Конспект заседания мо классных руководителей

Обновлено: 06.07.2024

Основные направления в работе классных руководителей в учебном году. Ознакомление с планом воспитательной работы.

Утверждение плана работы МО классных руководителей на уч.год.

Обновление тем самообразования классных руководителей.

Выявление проблемных зон в работе классного руководителя. Разное.

Август

2

Система воспитательной работы в рамках нового Закона об образовании и в контексте

Круглый стол на тему:

1.Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей.

2 Формирование у учащихся здорового образа жизни.

4. Особенности воспитательной работы с учащимися среднего звена в адаптационный период.

Инклюзивный подход в образовании и воспитании.

Выявление актуальных проблем детей с целью определения образовательного и воспитательного маршрута развития

Внедрение современных педагогических технологий (технологий поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс и др.) в работу классного руководителя.

Адаптация учащихся с ОВЗ в социум через вне учебную деятельность.

Ноябрь

3

Инкультурация школьника как способ социализации личности.

Семинар на тему:

1.Культура общения подростков в семье.

2.Организация совместной деятельности между родителями и классным руководителем для воспитания нравственной личности подростка.

3.Проблемы переходного возраста у детей и подростков.

4. Воспитание толерантности.

Решение задач социализации и инкультурации учащихся - приоритетная социальная функция школы.

Системность и целенаправленность работы по воспитанию навыков и привычек культурного поведения - эффективное условие повышения уровня культуры школьников.

Объединение усилий родителей и классного руководителя, как единого воспитательного пространства “семья-школа”,с целью формирования культурной компетентности у ребенка.

Январь

4

Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей.

Обмен опытом по теме :

1.Духовно-нравственное воспитание учащихся.

2.Воспитание сознательной дисциплины у учащихся на уроках и во внеурочное время.

3 Ценностные приоритеты патриотического воспитания уч-ся в современной школе. Активные формы воспитательной работы с учащимися.

4 Формирование у учащихся здорового образа жизни.

Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Самообобщение опыта работы по теме самообразования и презентация своего опыта на МО.

Март

Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.

Анализ деятельности МО за год обсуждение перспективного плана работы на новый учебный год

Итоги работы классных коллективов за истекший период.

Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива.

Перспективы работы МО на следующий учебный год.

Консультации для классных руководителей.

1 четверть: сентябрь - октябрь

1. Должностные обязанности классного руководителя.

2. Выбор темы для самообразования.

3. Организация жизнедеятельности классного коллектива (помощь в

сентябрь

Заместитель директора по ВР

1. Учёт индивидуальной работы с учащимися.

2. Занятость учащихся, организация классного самоуправления.

3. Организация работы с родителями

октябрь

2 четверть: ноябрь - декабрь

1. Анализ учебной деятельности в классе.

2. Формы отчётов по классу.

ноябрь

Заместитель директора по ВР

1. Вопросы диагностики и мониторинга результатов воспитанности.

2. Анализ воспитательной работы классного руководителя за 1

декабрь

3 четверть: январь - февраль - март

1. Работа по темам самообразования.

2. Мониторинг уровня воспитанности личности школьника.

январь

Заместитель директора по ВР

1. Классный час. Как сделать его интересными и содержательными?

2. Контроль охвата кружковой работой учащихся класса.

февраль

1. Диагностика развития классного коллектива.

2. Создание портфолио классного руководителя.

март

4 четверть: апрель - май

1. Портфолио ученика как оценка его деятельности

2. Работа по профессиональной ориентации учащихся.

апрель

Заместитель директора по ВР

1. Анализ воспитательной работы с классом за год.

2. Намётки планирования (программы воспитания)

май

В течение года:

1.Проведение классными руководителями открытых мероприятий с приглашением родителей.

2.Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

3.Знакомство с новыми методами и формами организации ВР в классном коллективе.

4.Дальнейшее пополнение методической копилки по различным направлениям. Совместная деятельность администрации школы и классных руководителей и родителей по изучению развития личности в классном коллективе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Заседание МО классных руководителей 10.03.2017 года на тему:

Портрет выпускника начальной школы – правила здорового и безопасного образа жизни.

В последние годы из уст первых лиц страны звучат призывы к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Дети – это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья, роста и развития будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в России.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из условий обеспечения качества образовательного процесса является создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды.

Здоровый образ жизни – это воспитание культуры здоровья с раннего возраста.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей(слайд2).

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении.

Исходя из этого, требуется соответствующая здоровьесберегающая организация всей жизни образовательного учреждения, включая инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Проследим, как задачи программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуются в нашей школе…

Каких детей мы имеем…

Не всегда адаптация первоклассников проходит бесследно для их здоровья. Подчас дети начинают чаще болеть.

На здоровье школьников влияет интенсивность образовательного процесса, увеличение количества стрессовых ситуаций. Дети мало гуляют, тратят много времени на приготовление домашних заданий.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Как же в нашей школе решаются проблемы детского здоровья?

В школе разработана и претворяется в жизнь Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает: наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

•организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

•оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

•наличие помещений для медицинского персонала;

•наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопед, учителя физической культуры, психолог, медицинский работник).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

•соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

•использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

•введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

•строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

•индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

•ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы ,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

•полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

•рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

•организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

•организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

•регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

Внеурочная деятельность

Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Ожидаемые результаты работы по программе:

- правила дорожного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

Беседы и классные часы на темы здоровьесбережения проходят регулярно, фиксируются в специальных журналах.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (Род. собр по здоровью)

Традиционное общее родительские собрания.

с привлеченим медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий .

Цель: Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.

1. Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;

2. Организация информационно-методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;

3. Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;

4. Использование информационных технологий в воспитательной работе.

Функции МО классных руководителей:
1. Методическая
2. Организационно-координационная
3. Аналитическая

- организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов;

- координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе;

- вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся;

- оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

1. Положение о классном руководстве. Должностная инструкция.

2. Папка воспитательной работы классного руководителя.

3. Документация классного руководителя.


Портфель классного руководителя:

1. План воспитательной работы

2. Диагностические материалы

3. Протоколы родительских собраний

4. Методические материалы

5. Копилка воспитательных мероприятий

ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Вопросы, обсуждаемые на МО

Время проведения

Ответственные

Заседание № 1

Август 2018

Тема : Организация системы деятельности классного руководителя в 2018/2019 учебном году

Цель : Обеспечить нормативно -методическое сопровождение воспитательного процесса. Рассмотреть аспекты организации воспитательной работы классных руководителей на современном этапе. Обсудить план работы на 2018/2019 уч. год.

Форма проведения : инструктивно-методический семинар

Вопросы для обсуждения:

2.Общие требования к ведению документации классного руководителя.

3.Функциональные обязанности классного руководителя.

4.Утверждение плана работы МО классных руководителей на 2018/2019 учебный год.

5.Утверждение тем по самообразованию классных руководителей

Зам.директора по ВР

Заседание № 2

Октябрь 2018

Тема : Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями.

Цель: овладение классными руководителями новыми методами и приемами воспитания

Форма проведения : круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1. Методика урегулирования межличностных отношений учащихся.

2. Работа классного руководителя с трудными семьями.

3.Приемы и методы диагностики учащихся и их семей.

4. Изучение новых подходов к проведению родительских собраний.

5. Инновационные методы воспитательной работы

Зам. директора по ВР.

Заседание № 3

Декабрь 2018

Тема : Педагогика поддержки ребёнка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся. Совершенствование воспитательно-профилактической работы.

Цель : формировать у классных руководителей установку на необходимость педагогической поддержки в работе с детьми девиантного поведения;

Форма проведения : психолого-педагогический семинар

Вопросы для обсуждения:

1.Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися на различных видах учёта.

2.Методы комплексной диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям

3.Работа классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в семье.

Зам. директора по ВР

Заседание № 4

Февраль 2019

Тема : Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания.

Цель: развитие у учащихся стойкой гражданской позиции, воспитание чувств патриотизма, любви к своей Родине, своему краю; совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма - как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности

Форма проведения : круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1. Патриотическое воспитание – великое дело: им решается участь человека;

2. Резервы современного патриотического сознания;

3. Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции учащихся

4. Патриотическое воспитание в рамках ОУ;

5. Урок мужества (серия открытых классных часов по патриотическому воспитанию);

Замдиректора по ВР

Замдиректора по ВР

Заседание № 5

Цель : обмен опытом, анализ воспитательной работы за год, выработка эффективных направлений работы на следующий год.

Форма проведения : круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ воспитательной работы за год.

2. Подведение итогов работы МО за 2018/2019 уч. год. Определение задач и планирование работы на следующий учебный год.

4.Организация летнего отдыха учащихся.

Замдиректора по ВР

Протокол № 1

заседания МО классных руководителей

от 07 сентября 2017 года

Присутствовало 14

Отсутствовало: 1

1. Анализ работы методического объединения классных руководителей за 2016-2017 учебный год.

2. Утверждение плана МО классных руководителей на 2017-2018 учебный год.

3.Задачи школы, основные направления воспитательной работы.

4.Планирование воспитательной работы в школе и классе.

5.Информация о нормативных документах в помощь классному руководителю.

6.Определение темы самообразования класса

Ход заседания:

1. По первому вопросу выступила руководитель МО Потурецкая В.А., зачитав анализ воспитательной работы за 2015-2016 уч. год. В нем были отмечены положительные стороны и недочёты, которые необходимо учесть в этом учебном году.

2. В своем выступлении Темергалиева Ф.С. рассказала об особенностях воспитательной системы школы в 2017-2018 учебном году. Обратила внимание на список мероприятий.

3. Руководитель МО Потурецкая В.А. ознакомила присутствующих с планом работы МО классных руководителей на 2017-2018 уч. год. Были освещены приоритетные задачи работы на предстоящий учебный год.

Потурецкая В.А. ознакомила с графиком проведения заседаний МО классных руководителей и планом контроля.

4. Классным руководителям был предоставлен список мероприятий, которые планируется провести на I полугодие, были разьяснены задачи школы, основные направления воспитательной работы.

5. Классные руководители были ознакомлены с едиными требованиями по составлению плана ВР в классе.

6. Были определены темы самообразования классов.

1. Утвердить план работы МО на 2017-2018 учебный год.

2. Изучить методическую литературу по вопросу современного воспитания в общеобразовательной школе.

3. Классному руководителю, приступившему к планированию воспитательной деятельности с классным коллективом, необходимо умение знать специфику своего класса, обосновать цели и задачи воспитательной работы.

При составлении планов воспитательной работы использовать пошаговую технологию:

Ø Определение специфики класса, обоснование целей и задач воспитательной работы.

Ø Анализ воспитательной работы с классом в прошлом году.

Ø Определение ожидаемых проблем воспитательной работы с классом в текущем году.

Ø Обоснование средств, форм и способов воспитательной работы с классом.

Ø Учет и анализ индивидуальных особенностей детей.

Ø Определение специфики работы с родителями.

Ø Определение критериев и способов оценки реализации целей и задач воспитательной работы.

4. Создать папки классных руководителей по единому образцу, представленному заместителем директора по ВР

5. Утвердить план воспитательной работы до 21.09.2017 г.

6. Активно сотрудничать с педагогом - психологом в течение учебного года.

Руководитель МО Потурецкая В. А.

заседания МО классных руководителей

Присутствовали: Заместитель директора по ВР, руководитель МО, педагог – психолог, 14 классных руководителей,

Тема: Взаимосвязь с родителями, классными руководителями, социум.

Цель: Формирование у классных руководителей установки на применение технологий педагогики поддержки учащихся.

Форма работы: психолого-педагогический семинар.

Повестка дня:

1. Пути освоения учителями технологии педагогической поддержки.

2. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства.

3. Субъективная позиция родителей – важный фактор формирования воспитательного пространства школы.

4. Формы взаимодействия педагогов и родителей.

5. Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями.

По первому вопросу слушали Потурецкую В.А.- руководителя МО классных руководителей: В настоящее время перед учеными и практиками стоит принципиально новая для российского образования задача: создание системы педагогической поддержки детей. Логика развития личностно-ориентированного образования требует разрешения важной инновационной проблемы: пересмотр системы организации не только учебного процесса, но и иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании и в жизни. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности и нормы, культуру поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка. (Доклад прилагается).

По четвёртому и пятому вопросу слушали Доможилкину В.В., заместителя директора по воспитательной работе:

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.
Так основными задачами классного руководителя являются:
формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка; организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива; обеспечение благоприятного психологического климата в классе. (Доклады прилагаются).

1. О беспечить учащимся помощь в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а так же помощь в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

2. Создать условия для успешности детей, поддержки со стороны значимых людей, школы, устойчивость нравственных ценностей и мотивации к положительным изменениям.

3. Р азвивать у родителей положительное отношение к школе, обучению детей, доверие к учителю; укреплять авторитет родителей в семье; помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях; тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

4. Ф ормировать классный коллектив как воспитывающую среду, обеспечивающую развитие каждого ребенка; организовать все виды групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива; обеспечить благоприятный психологический климат в классных коллективах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • научности – т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;
  • гуманитаризации – основой содержания образования является человек;
  • системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы;
  • актуальности и востребованности, т.е. направленности на животрепещущие профессионально значимые проблемы;
  • культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной, профессиональной, общечеловеческой

культуры народов России и региональной культуры.

Методическая работа должна соответствовать реальным задачам конкретной школы и иметь практическую направленность.

Содержание методической работы должно разрабатывается на проблемно – диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, создании методической службы и управлении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов – воспитателей. Повышение профессиональной компетентности учителя в воспитании требует системы методических мероприятий.

Цель МО классных руководителей:

  • Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.
  • Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
  • Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
  • Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя.
  • Развитие творческих способностей педагога.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации переподготовки работников образования

(ОГБОУ ДПО УИПК ПРО)

Кафедра воспитательных проблем образования.

Методическое объединение классных руководителей – одна из форм методической работы в школе

Слушатель группы В-7

Никифорова Людмила Михайловна

по воспитательной работе

МОУ Старомайнская СОШ №2

1.Формы совершенствования и развития профессиональных Знаний…….4

2.Методическое объединение классных руководителей …………………. 6

2.1 Структура проведения заседания МО…………………………………7

2.2 Основные задачи МО классных руководителей……………….…..…7

2.3 Функции МО классных руководителей……………………………. 7

2.4 Документация МО классных руководителей…………………….…. 8

2.5 Структура плана МО классных руководителей………………………8

2.6 Функциональные обязанности руководителя МО……………………9

2.7 Тематика занятий МО классных руководителей……………………..9

3.Диагностика воспитательной работы классного руководителя…….…. 10

4.Педагогические игры и упражнения……………………………………. 16

научности – т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;

гуманитаризации – основой содержания образования является человек;

системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы;

актуальности и востребованности, т.е. направленности на животрепещущие профессионально значимые проблемы;

культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной, профессиональной, общечеловеческой

культуры народов России и региональной культуры.

Методическая работа должна соответствовать реальным задачам конкретной школы и иметь практическую направленность.

Содержание методической работы должно разрабатывается на проблемно – диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, создании методической службы и управлении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов – воспитателей. Повышение профессиональной компетентности учителя в воспитании требует системы методических мероприятий.

Цель МО классных руководителей:

Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.

Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.

Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.

Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя.

Развитие творческих способностей педагога.

1.Формы совершенствования и развития профессиональных

Заместителю директора по ВР необходимо знать не только профессиональные затруднения каждого классного руководителя. Но и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и формы методической помощи, в которой он нуждается, которые наиболее соответствуют его способностям, опыту и навыкам. При этом выявляются положительные моменты в работе педагогов, которые следует распространять. Знакомство с опытом воспитательной работы классных руководителей, с их профессиональными затруднениями можно организовать через собеседование, наблюдение, анкетирование. Можно предложить следующие вопросы для анкетирования классных руководителей:

какие направления в работе с детьми вам особенно удаются;

с какими новыми педагогическими технологиями вы знакомы, какие из них применяете на практике;

какими методическими находками вы можете поделиться с коллегами;

испытываете ли вы затруднения при анализе или планировании воспитательной работы;

какие у вас отношения с детьми: хорошие, удовлетворительные, конфликтные;

что у вас не получается в работе с детьми, почему, по-вашему мнению, не получается;

нужна ли вам помощь педагога психолога, администрации в организации работы с детьми.

Собранный в результате анкетирования, собеседований и наблюдений материал, является основой для составления картотеки по педагогическим кадрам, позволит выявить положительный опыт, а также затруднения некоторых классных руководителей. Неуверенность многих классных руководителей при работе с детьми в современных условиях приводит к нежеланию заниматься с ними, к конфликтам. Отсюда следует вывод о важности теоретической и методической грамотности классных руководителей. Рассмотрим некоторые формы совершенствования и развития профессиональных знаний классных руководителей. Интересны и эффективны такие формы, как педагогическая или творческая мастерская. Главное условие деятельности такой мастерской – наличие мастера, который владеет важным, быть может, уникальным опытом, методиками, технологиями. В качестве примера можно выделить следующие формы:

Мастер - класс. Это не открытый урок, это показ мастером наиболее удачных элементов урока, серии уроков и других видов педагогической деятельности.

Педагогическая гостиная. Защита педагогами своих воспитательных концепций, программ.

Фундаментальные проблемы воспитания, результаты экспериментальной воспитательной работы могут решаться при проведении педагогических чтений, научно – практических конференций, панорамы педагогических идей, дидактической трибуны, коллективных размышлений. Вполне доступны каждой школе семинары, лекции, тренинги, организационно – деятельные игры, индивидуальные и групповые консультации по проблемам воспитательной работы.

2.Методическое объединение классных руководителей.

Методическое объединение (МО) классных руководителей – одна из форм методической работы в школе, дающая прекрасные возможности для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

МО классных руководителей разрабатывает на учебный год воспитательную проблему и на своих заседаниях обсуждает отдельные аспекты. В результате члены МО определяют содержание и методику реализации выбранной проблемы, знакомятся с опытом друг друга, вырабатывают единую педагогическую стратегию.

На заседания МО выносятся два-три выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым разрабатываются определенные рекомендации:

надо отметить положительный опыт (пример положительного опыта)

отметить недостаточную работу по (пример недостаточной работы)

обсудить интересный опыт (пример интересного опыта)

Помимо выступлений по теме на заседаниях МО могут проводиться обзор новейшей методической литературы и достижений педагогической науки, решаться текущие вопросы. На заседании обсуждаются результаты посещения членами МО открытых внеклассных мероприятий.

Заседания МО классных руководителей проводится не менее одного раза в учебную четверть.

2.1 Структура проведения заседания МО

Вступительное слово руководителя МО о проблеме и цели заседания.

Выступления по теме заседания.

Обмен опытом работы классных руководителей.

Обзор методической литературы.

2.2 Основные задачи МО классных руководителей:

Повышение теоретического, научно – методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики, воспитательной работы.

Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.

Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

Изучение, обобщение и использование в практике передового опыта классных руководителей.

Оказание практической помощи педагогам в организации воспитательной работы с учащимися.

2.3 Функции МО классных руководителей:

Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.

Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.

Вырабатывает и регулярно координирует принципы воспитания и социализации учащихся.

Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.

Обсуждает социально – педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.

Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

2.4 Документация МО классных руководителей:

Список членов МО.

Годовой план работы МО.

Протоколы заседаний МО.

Аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, -

тематического административного контроля (копии справок, приказов).

Инструктивно – методические документы.

2.5 Структура плана МО классных руководителей:

Анализ работы МО за прошлый учебный год.

Педагогические задачи МО.

Календарный план работы МО (план заседаний, график открытых мероприятий).

Повышение профессионального мастерства классных руководителей (темы самообразования кл. руководителей; участие в курсах повышения квалификации; подготовка творческих работ, выступлений, докладов; работа по аттестации педагогов).

Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.

Участие в тематическом и профессиональном контроле.

2.6 Функциональные обязанности руководителя МО

Руководитель МО утверждается директором школы. Он избирается из числа самых опытных и уважаемых в коллективе классных руководителей.

Руководитель МО классных руководителей отвечает:

за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности МО;

за своевременное составление документации о работе объединения и проведенных мероприятиях.

Совместно с заместителем директора по воспитательной работе отвечает:

за соблюдение принципов организации воспитательной работы;

за выполнение классными руководителями функциональных обязанностей;

за повышение научно – методического уровня воспитательной работы;

за совершенствование психолого–педагогической подготовки классных руководителей.

взаимодействие классных руководителей между собой;

открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания МО;

изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;

консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;

принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей.

2.7 Тематика занятий МО классных руководителей.

Стратегия взаимодействия с ребенком.

Проблемы детей и проблемы взрослых, как их различить?

Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки его.

Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребенка.

Индивидуальный подход в исследовании проблем детей школы 1, 2, 3 ступени.

Использование возможности классного коллектива в организации условий для успешного прохождения ребенком этапов его личностного становления.

Технология построения отношений в школе на основе доверия, истинной ответственности, взаимопонимания.

Учет в воспитании психологического состояния ребенка – надежная предпосылка успехов в различных ситуациях взаимодействия педагога и ребенка.

Исследование эффективности педагогических технологий и методик применительно к конкретному ребенку.

Как обеспечить этическую защиту ребенка?

Обучение ребенка умению выбрать группу общения для реализации целей оптимального взаимодействия и сотрудничества.

Анализ образованности школьника по его способности разрешать свои проблемы (в учебе, труде, общении, семье).

16. Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?

Читайте также: