Жизнь в пресных водоемах 4 класс окружающий мир конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
Знаниями о луге поделитесь, друзья.
Каждый дома трудился не зря.
— Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)
• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
• Он звонко поет. (Перепел.)
• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)
• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)
• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)
2. Тест
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения +
б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды
б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки +
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник +
б) ландыш, осока, ягель
в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла +
б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши -> совы
б) мятлик —> мыши —> совы
в) остатки растений —> дождевой червь —> трясогузка
3. Индивидуальное задание на карточке
(Работа с гербарием.)
— Среди данных растений выберите растения луга, растения леса.
— Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?
• Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)
• Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)
• Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)
Насекомые
Птицы
Звери
4. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?
— Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81?
(Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).)
- Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит —
Бурно жизнь кипит в нем.
Это пресный. (водоем).
(Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Беседа
— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)
— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)
2. Работа в парах
— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.
(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2 — 3 пар.)
3. Работа в группах
— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)
— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника.
(Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)
- Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена — колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.
— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради.
(Ученики записывают названия растений водоема, которые им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)
4. Самостоятельная работа
- Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)
— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.
— Кто смог правильно назвать всех животных водоема?
(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)
5. Работа по учебнику
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.
(Ученики читают статью.)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)
— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с загадками
Хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно.
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах.
А дом на спине? (Улитка.)
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Ловит лягушек. (Утка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 4 на с. 83.
(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная проверка.)
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.
VI. Физкультминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Моделирование
(Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для пресноводного сообщества.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля — рыбой.)
3. Работа по учебнику
— Приведите примеры неправильного поведения человека у воды. (Ответы детей.)
(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Выполните задание 7 на с. 85.
(Ученики формулируют и записывают правила поведения у воды, соответствующие знакам, добавляют свое правило.)
- Какое собственное правило вы сформулировали и отобразили в рисунке? (Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)
5. Работа в парах
— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.
(Заслушать 2—3 рассказа.)
- Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту проблему.
(Ученики высказывают свои предположения.)
— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)
6. Работа с CD
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры).
- Приведите примеры экологических связей луга.
2. Решить кроссворд и прочитать ключевые слова.
Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)
Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель)
На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел)
Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка)
Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк)
Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)
Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик)
Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский . (жук)
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)
Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон)
- Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга)
3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.
- Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?
Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный . (водоём).
- О чём будем говорить на уроке?
- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
ІV. Работа над новым материалом.
- Что такое водоём?
- Водоём – место скопления или хранения воды.
- Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные.)
- О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных)
- Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?
2. Показать на карте.
Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?
Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?
3. Работа с учебником.
Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.
Проверка. Что интересного узнали?
Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос)
4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?
- Дом для животных
- Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
- Пища для животных.
5. Самостоятельная работа.
По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.
- Кого можно увидеть на поверхности воды?
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка)
Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)
V. Обобщение знаний.
На поверхности воды
—> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки
—> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы
—> головастики лягушек и жаб
—> разные виды рыб
—> водоросли
—> моллюски: перловица, прудовик, катушка
—> речные раки
Связаны с водоёмами
—> птицы: утки, цапли
—> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры
Вывод по изученному материалу.
Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.
Жизнь пресного водоема
АВТОР: ШОРИКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ
Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.
Тема: Жизнь пресного водоема
Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.
ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;
развивающие:
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательные:
учить детей понимать красоту пресного водоема;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
Формируемые УУД:
Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;
Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные – приобретать новые знания, умения
I. Орг. момент ( 1 мин.)
Мы начнем урок с разминки
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам урок пора начать.
II. Актуализация опорных знаний
1. Тест (на карточках) (5 мин.)
1. На лугу растут:
А) только травянистые растения
Б) мхи и лишайники
В) кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
А) лебеди, рябчики, шелкопряды
Б) шмели, совы, глухари
В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
А) тимофеевка, клевер, нивяник
Б) ландыш, осока, ягель
В) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
А) жуков навозника и могильщика, дятла
Б) пчёл, кабанов, соек
В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
Б) мятлик→мыши→совы
В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка
Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в
III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)
— Посмотрите на экран. ( на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)
Слайд № 8
— Исключите лишнюю иллюстрацию.
— Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)
— Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)
— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)
Слайд № 9
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
Записываю на доску.
IV. Открытие нового знания
1. Беседа. (2 мин.)
— Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)
— А по составу воды? (пресные и соленые.)
— Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)
2. Работа в группах (10 мин.)
Класс поделим на три отдела.
Каждый отдел получает карточку – задание.
Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.
Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:
Какие растения растут в водоёмах?
Как приспособлены к жизни в воде и у воды?
Роль растений в водном сообществе. (В виде схемы)
Назовите животных водоёма.
Особенности жизни некоторых животных водоёма.
Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)
Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?
Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)
Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)
– Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).
— Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания
V. Включение нового знания в систему знаний
1. Моделирование. В парах (3 мин.)
— Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).
2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)
VI. Подведение итогов урока (2 мин.)
-КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?
-КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?
-ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?
-НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?
VII. Рефлексия (2 мин.)
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем еще надо поработать?
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)
-Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.
Какие растения растут в водоёмах?
Как приспособлены к жизни в воде и у воды?
Роль растений в водном сообществе. (В виде схемы)
Назовите животных водоёма.
Особенности жизни некоторых животных водоёма.
Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)
Человек
Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?
Данный урок формирует представления учащихся о жизни пресноводных водоёмов. Материал урока знакомит с разнообразным растительным и животным миром пресноводных водоёмов и их взаимоотношениями. Особое внимание уделяется правилам поведения, направленным на сохранение чистоты водоёмов и охрану их обитателей.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Жизнь в пресных водах"
Сегодня мы поговорим о пресноводном сообществе. В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы (растения, животные, бактерии). Они составляют природное сообщество.
У самых берегов пресных водоёмов, на мелководьях, возвышаются заросли растений с тонкими стройными стеблями и длинными листьями. На верхушке стебля находится один тёмно-коричневый початок. Он состоит из плодов, каждый из которых покрыт многочисленными волосками. Это растение в народе часто называют камышом. На самом деле растение называется рогоз. Его стебли очень гибкие и прочные.
Тростник такой же высокий, как и рогоз. Но листья у него более тонкие и узкие, а стебель внутри пустой. Вверху стебля находится густая метёлка тёмно-фиолетовых колосков. Листья тростника поворачиваются ребром к ветру, а стебель сильно сгибается, но не ломается.
В прибрежных зарослях водоёмов и на мелководье растёт стрелолист. Отличительной особенностью растения является форма надводного листа: он напоминает наконечник стрелы. В народе растение часто называют болотником или шильником.
В пресных водоёмах можно встретить одно из самых красивых растений — кувшинку. Кувшинку очень легко узнать по крупным белым цветам и округлым блестящим листьям, плавающим на поверхности воды. Листья растения прочные, покрыты восковым налётом, благодаря которому не смачиваются водой. Черешки у листьев длинные и гибкие, как резиновые трубки. Внутри они пустые и заполнены воздухом. Корни кувшинки расположены на дне. Цветки растения целый день поворачиваются за солнцем. А вечером закрываются и опускаются в воду. Утром бутоны снова всплывают на поверхность и раскрываются.
С кувшинкой часто путают вот это водное растение. Это кубышка.
Корни кубышки, как и кувшинки, расположены на дне водоёма, а цветы лежат на поверхности воды. Они имеют приятный аромат. Листья у кубышки двух видов: подводные (нежные, полупрозрачные, с волокнистыми краями) и плавающие на поверхности (жёсткие и кожистые).
Летом некоторые водоёмы затягиваются зелёным покровом ряски. Ряска — очень маленькое растение. Оно состоит из маленького плоского кружочка — стебля, плавающего по поверхности воды. Вниз свешивается корень. Корень не даёт растению перевернуться. Цветёт ряска очень редко, а размножается в основном кусочками стебля. Осенью ряска погружается на дно водоёма, там и зимует, а весной снова всплывает на поверхность воды.
В водоёме есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Это небольшое растение с ветвящимся стеблем, который сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро. Часто образует большие скопления, вытесняя другие растения.
В толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.
С растениями водоёма тесно связаны обитающие в нём животные. Водные растения выделяют кислород, необходимый всем живым организмам. Они очищают воду от загрязнения и служат пищей и убежищем для многих животных.
Пресные водоёмы — место обитания насекомых. Больше всего среди них комаров. Их личинки развиваются в воде.
Среди прибрежных растений обитает много стрекоз. Это очень красивые насекомые.
Их прозрачные сетчатые крылья переливаются на солнце всеми цветами радуги. Личинки стрекоз, как и комаров, развиваются в воде. Стрекозы — хищники. Чаще всего они питаются комарами, которых ловят на лету.
На поверхности воды можно увидеть хищных клопов-водомерок.
Они толчками скользят по гладкой водной поверхности на длинных тонких ножках. Водомерки охотятся на комаров и другую мелкую живность.
Жуки-вертячки кружатся на поверхности воды в поисках добычи. В случае опасности они быстро ныряют в воду и рассыпаются в разные стороны.
Передние ноги у вертячек длинные и тонкие. Они служат для захвата и удержания добычи. Задние похожи на короткие и широкие ласты.
Типичный обитатель водоёмов — жук-плавунец. Взрослые жуки и их личинки — прожорливые хищники. Они нападают на насекомых, мальков рыб и головастиков. Плавают, одновременно взмахивая обеими задними ногами, как вёслами.
Жук-водолюб – крупный жук, плавает медленно. В отличие от жука-плавунца, плывущий водолюб загребает ногами не одновременно, а поочерёдно. Жук-водолюб питается нитчатыми водорослями, мягкими и подгнившими растениями. При случае съест червячка или погибшую рыбку. У водолюба много врагов. От одних он защищается, выбрасывая чёрную густую жидкость, от других — пугающим поскрипыванием.
На дне водоёмов живут раки. Они выполняют роль санитаров, поедая остатки мёртвых растений и животных.
Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело прикрывает раковина, состоящая из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
На водных растениях живут растительноядные улитки — прудовики и катушки.
Постоянные обитатели пресных водоёмов — рыбы. Наиболее часто встречаются карась, лещ, сазан, плотва, пескарь, щука.
В прибрежной части кормятся лягушки. На них охотятся ужи.
По берегу в зарослях тростника и других растений строят гнёзда дикие гуси и утки. Они питаются зелёными частями растений, семенами, улитками и насекомыми. Цапли — крупные птицы с длинным и острым клювом — охотятся на лягушек, рыб, ужей.
Среди обитателей водоёмов есть бобры, ондатры, выдры. Все они хорошо плавают и ныряют. У них густой, смазанный жиром мех, который не пропускает воду.
Плотины устраиваются из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах. В качестве строительного материала могут быть использованы даже камни.
Бобры питаются растительной пищей: корой и побегами деревьев, травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, рогозом, тростником и др.)
В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий они перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
Ты уже знаешь, как вредит всему живому загрязнение воды. Поэтому не бросай в воду бутылки, консервные банки, камни и другой мусор. Это опасно не только для обитателей водоёмов, но и для людей, которые в нём купаются. Не оставляй мусор на берегу, оттуда он может попасть в воду.
Но задуматься стоит не только над проблемой чистоты водоёмов.
Многие красивые, интересные растения и животные, обитающие в водоёмах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кувшинку и кубышку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем беречь лягушек и головастиков!
Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь тоже участвовать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду порой бывает очень опасно.
Весной принимай участие в другой работе — спасении мальков. После весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, их вылавливают и переносят в банках или вёдрах в безопасные места.
Читайте также: