Зимующие птицы конспект урока 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

141730, г. Лобня Московской области, ул. Павлика Морозова, дом 1б, телефон

Урок по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Комбинированный урок.

Подготовила:

учитель начальных классов

Красько Т. В.

-обобщить и расширить представления учащихся о зимующих птицах;

-уточнение и расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках данной темы; развивать произносительную сторону речи, мелкую моторику рук, навыки самоконтроля; -воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.

Образовательная : закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; развитие диалогической речи; упражнение в словообразовании сложных прилагательных; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционная: развитие мышления ; развитие зрительного восприятия ; развитие слухового восприятия в результате определения и различения голосов птиц; развитие памяти в ходе припоминания основных особенностей внешнего вида птиц, развитие внимания; развитие простых форм фонематического анализа слов, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, всех видов моторики, когнитивных процессов;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях. Воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: на доске - картина зимнего дерева; изображения зимующих птиц: снегиря, сороки, синицы, галки, воробья, голубя, дятла, вороны; записи голосов зимующих птиц; цветной песок, клей, кисточки.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, шаблоны с изображением снегиря для аппликации.

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

Оргмомент в стихах.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости и поведения на уроке. Учитель начинает предложение, а дети заканчивают.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и… внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не… перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши… перебивать.

Если хочешь отвечать-

Надо… руку поднимать.

2) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

А сейчас Сережа прочитает вам стихотворение, а вы, ребята, послушаете внимательно и скажете, про кого же в нем говорится!

Зимние гости

Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

— Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц!

Снегири, за ними следом

К нам спешите под окно!

Мы накормим вас обедом —

Есть и просо и пшено.

Галку, черную как сажа,

Мы не будем прогонять.

— Только, чур, не воровать.

Собирайтесь у кормушки,

Все пернатые друзья!

Про кого стихотворение?

Правильно, про птиц.

А сейчас, посмотрите на доску. У нас растет чудо-дерево. К нам тоже прилетят птицы, но какие птицы, вы сами сейчас отгадаете.

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

Реагирует на свист,

Он боится хищных птиц.

Символом свободы стал…

Птицу эту кто узнал.

Послушайте, как звучит голос голубя. Включается аудиоплеер на компьютере с голосами птиц.

Никита, найди на столе голубя и посади на наше дерево.

Со спины черным-черна.

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрекот-крик. ( СОРОКА)

Послушайте, как звучит голос сороки. Включается аудиоплеер на компьютере с голосами птиц.

Саша, найди на столе сороку и посади на наше дерево.

На ворону похожи,

Дружат с людьми –

Кто они? (галка )

Послушайте, как звучит голос галки. Включается аудиоплеер на компьютере с голосами птиц. Аня, найди на столе галку и посади на наше дерево.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это . СНЕГИРИ.

Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет

И чирикает она Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит . ВОРОБЕЙ

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый . ДЯТЕЛ.

Эта птица всем знакома - Это маленькие ножки.

Важно ходит возле дома Их хозяйка любит крошки.

Кар-Кар-Кар вдруг закричит, Яркая, как солнышко,

И спокойно улетит. С желто-синим перышком.

Очень хитрая персона, Вам подсказка: это птичка.

А зовут её (Ворона) А зовут ее. .( синичка)

После каждой загадки включается звукозапись с голосом птицы и каждый ребенок поочередно отыскивает изображение загаданной птицы и вывешивает его на дереве.

Молодцы, ребята, всех птиц отгадали.

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п.

Посмотрите на наше дерево.

А у наших у ворот

А на ветках птицы

Голубь и галка, Воробей, сорока,

Ворона и дятел, Снегирь и синица

Зимуют у нас эти Чудные птицы

Динамическая пауза. Упражнения для глаз на тренажере Базарного.

Ребята, у вас на столах лежат листы с заданиями. В мире птиц. Посмотрите на птиц, прочитайте названия и отметьте тех птиц, которых вы видели в природе, на улице, около дома. Дети выполняют задание. Потом учитель опрашивает каждого ребенка.

Каких птиц ты отметил? Прочитай названия. Какая птица большая, какая маленькая. Какая птица черного цвета? И т. д. Ответы детей должны быть не односложными, а полными. Развернутым предложением.

4) Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

А теперь поиграем.

Дети запоминают птиц, которые сидят на дереве, потом закрывают глаза. В это время педагог убирает одну птицу. Ребятам надо назвать, какая птица улетела. Игра проводится 3-4 раза. Ведущими могут быть дети поочередно.

Физкультурная минутка про птиц.

Вышли уточки на луг,

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Практическая работа.

Аппликация из песка. Делаем снегиря. У каждого ребенка есть заранее приготовленный шаблон птицы. Дети сначала намазывают клеем определенную часть птички, потом посыпают эту часть цветным песком ( как будто крошат крошки или солят). Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5) Подведение итогов.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Молодцы. Посмотрите, какие красногрудые снегири к нам прилетели. Пусть наши работы теперь сохнут, а вы мне скажите, что сложного было на уроке. Что легко вам было делать.

А Анечка расскажет нам стихотворение. Послушайте, пожалуйста.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Выставление оценок за работу на уроке.

Методическая литература:

Живой мир. (VIII вид). 2 класс. Учебник для спец.(коррекц.) школ. VIII вид И. М. Бгажнокова

Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида: 2 класс I Аркти Автор Кремнева С.Н.,Худенко Е.Д.

Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2002г.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.

Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.

Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

Самоанализ урока.

Учитель: Красько Т. В.

Урок по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Комбинированный урок.

-обобщить и расширить представления учащихся о зимующих птицах;

-уточнение и расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках данной темы;

- развивать произносительную сторону речи, мелкую моторику рук, навыки самоконтроля;

-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.

Образовательная : закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; развитие диалогической речи; упражнение в словообразовании сложных прилагательных; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционная: развитие мышления ; развитие зрительного восприятия ; развитие слухового восприятия в результате определения и различения голосов птиц; развитие памяти в ходе припоминания основных особенностей внешнего вида птиц, развитие внимания; развитие простых форм фонематического анализа слов, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, всех видов моторики, когнитивных процессов;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях. Воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: на доске - картина зимнего дерева; изображения зимующих птиц: снегиря, сороки, синицы, галки, воробья, голубя, дятла, вороны; записи голосов зимующих птиц; цветной песок, клей, кисточки.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, шаблоны с изображением снегиря для аппликации.

Тип урока : комбинированный урок.

Это по типу урок закрепления знаний, он включал в себя 5 этапов: организационный момент, введение в тему, знакомство с новым материалом, закрепление пройденного материала, итог урока. Основными этапами были закрепление пройденного материала и знакомство с новым материалом.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения :

воспитывающая и развивающая направленность обучения,

научность и доступность,

систематичность и последовательность,

связь обучения с жизнью,

принцип коррекции в обучении,

сознательность и активность учащихся,

индивидуальный и дифференцированный подходы,

прочность знаний, умений и навыков.

Чтобы решить цель урока, я подобрала следующее содержание: вопросы, загадки, стихотворения, наглядные средства, показ.

Материал урока оказался легким, интересным, познавательным, доступным для учащихся.

На уроке я использовала следующие методы обучения : беседа, упражнение, наблюдение, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Задания были ориентированы на развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, зрения, моторики, координации движений.

Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что ученики применяли практический метод выполнения задания.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести урок, ученики активно и с интересом включались в работу. Меня порадовали их успехи.

2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3. Развивать интерес к наблюдению за птицами.

4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Предварительная работа:

1.Рассматривание картин с изображением зимующих птиц.

2.Наблюдение за птицами в природе на прогулке.

3.Чтение стихов о птицах, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование:

3.Баночки с кормом для птиц.

4.Кормушки изготовленные детьми с родителями.

ВложениеРазмер
konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx 21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное

Конспект занятия в

Келлер Юлия Леонидовна

1. Актуализировать словарь детей по теме.

2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3. Развивать интерес к наблюдению за птицами.

4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

1.Рассматривание картин с изображением зимующих птиц.

2.Наблюдение за птицами в природе на прогулке.

3.Чтение стихов о птицах, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование :

3.Баночки с кормом для птиц.

4.Кормушки изготовленные детьми с родителями.

-Ребята, какое сейчас время года? (зима)Как вы это узнали? (холодно,

снег, лед на реках, мороз, метели) Правильно, ребята, молодцы, вы

все правильно сказали. Сейчас у нас зима в воздухе медленно

кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в окно. Какое чудо! Посмотрите, какая она красивая, как блестит на свету! (слайд 2) Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами,

которые на зиму не улетают в тёплые края, их называют

зимующими и расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите

из стихотворения слова связанные со снегом. Будьте внимательны!

Проплясали по снегам

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (зима) Правильно зима, а теперь назовите мне слова из стихотворения связанные со снегом?

(снега, снежные, снеговик, заснеженная, снежки, снегурки).

-Молодцы, все слова запомнили, а теперь давайте еще раз вспомним признаки Зимы? (холод, мороз, снег, лед)

-Ребята, а о какой птице упомянуто в стихотворении? (снегирь)

-Правильно, снегирь. Ребята, а вы знаете, что снегирь, птица кочующая,

но зимует она у нас. (Слайд 3)

-Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас? (зимующие)

II. Знакомство с зимующими птицами.

- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась у нас на дереве. (Слайд4 )

Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

-А теперь послушайте и отгадайте загадки про зимующих птиц:

Серый, маленький,
смешной
Скачет рядышком
со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше
кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший …
( Воробей ) (Слайд5)

-Молодцы, а теперь послушайте стихотворение про зимующих птиц

-Кто из вас запомнил о каких птицах шла речь в этом стихотворении? Давайте еще раз посмотрим какие это птицы (слайд12)

-Каких из этих птиц мы можем увидеть у нас в городе? (синица, снегирь)

-Отгадайте следующую загадку:

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её .
( Cорока ) (слайд13)

- Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона) (слайд14)

-Ребята, а теперь посмотри на следующую картинку и скажите кто на ней изображен? (сорока и ворона) (слайд15)

-Есть ли сходства между этими птицами? Какое? Чем они отличаются?

- Эти птицы отличаются и размерами, и расцветкой, и повадками. Ворона раза в два больше сороки. Она имеет чёрно-серое оперение, в отличие от сороки, у которой - черно-белое. Ворона каркает, а сорока издаёт стрекочущие звуки. Эти отличия прежде всего бросаются в глаза.

-Внимательно слушаем следующую загадку:

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (голубь) (слайд16)

-Вот видите ребята как много птиц у нас зимует, какие они все разные и красивые. А легко ли им зимой найти себе пищу? (нет) Почему? (морозы, снег)

-(слайд17) чтение стихотворения про воробья. О ком это стихотворение? Почему автор пишет, что воробей чуть живой? (мороз, холодно, нечего есть)

-Как вы думаете, что такое подвода с поклажей? Это ребята корм, который мы предлагаем птицам зимой. Почему воробей дрожит над зернышком каждым? Правильно, потому что зимой нет пищи, точнее ее очень мало и воробей боится потерять то что он нашел или что ему дал человек. Легко ли ребята птицам зимой?

- Правильно, очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить

корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую

погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы

в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны

помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

-А чем мы можем помочь птицам? (покормить)

-А что нам нужно для это сделать? (Кормушку) (слайд18, 19,20,21)

-Мы с вами тоже не остались равнодушными и повесили кормушки

которые вы сделали с вашими родителями. (слайд22)

-А кто из вас знает какой корм нужен птицам? Правильно это семена, хлебные крошки и кусочки несоленого сала. (слайд23).

III. Итог занятия:

- О каких птицах мы говорили?

- Почему их так называем?

-Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Какой корм нужно класть в кормушку?

Молодцы ребята, все очень хорошо работали на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения у.


Слайды к конспекту занятия: "Зимующие птицы"

Конспект разработан для детей раннего возраста. Малыши мыслят предметно, поэтому слайды с картинками им помогают освоить материал занятия.


Конспект занятия "Зимующие птицы"

Интерактивное занятие для детей 6-7 лет "Зимующие птици".


конспект занятия "Зима пришла!"

Занятие для учащихся 1 класса на углубление и закрепление знаний о зиме. Об изменениях в природе и жизни растений и животных в это время года.


Конспект занятия: "Зима.Зимние забавы".

Программные задачи.Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, учить составлять предложения, сюжетный рассказ по картине, подбирать однокоренные сл.


Конспект занятия "Зима.Безопасность"

Данный конспект содержит материал по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма для детей подготовительной группы. Занятие содержит информацию о правилах поведения пешеходов зимой,о пон.


Конспект занятия "Зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и закрепить представления о зимующих птицах.

закрепить и уточнить названия зимующих птиц, их характерные внешние признаки, места обитания, питание; обогащать словарь по данной теме;

корригировать мышление, зрительное восприятие, внимание на основе выполнения заданий на закрепление;

воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: ноутбук, проектор, флешка с презентацией, раздаточный материал с заданиями, карточки с названиями птиц, кормушка, карточки с вороной и снегирями.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

Давайте улыбнёмся гостям и начнём урок. Садитесь!

(на доске рисунок)

- Ребята, посмотрите, что изображено на рисунке?

- Кого вы видите на картине? (птиц)

- По каким признакам вы это определили? (У птицы есть 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост, голова, туловище.)

- А среди них каких птиц вы уже знаете? (Снегирь, синица…, сорока, ворона, воробей…)

- Каким словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

(О зимующих птицах)

- Правильно. Прочитайте тему нашего урока.

IV. Актуализация знаний.

- Каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны - остаются зимовать)

- Что мы с вами знаем о синице?

(Синица – маленькая птица с жёлтой грудкой.)

- А что мы знаем о снегире?

( Снегирь получил название, потому что прилетает к нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами. )

карточки с названиями птиц развешиваем на доске.

- Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать.

- Эта птица всем знакома-

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут её (ворона).

- Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет всё до срока

-Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Пролетит любой маршрут. (голубь)

- Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (дятел)

- Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (сова)

-Что это за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Физминутка для глаз

(Ребята водят глазами за птицей.)

Работа с учебником, стр.60-61

Задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас. (устно)

Задание 2. Подумай и ответь на следующие вопросы полным ответом: (устно)

- Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?

- Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?

- Что страшнее для птицы: голод или холод?

Раскрашивание рисунков (обведение по точкам снегиря)-

Мизенкова Юлия, Галимзянов Камиль, Якшенбетова Азалия,

Физминутка

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

(Плавные покачивания поднятыми руками.)

Локти согнули,

Кисти встряхнули.

(Встряхивание кистей рук перед собой)

в стороны руки,

Плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

(Движения руками.)

-Что за стол среди берёз,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом. (кормушка)

- Для чего нужны кормушки?

- Чем питаются птицы?

- Чем птицы хватают корм?

- Зачем ещё птице нужен клюв?

(Клювом птица хватает добычу, защищается от врагов, долбит кору, роет землю или прощупывает землю, чистит пёрышки, строит гнёзда. У птицы 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост. Птица высиживает яйца, из которых потом появляются птенцы.)

- Что можно положить в кормушку?

(зерно, хлебные крошки, сало, крупы)- показ на подносе

- Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они ищут себе корм. Прилетают к нашим жилищам. Мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

- Машина, воробей, дерево, дом, синица, ворона, голубь, кровать, муха, ручка, стрекоза, медведь, дятел.

- Правильно, ребята? Молодцы!

Артём, Дина, Диана, Аркадий

(Подобрать слова- действия к слову птица)- работа с карточками )

Трещит, чирикает, читает, воркует, разговаривает, прыгает, рисует, летает.

закрыть птиц фишками- (работа в паре) - Юлия, Азалия

- Какая птица лишняя в каждом ряду?

- Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

- Как называют птиц, которые не улетают на юг?

- Почему их так называют?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

- Какая птица вам очень понравилась? Почему?

- Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

- Ребята, у вас на парте лежат карточки с изображением птиц. Если вам урок очень понравился и вы узнали много нового о зимующих птицах, то возьмите снегиря и поставьте на кормушку, если урок не понравился, то возьмите ворону и поставьте на кормушку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок для детей вкоррекционной школы. Очень поможет учителю в проведении такого урока.

Заместитель директора по УВР Директор ГБС(К)ОУ ОШИ № 1 VIII вида ________ Даценко Г.Б. _______ Кондакова Е.И.

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: “Зимующие птицы”

Подготовила и провела:

учитель 2-А класса Бриченко И.В.

г. Севастополь 2017

Открытый интегрированный урок .

Цель урока: обобщить, уточнить и расширить представления о зимующих птицах.

1.Образовательные- способствовать развитию познавательной и речевой активности в процессе непосредственно образовательной деятельности учащихся, упражнять в составлении описательного рассказа о зиме.

2. Коррекционно-развивающие- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, обобщить, уточнить и расширить представление о зиме, развивать и корригировать память, внимание, наблюдательность. Продолжить развивать координацию речи с движением, плавный длительный выдох, закрепить представления о геометрических фигурах. Совершенствовать навыки наклеивания. Развивать мелкую моторику.

3.Воспитательные- прививать усидчивость ,дисциплинированность, воспитывать чувство дружбы.

Оборудование: волшебная снежинка, д/у ( стаканы с пенопластом), сюжетная картина ,волшебный мешочек с предметами о зиме, ватные диски для аппликации: ,листы бумаги, клей, влажные салфетки по количеству детей, игрушка снеговик, музыкальная физминутка (колонка).

Организационный момент.

1.Психогимнастика.

плюх-плюх-плюх!(пошлепать себя по щечкам)

чмок-чмок-чмок! ( почмокать губами )

Щелк-щелк-щелк ( пощелкать зубами )

Здравствуй, носик!(потрогать кончик носа)

Здравствуйте, дети!(кивнуть головой)

Давайте поздороваемся с гостями.

Здравствуйте гости. Гости пришли посмотреть на вас, как вы занимаетесь, чему вы научились.

2.Ребята, какой сейчас урок? Какой по счету урок?

Какое сейчас время года?

3. А что бывает, зимой?

( работа с мнемотаблицей).

Марк, что зимой бывает? Катя расскажи , а как одеваются дети зимой?

Султание, а какого цвета елки зимой? А какой праздник мы встречаем

4. Марк, а без чего зимы не бывает? (без снега)

“Зимы не бывает без снега!”

Ребята, скажите, а что делает снег?

( работа со второй мнемотаблицей)

Что делает снег? (падает)

Артем ,что делает снег? (кружится)

Ребята, а сегодня на уроке

Я вас приглашаю в путешествие

Где будут необычные звуки,

Все то, что бывает так редко на свете!

5.Закройте глаза.(включаю аудиозапись)

Что вы слышите? Чьи это голоса? (правильно это голоса птиц)

А о каких птицах мы с вами будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадки.

Тема нашего урока - зимующие птицы.

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеницу

Кто узнал ее… (синица) (слайд №1)

Найдите у себя синицу и положите на парту

Любит ягоды клевать,

С первым снегом на рябине,

Он появится опять…( снегирь) (слайд №2)

Ребята, найдите у себя снегиря и положите рядом с синицей.

Давайте посчитаем, сколько у вас птиц?

6. К нам прилетели птицы, давайте посмотрим на них.

Зрительная гимнастика.

А зовут ее… (сорока). ( слайд №3)

Найдите у себя на парте сороку, положите рядом возле снегиря.

Давайте посчитаем, сколько у вас птиц?

Чик-чирик, да чик-чирик,

Раздается бойкий крик,

Нет на свете веселей,

Эта птичка … (воробей). ( слайд № 4)

Найдите воробья и положите рядом с сорокой, посчитайте, сколько птиц у нас стало?

Все деревья с интересом
Изучает доктор леса,

Если дерево ест жук,

Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! . ( дятел). ( слайд № 5)

Правильно, дятел. Положите дятла рядом с воробьем.

Сколько всего птиц ?

А дятел нам хочет что-то сказать…

Сделаем вот так-дерево, это- клюв дятла.

7. Координация речи с движением: “Дятел”.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,-

Все равно он будет мой…

( раскрытая ладонь - это дерево, указательный палец другой руки -клюв дятла).

8.Ребята, как можно назвать одним словом этих птиц? ( зимующие птицы).

Зимующие птицы- это те, которые с нами все время. Зимой и летом, которые не улетают в теплые края.

Решаем задачу про птиц.

_ Посмотрите- на елку прилетели птицы.

Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на елке.

9. Строение птиц.

Давайте рассмотрим этих птиц. ( слайд № 6)

У всех птиц есть туловище овальной формы, есть голова овальной формы, глаза, клюв, хвост и крылья, c помощью крыльев птицы летают, 2 лапы.

Тело покрыто перьями.

10. Игровое упражнение: “Кто какой голос подает?”

Синица что делает? ( тинькает, щебечет).

Снегирь что делает? ( посвистывает).

Сорока что делает? (трещит, стрекочет).

Воробей что делает? (чирикает).

Дятел что делает? ( стучит, трещит).

11.Физкультминутка.

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся.

И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал.

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Мы все спрячемся сейчас!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Как красивы они!

В лесу красота и покой

А нам пора на урок.

12. Игра : Игра: “Что изменилось”.

Ребята, а сейчас птицы с вами поиграют. Будьте внимательны! Наступила ночь! День! Что изменилось? Какой птицы не стало? Какая птица улетела?

13. Игра: “Подели птиц на слоги”.

Ребята, давайте поделим слова на слоги. Приготовили ладошки. Я буду называть птиц, а вы – будете делить на слоги.

14. Дыхательная гимнастика.

Зимой птицам очень-очень холодно, потому что на улице мороз и дует холодный ветер.

Давайте согреем птиц. Ты какую птицу отогрел?

15. Игра: “Собери птицу”.

Ветер в лесу был такой сильный, что все мои картинки разлетелись и перепутались. Помогите мне собрать картинки.

Катя, какая птица у тебя получилась?

16. Д/и: “Бинокль”. ( плакат “ Дерево с птицами”).

Наши птицы так обрадовались, что вы их собрали, что уселись все на лесной поляне. Где сидит…. на….?

16. Д/и: “ Птичья столовая”.

Птицам зимой в лесу не только холодно, но и голодно.

Ребята, как мы можем помочь птицам зимой?

- покормить птиц зернами;

- покормить птиц хлебными крошками;

Давайте угостим птиц. ( выберите только то, что любит каждая птица).

17. Аппликация птиц из салфеток .

Ребята , давайте с вами сделаем птиц, которые прилетят на нашу кормушку.

Давайте подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

Да еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Возьмите шарики из салфеток и приклейте их.

Какие красивые птицы у вас получились.

Катя, у тебя какая птица получилась?

Руслан, у тебя какая птица получилась?

Назовите, какие это птицы? Как их можно одним словом назвать?

Давайте повесим птиц на нашу кормушку.

На этом наш урок подошел к концу.

Давайте послушаем, что говорит нам снеговик:

Лесовичок я непростой.

Прихожу я к вам зимой.

С ней мы давние друзья

Наблюдал за вами я.

Много знаете вы, друзья,

Благодарю вас за это я.

Ухожу я от вас друзья. ( дает угощение).

Ребята, о каких мы птицах говорили с вами на уроке? Что вам понравилось на уроке?

Самоанализ урока развития речи.

Учитель: Бриченко И.В.

Урок развития речи проводился во 2-А классе.

Тема урока: “ Зимующие птицы”.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Данный урок является 3.

1.Образовательные- способствовать развитию познавательной и речевой активности в процессе непосредственно образовательной деятельности учащихся, упражнять в составлении описательного рассказа о зиме.

2. Коррекционно-развивающие- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, обобщить, уточнить и расширить представление о зиме, развивать и корригировать память, внимание, наблюдательность. Продолжить развивать координацию речи с движением, плавный длительный выдох, закрепить представления о геометрических фигурах. Совершенствовать навыки наклеивания. Развивать мелкую моторику.

3.Воспитательные- прививать усидчивость ,дисциплинированность, воспитывать чувство дружбы.

При выборе форм и методов работы, я учитывала состав класса. В классе обучается 9 человек. К каждому обучающемуся требуется индивидуальный подход.

Структура урока была составлена в соответствии с типом урока и его задач.

Основным этапом является этап закрепления материала.

На уроке была задействована взаимосвязь образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач. Использованы методы для поддержки познавательной активности обучающихся.

Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся. Уделено большое внимание речевой культуре. На уроке осуществлялся индивидуальный подход к каждому ученику.

Реализованы на уроке межпредметные связи: математика, технология. При подготовке к уроку я использовала свой раздаточный и демонстрационный материал, но мой урок авторский.

Задания носили дифференцированный характер, учитывая психофизические особенности детей.

Весь класс был вовлечен в урок.

Для выполнения поставленных задач я использовала такие методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, творческие, практические.

Выбранные формы и методы способствовали созданию на уроке положительной психологической обстановки. На своем уроке я использовала музыку.

Я урокам удовлетворена, так как урок на мой взгляд достиг цели. Но были такие недостатки:

- невнимательность учащихся;

- наблюдались затруднения при произношении предложений учениками, имеющими речевые нарушения;

- недисциплинированность;

Буду принимать меры по устранению недостатков.

Подводился итог урока, используя метод успешности выполнения заданий.

Обучающиеся успешно справились с заданиями тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности.

- Почему вы хлопали, когда слышали, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края” и “зимуют с нами”? ( Ответы детей)
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о птицах, зимующих не только в нашей местности, но и по всей Чувашии. Этих птиц в нашем районе мы можем и не встретить. В Чувашии в зимнее время зафиксировано более 50 видов, но чаще всего встречаются около 30. Давайте, мы с вами посмотрим некоторых из них и проверим свои наблюдения: может быть, эти пернатые заглядывали и в наши края. Итак, мы повесили кормушки, положили туда корм и давайте посмотрим, какие гости к нам могут прилететь…
II. Показ презентации.
2слайд
Синица


Воробей


Выступление учащегося:
Частым гостем наших кормушек бывают весёлые воробьи. Прилетают на зиму ближе к жилищу человека. Они создают свои гнезда под крышами домов, в заброшенных зданиях, в трещинах жилых домов и даже в пустых скворечниках. Зимой они кормятся отходами на городских свалках, остатками пищи, брошенными на улице или у магазинов, греются под крышами домов или на теплотрассах. Если найдёт где-нибудь что-то съедобное, то сразу и других воробьев зовёт.
Дополнение учителя: Стоит отметить, что эти птицы на зиму строят свои гнезда за очень короткий срок, поэтому они получаются неряшливыми и не имеют правильной формы. Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей — птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка.

3 слайд
Сорока


Выступление учащегося: Сороки относятся к тем птицам, которые остаются и не покидают родные места, то есть там же проводят зиму, где были. Это всем известные и довольно популярные птицы, которых все видели. Сорока известна своим черно-белым оперением. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться. Нередко селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами, а также некоторой животной едой, даже небольшими млекопитающими типа грызунов небольших размеров.
Дополнение учителя: Сороки держатся сообща, совместно и пропитание проще добыть. Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду. Одна отвлекает, другая ворует.

Серая ворона


Выступление учащегося: Ворона - всеядная птица. Туловище у серой вороны пепельно серое, а голова, крылышки, хвост, клюв, ноги, передняя часть горла - сине-черного цвета. Всякого рода пищевые отходы — привычная и излюбленная пища вороны, поэтому большое скопление этих птиц часто наблюдается на городских свалках. В отсутствии животной пищи ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.
Дополнение учителя: Понаблюдав за этими птицами, ученые выяснили, что весной и осенью вороны совершают регулярные перелеты. Осенью они улетают в более южные края, а весной возвращаются. Так, к примеру, вороны из Подмосковья улетают под Харьков или Киев, а в Подмосковье селятся архангельские вороны. Поэтому, вороны, которые встречаются зимой у нас, совсем не те, которые изначально построили здесь свои гнездышки и вывели птенцов, а те, которые прилетели из мест с более суровыми морозами. Однако перелеты совершают только молодые вороны. Старые на весну улетают подальше от человеческого жилья, а зимой вновь возвращаются и примыкают к стаям пришлых молодых ворон и галок.
В сильные морозы, можно наблюдать их огромные стаи, которые перелетают с места на место.

4 слайд
Голубь


Выступление учащегося: Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места, где они могут прятаться от холода, но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания.

Галка


Выступление учащегося: Ноги у птицы черные, клюв темный. Но самое удивительное у галки – это глаза. Зрачок черного цвета в окружении бледно голубой радужной оболочки выглядит очень красиво и создает ощущение выразительности. Встречаются птицы с зелеными глазами. В осенний и зимний периоды галки питаются семенами и ягодами. А вот свалка или мусорный бак для галок – это настоящее пиршество. Ведь именно там находится изобилие самого разнообразного питания. Можно всегда вкусно и сытно поесть.
Дополнение учителя: Если охарактеризовать какая галка птица, то она крикливая, шустрая, общительная и умная. Среди других пернатых их лучшие друзья грачи. Их дружба является очень трогательной. Они с нетерпением ждут прилета грачей с зимовки, чтобы общаться и совместно искать пропитание на скотных дворах, проталинах, дорогах, полях и огородах.

5 слайд
Снегирь





Большой пестрый дятел


Выступление учащегося: Самый распространенный в европейских лесах – это большой пестрый дятел. Клюв у этих птичек толстый, длинный и крепкий. Они способны выдалбливать дупло в любом дереве, хотя чаще выбирают для этих целей стволы больные. Хорошо лазить по стволам деревьев дятлам помогают короткие ноги с цепкими пальцами и крепкий хвост. Эта лесная птица встречается везде, где есть деревья и предпочитает одиночество. Но могут жить и рядом с человеком, например, в городских парках и скверах. Он редко улетает далеко от места проживания. Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Не изменяется образ жизни этой птицы даже зимой. Зимой дятел питается, в основном, семенами сосны и ели, плодами растений. Он искусно вынимает клювом семена из шишек и даже используют для этого постоянные станки - развилки веток. Также зимой он отлично находит жуков - короедов и жуков - древоточцев, которые в спячку прячутся под кору деревьев и выдалбливает их.

11слайд
Зелёный дятел


Дополнение учителя: В зимнее время, когда земля покрывается снегом, а муравьи прячутся под землю, дятлы прорывают глубокие норы в сугробах в поисках пищи. В этот период они также ищут уснувших насекомых в расщелинах коры деревьев и разных укромных местах. Кроме животной пищи, зелёные дятлы питаются ягодами рябины обыкновенной.

12 - 13 слайды
Чечётка


14 - 15 - 16 слайды
Поползень


17 - 18 слайды
Клёст


19 - 20 слайды
Сойка


Выступление учащегося: По своим размерам сойка похожа на галку.
На голове у сойки есть широкой хохолок. Перья над хвостом белые, клюв, крылья, хвост — черные. Цвет оперенья ржаво-коричневый, а перья на плечах ярко-голубые с узенькими черными полосками. Смотрится птица в своем наряде очень ярко и красиво. Однако, разглядеть ее не так-то просто, ведь сойки очень пугливые птицы.
Зимой, когда снежный покров препятствует добыче корма, эти птицы выбираются из леса на более открытые участки и появляются возле жилища людей. Питаются семенами и ягодами. Сойка – очень сообразительная птица. Она делает запасы: собирает и прячет желуди. Птица может запасти до 4 кг желудей. Запасы соек часто находят другие птицы, вездесущие белки и съедают их.
Дополнение учителя: Птицы данного вида умеют подражать пению других птиц и человеческому голосу. В зимнюю бурю или метель, птицы забиваются под еловые ветки и там пережидают непогоду.

21 - 22 слайды
Свиристель


Выступление учащегося: Есть у наших обычных воробьев ближайший родственник – птица свиристель. Название свое они получили от звуков, которые издают при пении: сви-ри-ри. Но природа дала свиристелям красивый наряд: торчащий розовый хохолок на голове и своеобразная окраска: основной цвет туловища нежного розового цвета с серыми оттенками, а вот крылья разноцветно-расписные, с черными, желто-оранжевыми и белыми полосками. На кончике хвоста также полоски. Зимой основная их пища – это ягоды. Свиристели кормятся в рябинниках, любят ягоды калины, шиповника, брусники, да и вообще любых ягодных кустарников.
Дополнение учителя: Едят свиристели много, набивают желудки плотно. Но большинство из этих ягод не переваривается, поэтому зимой место, где пировали хохлатые красавцы, узнать легко. Под голым деревом снег бывает весь усыпан яркими пятнами полупереваренных ягод с семенами и расклеванной кожурой. В природе это имеет большое значение: упавшие семена затем прорастают в новое растение. Люди строят для них в парках и в лесу кормушки и подкармливают этих красивых и ярких птиц, радующих взгляд. Несмотря на осторожность и скрытность, к кормушкам свиристели прилетают охотно.
III. Закрепление.
Учитель. Ребята,ответьте на вопросы:
1. О каких птицах мы сегодня говорили? Что нового узнали?
2. Чем же полезны птицы?
Возможные ответы детей:
1. Все птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят зелёные насаждения.
2. Птицы уничтожают личинки и яйца насекомых.
3. Птицы являются санитарами, так как поедают насекомых – разносчиков разных болезней.
4. Птицы радуют нас своим пением и красотой.
5. Птицы разносят семена деревьев, из которых вырастают новые растения.
6. Птицу можно назвать лесником, бережно ухаживающим за лесом.
3. Почему именно зимой птицам наша помощь необходима?
Возможные ответы детей:
1. Зимой всюду лежит снег, холодно и мало пищи, и от голода птицы погибают.
2. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.
4. Как мы можем помочь птицам?
Возможные ответы детей:
3. Зимой холодно и мало пищи, поэтому люди должны для птиц устраивать птичьи столовые.
4. Нужно повсюду развешивать кормушки.
5. Следить за тем, чтобы в кормушках всегда был корм.

5. Какой корм мы можем положить в кормушки?
Возможные ответы детей:
Кусочки сала для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Белый хлеб, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Птицы охотно поедают овсянку "Геркулес" и пшено, сухофрукты и орехи. Птицы любят клевать ягоды рябины, семена берёзы, сосны, ели, лиственницы.

V.Итог.
Учитель. А теперь посмотрите за окно –видите, сколько птичек ждут обеда?! Я заранее приготовила корм, который разложила в мешочки. Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!

Читайте также: