Борьба за расовое равноправие кратко

Обновлено: 07.07.2024

4 апреля 1968 года в Мемфисе погиб самый знаменитый защитник прав темнокожих граждан США Мартин Лютер Кинг. Миссия легендарного проповедника не завершилась с его смертью. Движение за гражданские права, которое он возглавлял, смогло добиться значительного прогресса в борьбе с расовой сегрегацией. Как имя Кинга стало символом равноправия не только в Америке, но и во всём мире — в материале RT.

Расовая сегрегация

Движение за гражданские права зародилось в США в середине прошлого века. Несмотря на то что Гражданская война (1861—1865) завершилась за 90 лет до этого, расовое равноправие в Америке так и не установилось. У истоков формирования общества в Штатах стояли белые переселенцы из Европы, и все возможности в этом социуме были открыты именно для них.

Формально равенство декларировалось повсеместно, однако даже выходцы из неанглосаксонской среды долгое время подвергались в США некоторым ограничениям. Так, многочисленные иммигранты из Италии и Ирландии не имели реальных возможностей подняться по карьерной лестнице. Но в наиболее бесправном положении находилось чернокожее меньшинство.

После завершения Гражданской войны и эпохи Реконструкции Юга в рамках политики национального примирения и борьбы за голоса избирателей южные штаты США постепенно получили возможность законодательно ограничить права негров. Так появилась политика расовой сегрегации: белое большинство дистанцировалось от чернокожих во всех аспектах повседневной жизни. В итоге у выходцев с Чёрного континента были собственные школы, магазины, кафе, вагоны железной дороги и даже места в общественном транспорте.


Лидер нации: 240 лет назад Вермонт стал первым штатом, отменившим рабство

8 июля 1777 года штат Вермонт стал первым на территории США, отменившим рабство. Именно здесь была принята первая в Северной Америке.

Была ограничена даже возможность голосовать: право избирать и быть избранным тесно увязали с образовательным и имущественным цензом. Но здесь возникала сложность с голосованием белых бедняков, и тогда было принято решение, гласившее, что потомок избирателей не может лишиться избирательных прав. При этом каждому темнокожему американцу немедленно указывали на его место в обществе. Конечно же, такое социальное давление не могло не спровоцировать протесты, которые нарастали по мере того, как повышались уровень жизни и образования темнокожих.

Нельзя сказать, что до появления Движения за гражданские права общественное мнение было безразлично к проблемам меньшинства. Ещё в 1909 году была основана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Эта организация вела активную пропаганду против сегрегации и лоббировала интересы расовых меньшинств. Мартин Лютер Кинг — самый известный борец за права чернокожих в истории США — вступил в её ряды ещё в юности.

Начало карьеры

Кинг родился в 1929 году в семье, которая по американским меркам того времени достигла почти максимально возможного для чернокожих успеха в обществе. Его отец служил пастором баптистской церкви, прихожанами которой были наиболее обеспеченные чернокожие жители Атланты.

Мартин Лютер Кинг получил хорошее образование, окончив колледж в 1948 году. Ещё во время студенчества он получил рукоположение в священный сан, хотя до этого не раз отрицал церковные догматы и считал себя религиозным скептиком.

Однако церковная карьера была наиболее подходящей для сына священника, поэтому Кинг продолжил образование в духовной семинарии, по окончании которой стал бакалавром теологии. Позднее ему была присуждена докторская степень.

В 1954 году Кинг переехал на юг — в город Монтгомери. Именно здесь зародилось Движение за гражданские права, а Кинг стал его идейным вдохновителем.

Лидер меньшинства

Участие в протесте сделало Кинга популярным. Он стал общепризнанным неформальным лидером Движения за гражданские права и занялся политикой. Кинг ездил по стране и выступал с речами перед цветным меньшинством, обосновывал их право на борьбу за равенство, участвовал в маршах протеста и многочисленных митингах. Пастор из Монтгомери стал настолько известен, что его выступления собирали сотни тысяч людей.

Несмотря на то что в начале 1960-х годов движение за равные права постепенно начало обретать радикальный уклон, который поддерживали такие лидеры, как мусульманский проповедник Малкольм Икс и глава организации чёрной самообороны Роберт Уильямс, Кинг насилие отрицал.

Он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию. Кинг прислушивался к идеям Ганди и к лозунгам гражданского сопротивления власти англичан в Индии. Многие из политических практик гандизма Кинг успешно реализовал в США.

Смерть проповедника

К 1968 году Мартин Лютер Кинг был одним из самых влиятельных политиков США. Он стал безусловным харизматичным лидером для многочисленного чернокожего населения Соединённых Штатов. К этому времени влияние консерваторов на Юге уже свелось к нулю, а либеральная администрация президента Джонсона полным ходом демонтировала систему сегрегации.

Несмотря на то что у Кинга было множество врагов, положение его было таково, что наладить с ним дружеские отношения стремились самые влиятельные люди США. Отчасти поэтому убийство Кинга стало одним из самых резонансных в американской истории.

Спустя три месяца после покушения лондонская полиция задержала американца Джеймса Эрла Рея с фальшивыми документами. После ареста он сознался в преступлении и был выслан в США. Экспертиза отпечатков пальцев показала, что убийцей Кинга был именно Рей.

Версии преступления

Убийство Кинга вызвало широкий общественный резонанс: по стране прокатились волнения, затронувшие 110 городов. А после того как был вынесен приговор Джеймсу Эрлу Рею, появилось множество версий и мотивов преступления, во многих из них убийца Кинга фигурировал исключительно как исполнитель.

Однако ряд экспертов считают эту историю сомнительной. Ведь после того как Рей подписал чистосердечное признание, он отказался от своих слов и всю жизнь отрицал, что убил Кинга. Скепсис подкрепляет и тот факт, что преступник бросил ружьё с отпечатками своих пальцев на месте преступления. Историки указывают и на то, что баллистическая экспертиза оружия была проведена с большим опозданием, а её результаты до сих пор признаются сомнительными. К тому же Джеймс Эрл Рей был выходцем из бедной семьи, его несколько раз судили за кражи, и на момент покушения на Мартина Лютера Кинга у него могло не быть достаточных ресурсов, чтобы самому организовать преступление.

В столице американского штата Джорджия тысячи демонстрантов заблокировали движение на автомобильном мосту в ходе акции протеста против.

Всё это породило версию и причастности к убийству ФБР. Сторонники этой теории считают, что Мартин Лютер Кинг слишком мешал американским политикам, его влияние было чрезмерным, и он вполне мог серьёзно повлиять на исход выборов. Кроме того, консерваторы из американских спецслужб полагали, что смерть лидера темнокожих американцев приведёт к спаду Движения за гражданские права, а это позволит сторонникам сегрегации взять реванш.

Говорилось о контактах Рея с неким Раулем, который помог ему достать оружие и склонил к преступлению. Факт слежки за Кингом подтвердило ФБР, однако неопровержимых доказательств причастности спецслужб к его смерти так и не нашли.

Эффект Кинга

Несмотря на гибель духовного лидера, Движение за гражданские права не утратило своих позиций. Борьба с расовой сегрегацией продолжилась, а в последние тридцать лет национальные меньшинства и вовсе получили ряд социальных преференций в качестве компенсации за столетия угнетения.

Мартин Лютер Кинг получил государственное признание. В США с 1986 года на самом высоком уровне празднуется День памяти Кинга. Именем легендарного проповедника названо множество улиц, площадей, учебных заведений, библиотек и больниц по всей стране. Речи Кинга стали образцом американского ораторского искусства, их изучают в колледжах и университетах.

Эксперты признают, что деятельность Кинга действительно создала новую реальность, однако при этом они отмечают, что современная Америка не стала менее противоречивой, чем была 50 лет назад, просто изменился характер противоречий.

Расовое равенство возникает, когда институты предоставляют равные возможности людям всех рас . Другими словами, независимо от физических характеристик, таких как цвет кожи , учреждения должны предоставлять людям юридическое, моральное и политическое равенство. [1] В современном западном обществе , разнообразие и интеграция между расами продолжают становиться нормативными. Первоначально достижение равенства было трудным для африканцев , азиатов и латиноамериканцев , особенно в школах. [2] Однако в США расовое равенство стало законом, согласно которому независимо от расы люди получат равное обращение, возможности, образование, занятость и политику. [1]

СОДЕРЖАНИЕ

Самая кровопролитная и самая травматическая война в истории Америки, Гражданская война в США, велась с 1861 по 1865 год. К 1860 году каждый третий человек в южных штатах принадлежал другому. При населении в двенадцать миллионов четыре миллиона были рабами. В сентябре 1862 года Линкольн издал Прокламацию об освобождении, в которой провозгласил цель освобождения рабов в Конфедерации и сделал упразднение рабства одной из центральных военных целей Севера. [3] Север одержал победу. Было ли окончание войны выигрышем или проигрышем для страны? Война представляет собой поражение свободы, которую просто оставили в покое, для бенефициаров унаследованного богатства или тех, кто предпочитает жить на обочине общества, но победа для тех, кто, например, иммигрантов из Европы и недавно освобожденных черных, которые нуждались в правительство, чтобы обеспечить необходимые условия для достижения счастья. [3]

Три миллиона рабов были освобождены в результате Гражданской войны в США. Несколько лет спустя белая элита Юга снова взяла власть в свои руки. Экономическая мощь была главной причиной. Лишенные контроля над средствами заработка, черные были вынуждены зависеть от белых землевладельцев. [3] Чернокожие работали сельскохозяйственными рабочими или арендаторами по системе издольства. Самая большая проблема заключалась в том, что черные были во власти своих белых боссов, которые указывали им, как голосовать. На Юге укоренилась сегрегация школ, здравоохранения и жилья, а черным был понижен статус гражданина второго сорта. [3]

Здоровье многих жителей различалось в зависимости от того, где они жили. Бедные городские районы испытывали недостаток или недостаточное снабжение необходимой медицинской помощью, которая была доступна в других районах. Местоположение было основной причиной этой проблемы. Изоляция внутренних городов от других слоев общества во многом способствовала ухудшению здоровья жителей. Также перенаселенность условий проживания усугубила плохое здоровье жителей из-за распространения инфекционных заболеваний.

Мартин Лютер Кинг-младший известен в США как защитник гражданских прав в отношении расового равенства. Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из величайших лидеров из-за своей позиции в отношении различных афроамериканских мужчин и женщин, с которыми плохо обращались на Юге. [4] Кроме того, он сыграл много ролей в обществе и получил награду за движение, которое он руководил. Мартин Лютер Кинг-младший не только принял участие в бойкоте автобуса в Монтгомери , стал ключевым спикером Марша на Вашингтон и был одним из самых молодых людей, получивших Нобелевскую премию мира , но и мирно высказал свое мнение. [4] Кинг сдерживал гнев по поводу идеи разделения рас. ему самому; тем не менее, он продемонстрировал свою страсть к равенству в своих речах и мирных протестах .

Кинг продемонстрировал свое первое движение за гражданские права , добровольно заняв позицию в бойкоте автобуса в Монтгомери. Бойкот автобуса начался с того, что Роза Паркс отказалась уступить свое место белому мужчине после долгого и утомительного рабочего дня. Таким образом, после ареста Пака Кинг собрал чернокожее сообщество. [4] в надежде на бойкот автобуса, сократив использование транспорта. Этот бойкот продолжался 382 дня. Хотя Кингу пришлось преодолеть множество нападений на него, таких как арест и жестокие преследования, результатом была их первая победа (афроамериканцев): чернокожим мужчинам и женщинам было разрешено ездить на автобусах в Монтгомери наравне с белыми. [4]

Роза Паркс родилась 4 февраля 1913 года в Монтгомери, штат Алабама. Она училась в Государственном колледже Алабамы для чернокожих и вскоре работала секретарем в Национальной ассоциации содействия развитию цветных людей (NAACP). [4] Роза Паркс стала активисткой из-за события, которое привело к возникновению других событий. 1 декабря 1955 года [4] Паркс ехала на автобусе домой с работы, когда внезапно ее заставили уступить место белому мужчине. Роза Паркс была разочарована тем, как обращались с чернокожими; Таким образом, она отказалась и была арестована и оштрафована на 14 долларов. [4]

Отказ и арест Паркса поставили перед белыми людьми дилемму, особенно тех, кто владел автобусным бизнесом. Автобусный бойкот в Монтгомери начал дезагрегировать общественный транспорт. [4] Более того, Мартин Лютер Кинг-младший участвовал не только в том, чтобы мотивировать подвергшееся жестокому обращению афроамериканское население, но и чтобы разделить его страсть к равенству. Этот бойкот длился 382 дня и закончился 21 декабря 1956 года. [4] В конце автобусного бойкота и Роза Паркс, и Мартин Лютер Кинг-младший стали национальными героями. [4] Кроме того, Верховный суд объявил неконституционным изоляцию в автобусах Монтгомери.

Мартин Лютер Кинг-младший был основателем SCLC , созвав различное количество черных лидеров в 1957 году. [4] Он стал президентом этой группы активистов и решил улучшить сообщества, управляя мирными протестами и бойкотами в отношении социальной этики дискриминации. и сегрегация между расами. [4]

Впервые создан 12 февраля 1909 года в Спрингфилде, штат Иллинойс. [5] Эта группа выступала против насилия, направленного против афроамериканцев. Их цель - устранить расовое неравенство и гарантировать гражданам политическое, образовательное, социальное и экономическое равенство. Их офис располагался в Нью-Йорке. [5] Мурфилд Стори был назначен президентом, в то время как Дю Буа был единственным афроамериканским директором по публикациям. [5]

Была группа за гражданские права под названием Конгресс за расовое равенство (CORE), которая объединилась для ненасильственной борьбы с коррупцией и сегрегацией. CORE значительно выросла после 1950-х годов, начиная с Джеймса Фармера, который позже стал лидером группы и активистом за гражданские права в 1941 году. Он вернулся на свой "Родной Юг" и посетил местный кинотеатр, где он наткнулся на " "воронье гнездо", территория, отведенная для чернокожих. Он выступал против законов Джима Кроу . Он понял, что его друзья и он сам поддерживали эти законы тем, что они делали в своих повседневных действиях. Вскоре он написал служебную записку и призвал к формированию группы людей, обладающих мощным умом и телом, чтобы иметь возможность предпринимать личные ненасильственные действия, чтобы положить конец дискриминации . [6]

CORE зародилась на Севере и была в основном сосредоточена в общественных местах. Около двух десятилетий назад на Севере были отдельные места, куда не допускались чернокожие. Это были, например, рестораны, боулинг, катки и парикмахерские. Более успешными были рабочие места, где проводились эксперименты с межрасовыми работниками и в жилищных кооперативах. Основное внимание CORE уделялось повышению общественного признания на севере. В конце 1940-х - начале 1950-х годов CORE перебралась в приграничные штаты Миссури, Мэриленд и Оклахома. [8]

В первые несколько недель апреля две группы CORE и NAACP объединили свои силы, чтобы внести изменения в расовое равенство. Обе группы протестующих разработали план прекращения строительства здания муниципальных служб города, маршируя перед домом мэра Джеймса Тейта в Северной Филадельфии. [9] Кроме того, многие протестующие участвовали в различных драках с участием полиции и белых профсоюзов. [9] Более того, эти две группы вызвали множество дебатов по поводу расовой политики, дискриминации и занятости. [9]

Техника CORE всегда заключалась в ненасилии как методе борьбы с расовой несправедливостью . CORE была первой организацией, использовавшей ненасильственные действия для решения многих проблем, затрагивающих чернокожее сообщество. Сидячие забастовки студентов начались в феврале 1960 года. В течение года в южных общинах открылось 130 мест, где можно поесть. Их интересовало, как CORE подходит к вопросу сегрегации. [10]

CORE выросла в начале 1940-х годов, но продолжала состоять из небольших групп. Они упорно будучи малым из - за студентов , которые входили в состав организации. Студенты заканчивали учебу и уезжали. Кроме того, другие боролись за конкретную причину, и как только проблема была решена, они исчезли. CORE была только добровольной организацией; не было оплачиваемого персонала. [8]

Sit-ins , самая старая техника, использовалась CORE больше всего. CORE разделил людей на три разные группы: одна - все чернокожие, другая - белые, а третья - межрасовые. Эти три разные группы отправлялись в отдельную обеденную зону до самого загруженного часа и тихо ждали, пока их посетят. Это использовалось для открытия ресторанов, а позже использовалось для других мест. [10]

Это использовалось в кафетериях, билетных кассах и других местах, где каждый стоял в очереди, чтобы его обслужили. Если кому-то будет отказано, члены CORE, которые могут оказаться в очереди до него / нее, также откажутся выйти из очереди и прервать обслуживание. CORE сделал это в кинотеатрах в Кентукки и в бассейне в парке развлечений Palisades в Нью-Джерси. Этот метод также был важен для прекращения сегрегации. [10]

С 1942 года в расовом равенстве возникли две особые проблемы. Один из них - обращение с чернокожими для обеспечения равенства, которое было одобрено белым сообществом, а другой - различия между южанами и не-южанами. Эти две проблемы наблюдались в Национальном центре изучения общественного мнения (NORC). Они задали вопросы, которые выявили пять основных тем, нацеленных на чернокожих в то время. Пять пунктов, которые влияли на расовое равенство и отслеживались в течение 1965–1980 годов, - это год, регион, когорта и образование . [11] Многие образовательные системы на юге и за его пределами выступали за сегрегированные учебные заведения среди чернокожих. Они также не хотели, чтобы черные жили по соседству или межрасовые браки. произойдет. [11]

Тринадцатая поправка к Конституции Соединенных Штатов отменила рабство и принудительный труд во всех штатах, за исключением наказания за преступление. [12]

Разрешено голосовать афроамериканцам. [12]

Предоставляется гражданство лицам без различия расы, цвета кожи или предыдущего акта рабства. [12]

4 апреля 2018 года исполняется 50 со дня убийства выдающегося американского общественного деятеля, борца за права чернокожего населения Мартина Лютера Кинга (1929 — 1968).

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года городе Атланта в южном штате Джорджия в семье баптистского пастора. Мальчик выбрал отцовскую профессию. С 18 лет Мартин начал помогать отцу во время богослужений. Он окончил колледж и духовную семинарию и в 1955 году стал доктором теологии. В 1954 году он стал баптистским пастором в городе Монтгомери штат Алабама. Большую часть прихожан составляли афроамериканцы. Вскоре Мартин Лютер Кинг прославился, как блестящий проповедник и блестящий оратор, поднимающий в своих выступлениях острые жизненные проблемы. Прежде всего, проблему расовой дискриминации.

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг

После Гражданской войны 1861-1865 годов в США на федеральном уровне были приняты Законы, защищающие права негритянского населения. Но в США, где каждый штат имели право издавать местные законы, началось наступление на эти права.

В 1890 году в штате Луизиана был принят местный закон о расовой сегрегации. Сначала на железной дороге, а затем и в других сферах. Негритянские дети не могли учиться в одних школах с белыми детьми, молодые афроамериканцы не могли учиться в одних ВУЗах с белыми. В общественном транспорте лучшие места отводились только для белых. Во многих ресторанах и закусочных негров просто не обслуживали. И, что существенно, шансов получить хорошую работу у афроамериканцев было значительно меньше, чем у белых.

Вскоре подобные Законы были приняты и в других южных штатах.

На федеральном уровне расовая дискриминация в южных штатах была узаконена принятым в 1896 году Верховным судом США решением по делу Плесси против Фергюссона. Житель Луизианы Гомер Плесси, одна из прабабушек которого была негритянкой (прадедушки и остальные прабабушки были белыми), сел в вагон поезда, предназначенный только для белых. За что был подвергнут кратковременному аресту. После этого Г. Плесси подал суд на власти штата Луизиана, обвинив их в нарушении Конституции США, предполагающей равенство всех граждан перед законом. Дело дошло до Верховного суда, который вынес постановление о том, что никакого нарушения Конституции нет.


Близкое знакомство с расовой дискриминацией в США привело молодого священнослужителя к выводу об её принципиальной несовместимости с христианской религией. В середине 1940-х годов Мартин Лютер Кинг вступил в Национальную организацию прогресса цветного населения. Эта организация была создана в 1909 году группой противников расовой дискриминации. В её состав входили как негры, так и белые. Одним из её создателей был выдающийся негритянский общественный деятель Уильям Дюбуа (1868 — 1963).

В том же 1955 году М.Л. Кинг организовал свою первую массовую акцию против расовой сегрегации. Поводом для неё стал поступок швеи-мулатки Розы Паркс (1913 — 2005), которая отказалась уступить место в автобусе белому человеку, за что была оштрафована. Тогда Мартин Лютер Кинг призвал к бойкоту автобусов в городе Монтгомери, где произошел этот инцидент. Негритянское население стало ходить на работу пешком и отказалось пользоваться автобусами. Бойкот продолжался 381 день. В конце концов Верховный суд США вынес постановление, согласно которому дискриминация небелого населения при пользовании общественным транспортом было признано нарушением Конституции США.

В конце 1950-х годов в США развернулась борьба за предоставление афроамериканцев возможности получить хорошее образование в школах и ВУЗах только для белых.

В 1960 году под давлением левой общественности, поддержанной Федеральными властями в городе Новом Орлеане (штат Луизиана) 6 девочек были приняты в школу для белых. Пятеро из них из страха перед возможными последствиями отказались там учиться и в школу пошла только одна девочка Руби Бриджес (род. 1954). Однако, по распоряжению губернатора штата полиция не пустила девочку в школу. Так же, как и дети из Арканзаса, Руби стала ходить в школу под охраной.

А в 1962 году в университет штата Миссисипи, предназначенный только для белых, поступил афроамериканец Джеймс Мередит (род. 1933). Он также был вынужден ходить на занятия под охраной.

Во всех этих событиях Мартин Люьер Кинг принимал самое активное участие.

Арест Мартина Лютера Кинга во время демонстрации (1963 год)

Арест Мартина Лютера Кинга во время демонстрации (1963 год)

В 1964 году в США был принят Закон о гражданских правах, отменяющий расовую дискриминацию. В том же 1964 году Мартин Лютер Кинг был удостоен Нобелевской премии мира.

В конце концов и М. Икс и Х. Ньютон были убиты, но, по-видимому, не белыми расистами, а членами конкурирующих организаций.

Были существенные расхождения и по поводу будущего негритянского населения. По мнению таких негритянских деятелей, как Уильям Дюбуа (1868 — 1963) и Маркус Гарви (1887 -1940) афроамериканцы должны замкнуться в себе, как можно меньше контактировать с белыми и, в перспективе, вернуться на Родину в Африку. Маркус Гарви решительно осуждал межрасовые браки, в чем нашел общий язык с такой организацией, как Ку Клукс-клан.

Большая группа расистски настроенных жителей Литл-Рока, штат Арканзас с лозунгами

В отличие от этих деятелей М.Л. Кинг считал, что негритянское население должно оставаться в США и, в перспективе, найти общий язык с белыми. Поскольку Родина у них общая.

В 1961 году М.Л. Кинг выдвинул идею обеспечения всех граждан США гарантированным основным доходом. По его мнению, такая мера могла решить проблему бедности.

Идея о том, что каждый житель страны должен получать от государства денежную сумму вне зависимости от его работы и доходов впервые была высказана Томасом Мором (1478 — 1535). Позже эту идею выдвигал идеолог американской революции Томас Пейн (1737 — 1809).

К этой идее вернулись в начале 21 века. В 2016 году в странах Европы был проведен опрос о целесообразности введения гарантированного основного дохода. За его введение высказалось 64% населения. И лишь 4% опрашиваемых заявило о том, что после введения такого дохода они бросят работу. В 2017 году Финляндия стала первой в мире страной, где каждый гражданин получает от государства выплаты просто за то, что он – гражданин страны.

В 1967 году М.Л. Кинг активно выступал и против войны во Вьетнаме.

Убийство выдающегося негритянского лидера вызвало глубокое возмущение и в США и за их пределами. По стране прокатились массовые волнения, на подавление которых были брошены около 70 тысяч солдат.

По обвинению в убийстве М.Л. Кинга был арестован некто Джеймс Эрл Рей (1928 — 1998), мелкий уголовник, ранее неоднократно судимый за кражи. Считалось, что никаких сообщников и, тем более, заказчиков убийства у него не было. Суд приговорил Рея к 99 годам тюремного заключения и остаток свой жизни он провел в тюрьме. Впрочем, многие в США, в том числе и члены семьи М.Л. Кинга в официальную версию не верят.

Как известно, Соединенные Штаты Америки имеют богатую традицию политических убийств. Были убиты 4 американских президента (Авраам Линкольн (1809 — 1865), Джеймс Гарфилд (1831 — 1881), Уильям Мак Кинли (1843 – 1901), Джон Кеннеди (1917 — 1963)) и ряд крупных государственных деятелей (Хьюи Лонг (1897 — 1935), Роберт Кеннеди (1925 – 1968) и другие). В этот список логично укладывается и убийство М.Л. Кинга.

Фоторафия с одного из антирасистских протестов в США. Наши дни.

Фоторафия с одного из антирасистских протестов в США. Наши дни.

Дело Мартина Лютера Кинга продолжила его жена Коретта Кинг (1927 — 2006). А затем и сын, которого тоже назвали Мартин Лютер (род. 1957).

В 2004 году Мартин Лютер Кинг был посмертно награжден высшей наградой США – Золотой медалью конгресса.

За 50 лет после гибели Мартина Лютера Кинга положение афроамериканцев в США существенно изменилось к лучшему. У них появились возможности для получения хорошего образования и хорошей работы. В 2009 году впервые за всю историю президентом США был избран сын негра из Кении и белой женщины. Все это – результат многолетней борьбы, одним из лидеров которой был Мартин Лютер Кинг.

С.В. Багоцкий

Образ 1950-х годов как консервативной и благополучной эпохи в истории США быстро разрушается, как только мы выходим за пределы уютных пригородов, чистых офисов и всепроникающей культуры массового потребления. Именно в эйзенхауэровской Америке расцвело движение за гражданские права, сначала охватившее негритянское население южных штатов, а затем перекинувшееся на всю страну и к 1970-м годам вовлекшее в свои ряды все мыслимые и немыслимые меньшинства, всех тех, кто остро почувствовал свою “инаковость” и ущемленность в обществе “изобилия и процветания”.


Мартин Лютер Кинг

Событием, запустившим волну протестов чернокожих южан, стал успех, достигнутый в результате многолетних усилий Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения США (основана в 1909 году). В 1954 году Верховный суд под председательством Эрла Уоррена вынес решение по делу “Браун против Совета по образованию Топики (штат Канзас)”. Оно отменяло действующий предыдущие полвека принцип “разделенные, но равноправные”, расовая сегрегация в государственных школах была признана противоречащей конституции.

Конечно же, решение суда было лишь первым шагом к реальной десегрегации американских школ. И через десять лет лишь 2% чернокожих детей учились вместе со своими белыми сверстниками. Однако события этого десятилетия полностью перевернули традиционный уклад американской жизни. Чернокожие американцы сумели заявить о себе как о мощной силе, способной к самоорганизации и достижению намеченной цели расового равноправия. Их пример стал вдохновляющим для других меньшинств. Из социальных изгоев афро-американцы превратились в передовой отряд движения за общественный прогресс. Символом этого успеха стал пастор Мартин Лютер Кинг, впервые заявивший о себе во время знаменитого автобусного бойкота в Монтгомери в 1955–1956 годах.

Воодушевленные первыми успехами движения, чернокожие студенты в Гринсборо (штат Северная Каролина) устроили в 1960 году массовый “сит-ин”: пришли в кафе для белых, и отказались оттуда уходить. Оказалось, что на подобные ненасильственные методы борьбы белым расистам нечем ответить, кроме как яростью и насилием. А это, в свою очередь, привело к мощной волне симпатий к протестующим, они быстро превратились в общеамериканских героев. В 1963 году Мартин Лютер Кинг возглавил многотысячный марш на Вашингтон , кульминацией которого стал массовый митинг у мемориала Линкольну и речь Кинга “I have a Dream” (“У меня есть мечта”).

Логическим завершением первой фазы Движения за гражданские права стали два закона, принятые по инициативе администрации Линдона Джонсона в 1964 и 1965 году. Эти законы по сути “вдыхали новую жизнь” в 14 и 15 поправки к конституции США, подтверждая необходимость соблюдения гражданских и избирательных прав независимо от расовой принадлежности.

А тем временем, Движение развивалось по известной логике все большей радикализации, идеи Кинга о ненасильственном сопротивлении уже казались многим чернокожим активистам недостаточно эффективными, цель равноправия – слишком ограниченной. В моду вошел термин Black Power (книгу с таким названием в 1967 году опубликовал бывший сторонник Кинга Стоукли Кармайкл). Особенно резкими суждениями в адрес “цивилизации белых” отличались жители чернокожих гетто северных городов, именно здесь огромную популярность стали приобретать такие воинственные организации как “Нация ислама” (самый известный активист – Малкольм Х) и “Черные пантеры”.

Читайте также: