо неэффективную - пули были обычные, а не трассирующие, так что заметить их было практически невозможно. Тем не менее, Осипович уверен, что пилоты видели его предупредительные манёвры, когда истребитель поравнялся с нарушителем и стал мигать своими огнями:

«В том, что меня заметили, я не сомневаюсь. На мои мигания обратили внимание. Реакция пилотов была однозначна - они вскоре снизили скорость. Теперь шли уже около 400 километров в час. А у меня более 400 - с меньшей скоростью я просто не мог идти.

Получив приказ уничтожить цель, Осипович с дистанции 5 километров выпустил по цели две ракеты Р-98. Первая ракета пролетела мимо, вторая взорвалась рядом с хвостом, повредив системы управления.

Первоначально после поражения лайнер начал набор высоты, но затем стал снижаться и вошёл в глубокую спираль. Через 12 минут после атаки самолёт на почти сверхзвуковой скорости рухнул в пролив Лаперуза и при ударе о воду полностью разрушился.

Жертвами крушения стали все 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

История сохранила слова генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова на одном из внутренних совещаний:

Официальная же позиция, выраженная маршалом Николаем Огарковым на пресс-конференции 9 сентября, заключалась в том, что нарушение границы было умышленным и представляло собой спланированную разведывательную акцию, целью которой являлось изучение советской системы ПВО в этом районе.

Геннадий Осипович резко осуждал искажение реальных обстоятельств дела:

«По большому счету, в этом я не сомневаюсь и сейчас, мы были правы. В течение двух с половиной часов чужой самолет находился в нашем воздушном пространстве, проделал за это время путь длиною более двух тысяч километров. Все диспетчерские службы иностранных государств словно воды в рот набрали - молчат. Что прикажете делать в той ситуации? Сидеть сложа руки? Сбили законно.

Но потом стали лгать по мелочам: самолет, мол, шел без огней и мигалок, что были предупредительные выстрелы трассирующими снарядами, что я вел с ним радиопереговоры или пытался это сделать на аварийной частоте 121,5 мГц.

В Сеуле прошли многотысячные акции и шествия протеста против действий СССР, были сожжены советские флаги.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) провела два расследования: одно непосредственно после катастрофы, другое спустя 10 лет — после того, как по указанию президента России Бориса Ельцина в начале 1993 года в ИКАО были переданы копии всех записей бортовых самописцев.

Вторая комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Относительно ответственности советской стороны комиссия посчитала, что в момент отдачи приказа на уничтожение лайнера ВВС СССР считали, что имеют дело с американским самолётом-разведчиком RC-135, но не произвели исчерпывающей проверки из-за недостатка времени — воздушное судно вскоре должно было покинуть пространство СССР.

Корейских пилотов посчитали ответственными и в США. 7 ноября 1988 года окружной суд округа Колумбия отказался ограничить верхний предел размера компенсаций, затребованных родственниками американских пассажиров у авиакомпании Korean Air Lines.

1 сентября 1983 года советский перехватчик Су-15 сбил самолёт "Боинг-747" корейской авиакомпании Korean airlines, нарушивший советское воздушное пространство. Погибло 269 пассажиров и членов экипажа. Этот трагический инцидент вызвал негодование во всём мире, особенно после того, как советская сторона засекретила расследование случившегося на долгие годы. Только после распада СССР были опубликованы документы, из которых стало ясно, что же действительно произошло в тот день.


Фото: © Shutterstock, Википедия, Public Domain

К началу 80-х, после полутора десятилетий политики разрядки, отношения между СССР и США ухудшились до уровня едва ли не Карибского кризиса. Советское вторжение в Афганистан, приход к власти бескомпромиссного Рейгана, система стратегической оборонной инициативы и намерение американцев разместить ракеты "Першинг II" в Европе вызвали резкое обострение отношений.

Весной 1983 года в Тихом океане были проведены учения Fleet’Ex, ставшие самыми масштабными со времён Второй мировой войны. Район учений находился в непосредственной близости от советских границ.

Кроме того, периодически над Камчаткой и Курильскими островами совершали полёты самолёты радиоэлектронной разведки "Боинг RC-135". Советские ПВО стремились их сбивать, но получалось это далеко не всегда. Каждый случай, когда ПВО упускали самолёт-разведчик, становился поводом для разноса начальников дальневосточных служб ПВО.

Рейс KAL 007

Разбившийся самолёт за 2 года до катастрофы. Фото: © Википедия

Разбившийся самолёт за 2 года до катастрофы. Фото: © Википедия

Рейс KAL 007, совершавшийся корейскими авиалиниями, пролегал от Нью-Йорка до Анкориджа, откуда самолёт вылетал в Сеул. Полёт проходил преимущественно над Тихим океаном. На борту самолёта находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Из них 82 пассажира были гражданами Кореи, 62 — американцами, 28 — японцами, 23 — тайваньцами. Помимо них присутствовали граждане ещё десяти государств.

В 03:00 по местному времени дозаправившийся на Аляске самолёт вылетел из Анкориджа. Но уже через десять минут после взлёта самолёт начал понемногу отклоняться от заданного курса. Расследование причин этого отклонения так и не дало чёткого ответа, почему это произошло. По одной версии — экипаж по какой-то причине не переключил автопилот из одного режима в другой. По другой версии — экипаж всё сделал правильно, но из-за технических неполадок автопилот не перешёл в другой режим.

Экипаж не заметил, что автопилот работает в другом режиме, они даже не представляли, что могут отклониться от курса. Между тем лайнер двигался в сторону Камчатки.

В обычных условиях это было бы не фатально. Самолёт в любом случае летел в направлении Сеула, просто отклонился от маршрута на 300 километров в сторону и летел бы чуть дольше, чем обычно. Однако Камчатка была закрытым воздушным пространством. Помимо военных баз там проводились и испытания ракет.

Из-за напряжённой международной обстановки советские ПВО и так находились в режиме повышенной готовности. Вдобавок по стечению обстоятельств именно в эти дни на Камчатке были запланированы ракетные испытания, из-за чего ПВО находились в режиме боевой готовности.

Первый перехват

Фото: © Википедия

В 15:51 (время по UTC, на Дальнем Востоке в это время была ночь) корейский самолёт вошёл в воздушное пространство над Камчаткой. На перехват самолёта были отправлены четыре МиГ-23. Однако, пролетев над южной частью Камчатки, самолёт покинул советское воздушное пространство, его не успели перехватить. Корейский лайнер продолжил полёт над Охотским морем.

Теперь самолёт двигался уже в сторону Сахалина. Советские РЛС отслеживали его маршрут, а две авиабазы на Сахалине были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

В это время в руководстве ПВО решали, что делать с самолётом. Командующий ПВО Дальневосточного военного округа Валерий Каменский колебался. С одной стороны, он приказал нарушителя уничтожить, с другой — просил провести идентификацию, то есть проверить, не мог ли это быть невесть как заблудившийся пассажирский лайнер. Однако командующий 40-й истребительной авиадивизией Корнуков был настроен куда решительнее. Он был уверен, что никаких гражданских самолётов тут не может быть, просто потому что такого не может быть никогда, а по маршруту цели очевидно, что это самолёт-разведчик, пролетевший сначала над Камчаткой, а теперь двигающийся к Сахалину. Поэтому Корнуков выступал за то, чтобы сбить самолёт, если он ещё раз нарушит советское воздушное пространство. Что, судя по его курсу, было неминуемо.

У такой решительности Корнукова были причины. Весной, во время американских учений в Тихом океане, звено американских истребителей нарушило советское воздушное пространство над Курильскими островами, а Корнуков не отреагировал и перехватчики не поднял. За что ему устроили жёсткий разнос сверху. Так что теперь он выступал сторонником самых решительных и бескомпромиссных мер.

Атака

Фото: © Википедия

На перехват нарушителя подняли три Су-15 с аэродрома Сокол и один МиГ с аэродрома Смирных. Вскоре Су-15, пилотируемый майором Осиповичем, вышел к цели. Осипович доложил, что видит бортовые огни и ряд иллюминаторов. Однако более точно описать самолёт было невозможно. На земле решили, что это ничего не значит, поскольку бортовые огни есть у всех самолётов, а с иллюминаторами что-то могли придумать. Тем более что "боинг"-разведчик (RC-135) в темноте, да ещё и на расстоянии, достаточно трудно визуально отличить от пассажирского лайнера.

По советским инструкциям нарушителя полагалось попытаться принудить к посадке. Для этого надо было либо выйти на гражданскую частоту и попытаться установить радиоконтакт, либо пострелять трассирующими пулями рядом с самолётом, чтобы обратить на себя внимание пилотов. Только если нарушитель не реагировал на все эти сигналы, открывался огонь на поражение.

Однако у самолёта в боекомплекте не было трассирующих снарядов. Перехватчиков ими вообще комплектовали очень редко, чтобы не демаскировать их. Поэтому Осипович начал стрелять обычными бронебойными. Но ничего не вышло, экипаж их просто не заметил.

Разбившийся самолёт в 1978 году (в период работы в Condor Airlines). Фото: © Википедия

Разбившийся самолёт в 1978 году (в период работы в Condor Airlines). Фото: © Википедия

Тем временем на земле уже передавалась по цепочке вниз команда открыть огонь на поражение. Добро дал командующий Дальневосточным округом Третьяк. От него приказ получил командующий ПВО Каменский, который спустил его Корнукову, а тот по цепочке вниз до Осиповича.

Тем временем самолёт вот-вот должен был покинуть советское воздушное пространство. К тому же он начал снижать скорость, набирая высоту, что в ПВО посчитали манёвром для ухода от перехватчика, поскольку Су не мог лететь на такой скорости, как "боинг", и начинал сваливаться в штопор уже на 400 километрах в час.

В 18:26 по UTC Осипович выпустил две ракеты. Одна прошла мимо, другая поразила цель. После этого корейский самолёт начал медленно снижаться. Около пяти минут экипажу удавалось сохранять контроль над управлением лайнера. Он снизился до высоты три тысячи метров, после чего контроль над ним был потерян.

Версия советской стороны

Фото: © AP Photo/Terril Jones

Фото: © AP Photo/Terril Jones

Первоначально в СССР не знали, что делать. Андропов уже сильно болел, поэтому несколько дней СССР ничего не предпринимал. Сначала планировалось рассказать правду — самолёт был сбит из-за ошибки идентификации. Однако в последний момент было решено всё переиграть и выдвинуть контрверсию — самолёт был сбит, поскольку выполнял разведывательный полёт.

5 сентября официальное заявление сделал американский президент Рейган, назвавший атаку корейского самолёта "преступлением против человечества" и "актом варварской жестокости". На 6 сентября было назначено созванное американцами заседание Совбеза ООН. На нём они представили детальные расшифровки советских радиопереговоров и продемонстрировали карту полёта самолёта с отклонением от курса.

После такого отрицать что-либо было просто безумием. 9 сентября была созвана пресс-конференция, на которую отправили отдуваться начальника Генштаба маршала Огаркова. На ней была представлена официальная советская версия. Она гласила, что нарушение границы было умышленным и спланированным — для проверки советских ПВО. Самолёт не отвечал на попытки вступить с ним в контакт и не подчинялся командам перехватчиков, поэтому был сбит. Маршал выразил сожаление из-за гибели людей, но возложил вину на американские спецслужбы, которые "тестировали" советские ПВО, сознательно подставив под удар пассажирский лайнер.

США отреагировали на этот инцидент запретом на полёты советских самолётов в Америку. Рейган также пообещал, что система GPS будет открыта для всех, чтобы в дальнейшем исключить подобные трагические инциденты.

Расследование

Фото: © AP Photo

Самолёт упал в советских водах, поэтому никто, кроме советских поисковиков, не имел доступа к месту аварии. Официально СССР до самого конца отрицал, что в результате поисковых работ удалось найти что-то существенное для расследования. В действительности поисковики достаточно быстро обнаружили бортовые самописцы самолёта, но их показания не стыковались с официально объявленной советской версией (сознательное и спланированное нарушение воздушного пространства). Поэтому все эти данные были засекречены.

Международная организация гражданской авиации провела своё независимое расследование. Однако, не имея доступа к месту крушения и показаниям бортовых самописцев, следователи были ограничены в выводах. В итоге организация пришла к выводу, что экипаж нарушил советское воздушное пространство неумышленно — либо из-за невнимательности при работе с автопилотом, либо из-за технических неполадок.

Родственники погибших американских граждан создали ассоциацию и заручились поддержкой группы американских конгрессменов. На волне перестроечной гласности конгрессмены написали несколько писем Горбачёву с просьбой сообщить информацию, известную советской стороне.

Фото: © AP Photo

После распада СССР письма стали писать уже Ельцину. В конце концов новый президент объявил, что в архивах найдены секретные документы об обстоятельствах инцидента и вскоре они будут переданы для публикации. В 1992 году было опубликовано несколько секретных меморандумов спецслужб, а в 1993 году бортовые самописцы, обломки самолёта и прочие найденные при поисках объекты были переданы Южной Корее. Другая часть предметов была передана Японии, а также родственникам погибших американцев.

Было проведено новое международное расследование с учётом теперь уже рассекреченных данных. Выяснилось, что пилоты самолёта не осознавали, что отклонились от курса и дважды вторглись в советское воздушное пространство. Также было ясно, что они не заметили предупредительных выстрелов Осиповича.

Также подтвердилось, что в советской ПВО были уверены, что сбивают разведчик RC-135. Только через несколько часов стало понятно, что сбит пассажирский лайнер. Первоначально планировалось объявить, что произошла ошибка идентификации. Однако из-за того, что были применены не все методы идентификации (в частности, не было попыток установления радиоконтакта), советское руководство опасалось, что это станет поводом для новых обвинений. Поэтому было принято решение засекретить информацию об обнаружении самописцев и придерживаться версии разведывательной провокации. Спешка, из-за которой с самолётом не попытались установить радиоконтакт, объяснялась тем, что он уже готовился покинуть советское воздушное пространство и его боялись упустить и получить разнос сверху за нерасторопность.

Засекреченность расследования вплоть до начала 90-х породила много конспирологических теорий заговора. Одна из них гласит, что СССР действительно сбил самолёт-разведчик, а не пассажирский лайнер. В качестве главного аргумента выдвигается тот факт, что тела пассажиров так и не были обнаружены, только отдельные вещи.


"Боинг"-разведчик (RC-135) Фото: © Wikipedia

Ещё одна версия гласит, что самолёту удалось сесть на территории Японии, но со всех пассажиров взяли подписку о неразглашении и засекретили информацию об их спасении. Как подвид этой версии существует версия о том, что самолёт приземлился в Советском Союзе, а все пассажиры будто бы были отправлены в секретные тюрьмы, что не выдерживает никакой критики.

Однако стоит учесть, что провернуть такую операцию с гражданами полутора десятков государств достаточно сложно. Не говоря уже о том, что среди пассажиров были весьма известные персоны. Например, конгрессмен Лоуренс Паттон Макдональд — кузен знаменитого генерала Паттона.

В конце концов, не совсем понятно, зачем могли понадобиться такие сложности, если учесть, что главным последствием для СССР стал только временный запрет на полёты советских самолётов в Америку. Ракеты "Першинг II" американцы в любом случае собирались разместить в Европе и сделали бы это и без инцидента с корейским самолётом.

Вероятнее всего, ситуация с корейским лайнером стала следствием стечения обстоятельств и ряда ошибок как со стороны корейского экипажа, так и советских ПВО, не идентифицировавших самолёт, а не чьего-то злого умысла.


Узнать истинную подоплеку событий, которые произошли ровно тридцать лет назад в ночном небе над Сахалином и Охотским морем, также нелегко, как доказать и подтвердить истинность высадок американцев на Луну. В обоих случаях за кажущейся простотой и неопровержимостью упорно продвигаемой Западом версии проглядывает что-то совсем другое.

В ответ нам говорят, что пилоты просто ошиблись. Но много ли история знает случаев, когда пассажирские самолеты с опытными пилотами, которые до этого не раз и не два летали по данному маршруту, уходили так далеко в сторону?

И по какой причине американские службы управления воздушным движением не предупредили корейских пилотов о том, что они летят неверным курсом?

К тому же инцидент произошел на фоне непрекращающихся в 1983 году провокаций Вашингтона, который обнаглел до того, что даже санкционировал имитацию бомбометания по одному из наших военных аэродромов на Курилах.

В первый день осени 1983 года советский истребитель сбил в небе над Сахалином залетевший в воздушное пространство СССР самолёт. Как выяснится позже, им окажется Boeing 747 корейских авиалиний с позывным KAL 007, следовавший из Нью-Йорка в Сеул. На его борту находилось 269 человек – преимущественно американцы, корейцы и японцы.

По тем временам – а тогда в мире на фоне советского вторжения в Афганистан начался новый виток холодной войны – трагедия не была чем-то выдающимся. За несколько лет до этого – 20 апреля 1978 года - практически в аналогичной ситуации советским истребителем-перехватчиком был подбит другой южнокорейский Boeing – 707. Тогда машину удалось посадить и обойтись минимальными жертвами.

Впрочем, всё это не отменяет того факта, что вопросов о катастрофе над Сахалином и по сей день достаточно много. Почему самолёт падал аж 12 минут? Из-за чего спасателям на месте катастрофы удалось найти лишь фрагменты тел и большое количество мусора? Зачем американцы обвиняли в произошедшем СССР, если полностью осознавали степень случайности инцидента? Некоторые из дилемм, окружающих KAL 007, сегодня и вовсе можно считать загадками.

Загадка No1: знали ли пилоты Boeing 747, что отклонились от курса

Борт, выполнявший регулярный рейс из Нью-Йорка в Сеул, по плану маршрута совершил промежуточную посадку в Анкоридже для дозаправки. Практически сразу после того, как лайнер возобновил полёт, он начал отклоняться от намеченного курса. Вместо гражданской авиалинии R-20 он направился к столице Южной Кореи напрямую, периодически пролетая через воздушное пространство СССР над секретными советскими военными базами.

Моментами отклонение Boeing от положенного курса составляло 500-700 километров – слишком много, чтобы не заметить этого. Однако результаты проведённых после расследований показали, что пилоты лайнера просто неправильно настроили автопилот и затем, по халатности или случайности, ни разу не провели координаты. Хотя в дальнейшем многие эксперты отмечали, что машиной управлял опытный экипаж, наверняка знавший на примере своих коллег, чем грозит нарушение советского пространства.

К тому же в переговорах гражданской службы американского наземного контроля зафиксировано, что диспетчеры заметили отклонение самолёта от курса и намеревались предупредить пилотов об опасности. Неужели они так этого и не сделали?

Загадка No2: что делал в районе катастрофы самолёт-разведчик США и причём тут спутники

Катастрофы, вероятно, можно было бы избежать, если бы не одно странное обстоятельство. В определённый момент, уже после вылета из Анкориджа, с Boeing 747 вплотную сблизился одновременно находившийся в воздухе американский самолёт-разведчик Boeing RC-135 – настолько, что их метки на радарах слились.

После этого пути машин разошлись. Одна полетела в направлении воздушного пространства СССР, другая – по международной авиатрассе. Поскольку их конструкция и габариты были схожими и на радарах они обозначались идентично, у советских ПВО были все основания полагать, что к территории страны летит именно самолёт-шпион.

Кроме того, командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны СССР в 1986—1991 годах Вольтер Красовский в своих мемуарах позднее уверял, что вторжение KAL 007 в советское пространство было преднамеренным, поскольку полёт лайнера-нарушителя был полностью синхронизирован с движением американского спутника-разведчика Ferret-D. Каждый раз, когда самолёт пролетал над военными объектами, космический аппарат заходил на новый виток, прослушивая советские радиотехнические средства.

После этого у ВВС СССР были все основания полагать, что они имеют дело не с гражданским бортом, а с разведчиком.

Загадка No3: что на самом деле видел пилот советского истребителя

Настигнуть Boeing-нарушитель советским лётчикам удалось лишь со второй попытки: истребитель Су-15ТМ, поднятый по тревоге при приближении лайнера к Камчатке, не успел долететь до него, пока тот находился в пространстве СССР.

Зато Су-15 под управлением Геннадия Осиповича смог догнать нарушителя уже в небе над Сахалином. Как следует из материалов дела о крушении и воспоминаний пилота, достоверно определить, что летело над Советским Союзом – разведчик или пассажирский самолёт – было невозможно. Во-первых, обе машины имели схожую конструкцию, да и советские авиаторы не изучали тогда гражданских машин иностранных компаний. Во-вторых, в ночных условиях разглядеть какие-либо опознавательные знаки было затруднительно. Единственное, что заметил Осипович – это свет в кабине пилотов и ряд иллюминаторов. Правда, уверенности в том, что это не бутафорская окраска, у него не было.

Чтобы понять намерения нарушителей и предупредить их, пилот Су-15 сделал несколько очередей из авиапушки – правда, не трассирующими снарядами, а бронебойными, которые не так заметны. В тот же момент Boeing снизил скорость до 400 километров в час – непозволительно маленькую для истребителей, при которой те рискуют свалиться в штопор. Этот манёвр Осипович расценил как попытку уйти от перехвата, после чего сомнений у него уже не осталось – перед ним именно самолёт-разведчик.

После этого он получил приказ на уничтожение. Времени на разборки уже не было – нарушитель мог вновь покинуть советское пространство. Лётчик выпустил две ракеты, вторая оказалась смертельной.

Позднее в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) придут к выводу, что снижение скорости было вызвано началом набора высоты.

Загадка No4: почему СССР скрыл информацию о катастрофе

Советское руководство вчистую проиграло информационную кампанию, начавшуюся сразу после крушения Boeing. Хотя, казалось бы, правда была именно на стороне Москвы.

Позднее была выбрана тактика, предложенная министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, – всё отрицать. В итоге материалы о крушении – данные чёрных ящиков, переговоры между командными пунктами и другие - стали храниться под грифом секретно и были переданы ИКАО только Борисом Ельциным в 1993 году.

Такое необоснованно скрытное поведение, естественно, привело к появлению конспирологических теорий.

Загадка No5: имеют ли место альтернативные версии

Альтернативных мнений по поводу случившихся существует множество – от вероятных до самых безумных. Например, исследователь Мишель Брюн уверяет, что на самом деле 1 сентября были сбиты за нарушение советского воздушного пространства как минимум девять самолётов, а южнокорейский Boeing был уничтожен южнее того места, где по официальной версии произошла катастрофа. Причём сбит американцами.

В подтверждение своих домыслов он отмечает, что обломки, в том числе американской ракеты, и фрагменты тел были найдены в районе прибрежного города Ниигата, а не острова Монерон, как ожидалось поисковиками. Попасть естественным путём туда они якобы не могли из-за отсутствия столь сильных течений в этом направлении.

Также есть мнение, что уничтожить Boeing 747 двумя ракетами (одна из которых, по некоторым данным, даже не попала в цель) невозможно. В пример приводят всё тот же южнокорейский Boeing 707, который в схожих обстоятельствах оказался всего лишь повреждён.

Существует также предположение, что в реальности из Анкориджа вылетел самолёт без пассажиров. Его пилот по заданию США должен был пролететь над советскими базами, чтобы американцы смогли проследить за работой их радиостанций. Аргументируется эта версия тем, что из пункта пересадки лайнер вылетел с задержкой, а на месте крушения не нашли ни тел, ни вещей – лишь мусор и фрагменты.

Пока что для того, чтобы ответить на все вопросы о катастрофе Boeing 747 над Сахалином, 35 лет не хватило. И, вероятно, не хватит и 70, если другие стороны – США, Япония и Южная Корея – со своей стороны не раскроют карты. Россия, хоть и с опозданием, но это уже сделала.

Читайте также: