Конспект бюджетно финансовая политика

Обновлено: 08.07.2024

1) Что представляет собой денежно-кредитная политика?

2) В каких видах может быть денежно-кредитная политика в период экономического спада

или экономического роста?

3) Какие основные инструменты использует денежно-кредитная политика?

4) Кто реализует в РФ денежно-кредитную политику?

5) На что направлены действия Банка России?

Задание 2. Сформулируйте и запишите понятие:

Инфляционное таргетирование - _________________________________________

Задание 3. Составьте перечень

Перечислите преимущества инфляционного таргетирования:

Пункт: Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику (стр.79)

Ответьте на вопросы:

1) Что такое ключевая ставка Банка России?

2) На что оказывает влияние ключевая ставка Банка России?

3) Какова основная цель денежно-кредитной политики Банка России?

4) Что означает устойчивость национальной валюты?

5) Что такое плавающий валютный курс?

6) Что может оказывать влияние на динамику валютного курса?

7) В чем преимущество плавающего валютного курса перед фиксированным курсом?

8) Что такое валютная интервенция?

Пункт: Инфляция: виды, причины, последствия (стр. 81)

Задание 1. Сформулируйте и запишите понятия:

1) Инфляция - ______________________________________

2) Причина появления инфляции - ________________________________________

Задание 2. Составьте сравнительную таблицу

Виды инфляции

Вид инфляции

Характеристика

Задание 3. Составьте перечень

Причины инфляции:

Негативные последствия инфляции:

Пункт: Бюджетная политика (стр. 83)

Задание 1. Сформулируйте и запишите понятия:

1) Бюджетная политика - ________________________

Задание 2. Составьте схему

Бюджетная система Российской Федерации

______________ __________ __________ _________

Задание 3. Составьте таблицу

Этапы бюджетного процесса

Этап бюджетного процесса

Характеристика

1) Составление бюджета

2) Рассмотрение и утверждение бюджета

3) Исполнение бюджета

4) Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит методики подготовки к ЕГЭ, работа по выделению проблемы, идеи авторского высказывания.

Урок экономики. 11 класс. 16.11.17

Тема: Бюджетно-финансовая политика

Цель и задачи урока: рассмотреть факторы, влияющие на формирование бюджетно-финансовой политики правительства; рассмотреть бюджет как основной финансовый план государства; определить роль налогов в формировании бюджетной политики; формировать навыки выполнения заданий ЕГЭ; развивать экономическое мышление.

Основные понятия: финансы, бюджет, бюджетная политика, налоги, налоговая политика.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся, постановка проблемы

Работа с тестами (входная диагностика).

Нарисуйте пирамиду, которая символизировала бы финансовые ресурсы страны, которые обеспечивают существование и развитие государства.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности(ролик)

Финансы - это денежные фонды, образующиеся в процессе воспроизведения. Экономические отношения, возникающие между государством, банками, субъектами хозяйственной деятельности, отдельными гражданами, между отраслями экономики, регионами и т.п. в связи с формированием и использованием денежных фондов, составляют финансовые отношения.

Формирование, распределение и использование в процессе общественного производства денежных фондов, необходимых для обеспечения функционирования экономики и ее развития, образуют финансовую систему общества.

Финансовая система имеет следующие составляющие: общегосударственные финансы, финансы органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и негосударственных внебюджетных фондов.

Главным звеном финансовой системы и важнейшим комплексом средств государственного регулирования экономики являются: государственный бюджета и внебюджетные фонды. Через них происходит перераспределение значительной части ВВП страны: в Японии и России - около 1/3, во Франции и Нидерландах - примерно 1/2, в Швеции - более 2/3.

IV. Изучение нового материала

Государственные финансы - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются в руках государства и используются для выполнения его (государства) социально-экономических функций. Государственные финансы, обеспечивающие формирование и использование государственных доходов, функционирующих на базе средств: государственного бюджета, государственного социального страхования (пенсионный фонд и фонд социального обеспечения), государственного кредита, внебюджетных фондов целевого назначения.

Финансы предприятий - это совокупность денежных ресурсов для осуществления процесса воспроизводства (то есть производства, обмена, распределения и потребления) в пределах того или иного предприятия.

Финансы населения - это денежные ресурсы, которые формируются у жителей страны с доходов, полученных от трудовой и хозяйственной деятельности или с наследства, и направляются на приумножения их собственности.

Центральное место в финансовой системе страны занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет - это система денежных отношений, возникающих между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.

Треть средств из бюджета тратится на социальную сферу. Часть этих денег уплачивается непосредственно гражданам. Это пенсии, право на которые люди получили, уплачивая взносы в течение всей трудовой жизни, а также трансфертные платежи или финансовая помощь той части населения, которая не может себя содержать (пенсии инвалидам, дотации малообеспеченным семьям и т.п.).

Вторая часть расходуется на содержание таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура, физическая культура. Частично эти отрасли существуют за счет частных источников финансирования, и такая практика будет распространяться с развитием рыночных отношений.

Значительными являются расходы на национальную оборону, содержание правоохранительных органов и органов власти. На эти цели правительство тратит около десятой части бюджета.

Доходы государственного бюджета формируются преимущественно за счет налогов, отчислений с граждан и предприятий (взносы в пенсионный фонд и отчисления с предприятий в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы), поступлений средств от госкомитета по материальным резервам и других доходов.

Работа с высказыванием

3.Налоги и налоговая политика (презентация)

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся(тесты)

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Определить и записать в тетради основные тенденции финансовой политики государств мира в условиях экономического кризиса.

Тест. 11 класс. Бюджет и бюджетная политика

1. Основным источником пополнения государственного бюджета являются

1) налоги с граждан и предприятий

2) прибыль от приватизации

3) доходы от деятельности государственных предприятий

4) штрафы с физических и юридических лиц

2. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)

3. К расходам государственного бюджета относится

1) прибыль государственных предприятий

2) проценты по государственным облигациям

3) взносы на социальное обеспечение

4. Какова одна из целей налоговой политики государства?

1) принуждение предпринимателей к повышению зарплаты работников

2) защита экономических интересов предприятий

3) обеспечение постоянного роста производства в стране

4) перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения

5. Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое экономическое явление как

6. Государственный бюджет фиксирует

1) прибыль и издержки общественного производства

2) доходы и расходы государства

3) размеры потребления на душу населения

4) объём денежной массы в обращении

7. Что относится к доходам государственного бюджета?

1) таможенные пошлины и сборы

2) содержание вооружённых сил

3) инвестиции в развитие государственных предприятий

4) выплаты военным пенсионерам

8. Какое из указанных мероприятий правительство страны может ввести для борьбы с угрозой дефолта, для того, чтобы избежать роста цен и усиления зависимости от внешних кредиторов?

1) увеличение социальных расходов, в первую очередь, зарплат бюджетникам и пенсий

2) рост заимствований на внешних рынках, проведение дополнительной эмиссии бумажных денег

3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата, социальной сферы

4) запрет фирмам самостоятельно продавать свою продукцию на внешнем рынке

9. Дефицит государственного бюджета может вынудить правительство страны пойти на

1) увеличение расходов на содержание государственного аппарата

2) отмену протекционистских тарифов и пошлин

3) сокращение расходов на социальные нужды

10. Как дефицит государственного бюджета влияет на экономику?

1) снижает мотивацию к труду

2) увеличивает государственный долг

3) уменьшает неравенство в доходах населения

4) приводит к введению льготного налогообложения.

11. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста.

Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффектов.

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, целевой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системы.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Банка России, контрольно-счетных органов.

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:

− органы представительной и исполнительной власти;

− финансовые и налоговые органы;

− органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

− главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

− государственные целевые внебюджетные фонды.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Центральный Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств − это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным и целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.




Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

− сводное финансовое планирование и прогнозирование;

− составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

− исполнение бюджета в течение бюджетного года;

− анализ и контроль исполнения бюджета.

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, целевой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системы.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Банка России, контрольно-счетных органов.

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:

− органы представительной и исполнительной власти;

− финансовые и налоговые органы;

− органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

− главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

− государственные целевые внебюджетные фонды.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Центральный Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств − это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным и целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

Читайте также: