Математика вокруг нас конспект внеурочного занятия 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Описание: Занятие разработано для кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса. Конспект может использоваться учителями математики как на уроках, так и во внеурочной деятельности, может быть интересен учащимся, которые интересуются математикой, хотят расширить и углубить знания по этому предмету.
Цель: в яркой увлекательной форме вызвать интерес к предмету, расширить кругозор.
Автор работы: Медведева Татьяна Петровна, учитель математики МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области х. Хвощеватое
Данное занятие проводилось на математическом кружке, и было нацелено на решение следующих задач:
развивать интеллектуальные способности учащихся через задачи логического характера;
учить мыслить последовательно, доказательно;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, памяти, произвольного внимания, воображения;
прививать интерес к математике.

1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня будем решать задачи, которые потребуют от вас смекалки, сообразительности, находчивости. Ваше активное участие – гарантия того, что наше занятие будет интересным и познавательным. Я искренне желаю вам удачи и новых открытий.

2. Разминка: кросс – опрос (на обдумывание 0 сек).
Первое натуральное число? (1)
Сколько всего цифр? (10)
Сколько лет было десятилетнему человеку три года назад? (7 лет)
Может ли при делении получиться нуль? (может, при делении нуля)
Три дня и три ночи Иван – царевич скакал на своём лихом коне. Сколько это суток? (3)
Какие два числа и при умножении и при сложении дают одинаковый результат? (2 и 2)
Что больше: 1 метр или 10 дм? (=)

3. Разные задачи: арифметическая смесь.
Пете и Вите купили по коробке конфет. В каждой коробке по 15 конфет. Петя из своей коробки съел несколько конфет, а Витя из своей коробки съел столько конфет, сколько осталось в коробке у Пети. Сколько конфет осталось у мальчиков вместе? (15 конфет)

Рыба весит 6 кг плюс половина её веса. Сколько весит рыба? (6 кг – вторая половина, значит, рыба весит 12 кг)

Саше 12 лет. У Саши есть два младших брата. Сколько лет каждому из них, если один старше другого в 2 раза и вместе им столько же лет, сколько и Саше? (4 года и 8 лет)

В первой клетке сидят 10 цыплят, а во второй – 5 крольчат. Где больше глаз и во сколько раз? Где больше лап и на сколько? (глаз больше в 1 клетке в 2 раза; лап одинаково)

Даша стоит в хороводе. Шестой справа от Даши тот же, что и седьмой слева. Сколько детей в хороводе? (13)

На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не рубль. Какие это монеты? (2 рубля и 1 рубль)

5. Домашнее задание. Выполнить рисунок к понравившейся задаче.

Данный материал представляет разработку внеклассного мероприятия по математике. Его можно провести в любом классе основной школы.

ВложениеРазмер
kvn_matematika_vokrug_nas.doc 91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Математика вокруг нас.

1.Закреплять умение использовать известные знания в нестандартных ситуациях.

2.Закреплять умение использовать математические знания при решении несложных прикладных задач.

3. Развивать логическое мышление, внимание, быстроту реакции, волю.

4.Воспитывать чувство коллективизма, привычку доводить дело до конца, ответственность, умение справедливо оценивать результаты игры.

В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Остальные болельщики.

Ведущий и члены жюри –учащиеся

Команды сидят за столами друг напротив друга и имеют возможность обсуждать предложенные задания.

Перед игрой каждая команда выбирает капитана. Капитан либо сам отвечает на вопросы игры, либо назначает кого- то из команды.

Максимальное количество баллов 4.

Это название команды. Задача участников объяснить, придумать девиз к этому названию. Например, ЛУЧ: у наших достижений есть начало, но у них нет конца; или ИКС: интеллект круче силы.

Максимальное количество баллов 10.

Командам задается 10 вопросов. Они быстро отвечают, ответы записывают на листах. Пока жюри проверяет результаты, ответы на вопросы сообщаются участникам.

  1. Часы с боем отбивают один удар за 1секунду. Сколько времени потребуется, чтобы они отбили 12 часов? (11секунд)
  2. Шли 2 отца и 2 сына, внук да дед. Сколько человек шло? (3 человека)
  3. На яблоне 10 яблок, а на груше на 2 меньше. Сколько всего яблок? ( На груше яблоки не растут)
  4. Двое пошли 4 рубля нашли. Трое пойдут, сколько найдут? (Нисколько, нет связи между событиями)
  5. Что легче: 1кг пуха или 1кг железа? (одинаково)
  6. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 15 км. Сколько километров проехал ямщик? (15 км)
  7. Шла старуха в Москву, навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (одна старуха)
  8. На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на пяти руках? (25)
  9. Поезд из Москвы в Рязань идет со скоростью 90 км/ч, а из Рязани в Москву со скоростью 120 км/ч. Какой поезд в момент встречи будет ближе к Москве? (одинаково)
  10. Масса петуха, стоящего на двух ногах 4 кг. Какова масса, если он станет на одну ногу? (4 кг)

Максимальное количество баллов 5.

Участники команд вытаскивают задания на карточках, готовятся в течении 5 минут затем дают ответ. В это время идет игра со зрителями. Команда болельщиков принесет 1 очко своей команде.

1. У вас бутылка (лучше с квадратным дном) с водой. С помощью линейки и несложных подсчетов, определите, сколько воды надо долить в бутылку, чтобы она стала полной.

Ответ: перевернуть бутылку вверх дном, измерить высоту, длину и ширину незаполненной части, вычислить объем по формуле V=abc.

2. С помощью карандаша и линейки вычислите толщину проволоки.

Ответ: намотать на карандаш 10-20 рядов проволоки, так чтобы витки были плотно друг к другу, измерить длину всех витков и разделить на число витков.

,3. Чтобы сварить яйцо вкрутую, нужно варить его 15 минут. Как отмерить эти 15 минут, если у вас есть песочные часы, отмеряющие 7 минут и 11 минут?

Ответ: Запустить обе пары часов. Когда 7 минут пройдет, начинаем варить яйцо. Как только истечет время на 11 минутных часах, запускаем 7 минутные).

4. Как поджарить 3 котлеты с двух сторон за 3 минуты, если с каждой стороны котлета жарится 1 минуту, на сковородку помещаются 2 котлеты.

Ответ: положить две котлеты, поджарить с одной стороны. Одну котлету перевернуть, другую снять, а на ее место положить третью котлету и жарить еще 1 минуту. Снять первую, третью перевернуть, вторую положить не поджаренной стороной.

Игра со зрителями.

(Команда болельщиков принесет 1 очко своей команде )

Максимальное количество баллов 6.

Ведущий читает утверждение, команды поднимают соответствующую карточку.

1. Верите ли вы, что Пифагор был участником Олимпийских игр? (Да, он был борцом)

3. Верите ли вы, что аршин – это единица измерения массы? (Нет, длины)

4. Верите ли вы, что узел это единица измерения скорости? (Да, на море)

5. Верите ли вы, что Эратосфен был физиком? (Нет, математиком)

Максимальное количество баллов 6.

На вопрос отвечает та команда, которая первая поднимет руку.

1.Как можно принести воду в решете? (Заморозить)

2. У меня есть две монетки общая сумма 15 копеек. Одна из них не пятак. Какие монеты у меня есть? (10 копеек и 5 копеек)

3. Веревку длиной 10 метров разрезали на части по 2 метра. Сколько разрезов сделали? (4)

4. Сколько концов у двух с половиной палок? (6)

5. Как, не называя чисел и дней недели, назвать подряд 5 дней? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

6. В комнате три лампочки, каждая из них соединена с отдельным выключателем в коридоре. Как, зайдя в комнату только один раз, определить, какая лампочка соединена с каким выключателем? (Включить первый выключатель, подождать немного и выключить. Включить второй выключатель и зайти в комнату. Лампочка, которая горит, соединена со вторым, которая теплая – с первым, холодная - с третьим.)

Максимальное количество баллов 1.

Участникам надо по очереди называть крылатые фразы и поговорки с числами. Выигрывает та команда, которая последняя назовет поговорку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого внеклассного мероприятия

для школьного летнего лагеря

Подготовила: учитель математики: Алябьева Г.А.

Цели мероприятия:

Формирование навыков общения и умения работать в коллективе.

Использование межпредметных связей.

Показать практическое применение математики в повседневной жизни.

Развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление,

Увлечь учащихся математикой, показать, что математика - занимательная наука;

Формировать у учащихся умение решать задачи на смекалку.

Воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.

Ход мероприятия:

Сбор детей на общей линейке, формирование трех команд.

Добрый день, дорогие ребята. Мы рады вас видеть в необычной для математиков обстановке. Сегодня вам предстоит на практике применить математические знания. Капитан каждой команды получает маршрутный лист, где указан порядок станций, которые вы сегодня посетите. На каждой станции вам будут предложены задания, выполнив которые вы сможете понять насколько близка нам в жизни строгая наука математика.

Листочки с изображениями цифр, от 0 до 9 - в трех экземплярах. На каждого игрока прикрепить бумажку с цифрой.

Далее ведущему нужно задать вопросы. Например, если ведущий скажет "28", то перед ним из каждой команды должны появиться по два игрока, с цифрами "2" и "8". Команда, которая быстрее всех соберёт число - зарабатывает балл.

Сколько месяцев в году?

Чему равна сумма 15 и 9?

Какой сейчас век?

Какой сейчас год?

Чему равна разность 100 и 46?

Сколько дней в двух неделях?

Сколько сантиметров в одном дециметре?

В каком году была олимпиада в Сочи?

Задачи на внимание:

Сначала послушайте индусскую притчу:

«Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один.

Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны вы. Сейчас для вас мы прочитаем задачи, но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.

1. В автобусе ехали 25 человек.

На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.

На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.

На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.

На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.

На следующей остановке вышли 5 человек.

Сколько было остановок? (5 остановок)

Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре?

Определение скорости тела с помощью шагомера. Выявление самого быстрого участника.

Построение окружности с помощью колышка и веревки.

ИТОГовая линейка.

Ну а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В конвертах у каждой команды лежат высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание. И продолжить фразы.

В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать.

И правила, и формулы все так легко забыть,

Отметьте близкое для вас высказывание:

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"

"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"

"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек занятия внеурочной деятельности по математике подойдет для учителей, работающих в малокомплектных школах в 5 классе по любому УМК.

Цель: показать практическое применение геометрических фигур в технике модульного оригами и объемного квиллинга.

Задачи: 1. Защита проектов.

2. Представление проектного продукта и нахождение его практического применения в жизни.

3. Выполнение практической работы в технике оригами.

Тип урока: урок развивающего контроля

Вид урока: защита проектов

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска.

Структура урока.

Формулирование темы, цели и задач занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, так как оно пройдет вместе с 7 классом и нашими гостями.

Поэтому, чтобы снять волнение. Посмотрите на меня улыбнитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и посмотрите на гостей, улыбнитесь.

2. Актуализация знаний.

Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

Ребята, у вас на столах лежат знакомые всем фигуры.

Возьмите одну из них – прямоугольник, с размерами 6х4 см

и побудьте немного волшебниками. Превратите его только сгибаниями по известной вам схеме в треугольник.

Как называются полученные треугольники и где их можно использовать? ( Модули и используют их в технике модульного оригами.)

Возьмем второй прямоугольник в форме узкой полоски. Превратите его скручиванием с помощью стержня для шариковой ручки в спираль. Где можно использовать такие спирали?

( Спирали используют в технике квиллинга, предварительно придав им определенную форму: например, квадрат, ромб, капелька и так далее, но можно придумать и свои формы.)

Ребята, в каком разделе математики мы начинаем более подробно изучать фигуры и их свойства?

Правильно, в геометрии.

На уроках внеурочной деятельности по математике мы узнали, что геометрические фигуры лежат в основе двух техник работы с бумагой: модульного оригами и объемного квиллинга. Познакомились с некоторыми элементами этих двух техник. Оказывается, что с помощью треугольных модулей и скрученных бумажных спиралей можно изготовить очень много удивительно красивых вещей (вазы, игрушки, картины на стену, . . .), а можно просто придумать поделки самим и найти им практическое применение в жизни. Вот где нет предела фантазии и творчеству.

3. Формулирование темы, цели и задач урока.

Попробуем поставить цель урока.

(Учащиеся высказывают свои мнения, формулируют цель урока).

Цель: показать практическое применение геометрических фигур в технике модульного оригами и объемного квиллинга.

(Учитель открывает на магнитной доске листы бумаги, на которых написана цель урока).

Какими задачами будем добиваться поставленной цели.

(Учащиеся формулируют задачи урока).

Учитель открывает на магнитной доске листы бумаги с написанными на них задачами урока.

Задачи: 1. Защита проектов.

Представление проектного продукта и нахождение его практического применения в жизни.

Выполнение практической работы в технике оригами.

Итак, тему урока сформулировали, цель и задачи поставили. Приступаем к выполнению наших поставленных задач.

Защита проектов.

Ребята, к сегодняшнему уроку вы готовили два проекта вместе с семиклассниками.

(Учащиеся садятся за столы группами, в которых они выполняли свой проект).

После защиты проектов вы должны будете сделать самооценку своего проекта по трем критериям. Критерии для самооценки проекта выдаются на листках каждой группе. Итак, приступаем к защите проектов.

1. Защита проекта по модульному оригами.

Патраков Никита, 5 класс

Погудин Павел, 7 класс

Губин Альберт, 7 класс

Патраков Максим, 7 класс

Проект защищает Патраков Никита.

Защита проекта по объемному квиллингу.

Дурягина Юля, 5 класс

Аксенова Яна, 7 класс

Патракова Татьяна, 7 класс

Проект защищает Аксенова Яна.

4. Самооценка проектов.

Критерии самооценки проекта: (Слайд 2)

Качество выполнения проектного продукта.

2. Нахождение практического применения проектного продукта.

3. Использование ИКТ. ( Презентация проекта.)

Итак, первые две задачи для достижения цели нашего занятия мы выполнили.

5. Физкультминутка.

Ребята, я показываю вам разные геометрические фигуры, а вы выполняете движения.

Ну, а если круг – дружок,

Выполняй скорей прыжок.

Молодцы. Приступаем к выполнению третьей задаче.

На столы каждой группе выдаются модули (105 штук), клей ПВА, лист бумаги зеленого цвета в форме квадрата со стороной 15 см, трубочка для коктейля.

Выполнение практической работы в тех же группах, в которых выполняли свои проекты.

Гордый вид и строгий стан – (Слайд 3)

Это солнечный тюльпан.

Он на клумбе поселился

И весною распустился.


На листках каждая группа получает алгоритм выполнения практической работы. Модули, сделанные заранее ребятами, выдаются каждой группе ( по 105 модулей в группу).

Алгоритм выполнения практической работы:

1. Возьмём 15 модулей для первого ряда и 15 - для второго. Начнем соединять их, как показано на слайде. (Слайд 8)

2. Когда все модули первого и второго ряда будут соединены, замкнем их в кольцо. (Слайд 9)

3. Начнем крепить модули 3-го ряда. (Слайд 10)

4. Вывернем получившееся кольцо так, чтобы модули смотрели короткими сторонами наружу. ( Слайды11)

5. Выполним ещё 2 ряда по 15 модулей. ( Слайд 12)

6. Начинаем собирать лепестки. Для этого наденем 4 модуля,

на них 3, потом 2, и 1модуль. ( Слайд 13)

7. Пропускаем два уголка и снова соберем лепесток. И соберем третий лепесток. Придадим модели форму цветка. ( Слайд 14)

8. В отверстие в модели вставляем стебель (трубочку для коктейля).

( Слайд14) Изготовим листок:

1.Вырежем квадрат размером 15х15 см из офисной бумаги зеленого цвета. ( Слайд 15)

2. Сложим лист по диагонали. ( Слайд 16)

3. Разогнем его и загнем края к середине. ( Слайд 17)

4. Загнем к середине края с другой стороны. Ещё раз загнем все слои бумаги. ( Слайд 18)

5. Листу придадим изогнутую форму и приклеим на клей ПВА к стеблю. ( Слайд 19)

Цветок тюльпана готов.

Сверяют каждый этап своего выполнения со слайдом. Можно помогать друг другу.

Ход работы : (Слайд 4)

Тюльпан собирается из треугольных модулей. Их необходимо выполнить из прямоугольников размером 6х4 см., которые нарезаем из офисной бумаги красного цвета.


Модуль изготавливаем по данной схеме (Слайд 5)


1. Согнём прямоугольник пополам вдоль.
2. Согнём поперек, чтобы наметить линию середины , и разогнём. Кладём углом вверх.
3. Загнём края к середине.
4. Перевернём.
5. Загнём нижнюю часть вверх.
6. Сложим уголки, перегнув их через большой треугольник.
7. Разогнём уголки и нижнюю часть.
8. Снова сложим уголки по намеченным линиям и поднимем нижнюю часть вверх.
9. Сложим пополам. Модуль готов.

Читайте также: