Жизнь животных и насекомых осенью 2 класс конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.
Задачи урока: усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.
1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.
2.Сформировать представления об осенних летних изменениях в жизни насекомых и птиц.
3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.
4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.
5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_i_ptitsy_letom_osenyu.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.
Задачи урока: усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.
1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.
2.Сформировать представления об осенних летних изменениях в жизни насекомых и птиц.
3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.
4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.
5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.
Жизнь насекомых летом.
Выясним, кого мы относим к насекомым (тело делится на голову, грудь и брюшко, 6 ног, у некоторых есть крылья, у всех усики, маленького размера)
А паук – это насекомое? (нет, так как у него тело делится на 2 части, 8ног, нет усиков и крыльев)
Кто летом наблюдал насекомых?
Много ли их летом?
Каких вы видели?
С чем связано большое количество летом? (много цветущих растений)
Основная забота летом - питаться и размножаться.
Чем питаются насекомые?
Все насекомые откладывают большое количество яиц?
Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?
Назовите известных вам насекомых (бабочки, муравьи, гусеницы, кузнечики, мухи, комары, стрекозы, жуки).
- У стрекозы не глаза, а глазищи.
- У муравья не ножки, а …
- У таракана не усы, а …
- У бабочки не крыло, а…
Чем питаются насекомые? Нектаром и пыльцой цветов растений. Хищные насекомые — муравьи, стрекозы, златоглазки — питаются другими насекомыми. Рассказ о них.
Летом Солнце стоит высоко, поэтому тепло, много цветов (нектара
и пыльцы), поэтому много насекомых.
Вывод: Летом тепло, много цветов, дающих пищу насекомым, самым маленьким животным. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, а есть хищные насекомые.
Утром бабочка проснулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Жизнь птиц летом.
Вопросы. Назовите известных вам птиц. Каких птиц вы любите и за что?
Смысл птичьей песни: обозначение территории (граница на грани слышимости) , привлечение подруги (друга).
Пение птиц украшает нашу жизнь и природу.
Чем питаются птицы? (Растительноядные, насекомоядные - соловей:
всеядные — утка, гусь, воробей).
Многие птицы улетают от нас? Почему? (мало корма)
Перелетные птицы – птицы, которые меняют свое местожительство. Какие
Как готовятся к отлету? (усиленно питаются, многие собираются в стаи)
А каких птиц мы видим зимой? Почему они не улетают?
Птицы, которые остаются, постоянно живут в данной местности – оседлые.
Это – голуби, галки, воробьи, сороки, тетерев, лесные совы, ястреба - тетеревятники.
2.Кочующие (прикочевали в данную местность на зимовку)
Вывод : птицы питаются разной пищей, насекомоядные птицы приносят большую пользу, поедая насекомых. Хищные насекомые также полезны.
Изменения в жизни насекомых и птиц осенью.
Беседа: положение Солнца осенью (по сравнению с летом).
Как изменяется погода — похолодание.
Как изменилась жизнь цветов (стало меньше). Повлияло ли это на жизнь насекомых. Почему? Повлияют ли эти изменения на жизнь птиц осенью — как и почему?
Дополнительно о трудностях и загадках птичьих перелетов
Как летят птицы?
- стаей (ласточки, трясогузки, грачи)
- клином (гуси, журавли)
- по – одиночке (удод)
Рассказ о браконьерах : Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему. Браконьерство – страшное зло, потому что превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок
Итог-вывод : осенью Солнце стоит ниже, поэтому наступает похолодание. Меньше плодов, ягод, цветов, насекомых — пищи для птиц, и многие птицы от бескормицы улетают в теплые страны к теплу и корму. Улетают и некоторые насекомые.С наступлением холодов исчезают цветы, исчезает пища (нектар, пыльца). Часть насекомых прячется в норы, в трещины коры. Некоторые откладывают яички, из которых под корой вырастают личинки. Весной из личинки образуется насекомое.
Часть птиц остается зимовать — это в основном всеядные птицы (почему?). Рассказ о них (дети и учитель).
Вывод :остающиеся зимовать насекомые прячутся в укрытия от холодов. Зимующие птицы питаются разной пищей и жмутся к жилью человека, где можно подкормиться.
Ребята, а вот еще одно задание.
:Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний воробей, потому что он не относится к насекомым.
Лишняя гусеница, потому что она не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя божья коровка, потому что она не кусается, а остальные насекомые кусаются.
Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для жизни животных; развивать творческое воображение, творческое мышление, расширять кругозор и словарный запас уч-ся; воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважение к труду людей
Оборудование: рисунки с изображением животных, видеоролик о животных
Ход урока
1.Психологический настрой.
Если вам нравится учиться в школе – хлопните!
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь начинать урок нам пора.
2. Постановка темы и задач урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных осенью, о том, как они подготовились к зиме.
3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений учащихся.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… (природа)
-Что такое природа?
-На какие 2 группы делим предметы природы?
-Что относим к живой природе? К неживой природе?
-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?
- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как же ты попал в наш класс?
Разберемся. Ой, постой!
На конверте адрес наш,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишет нам лесной народ:
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить
И покажем нашу жизнь.
Кто написал нам письмо? Животные.
5. Изучение нового материала
Животные – тоже часть живой природы.
Итак, отправляемся в путь?
– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.
- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением
осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные справляются с трудностями, мы сегодня узнаем.
По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Нам нужно узнать, какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.
На доске таблица
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
Отправляемся в путь. Вспомним правила поведения в лесу.
А какие животные нас встречают в лесу, узнай.
– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)
-Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает. (хомяк).
Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)
Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.
– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.
– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)
- Я весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, Ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны. (Еж)
– Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.
- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.
– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)
– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк)
– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)
– Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.
Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью.
7. Просмотр видеоролика
8. Физминутка
9. Работа в группах.
У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам,которые видите на доске. Давайте вспомним правила работы в группе. Проверка.
10. Работа в парах.
- Работа по карточкам (на карточках – соедините рисунки диких животных с рисунками норы, дупла, берлоги. Где кто зимует)
11. Итог урока.
12. Рефлексия.
Тема: Жизнь диких животных осенью.
Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для жизни животных; развивать творческое воображение, творческое мышление, расширять кругозор и словарный запас уч-ся; воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважение к труду людей
Оборудование: рисунки с изображением животных, видеоролик о животных
1.Психологический настрой.
Если вам нравится учиться в школе – хлопните!
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь начинать урок нам пора.
2. Постановка темы и задач урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных осенью, о том, как они подготовились к зиме.
3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений учащихся.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… (природа)
-Что такое природа?
-На какие 2 группы делим предметы природы?
-Что относим к живой природе? К неживой природе?
-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?
- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как же ты попал в наш класс?
Разберемся. Ой, постой!
На конверте адрес наш,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишет нам лесной народ:
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Приходите погулять.
Будем с вами мы дружить
И покажем нашу жизнь.
Кто написал нам письмо? Животные .
5. Изучение нового материала
Животные – тоже часть живой природы.
Итак, отправляемся в путь?
– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.
- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением
осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные справляются с трудностями, мы сегодня узнаем.
По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Нам нужно узнать, какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.
На доске таблица
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
Отправляемся в путь. Вспомним правила поведения в лесу.
А какие животные нас встречают в лесу, узнай.
– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)
-Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает .. (хомяк).
Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)
Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.
– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.
– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)
- Я весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, Ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны. (Еж)
– Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.
- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.
– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)
– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк)
– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)
– Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.
Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью.
7. Просмотр видеоролика
8. Физминутка
9. Работа в группах.
У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам ,которые видите на доске. Давайте вспомним правила работы в группе. Проверка.
10. Работа в парах.
- Работа по карточкам (на карточках – соедините рисунки диких животных с рисунками норы, дупла, берлоги. Где кто зимует)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема урока: Изменения в жизни диких животных осенью.
Подготовила: учитель начальных классов
специалист первой категории
Криворожской общеобразовательной школы
I - III степеней №59
Симкович Татьяна Викторовна
Цель: способствовать формированию представлений о диких животных, об изменениях в жизни диких животных осенью; учить объяснять причины осенних изменений в жизни животных, способствовать формированию умений обобщения, анализа; разделения предметов на группы по установленным признакам; содействовать формированию гуманного отношения к животным.
1. Организация начала урока
Если вам нравится учиться в школе – хлопните
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – будьте активны и внимательны.
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы объединимся в группы. Для э того нужно подойти к столу , взять понравившийся вам листик и сесть за тот стол, на котором лежат семена дерева, листик котрого в ы в ы брали.
2. Актуализация знаний
а) Минутка наблюдений.
( Учитель заполняет календарь природ ы , дети в тетрадях)
-Какая погода сегодня?(Температура воздуха, состояние неба, ветер, осадки.)
Когда э то б ы вает?(Осенью)
С листопадом и дождем,
С перелетн ы м журавлем.
- Назовите осенние месяцы.
-Почему ноябрь наз ы вают листопадом?
-Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени?
( Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — все это осенние явления в неживой природе. )
Повторение знаний об осени
- Знаете ли вы признаки осени? Вот это мы и проверим.
(Если это бывает осенью, то дети поднимают красн ы й кружок, а если нет – черн ы й.)
Солнце находится высоко над землёй и хорошо прогревает землю.
Солнце находится низко над землёй и греет слабо. ( Красн ы й )
Часто идут дожди. ( Красн ы й )
Птицы начинают вить гнёзда.
Опадают листья с деревьев. ( Красн ы й )
Дикие животные готовятся к зиме. ( Красн ы й ).
3. Индивидуальная работа с карточками.
1. Группирование птиц, изображенн ы х на рисунках,по манере поведения осенью. Об ъ ясните свою м ы сль.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Мною были использованы различные виды работ, применяла различные методы (объяснительно-иллюстративный, проблемный, словесный), репродуктивный, частично-поисковый, что способствовало активизации обучающихся на уроке.Интерес окружающему миру формируется посредством диалога учителя с детьми, заданиями разными. В течении урока проведена физминутка способствующие снятию нервного напряжения и усталости, на развитие двигательной активности., смены деятельности.Конспект урока по природоведению на тему "Жизнь зверей осенью" (2 класс)
Читайте также: