Жизнь в архейскую и протерозойскую эру 9 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Последовательность этапов развития органического мира. ароморфозы, архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_olga_nikolaevna.docx 39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

Виды деятельности учащихся, формы работы

Исследова-тельская и проектная деятельность

Повторение последовательности этапов развития органического мира;

Ароморфозы; архейская эра; протерозойская эра и палеозойская эра.

Предметные умения: сравнивать развитие форм жизни в разные эры.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД);

Познавательные : владеть приемами работы с информацией, осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; дополнять и расширять представления о биологических объектах;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные : составлять план последовательных событий эволюции

Учебные действия : отвечать на поставленные вопросы, выполнять задания.

Личностные умения : проявление интереса к изучению природы; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.

Слушают инструктаж учителя, выполняют задания

техноло-гическим картам и итоговую работу, заполняют таблицы, просматривают слайд-фильм, работают в группах, ведут обсуждение и подводят итоги урока.

Составляют краткий конспект,

Делают выводы по этапам развития жизни.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Краткий инструктаж к выполнению заданий.

5. Слайдовая программа (задание №2 – установить правильную последовательность эволюционных событий – взаимопроверка).

Физкультминутка (2 мин)

7. Контрольное задание (задание №4 – самопроверка)

8. Итоговое задание ( задание №5 – самопроверка)

9. Подведение итогов (задание №6 )

10. Домашнее задание.

12. Объявление оценок.

Учитель (вступительное слово)

Организационный элемент - 3 мин

УЭ – 2 А) ( составление плана конспекта) – 7 мин

Б) ( заполнение таблицы) – 8 мин

В) ( контрольная работа) – 5 мин

Итоги урока – 1 мин

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

Номер учебного элемента

Технологическая карта ( модуль) урока

Руководство по усвоению учебного материала учащимися

Интегрирующая цель: закрепить последовательность этапов развития органического мира; повторить основные ароморфозы в архее, протерозое и полеозое

Внимательно прочитайте цель урока

1. Запишите в тетрадь дату и название изучаемой темы;

а) первыми растениями на суше были псилофиты (1б);

б) в палеозойской эре появились все типы животных (1б)

в) первыми семенными растениями были плауны (1б);

г) птицы появились в протерозое (1б);

д) земноводные произошли от рыб (1б)

3. Проверьте свои ответы приложение №1 . Определите уровень ваших знаний по схеме: 5 баллов – высший уровень;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок биологии по теме "Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры"

Задачи: познакомить учащихся с хронологией развития живой природы и основными ароморфозами, происходившими в царствах животных и растений в архейскую и протерозойскую эры

I. Орг. момент (распределение учащихся на группы для дальнейшей работы)

II. Проверка исходных знаний

III. Новая тема

В рабочих тетрадях поставьте вариант и выполните тестовую работу. ( два варианта, которые раздаются заранее на парты).

А) Согласно современным представлениям о возникновении жизни, первые организмы были автотрофами. (1 балл)
Б) Первые фотосинтезирующие организмы в качестве источника водорода стали использовать воду. (1 балл)
В) Возникновению жизни на Земле предшествовал длительный процесс химической эволюции . (1 балл)
Г) Кислородный тип обмена веществ – энергетически невыгодный . (1 балл)

Взаимопроверка.

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга

Развитие жизни на Земле.

Итак, Земля только родилась и находилась в начальной стадии своего развития.

Самыми ранними породами, которые могли сформироваться на стадии этого бурного младенчества, были вулканические породы, но они не могли долго оставаться неизменными, ибо подвергались яростным атакам воды, тепла и пара. Земная кора прогибалась, и на них изливалась огненная лава. Следы этих ужасных сражений несут горные породы архейской эры – самые древние породы, известные нам сегодня. В основном это сланцы и гнейсы, залегающие в глубинных слоях и обнажающиеся в глубоких каньонах, шахтах, карьерах.

В таких породах – они образовались около полутора миллиардов лет назад – почти не встречается свидетельств жизни.

Историю живых организмов на Земле изучают по сохранившимся в осадочных горных породах остаткам, отпечаткам и другим следам их жизнедеятельности. Этим занимается наука палеонтология. Для удобства изучения и описания вся история Земли разделена на отрезки времени, имеющие различную длительность и отличающиеся друг от друга климатом, интенсивностью геологических процессов, появлением одних и исчезновением других групп организмов и т.д.

Названия этих отрезков времени греческого происхождения. Самые крупные такие подразделения – ЭОНЫ, их два – криптозой (скрытая жизнь) и фанерозой (явная жизнь). Эоны делятся на эры. В криптозое две эры – архей (древнейший) и протерозой (первичная жизнь). Фанерозой включает в себя три эры – палеозой (древняя жизнь), мезозой (средняя жизнь) и кайнозой (новая жизнь). В свою очередь, эры разделены на периоды, периоды иногда делят на более мелкие части.

hello_html_2f745f39.jpg

Схему необходимо после объяснения учителя перенести в тетрадь.

Далее по ходу рассказа учителя можно делать в тетрадь краткие записи событий, о которых рассказывает учитель.

По мнению ученых, планета Земля формировалась 4,5-7 млрд. лет назад . Около 4 млрд. лет назад стала остывать и затвердела земная кора, на Земле возникли условия, позволившие развиваться живым организмам.

Никто точно не знает, когда именно возникла первая живая клетка. Возраст самых ранних следов жизни (остатков бактерий), найденных в древних отложениях земной коры, около 3,5 млрд лет. Поэтому предположительно возраст жизни на Земле – 3 млрд. 600 млн. лет.

Самая древняя эпоха развития жизни – докембрийская (архей + протерозой) длилась невероятно долго: свыше 3 млрд лет. (с начала суток до 8 часов вечера).

Так что же происходило в то время?

К этому времени в водной среде уже были первые живые организмы.

Условия жизни первых организмов:

Исчерпание запасов питательных веществ

Развитие жизни зашло в тупик.

Но эволюция нашла выход:

Появление бактерий, способных с помощью солнечного света превращать неорганические вещества в органические.

Нужен водород => разлагают сероводород (для построения организмов). Зеленые растения получают его, расщепляя воду и выделяя кислород, но бактерии делать этого ещё не умеют. (Разлагать сероводород гораздо проще)

Ограниченное количество сероводорода => кризис в развитии жизни

Кислород – побочный продукт. Накопление кислорода → угроза жизни. ( Кислород необходим большинству современных видов, но он не утратил своих опасных окислительных свойств. Первые фотосинтезирующие бактерии, обогащая им среду, по сути дела отравляли её, делая непригодной для многих своих современников.)

С 11 ч утра – новое самозарождение жизни на Земле стало невозможным.

Содержание кислорода = 1 %.

Проблема – как бороться с возрастающим количеством этого агрессивного вещества?

Победа – появление первого организма, вдохнувшего кислород – возникновение дыхания.
(Организмы справлялись с угрозой кислорода несколькими путями. Одни (аэробы) научились дышать, т.е. получать энергию за счет кислородного окисления органики. Это защитило их от избытка кислорода и заодно уравновесило его поступление в окружающую среду за счет фотосинтеза. Другие (анаэробы) скрылись от опасного окислителя там, где его почти нет.

Жизнь в океане – защита от УФ лучей.
(В те времена на Землю шло жесткое воздействие УФ лучей и жизнь была возможна лишь в толще воды. Фотосинтез привел к резкому изменению химического состава земной среды. Пока выделение кислорода превышало его потребление, он накапливался в воде и атмосфере, что привело к другому важному для эволюции жизни последствию. В верхних слоях атмосферы молекулы кислорода (О 2 ) под действием космического излучения дают озон (О 3 ) , образующий сплошной слой в стратосфере и поглощающий опасную для живого часть излучаемого Солнцем ультрафиолета. )

Кислород => возникновение озонового слоя (смягчение излучения)

Конец докембрия (20 ч): разнообразные животные – медузы, плоские черви, губки, полипы. (мягкотелые, лишённые скелета)

Возникновение скелета – раковин, панцирей

НАЧАЛАСЬ НОВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА.

Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой. Необходимо просмотреть предложенную информацию и найти ответы на вопросы.

Жизнь возникла на Земле много миллионов лет назад. Что представляли собой первые живые организмы? Опишите их, учитывая строение, тип питания, способ дыхания.

Какие ароморфозы возникли в архейскую и протерозойскую эры? (Заполните схему)

Ответ: б, а, г, в, ж, д, е

С чем связана вспышка разнообразия живых организмов в протерозое?

Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока по биологии в 9 класс по теме : " Жизнь в архейскую и протерозойскую эру" разработана с учетом возрастных особенностей учащихся. Целями данной разработки являются :

  1. Познакомить учащихся с наукой палеонтологией , дать характеристику её методов;
  2. Познакомит с биологическими процессами, протекавшими в архейскую и протерозойскую эры, подчеркнуть их значимость;
  3. Заинтересовать учащихся проблемами палеонтологии; продолжить формирование взглядов о ценности всех форм жизни на Земле.При разработке конспекта урока ставятся ряд задач:
  1. Образовательная: рассмотреть основные этапы развития жизни в данные эры, показать значимость появления фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса;
  2. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с опорным конспектом, с текстом учебника; анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Муниципальное образовательное автономное учреждение

Конспект урока по биологии 9 класс по теме:

Автор разработки учитель биологии

Науменко Татьяна Петровна

город Оренбург, 2014

Познакомить учащихся с наукой палеонтологией , дать характеристику её методов;

Познакомит с биологическими процессами, протекавшими в архейскую и протерозойскую эры, подчеркнуть их значимость;

Заинтересовать учащихся проблемами палеонтологии; продолжить формирование взглядов о ценности всех форм жизни на Земле.

Образовательная: рассмотреть основные этапы развития жизни в данные эры, показать значимость появления фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса;

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с опорным конспектом, с текстом учебника; анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

- подготовка аудитории к работе

2) Проверка знаний:

Метод: Фронтальный опрос ( с. 77 учебника )

3) Мотивация учебной деятельности

4) Изложение нового материала

На доске слова : Прекрасно то, что мы видим, ещё прекраснее то, что мы знаем,

Но далеко превышает по красоте то , что нам не известно.

На нашем сегодняшнем уроке мы познакомимся с эрами Земли и подробнее

Остановимся на характеристике архейской и протерозойской эр.

Название эр: а) катархей- ниже древнейшего

Б) архей – древнейший;

В) протерозой- первичная жизнь.

История Земли разделяется на длительные промежутки времени – эры. Эры подразделяются на периоды , периоды на эпохи, эпохи на века. Разделение эры и периоды определяются существенными преобразованиями планеты: изменением соотношений суши и моря , интенсивными горообразовательными процессами.

? Как же можно узнать, что происходило в столь давние времена?

Есть наука, которая помогает ответить на эти вопросы это – палеонтология.

Учитель: Теперь более подробно поговорим о том , что происходило в архейскую и протерозойскую эру (эры скрытой жизни).

- выступление учащегося - архей

Учитель: Итак, к концу архея появляются первые колониальные водоросли, окаменелые остатки которых найдены в Австралии и Африке. Господство прокариот сменяется господством эукариот. Жизнь продолжалась более 900 млн. лет.

Весь период существования жизни на Земле можно разделить на 2 периода: докембрий, или криптозой (первичный период, 3,6 до 0,6 млрд лет), и фанерозой.

Фанерозой включает в себя палеозойскую (древняя жизнь), мезозойскую (средняя жизнь) и кайнозойскую (новая жизнь) эры.

Эти 2 периода развития жизни принято делить на более мелкие – эры. Границы между эрами – это глобальные эволюционные события, вымирания. В свою очередь эры делятся на периоды, периоды - на эпохи. История развития жизни на Земле связана непосредственно с изменениями земной коры и климата планеты.

Наиболее значительные события принято выделять в специальные интервалы времени – эры. Отсчет времени ведется в обратном порядке, от древнейшей жизни до новой.

  1. Архейская.
  2. Протерозойская.
  3. Палеозойская.
  4. Мезозойская.
  5. Кайнозойская.

Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры включают в себя периоды развития. Это более мелкие отрезки времени, по сравнению с эрами.

  • Кембрийский (кембрий).
  • Ордовикский.
  • Силурийский (силур).
  • Девонский (девон).
  • Каменноугольный (карбон).
  • Пермский (пермь).
  • Триасовый (триас).
  • Юрский (юра).
  • Меловой (мел).
  • Нижнетретичный (палеоген).
  • Верхнетретичный (неоген).
  • Четвертичный, или антропоген (развитие человека).

Развитие органического мира

Начало, продолжи-тельность

Климат и среда

Развитие растительного мира

Развитие животного мира

1. Архейская

( эра древнейшей жизни)

3500 млн лет назад

Активная вулканическая деятельность, анаэробные условия жизни в мелководном древнем море. Развитие кислородосодержащей атмосферы.

Возникновение жизни на Земле. Появление первых клеток. Сине-зеленые, бактерии, зеленые одноклеточные водоросли.

2. Протерозой-ская (эра ранней жизни)

2600 млн лет назад (2000 млн лет)

Поверхность – голая пустыня. Климат холодный, частые оледенения. Содержание кислорода в атмосфере в конце эры – 1%. Активное образование осадочных пород.

Распространены одноклеточные зеленые водоросли.

Возникли все типы беспозвоночных животных. Распространены: простейшие, кишечнополостные, губки, черви, предки трилобитов и иглокожих. Появление бесчерепных.

3. Палеозой-ская (эра древней жизни)

570 млн лет назад

Оледенение сменяется вначале умеренным влажным, а затем сухим теплым климатом. Активное наступление моря. В ордовикском периоде освобождение от воды значительных территорий. Интенсивное горообразование. Частая смена климата. Возникновение первых коралловых рифов. В девоне - оледенение. Полное освобождение от моря Сибири и Восточной Европы. В каменноугольном периоде всемирное распространение лесных болот. Обширное оледенение южных континентов. Резкая зональность климата.

Дивергентная эволюция водорослей, возникновение многоклеточных форм. В конце силурийского периода – выход на сушу – появление псилофитов. Возникновение основных групп споровых растений: Плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных. Семенные папоротники.

Возникновение грибов. Появление первых хвойных в каменноугольном периоде.

Расцвет морских беспозвоночных, 60% - трилобиты. Появление организмов с минерализованным скелетом. Появление первых позвоночных – бесчелюстных. Господство трилобитов, иглокожих. Появляются древнейшие рыбы и скорпионы. Освоение животными суши.

В конце девонского периода – первые наземные позвоночные - стегоцефалы. Расцвет земноводных. Появление первых рептилий. Возникновение звероподобных пресмыкающихся.

4. Мезозойская (эра средней жизни)

230 млн лет назад

Ослабление климатической зональности, сглаживание температурных различий. Начало движения материков. Климат, вначале влажный, сменяется засушливым в области экватора. Движения континентов, формирование Атлантического океана. Во многих районах Земли похолодание климата. Отступление морей, поднятие суши. Интенсивные горообразовательные процессы.

Распространены папоротниковидные, хвощевидные, плауновидные. В триасе вымирают семенные папоротники. Распространены папоротники и голосеменные в юрском периоде. Появляется хорошо выраженная ботанико-географическая зональность. Появляются первые покрытосеменные растения.

5. Кайнозой-ская (эра новой жизни)

66 млн лет назад (66 млн лет)

Устанавливается теплый равномерный климат. Интенсивное горообразование. Движение континентов. Обособляются моря. Характерны неоднократные смены климата. Крупные оледенения Северного полушария.

Господство покрытосеменных растений. Состав флоры близок к современному, формируются ныне существующие сообщества.

Большое количество кораллов, моллюсков. Широко распространены костистые рыбы. Вымирают многие формы головоногих моллюсков. На суше среди позвоночных: хвостатые и бесхвостые земноводные, крокодилы, ящерицы, змеи и черепахи. Появляются многие отряды млекопитающих, в том числе приматы. Широкая дивергенция рыб. Расцвет насекомых. Появление и развитие человека. Животный мир приобретает современные черты.

Читайте также: