1 буква а 2 буква и кратко

Обновлено: 05.07.2024

И краткое (Й) существует как самостоятельная буква со времен орфографической реформы 1918 года. Но писать И с краткой стали гораздо раньше: написание Й попало в русский язык из малороссийских книг в XVII веке, во время церковной реформы патриарха Никона, и постепенно перешло из церковнославянского в светское русское письмо.

В 1708 году Петр I, чтобы упростить начертание букв русского алфавита, ввел гражданский шрифт. В кириллице были отменены надстрочные знаки, под нож попала и кратка. В 1735-м Й в правах восстановили, но отдельной буквой не признали — в словарях Й объединялось с И.

Под краткой

С краткой

Считается, что реформа орфографии 1918 года была призвана упростить жизнь гражданам, поскольку новая власть объявила курс на поголовную грамотность. О том, что реформа обсуждалась и готовилась Орфографической подкомиссией при Императорской академии наук задолго до революции и еще в 1912 году была одобрена, строители нового государства предпочитали не вспоминать.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Отличие согласного звука [Й’] от гласного звука [И].

2) Какими буквами обозначается звук [Й’].

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 114-116.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отмечайте все особенности произношения.


И – гласный звук.

[Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.


3. Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’]:

Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.


Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.


5. Звук [Й'] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, вы уже знаете.


Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.


9. Проверьте, всё ли правильно запомнилось?

Ответьте на вопросы:

1.Звук [Й'] гласный или согласный?

2. Какими буквами на письме может обозначаться [Й']?

Если затрудняешься с ответом – повтори нужный материал.


Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Значение слов.

Соедините сочетание слов со словом, которым это сочетание можно заменить.

вид городского электрического пассажирского транспорта

собранные осенью овощи и фрукты

командная игра с перебрасыванием мяча через сетку

Подсказка: Внимательно прочитайте сочетания слов.

вид городского электрического пассажирского транспорта


собранные осенью овощи и фрукты

командная игра с перебрасыванием мяча через сетку

Задание. Перенос слов.

Прочитайте, как перенесены слова. Подчеркните правильные варианты.

ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК

Подсказка: Вспомните правила переноса.

ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК




На нашем сайте для каждой буквы русского алфавита имеется отдельная страница с подробным описанием, примерами слов, картинками, стихами, загадками. Их можно распечатать или скачать. Кликните по нужной букве для перехода на её страницу.

А а а Б б бэ В в вэ Г г гэ Д д дэ Е е е Ё ё ё Ж ж жэ З з зэ И и и Й й и краткое К к ка Л л эл или эль М м эм Н н эн О о о П п пэ Р р эр С с эс Т т тэ У у у Ф ф эф Х х ха Ц ц це Ч ч че Ш ш ша Щ щ ща Ъ ъ твёрдый знак Ы ы ы Ь ь мягкий знак Э э э обратное Ю ю ю Я я я

Алфавит

Распечатать

Часто в письменной речи вместо буквы ё используют букву е. В большинстве случаев замена не вызывает затруднений у читающего, однако в некоторых контекстах необходимо использование буквы ё для избегания двусмысленности. Русские буквы являются именем существительным среднего рода. Стоит учитывать, что начертание букв зависит от шрифта.

Буквы русского алфавита

Частыми вопросами о буквах русского алфавита являются: сколько букв в алфавите, какие из них гласные и согласные, какие называются прописными и какие строчными? Основная информация о буквах часто встречается в популярных вопросах к ученикам начальных классов, в тестах на эрудицию и определение уровня IQ, в опросниках для иностранцев на знание русского языка и других подобных задачках.

Количество букв

Сколько букв в русском алфавите?
В русском алфавите 33 буквы.

Гласные и согласные

Сколько в русском алфавите гласных и согласных букв?
10 гласных + 21 согласная + 2 не означают звука

Среди букв русского алфавита выделяют:

  • 10 гласных букв: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • 2 буквы, не означающие звуков: ь, ъ.

Прописные и строчные

Какие буквы прописные и какие строчные?

Буквы бывают прописные (или заглавные) и строчные:

  • А, Б, В. Э, Ю, Я — прописные буквы,
  • а, б, в. э, ю, я — строчные буквы.

Иногда говорят: большие и маленькие буквы. Но такая формулировка некорректна, так как она означает размер буквы, а не её начертание. Сравните:
Б — большая заглавная буква, Б — маленькая заглавная буква, б — большая строчная буква, б — маленькая строчная буква.

Нумерация букв

Частотность букв

Существует понятие частотности буквы (или частоты буквы). Частотность учитывает, сколько раз буква используется во всех словах русского языка. Чем чаще буква используется в речи, тем выше её частотность. В русском языке буква О имеет наибольшую частотность, буква Ё — наименьшую. Это означает, что много русских слов с буквой О и очень мало слов с буквой Ё.

Покажем частотность русских букв с указанием ранга. Так как буква О имеет наибольшую частотность, то её ранг равен 1, буква Ё с наименьшей частотностью имеет ранг 33.

В таблице ниже отражена основная информация о буквах: прямая и обратная нумерация, написание, название, звук (транскрипция), абсолютное значение частотности, процентное значение частотности, ранг частотности, а также частотность слов (или частота слов). Под частотностью слов понимается отношение слов, начинающихся с соответствующей буквы, к общему числу слов русского языка (на основе словаря Н. Тихонова).

I. Организационный момент

II. Повторение

Выделение звука [й,]

Учитель: Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)

Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение. Рисунок 1)

III. Объяснение нового материала

Постановка цели

Работа со звуком

Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

  • Дайте характеристику звуку [й] (Согласный)
  • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
  • Закройте уши, произнесите звук [й]
  • Что услышали? (Звук)
  • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
  • Определите, твёрдый или мягкий.
  • Повторите характеристику звука [й]

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

– Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

Знакомство с новой буквой

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

Учитель показывает карточку с буквами Й й

– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.

Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

Работа в парах

Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

Буква Й (и краткое) не простая.
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.

IV. Закрепление нового материала

Отгадывание сказочных героев

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла. (Дюймовочка)

2. Я – великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

Работа со слогами, словами

Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение. Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы учащихся:Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

– Научим читать слоги и слова воробья.

Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

ЗАИКА (карточка со словом)

– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение. Рисунок 5)

3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение. Рисунок 6)

4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение. Рисунок 7)

ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.

ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

в) строй в шеренгу (на физкультуре)

КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

V. Физминутка

Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

VI. Работа с учебником (работа с текстом)

Учитель:

Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

Работа со словами

Учащиеся учатся читать слова, которые встретятся в тексте: дедушка, медаль, солдат, отвага.

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса.

Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

Вопросы детям по прочитанному тексту:

Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!

VII. Подведение итогов урока

Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

В современном русском алфавите это одиннадцатая буква. Введена в алфавит в 1735 году.

История ее названий такова.

С начала 18 века - "и с краткой" . "Кратка" (или "краткая") - это тот самый значок сверху, который отличает Й от И. В "Словаре церковнославянского и русского языка" (1847) читаем, что это "знак правописания . поставляемый над буквою и , когда она, после гласной, произносится сокращенно".

(Обратим внимание на неразличение звуков и букв в этом определении. Вскоре такое неразличение в учебных пособиях будет клеймить "мракобесием" великий И.А. Бодуэн де Куртенэ).

Со второй половины 19 века буква называется "и краткое" .

Со второй половины 20 века - "й" (произносится как "ий").

В счет букв алфавита ее включили в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова (первое издание вышло в 1935 - 1940 гг.).

В этом словаре на Й всего 11 слов: Й (название буквы), йидиш (графический вариант идиш ; в следующих словарях он исчезнет), йог, йога, йоркшир (думал, что это собаки, но на самом деле свиньи), йоркширский, йот, йота, йотация, йотированный, йотованный . До этого такие слова писали с начальным И: иог, иоркшир и т.д., а до 1918 года - ioдъ, iота и т.п.

В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1995) на Й 9 слов: йеменский, йеменцы, йог, йога, йод, йодоформ, йоркширы, йот, йота .

В "Большом толковом словаре" под ред. С.А. Кузнецова (2000) появляются йети, йоготерапия, йогурт, йодирование и йодированный, йотировать .

Есть еще разные топонимы (географические названия), антропонимы (имена людей). Надо сказать, что в детстве для меня было потрясением увидеть в телевизоре певца по имени Яак ЙоалаЙошкар-Ола удивила чуть позже).

Буква Й обозначает два основных звука:

1) [j] в словах Йемен, йог и т.д. - в сильной позиции (перед ударным гласным);

2) "[и] неслоговое" в словах типа война, пойма, бой и т.д.

Употребляется она перед согласным ( майка ) и на конце слова ( бой ), а в заимствованных словах - еще и перед гласным О, Е ( фойе, фейерверк ).

(См. статью "Й" во втором издании энциклопедии "Русский язык", которая вышла в 1997 году под редакцией Ю.Н. Караулова).

Читайте также: