Жизнь животных и насекомых осенью 2 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.

Задачи урока: усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.

1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.

2.Сформировать представления об осенних летних изменениях в жизни насекомых и птиц.

3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.

4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.

5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.

ВложениеРазмер
nasekomye_i_ptitsy_letom_osenyu.docx 17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.

Задачи урока: усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.

1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.

2.Сформировать представления об осенних летних изменениях в жизни насекомых и птиц.

3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.

4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.

5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.

Жизнь насекомых летом.

Выясним, кого мы относим к насекомым (тело делится на голову, грудь и брюшко, 6 ног, у некоторых есть крылья, у всех усики, маленького размера)

А паук – это насекомое? (нет, так как у него тело делится на 2 части, 8ног, нет усиков и крыльев)

Кто летом наблюдал насекомых?

Много ли их летом?

Каких вы видели?

С чем связано большое количество летом? (много цветущих растений)

Основная забота летом - питаться и размножаться.

Чем питаются насекомые?

Все насекомые откладывают большое количество яиц?

Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?

Назовите известных вам насекомых (бабочки, муравьи, гусеницы, кузнечики, мухи, комары, стрекозы, жуки).

- У стрекозы не глаза, а глазищи.

- У муравья не ножки, а …

- У таракана не усы, а …

- У бабочки не крыло, а…

Чем питаются насекомые? Нектаром и пыльцой цветов растений. Хищные насекомые — муравьи, стрекозы, златоглазки — питаются другими насекомыми. Рассказ о них.

Летом Солнце стоит высоко, поэтому тепло, много цветов (нектара

и пыльцы), поэтому много насекомых.

Вывод: Летом тепло, много цветов, дающих пищу насекомым, самым маленьким животным. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, а есть хищные насекомые.

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Жизнь птиц летом.

Вопросы. Назовите известных вам птиц. Каких птиц вы любите и за что?

Смысл птичьей песни: обозначение территории (граница на грани слышимости) , привлечение подруги (друга).

Пение птиц украшает нашу жизнь и природу.

Чем питаются птицы? (Растительноядные, насекомоядные - соловей:

всеядные — утка, гусь, воробей).

Многие птицы улетают от нас? Почему? (мало корма)

Перелетные птицы – птицы, которые меняют свое местожительство. Какие

Как готовятся к отлету? (усиленно питаются, многие собираются в стаи)

А каких птиц мы видим зимой? Почему они не улетают?

Птицы, которые остаются, постоянно живут в данной местности – оседлые.

Это – голуби, галки, воробьи, сороки, тетерев, лесные совы, ястреба - тетеревятники.

2.Кочующие (прикочевали в данную местность на зимовку)

Вывод : птицы питаются разной пищей, насекомоядные птицы приносят большую пользу, поедая насекомых. Хищные насекомые также полезны.

Изменения в жизни насекомых и птиц осенью.

Беседа: положение Солнца осенью (по сравнению с летом).

Как изменяется погода — похолодание.

Как изменилась жизнь цветов (стало меньше). Повлияло ли это на жизнь насекомых. Почему? Повлияют ли эти изменения на жизнь птиц осенью — как и почему?

Дополнительно о трудностях и загадках птичьих перелетов

Как летят птицы?

- стаей (ласточки, трясогузки, грачи)

- клином (гуси, журавли)

- по – одиночке (удод)

Рассказ о браконьерах : Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему. Браконьерство – страшное зло, потому что превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок

Итог-вывод : осенью Солнце стоит ниже, поэтому наступает похолодание. Меньше плодов, ягод, цветов, насекомых — пищи для птиц, и многие птицы от бескормицы улетают в теплые страны к теплу и корму. Улетают и некоторые насекомые.С наступлением холодов исчезают цветы, исчезает пища (нектар, пыльца). Часть насекомых прячется в норы, в трещины коры. Некоторые откладывают яички, из которых под корой вырастают личинки. Весной из личинки образуется насекомое.

Часть птиц остается зимовать — это в основном всеядные птицы (почему?). Рассказ о них (дети и учитель).

Вывод :остающиеся зимовать насекомые прячутся в укрытия от холодов. Зимующие птицы питаются разной пищей и жмутся к жилью человека, где можно подкормиться.

Ребята, а вот еще одно задание.

:Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний воробей, потому что он не относится к насекомым.

Лишняя гусеница, потому что она не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя божья коровка, потому что она не кусается, а остальные насекомые кусаются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для жизни животных; развивать творческое воображение, творческое мышление, расширять кругозор и словарный запас уч-ся; воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважение к труду людей

Оборудование: рисунки с изображением животных, видеоролик о животных

Ход урока

1.Психологический настрой.

Если вам нравится учиться в школе хлопните!

Если у вас хорошее настроение улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Настроение у нас отличное,

А улыбки дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать урок нам пора.

2. Постановка темы и задач урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных осенью, о том, как они подготовились к зиме.

3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений учащихся.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг… (природа)

-Что такое природа?

-На какие 2 группы делим предметы природы?

-Что относим к живой природе? К неживой природе?

-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?

- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и жёлтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет нам лесной народ:

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить

И покажем нашу жизнь.

Кто написал нам письмо? Животные.

5. Изучение нового материала

Животные – тоже часть живой природы.

Итак, отправляемся в путь?

– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.

- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением

осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные справляются с трудностями, мы сегодня узнаем.

По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Нам нужно узнать, какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.

На доске таблица

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

Отправляемся в путь. Вспомним правила поведения в лесу.

А какие животные нас встречают в лесу, узнай.

– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)

-Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает. (хомяк).

Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)

Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.

– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)

- Я весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, Ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны. (Еж)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.

- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.

– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)

– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк)

– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.

Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью.

7. Просмотр видеоролика

8. Физминутка

9. Работа в группах.

У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам,которые видите на доске. Давайте вспомним правила работы в группе. Проверка.

10. Работа в парах.

- Работа по карточкам (на карточках – соедините рисунки диких животных с рисунками норы, дупла, берлоги. Где кто зимует)

11. Итог урока.

12. Рефлексия.

Тема: Жизнь диких животных осенью.

Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для жизни животных; развивать творческое воображение, творческое мышление, расширять кругозор и словарный запас уч-ся; воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважение к труду людей

Оборудование: рисунки с изображением животных, видеоролик о животных

1.Психологический настрой.

Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать урок нам пора.

2. Постановка темы и задач урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных осенью, о том, как они подготовились к зиме.

3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений учащихся.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг… (природа)

-Что такое природа?

-На какие 2 группы делим предметы природы?

-Что относим к живой природе? К неживой природе?

-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?

- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и жёлтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет нам лесной народ:

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Приходите погулять.

Будем с вами мы дружить

И покажем нашу жизнь.

Кто написал нам письмо? Животные .

5. Изучение нового материала

Животные – тоже часть живой природы.

Итак, отправляемся в путь?

– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.

- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением

осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные справляются с трудностями, мы сегодня узнаем.

По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Нам нужно узнать, какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.


На доске таблица

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

Отправляемся в путь. Вспомним правила поведения в лесу.

А какие животные нас встречают в лесу, узнай.

– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)

-Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает .. (хомяк).

Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)

Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.

– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)

- Я весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, Ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны. (Еж)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.

- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.

– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)

– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк)

– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.

Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью.

7. Просмотр видеоролика

8. Физминутка

9. Работа в группах.

У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам ,которые видите на доске. Давайте вспомним правила работы в группе. Проверка.


10. Работа в парах.







- Работа по карточкам (на карточках – соедините рисунки диких животных с рисунками норы, дупла, берлоги. Где кто зимует)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Изменения в жизни диких животных осенью.

Подготовила: учитель начальных классов

специалист первой категории

Криворожской общеобразовательной школы

I - III степеней №59

Симкович Татьяна Викторовна

Цель: способствовать формированию представлений о диких животных, об изменениях в жизни диких животных осенью; учить объяснять причины осенних изменений в жизни животных, способствовать формированию умений обобщения, анализа; разделения предметов на группы по установленным признакам; содействовать формированию гуманного отношения к животным.

1. Организация начала урока

Если вам нравится учиться в школе – хлопните

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – будьте активны и внимательны.

Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы объединимся в группы. Для э того нужно подойти к столу , взять понравившийся вам листик и сесть за тот стол, на котором лежат семена дерева, листик котрого в ы в ы брали.

2. Актуализация знаний

а) Минутка наблюдений.

( Учитель заполняет календарь природ ы , дети в тетрадях)

-Какая погода сегодня?(Температура воздуха, состояние неба, ветер, осадки.)

Когда э то б ы вает?(Осенью)

С листопадом и дождем,

С перелетн ы м журавлем.

- Назовите осенние месяцы.

-Почему ноябрь наз ы вают листопадом?

-Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени?

( Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — все это осенние явления в неживой природе. )

Повторение знаний об осени

- Знаете ли вы признаки осени? Вот это мы и проверим.

(Если это бывает осенью, то дети поднимают красн ы й кружок, а если нет – черн ы й.)

 Солнце находится высоко над землёй и хорошо прогревает землю.

 Солнце находится низко над землёй и греет слабо. ( Красн ы й )

 Часто идут дожди. ( Красн ы й )

 Птицы начинают вить гнёзда.

 Опадают листья с деревьев. ( Красн ы й )

 Дикие животные готовятся к зиме. ( Красн ы й ).

3. Индивидуальная работа с карточками.

1. Группирование птиц, изображенн ы х на рисунках,по манере поведения осенью. Об ъ ясните свою м ы сль.

Конспект урока по природоведению на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Мною были использованы различные виды работ, применяла различные методы (объяснительно-иллюстративный, проблемный, словесный), репродуктивный, частично-поисковый, что способствовало активизации обучающихся на уроке.Интерес окружающему миру формируется посредством диалога учителя с детьми, заданиями разными. В течении урока проведена физминутка способствующие снятию нервного напряжения и усталости, на развитие двигательной активности., смены деятельности.Конспект урока по природоведению на тему "Жизнь зверей осенью" (2 класс)

Читайте также: