Конспект урока по обществознанию 8 класс моральный выбор это ответственность боголюбов по фгос

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса.

Основные понятия: моральный выбор, свобода. Ответственность.

Задачи урока:

  • Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.
  • Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.
  • Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Обеспечение потенциала:

  • коммуникативного - общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;
  • познавательного - усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;
  • ценностного - создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

Ход урока

Перед уроком учащимся предлагается самостоятельно сформировать 3 группы по 3-4 человека.

I. Организационный момент

(Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.)

(Слайд с Я.Корчаком)


Рассказ детей о Я.Корчаке. Вопрос: какой долг выполнил Корчак - общественный или моральный?

III. Изучение нового материала

Учитель: Всегда ли совпадает разумное и нравственное? Этот вопрос мы выделим как проблему урока, рассмотрим. ОБСУДИМ РАЗНЫЕ ситуации и попытаемся ответить на проблемный вопрос в конце урока.

Что мы вкладываем в понятие духовность? (внутренний мир человека, его мысли. Поведение. Отношение к жизни)

Вопросы: В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным? (Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями).

Рассказ о курьере (Джуссоев Влад или Магкоев Гия) О свободе выбора , о том, что мы несем ответственноть за свой выбор. Доказываем, что свобода - это ответственность и Свобода - это осознанная необходимость.

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

5. Организация работы в группах. Решение проблемных ситуаций

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом .

(Защита результатов групповой работы)

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно. Ведь одно дело знать нормы морали, а другое - действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (ответы учащихся)

Рассмотрим 2 проблемы: самоооценка и быть или казаться
(Слайд про Нерона).

(Самооценка) Главное поступки а не то, что мы говорим сами о себе.

(Быть или казаться)

Легче казаться честным, чем быть им. Для нормального человека унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе.

Моральный человек не позволит себе проступка или какой-то фальши, лицемерия, даже если наверняка об этом никто не узнает. Суд собственной совести для него превыше людского суда окружающих.

IV. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока

Мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками.

Или я расскажу вам об одном человеке - нашей землячке, уроженке г. Алагир Басиевой Чабахан (демонстрация слайда с ее портретом). Рассказ об ее подвиге.

Вопросы: Как вы оцениваете поступок Чабахан Басиевой? Аргументируйте свой ответ (Ответы учащихся). Почему Чабахан поступила именно так, а не иначе? Что чувствовала она в этот последний момент своей жизни, зная, что возможно казнят ее родных тоже, какими нормами морали руководствовалась? (Ответы учащихся). Разве ее поступок можно назвать разумным?

Ответы детей на вопрос: Этот поступок обладает высшей разумностью, ибо поддерживает в обществе саму идею чести, справедливости, готовности помочь попавшим в беду. Выигрывает не этот мужественный человек, а все общество: сохраняется его нравственный потенциал, основа его единства и целостности. Таковы смысл и цена жертв, которые приносят лучшие люди страны.

Итак наш вывод по поводу того совпадают ли разумное и нравственное?

Проведение тестовой работы с выставлением себе оценки.

V. Домашнее задание
Параграф 8.

Учитель: перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор.

Материал для обсуждения


В конце октября 1942-го года, немцы заняли Алагир. Здесь немцы хотели издавать газету на осетинском языке. Молодой учительнице Чабахан Басиевой предложили стать редактором. Ее пятнадцать раз вызывали на допрос, избивали, угрожали расстрелом. Но Чабахан отказалась помогать фашистам. Она была казнена вместе с матерью и братом.

Случай 1.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4.

Случай 2.

Во время уроков мальчики класса спрятали пенал одной из одноклассниц, и не вернули. Классный руководитель, узнав про это от другой ученицы, попыталась узнать правду у одного из участников инцидента. Она его просит признаться в содеянном проступке. Тот, ничем себя не выдавая, сделал вид что вообще ни причём. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься прослыть ябедой. Как поступить в такой ситуации?

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4.

Случай 3.

Команда нашей школы выступает на спартакиаде. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг выбирает в качестве замены именно тебя. Но ты знаешь, что впереди лазание по канату, а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4.

Случай 4.

Во время уроков мальчики класса спрятали пенал одной из одноклассниц, и не вернули. Классный руководитель, узнав про это от другой ученицы, попыталась узнать правду у одного из участников инцидента. Она его просит признаться в содеянном проступке. Тот, ничем себя не выдавая, сделал вид что вообще ни причём. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься прослыть ябедой. Как поступить в такой ситуации?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

«Моральный выбор-

Учитель МБОУ ООШ

Мкр. Керва г. Шатуры

План - конспект урока обществознания в 8 классе

Слайд № 1- Тема урока, план урока

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода. Ответственность.

Задачи урока:

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитание мотивов самосовершенствования.

Обеспечение потенциала:

коммуникативного – общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;

познавательного – усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;

ценностного – создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

I . Организационный момент.

( Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.)

III . Изучение нового материала.

Моральный выбор;

Свобода выбора;

Ответственность и свобода;

Критерии выбора

Моральные знание и поведение личности

☻ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Слайд № 2- постановка проблемы урока

Учитель: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя? Что такое моральный выбор ?

Учитель :Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Моральный выбор . С моральными нормами вы уже знакомы. Они дают образец правильного поведения. Однако не станете же вы всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У люден верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло — это грех, говорят они. Справедливо.

Владимир Шебзухов – на презентации другой текст

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ
автор Владимир Шебзухов

Индеец с внуком поделился
Старинной истиной одной.
К познаниям внучёк стремился
И. к мудрости, как таковой.

Поведал дед, что в человеке –
Борьба матёрых двух волков.
Один – за доброту на свете,
Другой – за царствие грехов!

Едва, на время, разбегутся,
Как вцепятся друг в друга вновь.
Один – чтоб месть подать на блюдце,
Другой – за мир и за любовь!

Довольствуясь таким вопросом,
И с мудрой хитростью в глазах,
(Поведал дед, видать, не просто
О двух волках), в ответ сказал:

Слайд № 4- почему человек по-разному ведёт себя?

Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом — морально, честно, по-доброму? Как вы понимаете слова мудреца?

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так поведет себя. Но выбирает он сам.

Учитель: Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое. Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральный и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

(Моральный выбор - это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральной отношение, но и действует в соответствии с этим выбором).

☻ Свобода выбора

Вопросы: В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным? (Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями).

А что такое свобода? В сущности это и есть возможность действовать по своему усмотрению. Но.

Свобода- возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

. Есть такая философская притча (мудрый рассказ) о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался.

О чем идет речь? Не просто, конечно, раскрыть смысл философской притчи. По нашему мнению, в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия — добрые или злые — и, конечно, нести ответственность за результат, тому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо -зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле и деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И еще: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек.

Короче говоря, на каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Вот таковы наши размышления о притче. (Подумай, может быть, ты предложишь свое толкование.)

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Слайд № 6- ответственность и свобода

В тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)

А что такое свобода? В сущности это и есть возможность действовать по своему усмотрению. Но.

Свобода- возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

Слайд № 7- критерии выбора

Критерии выбора

hello_html_m31cb8313.jpg

IV .Организация работы в группах. Решение проблемных ситуаций.

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом

Ситуация для анализа 1.

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 2.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 3.

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 4.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

V .Защита результатов групповой работы.

Слай № 8 самоусовершенствование

Учитель : Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно. Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (ответы учащихся). Большинство всегда право. Может быть в этом выход? (ответы учащихся).

hello_html_m74a8805b.jpg

Каждый человек выбирает сам! Человек лишь то, что он сам из себя делает.

☻ Моральные знания и поведение личности

Критический анализ собственных помыслов и поступков. Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актером, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актер он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.

Слайд № 9-Моральный выбор

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

Первая проблема оценки и самооценки.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

VI . Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

Учитель: перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор (Приложение 3).

VII . Домашнее задание.

Задание для совместного выполнения с родителями: На примере конкретной жизненной ситуации, которая произошла с вами или с вашими родными, покажите возможные варианты выбора и определите тот, который с точки зрения морали и ответственности предпочтителен.

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность. Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя.

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016.

  1. Моральный выбор
  2. Свобода – это ответственность.
  3. Моральные знания и практическое поведение личности.
  4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Личностно значимая проблема

Действительно ли настоящая ответственность бывает только личной?

М етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Моральный выбор, свобода, ответственность

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные : планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные : стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные : самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Беседа по изученному материалу.

В начале урока учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? Почему пошел на смерть Януш Корчак? В чем смысл его жизни? Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью?

Анализ притчи. Приложение 1.

- Действительно ли настоящая ответственность бывает только личной?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.

Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Работа с текстом учебника

Беседа с учащимися

Работа с текстом

Работа с текстом

Беседа с рассуждением

Всегда ли совпадает разумное и нравственное?

Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?

Так почему же человек в одном случае поступает аморально, а в другом честно, по-доброму?

В чем суть картины? На чем основан выбор? (на вере, патриотизме, чувству ответственности). Кутузов просчитывал, делал выбор на основе моральной оценки, т.е брал ответственность на себя. (Предопределено во внешних действиях. Моральный выбор - это внутренний выбор на основе внутренней среды и действий во внешней среде.)

Притча о птичке. Приложение 1.

Учитель: О чем притча? Где предопределение? Где свободный выбор? А на самом деле присущ ли выбор птице?

групповая проектная работа

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом (Приложение 3).

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек общественный находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Поэтому, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность.

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно? Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? Большинство всегда право. Может быть в этом выход?

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в рабочую тетрадь: Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, это внутренний выбор человека между моральным и аморальным.

Отвечают на поставленный вопрос

Читают, включаются в обсуждение ситуации.

Учащиеся работают с картиной и решают: Решение Кутузова было предопределено или это свобода выбора? Предопределено - т.е. нет выбора. Это свобода выбора

Учащиеся отвечают на вопросы:

Нет, выбор присущ только человеку. Именно человек делает свободный выбор опираясь на моральные ценности

На основе текста учебника формулируют определение данного понятия. Сверяют свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и записывают его в тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)

Цели и задачи: познакомить с проблемой морального выбора; определить соотношение свободы и ответственности в практическом поведении личности.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий моральный выбор, свобода, ответственность; характеризовать ответственное поведение; анализировать ситуации морального выбора; в результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода — это не вседозволенность, а ответственность за свои поступки; развивать навыки самооценки; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к моральным проблемам общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственного отношения к своим словам и поступкам.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовать самоконтроль и производить опенку совершаемых ею поступков:

2. Из двух суждений: а) моральный долг подразумевает ответственность человека перед обществом и собой; б) наличие морального долга свидетельствует о развитии личности:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Следование нравственным ценностям, осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике:

4. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе:

5. Внешний контролер исполнения человеком своего долга:

2) общественное мнение

6. Объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять:

1) общественный долг

3) правовая культура

4) механизм правового регулирования

7. Понимание морального долга как врожденного закона для человека близко к философским взглядам:

3) Иммануила Канта

8. Из двух суждений: а) совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия; б) совесть, как правило, осознается через чувство внутреннего дискомфорта или нарушение собственных нравственных правил:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Вставьте пропущенное слово.

Совесть — это глубокое осознание своего __________________ (долга) и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем — как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

1. Моральный выбор.

2. Свобода — это ответственность.

3. Моральные знания и практическое поведение личности.

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

— Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?

— Способен ли человек творить себя?

IV. Работа по теме урока

(Проверка выполнения задания.)

1. Моральный выбор

Мы часто сталкиваемся в жизни с проблемой выбора. Например, утром вы думаете, что съесть на завтрак, потом — как одеться в школу, а после окончания занятия задаетесь вопросом: делать ли уроки сейчас или отложить их на потом? С этими незначительными проблемами большинство справляется довольно легко. Затем вам придется задуматься о том, куда пойти учиться, где начать работать, как определить свой жизненный путь. Эти вопросы намного сложнее.

— Могли ли герои этих произведений поступить иначе?

— Почему человек в одном случае выбирает путь предательства, а в другом — поступает честно, морально?

Трудно не согласиться со словами известного поэта.

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже — как умею.

Ник кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Д. Левитанский)

2. Свобода — это ответственность

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумывалась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащенно биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно открыто. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе.

Вопросы к тексту

— Что такое свобода?

— Как связана свобода с моральным выбором?

— Что влияет на выбор?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить осознанный выбор?

— Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи?

Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и предвидеть их последствия.

Запись в тетради

Ответственность — способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

(Проверка выполнения задания.)

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д.

3. Моральные знания и практическое поведение личности

Предположим, человек знает, как надо правильно поступить в том или ином случае.

— Обязательно ли он будет поступать строго в соответствии с установленными правилами?

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Способен ли человек критически анализировать собственные помыслы и поступки? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

— Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Как надо оценивать человека — по словам или по его поступкам? Почему?

— Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра?

— Что для вас сложнее — суд собственной совести или порицание окружающих?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Попробуем провести анализ различных ситуаций.

1. Определить проблему выбора.

2. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность).

3. Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант.

4. Обосновать свое решение.

(Задание может выполняться индивидуально и в группах.)

Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите?

Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите?

Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учитель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите?

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?

1) Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все- таки выбираю (Ж-П. Сартр).

2) Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один (Ф. Искандер).

3) Нравственность — это разум сердца (Гегель).

4) Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни (П. Бауст).

3. Работая в паре, проанализируйте пословицы и поговорки. Выберите одну из двух предложенных. Один учащийся должен объяснить, с какими моральными принципами согласуется эта пословица или поговорка и почему именно она была выбрана. Второй ученик поясняет, почему другая пословица или поговорка не была выбрана и с какими моральными принципами она вступает в противоречие.

1) Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернется.

2) Копейка рубль бережет. Деньги надо тратить, а не копить.

3) Делу — время, потехе — час. Работа не волк, в лес не убежит.

4) Спасибо в карман не положишь. Доброму делу добрая память.

Подведем итоги нашей работы. Продолжите фразы.

• Моральный выбор для меня — это.

• На этом уроке я узнал (а), что.

• Для меня было открытием, что.

1. Прочитать § 9 учебника.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Моральный выбор и ответственность"

Что такое свобода?

Человек, в отличие от животных, – свободное существо. Вряд ли вы станете спорить с этим утверждением.

Но почему же животных нельзя назвать свободными? Ведь они вольны бежать в любую сторону, если, конечно, человек не посадил их в клетку. Животных не сдерживают никакие правовые нормы или правила этикета. Если, например, щенку надоедает сидеть на одном месте и смотреть в одну точку, он может перейти на другое.


Вам же весьма проблематично уйти из класса до звонка, если тема урока перестала вас интересовать. Так кто же из вас свободнее?



Вы открываете холодильник, а там лежат только куриные яйца. Вы можете знать рецепты приготовления множества вкусных блюд, но приготовить вы сможете только яичницу или эти самые яйца сварить.

Если в холодильнике очень много разных продуктов, но вы не представляете, каковы они на вкус, потому что никогда раньше их не пробовали и даже не видели. Что вам с ними делать? Продуктов много, и все они вам известны, только все они не съедобны, а может быть и ядовиты для человека. Нет, завтрак из них, разумеется, можно приготовить. Вот только вряд ли когда-нибудь еще вам придется есть.

Если в холодильнике, кроме уже упомянутых яиц, вы увидите масло, сыр, хлеб, молоко или йогурт, колбасу, овощи и фрукты, то проблем с приготовлением завтрака у вас, наверняка, не будет. Вы сможете выбрать те блюда, которые вам больше нравятся, которые вы умеете готовить, или те, которые наполнят вас силой и энергией на весь учебный день.


Не потому, что борются с действием законов природы, а потому что познают их. В нашем примере, определив силу земного притяжения, рассчитали, какую скорость необходимо придать ракете, чтобы она смогла его преодолеть.

Наши действия зависят также и от законов общества, в котором мы живем. Вы уже не раз вспоминали, что человек не может стать человеком в полном смысле этого слова, то есть личностью, вне социума. Но в обществе наши желания, цели, интересы неизбежно сталкиваются с желаниями, целями, интересами других людей.


И если не будет правил, норм, законов, каким-то образом регулирующих эти противоречия, наступит хаос, нормальное развитие и личности, и общества в целом станет попросту невозможным. Пока мы не познаем правил, по которым живет социум, мы не сможем стать его полноценными членами, действовать свободно, зная из чего выбираем. Именно в усвоении законов общественной жизни и заключается сущность социализации человека.

Проблема морального выбора

Особую роль осознанность выбора играет, когда речь идёт о моральных нормах. Их главное отличие от законов или правил этикета как раз и заключается в том, что их выполнение зависит не от внешних стимулов, а от внутренних побуждений человека.


Когда обиженному жителями города приезжему захотелось отомстить, он ударил по самому святому для горожан: их непоколебимой уверенности в своем нравственном превосходстве. Он создал соблазн, да какой!



Животные действуют по программе, заложенной в них природой. У них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности. Поэтому их действия не могут быть нравственными или безнравственными. А у человека этот выбор есть, и поэтому он свободен.

Свобода и ответственность

Но если мы делаем нравственный выбор сами, свободно, то и ответственность за этот выбор лежит только на нас. Свобода без ответственности – это произвол, распущенность.

Как научить человека быть ответственным? Может быть, стоит больше времени уделять изучению нравственных норм, вводить уроки морали, как это делают в школах некоторых государств Азии? Но знание моральных норм вовсе не гарантирует того, что человек всегда будет их выполнять.


Её задачей было пресечение преступлений, связанных с нарушением общественной нравственности. Отделы полиции нравов борются, например, с проституцией, осуществляют надзоры за увеселительными и питейными заведениями, а также заведениями, проводящими азартные игры.


Но любая полиция, какими бы полномочиями она не обладала, ведёт борьбу не с самими безнравственными взглядами и принципами, а только внешними их проявлениями.

То есть, единственной гарантией моральности человека является лишь он сам, его желание и умение поступать морально. Только сам человек знает, чем на самом деле руководствовался, когда совершал тот или иной поступок. Правда, иногда нам хочется скрыть это знание от самих себя, потому что наши мотивы противоречили нашим нравственным принципам. Нужно быть достаточно смелым, для того чтобы разобраться в себе. Вполне вероятно, что за многое нас будет мучить совесть. Но это единственная возможность стать свободным и ответственным.

Читайте также: