Жизнь в пресных водоемах 4 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

Знаниями о луге поделитесь, друзья.

Каждый дома трудился не зря.

— Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)

• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

• Он звонко поет. (Перепел.)

• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)

• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)

2. Тест

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения +

б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды

б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки +

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник +

б) ландыш, осока, ягель

в) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла +

б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди —> мыши -> совы

б) мятлик —> мыши —> совы

в) остатки растений —> дождевой червь —> трясогузка

3. Индивидуальное задание на карточке

(Работа с гербарием.)

— Среди данных растений выберите растения луга, растения леса.

— Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?

• Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)

• Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)

• Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)

Насекомые

Птицы

Звери

4. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?

— Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81?

(Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).)

- Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит —

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный. (водоем).

(Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)

— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)

2. Работа в парах

— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.

(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2 — 3 пар.)

3. Работа в группах

— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)

— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника.

(Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)

- Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена — колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.

— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради.

(Ученики записывают названия растений водоема, которые им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)

4. Самостоятельная работа

- Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)

— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.

— Кто смог правильно назвать всех животных водоема?

(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)

5. Работа по учебнику

— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.

(Ученики читают статью.)

— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)

— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с загадками

Хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно.

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах.

А дом на спине? (Улитка.)

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Ловит лягушек. (Утка.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 4 на с. 83.

(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная проверка.)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование

(Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для пресноводного сообщества.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля — рыбой.)

3. Работа по учебнику

— Приведите примеры неправильного поведения человека у воды. (Ответы детей.)

(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполните задание 7 на с. 85.

(Ученики формулируют и записывают правила поведения у воды, соответствующие знакам, добавляют свое правило.)

- Какое собственное правило вы сформулировали и отобразили в рисунке? (Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)

5. Работа в парах

— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

(Заслушать 2—3 рассказа.)

- Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту проблему.

(Ученики высказывают свои предположения.)

— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)

6. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

- Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры).

- Приведите примеры экологических связей луга.

2. Решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель)

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел)

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка)

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк)

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик)

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский . (жук)

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон)

- Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга)

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

- Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный . (водоём).

- О чём будем говорить на уроке?

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

- Что такое водоём?

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные.)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных)
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

3. Работа с учебником.

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос)

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

- Кого можно увидеть на поверхности воды?

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка)

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)

V. Обобщение знаний.

На поверхности воды

—> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

—> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

—> головастики лягушек и жаб

—> разные виды рыб

—> водоросли

—> моллюски: перловица, прудовик, катушка

—> речные раки

Связаны с водоёмами

—> птицы: утки, цапли

—> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь пресного водоема

АВТОР: ШОРИКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ

Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Жизнь пресного водоема

Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

развивающие:

развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

учить детей понимать красоту пресного водоема;

воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формируемые УУД:

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения

I. Орг. момент ( 1 мин.)

Мы начнем урок с разминки

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам урок пора начать.

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест (на карточках) (5 мин.)

1. На лугу растут:

А) только травянистые растения

Б) мхи и лишайники

В) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

А) лебеди, рябчики, шелкопряды

Б) шмели, совы, глухари

В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

А) тимофеевка, клевер, нивяник

Б) ландыш, осока, ягель

В) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

А) жуков навозника и могильщика, дятла

Б) пчёл, кабанов, соек

В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

Б) мятлик→мыши→совы

В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка

Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

— Посмотрите на экран. ( на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

Слайд № 8

— Исключите лишнюю иллюстрацию.

— Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

— Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

Слайд № 9

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Записываю на доску.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа. (2 мин.)

— Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

— А по составу воды? (пресные и соленые.)

— Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

2. Работа в группах (10 мин.)

Класс поделим на три отдела.

Каждый отдел получает карточку – задание.

Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

Какие растения растут в водоёмах?

Как приспособлены к жизни в воде и у воды?

Роль растений в водном сообществе. (В виде схемы)




Назовите животных водоёма.







Особенности жизни некоторых животных водоёма.

Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)





Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

– Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

— Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

V. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование. В парах (3 мин.)

— Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

-КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

-КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

-ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

-НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

VII. Рефлексия (2 мин.)

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

-Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

Какие растения растут в водоёмах?

Как приспособлены к жизни в воде и у воды?

Роль растений в водном сообществе. (В виде схемы)




Назовите животных водоёма.







Особенности жизни некоторых животных водоёма.

Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек

Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?


Данный урок формирует представления учащихся о жизни пресноводных водоёмов. Материал урока знакомит с разнообразным растительным и животным миром пресноводных водоёмов и их взаимоотношениями. Особое внимание уделяется правилам поведения, направленным на сохранение чистоты водоёмов и охрану их обитателей.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Жизнь в пресных водах"


Сегодня мы поговорим о пресноводном сообществе. В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы (растения, животные, бактерии). Они составляют природное сообщество.


У самых берегов пресных водоёмов, на мелководьях, возвышаются заросли растений с тонкими стройными стеблями и длинными листьями. На верхушке стебля находится один тёмно-коричневый початок. Он состоит из плодов, каждый из которых покрыт многочисленными волосками. Это растение в народе часто называют камышом. На самом деле растение называется рогоз. Его стебли очень гибкие и прочные.


Тростник такой же высокий, как и рогоз. Но листья у него более тонкие и узкие, а стебель внутри пустой. Вверху стебля находится густая метёлка тёмно-фиолетовых колосков. Листья тростника поворачиваются ребром к ветру, а стебель сильно сгибается, но не ломается.

В прибрежных зарослях водоёмов и на мелководье растёт стрелолист. Отличительной особенностью растения является форма надводного листа: он напоминает наконечник стрелы. В народе растение часто называют болотником или шильником.


В пресных водоёмах можно встретить одно из самых красивых растений — кувшинку. Кувшинку очень легко узнать по крупным белым цветам и округлым блестящим листьям, плавающим на поверхности воды. Листья растения прочные, покрыты восковым налётом, благодаря которому не смачиваются водой. Черешки у листьев длинные и гибкие, как резиновые трубки. Внутри они пустые и заполнены воздухом. Корни кувшинки расположены на дне. Цветки растения целый день поворачиваются за солнцем. А вечером закрываются и опускаются в воду. Утром бутоны снова всплывают на поверхность и раскрываются.

С кувшинкой часто путают вот это водное растение. Это кубышка.


Корни кубышки, как и кувшинки, расположены на дне водоёма, а цветы лежат на поверхности воды. Они имеют приятный аромат. Листья у кубышки двух видов: подводные (нежные, полупрозрачные, с волокнистыми краями) и плавающие на поверхности (жёсткие и кожистые).

Летом некоторые водоёмы затягиваются зелёным покровом ряски. Ряска — очень маленькое растение. Оно состоит из маленького плоского кружочка — стебля, плавающего по поверхности воды. Вниз свешивается корень. Корень не даёт растению перевернуться. Цветёт ряска очень редко, а размножается в основном кусочками стебля. Осенью ряска погружается на дно водоёма, там и зимует, а весной снова всплывает на поверхность воды.


В водоёме есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Это небольшое растение с ветвящимся стеблем, который сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро. Часто образует большие скопления, вытесняя другие растения.

В толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

С растениями водоёма тесно связаны обитающие в нём животные. Водные растения выделяют кислород, необходимый всем живым организмам. Они очищают воду от загрязнения и служат пищей и убежищем для многих животных.

Пресные водоёмы — место обитания насекомых. Больше всего среди них комаров. Их личинки развиваются в воде.

Среди прибрежных растений обитает много стрекоз. Это очень красивые насекомые.


Их прозрачные сетчатые крылья переливаются на солнце всеми цветами радуги. Личинки стрекоз, как и комаров, развиваются в воде. Стрекозы — хищники. Чаще всего они питаются комарами, которых ловят на лету.

На поверхности воды можно увидеть хищных клопов-водомерок.


Они толчками скользят по гладкой водной поверхности на длинных тонких ножках. Водомерки охотятся на комаров и другую мелкую живность.

Жуки-вертячки кружатся на поверхности воды в поисках добычи. В случае опасности они быстро ныряют в воду и рассыпаются в разные стороны.

Передние ноги у вертячек длинные и тонкие. Они служат для захвата и удержания добычи. Задние похожи на короткие и широкие ласты.

Типичный обитатель водоёмов — жук-плавунец. Взрослые жуки и их личинки — прожорливые хищники. Они нападают на насекомых, мальков рыб и головастиков. Плавают, одновременно взмахивая обеими задними ногами, как вёслами.


Жук-водолюб – крупный жук, плавает медленно. В отличие от жука-плавунца, плывущий водолюб загребает ногами не одновременно, а поочерёдно. Жук-водолюб питается нитчатыми водорослями, мягкими и подгнившими растениями. При случае съест червячка или погибшую рыбку. У водолюба много врагов. От одних он защищается, выбрасывая чёрную густую жидкость, от других — пугающим поскрипыванием.

На дне водоёмов живут раки. Они выполняют роль санитаров, поедая остатки мёртвых растений и животных.


Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело прикрывает раковина, состоящая из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

На водных растениях живут растительноядные улитки — прудовики и катушки.


Постоянные обитатели пресных водоёмов — рыбы. Наиболее часто встречаются карась, лещ, сазан, плотва, пескарь, щука.


В прибрежной части кормятся лягушки. На них охотятся ужи.

По берегу в зарослях тростника и других растений строят гнёзда дикие гуси и утки. Они питаются зелёными частями растений, семенами, улитками и насекомыми. Цапли — крупные птицы с длинным и острым клювом — охотятся на лягушек, рыб, ужей.


Среди обитателей водоёмов есть бобры, ондатры, выдры. Все они хорошо плавают и ныряют. У них густой, смазанный жиром мех, который не пропускает воду.



Плотины устраиваются из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах. В качестве строительного материала могут быть использованы даже камни.

Бобры питаются растительной пищей: корой и побегами деревьев, травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, рогозом, тростником и др.)

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий они перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

Ты уже знаешь, как вредит всему живому загрязнение воды. Поэтому не бросай в воду бутылки, консервные банки, камни и другой мусор. Это опасно не только для обитателей водоёмов, но и для людей, которые в нём купаются. Не оставляй мусор на берегу, оттуда он может попасть в воду.

Но задуматься стоит не только над проблемой чистоты водоёмов.

Многие красивые, интересные растения и животные, обитающие в водоёмах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кувшинку и кубышку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем беречь лягушек и головастиков!

Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь тоже участвовать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду порой бывает очень опасно.

Весной принимай участие в другой работе — спасении мальков. После весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, их вылавливают и переносят в банках или вёдрах в безопасные места.

Читайте также: