Знакомство с буквой с 1 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подбельская средняя общеобразовательная школа

Похвистневского района Самарской области

Учитель: Пижамова Н.В.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:

Цели и задачи урока:

- Закрепить навыки чтения с изученной буквой Н, н.

- Познакомить учащихся с буквами С,с.

- Формировать умение выделять звуки [с], [с’].

- Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

- Прививать интерес к чтению.

Оснащение урока:

I . Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

- Если хочешь много знать,
Многого добиться,

II . Актуализация знаний.

- Чем занимались на прошлом уроке?

- Какие новые звуки узнали?

- Кто знает, как называется сказка, к которой нарисованы рисунки?

- Что изображено на первой иллюстрации?

- Опишите, как одета лиса.

- Рассмотрите следующие иллюстрации и скажите, почему больше нигде не изображено солнышко?

- Что произошло дальше?

Дети передают содержание сказки.

2. Чтение слогов с буквой Н.

На модели часов вместо цифр написаны гласные буквы, на стрелке изображена буква н, учащиеся читают слоги со всеми гласными буквами.

- Сегодня вы научитесь читать слова с буквами С,с.

- Какую задачу поставите перед собой?

IV . Работа над новым материалом.

2. Артикуляция звука.

Положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос.

Вывод: воздух задерживается – звук согласный, произносится без голоса – глухой, может быть твердым, мягким.

Вставайте, если услышите в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

- Объясните, где находится звук: в конце, начале, середине слова.

4. Знакомство с новыми буквами.

- На что похожа буква?

- Где расположим буквы С,с на ленте букв?

5. Чтение слогов, слов, предложений.

а) для начинающих : ис, ас, ос, ыс, ус, си, са, со, сы, су, иси, иса, исо, ысо, усо.

б) для средних : слова в учебнике на странице 49, предложения на странице 48.

в) для сильных: индивидуальные карточки с текстами. Дети самостоятельно читают текст 2-3 раза, стараются запомнить его. В конце урока пересказывают тексты.

( Например: Подарок. Де-воч-ки в са-ду цве-ты со-би-ра-ли. Цве-то-чек бе-лень-кий, цве-то-чек си-нень-кий, цве-то-чек а-лень-кий. А по-том из цве-тов бу-кет сд-ела-ли и по-да-ри-ли его сво-ей у-чи-тель-ни-це).

V . Физкультминутка.

Разминка с музыкальным сопровождением.

(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

VI . Упражнения для развития речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика

Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.

2. Артикуляционная разминка.

Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

Щелчок–пауза, щелчок-пауза, щелчок-пауза.

VII . Закрепление изученного материала.

Мультимедийная игра.

- Поставь в названии деревьев нужные буквы.

_ С И Н А, _ _ _ Н А

- Найди буквы на полянке и помоги животным поставить их на нужное место.

Л А Р И _ А, _ М М А, Р _ М А (С, Э, О)

- Убери в корзину буквы, которые волчонок написал неправильно.

- Какие слова подходят к схеме, соедини каждое слово с подходящей схемой. (Паучок помогает соединить слова со схемами).

Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с.

Оборудование: лента букв, касса букв, наборное полотно, учебник, слоги и буквы, рисунки, схемы- модели, мультимедийный проектор

Предметные: знать особенности артикуляции звуков с, с’; выделять звуки с, с’ в процессе слого- звукового анализа ; определять звуки с, с’на слух, находить их местоположение в слове; соотносить звук и обозначающую его букву; находить буквы С,с в текстах; соотносить слово, называющее предмет со схемой- моделью; иметь представление об изменении формы слова; читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; существлять наблюдение над родственными словами.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

логические – характеризовать согласные звуки с, с’.

Личностные проявлять положительное отношение и интерес к книге и чтению; осваивать роль ученика на основе выполнения правил работы на уроке.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Средства обучения

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка – Как воздух выходит из шарика? – С-с-с Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Постановка учебной задачи – Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку с – С-с-с.

Слушают учителя Принимают учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с. 45) Учитель показывает рисунки

с изображением леса, лося.

– Что изображено на рисунках?

– Найдите на с. 45 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов лес, лось.

– Охарактеризуйте звук с.

– Гласный или согласный звук с Рассматривают рисунки.

Выполняют слого-звуковой анализ слов.

– В слове лес твердый звук с, в слове лось мягкий звук с’.

–Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду Выполняют слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки с, с’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки с, с’ в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных

на схемах-моделях Рисунки с изображением леса и лося, схемы- модели

мягкий звук [с’] – зеленую карточку.

– Сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина зеленую карточку – если слышат мягкий звук [с’]

3. Знакомство с буквой С – Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс).

– На что похожа буква С?

Как буква С

– Сделайте букву С из проволоки Находят букву С

Высказывают свои предположения.

– А теперь представьте себя строителями.

4. Чтение слогов

и слов. Составление предложений (учебник, с. 45) – Прочитайте слоги-слияния.

– Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным Хором читают слоги на экране.

Слушают объяснение учителя и смотрят на слова.

Соотносят новые зву-ки и букву С, их обоз-начающую; делают вывод о том, что зву-ки с, с’ обознача-ются одинаково, од-ной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как

предшествующего Мультимедийный проектор с презентации-ей

– Обратите внимание на пары слов, сравните их: осина – осины; сосна – сосны.

– Одно – единственное число; много – множественное число

– Придумайте с этими словами предложения.

– Прочитай текст. Продолжите рассказ

Придумывают предложения со словами осина, осины; сосна, сосны.

– Нина у осины. Инна у сосны.

– Ау, Ни-на! Ау! согласного звука (бук-вы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего со-гласного звука (буква и).Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слия-ний с изменением бук-вы гласного. Читают предложения с инто-нацией и паузами в соответствии со зна-ками препинания. На-блюдают над измене-нием формы слова

– Выучите стихотворение Читают стихотворение, отвечают на вопросы, заучивают наизусть стихотворение Понимают смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного опыта. Выразительно читают стихотворение

7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 44) – Что изображено на картинке? Расскажите.

– Назовите слова со звуками

– Какие деревья растут в лесу?

– Что девочки делают в лесу?

– Что с ними случилось?

– Прочитайте предложения Рассматривают картинку, рассказывают по ней, отвечают на вопросы, называют слова с названными звуками; перечисляют известные деревья.

– Нина! Ау! Ау! Составляют рассказ

8. Отгадывание загадок. Дифференцированное задание – Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом.

– Что вместо листьев у этих деревьев?

– Как называются такие деревья?

– Хвойные Анализируют загадку, устанавливают причинно-следственные связи; привлекают имеющиеся знания из собственных наблюдений Картинки с изображением сосны, ели и их хвои.

Физкультминутка Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы похлопаем в ладоши

Наши ножки постучали

По коленочкам ударим

Наши ручки поднимайтесь

Наши ручки закружились

Покружились, повертелись Выполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Мультимедий-ный проектор с музыкальным сопровождением

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 44) – Найдите в пословицах буквы С. Сколько их?

– Почему так говорят. ?

– В какой части слова стоят буквы С? Находят буквы, считают.

2. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46) – Какие слова спрятались в схемах?

– Прочитайте предложение. Объясните правописание буквы С – Оса, сани, насос, сосна.

– Заглавные буквы

из слогов и букв? (си, ы, с, ни, са, у, на, сы, о. н, ны, со) Составляют слова

в словах, когда обозначается один или много предметов?

– Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова – Нина! Осы! Осы!

– Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывают новые слова Наблюдают над изменением формы слова.

Осуществляют словообразование Наборное полотно, касса букв

5. Чтение стихот-ворения В. Берес-това (учебник с. 47)

Дифференцированное задание – Прочитайте стихотворение.

6. Дидактическая игра (учебник, с. 47) – Прочитайте слова.

– Продолжите перечисление Читают слова.

7. Работа с рисунками, со словарем

(учебник, с. 46) – Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова.

8. Разбор анаграмм

– Составьте новое слово, переставив буквы согласно цифрам Слушают объяснение учителя.

– Насос – сосна Осуществляют словообразование Кассы букв

VI. Рефлексивно-оценочный – Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации: групповая, коллективная.

1. Орг. момент

-Ребята вы любите сюрпризы? (да)

-Всех самых внимательных и старательных в конце урока ждет сюрприз.

2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

-Назовите, что вы услышали?

-Как это назвать, одним словом.

-Какие из этих звуков принадлежат человеку?

-Как мы называем такие звуки?

-На какие две группы делятся звуки речи?

-Какие звуки мы называем гласными? Назовите их.

-Что ещё вы знаете о гласных звуках?

-Какие звуки мы называем согласными? Что вы знаете о них?

-Догадайтесь, о каких звуках я говорю? При произношении этих звуков слышится только шум.

-А при произношении этих согласных слышится голос и шум.

-Посмотрите на доску. Назовите, кто изображен на картинках.

( Лиса, утка, гусь, медведь, баран, свинья.)

-Как их назвать, одним словом?

-Выберите животное, название которого начинается с гласного звука?

-Назовите животное, название которого начинается с мягкого согласного звука.

-Назовите животных, название которых начинается со звонких согласных звуков.

-На какие две группы можно разделить этих животных?

-Кто из них живет в деревне?

( Слайд 1 Деревня )

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

( Слайд №2 . Деревня + Кот Матроскин ).

- Сегодня нас к себе в гости пригласил Кот Матроскин.

Как вы думаете с какой буквой он нас познакомит?

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

- Охарактеризуйте первый звук.

-Докажите, что он согласный. Какую преграду встречает воздух при его произношении?

-Какой это звук по твердости и мягкости?

Работа над скороговоркой:

Киска крошка на окошке

Кашу кушала по крошке.

-О ком эта скороговорка?

-Какой первый звук в этом слове?

Упражнение в различении твердых и мягких согласных звуков:

Кино, конь, коровы, кукла, носки, укол, киоск.

-С помощью чего звуки обозначаются на письме?

-Какие бывают буквы?

Задание на внимание:

Работа в паре (взаимопроверка)

4. Физминутка:

5. Закрепление изученного материала.

-Как называются слоги первого столбика?

-Как называются слоги второго столбика?

Чтение слогов слов и предложений с.49.

Чтение слов жужжащим чтением.

Выборочное чтение односложных, двусложных, трехсложных слов.

Чтение слов, которые пишутся с большой буквы.

( Слайд №5 – Коса ).

-Из какого произведения иллюстрация?

-Кто автор этой сказки?

6.Физминутка №2.

7.Закрепление изученного материала.

-Ребята, кто из вас знает как молоко попадает на рынок и в магазин?

-Для чего его нужно пить?

(Слайд №6 . Кот Матроскин с коровой Муркой).

Вопросы к тексту :

Почему дядя Федор не смог умываться?

Во что превратилось молоко в умывальнике?

Какие продукты из молока вы еще знаете?

Подбор слов к звуковым схемам :

-Дядя Федор и кот Матроскин составили схемы слов. Определите кто из них допустил ошибки. ( слова для звукового анализа-кефир и корова).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлен конспект урока по чтению для детей с ТМНР. Тема урока "Звук и буква С" (знакомство). В уроке использованы игровые приемы.

Конспект открытого урока по чтению

2.Развитие и коррекция фонематического слуха, внимания, речи; расширение знаний об окружающей действительности;

3.Воспитание самостоятельности, мотивации к предмету.

-Ребята, здравствуйте, посмотрите какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с нашими гостями! Начинаем наш урок чтения.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться,

2)Повторение пройденного материала:

4)Изучение нового материала:

Солнце светит ясно –

Все у нас прекрасно!

Солнце спряталось за лес,

Месяц светит буквой С.

-Отлично, ребята, это буква С! Посмотрите, на что похожа эта буква? Эта буква похожа на месяц, который светит нам с неба ночью! (показывается картинка месяца, дети проводят по месяцу пальцем)

Слон стоит такой большой,

Он качает головой,

-Для того, чтобы лучше видеть и запоминать все буковки, нам обязательно нужно делать гимнастику для глаз!

*помогаем слонику добраться до дома (плакат для зрительной гимнастики);

*закрываем глазки (отдых).

6)Закрепление нового материала:

*пальчиковая гимнастика с помощью суджока;

*обводка буквы в тетради.

личностные: формирование ку льт у ры речевого общения, мотивации к учению;

коммуникативные: умение слу шать другого ученика, обмениваться мнениями,

познавательные: умение осуществлять отбор необходимой информации, работать со

регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку

Оборудование и технические средс тва об у чения: компьютер. Презентация «Маленький

Наглядные пособия: цветные карточки, сигнальные карточки, касс а букв.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник, конверты с заданиями, фишками - зв у ками.

Кто видел настоящую сову ? С этой замечательной птицей нас познакомят ребята,

Сова - ночная хищная птица. Глаза большие, неподвижные, зато шея очень подвижна.

Клюв крепкий, с острым изогнутым крючком на конце. Крылья широкие, когти длинные и

Слух у нее очень тонкий. Весной и летом совы час то кричат по ночам. Голоса их похожи

Птенцы вылу пляются п окрытые пу хом, но гл ухие и слепые. Совята примерно через

неделю открывают глаза и начинают слышать. Корм приносят им оба родителя. Сова

весьма полезна в сельском и лесном хозяйстве, поэтому она заслуживае т, чтобы ее

охраняли люди. Совы встречаются и у нас на Севе рном Кавказе.

также связано много интересных легенд и сказок. А челове ка, к оторый чувствует себя

бодрее вечером, чем утром, и который ложится слать поздней ночью, называют совой.

А к нам на урок прилетела вот такая мудрая сова, которая очень любит читать книги.

Решила мудрая сова вас проверить, чему мы н ауч ились.

Вышли буквы на прогулку. Узнайте, какая буква лишняя и почему ? На первой тропинке…

У вас на столе сигнальные карточки, которые нам помогу т пройти тест от м у дрой совы.

Найдите строчку, где записаны слоги только с мягким согласным.

Кто поднимал только жёлтую карточку , тот правильно ответил на все вопросы.

Сове очень нравится этот звук. А как вы думайте почему?

На уроке чтения мы ещё не работали с этим зву ком. Как у ю цель поставим перед собой?

(Узнать какой буквой обозначается этот зву к, и научиться читать с этой буквой)

Откройте учебник на странице 91. Посмотрите, какой важный гу сь. Скажите ребята,

подходит ли слово гусь к нашей зву ковой схеме? Как е го изменим? (Гу си)

Был один гусь, в единственном числе, а надо слово гуси, во множественном числе.

Прочитаем так, чтобы каждый зву к попал в свою к летку .

Составит при помощи фишек звуковую моде ль слова г у си …

Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгу р у ? (С ум ка)

А сколько в этом слове слогов. Определите, какой слог у дарный.

Работа в паре. Составить зву ков ую модель при помощи фишек.

Проверка.( Ребята, которые работали в паре дают характеристику каждому звуку. Ученик,

который составлял звуковую м одель слова г у си, называет в слове согласный мягкий зву к)

Дайте характеристику бу квам, которые убрали. (это гласные)

Уберите букву С, которой записан мягкий согла сный звук. Назовите слово, в котором есть

Уберите букву С, которой записан твёрдый соглас ный звук. Назови те слово, в котором

Уберите буквы, обозначающие парные по звонкости - глу хости звуки (буквы Г и К)

Читайте также: