Е а баратынский осень водопад конспект урока 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Общая тема стихотворения

Юноша, стоя, видимо, на вершине, впервые увидел угрюмый и таинственный пейзаж, который под порывами аквилона качает могучие ели. Уточним, что аквилон – это очень сильный северный ветер. Он быстр, как полет орла. Это грозное божество природы римляне представляли примерно так, как показано на фотографии выше. Он принес ревущую непогоду и созвучен шуму мощного водного потока. Рев, который издает водопад, Баратынский слушает с трепетом и стоит, очарованный кипящими струями дикой стихии. Он пытается сердцем прочувствовать, что вещает бурлящее падение воды, покрытое седой дымкой брызг. Наблюдает за этой колдовской притягательной силой, за этим неуправляемым необузданным творением Е. А. Баратынский. Водопад живет своей непонятной жизнью, которая находится в гармонии с окружающим миром.

Лексические средства поэта

Образ лирического героя

Дослужившись до чина офицера, Е. А. Барытынский выйдет в отставку, женится и, понятый только узким кругом друзей, уедет за границу. В Неаполе он скоропостижно скончается, но будет похоронен в родной земле, в Петербурге. Пресса это печальное событие не освещала.

Сочинения по темам:

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей

Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины!

Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского
    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.
  • Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля
    Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.
  • Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина
    Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме
  • Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова
    Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта
  • Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета
    Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

Евгений Абрамович Баратынский

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины!

Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.

Краткие сведения о поэте

Общая тема стихотворения

Юноша, стоя, видимо, на вершине, впервые увидел угрюмый и таинственный пейзаж, который под порывами аквилона качает могучие ели. Уточним, что аквилон – это очень сильный северный ветер. Он быстр, как полет орла. Это грозное божество природы римляне представляли примерно так, как показано на фотографии выше. Он принес ревущую непогоду и созвучен шуму мощного водного потока. Рев, который издает водопад, Баратынский слушает с трепетом и стоит, очарованный кипящими струями дикой стихии. Он пытается сердцем прочувствовать, что вещает бурлящее падение воды, покрытое седой дымкой брызг. Наблюдает за этой колдовской притягательной силой, за этим неуправляемым необузданным творением Е. А. Баратынский. Водопад живет своей непонятной жизнью, которая находится в гармонии с окружающим миром.

Образы стихотворения

Лексические средства поэта

Образ лирического героя

Дослужившись до чина офицера, Е. А. Барытынский выйдет в отставку, женится и, понятый только узким кругом друзей, уедет за границу. В Неаполе он скоропостижно скончается, но будет похоронен в родной земле, в Петербурге. Пресса это печальное событие не освещала.

Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой в восемь метров и мрачным ущельем. Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой. Также Баратынский посетил водопад Иматра.

баратынский водопад


Смотреть галерею

Пожалуйсты помогите очень надо. Анализ стихотворения Водопад Е.А.Баратынский

помогите с анализом стихотворения водопад Баратынского

юра шмаков Ученик (199), закрыт 5 лет назад

Марина Высший разум (291829) 5 лет назад

Катя Иванова Ученик (241) 1 год назад

Такая романтическая поэзия, описывающая красоту окружающей нас природы, очень нужна. Она создает настроение и призывает бережно относиться к тому прекрасному, что создано ею.

Е. А. Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Как и другие мастера художественного слова, он оставил большое поэтическое наследство.

Поэт прекрасно знает природу, любит ее и может донести до читателя ее внутреннюю гармонию, а порой и мятежность:

Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей Твой рев мятежный соглашен.

Анализ стихотворения Баратынского Водопад

Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нем понимаю… Просто оно очень старое.

Но энергия этого самого водопада чувствуется!

Поэт сам кричит водопаду: “Шуми-шуми!” А он и так шумит и шумит всегда. И уже давно, ведь поток уже седой, то есть старый.

Падает он с крутой вершины. И долины эхо разносят. Так и видишь красивую картину!

Водопад это круто, но опасно.

Еще и погода плохая. Буря ревет в тот момент, ревет и водопад.

Поэт сам себя спрашивает, зачем он прислушивается к этому реву. Наверное, боится. Я тоже, например, боюсь грозы. Но поэт не признается в этом, он говорит, что ему кажется – он понимает речь водопада. Стоит на бездной с брызгами и слушает, что же водопад ему рассказывает.

И не просто так головой понимает, а сердцем слышит. Что может рассказывать водопад? Не говорится.

В конце опять те же строки. Поэт решил повториться, но это ему можно простить. Оно как будто замыкает большое стихотворение.

Немного похоже на припев.

Стихотворение состоит из нескольких четверостиший. Звучит оно чуть-чуть похоже на марш или другую песню, то есть вполне ритмично.

Это бодрое и красивое стихотворение. Я повторюсь, что из него можно было бы сделать очень красивую песню

Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

Водопад – отнюдь не безобидное природное создание, но его мощь и рев восхищают юношу. Жизнь водопада гармонична со всем окружающим миром. Наблюдая большие водяные массы поэт восклицает о том, чтобы водопад шумел и не умолкал никогда, так как в этом его подлинное величие и предназначение.

А звуки, издаваемые водопадом, похожи на вой, чем ассоциируют его с живым существом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

… Он шёл своею дорогой один и независим.

Задачи: 1) познакомить учащихся с поэтами пушкинской поры;

3) продолжить формирование у учащихся навыка работы с поэтическим текстом.

I Этап погружения.

II Постановка цели.

Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с поэзией Баратынского и попытаемся открыть для себя, в чём же своеобразие его философской лирики.

III Чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (страх, волнение).

- Какую картину рисует автор? (грозная, величественная непогода, стихия).

- Что помогает создать такую картину? (художественные образы).

- Какой образ является центральным? (водопад).

- На первый взгляд кажется, что поэт рисует лишь пейзаж. Но философская лирика тем и интересна, что она не так проста, не так поверхностна. Обратимся к тексту, чтобы определить, так ли это.

IV Самостоятельная работа с текстом.

С помощью каких звуковых и зрительных образов автор создаёт центральный образ водопада (незаполненные схемы у каждого лежат на столе).

Нажмите, чтобы узнать подробности

* совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Задачи, решаемые на уроке:

Развивающая: монологическую речь учащихся, мыслительную деятельность учащихся, умение выделять главное, доказывать, анализировать сравнивать.

Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся, прививать любовь к родному языку.

Методические приёмы: рассказ, объяснение учителя, закрепление изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, межпредметные связи - музыка, фотографии.

Словарная работа: * элегия * романтический герой

* лирический герой * звукопись (аллитерация)

На доске записано: тема урока, эпиграф (слова Пушкина), слова (термины), с которыми будем работать на уроке, вопросы к стихотворениям, портрет Е.А.Баратынского, домашнее задание на следующий урок. На партах у детей распечатки со стихотворением Г.Р.Державина.

1. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня мы с вами познакомимся с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским и будем анализировать его стихотворения.

2. Но прежде мы повторим с вами некоторые понятия, с которыми были знакомы ранее, они нам помогут при разборе стихотворений.

(разбор литературных терминов, написанных на доске)

МУЗА

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица не общим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

7. Мы с вами изучили уже несколько литературных направлений (классицизм, сентиментализм и т.д.). Как выдумаете к какому из литературных направлений можно отнести это стихотворение? (к романтизму) Докажите это.

* Что притягивает поэта к водопаду? Что его взволновало?

* В чём особенности композиции этого стихотворения?

* Как проявляется образ лирического героя в стихотворении?

* Как описан водопад?

* На какие части можно разделить это стихотворение?

* На каком приёме оно построено?

* Что несёт гибель поэзии?

9. Элементы сопоставительной характеристики произведений.

Сопоставим стихотворение Е.А.Баратынского с отрывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державина (само стихотворение очень большое()о стихотворения Г.Р.Державинаатынского с орывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державинаека в искусстве, да и просто в жизни).

Учитель читает стихотворение Державина.

Вопрос: что общего в стихотворениях Державина и Баратынского?

Общее: 1) лексика: Державин Баратынский

гора вершина

рёв рёв, ревучей

бездна бездна

2) звуковой эффект: шум, рёв водопада

3) общее впечатление величественной картины природы

Вопрос: Чем отличается описание водопада у двух поэтов?

10. Прослушивание музыкальных фрагментов.

14. Работа над стихотворением по вопросам, написанным на доске.

16. Групповые (2) задания для мальчиков. 2 конверта с набором букв. Задание: составить из них слова, объяснить их значение и то, какое отношение эти понятия имеют к нашему уроку.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Белорусова Ольга Александровна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 40.00 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Урок проводится в рамках изучения творчества поэтов "пушкинской поры". Цель урока - познакомить учащихся с творчеством Е. А. Баратынского, показать своеобразие его философской лирики на примере стихотворения "Водопад". В ходе урока обучающиеся знакомятся с именами поэтов "пушкинской плеяды", продолжают формировать навык анализа лирического произведения, систематизируют свои знания об особенностях философской лирики. К этому уроку некоторыми обучающимися готовятся краткие индивидуальные с.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Белорусова О.А.
Дата 08.08.2014
Формат doc
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

…Он шёл своею дорогой один и независим.

Задачи: 1) познакомить учащихся с поэтами пушкинской поры;

3) продолжить формирование у учащихся навыка работы с поэтическим текстом.

I Этап погружения.

II Постановка цели.

Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с поэзией Баратынского и попытаемся открыть для себя, в чём же своеобразие его философской лирики.

III Чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (страх, волнение).

- Какую картину рисует автор? (грозная, величественная непогода, стихия).

- Что помогает создать такую картину? (художественные образы).

- Какой образ является центральным? (водопад).

- На первый взгляд кажется, что поэт рисует лишь пейзаж. Но философская лирика тем и интересна, что она не так проста, не так поверхностна. Обратимся к тексту, чтобы определить, так ли это.

IV Самостоятельная работа с текстом.

С помощью каких звуковых и зрительных образов автор создаёт центральный образ водопада (незаполненные схемы у каждого лежат на столе).

поток седой шум

дымная бездна протяжный вой

V Анализ текста. Беседа.

- Рисует ли автор конкретный образ? Можем ли мы представить водопад по данному описанию? (нет, это что-то бесформенное, размытое, туманное).

- Какова роль звуковых средств? (водопад наделён своим голосом; приём олицетворения). Какие эпитеты выбирает поэт для определения голоса водопада? (протяжный, мятежный, безглагольный).

- Какие ещё образы находим мы в этом стихотворении? (аквилон, ель скрипучая, долина). С какой целью рисует их автор? (дополняют картину стихии).

- Где находит отзыв рёв водопада?

Вывод: происходит единение природы и человека. Мятежный рёв водопада находит отклик в мятежной душе человека (аллегория).

- Почему трепетание в груди вещее? (предчувствие стихии в душе лирического героя).

- Чего ищет мятежная душа? (свободы)

- Обратите внимание на композицию стихотворения (кольцевая). Как соотносятся форма и содержание? (они едины).

VI Работа над эпиграфом.

- Как вы понимаете строки эпиграфа?

- Как перекликается идея стихотворения с эпиграфом? (воспевание свободы человеческой души).

VII Подведение итогов.

1) Через образы природы пытается показать состояние души человека, человеческую мысль.

2) Какие романтические мотивы присутствуют в стихотворении? (одиночество, борьба, свобода, мотив воды).

3) Стихотворение наполнено разными звуковыми образами.

VIII Комментарий домашнего задания.

Докажите, что для Баратынского важно поймать мгновение, когда человек с природой едины, когда мирская суета не мешает этому единению.

Читайте также: