Поэтический мир маяковского кратко
Обновлено: 05.07.2024
Кубофутуризм —это направление в литературе и искусстве начала 20 века, для которого характерно стремление к соединению принципов кубизма и футуризма.
Художественные особенности раннего творчества Маяковского
Творчество Владимира Маяковского условно можно разделить на два периода: дореволюционный период и послереволюционный. Начало пути Маяковского в литературе связано с группой кубофутуристов.
Кубофутуристы в своем творчестве утверждали:
- Революционность форм;
- Свободу искусства от идей и содержания;
- Отказ от поэтических традиций.
Маяковский полностью разделял призыв кубофутуристов "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с Парохода Современности".
Смысл этого лозунга заключался в том, что оставаясь в рамках художественных средств, разработанных и узаконенных классиками, невозможно запечатлеть, отразить стремительно изменяющуюся новую реальность. Это был период поиска новой эстетики, новых художественных форм. Можно сказать, что это был эстетический бунт. Отпечаток этого бунта несут в себе многие ранние произведения Маяковского. Однако гений поэта не мог целиком уместиться в рамки футуристической теории и практики.
Можно говорить о том, что творчество раннего Маяковского связана с эстетикой неоромантизма, которая была порождена не только неприятие реальной действительности, но еще и желанием ее изменить, преобразовать. Концепция романической личности воплощается в том, что образ лирического героя является центральным и определяет единство всей системой миропонимания.
Настроения стихотворений раннего период творчества позволяют говорить об оригинальной и смелой поэтической палитре Маяковского. Поиски новых средств художественной выразительности начинающего поэта оказались чрезвычайно эффективными. Его произведениям свойственна лирическая экспрессия и богатство зрительно-слуховых ощущений, ассоциативных связей.
Готовые работы на аналогичную тему
Для молодого Маяковского неприемлемо отчуждение человеческой личности от мира. Возможно поэтому лирический герой, отмеченный печатью избранничества и исключительности, стремится к сопричастности судьбам человечества. Он уподобляется провидцу, пророку, который обладает даром в повседневных знаках различать поступь грядущего.
Восстание человека против дисгармонии бытия является кульминационным мотивом первых произведений Маяковского. В них критика современности объединяется с ощущением неотвратимой гибели, настроениями отчаяния. Маяковский метафорически переосмысливает библейские образы, сопоставляет своего лирического героя с распятым Христом.
Характерной чертой раннего творчества Маяковского является гиперболизация фигуры лирического героя. Многие художественные произведения поэта отличает свободной самовыражение личности, которое, не регламентируемой ничем, ориентировано на возникающий в начале 20 века новый тип сознания.
Характер поэзии заметно меняется в предоктябрьские дни. Революционные перемены поэт воспринимает как воплощение ожиданий и чаяний истории. Многие мотивы и темы его поэзии получают совершенно новое направление, а пафос произведений становится публицистическим и более жестким.
Художественный мир Владимира Маяковского
Художественный мир Владимира Маяковского – это синтетическая драма, включающая в себя свойства самых разных драматургических жанров:
- Мистерии
- Трагедии
- Комедии
- Эпико-героической драмы
- Феерии
- Кинематографа
- Райка и т.д.
Все свойства этих жанров подчинены трагическому характеру лирического героя Маяковского и трагедийной структуре творчества поэта. При этом по-своему драматургичны и трагедийны не только пьесы Маяковского, но и его поэмы. Он является не только автором и главным героем этого всемирно-исторического и интимно-бытийного действа, но и часто его режиссером, актером, театральным художником и исполнителем главной роли.
Поэт престает одновременно и как всечеловек, и как конкретная личность, и как выразитель самых лучших возможностей рода человеческого. Именно это обусловило ключевую особенность поэтического стиля поэта – гиперболический метафоризм, который связывает личное и общечеловеческое, земное и небесно-космическое, интимное и бытийное, природное с социальным и духовным, настоящее с идеальным будущим, национальное и всемирно-историческое.
Поэт стремится поставить лирико-трагедийного героя, который выражает устремления всего человечества, на место беспомощного, одряхлевшего, неспособного на какие-либо деяния ради людей, Бога. Его герой из-за неразделенной любви к людям в целом и к женщине в частности становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, чтобы суметь стать Человеко-богом лирический герой должен стать свободным, освободить себя от всякого рабства, раскрыть все свои лучшие способности.
Однако попытка реализации такой программы в послереволюционный период для Маяковского оказалась трагической.
Таким образом, у Маяковского лирический герой выступает в двух ипостасях. С одной стороны – это герой великой эпохи, оптимистически настроенный и с надеждой и уверенностью смотрящий в будущее. С другой стороны – это страдающая, трагическая личность.
Цели урока: Дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества. Анализируя стихотворения Владимира Маяковского, обобщить представление учащихся о творческом методе поэта. Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме. Анализируя стихотворения, создать у учащихся целостное представление о поэтическом мире поэта. Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений. Создать образовательную ситуацию для постижения природы поэтического слова В. Маяковского.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: организация научно-исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.
Оборудование: раздаточный материал с включением вопросов и заданий (стихотворения, вопросы к стихотворениям).
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в поэтический мир Владимира Маяковского.
Путешествие будет необычное. Мы будем не просто читателями стихотворений поэта, но актерами и зрителями того необычного поэтического спектакля, который создает поэт. Для начала путешествия необходимо вспомнить поэтические правила Маяковского.
2. Действия учащихся. Несколько учащихся читают поэтические правила, остальные записывают в тетради.
Поэтические правила поэта В. Маяковского: “выкрик вместо напева, грохот барабана вместо колыбельной песни”. Основная сила и энергия Маяковского. “Звуковое качество поэтической вещи” в технической обработке стиха. Разговорная интонация в стихах и главный способ общения с массой через стих. “Безошибочное вбивание ритма” в толпу. Традиция маршей и речевок. Новая стихия “петербургской улицы”. Разговорный язык в поэзии и поэзия в разговорном языке.
Законы физики и “глаз-щуп” поэта: ракурс, угол зрения, фокусное расстояние, безразличие к цвету и чувственной прелести мира. Поэт, художник и режиссер.
Сценичность стихов и “приемы действия” в лирике В. Маяковского. “Прерванная традиция” трубадуров и менестрелей в поэзии В. Маяковского. Западноевропейская мистерия и мистерия-буфф поэта. Эффект и зрелищность метафор Маяковского.
3. Слово учителя. Вспомним понятие футуризм.
4. Звучат ответы. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма “Красный сахар”). Название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
5. Слово учителя. Что такое футуризм для Маяковского. Маяковский и футуризм.
6. Действия учащихся: некоторые учащиеся озвучивают тезисы, остальные записывают.
Футуризм возник как альтернатива символизму. “Пощечина общественному вкусу” - вызов, рассчитанный на скандал.
Призыв сбросить с Парохода современности Пушкина, толстого, Достоевского – не более чем прием, направленный на обновление литературы. Современники увидели в манифесте лишь оскорбительные ноты всей литературе прошлого.
Выступление футуристов на различных площадках сопровождались скандалами. Развязная, вызывающая манера поведения, грубый юмор в перепалке с аудиторией.
Футуристы проявляли интерес к материальной культуре города: урбанистические, городские мотивы четко зазвучали уже в первых стихах Маяковского.
В 1913 г. футуристы предпринимают поездку по России, чтобы внедрить в сознание людей новое искусство. Их выступления сопровождались скандалами, полицейскими запретами.
Остроумие Маяковского, бьющие наотмашь реплики-ответы на “каверзные” вопросы из зала, стихи, выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорой, сделали его самой заметной фигурой в группе футуристов.
В стихах Маяковского поражает необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражает фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность, сближающая далекие друг от друга понятия и вещи.
Маяковский смотрит на мир глазами художника, он видит мир в красках, в веществе. Мир, воссозданный поэтом, живет, двигается. Его поэзия насыщена красками природы, его стих гремит, угрожает, насмехается, издевается, поет.
Маяковский хотел быть поэтом толпы. Его стихи – крик отчаяния, чтобы его услышали. Он эпатирует публику своей дерзостью, внешней бравадой.
Учитель. Обратимся к стихотворениям В. Маяковского, ответим на вопросы, создадим собственное мнение о поэтическом мире поэта.
Действия учащихся: читают стихотворения. Отвечают на вопросы. Приложение 1.
Лирический герой в стихотворении решительный, внешне спокойный, человек с юмором.
Синонимы к слову “рыжий”: ненормальный, наглый, “козел отпущения”.
Создавая образ парикмахера, поэт использует эпитеты: стандартный, гладкий, хвойный.
Стихотворение имеет название “Ничего не понимают” потому, что лирический герой ждет, когда наступит новое время. Он выступает против стереотипов.
Конфликт, на котором строится стихотворение: противостояние героя и толпы, новый мир и старый строй.
Междометие “эй” мы используем, когда обращаемся к кому-либо пренебрежительно. Это междометие несет интонацию окрика, превосходства, силы.
Лирический герой снисходительно обращается к России, к человечеству, к каждому отдельно взятому человеку.
Лирическому герою противостоит толпа. При изображении мира и толпы В. Маяковский использует метафоры, сравнения, эпитеты.
Троп “северный ум” - прагматичный, трезвый.
Лирический герой предлагает совершить переворот в сознании людей.
Лирический герой Маяковского кричит, организует толпу ритмом. Человеческое будущее должно ознаменоваться чем-то великим. Надо разорвать рутину, разбередить сердца, кричать в исступлении.
В конце урока учащиеся обсуждают ответы, создают свое собственное представление о поэтическом мире поэта.
Учитель. Наше поэтическое путешествие подошло к концу. подошла к концу. Мы рассмотрели поэтические правила В. Маяковского. Отметили особенность его творческого метода. На примере стихотворений увидели, как поэтическое слово поэта превращается в целый спектакль, как сила и энергия стиха Маяковского вовлекает читателя в диалог с самим поэтом и толпой.
Спасибо за интересное занятие. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: написать эссе. Поэтический спектакль Владимира Маяковского (на примере 2-3 стихотворений).
Ранние годы
Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади, в Грузии, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли, еще будучи детьми.
Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.
В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
Начало творческого пути
В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.
Путешествия и общественная деятельность
В 1922 –1924 годах Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился короткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.
Смерть и наследие
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Стихотворение в стиле Маяковского: реально ли это?
Аллитерация у Маяковского встречается ярко выраженными фрагментами: если он задумал сыграть на звуке[р]
Образование новых слов также поощряется (агитнуть, испешеходить, прозаседавшиеся, выкипячивать, народина, вызванивать). Делается это тогда, когда новосоставленное слово более четко передает смысл фразы.
Еще. Постарайтесь добиться неравномерного, но четкого ритма: представьте, что вы шагаете по лестнице не равномерно, а беспорядочно, то есть иногда перешагивая через ступеньку, а иногда и через две.
Вот, в общем, и все основные правила сочинения стихов по-маяковски. Можно приступать к их написанию. Правда, здесь возникает вопрос, как начать стихотворение. Придерживайтесь правила: начать нужно как можно более неожиданно и резко. Чем более нестандартно вы начнете, тем лучше.
В итоге, если вы будете соблюдать вышеперечисленные правила, вы получите что-то вроде такого стихотворения:
Набор сатирических средств
Сатира в творчестве Маяковского — один из популярных и распространенных приемов. Работая с ним, поэт использует широкий набор разнообразных средств. Любимейшим грозным оружием сатиру Маяковский сам называл неоднократно. У него была собственная кавалерия острот, героические рейды которой отразить не мог практически никто.
Был Маяковский не только поэтом. Сами сейчас убедитесь вы в этом!
19 июля исполнится 120 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Мы знаем его в первую очередь как автора хлестких, остроумных стихов. А ведь он был и на редкость одаренным художником!
Талант живописца у Маяковского проявился еще в семилетнем возрасте, во время учебы в кутаисской гимназии. Когда семья переехала в столицу, он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 — 1915 годах создал много работ — от смешных рисунков и шаржей до вполне профессиональных портретов. Писал пастелью, маслом, тушью, акварелью, углем, карандашом.
С некоторыми работами юбиляра мы вас сейчас и познакомим.
В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина.
— Я напишу ваш портрет! — сказал великий художник, для любого это была большая честь.
— А я — ваш! — ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника.
— Какое сходство! И какой — не сердитесь на меня — реализм! — заключил Репин.
За плакаты он получал 10 рублей в месяц. Этой суммы вполне хватало на такой рацион: 3 миски пшенной каши, 8 копченых угрей и порция конины для собаки.
Лубок
На экзаменах в училище живописи обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Маяковский, придя с испытаний, сказал своему учителю Петру Калнину:
— Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией.
Только у нас!
Дочь великого поэта:
Мой отец не совершал самоубийства!
Неизвестные потомки Маяковского живут в Нью-Йорке.
— Почему его помнят?
— Быть может, не в последнюю очередь потому, что он был красивым мужчиной. Ну и, конечно, стихи. Ни до, ни после него никто так не писал.
— Почему он не остался в Америке с вашей матерью?
— Изъяви он желание остаться, его бы ликвидировал НКВД.
— Но, может быть, он так стремился в Россию из-за своей музы — Лили Брик?
— У меня сложное отношение к Лиле. Она была очень опытной женщиной и просто манипулировала моим отцом.
— Вы пытались установить контакты с Лилей или ее пасынком — исследователем творчества Маяковского Василием Катаняном?
— Как-то не сложилось. Говорят, что Лиля пыталась найти нас, но тщетно — отчим дал мне свою фамилию. Да я бы и не взяла у нее ни копейки. Все, чего я добилась в жизни, — я добилась сама. Даже без помощи своей великой фамилии. У меня замечательный сын, замечательный внук.
Алексей ОСИПОВ (Наш соб. корр.) Нью-Йорк.
xHTML-код
19 июля исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Маяковского.Маяковский вошел в историю не только как великий поэт, но и как талантливый драматург, режиссер, киносценарист, актер, художник и рекламист
Особенности сатирического творчества Маяковского
Говоря о сатире Маяковского, многие сравнивают ее с издевательским свифтовским смехом. Также шокировал своих современников этот английских писатель в едких памфлетах.
Многими исследователями давно замечено, что чем чище и выше поэту представлялся идеал нового советского человека, о котором так мечтали власти, тем безжалостнее он обрушивался со всей силой на окружающую его пошлость и безвкусие. А также низменное хищничество и жадность.
Ее Маяковский описывает как женщину, у которой на платье эмблемы, а без серпа и молота нельзя показаться в свете.
Неприятие Маяковским мещанства похоже на то, как относится к этому классу Горький. Он его также ненавидит и высмеивает, разоблачает по любому поводу. Это происходит и в быту, и в искусстве, а также среди большого количества современной ему молодежи.
Ненависть к религиозному ханжеству
Остроумная пародия, которую представляет на наш суд Маяковский, многократно усиливает эффект сатирического разоблачения, которого он добивается всеми способами. Сатира поэта всегда остра, она безупречно жалит и всегда остается оригинальной и неповторимой.
Присыпкин в будущем
Присыпкин тщательно готовится к предстоящему бракосочетанию. Для этого он покупает красную ветчину и красноголовые бутылки, ведь предстоит красное бракосочетание. Далее происходит целый перечень фантастических и невероятных событий, в результате которых Присыпкину удается дожить в замороженном виде до светлого будущего коммунистического общества.
В этом обществе будущего Присыпкин становится уникальным экземпляром, для которого самое место в зоологическом саду. Его туда помещают вместе с клопом, который все это время был его неизменным спутником. Теперь он экспонат, на который специально ходят поглазеть.
Читайте также: